Античная горгиппия ныне. На месте анапы стоял античный город горгиппия

Античный мир оставил последующим временам богатое наследие. Во многом оно было воспринято ранним средневековьем (сельское хозяйство, ремесло, строительное дело, чеканка монет). Греческий и особенно латинский алфавиты легли в основу алфавитов всех народов Европы. Техника фрески и мозаики была унаследована средневековьем. Однако во всем богатстве во многом забытая античная культура начала раскрываться лишь в новое время.

Об античной живописи Северного Причерноморья было известно очень немного. В раскопках прошлого века находили склепы с настенными росписями. Но эта живопись не сохранилась до наших дней. Мы судим об искусстве тех далеких времен лишь по изображениям на сосудах, монетах, саркофагах и скульптуре.

В 1975 году экспедиция Института археологии АН СССР раскопала в городе Анапе уникальный памятник античной эпохи - склеп с многочисленными фресками, повествующими о подвигах легендарного героя древнего мира Геракла. Изображения Геракла и его подвигов были до сих пор известны лишь на сосудах, монетах и в скульптуре. Но в монументальной живописи этот образ встречен впервые.

На территории нашей страны не так уж много городов, которые имеют за своими плечами двухтысячелетний путь развития. К их числу относится и , возникшая в V веке до н. э. на берегу Понта Эвксинского. Античный историк Страбон называет город «столицей синдов» - загадочного и малоизвестного племени, жившего в этих местах еще до появления первых кораблей с греческими торговцами и колонистами. Горгиппия была расположена на редкость удачно: товары Крыма, Кавказа и глубинных областей таинственной Скифии встречались здесь на оживленных торжищах с изделиями искусных мастеров Греции, Египта, стран Востока. Город процветал. Но в III веке н. э. Горгиппия гибнет в результате вражеского нашествия, и на этом заканчивается античный этап ее истории.

Систематические раскопки Горгиппии начались с 1959 года. Работать археологам необычайно трудно. Большой курортный город плотно застроен: вести раскопки можно только в местах новостроек и во дворах современных домов. И все же экспедиции под руководством старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР И. Т. Кругликовой за 15 полевых сезонов удалось исследовать различные участки древнего города, определить его планировку. Главная магистраль Горгиппии тянулась вдоль моря, от нее разбегались переулки. В первые века существования города улицы были вымощены булыжником и обломками глиняных амфор. На таких мостовых сохранились даже колеи от телег, найдены утерянные в древности бронзовые монеты. Мостовые более позднего времени (I-III вв. н. э.) - громадные плоские камни положены на слой глины и щебня. Улицы Горгиппии неоднократно ремонтировались и трижды за время существования города перестраивались.

На месте гостиницы «Анапа» находился акрополь древнего города: тут возвышались большие общественные здания, стояли мраморные статуи и помещались надписи, повествующие о событиях в жизни города.

Чем занималось население Горгиппии? Ответить на этот вопрос несложно. Раскопан ряд производственных комплексов - рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства. Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время - кирпичом.

От жилых построек древней Горгиппии сохранились подвалы домов. Стены их возводились из камня либо складывались из сырцовых кирпичей, крышу крыли черепицей различной формы.

Летом 1975 года при рытье котлована на улице Горького строители наткнулись на свод большого каменного склепа. Он находился всего в 80 сантиметрах от поверхности земли. Погребальная камера была вырублена в скальном грунте и уходила на глубину до трех метров. Громадные каменные блоки весом до тонны каждый образовывали стены гробницы. Свод был возведен по точнейшим математическим расчетам так, что ряд замковых камней держал всю дугу многотонного перекрытия. Входом в склеп служил колодец, также вырубленный в скале и облицованный камнем. Именно через него и опустили когда-то в гробницу саркофаги с останками умерших, а затем закрыли каменные двери склепа, задвинули деревянный засов и плотно забутовали все вокруг мелкими камнями. Но это не спасло гробницу от разграбления. Пробив свод, грабители сумели проникнуть в склеп. Они приподняли тяжелые крышки каменных саркофагов, подложили под каждую из них по два камня и через образовавшиеся щели вытащили покойников на пол. Сняв дорогие одежды и украшения и очистив ниши в стенах, грабители покинули склеп. Сейчас мы можем догадываться, что это был богатый склеп.

