Дворец Барберини, Рим (Palazzo Barberini, Roma). Палаццо Барберини: от папской резиденции к Национальной галерее старинного искусства История возникновения и архитектура

На пересечении улиц Via delle Qiattro Fontanе и Via Barberini . В античные времена здесь располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Фамилия Барберини принадлежит богатому и влиятельному княжескому роду, проживавшему в небольшом итальянском городке Барберино (настоящая фамилия рода - Тафани). Его герб – три пчелы - был известен всей Европе. В 11 веке семейство Барберини обосновалось во Флоренции.

В 1564 году Рафаэль Барберини посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, после чего дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини , п апа Римский Урбан VIII, находи вший ся на престоле с 1623 по 1644 годы. Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а брат Таддео получил назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году (после смерти Урбана VIII ) для семейства наступили т яжелы е времена. Новый п апа, Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини скрыва лись во Франции, и лишь заступничество кардинала Мазарини помогло им вернуться в Рим и получи ть обратно своё конфискованное имущество. В середине 18 века мужская линия рода Барберини пресеклась.

В 1625 году Маффео Барберини, уже будучи папой Урбаном VIII, приобрёл участок земли на холме Квиринал на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорца. Именно Сфорца возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Однако, финансовые трудности заставили кардинала Алессандро Сфорца продать землю, и Урбан VIII задумал строительство на этом месте своей резиденции. В создании дворца приняли участие лучшие архитекторы своего времени - Бернини, Мадерна и Барромини.


Карло Мадерна, вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако, в окончательном варианте, согласованном с понтификом, был принят проект здания сложной конструкции в три этажа с крыльями по обе стороны, повторяющими очертания холма Квиринал.

В 1629 году, после смерти Карло Модерна, работы по возведению дворца возглавил Джованни Бернини. Он спроектировал парадную лестницу и фонтаны (в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда 19 века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри). Внук Карло, молодой Франческо Борромини, создал известный шедевр – улитковидную лестницу с двойными колоннами по бокам, а так же разработал задний фасад здания и его окна. На все строительство ушло 5 лет (1627-1633 гг).

Палаццо Барберини. Пиранези. Гравюра, 1748 год

Возле дворца был разбит сад, что не было привычным во времена папского Рима. Остатки этого сада и сегодня впечатляют, благоухая и принося плоды. Рядом с дворцом располагался театр (был снесен при строительстве улицы Барберини). Сам дворец окружен по периметру кованым забором, на котором изображён символ семейства Барберини – пчёлы.
Маффео Барберини был воспитан в духе гуманистических идей, преобладавших в искусстве того времени. Это проявилось в его меценатской деятельности, особенно щедро продолженной им во время пребывания на папском престоле. В это время резиденция Барберини стала салоном, в котором собирались талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.


Несколько лет здесь же проработала мастерская, где изготавливали гобелены для залов дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якоп делла Ривьера. На последнем этаже здания находилась обширная библиотека Франческо Барберини, хранившая около 60 000 печатных томов и 10 000 рукописей. Сейчас в этих залах находится музей института нумизматики Италии.

После смерти Урбана VIII дворец вместе с остальным имуществом семьи Барберини был конфискован папской казной и возвращен только в 1653 году.


В трудные времена, чтобы достойно содержать дворец, многие его сокровища были проданы. В 1900 году библиотеку кардинала Франческо и антикварную мебель Бернини купил Ватикан. Парковая территория была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были окончательно проданы государству. В результате, в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства. Она состоит из 34 залов на двух этажах и обладает огромным количеством настоящих шедевров. Здесь можно увидеть работы художников 15, 16 и 17 веков: Филиппо Липпи, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Пуссена, Гвидо Рени, Рубенса и др., всего свыше 1500 живописных полотен и других экспонатов. Предметом особой гордости галереи являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Княжеские апартаменты 18 века, к которым можно попасть по спиральной лестнице Борромини, также открыты для просмотра. Правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание.


Левое крыло дворца украшено фресками Пьетро да Кортона, созданными им в 1630-х годах. Самая грандиозная работа художника – «Триумф Божественного Провидения». На этой фреске видны знаковые символы: папские ключи, тиара и пчелы Барберини. Другую фреску - «Триумф Божественной Мудрости» - создал художник Андреа Сакки. В этой работе показывается образованность папы Урбана VIII. Фреска свидетельствует о приверженстве папы гелиоцентрической системе мира.

