Численность населения дамаска. Достопримечательности дамаска

Дамаск – это столица Сирии. Это не самый большой город в стране, он находится по количеству населения на втором месте после известного сирийского курорта Алеппо. Население Дамаска составляет 1 720 000 человек. Город расположен на Восточном горном плато. Через город протекает река Барада. В этом месте она делится на семь небольших речек. Сам город неоднократно упоминается в Библии, здесь есть несколько библейских мест.

История

Дамаск считается одним из самых старых городов в мире. Городу около шести тысяч лет.

Дата основания Дамаска неизвестна. По библейскому преданию, город был основан Адамом, который сюда пришёл с Евой после изгнания из райского сада. Некоторые историки считают, что город возник где-то в начале четвёртого тысячелетия до нашей эры. Первые же письменные арабские источники с упоминанием о существования Дамаска датированы 2500 годом до нашей эры. В те годы город находился под властью египетских фараонов.

За период до нашей эры Дамаск входил в состав Ассирии, Вавилона, Израильского царства, Персии, империи Александра Македонского.

В 85 году до нашей эры город был захвачен набатейцами и вошёл в состав Набатейского царства (ныне – это территория современной Иордании).

В 64 году до нашей эры Дамаск был осаждён полчищами римского полководца Гнея Помпея. Город был сдан и вошёл в состав Священной Римской империи.

В 395 году город входит в состав Византийской империи.

Первые христиане в Дамаске появляются в первом столетии нашей эры.

Более 100 лет (661-762 гг.) Дамаск входил в состав Арабского халифата.

Затем город вновь оказался в составе Египта.

В 1076 году Дамаск захватывают турки-сельджуки.

В следующем столетии город три раза пытались захватить крестоносцы, но им это сделать не удалось.

В 1154 году город снова захватили турки-сельджуки.

Через сто лет египтяне возвращают себе город, однако в 1300 году его теряют – город был захвачен монголами. В Дамаске было убито почти всё население. Через сто лет трагедия повторяется – монгольский хан Тамерлан полностью разрушает город. Случилось это в 1400 году.

В 1516 году Дамаск входит в состав Османской империи.

В 1833 году Сирия провозглашает свою независимость, город становится столицей нового государства. Однако уже через семь лет началась вторжение британских войск, которые вернули Сирию Османской империи.

С 1920 года Дамаск оказывается под управлением Франции.

В 1943 году Сирия окончательно становится независимым государством, а Дамаск – её бессменной столицей.

В послевоенные годы город отстроился, превратился в один из красивых городов Ближнего Востока. Знакомимся с Дамаском.

Карта

Музеи

Первым делом прогуляемся по музеям Дамаска.

Национальный музей Дамаска – находится в центре города. Экспозиция состоит из пяти залов: «Первобытный период», «Древняя Сирия», «Византия», Исламский период», «Современное время», Здесь наиболее полно раскрывается интересная и богатая история сирийской столицы.

Железнодорожный музей – здесь на обозрение выставлены паровозы и пассажирские вагоны, которые достались Сирии от англичан. Здесь очень много посетителей. В музее подробно описана история создания сирийских железных дорог.

Военный музей – также находится в центральной части города. На обозрение посетителям выставлено древнее оружие, документы, военная форма сирийской армии.

Музей арабской калиграфии – интересный музей. Здесь описывается история создания арабской письменности, особенности арабского письма (пишут и читают книги справа налево и с конца в начало).

Музей истории медицины – рассказывает об достижениях сирийской медицины, начиная с античного времени и по современное время.

Музей народных искусств Сирии – расположен во дворце Аль-Азема. Каждая комната дворца превращена в отдельный экспозиционный зал. Здесь собрана красивая старинная мебель, фарфоровая посуда, оружие, национальные костюмы сирийцев.

Музей оружия – здесь хранятся арабские клинки, сабли, щиты, шлемы. Здесь также хранятся интересные документы и военные мемуары арабских военачальников.

Достопримечательности

Теперь пора погулять по самому городу.

Стены и ворота Дамаска – самая большая и разбросанная по всему центру города достопримечательность. За стенами находится Старый город, самая древняя часть Дамаска. Здесь сохранилось семь городских ворот,

Гора Касьюн – интересная природная достопримечательность города. Взобравшись на эту гору, можно увидеть весь Дамаск как на ладони. На этой горе находится место, где библейский Каин убил Авеля.

Каменная пещера на горе Касьюн – именно возле этой пещеры и было совершенно убийство Авеля Каином. По библейскому преданию, увидев убийство, пещера вскрикнула от ужаса.

Мавзолей Салах Эддина – здесь покоится великий сирийский правитель Салах Эддин, неоднократно воевавший с крестоносцами и защищавший Дамаск. Это – святое место для каждого сирийца.

Мавзолей Нур-Эт-Дина – место погребения и упокоения соратника Салах Эддина, военачальника Нур-Эт-Дина.

Прямая улица – ещё одно библейское место в Дамаске. Улица связана с деятельностью апостола Павла, который преследовал христиан. За это Бог его ослепил. Ослепший Павел прибыл в Дамаск, и идя по этой улице, зашёл в один из домов, где его встретил апостол Анания. Павел покаялся Ананию за свои грехи и Анания излечил его от слепоты, а Павел, признав свою ошибку, в будущем стал одним из самых преданных Христу апостолов.

Сайеда Рукыйя – святое место у мусульман. Здесь стоит Белая мечеть, в которой покоится правнучка пророка Мухаммада — Рукыя.

Бимаристан – это место, где в древнем Дамаске содержались душевнобольные. Сама лечебница функционировала до 19 столетия.

Улица Виа-Пекта – одна из самых красивых и старинных улиц Дамаска. Здесь очень много туристов, есть магазины, рестораны. Здесь очень много исторических памятников.

Дворец Каср-аль-Азем – это бывшая резиденция турецкого визиря – паши. Этот дворец построен в типичном османском стиле и является украшением центра Дамаска.

Мавзолей Сукейны – ещё одна мусульманская святыня. Сукейна – это ещё одна правнучка пророка Мухаммада.

Квартал Баб Тума – это христианский квартал Дамаска. Христиане здесь живут со времён апостолов.

Дом Святого Анания – находится на Прямой улице. Именно в этой доме апостол Ананий избавил от слепоты апостола Павла.

Из других достопримечательностей туристам рекомендуется посетить:

могилу Нур ад-Дина аз-Зенки ;

мечеть Омейядов , в которой находится голова Иоанна Крестителя;

пещера Магарат-ад-Дамм , которая крикнула, увидев убийство Авеля Каином;

медресе Аль-Адилийя ;

библиотека Аз-Захирия ;

медресе Нур эд-Дин ;

кладбище Баб-Сагир .

