Заслуженные ограды. Решетки Летнего и Михайловского садов вошли в историю России

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад

Михайловский сад

На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный праздник «Императорские сады России».

Петербургские сады и парки появились сразу после основания города. Одним из первых был Летний сад.

Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав шведских охотничьих угодий. А затем стала частью Летнего сада. Тот первый, или Большой, Летний сад простирался от Невы до нынешнего Невского проспекта.

В 1712 году Пётр I отдал часть земли под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный Золотыми хоромами.

Ограда Михайловского сада

При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей (нынешним каналом Грибоедова) и Ериком (Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта). Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом её величества. Тогда же окончательно за садом закрепилось название Третий Летний сад. Для этого сада из Московской, Псковской и Новгородской губерний привозили соловьёв и других редких птиц. Здесь были в изобилии высажены фруктовые деревья и ягодные кусты.

Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов. В них разводили всевозможную рыбу. Восточнее «хором» располагались погреба с винами и другими съестными припасами.

В 1718 году для ухода за садом Пётр I пригласил известного ганноверского садовника Гаспара Фохта. Он работал и в Первом, и Втором, и Третьем Летних садах. Кроме того, он обслуживал Аптекарский огород.

24 июня 1741 года во Втором Летнем саду, на месте, где сейчас находится Михайловский замок, начали строить Летний дворец. В 1745 году во дворце поселилась императрица Елизавета Петровна. Здесь, кстати, родился будущий император Павел I Петрович.

При Елизавете Петровне территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.

В 1768 году Золотые хоромы Екатерины I по повелению Екатерины II разобрали.

В 1817 году начались масштабные работы по созданию ансамбля Михайловской площади и строительство Михайловского дворца. В план архитектора Карла Ивановича Росси входила перепланировка всей окружающей его территории. В том числе и бывшего Третьего Летнего сада. Благоустройством сада в 1822–1825 годах занимались известные архитекторы, художники, садовники. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг. А прямоугольные пруды засыпали. На месте Золотых хором Карлом Ивановичем Росси был спроектирован павильон-пристань. Сейчас это павильон Росси.

Переделанный и перепланированный сад по построенному к 1825 году дворцу получил новое имя – Михайловский.

К 1830 году вдоль Михайловского сада была продлена Садовая ограда. Сад отгородили от улицы художественной оградой.

Хозяйкой сада, как и дворца, стала жена великого князя Михаила Павловича великая княгиня Елена Павловна. Великокняжеская чета устраивала здесь конные прогулки, отмечала памятные даты и праздники. Михайловский сад среди горожан получил неофициальное название – сад Елены Павловны.

Одно из самых запоминающихся событий в истории сада произошло в теплый летний день 1839 года. В Михайловском дворце был устроен бал в честь бракосочетания великой княжны Марии Николаевны (дочери Николая I) и герцога Лейхтенбергского. И Михайловский сад превратился поистине в райский сад. Газеты писали: «К балу были свезены все цветы из Павловской и Ораниенбаумской оранжерей на 200 возах и 5 барках, которые вёл особый пароход…. Всё в саду и во дворце цвело и благоухало, а такого обилия редких и многоцветных растений не случалось видеть… Из сада сияла фантастическая иллюминация с чудесным видом на Марсово поле и Неву…»

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, напротив Михайловского сада, участники террористической организации «Народная воля» смертельно ранили императора Александра II. В этот же день государь скончался. В память об этом событии здесь в 1883–1907 годах был построен собор Воскресения Христова, более известный как Спас-на-Крови.

Между Михайловским садом и собором появилась художественная ограда стиля модерн по проекту архитектора Альфреда Александровича Парланда. Полукруглая ограда была исполнена в 1903–1907 годах на предприятии К. Винклера. Она наряду с оградой Летнего сада считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. После того как ограда заняла своё место, городовым, следившим за порядком на улицах, было вменено в обязанность присматривать, чтобы праздношатающаяся публика не повредила кованое кружево. А смотрители сада должны были вовремя подливать смазочное масло во втулки ажурных ворот с императорским вензелем, открывавшихся на площадь с центральной аллеи Михайловского сада.

После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. Правда, при входе на воротах повесили табличку: «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея.

После революции Михайловский сад пришёл в запустение.

В 1924 году сад решили восстановить. Очистили пруд, отремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья.

В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А.П. Соловьёва. Скульптор назвал её «Дерево свободы», скульптура представляла собой крестьянина, освобождающегося из оков. В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.

Во время войны и блокады Ленинграда территория Михайловского сада стала местом укрытия многих памятников. Они были зарыты на лужайках и аллеях. Среди них, например, – конный памятник Александру III. Падавшими сюда снарядами многие деревья были повреждены, в саду образовались воронки. Но памятники не пострадали.

Реставрационные работы в Михайловском саду проводились в 1949 году. В 1959 году на лугу был установлен бюст скульптора Ф.И. Шубина.

В 1999 году Михайловский сад был передан в ведение Государственного Русского музея. Очередная реконструкция сада проводилась в 2002–2004 годах. Ему вновь придали черты, которые намечал Карл Иванович Росси. Срубили старые и больные деревья, посадили новые.