В правом крыле установлены античные статуи. Ч лены рода Барберини коллекционировали античную классик у , выделяясь среди други х римски х род ов . К сожалению, до нас дошли лишь немногие творения. Долгое время этот зал использовался как театральный, вмещая в себя до двухсот зрителей.


А в подвалах дворца археологи обнаружили руины древнего храма Митры.

Адрес дворца — Via delle Quattro Fontane, 13.

Добраться до площади Барберини можно на метро - линия «А», станция Barberini.

Время приема посетителей — с 8.30 до 19.00, выходной – понедельник.


На входе в здание работает магазин с печатн ой продукци ей , посвященн ой истории дворца, открытк ами , каталог ами и сувенир ами .

Во время посещения Национальной галереи запрещается производить фото- и видеосъемку. Весь ручной багаж необходимо оставить в гардеробной.

Примеры работ из Национальной галереи старинного искусства:

На улице Четырёх фонтанов - via delle Quattro Fontane, недалеко от пл. Барберини, за воротами и оградой XIX века расположен дворец когда-то богатого и могущественного семейства Барберини, родовой герб которого - три пчёлки - на ограде дворца Барберини, на лодке Бернини-отца на Испанской площади, на фонтане "Пчёл" (Fontana delle Api) более известного Бернини-сына - Лоренцо Бернини.
01.


Дворец Барберини - Palazzo Barberini строился по заказу понтифика Урбана VIII, Маффео Барберини (здесь надо напомнить, что до 1870 г. Римом правили Папы). В создании дворца в 1625-1633 гг. участвовали три великих зодчих — Карло Мадерно, Франческо Борромини и Бернини.
02.

03.

Перед дворцом растут пальмы, яркая зелень которой радовала глаз в середине октября.
04.

Фонтан XIX века перед фасадом дворца.
05.

Семейство Барберини собрало в течение столетий богатую коллекцию книг, мебели, произведений живописи и скульптуры. Однако много было распродано - денег на содержание дворца не хватало. Так, в 1900 году библиотека и антикварная мебель Бернини были проданы Ватикану, а спустя полвека, в 1949 году, дворец Барберини со всей обстановкой и произведениями искусства были проданы государству, и в левом крыле дворца в 1953 году была устроена художественная галерея - Galleria Nazionale d"Arte Antica.
06.

В галерее ценное собрание старинных икон. Фреска Camillo Spallucci (1582-1605).
07.

Кроме старинных икон, в галерее полотна известных художников: Тициана, Тинторетто, Лоренцо Лотто, Караваджо, Андреа дель Сарто, Эль Греко и др. Всего в галерее 1445 картин.
08.

Одна из известных картин Караваджо - довольно большое полотно - «Юдифь и Олоферн» произвела на меня жуткое впечатление, и я не стала её фотографировать, а сфотографировала на память этот милый вид Венеции художника 18 века Canaletto (Giovanni Antonio Canal) (Venezia 1697 - 1768).
09.

Необычный зал - мраморные колонны и фонтан. На стене зала висит подробное его описание, которое я сфотографировала, но рука дрогнула и... кадр не вышел. В Инете сведений о зале не нашлось.
10.

Наверху фонтана семейный герб рода Барберини с тремя пчёлками.
11.

Чтобы посмотреть другие залы галереи, надо было выйти из здания и подняться по знаменитой лестнице Бернини. В отличие от лестницы Борромини, она четырёхугольная.
12.

Как высоко надо было подняться, чтобы попасть в другие залы, я не знала. Лестница казалась бесконечной и сфотографировать её при нелёгком по ней подъёме как-то забылось... Как потом оказалось, в галерее есть лифт, но я всё равно спустилась по лестнице, чтобы ещё раз пройти по старинным ступенькам и ощутить атмосферу ушедшего прошлого, представив, как по широким ступеням лестницы Бернини ежедневно поднимались и спускались гости и хозяева дворца.
13.

Потолочные фрески залов.
14.

15.

16.

17.

В галерее можно было взять аудиогид на итальянском, английском или французском языке. Но я решила на этот раз обойтись без аудиогида, а положиться на свой вкус, и он меня не обманул: я не пропустила ни одного шедевра в музее, как например, эту статую весталки итальянского скульптора Antonio Corradini (Venezia, 1688 - Napoli, 1752).
18.

