Фортификационное строительство крестоносцев. Замки крестоносцев в святой земле

Гостеприимные земли Иордании, на всем своем протяжении испещрены многочисленными древними мощными замками, фортами, караван-сараями, они находятся не только на равнинах и холмах, но и в пустынных местностях. Основная часть иорданских замков создавалась в период Крестовых походов и в восьмом веке, в эпоху правления древней славной династии Омейядов. Они разнообразны, как по своему назначению и архитектурному стилю, так и по уникальным особенностям декора. О самых знаменитых замках Иордании мы и расскажем в нашей статье.

Замки Крестоносцев – Каркак и Шобак – популярнейшие крепости, возведенные христианскими рыцарями на завоеванных мусульманских землях, в процессе Крестовых походов. Сегодня – это популярное направление для экскурсий туристов, приехавших на отдых в Иорданию, они не менее популярны, чем посещение древнего иорданского города Петра. Оба замка Крестоносцев находятся вдоль Королевской дороги, которая тянется через всю страну от Аммана до Акабы.

Замок Шобак – знаменитый старинный замок , высящийся среди пустыни, он стоит всего в часе езды от прославленной иорданской достопримечательности Петры. Раньше, во времена раннего Средневековья, замок звался «Монреаль», позже получил имя «Шобак». Замок построили на горе, его окружили многочисленные фруктовые сады, разбитые ниже по склону. Прошло много веков, но замок Шобак по сей день восторгает путников: от этой махины сложно оторвать глаза, настолько поражает его мощь огромных, хотя, и полуразрушенных ворот, и тройной каменной стены. Несмотря на свои мощные укрепления, уже через семьдесят пять лет после своего возведения, замок пал под молниеносным натиском войск знаменитого Саладина. Именно с тех давних пор, по традиции, стены замка Шобак покрывают надписи с именами его владельцев и властителей, они великолепно сохранились до нашего времени. В Средние века замок, построенный первым королем Иерусалимского королевства – Балдуином Первым – «Baudouin Ier», графом Эдесским, имел удачное стратегическое положение. Все началось в 1115 году, когда Балдуин Первый собирался отправится в поход, чтобы завоевать обширные земли Трансиордании, расположенные восточнее Иордана, которые в древности назывались «Идумея». И вот, чтобы упрочнить свое положение, он заложил замок Монреаль. Балдуин сам принимал непосредственное участие в его строительстве, кстати, именно поэтому, замок назвали «Королевская гора» - «Mont Royal». Он стоял на пути паломников и торговцев, двигавшихся из Сирии на Аравийский полуостров, таким образом, владелец замка всегда имел постоянный доход, да еще и пополнял казну королевства, собирая богатую дань с проходящих. Замок находился во владении Королевства Иерусалимского вплоть до 1142 года, затем перешел во владения Трансиордании. Владельцем замка Шобак был Филип де Мильи, а после того, как его дочь Стефания де Мильи вышла замуж за Рено де Шатийона, замок Монреаль перешел в его владение. Но у Рено был довольно коварный характер: в период перемирия, он начал предательски нападать на безоружные караваны, которые проходили мимо замка. Кроме того, в замке построили корабли, которые потом были доставлены волоком по земле к Красному морю, для того, чтобы внезапно совершить нападение на Мекку. Именно эта наглость, стала последней каплей, которая заставила правителя Аюбидов - Салах-ад-Дина, который более известен в европейской истории под именем «Саладин», выступить со своими войсками против «Королевства крестоносцев». И уже в 1187 году, им был взят город Иерусалим, а затем войска подошли к замку Монреаль. Но так как, крепость имела удачное для ее защитников расположение, то войскам Саладина не удалось использовать осадные машины, и поэтому было принято решение взять замок в осаду. Говорят, что первое время, защитники замка упорно сопротивлялись, но через некоторое время, они стали обменивать своих женщин на еду, а когда через два года почти все ослепли от недостатка соли, то были вынуждены сдаться. Это произошло в мае 1189 года. В виде отступления необходимо отдать должное великодушию мусульманского военачальника, руководившего осадой замка, Аль-Малик аль-Адиль, после его сдачи, разрешил всем защитникам Монреаля беспрепятственно добраться до Антиохии, а еще он щедрым жестом, выкупил проданных ими жен. Кстати, именно замок Шобак – был одним из последних замков Иордании, оставленных рыцарями-крестоносцами на Святой Земле, не устоявшими под натиском великого Саладина. Когда крестоносцы его покинули, замок потерял свое первоначальное значение и начал со временем разрушаться. Немного позже его захватили Мамлюки и полностью перестроили, в результате, от первоначального плана замка Шобак сохранилось мало деталей. Долго крепость стояла пустующей, и лишь совсем недавно, на замковой территории ученые начали вести серьезные археологические изыскания и исследования.

