Как выжить во время крушения самолета. Истории людей, выживших в авиакатастрофах


Весна Вулович, Джулиана Маргарет Кёпке, Людмила Савицкая - этих женщин из разных стран объединяет одно невероятное обстоятельство. Все они чудом выжили во время авиакатастроф, произошедших в разные годы. Истории этих трех женщин поневоле заставляют поверить в чудеса или в судьбу.

Весна Вулович


Весна Вулович - стюардесса самолета, совершавшего перелет 26 января 1972 года по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. В момент катастрофы была в пассажирском салоне и мгновенно потеряла сознание, а затем долгие годы помнила только тот момент, когда поднималась на борт.

Обломки самолета разбросало не более, чем на километр, возле деревни Сербска Каменице в Чехословакии (теперь это территория Чехии). Позже эксперты сделают предположение, что самолет потерпел крушение в результате теракта, но виновных так и не найдут.


Весна была в коме, когда ее нашел местный житель Бруно. Он проверил у нее пульс и тут же отправился за спасателями. Было понятно: у девушки поврежден позвоночник и трогать ее категорически нельзя. Стюардесса получила множественные тяжелые травмы, едва не стоившие ей жизни.


Она находилась в коме 27 дней, а потом был долгий период восстановления, целых 16 месяцев она провела в больнице. Врачи были уверены, что она останется инвалидом на всю жизнь. Но Весна, наперекор всем прогнозам, встала на ноги, через четыре с половиной года она уже нормально ходила и даже вернулась на работу в свою авиакомпанию. Правда, в праве на полеты ей отказали, предоставив должность в офисе. А вот момент крушения самолета она вспомнила спустя 25 лет.

Считается, что в воздухе ее спасла потеря сознания и низкое давление. Весна Вулович - рекордсменка Книги рекордов Гиннеса, выжившая после падения с 10 120 метров.

Джулиана Маргарет Кёпке


17-летняя Джулиана 24 декабря 1971 года вместе с мамой вылетела из аэропорта Лима Хорхе Чавес в Икитос. Самолет должен был совершить промежуточное приземление в Пукальпе и отправиться по маршруту дальше. На борту самолета авиакомпании LANSA находилось 92 человека. Джулиана была в предвкушении рождественских каникул, которые проведет вместе с отцом, занимаясь систематизацией карточек разных видов насекомых.

Они были в хвостовой части самолета, любовались чудесными видами из иллюминатора. Самолет стал входить в грозовой фронт, его стало сильно трясти. По-хорошему, как только появилась опасность, следовало вернуться в Лиму, но и пассажиры, и члены экипажа спешили отпраздновать Рождество вместе с близкими. Пилот принял ошибочное решение продолжать полет, надеясь благополучно миновать опасную зону.


Джулиана наблюдала за работой пропеллера, когда именно в эту часть самолета попала молния. Все, что происходило позже, она вспоминала, как замедленную съемку в кино: вот самолет распадается на части, и она, пристегнутая ремнем безопасности к сиденью, начинает свое бесконечное падение вниз. Она помнила, как кружило ее в воздухе, как стремительно приближалась земля, и как поглотили ее вместе с обломками густые зеленые кроны деревьев на земле. И только в момент соприкосновения с землей девушка потеряла сознание.

Она долго приходила в себя, целые сутки. А потом, находясь в шоке, даже не чувствовала боли от полученных серьезных травм. У нее были множественные порезы, она сломала ключицу, у нее была разорвана подколенная связка, были все признаки сотрясения мозга. Она потеряла очки и не могла нормально видеть даже одним глазом, другой же полностью заплыл из-за сильного ушиба лица.

Но немного оправившись и собравшись с силами, Джулиана поняла, что ждать помощи бессмысленно, обломки на месте крушения не видны поисковым самолетам из-за густой зелени. Она вспомнила уроки выживания, которые давал ей отец, и отправилась вниз по течению обнаруженного ею ручья, чтобы выйти по нему к реке и к людям. Позже экспертиза установит, что в момент падения живыми оставались еще как минимум 15 пассажиров, но они, к сожалению, не дождались помощи спасателей.