Что-то немного пугающее есть в этом мраморном лице, покрытым покрывалом.
19.

В огромном зале жемчужина дворца - ослепительная потолочная фреска Пьетро да Кортона «Аллегория Божественного Провидения» (1633-1639).
20.

Я сделала не менее 20 кадров через зум, но большая часть кадров не получилась - нелегко снимать без штатива камерой с выдвижным зумом.
21.

22.

23.

Этот кадр с пчёлками Барберини крупным планом получился на удивление хорошо.
24.

Перед этой картиной в небольшом зале долго стояла одна пожилая пара, и когда она ушла, я осталась наедине с картиной гениального Рафаэля - "La Fornarina" ("Булочница"). Этому полотну почти 500 лет! Как полагают, оно написано Рафаэлем в год его кончины в 1520 году. Это шедевр шедервов! Картина чарует! Словами не передать, какое огромное впечатление она производит: смотришь и глаз не оторвать.
25.

Со дня кончины гениального Raffaello прошло пять столетий, легенды и мифы о его кончине и той, которую он любил, кто была его натурщицей, множатся. О судьбе его возлюбленной после смерти Рафаэля ничего точно не известно, что однако не мешает создавать противоречивые истории о ней: одни в розовых тонах, другие - в чёрных. Как всегда, когда нет фактов, их заменяет фантазия.
26.

Спустившись вниз по лестнице Бернини, пришлось опять подняться наверх, чтобы взять из камеры хранения сумку. Потом опять спуститься во двор. Сбоку от входа была видна знаменитая лестница-улитка Борромини, но вход на неё был закрыт. Нашла вход в сад при дворце. Когда был построен дворец, то вокруг него впервые в истории папской столицы был разбит обширный сад. Потом сад уничтожили. Увидев лестницу, которая ведёт в сад, я сказала: "О, нет!" За четыре дня поездки я стала уставать от римских лестниц, кроме того, впереди меня ждал крутой подъём по улице Четырёх фонтанов и спуск с холма к одному из самых красивых соборов Рима. Сделав пару кадров, я вышла с территории дворца с надеждой, что опять побываю в Риме и тогда обязательно зайду и в этот сад...
27.

На русском языке очень скудная информация. Подробно на сайте музея, где можно посмотреть фото картин самых значительных художников: http://galleriabarberini.beniculturali.it/index.php?it/23/capolavori
Все фото, кроме двух, от 15 октября 2015 года. Первый кадр снят в поездку в Рим в сентябре 2012 г. Общий вид дворца (фото 2) снят из окна номера отеля в сентябре 2004 г.

Одна из самых молодых художественных коллекций столицы разместилась в восточной её части в палаццо Барберини. Творения итальянских живописцев периода XVI – XIX веков, великолепная коллекция фарфора, майолика и антикварная мебель производят неизгладимое впечатление на каждого посетителя Национальной галереи старинного искусства.

Огромное здание дворца, величественная смесь барокко и маньеризма расположилось на улице Четырёх фонтанов на востоке Рима. Палаццо, в котором нынче разместилась Нацональная галерея старинного искусства, призвано было стать папской резиденцией и ещё одним символом величия католической церкви.

Страницы истории

С самого начала дворец Барберини проектировался, чуть ли не как монаршая резиденция, поскольку именно в нём собирался с семьёй проживать понтифик Урбан VIII. Принимать высокопоставленных гостей тоже должны были здесь, а поэтому здание обязано было быть величественным и прославлять всё семейство Барберини.

В средневековье территория, на которой сегодня находится палаццо, принадлежала зажиточному семейству Сфорца. Именно они возвели здесь первый небольшой дворец палаццето в 1549 году. Но в 1625 году финансовые трудности вынудили кардинала Алессандро Сфорца продать земли Маффео Барберини, тогда уже избранному на должность Папы Римского. Урбан VIII сразу же начал перестраивать дворец, работы длились с 1627 по 1634 года. Изначально руководство проектом было поручено Карло Мадерно, на смену ему пришёл Франческо Борромини, а завершал строительство Джанлоренцо Бернини при содействии Пьетро да Кортона.