Погребальная камера площадью 14 квадратных метров и высотой 3,5 метра служила семейной усыпальницей: в ней стояло три одинаковых выдолбленных из каменных глыб саркофага. Большие каменные крышки скреплялись с саркофагами раствором извести, а один из них - свинцовой скрепой. Грабители унесли вещи, но в склепе сохранились уникальные по красоте и содержанию настенные росписи.

Фрески античной эпохи известны: их находили как в богатых домах, так и в погребальных сооружениях. Чаще всего росписи только имитируют кладку стен.

То же было и в Анапском склепе . Цоколь, идущий над полом, изображен в виде красной полосы метровой ширины, опоясывающей стены. В первые века н. э. в строительной технике античного мира появилась мода облицовывать стены богатых построек пестрым мрамором и даже янтарем, из тонких плиток камня выкладывались сложные орнаменты. На стенах менее богатых домов появилось воспроизведение каменной облицовки. Склепы - дома мертвых - расписывались в подражание домам живых. В Анапском склепе над красным цоколем расположена полоса метровой ширины, имитирующая пестро-мраморную облицовку стен: широкие красные овалы на белом, желтом или голубом фоне, зигзаги, крапинки в кругах. А между ними - живописно изображенные колонны с орнаментированными капителями. В этом поясе поражает точная разметка рисунков, сделанная циркулем, и симметрия в общей структуре орнаментов. Над ним размещалась полоса с висящей на крючках драпировкой с бахромой и кистями. В изгибах ткани - выразительные лица, вероятно, маски. Выше следует еще более интересный ярус, повествующий о жизни и двенадцати подвигах великого героя Эллады - Геракла. Он борется со львом и змееголовым чудовищем - лернейской Гидрой, ловит керинейскую лань, стреляет из лука в стимфалийских птиц со смертоносными перьями-стрелами, приводит коров Гериона, укрощает критского быка и совершает другие бессмертные подвиги. Львиная шкура, палица и горит с луком всегда при нем. Движения Геракла и побеждаемых им чудовищ полны реализма и экспрессии. Сюда же включена и бытовая сцена, изображающая, вероятно, трапезу: бородатый мужчина в центре, две женщины в покрывалах и два юноши - по бокам. Кто они?

Прекрасна роспись напротив входа в склеп: сидящие в креслах мужчина и женщина, перед ними стоит юноша. Может быть, именно на этой сцене представлены трое погребенных в склепе? Фигуры обрамлены нарисованными деревьями, павлинами, плывущими черепахами, над головами сидящих - круг со змеей.

Над входом изображены растения, венки из ветвей, пестрые круги и звери: два повернутых друг к другу козла, сцена травли пятнистого оленя двумя собаками.

На потолке склепа циркулем очерчен широкий круг, в него вписана шестилепестковая розетка. Круг опоясан пестрой орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.

Все росписи выполнены в технике фрески природными красками по сырой штукатурке, толщина которой колеблется от 1 до 2 сантиметров.

Сочетание инкрустационного стиля росписи, имитирующего каменную облицовку стен, с цветочным стилем, включающим растительные мотивы, изображения птиц и зверей, позволяет датировать Анапский склеп Геракла вторым веком н. э.

Во время раскопок склеп постоянно заполняла грунтовая вода, грозившая уничтожить фрески. Чтобы сохранить на века бесценные росписи, склеп был разобран по блокам и вывезен из котлована строящегося дома.

Собственно говоря, рассказом о судьбе склепа Геракла не завершается рассказ о работах 1975 года. Чтобы демонтировать и вывезти раскопанную гробницу, необходимо было обнажить снаружи каменную кладку склепа. Прокапывая экскаватором траншею, ученые обнаружили поблизости еще один склеп. Он, подобно первому, тоже был вырублен в скале. На полу его стояли два каменных саркофага с массивными каменными крышками. В одном были погребены две девочки. Их глаза закрыли золотыми наглазниками, губы - золотыми нагубниками, на грудь положили золотые нагрудники и поставили серебряный сосудик с тонким узором. Каждой из погребенных полагался золотой венок. Все эти вещи сохранились: они сделаны из тонкого золотого листа.