Замок Карак – один из самых крупных замков Иордании, который часто еще зовется «Аль-Карак» или «Керак». Он, как и замок Шобак был возведен во времена Крестовых походов и входил в часть Иерусалимского королевства. Замок Карак находится немного южнее иорданского города Амман, который является столицей эмирата Трансиордания. Он находится вдоль Королевской дороги - важнейшего торгового пути Ближнего Востока, который брал начало в Египте и проходил вдоль сирийского Дамаска и знаменитой реки Евфрат. Итак, замок расположился в бывшей столице Заиорданья – Карак. Местные земли были заселены еще с периода Железного Века Моавитянами. Об этом месте говорилось даже в Библии, где оно называлось «Qer Harreseth», именно отсюда вышли Сирийцы еще до своего расселения в Палестине. Затем Карак входил в Набатейское государство, уже после завоевания Римской империей в 205 году нашей эры. А после завоевания Александром Македонским, Аль-Карак стал известен под название «Харха» - «Kharkha».

Замок Эль-Карак - великолепное строение, построенное еще в двенадцатом столетие рыцарями-крестоносцами, а главной особенностью этого строения, которая выделяет его среди прочих иорданских замков, являются бесчисленные запутанные тоннели, система подземных ходов и лабиринтов, тайные комнаты, по которым так любят бродить любопытные туристы. Крепость стоит очень высоко: из ее окон даже видно Мертвое море. Эль-Карак начали строить в 1142 году, стройка шла на протяжении двух десятков лет. Замок получился очень грандиозный: он имеет протяженность – двести двадцать метров, сто двадцать пять метров в ширину с севера и сорок метров в ширину с юга. Когда строительство было окончено, замок сделали резиденцией для правителя Трансиордании. За время существования замок много раз держал осады, нападения, пережил несколько перестроек, а с 1894 года – стал тюрьмой. Если вы решитесь посетить этот огромный замок, то захватите фонарик, потому что его подземные проходы не освещены, а ведь подземные ходы – это самое интересное, что тут есть. Чтобы зайти на территорию замка, необходимо преодолеть узкое ущелье Вади Муджиб, глубина которого – тысяча метров. Крепость делится на два двора: нижний - преграда для захватчиков, верхний - с главными постройками - резиденцией правителя, церковью и мечетью. Местные гиды, с удовольствием покажут посетителям лабиринты секретных ходов замка, его многочисленные галереи и башни. Со стен замка можно полюбоваться на окружающую его с трех сторон, живописную долину, а вдалеке увидеть Мертвое море. Подземелье Карака – является наиболее защищенной его частью, его закрывает массивная дверь. Стоит сказать, что посещение замка Карак, оказывает сильное впечатление на туристов, и они покидают замок, не восторженные или очарованные угрюмым обаянием, а задумчивыми, ведь только вдуматься, сколько стены крепости видели крестоносцев, мусульман, разных исторических событий, войн и осад, а вот радостных и светлых событий тут практически не было. Самый знаменитый властитель замка Карак - Рено де Шатильон, славился лишь вероломством и жестокостью. Когда умер король Болдуин Второй, трон достался его тринадцатилетнему сыну, больному проказой. Юноша заключил мирное соглашение с Саладином, но вскоре погиб от руки наемника, так и не оставив потомства. И тогда появился Рено, женившийся на королеве Стефании - богатой вдове убитого владельца замка Карак. Новым властелином, мирный договор с Саладином, был быстро и вероломно расторгнут: Рено привел с собой армию для битвы с Саладином. Но объединенные силы крестоносцев, которыми командовал Рено и войска Короля Иерусалимского – Гая, были разбиты, а попавший в плен к Саладину Рено, был обезглавлен им лично. Так начался закат силы крестоносцев. К счастью, замок Карак не был заброшен, а так и использовался в качестве военной крепости, но уже войсками Мамлюков и Аюбидов, даже в тот период он был значительно расширен: у него появилось новое западное крыло. Хотя Карак не раз был осажден, взять его приступом впервые удалось только в 1840 году, при захвате Ибрагим Пашой из Египта, тогда была разрушены львиная часть замковых укреплений. У подножия замка Карак, на сегодняшний момент находится поселение, где проживает двести тысяч местных жителей.