Большое здание дворца состояло из главного корпуса, к которому примыкали два боковых крыла. Впервые в истории папской столицы вокруг дворца Барберини был разбит большой парк, со временем, правда, он был уничтожен. Чтобы возведение новой папской резиденции, которым занимался кардинал Франческо Барберини, было закончено в срок, Урбан VIII даже ввёл новые налоги по всей стране.


Строительные работы проходили быстро. По проекту Борромини сначала в жизнь воплотили задний фасад, окна и винтовую лестницу. Далее в левом крыле появилась большая лестница Бернини, заключённая в квадратный колодец. Бернини занимался и оформлением парадного фасада, выходящего на улицу Четырёх фонтанов. Теперь с этой стороны располагается главный вход и металлическая ограда с восемью столбами, изображающими атлантов XIXвека, Франческо Адзурри.

Сегодняшняя улица Сан-Николо да Толентино стала местом для конюшен, а с современной улицы Бернини располагался театр с Манежным двором. К сожалению, все строения слева от площади Барберини были уничтожены во время прокладывания виа Барберини.

На протяжении десятилетий семейство Барберини славилось своей меценатской деятельностью, а теперешняя галерея Барберини в XVII веке стала центром притяжения для многих представителей сферы искусства. Джованни Чамполи и Габриэелло Кьябрера посещали салон Барберини, частым гостем был здесь и автор поэмы «Гнев богов» Франческо Браччолини и, естественно, Лоренцо Бернини, оказавшийся ещё и неплохим театральным постановщиком, регулярно бывал в палаццо.

С высоты дня теперешнего меценатство Барберини выглядит как использование художников в целях украшения резиденции и возвеличивания самих себя. Это очень хорошо чувствуется в левом крыле дворца, залы которого были расписаны Пьетро да Кортона. Особого внимания достоин огромный плафон в центральном салоне на втором этаже, названный «Триумфом божественного Провидения». О том, что гигантская картина посвящена «святому семейству», весьма недвусмысленно свидетельствуют ключи Урбан VIII, папская тиара и геральдические символы Барберини пчёлы. Другой роскошный плафон, расписанный Андреа Саки, называется «Триумфом божественной Мудрости». Конечно, посвящается он также Урбану VIII.

Не менее роскошным декором может похвастаться и правое крыло дворца. Лучшим доказательством того является Мраморный зал или зал статуй, представлявший превосходные образцы классической скульптуры, коллекционируемые Барберини. Зал статуй был известен в Италии, поскольку лишний раз демонстрировал превосходство семьи понтифика над простыми смертными.

В 1627 – 1683 годах в стенах дворца действовала мастерская по изготовлению гобеленов. Именно из её стен вышли первые фламандские ткани, украсившие стены многих барочных зданий. Это были самые настоящие произведения искусства: гобелены изготавливались по эскизам да Кортона под руководством Джакоппо делле Ривере, специально приглашённым из Фландрии Франческо Барберини.

На последнем этаже дворца располагалась библиотека племянника папы кардинала Франческо, состоявшая из 10 000 рукописей и 60 000 томов.

Смерть понтифика в 1644 году привела к конфискации дворца, распоряжение о которой отдал следующий папа Иннокентий. Наследников Урбана VIII подозревали в банальной растрате. Однако уже в 1653 году величественный палаццо вновь стал собственностью семейства Барберини.

Экономический кризис начала XX века вынудил наследников отказаться от «семейного гнёздышка». В 1935 году старое крыло было приобретено судоходной компанией Финмаре и полностью перестроено. Весь архитектурный комплекс был выкуплен государством в 1949 году, а в 1952 Барберини распродали все, принадлежавшие семейству картины и скульптуры. Чуть позже в левом крыле расположилась римская галерея, а в правом проводились офицерское собрания вооружённых сил.

Немного о коллекции Национальной галереи старинного искусства

Современная галерея античного искусства размещается сразу в двух дворцах: палаццо Барберини и палаццо Корсини. Она образована путём слияния нескольких крупных частных коллекций. В основу легло собрание произведений искусства Неро Корсини, кардинала, родовое «гнездо» которого, дало приют второй части коллекции. Неро Корсини приобрёл дворец в 1737 году, а все скульптуры, картины и гобелены покупались с целью украсить это здание. Уже в 1740 году его коллекция предметов искусства насчитывала более 600 произведений. Спустя полтора века великолепное собрание произведений изобразительного и прикладного искусства было подарено государству Андреа и Томмазо Корсини. Несколько позже коллекцию пополнили собрание герцога Торлониа и 187 полотен из галереи Монте ди Пьета. Эти частные коллекции были объединены в одно собрание, и в 1895 году в палаццо Корсини разместилась Национальная галерея античного искусства, со временем вошедшая в состав Национальной Римской галереи.