Джулиана добралась до пустой хижины лесорубов через 10 дней после катастрофы. Еще через день ее нашли под навесом местные жители. Они даже приняли ее за богиню воды, сошедшую с небес. Ей оказали первую помощь, накормили и обогрели, извлекли из ее ран часть личинок мух и сплавили по реке в городок Турнависта, где ей начали колоть антибиотик и полностью очистили раны от поселившихся там червей. Из Турнависты Джулиану переправили в госпиталь Пулькапы, там она, наконец, встретилась с отцом.

В 1974 году о ней выйдет в свет художественный фильм «Чудеса ещё случаются». Эта картина поможет пережить авиакатастрофу Ларисе Савицкой.

Лариса Савицкая


20-летняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск 24 августа 1981 года. Они сели в хвост самолета, Лариса задремала в своем кресле, потом ощутила очень сильный толчок, а сразу за ним просто невыносимый холод. Она отлетела на метр от своего кресла, а перед ее глазами встали кадры фильма, который она посмотрела не так давно. Героиня выжила после авиакатастрофы. Лариса восприняла это воспоминание, как руководство к действию. Она добралась до кресла у иллюминатора, вцепилась в него изо всех сил и полетела вместе с ним вниз. Именно это кресло спасло в итоге ей жизнь. Крушение произошло в результате столкновения с военным самолетом.

Ее падение длилось 8 минут. Удар был смягчен кронами берёз. Ларису обнаружили 27 августа с серьёзнейшими травмами в состоянии глубокого шока. Выжила, научилась ходить и даже смогла родить сына в 1986 году.

Она получила минимальную компенсацию ущерба – всего 75 рублей. Сам факт этой катастрофы был засекречен долгие годы. Родителям девушки и самой Ларисе приказали никому не говорить о случившемся. Лишь через двадцать были обнародованы подробности жуткого крушения, и Лариса Савицкая смогла рассказать о том страшном дне.

Фильм, который помог выжить Ларисе Савицкой - "Чудеса еще случаются"

Этих трех девушек можно назвать почти везучими, они сумели выжить. Тайну гибели в авиакатастрофе юного миротворца пытаются разгадать до сих пор.

Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози .

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

Авиаперелеты - самый безопасный вид пассажирских перевозок. Ежедневно более 80 тысяч самолетов по всему миру совершают около двухсот тысяч рейсов и доставляют в пункт назначения более трех миллионов пассажиров. Процент аварий крайне низок, а поэтому - казалось бы - страх перед полетами имеет иррациональную природу. Ничего подобного! Ведь все мы прекрасно понимаем: случись что на высоте в десять километров над землей, шансов выжить нет никаких. Вообще. Однако совсем отчаиваться не стоит. Маленькая, но тем не менее надежда на спасение все-таки есть. Об этом свидетельствуют удивительные случаи, когда пассажирам удавалось выжить в самых страшных авиакатастрофах.

Пожалуй, наиболее известный случай чудесного спасения произошел в 1972 году. Лайнер югославской авиакомпании Yugoslav Airlines совершал перелет по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. Самолет поднялся в воздух и набрал высоту в десять тысяч метров в штатном режиме. Полет проходил над Восточной Германией. Неожиданно лайнер распался на части: носовая часть с кабиной пилотов отделилась от основного корпуса. Главной версией крушения стал теракт, в организации которого под подозрение попали сторонники хорватской националистической организации «Усташи». Впрочем, кто действительно стал организатором и исполнителем теракта, не удалось выяснить до сих пор.

dnpmag.com

Стюардесса Весна Вулович оказалась единственной выжившей в катастрофе. 22-летнюю девушку, упавшую с десятикилометровой высоты, обнаружил крестьянин Бруно Хонке. Он оказал бортпроводнице первую помощь и передал пострадавшую прибывшим на место происшествия медикам. Весна получила множество травм, но через шестнадцать месяцев она выздоровела. Придя в сознание после катастрофы, стюардесса в первую очередь попросила сигарету.