Второй саркофаг был украшен вырезанными по камню колонками, нишами и изящными цветами. Крышка соединяется с саркофагом железной пластиной, залитой на обоих концах свинцовыми пломбами - несомненное свидетельство того, что захоронение не потревожено. В этом саркофаге находились разного рода предметы - как предназначенные специально для погребения (золотые наглазники, нагубник, лепестки, покрывающие одежду, венок), так и личные вещи умершего (два массивных золотых перстня с тончайшими геммами на темных агатах, золотой браслет с бирюзой и стеклянной вставкой, массивная шейная гривна, золотая фибула (булавка), пряжка с инкрустацией, железный кинжал с золотой рукояткой в деревянных ножнах с золотым обкладом. На ножнах - павлин и многократно повторенный мотив: орел терзает зайца. Оба предмета украшены гранатами и бирюзой). Кроме личных военных доспехов, погребенному положили в саркофаг части конской сбруи, украшенной золотыми обкладками, серебряный и бронзовый кувшины, стеклянный сосуд. Здесь был погребен знатный воин.

Рядом с саркофагами ученые увидели на полу едва ли не самые интересные вещи - бронзовая курильница с цветными эмалями, образующими растительный орнамент восточного типа, и очень дорогая по тем временам стеклянная чаша, сделанная из прозрачного синего, зеленого и бесцветного видов стекла. Между двух слоев бесцветного стекла была проложена золотая фольга. На полу ученые обнаружили четыре бронзовых стригеля с ручками, украшенными эмалями. Стригелями спортсмены очищали тело от налипшего на масло песка. Здесь же найдены серебряные ложечки, стеклянные кувшины, два бронзовых светильника с головками птиц на изогнутых ручках. Судя по этим вещам, второй склеп относится ко II-первой половине III в. н. э.

Склепы с настенными росписями, подобные Анапскому, раскапывались на территории Причерноморья в 19-ом столетии, но по разным причинам они не сохранились до наших дней, и живопись безвозвратно погибла для науки.

В наше время Анапа выглядит настолько стильным и современным курортом, что туристы, особо не увлекающиеся историей, даже не подозревают, что раньше здесь находился древнегреческий город Горгиппия, один из самых богатых городов Боспорского царства. Возведён он был во второй половине VI века до н.э. и успешно процветал около десяти веков, пока во время одного из набегов враги не сожгли его дотла, и жизнь в нём медленно угасла.

Расположена Горгиппия в Анапе на северо-восточном побережье Чёрного моря в центре одного из самых знаменитых курортов России на западе Краснодарского края.

Вначале городище называлось иначе – Синдская гавань (поначалу тут проживали представители племени синдов, а уже потом поселились греки) и существовало оно как независимое город-государство, имеющее хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями – Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией.

Нет ничего удивительного в том, что некоторое время спустя, в IV ст. до н.э., греческие колонии, расположенные вдоль северного побережья Чёрного моря, решили объединиться в одно государство – Боспорское царство. В результате этого Синдская гавань была переименована в честь брата царя Горгиппа, которого назначили здесь наместником.

Горгиппия оказалась не просто торговым и ремесленным центром, которым являлась до сих пор, но и пограничной крепостью, а в скором времени стала одним из самых важных и богатых городов региона (город был до того успешен, что даже имел право чеканить собственные монеты – серебряные драхмы).

Город-музей

Остатки этого городища в наше время можно увидеть в музее Анапы, площадь которого занимает около 2 га. Прежде всего это фундаменты древних кварталов, датированные II-III ст. н.э., магистраль, колодцы, винодельня, остатки оборонных фортификаций. Здесь можно увидеть фрагменты облицовочных материалов святилищ и колонн городища, саркофаги и надгробные плиты.

Здесь же обустроен крытый музей, в выставочных залах которого хранятся найденные статуэтки, скульптуры из мрамора, расписная посуда, амфоры, монеты, оружие.

Внешний вид города

Несмотря на то что в настоящее время от жилых построек города остались лишь подвалы, учёным и историкам всё же удалось более-менее установить, как выглядела Горгиппия несколько тысячелетий тому назад. Работа археологов оказалась непростой, поскольку застроена Анапа очень плотно, а раскопки можно проводить лишь там, где ведётся строительство или во дворах современных домов.

