Храм расположен в легендарном городе теночтитлан. Мехико (Теночтитлан) – великолепная столица империи ацтеков

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

Индейцы ацтекиВ пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки. Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Теночтитлан существовал всего два столетия — мелочи в масштабах столичного города. Основанный примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, он пал в 1521 году под натиском Эрнана Кортеса и его головорезов.

Столица ацтеков была названа в честь вождя Теноча: он как честный человек посудил, что раз сам основал город, то и назвать должен именем себя. Существуют, конечно, альтернативные версии о переводе. Так, по одной из них, Теночтитлан означает «город, на камнях которого в изобилии растут туны» (священные плоды), по другой — «сердце земли».

Ацтеки вырезали людям сердца и приносили их в жертву Солнцу

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Чтобы выбрать место для столицы, индейцы 260 лет из края в край бродили по южным землям Северной Америки. И не просто так. По преданию, бог солнца и войны Уицилопочтли завещал основать город там, где ацтеки увидят сидящего на кактусе орла с добычей в когтях. Кстати, этот образ сегодня — на флаге Мексики. Бог сказал — делать нечего, надо искать. И вот, в первой четверти XIV века индейцам повезло — они нашли такое место: и с орлом, и с кактусами, и с жертвой.

По другой, менее романтичной версии, к моменту, когда ацтеки пришли в долину современного Мехико, вся территория была поделена между местными племенами. Отдавать хороший кусок пришельцам никто не хотел, а вот выделить необитаемый остров на озере Тескоко, где водилось много змей, — это пожалуйста, милости просим. Местные ожидали, что чужакам придётся несладко. Однако не знали они, что змеи были обязательным элементом рациона ацтеков. Индейцы были счастливы.

На месте столицы ацтеков сегодня находится Мехико

Озеро Тескоко, на берегу которого появился Теночтитлан, было богато рыбой и водоплавающей птицей, здесь водилось много дичи. Хороший климат, еда в достатке — город разрастался быстро. Уже через 100 лет после основания в столице жило порядка 100 тыс. человек. К 1500 году это был самый большой город на Земле. Кстати, и сегодня Мехико — один из самых густонаселенных городов мира.


В городе занимались земледелием. Ацтеки создавали искусственные острова, на которых выращивали овощи, пряности и цветы. Теночтитлан делился на четыре района, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс, а в центре города располагался гигантский ритуальный центр с множеством алтарей, над которыми возвышался 45-метровый Великий храм. Это был «город в городе»: на территорию, окруженную высокой стеной, заходили только для совершения особых ритуалов.

На рубеже XV—XVI вв. еков Теночтитлан был самым густонаселенным городом

Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Одним словом, Венеция по-мексикански.


В ту пору были очень популярны жертвоприношения. Нужен дождь — принеси жертву, хочешь детей — принеси жертву, как разбогатеть — ну, вы поняли. И так во всем. Ацтеки практиковали это с особым размахом. Каждый праздник (в священном календаре их было почти два десятка) они складывали человеческие трупы на алтарь в знак великого почтения к богам.

С падением Теночтитлана закончилась история империи ацтеков

Обычно жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды, укладывали на плиту, вспарывали живот, доставали сердце и поднимали вверх, к Солнцу. Затем сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его уносили жрецы. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ, а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.


Если в жертву приносили пленных, то их предварительно могли пытать, накачивать наркотиками — в общем, все, что душе угодно, лишь бы Солнце светило ярче. А специальные набеги для захвата пленников — будущих жертв — назывались очень романтично «цветочными войнами».

Были ли ацтеки каннибалами при этом? Однозначного ответа нет. Одни исследователи говорят, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что в рационе было мало белка. В одном из писем Кортес, например, говорил, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.