Удивительно, но после пережитого у девушки не возникло страха перед полетами. Она прожила до 2016 года и скончалась в возрасте 67 лет. В 1985 году имя Весны Вулович было внесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего при падении с максимальной высоты.

Не менее известный случай произошел летом 1981 года. Борт Ан-24РВ совершал перелет из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На высоте 5220 метров лайнер столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16 - гражданские и военные центры управления полетами плохо координировали свои действия. Экипажи обоих самолетов погибли. Как и пассажиры Ан-24. Исключением стала студентка Лариса Савицкая - девушке чудом удалось выжить.

ribalych.ru

Лариса возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолет был полупустым, поэтому молодожены решили расположиться на удобных креслах в хвостовой части лайнера. Когда произошло столкновение, девушка спала, но от сильного удара и внезапного ожога моментально проснулась. Фюзеляж самолета разломился прямо перед креслом Ларисы, а ее выбросило в проход между сиденьями. Девушка доползла до ближайшего кресла и вжалась в него. Впоследствии она вспоминала, что в тот момент ей в голову пришла сцена из фильма «Чудеса еще случаются», в котором героиня вжимается в кресло самолета и выживает при крушении.

Ларису спасло благоприятное стечение обстоятельств. Форма обломка, в котором она оказалась, была такова, что при падении он планировал подобно листу дерева. Падение длилось удивительно долго - целых восемь минут. К тому же он упал в березовую рощу, и деревья смягчили удар. Но, конечно, сознание в тот момент Лариса потеряла.

Очнувшись на земле, первое, что увидела девушка, было кресло с телом мертвого мужа. Загадка - останки пассажиров разметало на сотни метров вокруг, а Владимир оказался рядом.

Лариса получила серьезные травмы, но могла встать на ноги. Спасатели обнаружили девушку только через два дня. За это время она соорудила временное прибежище из обломков самолета, в котором и ждала помощи. Шли дожди, температура не поднималась выше десяти градусов - согреваться приходилось чехлами с сидений. А еще одолевали комары, от которых девушка защищалась целлофановым пакетом.

Не знаю, может, от психологического шока я словно не ощущала своего тела, - вспоминала Лариса Савицкая. - А ведь были сломаны ребра, руки, спина, выбиты зубы… Тело казалось просто ватным, и дышать было трудно. Боль тупая, словно не моя. И еще какой-то постоянный гул: то ли в ушах гудело, то ли комары…

Лариса тоже попала в книгу рекордов Гиннесса. Но не только как человек, оставшийся в живых при падении с пятикилометровой высоты, но и как пассажир, получивший минимальную компенсацию. Всего 75 советских рублей.

В ряде авиакатастроф удавалось выжить сразу нескольким пассажирам. Так, в крушении лайнера Боинг-747 японских авиалиний, произошедшем 12 августа 1985 года, в живых осталось четверо. В тот день самолет следовал курсом из Токио в Осаку. Через двенадцать минут после взлета произошел отрыв вертикального хвостового стабилизатора или, попросту говоря, киля.

kulturologia.ru

Экипаж на протяжении долгих тридцати двух минут не оставлял попыток стабилизировать неуправляемую машину. Но лишенный киля самолет с все возрастающей амплитудой раскачивался по всем трем осям. Он продолжал лететь, то резко набирая высоту, то внезапно снижался. Так продолжалось до последнего момента. Внезапно перед глазами пилотов возник горный массив. В попытке избежать столкновения с горой командир увеличил тягу двигателей и отдал распоряжение выпустить закрылки аварийной электросистемы. Самолет резко задрал нос и едва не свалился в штопор, но выровнять лайнер все-таки удалось. К несчастью, успех оказался временным. Неуправляемый самолет снова опустил нос и устремился прямо на ближайшую вершину. Скорость снижения стала нарастать. Командир снова попытался выровнять воздушное судно, но увы. Правое крыло задело верхушки деревьев, и борт Japan Airlines на большой скорости врезался в лесистый склон горы Оцутака.