Памятники

В Дамаске почти нет скульптурных памятников – этим он отличается от других городов. В городе находится лишь несколько памятников.

— памятник султану Египта Салах-ад-Дину;

— стилизованный памятник коту.

Культовые сооружения

Церквей и мечетей в Дамаске чуть больше:

а) Православные храмы:

— Сайданайский монастырь;

— церковь Святого Анания;

— монастырь святой Марии;

— церковь Святого Иоанна;

— лавра Святого Павла.

б) Католические храмы:

— Кафедральный собор Дамаска;

— собор Девы Марии;

— Кафедральный собор в квартале Зейтун;

— святилище Святого Георгия;

в) Мусульманские мечети:

— мечеть Омейядов;

— Белая мечеть;

— мечеть Сайида Рукыйя;

— мечеть Сайида Зейнаб;

— мечеть Такия-ас-Сулеймание.

Вокзалы

В Дамаске есть железнодорожный вокзал. Железные дороги Сирии имеют связь с Турцией, Иорданией, Израилем, Египтом, Ливаном.

Из Дамаска на поезде можно уехать в:

а) внутри страны — в Алеппо, Хомс, Тартус, Латакию, Камышлы.

б) за пределы страны – в Амман, столицу Иордании.

Парки

В Дамаске есть красивые парки.

Парк Тишрин – самый крупный в Дамаске. Есть места для отдыха (скамейки), прогулочные аллеи, очень много цветочных клумб.

Archaeological Park – ещё одно интересное место. В этом парке постоянно ведутся археологические раскопки, здесь можно не только погулять, но и понаблюдать за их работой.

Рынки

Жители Дамаска, как и все сирийцы – прирождённые торговцы. Чтобы окунуться в атмосферу средневекового восточного базара, нужно посетить несколько рынков Дамаска.

Рынок Сук-Хамидие – настоящая историческая достопримечательность. Этому рынку 1000 лет! Сколько здесь было продано товаров – просто невозможно себе представить. И чего тут только нет – и персидские ковры, и гончарные изделия, и фарфор, блюда, медные кувшины

Самый популярный продуктовый рынок – рынок Такия Сулеймание . Здесь есть всегда и в изобилии свежие овощи и фрукты, восточные сладости.

Souq Saroujah – это блошиный рынок Дамаска. Этот рынок любят посещать любители антикварных ценностей со всего мира.

Климат

В заключении статьи – о климате Дамаска. Климат – субтропический полупустынный. Зимой довольно холодно, часто выпадает снег и стоят морозы. Лето – жаркое и засушливое, без осадков. В реке Барада купаться можно и жители Дамаска делают это с удовольствием и сезон купания здесь очень продолжительный – с марта по ноябрь, девять месяцев в году.

Самым древним городом мира считается Дамаск нынешняя столица Сирии. Как город Дамаск существует около 4500 лет, однако возраст древних поселений, найденных в Дамаске, оценивается в 11000 лет, что делает Дамаск древнейшим городом мира .

Дата основания Дамаска точно не установлена, поскольку это очень древний город. Легенда гласит, что Дамаск основали Адам и Ева. Сегодня Дамаск является крупнейшим городом Сирии и его население превышает 4 миллиона человек.

На звание самого древнего города мира претендует также Иерихон (Палестина), который является древнейшей крепостью в мире . Возраст городских стен Иерихона оценивается в 8800 лет. Однако Иерихон неоднократно разрушался, поэтому древнейшим непрерывно обитаемым городом он не является. К числу самых древних городов мира можно также отнести ливанские города Библ, Сидон, Тир и Бейрут, священный Иерусалим, не менее знаменитые библейские Хеврон и Яффу. Среди европейских городов самым древним является город Афины (столица Греции). Все эти города возникли за много тысяч лет до нашей эры.

Древний христианский город Маалюля к северу от Дамаска захвачена силами повстанцев, которые возглавляет группировка Фронт ан-Нусра, связанная с Аль-Каидой, сообщает Би-Би-Си. По словам повстанцев, правительственные войска были выведены из Маалюли. В свою очередь государственные СМИ заявляют, что столкновения продолжаются.

В боях между правительственными и оппозиционными войсками уже погибло несколько повстанцев. Сообщается, что жители города массово его покидают. В минувшую пятницу МИД РФ выразил обеспокоенность попытками вооруженной сирийской оппозиции захватить Маалюлю, являющуюся символом христианского присутствия в Сирии.

Напомним, что ее жители разговаривают на почти исчезнувшем арамейском языке, на котором проповедовал Иисус Христос, а находящиеся в этом городке храмы являются одними из наиболее древних и почитаемых для последователей христианства, говорится в комментарии департамента информации и печати МИД РФ.

Необходимо немедленно положить конец нападениям террористов. Особую ответственность за это несут те силы в регионе и за его пределами, которые вольно или невольно поощряют террористов, отмечалось в документе.

Дамаск - это не просто столица Сирии. Это очаровательный город, в который я влюбилась. Пожалуй, самый красивый город на Ближнем Востоке.

Несмотря на то, что в Дамаске проживает около 4 млн человек, город не производит впечатление мегаполиса. Поражает то, что основан Дамаск был задолго до нашей эры, и на протяжении всего времени был непрерывно заселен.

Что же там такого привлекательного? С одной стороны, это лучшая сторона восточного колорита - восточные базары с ароматом пряностей, красивые дворцы, вкусная кухня, древние мечети.

С другой стороны, это нетипичные для востока церкви в христианском квартале, симпатичные древние домики, ажурные фонари. Плюс ко всему - относительно неназойливые арабы (по сравнению с соседней Иорданией) и дешевизна. Все вместе создает волшебную атмосферу.

Древний город Дамаск

В Дамаске можно наблюдать удивительное переплетение различных культур, различных течений, которые создают уникальный колорит этого города. Дамаск сегодня - столица Сирии, город, которому уже не менее пяти тысяч лет.

Первые упоминания о Дамаске датируются еще шестнадцатым веком до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. История города таит в себе множество загадок, он в разное время принадлежал нескольким государствам, например Ассирии, Персии, находился в составе римской империи, затем стал византийским. Конечно, каждый отрезок времени, каждая нация, которой принадлежал город, оставила след в его архитектуре, сто либо меняла в облике города.

Фонтан в национальном музее Дамаска

Дамаск привлекает к себе множество туристов, особенно поражает красотой старая часть города. Древняя мечеть с великолепными мозаиками, дворец Аль-Азема, стены которого инкрустированы мрамором и деревом, потрясающий мавзолей султана Салах-ад-Дина. В Дамаске находится мечеть Сулейманийе, ее минареты можно увидеть практически из любой части города.

Что еще удивляет в Дамаске так это то, что многие здания, построенные несколько веков назад, и сейчас используются по прямому своему назначению. Например, бани, построенные давным-давно, и сегодня открыты и ждут своих посетителей.