На данном этапе дворец Корсини предлагает вниманию публики живопись периода XVII – XVIII веков, а палаццо Барберини – работы мастеров, творивших в эпоху Возрождения. Предметом особой гордости галереи Барберини являются «Форнарина» Рафаэля и «Юдифь и Олоферн» Караваджо. Кроме них, здесь можно насладиться творениями Тинторетто, Пуссена, Тициана, Гвидо Рени, Мурильо, Рубенса, Гарофало и других мастеров кисти.

Палаццо Барберини располагается по адресу: Via delle Quattro Fontane, 13, 00186 Roma, Италия и принимает посетителей с 8.30 до 19.00, выходной день – понедельник.

Похожие материалы

Обычно в любом мало-мальском итальянском городе есть своя пинакотека - картинная галерея. Где-то, как в Венеции, Флоренции и Милане, эти пинакотеки забиты шедеврами, и поход туда может занять полдня. Где-то пинакотеки скромные и даже бесплатные. А вот в Риме долгое время такой городской пинакотеки не было. Были частные собрания (Дориа-Памфили, Спада, Корсини, Барберини), ставшие музеями. Но путеводитель честно меня предупредил: римские пинакотеки - странные и непривычные. Все стены завешены картинами, так что нет пустого места; подписей нет. Хочешь информации - бери в углу картонку, на которой нарисованы четыре стены зала, а двери, окна и картины заменены пустыми прямоугольниками; что сможешь распознать, то твое. В галереях Спада и Корсини именно так дело и обстоит, а потому я, раз туда сходив, больше не испытываю желания возвращаться. А от галереи Барберини у меня с прошлых лет остались смутные воспоминания, и я решил повторить опыт.

Оказалось, что с палаццо Барберини за эти годы произошла радикальная трансформация: залов стало больше, картин тоже, то есть к прежнему фамильному собранию семьи Барберини явно добавлены экспонаты со стороны. И называется теперь это Национальной галереей старинного искусства (Gallerie nazionali d"arte antica). Правда, билет стал ощутимо дороже, и в него включили находящуюся на другом конце города галерею Корсини - унылое собрание картин XVII века. Но палаццо Барберини стОит этих денег!


Вид с одноименных площади (той, где фонтан Тритона стоит в центре) и метро.


А это главный фасад, выходящий на улицу Четырех фонтанов

И сады за дворцом тоже очень приятные.

Во дворце имеются две лестницы: одну (левую) выполнил Бернини, вторую (правую) - Борромини. Как эти два люто ненавидевших друг друга человека умудрились работать в одном месте, я не знаю. По лестнице Бернини организован подъем на второй этаж, где и находится пинакотека.

На лестницу Борромини можно только взглянуть снизу (фото не мои):

Ну а дальше пошли всякие разные шедевры. По счастью, в палаццо Барберини все картины висят порознь, разные авторы в разных залах, так что здесь, в отличие от не к ночи упомянутых Спада и Корсини, гулять - одно удовольствие.

Расписное Распятие, автор - Мастер Бигалло


Автор - Бонавентура Берлингери

Далее две картины Филиппо Липпи; я вам показывал его фрески в соборах и :

Мадонна Тарквиния. Поглядите, с каким жаром толстенький Младенец прижался к Матери.


Благовещение с донаторами.

Вам по Умбрии больше запомнился ? Он здесь тоже имеется:

Святой Филиппо Беници Святой Филиппо Беници - один из основателей ордена сервитов


Кающийся Иероним в пустыне. Автор писал Иудейскую пустыню с родных мест, не иначе.

Совершенно неизвестный мне доселе автор - Педро Фернандес да Мурсия.


Картина называется "Видение блаж. Амедео Менез да Сильва". Честно сказать, никогда не слыхал о таком блаженном, да и само видение - так себе, а вот пейзажи внизу - это чудесно.