Катастрофа унесла жизни 520 человек и стала самой крупной катастрофой одного самолета за всю историю авиации. Выжившими пассажирами оказались две женщины и две маленькие девочки. 26-летняя стюардесса авиакомпании Japan Airlines Юми Отиаи, 34-летняя Хироко Ёсидзаки со своей восьмилетней дочерью Микико и двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Кэйко была найдена сидящей на дереве. Всех четверых немедленно доставили в токийский госпиталь.

После трагедии выяснилось, что остаться в живых могло гораздо большее число пассажиров. Так, Кэйко Каваками рассказывала, что уже на земле ее отец разговаривал с ней, призывая не падать духом, но потом затих. Также девочка слышала стоны и крики других раненых. Эксперты и врачи подтвердили слова Кэйко. Они установили, что большое число пассажиров погибли на земле от ран и холода, так и не дождавшись помощи. А помощь не приходила на протяжении долгих 14 часов. Причиной страшной задержки стала конкуренция между многочисленными службами спасения. Они долго не могли решить, кто отправится на спасение пострадавших.

Причиной авиакатастрофы стала обыкновенная халатность. За семь лет до трагедии лайнер получил серьезное повреждение, ударившись хвостовой частью о взлетную полосу, но ремонт не был проведен должным образом. Для 506 пассажиров и 14 членов экипажа рейса JAL 115 это обстоятельство стало роковым.

Самая крупная по числу жертв авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года на острове Тенерифе. На одной взлетно-посадочной полосе оказались сразу два лайнера. Один - американской авиакомпании Pan Am, другой - нидерландской KLM. Трагедия унесла жизни 583 человек. 61 человеку посчастливилось выжить.

kulturologia.ru

Причиной, по которой оба самолета одновременно попали на одну взлетную полосу, стали плохие погодные условия. Радиосвязь диспетчеров с пилотами дала сбои, и командный состав лайнеров не мог правильно понять указания, которые поступали из диспетчерского центра. К тому же на остров опустился сильный туман, который снизил видимость до ста метров.

Самолеты оказались друг напротив друга. Первым на взлет пошел Boeing авиакомпании KLM. Набрав скорость, его экипаж увидел, как из тумана ему навстречу движется другой Boeing, американской Pan Am. Пилоты попытались оторвать машину от земли, но расстояние не позволило совершить маневр. Лайнеры на полном ходу столкнулись влобовую. В нидерландском самолете погибли все, среди пассажиров американского Boeing оказались выжившие. В том числе капитан, второй пилот и борт-инженер.

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.

Очень типично для российских самолётов - падать от украинских ракет? Много уже насчитали?

Кощунством звучит упоминание про украинскую ракету после таких событий:

1 Малайзийского боинга, сбитого буком (отчёт прокуратуры Нидерландов доказывает это неопровержимо)

2 В ночь на 14 июня 2014 года, выстрелом из зенитного ракетного комплекса и длинной очередью из крупнокалиберного пулемёта был сбит военно-транспортный самолет Воздушных Сил ВС Украины Ил-76 при заходе на посадку на аэродром в Луганске. На борту Ил-76 находились 40 украинских военнослужащих и 9 членов экипажа. Все они погибли. Этим подвигом отметились вагнеровцы , в то время находившиеся в Украине. У украинской спецслужбы есть документальная информация, что часть "вагнеровцев" почти ежедневно летом 2014 года обстреливали Луганский аэропорт.

А если вспомнить историю?

1 сентября 1983 года, в небе над Тихим океаном произошла трагедия, которую некоторые российские источники по сей день стыдливо именуют "инцидентом": истребитель советской ПВО сбил нарушивший воздушную границу СССР южнокорейский гражданский авиалайнер. Все 269 человек, находившиеся на борту, в том числе 23 ребенка, погибли.