Источники: navopros.ru, pravoslavye.org.ua, venividi.ru, dane-mo.livejournal.com, mytourstory.ru

Город Дамаск является столицей Сирии и самый древний город в мире. Он располагается в долине реки под названием Барада, в предгорье под названием Антиливана, а также в подножие горы под названием Касьюин на высоте около 690 метров. На расстоянии 25 километров с севера на юг и 16 километров с востока на запад простирается территория оазиса Гута, в состав которого входит и территория самого города. ? Ирак.

История Дамаска

Название города на арабском языке звучит как Димашк. Мусульманские историки считают, что название этого города произошло от имени одного из рабов Демшак, который когда-то принадлежал пророку Аврааму.

Самое первое упоминание об этом городе было зафиксировано еще в аккадских документах и табличках в 18 династии фараонов Египта, в которых город называют Димашк или Димаск. Даже в самой первой книге Ветхого Завета город упоминается как очень важный культурный и ремесленный центр.

Расцвет этого поселения произошел при племенах-кочевниках арамеях, которые пришли в их пустыни Северной Аравии для того, чтобы захватить пастбища. В 940 году до нашей эры город стал столицей Сирии во время военного, политического и экономического ее могущества.

Большой след в истории города оставил Александр Македонский, который покорил Сирийское государство в 333 году до нашей эры. После распада империи город присоединился к территории Византии, под господством которого он находился вплоть до 7 века нашей эры.

В 661 году столица была перенесена в Дамаск. 705 год был ознаменован разделам крупной церкви Иоанна Крестителя на мусульманскую и христианскую части. Но после арабы заняли и христианскую часть, превратив церковь в знаменитую на весь мир мечеть Омейядов. Династия Аббасидов перенесла в Багдад столицу, полностью ограничив влияние на культурную и религиозную жизнь Дамаска. У аббасидов все получилось, и очень скоро арабский язык быстро оттеснил язык древних арамеев.

В 1400 году мирная жизнь для города закончилась из-за захвата его Тамерланскими войсками. Его войска согнали около 30000 местных жителей в мечеть и сожгли их. Самые лучшие ремесленники, оружейники и мастера золотых дел были отправлены в Самарканд, столицу Средней Азии.

В начале 16 века город вошел в состав Османской империи, частью которой он являлся около 4 столетий. Все это время жизнь города была в упадке, из-за чего он стал незначительным провинциальным поселением.

Лишь в конце 19 века город вновь стал центром просветительного, национального, культурного, политического и освободительного движения во всей Сирии. Но турецкая оккупация была сменена во время Первой Мировой войны французской. Лишь в 1946 году французская армия была эвакуирована, после чего Дамаск вновь встал столицей, теперь уже независимой Сирии. Он начал сотрудничать с СССр и .

Дамаск: как добраться

До города можно добраться по воздушному пространству в аэропорт международного масштаба. Он находиться на расстоянии 25 километров от центра Дамаска и принимает большое количество рейсов с разных городов из всего мира. Из аэропорта до центра города можно добраться как на такси, так и на общественном транспорте, который представлен автобусами.

Также до города можно доехать и по железнодорожному сообщению. Но поезда не являются популярным видом транспорта, так как имеют низкую скорость передвижения. На юге Дамаска располагается городской вокзал, кроме которого здесь также есть станция в центре города. Ее сегодня превращают в крупнейший отель, торговый и развлекательный центр, а также узел транспорта всей страны.

Также до города можно добрать и на автобусе. Для этого в Дамаске существует 2 автовокзала, один из которых расположен в 6 километрах от центральной части города. Именно с него отправляются маршруты на северную часть страны. Еще один автовокзал расположен на западе Дамаска, откуда уходят рейсы, как на юг страны, так и во многие другие города.

Цены в ресторанах и местных магазинах

В Дамаске, безусловно, есть и торговые центры, которые для современных людей уже не являются чем-то новым, именно поэтому лучше посетить рынки города. Самым известным является рынок под названием аль-Хамидия, вход в который располагается в одних из 8 ворот крепостной стены, опоясывающей Дамаск. Он работает 6 дней в неделю, а выходной здесь в пятницу, также как и во всей стране. Здесь представлено большое количество традиционных для Востока товаров: благовонии, наряды, кальяны и многое другое.

Большое количество ресторанов расположено около другого рынка под названием Сук-Саруджа. Именно здесь готовят знаменитую шаурму из курицы, фалафель для вегетарианцев, манакеш, а также верблюжий кебаб. Также здесь можно найти большое количество кафе с фаст-фудом.

Но настоящую кухню Дамаска можно попробовать лишь на юге старого города. На главной улице можно попробовать большое количеством кафешек с шаурмой, фалафелем и многим другим.

Наиболее интересные и красивые места Дамаска

Старая часть города Дамаска является уникальнейшим объектом, который был внесен во всемирное наследие ЮНЕСКО. Он окружен стеной, сохранившейся со времен Римской Империи. Обязательно следует посетить мечеть Омейядов, в которой хранится голова Святого Иоанна Крестителя, мавзолей Салах-ад-Дина, в котором покоиться прах султана.

Не стоит упускать из внимания дворец-резиденцию Каср-аль-Азем, башню под названием Баб-Кисан, а также самый крупный рынок с пряностями под названием Бзурия. Не менее интересен Национальный музей, в котором хранятся уникальные в своем роде артефакты древнейших цивилизаций.

Информация для туристов

Город Дамаск является своего рода истинным оазисом среди пустынь. Этот крупнейший мегаполис собрал в себе большое количество памятников древних цивилизаций, а также современные постройки. Именно поэтому следует обязательно посетить смотровую площадку города, с которой открывается великолепный вид на весь город.

Сирия – государство в Юго-Западной части Азии.

Сирия входит в территорию Аш-Шам, для которой Пророк Мух аммад просил у Всевышнего благословения. Площадь государства 185 180 кв.км. Столица Сирии – Дамаск.

Дамаск (по-арабски – Димашк) – одна из самых древних столиц и старейший из постоянно обитаемых городов мира. Население города около 4 млн. чел.

Дамаск расположен в нижней части реки Барада.

Плодородная долина реки Барады, выглядит зеленым островом в сирийских песках и базальтовых пустошах. Богатая долина Гаута просто притягивала сюда путников ароматом цветущих садов и прохладой тенистых деревьев. Название долины происходит от арабского, что в переводе означает «низина», «роща», «сад». Для странников, изнуренных долгой дорогой в Дамаск, отдых в тенистых садах Аль-Файха («благоуханного» так еще называли и сам город) был приятен и незабываем.

У этого города восемь ворот: Восточные Ворота Ворота Тума (также на востоке), Ворота Покоя, Ворота Вдохновения, Ворота Победы и др.