Замок Аджлюн – находится в западной части Иордании, если ехать из города Джераша, в одноименном городке Аджлюн. Этот знаменитый замок Иордании, раньше назывался «Кал-ат ар-Рабат». Он был построен в 1184 году - Из ад-Дин Усамой бин Мункидом, который приходился правителю Саладину племянником. Это прекрасный образчик изумительной исламской архитектуры, гордо доминирующий над окружающей местностью. Замок находился в выгодной, с военной точки зрения позиции, его владелец со своим гарнизоном, мог контролировать и защищать дороги, ведущие на юг Иордании. Замок Аджлюн стал одним из фортов, расположенных на стратегических важных высотах в области от Евфрата до Каира, которые при военном вторжении в сюда, немедленно сигнализировали об опасности по всей цепи, используя факелы, зажигаемые на сторожевых башнях этих крепостей. Первоначально крепость имела четыре башни и защитный глубокий ров, который петлей обхватывал каменную твердыню. Чуть позже достроили еще одну башню с подвесным мостом, а парадные ворота украсили фигурки голубей. Несмотря на то, что замок строили с оборонительными целями, ему посчастливилось ни разу не испытать осад и нападений, а единственное сражение, которое тут было, произошло вне замковых стен, это было на берегу озера, в период первого Крестового похода. Саму крепость частично разрушила природная стихия – землетрясение, случившееся тут в двенадцатом столетии, после чего замок опустел. Сегодня, посетители замка могут посетить, расположенный здесь музей, с многочисленными экспонатами, изготовленными во времена византийских императоров, которые были обнаружены учеными во время археологических раскопок на территории крепости Аджлюн. Сегодня, иорданский замок Аджлюн - популярный туристический объект, ведь до наших дней тут отлично сохранился лабиринт лестниц, старинных галерей, залов, замковых башен, а с замковых стен открывается великолепный вид на живописную долину реки Иордан.

Замки Иордании в пустыне – многочисленны и разнообразны, они находятся в большей или меньшей степени сохранности, и являются раскрученным местом посещения среди путешественников.

Замок Кусейр-Амра – знаменитое строение, включенное организацией ЮНЕСКО в список объектов, находящихся под защитой и входящих в золотой фонд Международного наследия. Туристов привлекают великолепие внутренней отделки замковых помещений: его стены и потолки сплошь расписаны яркими и изумительными фресками, датируемыми периодом правления Омейядов. На фресках имеются изящные изображения людей и животных, совершенно нехарактерные для мусульманской культурной традиции. Сам замок – является громадой, выстроенной из черного базальта в период Римского владычества. Он усердно служил владельцам, начиная с тех давних времен и заканчивая началом прошлого века, когда в замке Кусейр-Амра разместился штаб Арабского освободительного восстания, представленного в лице легендарного человека - Лоуренса Аравийского.

Замок Каср аль-Халлабат – этот значительный, с исторической и архитектурной точки зрения комплекс, состоит из замка – «Каср», мечети, большого водохранилища, водных резервуаров, бань. Недавно проведенные в этом знаменитом Иорданском замке раскопки, помогли отыскать и узнать массу нового. Была обнаружена глиняная посуда, с надписями эпохи Набатейского царства. Это позволило ученым сделать предположение, что замок Каср начал свою историю в роли небольшого римского форта, поставленного для защиты аравийских границ и охраны дороги Нова Траиана. В его возведении использовался местный камень известняк. Чуть позже, замок Каср аль-Халлабат перестроили, он был увеличен по площади в четыре раза в отличие от первоначального строения, а в каждом его углу разместилась квадратная башня. Этот вариант форта разрушило землетрясение, случившееся в 551 году, а восстановило замок племя христианина Гассанида. Очередное возрождение ждало замок Каср в восьмом столетии, когда Омейяд переделал его в свою роскошную резиденцию: стены украсила великолепная резная штукатурка, яркие фрески и мозаичные панно. На территории замка возвели мечеть и чудесные бани «Хаммам ас-Сара».