Горгиппия была невелика – её площадь составляла 38 га (0,38 км. кв.), а ширина главной улицы была около восьми метров. Главная магистраль города тянулась вдоль побережья, вплотную подходила к городским воротам, а за пределами Горгиппии вела к широкому торговому пути, который объединял Крым с Кавказским перевалом.

Первые шесть веков своего существования улицы Горгиппии были вымощены булыжниками и обломками глиняных кувшинов (на найденных мостовых этого типа сохранились следы от проезжавших повозок).

Дороги более позднего периода, относящиеся к I-III ст. н.э. были выложены из огромных плоских камней, положенные на слой из глины и щебня. Это покрытие оказалось настолько прочным, что ехавшие по ней во время раскопок самосвалы, груженные землёй, не причинили ему ни малейшего вреда.


Строили жители дома в основном вдоль побережья. Дома простых жителей города были возведены из глины. Более богатые обитатели при строительстве своих жилищ использовали камень, обожжённые кирпичи и черепицу. Окна домов затягивали бычьими пузырями.

Дома знати были расположены в центре города, на главной площади. Горгиппия содержала небольшие постройки. Здания были невысокими, имели не больше двух этажей и состояли из трёх-четырёх комнат. На первых этажах находились, скорее всего, лавки или ремесленные мастерские.

Интересно, что древние архитекторы при постройке Горгиппии предусмотрели систему водопроводов и водостоков – один из таких каналов был обнаружен во время раскопок: он шёл вдоль одной из улиц, подходил к отстойному колодцу, в котором процеживалась вода, в результате чего на дне оставался мусор, а очищенная вода выводилась в море.

Горгиппия была поделена на кварталы, в каждом из которых жила определённая категория населения – лучше всех сохранились кварталы гончаров: во время раскопок были найдены многочисленные амфоры, посуда, статуэтки.


В городе был также обнаружен ряд производственных комплексов (практически все найденные предметы можно увидеть на территории обустроенного здесь музея):

  • цистерны, в которых засаливали рыбу;
  • помещения с давильными площадками, в которых изготавливали вино, а в них – бочки вместимостью около 6 т;
  • гончарные печи;
  • были даже найдены следы металлургического производства.

Склепы

В семидесятых годах прошлого века во время строительства в Анапе был найден уникальный памятник эллинской культуры – расписная усыпальница греческих аристократов, который исследователи назвали «Склепом Геракла». Вырублена она была в скальном грунте и находилась в метре от земной поверхности (при этом высота стен составляла более трёх метров).

Стены гробницы были сделаны из однотонных каменных блоков, а свод сконструирован так, что без труда выдерживал тяжёлое перекрытие. Попасть в усыпальницу можно было через колодец (через него вниз как раз и были спущены саркофаги). После чего вход в каменный колодец надёжно закрыли и засыпали галькой (к сожалению, это не остановило грабителей, которые смогли пробраться в склеп, вытащить и ограбить усопших, а также вынести из усыпальницы всё ценное).

Единственное, что они не смогли захватить с собой, так это уникальные настенные фрески, выполненные природными красками. Большинство из них сейчас в Москве на реставрации, а вот саркофаги хранятся в Анапском музее.

Стены над полом по всему периметру усыпальницы опоясывала полоса красного цвета, а над входом была нарисована разная растительность, пёстрые круги и сцены охоты. Выше расположена ещё одна полоса с большими красными овалами или зигзагами. Между овалами нарисованы были колонны с декорированными капителями. Над этой полосой висела драпировочная ткань с бахромой и кистями, а над тканью были нарисованы картины, рассказывающие о 12 подвигах Геракла, из-за которых склеп и получил своё название.

Рядом с историями о жизни греческого полубога – рисунок, изображающий трапезу: за столом сидел бородатый мужчина, по бокам от него находились две женщины в покрывалах и два молодых человека. Также в усыпальнице был ещё один рисунок, изображающий сидящих женщину и мужчину, возле которых стоит юноша. Вокруг этих фигур – деревья, павлины, черепахи, а над головами пары можно заметить круг со змеёй. На потолке усыпальницы нарисован круг с орнаментальной каймой, в центре которого находится разноцветная шестилепестковая розетка.