Современная часть Дамаска – это довольно просторное место, а чем ближе к его старой части, тем чаще встречаются узкие и тенистые улочки и переулки.

Своего рода преддверием в древний город является крепость, чью постройку связывают с именем легендарного султана Саляхуддина Аль-Аййюбий, да смилуется над ним Аллаh.

На территории современного Дамаска происходило много важных для мусульман исторических событий, в разные времена здесь жили такие Пророки, как Аййюб, Зуль-Кифль, великие теологи Ислама, суфии, святые люди, а также здесь много мест, имеющих для мусульман большое значение. Великие теологи Ислама, прославившие этот город: шейх Фахруддин ибн ‘Асакир (550-620 г.h.), шейх Бадруддин Аль-Хасаний и многие другие.

А также в Дамаске находятся могилы многих святых людей.

В самом сердце Старого города царствует Омавийская мечеть.

Кто был в Дамаске, не мог не обратить внимания на Омавийскую мечеть – достопримечательность старого города. Она завораживает своей красотой как снаружи, так и внутри. На самом деле эта мечеть – архитектурная достояние Исламского искусства и не только сама мечеть, но и весь район, который ее окружает: парк отдыха, старинная торговая площадь, один из правительственных дворцов и многое другое. Это одно из самых красивых мест в Дамаске и все дороги старого города ведут к древней мечети.

История мечети возвращает нас к первому столетию по hиджре, когда Дамаск стал столицей Исламского Халифата, после г. Медины и г. Куфа. Омавийская мечеть была построена во времена Аль-Уалида ибн ‘Абдуль-Малика. Он сказал: «Я хочу построить уникальную мечеть, у которой нет в мире аналогов» . А также он говорил жителям Дамаска: «У вас есть четыре предмета для гордости: вода, воздух, фрукты и бани. Я хочу, чтобы был еще и пятый – великолепная мечеть» . Строительство мечети продолжалось 10 лет, и на ее постройку ушло сотни тысяч динаров. За все время здание мечети, по Воле Аллаhа, выдержало разные катастрофы, начиная с землетрясения в Дамаске, в конце Омавийского халифата, а также пожары, когда сожгли город во время ‘Аббасситского государства, во время Айюбия и Мамлюкийя, а также в эпоху Османского государства.

В отдельном помещении при мечети похоронены Пророк Ях ья (по некоторым мнениям ученых), Хусейн — сын четвертого «праведного» халифа ‘Али, внук Пророка Мух аммада, а также здесь хранится волосок из бороды Пророка Мух аммада, мир Ему.

Вам может понравится

Построенные в XIII — XVIII вв. мусульманские культовые сооружения: мечети, медресе, теккие, дюрбе, — в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью культурного наследия. На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально — этические положения.

Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры. В Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов, золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имён и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий.

В 1314 г. по приказу хана Узбека в Крыму была построена мечеть, которая сохранилась и до наших дней. Самая большая в Крыму мечеть, сооружённая в честь султана Селима в г. Кефе (Феодосия), строение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезлеве (Евпатория) Хан — Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова XVI — XVIII вв. — Бахчисарай, Кезлев, Карасубазар, Ор (Перекоп) активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году — 38, ныне же сохранилось лишь 8. Карасубазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 1786 г. — 21. В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством. Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван — сараев XVII в., двух бань («Буюк хам-мам»), а также трёх мечетей: “Хан — Джами», “Штор Джами”, “Буюк Джами».

Ныне в Карасу базаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в XVII веке находились здания 26 мечетей, в 1786 году — 21. ныне сохранилось только три. Итак, общее количество мечетей сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно, такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу войны, количество мечетей сократилось до 1492.

В 1860 — 62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, эмигрировало в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты.

К. Ханацкий в «Памятной книге Таврической губернии» (1867 г.) показал масштабы этой трагедии: “…в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 душ. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симферопольском уезде выселилось татар за границу 17459 душ из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу… Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 душ и размешавшихся в 196 деревнях, и которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами…”

С 1944 Г. ВПЛОТЬ ДО КОНЦА ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ПЕРИОД, КОГДА УНИЧТОЖАЛОСЬ ВСЁ, ЧТО МОГЛО БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО: КЛАДБИЩА, КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ДЕРЕВНИ, ТОПОНИМИКА…

В связи с сокращением населения и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, в 1890 году, ещё меньше — 737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончания Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!).

С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды мусульманские молитвенные здания, в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно — технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы — читальни и т. д.

В 1938 году оставшиеся функционирующие мечети были закрыты, а с 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступил период, когда по возможности уничтожалось всё, что могло напоминать о народе Крыма: кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика.

(по материалам Абдуллаева И.)

САМАЯ БОЛЬШАЯ В КРЫМУ МЕЧЕТЬ, СООРУЖЁННАЯ В ЧЕСТЬ СУЛТАНА СЕЛИМА В КЕФЕ — СТРОЕНИЕ ЗНАМЕНИТОГО ТУРЕЦКОГО ЗОДЧЕГО ХОДЖА СИНАНА РАЗОБРАНА В 1833 ГОДУ В КЕФЕ

Текие дервишей воздвигнут недалеко от главных ворот Одун-базара, вдали от городской суеты Кезлева. Это неотразимый исторический шедевр Возрождения крымского мусульманского зодчества, который сохранился в первозданном состоянии на полуострове как ансамбль, — в нем сосредоточены мечеть, текие, медресе

Первоначально текие было деревянным, вероятно, на его же фундаменте был построен каменный текие.

В конце XVIII века в Крыму насчитывалось 22 текие различных тарикатов. Во главе каждого тариката стояли шейхи, объединяющие до 30-40 дервишей. Шейхи в Крымском ханстве были наделены политической властью, среди мусульман пользовались большим авторитетом и влиянием. По утверждению Эвлия Челеби, «…в Гезлеве было несколько текие», из которых сохранился и дошел до наших дней только один. Текие на площади «Одун-базар» дает предположение, что по количеству келий и стилю строения был основан шейхами, выходцами из Коньи.

Центрально-купольное сооружение из камня-ракушечника, покрытое черепицей-сарматкой (татаркой) местного производства, с девятнадцатью кельями. Во дворе с южной стороны было кладбище, где были похоронены правоверные мусульмане, шейхи, священнослужители, послушники текие-дервиши.

В мечети проводились пятничные молебни, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон – типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Венчал его Алан – полумесяц, обращенный в сторону Къыбла.

Ансамбль «Текие-дервиш» состоит из разновременных построек: Текие считается первоначальным сооружением, медресе, более ранним строением начала XVIII века. Мечеть находилась на улице нынешней Интернациональной.