Замок Каср аль-Харрана - знаменитый замок Иордании в пустыне, который строился не для защиты, а для проведения встреч правителей Омейядов с бедуинами – жителями пустыни. Пусть посетителей замка не путают «стрелки- прорези» на стенах замка, которые делались в те давние времена в защитных целях, - это архитектурный элемент, для защитных, эти стрелки слишком малы и высоко расположены, через них было бы невозможно пускать стрелы, они делались для того, чтобы внутрь строения попадало больше воздуха и солнечного света. Но это и не традиционный в пустынях караван-сарай, так как он не стоит на мусульманском торговом маршруте. Именно методом исключений, ученые решили, что Замок Каср аль-Харрана был нужен для ведения встреч правителей с бедуинами, для принятия решений об поддержке этого народа. Замок строили из камней, он имел форму прямоугольника, смягченного наличием круглой башни в каждом углу и середине каждой стены, кроме южной – там центральное место занимает единственный вход. Здание, двумя ярусами окружает открытый внутренний двор. У замка Каср аль-Харана имеется исключительная особенность: все его комнаты хорошо оштукатурены, и их затейливо украшают отлично сохранившиеся резные декоративные изразцы.

Замок Каср аль-Мушатта – считается самым богато украшенным дворцом династии Омейядов в Иордании. Она находится неподалеку от Международного Аэропорта Королевы Алии, южнее города Амман. Каср аль-Мушатта - имеет в плане квадратную форму, с круглыми башнями в углах и пятью полукруглыми башенками, с каждой стороны, кроме южной, где находятся входные ворота. В замке располагается просторный центральный суд, королевский зал, аудитории – базилики и комнат для проживания, отведенных для Калифа Валида Второго. Туристы могут разглядеть остатки тонких каменных узоров, некогда украшавших фасад замка, но основная их часть, еще в 1903 году, была подарена османским султаном Абдулом Хамидом Вторым Кайзеру Вилгельму Второму, и теперь их можно увидеть в Берлине. Этот прекрасный замок-дворец так и не был достроен до конца.

Иордания – красивая страна, с многочисленными достопримечательностями, особенно интересны туристам замки Иордании, относящиеся к разным историческим эпохам и построенные в разных архитектурных стилях, но объединенные тем, что они имеют интересную и многовековую историю, неразрывно связанную с историей страны.

Может показаться странным, но современному Израилю не слишком интересна история Крестовых походов. По сути эти давние войны мало касались самих евреев. Христиане воевали с мусульманами, каждые за свою Святую Землю, а небольшое еврейское население тех лет от этого лишь страдало. Поэтому в большинстве своём сохранившиеся руины замков и крепостей тех времён пребывают в забвении и интересуют лишь иностранных туристов. С другой стороны все эти развалины стоят нетронутыми столетиями, поэтому особенно интересны своей аутентикой и былым величием.
3.

Стоит вспомнить, что почти тысячу лет назад движение за освобождение Святой Земли от мусульманского владычества начал простой нищий отшельник-пилигрим Пётр Амьенский из Пикардии. Этот французский паломник в своё время посетил Иерусалим и ужаснулся притеснениям христиан со стороны мусульманских властей.Остаток своей жизни он посвятил призывам к борьбе за освобождения Святой Земли. Пётр странствовал по городам Европы босиком, без обуви, в простом рубище и его проповеди имели немалый успех. Эти идеи стали необычайно популярны как среди простого люда, так и среди духовенства и дворян. Всего за 140 с лишним лет было официально организовано девять крестовых походов. Самого большого успеха достиг первый, во время которого была покорён практически весь восток Малой Азии, завоёван Иерусалим и на захваченных землях организованы четыре христианских государства.
4.

Главная цель, контроль всех торговых путей с Востока на Запад, была достигнута. Но политика европейских завоевателей была крайне не дальновидна. Местное население уничтожалось и притеснялось, взятия больших город сопровождались кровавой резнёй и грабежами. Крестоносцы понастроили множество крепостей, в которых отсиживались после грабительских вылазок по местным поселениям. Любое недовольство каралось жестокой смертью. Естественно, такие правители не могли надолго укрепиться на этих землях. К тому же не было единения и среди самих крестоносцев. Образовалось множество разрозненных рыцарских орденов - тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и так далее. Рыцари были разбиты и по территориальной принадлежности - генуэзцы, пизанцы, венецианцы и дальше в том же духе. Эти группировки постоянно спорили и враждовали друг с другом. Каждый правил по своему усмотрению и был не прочь поживиться за счёт чужих владений. Мусульмане начали теснить иноземцев. Новые крестовые походы уже были намного менее удачны. Череда поражений привела к потери Иерусалима. Позже главный город всех христиан несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно и надолго не оказался во владения мусульман. Правление крестоносцев закончилось бесславно и навсегда. Остатки орденов перебрались назад в Европу. На севере тевтонцы продолжили политику завоеваний мечом и крестом. В наши дни самая знаменитая крепость этих крестоносцев восстановлена в польском Мальборке. Я . Та гигантская крепость не имеет ничего общего с крепостями крестоносцев в Израиле и руины Шатонефа хороший тому пример.
5.