Интересно, что усыпальница эта оказалась не одна: рядом со «Склепом Геракла» исследователи обнаружили ещё одну гробницу с двумя саркофагами (грабители о ней не знали, а потому не ограбили). В первом саркофаге был похоронен знатный горгиппиец, а во втором – две девочки (об их социальном положении свидетельствовали найденные тут же золотые украшения и другие декоративные погребальные предметы).

Крушение

О том, кто разрушил Горгиппию, Гермонасс и другие города Боспорского царства, письменных свидетельств до нас не дошло. Во втором веке город после жестоких боёв на какое-то время оказался под властью Римской империи, затем в начале третьего столетия сюда вторглись готы, а сам город почти полностью сгорел во время пожара после 238 года.


Несмотря на то что местные жители, уцелевшие во время бедствия, смогли восстановить разрушенные жилища, возвести разрушенные оборонные стены не смогли: денег и сил на строительные работы после многочисленных набегов у них не осталось. Через сто лет на эту территорию пришли гунны, и история о жизни и процветании городов Боспорского Царства оказалась завершена.

Античный город (4 в. до н. э. 3 в. н. э.) Боспорского государства на восточном берегу Черного м. (современный г. Анапа). Городские кварталы, керамика, бытовые предметы, погребения … Большой Энциклопедический словарь

Горгиппия - Анапа Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Горгиппия - античный город (IV в. до н. э. III в. н. э.) Боспорского государства, на восточном берегу Чёрного моря (современный г. Анапа). Городские кварталы, керамика, бытовые предметы, погребения. * * * ГОРГИППИЯ ГОРГИППИЯ, античный город (4 в. до н. э. 3 … Энциклопедический словарь

Горгиппия - (греч. Gorgippia) античный город на восточном побережье Чёрного моря (современная Анапа). Г. возникла на месте существовавшего здесь поселения синдов (См. Синды) (Синдская гавань) с появлением греческих колонистов (6 5 вв. до н. э.).… … Большая советская энциклопедия

ГОРГИППИЯ - (греч. Gorgippia) антич. город на вост. побережье Черного м. (совр. г. Анапа в Краснодарском крае). На месте существовавшего здесь поселения синдов (Синдская гавань) с появлением греч. колонистов (6 5 вв. до н. э.) возник г. Синд (Синдика); вошел … Советская историческая энциклопедия

Горгиппия - антич. город на вост. побережье Черно го м., (совр. г. Анапа в Краснодарском крае). На месте существов. здесь поселения синдов (Синдская гавань) с появл. греч. колонистов (6 5 вв. до н.э.) возник г. Синд (Синдика); вошел в Боспорское… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Горгиппия - Анапа … Топонимический словарь

Музей название = Археологический музей «Горгиппия» оригинал = файл = размер = подпись = основан = местонахождение = Анапа, nobr|ул. Набережная, д. 4 посетители = директор = проезд = ссылка = Commons = «Горгиппия»… … Википедия

Археологический музей «Горгиппия» - Координаты: 44°53′46″ с. ш. 37°18′39″ в. д. / 44.896111° с. ш. 37.310833° в. д. … Википедия

Археологический музей "Горгиппия" - … Википедия

Книги

  • Античный город Горгиппия , Е. М. Алексеева , Иллюстрированное издание по истории и искусству античного города Горгиппии, одного из наиболее крупных центров античной цивилизации на юге России, игравшего значительную роль в экономической… Категория: История Издатель: Едиториал УРСС , Производитель: Едиториал УРСС , Купить за 882 грн (только Украина)
  • Античный город Горгиппия , Е. М. Алексеева , Книга посвящена истории Горгиппии, одного из наиболее крупных центров античной цивилизации на юге России, игравшего значительную роль в экономической и культурной жизни Северо-Западного… Категория: Общие работы по истории древнего мира Издатель:

Анапа - это курортный город на черноморском побережье Краснодарского края. Большинство туристов приезжает сюда в летние отпуска, мечтая искупаться в море, загореть и посетить аквапарк. Но если описанный вариант отдыха кажется вам слишком скучным, всегда можно отправиться на экскурсии. Одно из самых необычных и интересных мест для посещения в Анапе - археологический музей «Горгиппия».