Изучая строение и основание мечетей, которые были в Гезлеве уничтожены, Моисей Гинзбург отмечает: «Минарет мечети в ансамбле „Текие“ очень похож на минарет мечети „Ашик Омера“. Они имели одинаковые основания, оба невысокие, колоннообразные».

Таким образом, напрашивается вывод что технические условия те же, и что обе эти мечети построены по одному и тому же проекту. По архивным материалам мечеть «Ашик Омера» находилась в Гезлеве на современной улице Караимской.

Здание медресе в ансамбле «Текие-дервиш» в советский период сделали «Чайную». В 80-х годах XX столетия археологи Крыма решили для себя построить гостиницу, пристроили второй этаж. В таком виде представлен ансамбль «Текие-дервиш».

В Священном Кур’ане сказано означающее: «Аллаh создал два моря: одно с солёной водой и другое — с пресной. Их воды соприкасаются без видимой преграды, но не смешиваются по Воле Аллаhа». (сура 55 «Ар-Рахман», аяты 19-20)

На земле много удивительных мест, где воды различных водоемов встречаются, но не смешиваются. Например, исследования воды Средиземного моря и Атлантического океана в месте их слияния (в Гибралтарском проливе) показали, что состав и свойства воды в каждом из них отличаются. Каждая из этих водных масс имеет свою температуру, плотность, свой солевой состав, животный и растительный мир. Но даже несмотря на сильные волны, течения, приливы и отливы, их воды не смешиваются и не переходят через невидимый барьер.

Знаменитый исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто говорил: «В 1962 году немецкие ученые обнаружили, что в Баб-эль-Мандебском проливе, где сходятся воды Аденского залива и Красного моря, воды Красного моря и Индийского океана не смешиваются. Следуя примеру своих коллег, мы стали выяснять, смешиваются ли воды Атлантического океана и Средиземного моря. Сначала мы исследовали воду Средиземного моря — ее естественный уровень солености, плотности и присущие ей формы жизни. То же самое мы сделали в Атлантическом океане. Эти две массы воды встречаются в Гибралтарском проливе уже тысячи лет, и логично было бы предположить, что эти две огромные водяные массы давно должны были бы перемешаться — их соленость и плотность должны были стать одинаковыми, или, по крайней мере, схожими. Но даже в местах, где они сходятся ближе всего, каждая из них сохраняет свои свойства. Другими словами, в местах слияния двух масс воды «водный занавес не дал им смешаться».

Исследования учёных-океанологов последних десятилетий подтверждают удивительное свойство морей: их воды не перемешиваются. Более того, в океанах есть глубинные реки и озера, и даже водопады, свойства воды которых отличаются от окружающей воды океана, и не смешиваются с ней!

Место слияния рек Цзялин и Янцзы в Чунцине (Китай) Река Цзялин справа тянется на 119 км. В городе Чунцин она впадает в реку Янцзы. Чистые воды Цзялин встречаются с коричневыми водами Янцзы.

Другой удивительный пример — место встречи двух рек Велны и Нельбы (Польша). Они пересекаются строго под прямым углом, но их воды, нисколько не смешиваясь, текут дальше по своим руслам. Исследователи не раз проводили эксперименты: в Нельбу наливали синюю краску, а в Велну — красную. В месте пересечения рек краски не смешивались: синяя текла поверх красной.

В мире существует также немало других мест, где можно наблюдать это удивительное явление — водоемы «встречаются», но не смешиваются.

Дамаск - столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Расположен в юго-западной Сирии рядом с восточным предгорьем Восточно-ливанской горной гряды на Восточном плато (высота 680 метров над уровнем моря) в нижнем течении реки Ба́рада, где она разделяется на семь рукавов. Дамаск территориально расположен в субтропическом поясе, тем не менее, несмотря на близость Средиземного моря, климат жаркий и засушливый. Дамаск - один из старейших городов мира; первые упоминания о нём относятся к 2500 году до нашей эры. Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта.

География и топография

Город расположен на расстоянии примерно в 80 километров от Средиземного моря, к востоку от хребта Антиливан, и стоит на плато, возвышаясь на 680 метров над уровнем моря. Суммарная площадь Дамаска составляет 105 км², 77 из которых - это собственно район городской застройки, а остальная часть занята горой Касиюн.
Район старого города с остатками фортификационных сооружений находится на южном берегу реки Барада, практически пересохшей (средняя высота воды составляет около 3 сантиметров). С юго-востока, севера и северо-востока он окружен районами Аль-Мидан, Саруджа и Имара; их история восходит к периоду Средневековья, когда у ведущих к городу дорог, в непосредственной близости от захоронений религиозных деятелей, возникали поселения. В XIX веке началось активное заселение также и склонов Касиюна (хотя люди жили там и ранее - пригород Эс-Салихия, к примеру, сформировался близ святилища шейха Ибн Араби). Изначально упомянутые поселения строились курдскими военными формированиями и мусульманскими беженцами из европейских регионов Оттоманской империи; они расположены на расстоянии от 2 до 3 километров к северу от старого города.
Центр Дамаска с видом на реку Барада, в один из редких моментов, когда она становится довольно полноводной
В конце XIX века к западу от старого города, на берегах Барады, начал формироваться современный административный и торговый центр, сердце которого известно как «аль-Мардже» («луг»). Это наименование вскоре стало ассоциироваться с главной площадью Дамаска, где расположено здание муниципалитета. Несколько выше, к югу, были размещены мировые суды, почтамт и вокзал. В свою очередь, жилые кварталы европейского типа строились у дороги, ведущей от аль-Мардже к аль-Салихия; деловой и управленческий центр нового города со временем постепенно смещался в этом же направлении.
К началу XX века новые районы строились как к северу от Барады, так и на южном направлении, частично захватывая территорию оазиса Гута. С 1955 года один из таковых, Ярмук, стал местом проживания множества палестинских беженцев. Топографы и проектировщики стремились избежать влияния города на оазис, так что
ближе к концу столетия город расширялся преимущественно на север и на запад (район Эль-Мазза). В последние годы строительство велось также в долине Барады на северо-западе (район Думмар) и на склонах гор к северо-востоку (район Барза). Бедные кварталы, здания в которых часто возводились без официальных санкций, формировались в основном к югу от основной части города. Оазис Гута, снабжаемый водой из реки Барада, ранее окружал Дамаск. К западу по долине реки располагался источник Фиджех, обеспечивавший город питьевой водой. По мере активного расширения города, возведения новых жилых и промышленных зданий, оазис сокращался в размерах; в настоящее время воды в нём практически не осталось. Помимо пересыхания, он также подвергся загрязнению ввиду интенсивного дорожного движения в городе и активного сброса разнообразных отходов, в том числе сточных вод.