Эта крепость была построена ещё после первого Крестового похода для прикрытия торгового пути в Дамаск. Здесь расположились рыцари ордена госпитальеров. Крепость из больших каменных блоков жёлтого цвета вмещала до 60 человек. Глядя на некоторые фотографии, можно подумать, что добраться до Шатонефа можно лишь на внедорожниках.
6.

На самом деле дороги практически по всей территории Израиля отличные. Отсюда рукой подать до границы.
7.

Сирийские территории хорошо просматриваются со стен крепости. Их легко отличить по отсутствию зелени. Там леса давно уже стали редкостью.
8.

К сожалению, по руинам Шатонефа уже трудно определить, как эта крепость выглядела во времена крестоносцев. Тем не менее здесь чудом сохранилось несколько помещений с высокими арочными потолками.
9.

Внутри даже можно найти что-то вроде огромного камина. Удивительно видеть эти помещения, сумевшие в таком состоянии сохраниться в течении более 800 лет.
10.

На верху крепости мы увидели мишень. Как нам объяснили её используют для наводки своих пушек с ближайшей военной базы. Не подумайте только, что израильские военные так решили добить остатки крепости, сумевших пережить многие тернии. Местные артиллеристы не стеляют, а лишь имитируют учебные стрельбища.
11.

То, что совсем рядом отсюда находятся враждебные Израилю государства можно понять и по обилию колючей проволки. Шатонеф продолжает быть объектом стратегического внимания. А значит история этой крепости ещё не закончена. Противостояние миров - это прошлое, настоящее и будущее этой земли, уже многие столетия щедро орошаемой кровью. А руины Шатонефа лишь немые свидетели всех этих событий. А Израилю мне совсем не хочется говорить прощай. Намного приятней звучит - до новых встреч!
12.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

«Замки крестоносцев были именно той приманкой, на которую Сирия «зацепила» меня с самого начала. Я помнил, как еще в школе зачитывался приключениями отважного короля Ричарда Львиное сердце и других благородных рыцарей, отправлявшихся в многолетние крестовые походы и сооружавших вдали от дома неприступные цитадели. И тут неожиданно выяснилось, что все это не сказка! Несмотря на войны и разрушения, сумрачные цитадели воинов креста сохранились и до сих пор стоят продуваемые всеми ветрами на скалистых холмах далекой Сирии…

БАНИЯС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Маркаб. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Не отправиться в путешествие, чтобы увидеть замки крестоносцев я не мог. Но на все замки времени у меня не было. Поэтому среди множества я выбрали три, которые показались мне наиболее привлекательными. Конечно, Крак де Шевалье, именно он до идущей сегодня гражданской войны в Сирии признавался всеми как самый хорошо сохранившийся. Кроме того — черно-серый Маркаб почти на самом побережье Средиземного моря и грандиозный замок Салахаддина, в который я и отправился первым…»

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — Дмитрий Воздвиженский, мой коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.


Али Бита – не потомственный аристократ и не наследник миллионера. Но с самого рождения он жил в огромном средневековом замке — замке Салахаддина. До войны он был местом паломничества туристов. А когда-то это были просто никому не нужные развалины. Вот предки Али Бита – простые бедуины — взяли и поселились здесь.

В начале 20-го века это была территория Турции. Турки на замок, который назывался Сон, никакого внимания не обращали – хватало других, более насущных забот.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

А потому местное население с удовольствием пользовалось постройками, которые были сооружены отважными крестоносцами больше восьмисот лет назад. Теперь замок известен во всем мире, как один из шедевров крепостного зодчества. Бедуинов, конечно, уже давно переселили на новые места, а Али Бита, который провел здесь все свое детство решил остаться среди родных руин навсегда и работал смотрителем.