Курортный городок с насыщенной историей

Непросвещенные туристы пренебрежительно относятся к Краснодарскому краю, когда речь заходит об исторических достопримечательностях. В Греции и Испании буквально на каждом шагу можно увидеть античные руины, а чем может похвастаться российский юг? На самом деле и Краснодарский край имеет не менее интересную историю, полную версию которой, возможно, нам только предстоит узнать.

На месте современной Анапы когда-то находился древнегреческий город Синдская гавань. Благодаря археологическим находкам удалось установить, что основан он был не позже 6-го века до н. э. В 4-м веке до н. э. населенный пункт переходит в подчинение Боспорского царства и получает новое имя - Горгиппия в честь древнего правителя Горгиппа. Город стремительно развивается и славится как ремесленный и торговый центр. На территории Горгиппии был большой квартал мастеров-гончаров. Во втором веке до н. э. город получил право на выпуск собственных монет.

Во 2-м веке н. э. Горгиппия процветает - улицы украшаются искусными статуями и обелисками, строятся помпезные храмы, богатые граждане не жалеют денег на создание вычурных усыпальниц и некрополей.

Что же случилось с богатым античным городом? Почему сегодня от него остался только археологический музей «Горгиппия»? В 3-м веке н. э. город стал постоянно подвергаться набегам варваров. Свою историю некогда цветущий населенный пункт заканчивает в 4-м веке нашей эры. После очередного нашествия гуннов Горгиппия навсегда исчезла с мировых карт.

Экспозиции музея

Были начаты еще в XIX веке. В их ходе удалось установить, что древний город занимал более 40 гектаров и находится под современной Анапой, на уровне всего около 1 метра.

Сегодня археологический музей-заповедник «Горгиппия» находится в центре курортного города и занимает площадь 1,6 га. Здесь все еще ведутся раскопки и научно-исследовательская деятельность. Для туристов открыт участок 0,7 га, полностью исследованный и представляющий собой музей под открытым небом.

Археологический музей «Горгиппия» приглашает всех желающих на прогулку по настоящему древнему городу. Во время экскурсии вы увидите своими глазами: фундаменты и подвалы жилых домов, улицы, оборонительные постройки, винодельческие комплексы, водостоки, колодцы и некрополь. На сегодняшний день это единственный археологический музей в России, приглашающий всех желающих на места раскопок. На территории заповедника имеется также павильон, в котором выставлены наиболее ценные и интересные экспонаты.

Жемчужины коллекции

В экспозиции музея представлена интересная коллекция керамики. Во время экскурсии туристам предстоит узнать, чем пифосы отличались от амфор, и какие прочие формы сосудов чаще всего использовались нашими далекими предками. Помимо бытовой утвари, археологический музей «Горгиппия» радует гостей коллекцией женских ювелирных украшений и бижутерии. Настоящая жемчужина экспозиции - древний ткацкий станок. Не менее интересны для осмотра статуи и фрагменты мраморных плит с письменами на древнегреческом языке. Также в коллекции музея имеются образцы оружия, орудий труда и детали сложных механизмов.

Многие уникальные и ценные экспонаты постоянно выставляются в крупнейших музеях России - в Москве и Санкт-Петербурге. Но, несмотря на этот факт, постоянная выставка в самой «Горгиппии» очень интересна и познавательна.

Режим работы и цены

Анапский археологический музей-заповедник «Горгиппия» работает со вторника по воскресенье включительно. Посетить экспозицию можно с 09:00 до 18:00. Стоимость взрослого билета составляет 120 рублей, для детей и льготников вход стоит 80 рублей. Право на осмотр коллекции музея по сниженной цене имеют следующие категории граждан: студенты, пенсионеры, инвалиды, участники войн, военнослужащие срочной контрактной службы, дети-сироты. Для получения скидки при приобретении билета необходимо предъявить соответствующий документ, подтверждающий льготную категорию.

Как добраться? Адрес и описание проезда

Точный адрес, по которому находится археологический музей «Горгиппия»: Анапа, улица Набережная, дом 4. Это самый центр курортного городка. Ближайшая остановка общественного транспорта называется «Астраханская». Проезд на автобусах и маршрутных такси №№ 1, 2, 6, 16 и 18. Точные координаты музея-заповедника для автолюбителей: 44.896262; 37.310507.