Пьеро ди Козимо "Читающая Магдалина"

Куда же без Рафаэля, это его возлюбленная Форнарина

Так и не оцененный мной Лоренцо Лотто, за которым я бегал .


Мистический брак св.Екатерины

Часовня, расписанное Пьетро да Кортона

Бронзино, который так здОрово писал семейство Медичи. Но в данном случае это - портрет Стефано Колонна

Главный сюрприз галереи - знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна

Февраль 16, 2019

Проект великолепного здания, расположенного сегодня на улице Четырех Фонтанов, был разработан Карло Мадерно (1556-1629), имя которого неразрывно связано с реализацией идей Браманте и Микеланджело при достройке фасада собора Святого Петра. Возглавивший в 1623 году Папский престол кардинал Маффео Барберини, известный под именем папы Урбана VIII, поручил архитектору перестроить выкупленную у семьи Сфорца виллу для обустройства в ней своих апартаментов, а также использовать часть здания в качестве представительства тосканских семей в Риме. С тех пор палаццо Барберини стал неотъемлемой частью архитектурного наследия Вечного города, трансформировавшись через несколько столетий из папской резиденции в Национальную галерею старинного искусства.

Палаццо Барберини


В своем проекте Мадерно расширил ренессансное здание виллы Сфорца, превратив его в настоящий дворец, достойный самых знатных римских фамилий.

Палаццо Барберини

Бернини VS Борромини: соавторы или соперники

Однако архитектору не довелось увидеть воплощения своих планов воочию. После его смерти в 1629 году, работы возглавил Жан Лоренцо Бернини (1598-1680) в сотрудничестве с внуком Мадерно – скульптором Франческо Борромини (1599-1667). Насколько точно был сохранен оригинальный проект Карло Мадерно в совместной работе двух зодчих, многие исследователи спорят до сих пор.

Противоречивая атрибутика некоторых частей здания видна даже при поверхностном взгляде. Бернини предписывают концепцию создания просторной лоджии на фасаде над главным входом, большого зала и монументальной лестницы в левом крыле дворца.

Лестница Бернини


Фрагмент лестницы Бернини


В противовес этому, Борромини возвел элегантную спиральную лестницу, ведущую на верхние этажи в правом крыле здания, где впоследствии разместилась библиотека кардинала, собирателя древностей и мецената Франческо Барберини.


Фрагмент лестницы Борромини

Фрески для Папы

Для оформления свода большого зала, занимающего по высоте целых два этажа дворца, папа Урбан VIII привлек наиболее почитаемого в семействе Барберини художника, архитектора и скульптора Пьетро да Кортона. Исключительные размеры самого помещения и сложность сюжета повествования монументальной фрески «Торжество божественного провидения» потребовали нескольких лет сложной работы, осуществленной мастером в период 1632-1639 годов.

Фреска Пьетро да Кортона в палаццо Барберини


Фрагмент фрески Пьетро да Кортона «Торжество божественного провидения»


Апофеоз Маффео Барберини художник выразил через аллегорию ряда изображенных мифологических фигур. Центральное место в сцене занимает Провидение, облаченное в золотую мантию и окруженное ореолом света, подчеркивающего божественное естество. Доносящим Истину жестом, оно приветствует множество аллегорических фигур вокруг – Рассудительность, Правосудие, Справедливость, Милосердие и Красоту. Ниже изображен мощного телосложения обнаженный бог Хронос с крыльями – время, пожирающее своих детей. Справа от него – три Судьбы: Клото, Атропо и Лачеси, держащие в своих руках, согласно римской мифологии, нить человеческого существования. Слева от фигуры Провидения – надвигающееся в приветствии Бессмертие с венком из ярких звезд. Знаменитый герб семьи Барберини – лавровый венок с тремя пчелами посередине, утверждает духовное правительство понтифика.

Фреска «Торжество божественного провидения» 1632-1639


Для внутренней отделки многочисленных помещений дворца, Пьетро да Кортона привлек своего ученика Джованни Франческо Романелли и художника Андреа Сакки (1599-1661). Его фреску «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633), написанную по просьбе Таддео Барберини – племянника папы Урбана VIII, и сегодня можно видеть в одном из залов.