Али Бита, смотритель замка: «Моя семья жила здесь очень давно, и я тут родился и вырос. Я так привык к этим камням, что решил остаться среди них. Вот уже несколько десятков лет я работаю смотрителем и знаю здесь каждый уголок».


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Крепостной ров. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Замок Сон превратился в замок Салахаддина в 1957 году, сирийские власти назвали его так в честь великого арабского завоевателя, который сумел очистить Ближний Восток от европейских рыцарей. Взятие этой неприступной крепости считается одним из ключевых моментов той далекой военной кампании. Штурм длился всего несколько дней.

Это звучит невероятно. Мощные стены замка были окружены огромным рвом. В монолитной горе крестоносцы прорыли канаву глубиной в целых 30 метров. Это высота десятиэтажного дома. Причем долбили ров, естественно, без взрывчатки и экскаваторов, только кирками и лопатами. Потребовалось на это сто лет, но это уже детали. Само время тогда шло гораздо медленнее.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — цитадель замка Сон, замка Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Сверху ров венчал мощнейший донжон – отдельно стоящая и самая неуязвимая башня. В замке Сон рыцари чувствовали себя в абсолютной безопасности. Атаковать крепость в лоб мог только полный безумец. Но Салахаддин и не стал этого делать. Он окружил замок, а потом без особого труда захватил нижний двор, пробив брешь в стенах из катапульт. Крестоносцы считали, что его потеря не осложнит оборону. Но они просчитались. В итоге Салахаддин позволил им уйти, заплатив выкуп: 10 динаров с мужчин, 5 с женщин и 2 динара с ребенка.


ЛАТАКИЯ, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Сон, замок Салахаддина. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Али Бита гостеприимно напоил нас чаем. Он говорил, что чувствовал себя настоящим хозяином, таким же как Роберт де Сон, строивший эти фантасмагорические укрепления или Салахаддин, взявший их почти без боя.

Али был уверен, что замок погубили именно его циклопические его размеры. Это был самый большой из всех замков крестоносцев: площадь — более пяти гектаров. Укрепить его целиком так же надежно, как со стороны донжона, рыцари не могли. Да и для того, чтобы защищать такие длинные стены нужно было очень много воинов. А их у крестоносцев и не оказалось.

Салахаддин прекрасно понимал эту крепостную математику и скорее всего именно поэтому даже не пытался штурмовать самый маленький из рыцарских замков – Крак де Шевалье…

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Сон, замок Салахаддина

Знаменитый авантюрист Лоуренс Аравийский назвал его самым восхитительным из всех замков мира. Путешествовать Сирии и не побывать здесь – все равно, что побывать в Москве и не взглянуть на Кремль.


Плох тот турист, который не мечтает отколоть камушек от древней постройки: замка, пирамиды или храма. Делать это строго запрещено, как никак – памятник истории. Но существует особый род путешественников, на которых это правило не распространяется. Такие туристы называются археологами и делают они свое дело исключительно ради науки. Люди, увлеченно разбиравшие крышу средневекового донжона, оказались сирийскими и немецкими археологи. Их энтузиазм вполне объясним: последние серьезные исследования замка проводили еще при французах, в середине тридцатых годов. И с тех пор у ученых накопилось немало вопросов к этой твердыне.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Это потом появляются серьезные научные статьи и солидные монографии, а пока археологи похожи на любопытных детей, ищущих сказочные пиратские клады.

Торальф Буркерт — археолог: «Посмотрите, как это интересно. Вот цемент, который здесь оставили французы. Он, скорее всего, пропускал воду, а потому все камни, что находятся под ним, сырые. Это песчаник, крестоносцы обычно строили из него, а что это за камни, и откуда они взялись, сказать трудно. Может от французов, может турки работали, но вряд ли это осталось здесь со средних веков».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Французы в тридцатых годах провели здесь серьезную реставрацию. Они переселили отсюда целую алавитскую деревню. Проводили специальные рельсы, чтобы расчистить завалы. Поработали не зря. Здесь есть на что посмотреть. Крак де Шевалье стоит на вершине горного хребта, на высоте шестисот пятидесяти метров над уровнем моря. Вокруг нет ни гор, с которых можно было бы обстреливать цитадель, ни густых зарослей, в которых мог бы скрываться противник. Крак де Шевалье был построен в очень важном месте – проходе между средиземноморским побережьем и внутренними районами Евфрата и долины Бекаа. Маленький гарнизон этой крепости мог остановить целую армию.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Современный облик Крак де Шевалье приобрел во второй половине двенадцатого века. В то время крепость перешла в руки рыцарей-госпитальеров. Именно они построили второй ряд оборонительных сооружений, который позволил выдержать многочисленные атаки арабских воителей. Крак де Шевалье почти в три раза меньше, чем замок Салахаддина. Франки отказались от сооружения нижнего двора, а потому замок было легче защищать.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Каждый, кто слышал рассказы об этом удивительном замке, представляет себе могучую христианскую твердыню. Но с виду этот замок рыцарей вовсе не так устрашающ, как многие другие не столь знаменитые крепости. Он очень компактен, а издали выглядит просто миниатюрным. Но небольшие размеры как раз и делали этот бастион неприступным. В лучшие военные кампании гарнизон увеличивался до четырех тысяч человек, что позволяло создать невероятно плотную оборону и отражать любые нападения.