По другим данным, после жертвоприношения тело отдавали воину, захватившему пленника, и тот, в свою очередь, варил его, затем разрезал и подносил кусочки в дар важным людям в обмен на подарки и рабов. Но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности — его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Пришедшие в XVI веке испанцы были поражены. С одной стороны, их вдохновляли красота и богатство Теночтитлана, с другой, — истории о многочисленных жертвоприношениях холодили кровь. Первая попытка Эрнана Кортеса завоевать столицу была предпринята в 1519 году. Ацтеки дали отпор и выгнали захватчиков. Испанцы ушли, но вернулись через год со свежими силами. На этот раз, прежде чем атаковать столицу, испанские отряды захватили все значительные города ацтеков поблизости.

Осада Теночтитлана продолжалась 70 дней. Главная трудность сражения заключалась в том, что к городу нужно было пробиваться по дамбам, где нельзя было использовать лошадей. Тогда Кортес решил зайти с другой стороны и распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой.

Несмотря на это, ацтеки еще довольно долго сопротивлялись. Затянувшаяся борьба истощала силы обеих сторон. Завоеватели были вымотаны, их союзники из соседних племен начали роптать. Тогда Кортес принял план полного уничтожения города. После упорных боев испанцы прорвались в центр столицы, где сражение переросло в резню. Конкистадоры и их индейские союзники стремились как можно скорее истребить уцелевших обитателей Теночтитлана.

Когда стало понятно, что город сдается, император ацтеков Монтесума II решился на побег. Однако испанцы перехватили его каноэ и взяли правителя в заложники. После того, как они вынудили его рассказать, где спрятаны сокровища, из разрушенного Теночтитлана была выпущены безоружные истощенные ацтеки.

Завоевателям досталось золото, оцененное в сумму около 130 тысяч испанских золотых дукатов. Но … этого оказалось мало. Тогда они начали пытать пленных, требуя рассказать, где находятся сокровища. Больше, однако, им ничего не удалось узанать.

Взяв Теночтитлан, Кортес объявил его владением короля Испании. На руинах индейской столицы был основан город Мехико. На этом закончилась история империи ацтеков.

Храм ацтеков в Теночтитлане

Ночью 21 февраля 1978 г. в самом центре Мехико, на углу улиц Гватемалы и Аргентины, рабочие городской компании электроснабжения производили земляные работы. Пробив толстое бетонное покрытие и проникнув в грунт на два метра, они вдруг наткнулись на слой камня. Очистив поверхность камня от налипшей глины, рабочие обнаружили на нем рельефное изображение и решили отложить работу до утра. Для идентификации находки по телефону срочно вызвали группу археологов из Национального института антропологии и истории. 23 февраля было установлено, что находка представляет собой часть монолита с профильным изображением человеческого лица и головных украшений.

До 27 февраля под руководством археологов продолжались работы по извлечению находки, оказавшейся огромным каменным диском диаметром 3,25 м. На его поверхности ученые увидели выгравированную обнаженную и расчлененную женскую фигуру без головы. По мнению историков, это была богиня Луны Койольшауки, сестра ацтекского бога войны и солнца Уицилопочтли, убитая и четвертованная, по преданию, своим братом на холме Контепек.

Так неожиданная находка положила начало крупным раскопкам Великого храма ацтеков в Теночтитлане...

Ацтеки поселились на небольших островах озера Тескоко около 1325 г. Сначала они попали под власть правителя Аскапоцалько, от которой смогли освободиться лишь в 1428 г. Впоследствии воинственные ацтеки захватили обширные земли по всей Мезоамерике. Свою столицу Теночтитлан ацтеки застраивали красивыми каменными домами, дворцами и храмами. Острова они соединили между собой и материком дамбами. Город пересекали большие и малые каналы. Это была настоящая «индейская Венеция» – четко спланированный город на сваях. В центральной его части находилась широкая площадь с 46метровой пирамидой – Великим храмом Теночтитлана в честь бога Уицилопочтли и множеством более мелких зданий – часовен, святилищ и резиденций целой армии жрецов.