Далеко за пределами Краснодарского края известны город-курорт Анапа и станица Тамань (найди их на карте)

Прогуливаясь по их набережной, наши современники, сами того не ведая, ступают по земле, история которой уходит в далекое прошлое.

В VI в. до н. э. на берегах Черного (греки называли его Понт Эвксинский) и Азовского (Метотиды) морей стали появляться греки, создавая большие поселения (или колонии).
Они были искусными мореплавателями и занимались торговлей, поэтому часто совершали дальние путешествия на своих кораблях. Селиться они предпочитали рядом с местным населением, чтобы можно было с ними торговать.

В IV в. до н. э. из этих колоний было образовано Боспорское царство (смотрим ленту времени в тетради) со столицей Пантикопеей (современный город Керчь).

Фанагория (поселок Сенной) была основана примерно в 542 г. до н. э.

В IV в. до н. э. Фанагория была включена в состав Боспорского царства и служила второй (после Пантикапея) столицей Боспорского царства и процветающих торговым центром.
В античное время Фанагория выглядела как типичный древнегреческий город.

Он был окружен мощными крепостными стенами, на вымощенных улицах и площадях располагались бронзовые и мраморные статуи, имелось множество колодцев, выложенных камнем. В центральной части города находились храмы, театр, различные общественные здания, а также богатые частные дома. На окраине Фанагории имелся даже квартал гончаров, который назывался Керамик.
Основу экономики Фанагории составляли земледелие, виноградарство и виноделие, а также большую роль играла торговля с населением Прикубанья, с городами Причерноморья и Среднеземноморья. Через город переправлялись различные товары: одежда, ювелирные изделия, вино. У торговцев из Греции особым спросом пользовались рыба, хлеб, мясо, меха и множество других товаров, которые привозились в Фанагорию из близлежащих поселений.

Второй город, о котором мы поговорим - это Гермонасса .

Находился он там, где сейчас находится станица Тамань на Таманском полуострове.
История Тамани началась с того времени, когда на этом месте была основана древнегреческая колония Гермонасса. Произошло это в VI веке до н. э. Гермонасса была вторым (после Фанагории)по значению городом Азиатского Боспора, охватывавшего Таманский полуостров и Прикубанье. В целом же в VI веке до н.э. Таманский полуостров активно осваивался и заселялся греками.
Судя по находкам археологов, основными видами деятельности поселенцев были торговля, земледелие, скотоводство. Культурный слой поселения насыщен фрагментами античных амфор и столовой керамики , костями домашних животных. Часто встречаются медные монеты, которые с IV века до н.э. чеканились в Пантикапее и Фанагории.

Те из вас, ребята, кто был в этнографичесом музее Атамань, мог видеть своими глазами крошечную часть Гермонассы

Это моя фотография сделана мной в Атамани:)


Древний богатый город Горгиппия (Анапа).

Поначалу на территории современной Анапы проживали представители племени синдов, их городище называлось Синдская гавань и имело хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями – Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией. Потом, в IV столетии до нашей эры греческие колонии объединились и стали называться Боспорским царством, а Синдская гавань была переименована в Горгиппию.
Горгиппия оказалась не просто торговым и ремесленным центром, которым являлась до сих пор, но и пограничной крепостью, а в скором времени стала одним из самых важных и богатых городов региона (город был до того успешен, что даже имел право чеканить собственные монеты – серебряные драхмы).
Чем занималось население Горгиппии? Археологами были раскопаны производственные комплексы — рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, где сок переливали для брожения в пифосы , гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства.
Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время — кирпичом.

Приглашаю вас, ребята, на виртуальную экскурсию в Анапский археологический музей, где вы можете познакомиться с предметами быта древней Горгиппии-Анапы.

Домашнее задание:
1. Внимательно прочитать текст, отмечайте незнакомые слова. Постарайтесь найти их значение.
2. Запишите в тетрадь три вопроса, которые у вас возникли, когда вы читали текст.
3. Найти на карте-заставке города Анапу, поселок Сенной, Тамань, Таманский полуостров, Черное и Азовское море (их древние названия)