Крак де Шевалье был взят уже в конце 13 века, когда позиции крестоносцев на Ближнем Востоке сильно ослабли. Войска султана Бейбарса с большими потерями захватили его после полуторамесячной осады. Ияс Алхаты, участник сирийско-германской археологической экспедиции, считал, что Крак де Шевалье — лучший рыцарский замок на всем Ближнем востоке.

Ияс Алхаты – археолог: «Это уникальный замок. Здесь все особое – архитектура, земля, атмосфера. Мое любимое место в Сирии, это, конечно, Пальмира, но Крак де Шевалье тоже вне конкуренции. Второго такого замка невозможно найти нигде в мире».


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

В своей любви к средневековым замкам Ияс был совсем не одинок. Этими совсем не сирийскими сооружениями гордятся многие сирийцы. Всего в Сирии сохранилось больше десятка превосходных крепостей времен крестовых походов. Ими усеяно практически все побережье. Прогулки по бывшим цитаделям европейских рыцарей до гражданской войны были развлечением популярным и полезным. В некогда облюбованные франками места приезжали целые семьи с детьми, группы студентов и молодые пары. Замки крестоносцев — это не только величественная архитектура, но и величественные пейзажи. Крепости возводили обычно на вершинах гор и холмов, а потому пейзажи с полуразрушенных стен открываются поистине потрясающие.


ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На вершине крепостной башни начинаешь чувствовать историю. Поражаешься упорству, с которым можно было строить и защищать, захватывать и разрушать такие фантастические сооружения. Проведя хотя бы полдня в настоящей средневековой крепости Сирии, начинаешь совсем по-другому смотреть на весь Ближний Восток. А посещение антикварных магазинчиков Алеппо или Дамаска потом превращается в увлекательные поиски потерянных сокровищ…

Большинство из них сделаны в соседнем квартале. Но впечатленные замками туристы были сами рады обманываться и с удовольствием покупали эти реликвии. Ведь Салахаддин для Сирии — это такой же сирийский бренд как Наполеон – для Франции.

ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский. ХОМС, СИРИЯ: Замки крестоносцев — Крак де Шевалье. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Этот человек умел воевать, он сломал хребет рыцарским орденам и изгнал европейцев с Ближнего Востока. Парадокс, но его гробница в Дамаске была приведена в надлежащий вид исключительно из-за визита в город европейского монарха, германского императора Вильгельма второго. Могила Салахаддина едва не потерялась во время бурного строительства в Дамаске в конце девятнадцатого века.

Специфика крестовых походов заключалась в том, что сами крупномасштабные военные операции крестоносцев длились от силы несколько лет. Перерывы между походами составляли десятилетия, а в это время нужно было удерживать завоёванные позиции или защищать уже давно имевшиеся. Для решения этих задач в средневековых условиях ведения военных действий лучше всего подходили укреплённые замки - это были и административно-политические центры, и, что не менее важно, самые эффективные инструменты военного контроля над территориями. Так что замков крестоносцев в регионах проведения крестовых походов было предостаточно.

Замок Крак де Шевалье

Одним из наиболее знаменитых замков в мире (и не только относящихся к крестоносцам) является Крак де Шевалье, расположенный в современной Сирии. Этот прекрасно сохранившийся замок, принадлежавший ордену госпитальеров, поистине является одним из самых неприступных замков в истории. Первоначально на утёсе высотой 650 метров располагалась небольшая курдская крепость, но крестоносцы заняли её ещё во время Первого крестового похода . В 1142 году крепость была передана ордену госпитальеров, который и превратил её в неприступную цитадель со стенами толщиной от 3 до 30 метров. К тому же часть помещений была упрятана непосредственно в скальную породу, что позволяло выжидать долгие осады. Крак де Шевалье неоднократно пытались захватить, но безуспешно. Замок был захвачен в 1271 году лишь с помощью поддельного письма, в котором начальнику гарнизона было приказано сдать Крак де Шевалье.