Климат

Климат Дамаска является субтропическим полупустынным. Лето очень жаркое и практически без осадков, но смягчается высотой города, которая составляет около 680 метров над уровнем моря. Осадки в Дамаске редки. За год выпадает 130 мм осадков, в основном зимой. Зима в Дамаске заметно холоднее, чем на большинстве территорий, прилегающих к Средиземному морю, ночью часто бывают заморозки, реже - небольшой мороз, иногда выпадает снег. Средняя температура января составляет около +6 °C. Лето в Дамаске типично для городов средиземноморского климата: жаркое и засушливое, осадков практически не бывает. Самым тёплым месяцем является июль, средняя температура которого составляет +27,3 °C. Суточные колебания довольно большие: ночью даже в самые жаркие дни обычно прохладно (в летние месяцы разница может превышать 20 °C, а зимой обычно составляет 10 °C).

Дата основания Дамаска теряется в веках до начала нашей эры. Средневековый арабский историк Ибн Асакир (XII век) утверждал, что первой стеной, воздвигнутой после всемирного потопа, была Дамасская стена, и относил возникновение города к IV тысячелетию до нашей эры.
Первые исторические сведения о Дамаске относятся к XV веку до нашей эры, когда город находился под властью египетских фараонов. В X-VIII веках до н. э. - центр Дамасского царства. Затем входил в состав Ассирии, Нововавилонского царства, Израильского царства, Персии и империи Александра Македонского и последовавшего после его смерти эллинистического царства Селевкидов.
В 85 году до нашей эры Дамаск захватили набатейцы, а в 64 году до нашей эры римский полководец Гней Помпей присоединил его к Римской империи. Здесь размещалась штаб-квартира римских легионов, воевавших с персами. Уроженцем города в эту эпоху (64 год до нашей эры) был греческий историк и философ-перипатетик Николай Дамаскин (греч. Νικολαος Δαμασκινος).
В 395 году город вошёл в состав Византии.
Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.
С 661 по 750 годы Дамаск был столицей халифата династии Омейядов, простиравшегося от Инда до Пиренеев. Позднее город был под властью египетских династий, а в 1076 году стал частью государства турок-сельджуков.
Крестоносцы, три раза (1125, 1129, 1148 гг., последняя во время Второго крестового похода) безрезультатно пытались захватить Дамаск. В 1154 году Дамаск был взят войсками Нур ад-дина Зенги. После его смерти в 1174 году Дамаск перешёл под власть Айюбидов. В 1260 году власть в Дамаске захватили египетские мамлюки. Период их правления ознаменовался расцветом искусства и ремесла. В Европу экспортировалась дамасская сталь и дамасское стекло.
В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания. Лучших оружейников и ремесленников увели в рабство в Самарканд. Когда в 1516 году Дамаск занимали войска турецкого султана Селима, город всё ещё лежал наполовину в развалинах.
В Османской империи Дамаск стал одним из провинциальных центров, известных только как транзитный пункт для паломников, отправлявшихся на хадж в Мекку.
В 1833 году Мехмед-Али, овладев Сирией, подчинил себе временно и Дамаск, но европейские союзники султана возвратили его вместе с Сирией Турции (1840). С 9 по 16 июля 1860 года Дамаск стал свидетелем ужасной резни христиан друзами.
С 1920 по 1943 год Дамаск был административным центром подмандатной территории Сирии, подчинявшейся Франции, а после провозглашения независимости Сирии в 1943 году стал её столицей.

Население

Население города по расчётам 2012 года составляет 1 907 471 человек, в агломерации официально живёт 2 552 003 человек (данные на 1 января 2006). Неофициальные оценки исходят из намного большего числа. В связи с боевыми действиями и захватом некоторых населенных пунктов Сирии боевиками, начавшимися с 2011 года, в город хлынуло множество беженцев и временных переселенцев. Многие из них живут у своих родственников, другие - в недорогих отелях и съёмных квартирах и домах. В результате в городе начались достаточно серьезные проблемы с недвижимостью, сдаваемой в наём. Стоимость аренды жилья также значительно возросла и стала недоступной для большинства сирийцев, работающих в государственном секторе.

Религия

Большинство жителей Дамаска являются суннитами. В Дамаске насчитывается более 2000 мечетей, наиболее известной является мечеть Омейядов. Христиане составляют 10 % населения, и существует целый ряд христианских районов, таких как Баб Тума, Кассаа и Гассани; в городе много церквей. Существует небольшая еврейская община. Древняя синагога, находившаяся в районе Джобар, была разрушена захватившими район боевиками.

Административное деление

Дамаск делится на множество районов. Среди них:

  • Аббасиин
  • Абу Руммана
  • Амара
  • Бахса
  • Барамка
  • Барзе
  • Думмар
  • Джобар
  • Кафар Суса
  • Мальки
  • Мазраа
  • Меззе
  • Мидан
  • Мухажрин
  • Канават
  • Рукн Эд-дин
  • Аль-Салихия
  • Саруджа
  • Ша’алян
  • Шагур
  • Тиджара
  • Баб Тума
  • Хиджаз




Рынок Сук аль-Хамидия

Сук аль-Хамидия - это крупнейший розничный рынок во всей Сирии. Он расположен в столице страны, в историческом центре города Дамаск и славится своей древностью.
Сук аль-Хамидия относится к крытым рынкам: базар начинается от ворот Победы и представляет собой почти километровый проход под темной железной крышей. В конце этой торговой улицы стоят высокие древние колонны - остатки римского храма, посвященного Юпитеру.
Это место издавна было торговым, но свой современный вид и название рынок получил только в 1865 году, во время правления султана Абдуллы Хамида II. Немного позже, после многочисленных пожаров, деревянную крышу рынка заменили железной.
На рынке Сук аль-Хамидия продают буквально всё - начиная от кальянов, шелка и ковров ручной работы и заканчивая золотом, специями и традиционными восточными сладостями. Кроме того, на рынке расположено знаменитое кафе-мороженое Бакдаш - локальная достопримечательность Сук аль-Хамидии. Мороженное здесь делают прямо в присутствии посетителей, и оно просто восхитительно вкусное.
В целом, рынок Сук аль-Хамидия - великолепное место для шоппинга. Это шумное, суетливое место, великолепно подходящее для того, чтобы с головой погрузиться в суматошную атмосферу Дамаска и купить множество сувениров на память о Сирии.

Мавзолей Сукейны

Мавзолей Сукейны - это одно из наиболее почитаемых шиитами мест в Дамаске. Расположен он на территории исторического кладбища в Сирии. Считается, что построен он во XII веке фатимидами, прибывшими из Египта. Установить настоящий срок мавзолея Сукейны достаточно сложно, ведь за свою историю он неоднократно подвергался реконструкции.
Женщины, вышедшие из дома Мухаммеда, у шиитов в особом почете. Поэтому на кладбище у женских мавзолеев можно наблюдать большее число людей. Сукейна являлась правнучкой пророка, внучкой Али и дочерью Хусейна. Она считалась самой красивой женщиной. Была замужем много раз.
Недалеко от мавзолея Сукейны расположен комплекс Сейиды Рукийи и Мавзолей Фатимы. Все сооружения очень интересны по своему архитектурному оформлению.