Фреска Андреа Саки «Торжество Божественной мудрости» (1629-1633)

Вокруг Палаццо

Неотъемлемой частью проекта Мадерно стал сад с тыльной стороны дворца, украшенный цветочными клумбами и витиеватыми изгородями. Занимая довольно внушительную площадь – от церкви Сан Никола да Толентино с северной стороны до перекрестка Четырех фонтанов с юга, на его территории размещались папские конюшни, Манежный двор и даже театр.

Для благоустройства огромной территории кардинал Франческо Барберини – племянник Папы, привлек ботаника и натуралиста Кассиано даль Поццо, культивировавшего здесь большое количество экзотических растений и животных, вплоть до оленей, страусов и верблюдов. Однако начиная с конца XIX века, ознаменовавшегося присоединением Рима к Королевству Италия, краевые участки сада Барберини вдоль via XX Settembre стали распродаваться под застройку министерских зданий, а в 1936 году по распоряжению Муссолини значительная часть земельного надела была передана в собственность графу Асканио Саворньян ди Брацца. В итоге, великолепный сад сегодня имеет довольно миниатюрные размеры.


За свою многолетнюю историю само здание палаццо Барберини не претерпело практически никаких изменений. Единственным дополнением, украсившим весь дворцовый комплекс, стали фонтан перед центральным входом и изящная металлическая ограда по проекту архитектора Франческо Аззурри, разработанные им в 1848 году.

Фонтан у входа во дворец

Ограда дворца со стороны улицы Четырех фонтанов


Ограду вдоль улицы Четырех Фонтанов и парадные въездные ворота возвели лишь в 1865 году. Монументальные статуи атлантов для нее изваял Шипионе Тадолини (1822-1893), потомственный зодчий знаменитой семьи скульпторов в четырех поколениях, ученик и духовный наследник Антонио Кановы.

Скульптуры, украшающие ограду дворца


Ограда у входа в палаццо Барберини

От папской резиденции к Национальной галерее

После объединения Италии и включения Рима в состав Королевства, на волне масштабных преобразований, наследники семьи Барберини были вовлечены в многочисленные земельные спекуляции, спровоцированные нехваткой средств на содержание роскошной резиденции. Великолепный парк был поделен на участки и распродан. Библиотека, основанная кардиналом Франческо Барберини и насчитывавшая более 60 тыс. томов и рукописей, не безвозмездно перешла в собственность Ватикана вместе с некоторыми предметами мебельного интерьера, сделанными по эскизам Бернини.

Наступивший XX век также не принес финансовой стабильности наследникам именитого рода. В 30-е годы значительную часть правого крыла палаццо Барберини пришлось сдать в долгосрочную аренду Министерству вооруженных сил Италии под клуб офицеров, а в 1949 году весь дворцовый комплекс был выкуплен государством с целью расширения Национальной галереи старинного искусства (Gallerie Nazionali di Arte Antica di Roma).

Это интересно!

Национальная галерея старинного искусства официально была основана в 1893 году, после передачи князем Корсини в дар государству большой коллекции картин. Первоначально она располагалась на его вилле. Со временем дефицит свободного пространства для размещения постоянно пополняющейся коллекции заставил Министерство культурного наследия подыскивать для нее новые площади. Сегодня Галерея занимает два здания – палаццо Корсини и палаццо Барберини.


Покупка здания предусматривала размещение коллекции на всей площади просторных залов палаццо Барберини, однако существенным препятствием этому стал пресловутый офицерский клуб вооруженных сил, договор аренды с которым истекал лишь в 1953 году. Несмотря на то, что соглашение не было продлено, и арендная плата не взималась вплоть до 1965 года, значительная часть здания продолжала оставаться в ведении Министерства обороны. Начиная с 1974 года, такое положение дел привело к настоящей войне двух государственных ведомств. Только в 1997-м, с учетом грядущего юбилейного 2000 года, был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий освобождение помещений в связи с потребностью в восстановлении и реставрации дворца.

Один из залов дворца


Между этими событиями, в 1984 году коллекция Корсини была перемещена обратно и вновь заняла свое изначальное место на вилле, а оставшееся собрание произведений искусства несколько переупорядочили и оставили в левом крыле палаццо Барберини.
В 2011 году, по окончанию пятилетних реставрационных работ, во дворце открыли для посещения еще один этаж, увеличив, таким образом, количество залов в нем до 34.

Нескончаемая череда залов дворца