Замок Бодрум

Бодрум - замок, расположенный в современной Турции, также принадлежал ордену госпитальеров, но был построен только в XV веке, когда крестовые походы уже закончились и крестоносцы были давно изгнаны из Святой земли. Замок строился в течение около столетия, причём для его постройки использовался камень с руин одного из Семи чудес света античного мира - усыпальницы царя Мавсола, знаменитого Мавзолея. Но в XVI столетии Бодрум, до того неоднократно отбивавший атаки турок, всё-таки был захвачен и стал турецкой крепостью.


Замок Бофор

Бофор - замок, расположенный на возвышенности высотой около 300 метров на юге современного Ливана. Расположен на стратегически важной высоте, контролирующей окрестности, однако сведений о существовании здесь укреплений до крестовых походов нет. Замок был построен в начале XII века, однако в 1190 году перешёл в руки Салах-ад-Дина согласно договоренности об обмене. Спустя полвека он вернулся крестоносцам, а ещё через двадцать лет был продан ордену тамплиеров. Правда, тамплиеры в Бофоре располагались недолго: в 1268 году замок был захвачен египетскими мусульманами и с тех пор оставался незанятым. Впрочем, во второй половине XX века развалины замка использовали в качестве одной из баз террористическая организация Хезболла.


Замок Бельвуар

Замок Бельвуар - расположенная на возвышенности (высота 500 метров) над долиной реки Иордан крепость ордена госпитальеров. Первоначально эта территория была выделена в качестве феода одному из французских дворян, участников Первого крестового похода, но в 1168 году он продал её госпитальерам. Орден был прекрасным специалистом по возведению замков и создал Бельвуар, отличную крепость, расположенную таким образом, что ей были не страшны даже осадные орудия. Бельвуар имел огромное стратегическое значение - это был ключевой пункт оборонительной линии Иерусалимского королевства против угрозы с востока. Поэтому Бельвуар неоднократно пытались захватить, один лишь знаменитый Салах-ад-Дин предпринял три попытки. Третья попытка оказалась успешной и в 1189 году Бельвуар пал. Крестоносцы были отпущены, а замок стал мусульманской крепостью. В 1220 году стали распространяться слухи о начале нового крестового похода и арабы, опасавшиеся, что госпитальеры снова смогут получить свою твердыню, предприняли попытки уничтожить замок. В целом Бельвуар стал непригоден для военного использования, у крестоносцев не хватило денег и времени для его восстановления.


Замок Монфор

Монфор - этот замок, стоявший на крутой узкой горе на севере современного государства Израиль, просуществовал относительно недолго, менее полувека. Однако он является довольно примечательным – так как это была первая резиденция знаменитого Тевтонского ордена . Эти земли в 1220 году у одного из французских феодалов недавно образованный Орден приобрёл на деньги, предоставленные Папой Римским. За несколько лет был построен замок, куда перевезли архив и казну Ордена, а также здесь располагалась резиденция великого магистра. В середине века ситуация в регионе осложнилась, замок стал подвергаться нападениям и в 1271 году был захвачен мамлюками (египетскими мусульманами). Правда, до того тевтонцы успели осуществить организованный вывоз из замка архива и казны Ордена.

Замок Эль-Карак

Эль-Карак - замок крестоносцев, расположенный на высоте около 1000 метров на западе современной Иордании, вблизи побережья Мёртвого моря. Строительство замка было начато крестоносцами в 1142 году и продолжалось двадцать лет, после чего Эль-Карак стал столицей и резиденцией короля Трансиордании. Арабы предпринимали несколько попыток взять замок штурмом, но каждый раз неудачно. В 1176 году замок перешёл под контроль знаменитого крестоносца Рено де Шатийона, прославившегося своей жестокостью. Эль-Карак располагался на пересечении торговых путей, так что де Шатийон успешно грабил мусульманских купцов. В 1187 году де Шатийон был убит, а спустя год штурмом после восьмимесячной осады захвачен и его замок. С того момента крепость в руки крестоносцев не возвращалась.

Александр Бабицкий