Памятник Салах ад-Дину

Памятник Салах ад-Дину - конная статуя, изображающая Салах ад-Дина, величайшего султана Египта и Сирии, талантливого полководца и духовного лидера ислама двенадцатого века. Памятник расположен в столице Сирии - Дамаске, рядом с историческим центром города.
Открытие памятника было приурочено к 800 годовщине смерти Салах ад-Дина. Бронзовая статуя, созданная знаменитым скульптором Абдуллой аль-Сайедом, была представлена публике в 1993 году.
Скульптурная группа изображает Салах ад-Дина во времена его сражений с крестоносцами. Сам полководец восседает на лошади и сжимает в руке меч, а вокруг него расположены три пеших воина. Как пояснил сам скульптор, он хотел изобразить великого султана не единичным бойцом, а лидером и главнокомандующим, за которым идёт народ. С обратной стороны композиции можно увидеть двух пленников Салах ад-Дина - поверженных предводителей крестоносцев Ги де Лузиньяна и Рено де Шатийона.
Сейчас памятник Салах ад-Дину - популярнейшая достопримечательность Дамаска и узнаваемый символ города. Султан Салах ад-Дин - одна из самых почитаемых фигур в исламе, и его памятник неизменно привлекает к себе туристов-мусульман. Однако мастерство исполнения и выразительность статуи способны впечатлить даже совершенно нерелигиозного человека.

Монастырь св. Марии в Саедная

Монастырь Девы Марии расположен в деревне Саедная, в 27 километрах от Дамаска, на высокой скале (1500 метров над уровнем моря). По преданию, здесь императору Юстиниану явилась Богоматерь и пожелала, чтобы на этом месте был выстроен храм. В 547 году был основан монастырь, сейчас это место паломничества христиан со всего мира, также монастырь очень почитается у мусульман.
В Саеднайском монастыре находится особо почитаемая икона Богородицы, написанная, как утверждают, самим апостолом Лукой. Икона считается чудотворной и мироточивой, паломникам ее показывают не всегда, но можно увидеть ларец, в котором икона скрыта. Кроме этого, в монастыре много древних и современных икон. Любителям древностей будут интересны византийские фрески и мозаики.
Разрешено посещение почти всех помещений монастыря за исключением монашеских келий. При входе в некоторые помещения необходимо снимать обувь. Службы идут на арабском языке. Основное количество паломников собирается здесь 8 сентября каждого года на праздник Рождества Богородицы. От площадки перед монастырем, где останавливается автотранспорт, до дверей комплекса можно подняться не только пешком по каменной лестнице, но и на лифте.

Вокзал Хиджас

Вокзал Хиджас - старинный железнодорожный вокзал, расположенный в столице Сирии, городе Дамаске. В настоящее время вокзал является скорее памятником архитектуры и музеем, нежели транспортным узлом.
Вокзал Хиджас был построен турками в 1917 году в качестве конечной станции железнодорожной ветки Хиджас, по которой мусульманские паломники отправлялись в Мекку. Сейчас вокзал уже утратил своё значение, однако его великолепная архитектура за авторством испанского зодчего Фернандо де Арандо и интересное внутреннее убранство спасли здание от забвения. Потолок здесь красиво украшен мозаикой, а сквозь цветные витражи внутрь попадает много света.
В здании представлен старинный паровой локомотив 1908 года, а также открыто уютное кафе. Рядом расположен книжный магазинчик. А на площади перед вокзалом работает старый фонтан, построенный в одно время с вокзалом.
Посещение вокзала Хиджас, разумеется, не сравнится с осмотром более помпезных достопримечательностей Дамаска - это просто уютное, тихое место, где можно отдохнуть и расслабиться. Именно этим вокзал и привлекает туристов.

Гора Кассион

Гора Кассион (Касьюн) имеет высоту 1155 метров над уровнем моря (высота над "уровнем Дамаска" составляет 456 метров).
Кассион - не только прекрасная панорама, с которой открывается восхитительный вид практически на весь город. Особенно здесь красиво в тёмное время суток. Гора известна также тем, что именно в ней находится пещера, где Каин убил Авеля. Это место называется Макам аль Арбейн. Во время убийства пещера, увидевшая злодеяние, вскрикнула от ужаса. Эту каменную глотку вам с удовольствием продемонстрируют местные экскурсоводы.

Церковь святого Анания

Церковь святого Анания – это непременная составляющая всех паломнических и туристических маршрутов. Назвать церковь святого Анания традиционной церковью сложно, фактически это крипта - подземный храм, восходящий ко временам античного христианства. В настоящее время церковь принадлежит католической общине.
Попав в подземелья храма, вы почувствуете дух гонимой веры, в античные времена скрывавшейся от преследователей.
Ананий был учеником Иисуса и описывается как один из Семидесяти Апостолов, миссия которого записана в Евангелие от Луки 10. Он был послан Богом, чтобы исцелить слепоту Павла и присоединиться к нему с Церковью. Ананий стал первым епископом Дамаска.

Сайданайский монастырь

Сайданайский монастырь - действующий православный монастырь, один из крупнейших женских монастырей в Сирии. Он расположен в деревне Сайдная, неподалёку от Дамаска. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная икона Божьей Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.
Сайданайский монастырь был основан в шестом веке византийским императором Юстинианом I. Согласно легенд, в 546 году во время войны против персов император остановился в деревушке Сайдная, где ему явился ангел. В том же году в этом месте был заложен монастырь, существующий и поныне.
Знаменитая икона Божьей Матери попала в Сайданайский монастырь в восьмом веке. С этим святым образом связано множество легенд и слухов - предполагается, что икона нарисована самим евангелистом Лукой. Также иконе предписываются чудотворные свойства - возле неё зафиксировано несколько исцелений, и с тех пор число паломников к ней не иссякает.
Икона хранится в специальной часовне, в серебряном ларце. Доступ к чудотворному образу ограничен - паломникам можно приблизиться лишь к ларцу, но сама икона скрыта от посетителей. Однако это ничуть не уменьшает число людей, приезжающих в Сайданайский монастырь помолиться рядом со святыней.