Каменный диск с изображением богини Койольшауки

Грандиозное строительство, содержание жреческого сословия, армии и дома верховного правителя требовало огромных средств. Неудивительно, что ацтеки вели бесконечные войны с соседними племенами, грабили их и, что было самым возмутительным, уничтожали всех пленных. Жестокость ацтеков по отношению к побежденным не знала границ. На алтарях Великого храма совершались тысячи человеческих жертвоприношений. У кого-то жрецы ритуальными ножами вырезали трепещущие сердца, кого-то расстреливали из луков, привязав к ритуальным столбам, некоторых медленно поджаривали на огне, а затем, уже у полумертвых, вырывали сердца.

Однажды, мстя за эти зверства, мужчины племени уэшотцинки тайно проникли в город и сожгли храм богини Тонатцин. Ацтеки ответили очередным военным походом. С приходом испанцев почти все племена составили коалицию, поддержавшую Кортеса, и в 1521 г. ацтеки были окончательно разгромлены. Белые завоеватели разрушили Теночтитлан, а вместе с ним и Великий храм.

В знак окончательного покорения ацтеков на месте их пирамид и храмов, площадей и жертвенников был воздвигнут испанский, вернее, колониальный город Мехико – столица современной Мексики. Остатки Теночтитлана остались под фундаментами католических соборов, дворцов знати, общественных зданий вице-королевства Мексики. Раскопки Великого храма продолжались до конца 1982 г. В команде с археологами работали реставраторы, биологи, химики, геологи и другие специалисты по древнейшей истории. После почти пятилетнего непрерывного труда удалось подвести первые итоги. Как выяснилось, главный фасад храма был обращен на запад. Он стоял на широкой платформе, покоившейся на стилобате с двумя лестницами, которые вели к святилищам бога войны Уицилопочтли с южной стороны храма и бога дождя и плодородия Тлалока – с северной. Перед входом в святилище Уицилопочтли лежит жертвенный камень, а перед святилищем Тлалока раскрашенная фигура Чакмоола, божественного посланца, собирателя жертвоприношений. Основание храма с четырех сторон украшено курильницами и змеиными головами. Среди прочих украшений – каменные лягушки, ягуары и огромные морские раковины.

Во время пятилетних раскопок было найдено всего около семи тысяч предметов приблизительно из 100 мест жертвоприношений. Сами археологи отмечают, что расположение предметов в местах жертвоприношений не случайно, оно соответствует неразгаданной еще символике. Иными словами, эти предметы и их размещение, точнее ориентация по сторонам света, имеют свой язык. Например, два жертвоприношения, найденные одно посередине южной, другое – северной стороны, содержали одинаковые наборы предметов: внизу уложенные в направлении с севера на юг раковины, над ними – крокодилы, сверху змеиная голова, в основании Великого храма – статуэтки сидящего божества, как полагают, бога огня Шиутекутли, охраняющего центр мироздания. Справа от этих фигурок – морской коралл, а слева – глиняный сосуд с изображением Тлалока.

Среди находок, сделанных в Великом храме, множество различных масок и фигурок, алебастровые головы оленей и статуэтки сидящих божков, морские раковины, рыбьи кости, головы рыбы-пилы, кораллы, крокодилы и ягуары. Находки, относящиеся к культу бога войны Уицилопочтли, представляют собой курильницы с рельефами в виде черепов и ритуальные ножи текпатль, украшенные глазами и зубами, сделанными из морских раковин. Монументальный каменный рельеф богини Койольшауки лежал, как выяснилось, у подножия святилища бога войны, а рядом нашли небольшой алтарь с двумя каменными лягушками по бокам.

Можно только представить, сколь изуверски жестокой была религия ацтеков, если даже их богиня оказалась четвертованной своим братом.

Многие современные мексиканские астрологи полагают, что «освобождение» Койольшауки несет с собой отрицательные последствия для процветания страны, и пытаются найти способы борьбы с ее энергетическим полем...