Катастрофа Boeing 707 в Карел ии

У всех сейчас на слуху катастрофа малазийского боинга над Донбассом. Менее известна, но тем не менее о ней знают, историю о том как сбили южнокорейский боинг над советским дальним Востоком 1 сентября 1983 года. Оказывается это не первый именно южнокорейский боинг сбитый над Советским Союзом. Был и еще один.

20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова над территорией СССР был сбит другой южнокорейский боинг 707, летевший по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул
20 апреля 1978 года в районе Кольского полуострова границу СССР пересек отклонившийся от маршрута пассажирский Boeing-707-321B (HL7429) авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс 902 - Париж-Анкоридж-Сеул.
Корейский Боинг продолжал лететь курсом на Североморск. Дмитрий Царьков, занимавший в 1978 году должность командующего 21-м корпусом ПВО СССР, докладывает Владимиру Дмитриеву, занимавшему в то время должность командующего 10-й армией ПВО СССР, что ПВО готовы сбить нарушителя. Дмитриев разрешение не дал, сказав при этом, что можем сбить свой самолёт, точная принадлежность самолета была еще не ясна. Нарушитель шёл со скоростью 15 километров в минуту (900 км/ч). В это время нарушитель пересёк границу СССР. В небо было поднято звено истребителей.
Самолет был обнаружен радарами советской системы ПВО и первоначально опознан как Boeing-747. Был приведен в боевую готовность зенитно-ракетный комплекс. На перехват был направлен истребитель Су-15ТМ ("Flegon-F") под управлением капитана А.Босова.

Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того требуют правила международной организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и зажег навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку. Когда пилот перехватчика доложил о том, что нарушитель - на самом деле не 747-ый, а 707-й Boeing, командование решило, что это - самолет электронной разведки RC-135 (выпускавшийся на базе лайнера Boeing-707) и отдало приказ об уничтожении цели.

Согласно данным американского радиоперехвата, пилот перехватчика в течение нескольких минут пытался убедить командование отменить приказ, так как разглядел на лайнере эмблему авиакомпании KAL и надписи иероглифами , однако после подтверждения приказа выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась,оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров.

Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Пилот перехватчика также потерял в облаках поврежденный лайнер.

На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела никакой информации о судьбе и местоположении самолета.

СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых с самолета черных ящиков. Сам самолет был разобран и вывезен по частям. Корейская авиакомпания отказалась от него, чтобы не платить за эвакуацию самолета. 95 пассажиров были доставлены в Кемь, и затем в Мурманский аэропорт. 23 апреля 1978 года переданы представителям генконсульства США в Ленинграде и авиакомпании «Пан-Америкэн» и отправлены в Хельсинки. Летчик Су-15 капитан А. Босов за выполнение боевого задания награжден орденом Красной Звезды.

Командир Боинга пилот высочайшего класса Ли Чанг Хью, бывший военный лётчик сумел посадить мало управляемую 200 тонную машину на замёрзшее озеро. Это спасло жизни остальных пассажиров. Позже командир Боинга был допрошен. Он сообщил, что он воевал лётчиком истребителем ещё во Вьетнаме. Закончил воевать в звании полковника. Потом работал 10 лет в гражданской авиакомпании, причём опыт полётов по маршруту рейса 902 тоже 10 лет. С данным экипажем летает 7 лет. Крайний полёт перед этим полётом по этому маршруту был неделю назад. Погода во время полёта была хорошая. На вопрос, как Вы могли так сбиться с курса, командир ответил, что якобы отказала навигационная аппаратура.

Много лет спустя на основании рассекреченных данных черных ящиков была опубликована карта полета рейса 902, которая показывает, что самолет, проходя участок Амстердам-Анкоридж, вскоре после достижения Исландии начал плавный широкий поворот направо. Этот поворот был слишком плавным для того, чтобы его можно было произвести вручную, и объяснением может служить только неисправность навигационного оборудования.