Дворец Азем

Дворец Азем находится в Дамаске и считается одной из самых впечатляющих светских построек периода турецкого господства в Сирии.
В архитектуре дворца сочетаются турецкие и арабские элементы, которые делают его уникальным в своем роде.
Снаружи дворец оформлен более чем скромно, что отдает дань исламской традиции. Однако внутреннее убранство дворца поражает воображение посетителя. Каждый, кто сюда входит, окунается в атмосферу роскоши и красоты. Внутренний двор богато украшен цветами, здесь находятся фонтаны.
Дворец был построен в XVIII веке наместником турецкого султана Асад-пашой аль-Аземом. Для строительства дворца скупались или изымались драгоценности, которые имелись у местного населения.
Дворец построен таким образом, что в нем всегда прохладно, что необходимо для сирийского климата. Дворец разделен на две части – официальную для приемов и служебных дел, куда разрешалось входить только мужчинам, и харам-лик – пространство дворца, где располагалась семья, зона личной сферы общения.

Железнодорожный музей в Дамаске

Железнодорожный музей в Дамаске - одном из наиболее старейших городов мира, представляет собой небольшую территорию с достаточным количеством «прообразов» современного подвижного состава. Здесь представлены даже модели, выполненные из дерева. Есть модели паровозов, оставшиеся от англичан.
К большому сожалению, экспозиция, насчитывающая более десятка моделей, требует значительного вложения средств для полнейшей реставрации. Однако руководство не берет плату за вход. И это отличная возможность посетить исторический музей железнодорожного транспорта под открытым небом в Сирии.
Все вокруг пропитано историей. Кроме железнодорожного музея, здесь есть много достопримечательностей, которые стоит посетить.

Большая мечеть Омейядов

Мечеть Омейядов, также известная как Большая мечеть Дамаска, - одна из самых крупных и старейших мечетей во всём мире. Она расположена в историческом центре сирийского города Дамаск и представляет собой огромную историко-архитектурную ценность.
Мечеть Омейядов была построена в начале восьмого века на месте бывшего христианского храма Иоанна Крестителя. Мечеть названа в честь халифа Валида I из династии Омейядов, который и дал приказ о строительстве. Для постройки здания были приглашены лучшие архитекторы из Рима, Константинополя, Персии, Индии. В архитектурном плане мечеть напоминает византийский дворец. Строили ее более десяти лет, в отделке широко использовались золото, жемчуг, перламутр и мрамор. Двор мечети со всех сторон окружает арочная галерея, а пол вымощен полированными плитами.
Для мусульман мечеть Омейядов имеет статус культовой святыни, к ней совершаются религиозные паломничества. В мечети хранится голова и мощи Иоанна Крестителя, который почитаем великим пророком как в исламе, так и в христианстве. Также на территории мечети расположена усыпальница Салах-ад-Дина, знаменитого мусульманского султана и религиозного лидера.
Мечеть Омейядов - удивительное и возвышенное место, куда пускают представителей любого вероисповедания. Красота и масштабы здания захватывают дух, и мечеть пользуется огромным успехом у туристов.

Медресе Захария

Медресе Захария представляет собой мавзолей, расположенный в городе Дамаск, Сирия. Здесь похоронен один из самых легендарных султанов, воевавших с отвагой в Сирии и Палестине, султан Бейбарс. Многие считают, что он похоронен в Каире, но они ошибаются.
На территории Медресе Захария имеется школа и архив. Не так давно здесь прошла полная реставрация с восстановлением рисунков и мозаики на стенах сооружений. В архиве собрана огромнейшая коллекция из редких книг, их насчитывается более 200 тысяч экземпляров. Здание было построено в 1266 году по приказу самого Бейбарса.

Прямая улица Дамаска

Приехав в Дамаск, обязательно посетите Старый город, где главной магистралью является Прямая улица длиной 1500 метров. Упоминание о ней есть в «деяниях Апостолов». На этой улице собраны такие достопримечательности, как дом Иуды (в нём после обращения в христианскую веру побывал святой Павел) здесь же находится небольшая мечеть, в которой похоронен святой Ананий, а также фонтан, водой которого святой Ананий крестил Павла.
В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - «Via Recta» - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой. Эти колоннады сохранились и до сих пор остаются достопримечательностью этого места. Кроме античных колоннад взоры привлекает удачно восстановленная из руин римская триумфальная арка, она расположена практически посреди улицы и окружена скромными двух или трёхэтажными домами. Подобные памятники существовали в каждом сколько-нибудь значительном городе обширной Римской империи.

Национальный музей Дамаска

Национальный музей Дамаска - крупнейший и самый популярный музей Дамаска, столицы Сирии. Музей знаменит в первую очередь уникальной реконструкцией синагоги Дура-Европос, которая датируется вторым веком нашей эры.
Национальный музей Дамаска был открыт в 1936 году, однако подбор будущей экспозиции начался ещё раньше - в 1919 году. Сейчас в музее собраны уникальные археологические и исторические экспонаты, иллюстрирующие развитие цивилизации на протяжении многих веков. Экспонаты разделены на пять тематических групп: доисторический период, древняя Сирия, Византия, исламский период и современное искусство.
Один из ценнейших экспонатов музея - первый в мире алфавит, найденный в городе Эбла. Также в залах можно увидеть каменные статуи арабских богов, бюст угаритского принца, вырезанный из слоновой кости, множество древних фресок и старинных ювелирных украшений. Помимо этого в музее представлена богатая коллекция средневекового оружия.
Национальный музей Дамаска - одна из центральных достопримечательностей сирийской столицы. Богатейшая коллекция музея привлекает сюда множество туристов.

Порт Тартус

Тартус - второй по величине портовый город в Сирии после Латакии. В порту города располагалась советская, а в настоящий момент российская военно-морская база.
Стоит отметить, что это единственная отечественная база за пределами бывшего СССР - пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, в котором могут базироваться российские боевые корабли в Средиземном море.
Военная база существует в Тартусе с 1971 года, она создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море - ремонта кораблей, снабжения их топливом и расходными материалами. Этот объект обслуживают 50 российских военных моряков.
Тартус расположен в 220 км на северо-запад от Дамаска и мене чем в часе езды к югу от Латакии.

Гора Касьюн

Гора Касьюн знакома еще с древних времен. Именно тут, в Сирии, в Дамаске, произошло убийство Авеля его братом Каином. Библия поведала об этом всему человечеству. Здесь расположена пещера, называемая Кровавой или Магарат ад-дамм.
Однако не только этим примечательная лысая гора Касьюн. Здесь на высоте 1150 метров находится смотровая площадка, с которой город Дамаск открывается, как на ладони. Его небольшие улочки, запутанные дорожки и сотни минаретов приходят посмотреть тысячи посетителей.
Возле смотровой площадки есть несколько кафе, которые предлагают продукты, напитки по ценам, выше, чем в городе. Поэтому будьте готовы к красоте и небольшим денежным тратам.



Онлайн экскурсия по Дамаску(видео)

Источник. wikipedia.org, openarium.ru