Великий храм Теночтитлана, ныне стоящий на дне огромного котлована, вырытого вокруг него, прежде возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и стадион для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также драматические действа с человеческими жертвоприношениями. Последние составляли важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов и практиковались, как полагают, для того чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла. Человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование людей.

Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но чаще жрецы убивали жертву, распарывая ей ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собой божество, при других убивали множество пленников.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная эпоха Пятого Солнца, по представлениям ацтеков, должна завершиться страшными землетрясениями.

Из книги Падение Теночтитлана автора

Эрнан Кортес. Восстание в Теночтитлане.«Ночь Печали» Весной 1520 г., помимо постоянной угрозы ацтекского восстания в Теночтитлане, где Кортес по сути дела правил от лица Монтесумы, возникла новая угроза. Еще в 1519 г. Кортес отправил в обход губернатора Кубы Веласкеса

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ На территории Мексики в I тысячелетии н. э. сложились цивилизации Теотиуакана, тольтеков, тотонаков, сапотеков и миштеков. Под натиском племен, вторгавшихся в Мексиканскую долину (Анауак) преимущественно с севера, культурный облик региона постепенно

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Храм ацтеков в Теночтитлане Ночью 21 февраля 1978 г. в самом центре Мехико, на углу улиц Гватемалы и Аргентины, рабочие городской компании электроснабжения производили земляные работы. Пробив толстое бетонное покрытие и проникнув в грунт на два метра, они вдруг наткнулись

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Из книги Шесть дней Древнего мира автора Кинжалов Ростислав Васильевич

Глава 6. День в Теночтитлане Пока существует вселенная, слава и честь Мехико-Теночтитлана не будут забыты людьми никогда. Доминго Франсиско де Сан Антон Муньон Чимальпаин Куаутлеуаницин (Мексиканский историк XVII века, индеец по происхождению). Находящаяся в долине

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Восстание в Теночтитлане и разгром испанцев В это время почти вся Мексика восстала (1520 г.). Испанские укрепления были разрушены или сожжены, а столичный гарнизон осажден ацтеками. Отряд Кортеса состоял из 1300 солдат, 100 всадников и 150 стрелков. Тласкальцы, смертельные враги

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Автор неизвестен

Раскопки

Археология ацтеков - еще довольно молодая наука. Теночтитлан (столица ацтеков) исчез, поглощенный современной Мексикой. Только благодаря ученым удалось найти его остатки.

Во время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных живописей. Археологи 20 столетия пользовались каждым удобным случаем, когда сторители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.

Когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве линий метрополитена в 1966, то из-под земли была извлечена богатая коллекция ацтекских артефактов.

21 февраля 1978 г. была найдена огромная каменная богиня Койолксаухки, из-за которой работы были навремя приостановленны.

Электротехническое исследование монолита Койолксаухки сделало возможным обнаружение Великого Храма и реставрацию центра столицы. Но остальная часть города известна только из описаний испанцев, которые жили там всего несколько месяцев.

Теночтитлан - столица ацтекской цивилизации

Первым городом в Месоамерике был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город 16-ого столетия.

Испанские хроники 16-го века сообщают нам, что в 1325 году ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм.

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились.

Жилища ацтеков

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.

Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.

Земледелие ацтеков

Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строевшиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот.

Эти искусствено созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду.

Ацтекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы.

Рынок Теночтитлана

Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане.Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у астеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.

Завоевание Теночтитлана

13 августа 1521 года, после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением кароля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: "...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.

Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в 16-ом веке испанскими конкистадорами. Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам.

Кодексы ацтеков

Ацтеки сами описывали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.

Массу сведений об ацтеках получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.

Им пришлось изучить язык ацтеков, чтоб те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.

Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 году. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники ацтеки показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.

Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.

Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.

Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

В этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров – кальпуллий, каждый из которых включал свой храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II . Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали... А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико. С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II , который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.


Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах, колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

«У Монтесумы, – сообщал Карлу V Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ. Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.