Убрали «Дерево свободы» и бюст Шубина, вернули ранее проложенные дорожки.

У павильона Росси, на берегу Мойки, установили бюст архитектора, а также бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова.

Из книги Санкт-Петербург – история в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

автора

Михайловский (Инженерный) замок Никакое другое строение в городе не овеяно стольким количеством мистических и мифических историй, как этот замок на берегах Фонтанки и Мойки. Михайловский (Инженерный) замок – романтическая цитадель «русского Гамлета» императора Павла I

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский дворец (Русский музей) Эту площадь, в прошлом Михайловскую, ныне Искусств, называют венцом творения Карла Ивановича Росси. И подлинным алмазом в этом венце является Михайловский дворец.В 1719 году на участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, был

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский сад На его аллеях рождается ощущение чего-то настоящего, подлинного. И это не случайно. Это единственный из городских садов, который сохранил стилистику подлинного императорского сада. И, наверное, поэтому именно в нём ежегодно проводится замечательный

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Михайловский театр Императорский Михайловский театр вошёл в историю государства Российского как третий императорский театр. И один из самых интересных театров.Здание театра является составляющей частью ансамбля Михайловской площади (пл. Искусств), созданного Карлом

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Михайловский замок Недолгое пребывание Мальтийского ордена в России сопровождалось передачей рыцарям ряда зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Иоаннитам отдали церковь Рождества Иоанна Предтечи, выстроенную архитектором Ю. Фельтеном на Каменном острове: в

Из книги Император Павел I автора Оболенский Геннадий Львович

Глава шестнадцатая В Михайловский замок Хотят повторить 1762 год. Павел I Начало нового века было торжественно отмечено в обеих столицах. Ушел в прошлое век Просвещения, век трех революций - промышленной в Англии, политической в Северной Америке, социальной во Франции.

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Михайловский замок Из «Записок» Николая Александровича Саблукова:Его величество со всем августейшим семейством оставил старый дворец и переехал в Михайловский, выстроенный наподобие укрепленного замка с подъемными мостами, рвами, потайными лестницами, подземными

V. Г-н Михайловский об отказе «учеников» от наследства В заключение вернемся опять к г-ну Михайловскому в рассмотрению его утверждения по интересующему нас вопросу. Г-н Михайловский заявляет не только то, что эти люди (ученики) «не желают состоять ни в какой преемственной

Из книги ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ (1850-ых-1920-ых гг.) автора Шуб Давид Натанович

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВСКИЙ (1842-1904) IНиколай Константинович Михайловский, выдающийся русский литературный критик, публицист и социолог, родился в Мещовске, Тамбовской губернии, в бедной дворянской семье. Учился он в горном корпусе, который не окончил, 18-ти лет Михайловский

Уникальный образец раннего русского Модерна в Петербурге:

Кованая ограда Михайловского сада у храма Воскресения на Крови (Спас на Крови).

Цветное фото выполнил по уникальной технологии фотограф последнего царя Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1907 году сразу после установки ограды (строители ещё не убрали временную электрическую линию).

он безвозвратно утрачен.

Кованая железная ограда выполнена в 1903-1907 годах на Петербургском художественно-слесарном заводе «Карл Винклер».

Автор ограды точно не известен. Вероятно, это автор Спаса на Крови архитектор Парланд. Красивые цилиндрические колонны облицованы глазурованным кирпичом двух тонов. На колоннах стилизованные фонари, как шапки.

За 80 лет из-за скверного петербургского климата половина металлических конструкций была утрачена,облицовочный кирпич потрескался.

В конце "лихих" 90-х была проведена грандиозная реставрация (Спонсор - табачная компания J. T. International). История реставрации напоминала детективный роман: мастера вели скрупулезные изыскания, заново раскрывали секреты старых технологий...

Так, в архивах был найден негатив на серебре, по которому установили, что на воротах должен располагаться вензель Александра III и императорская корона (очевидно, вензель и корону сняли в советское время по идеологическим причинам).

На основании этих же фотоматериалов восстанавливали фонари на пилонах и большие кованые листья в центре кованых ворот.

Александр Борзов‎

Александр, вы все сказали правильно.Просто эту ограду реставрировала моя мастерская. ООО Стек- Творческая мастерская Вьюнова Геннадия.

Что касается проекта ограды - действительно, точно не известно кто рисовал.

Но первый вариант в эскизах был. Я его нашел в архиве. Он был очень простой, совсем не похожий на настоящий.Исполняла работу действительно мастерская Винклера.

На некоторых звеньях стоит клеймо. Но самое интересное другое. На двух отреставрированных звеньях стоят рядом два личных клейма. Запомните эти фамилии- ДОБРЯНОВ, и НИКИТИН.

Теперь можно себе представить, что это были за мастера, если сам Винклер разрешил им их поставить

Геннадий Вьюнов

Зимой и так очень эффектная ограда

приобретает фантастически неземную красоту!

Которые становятся объектом для фотосессий и селфи.

Михайловский сад имеет два входа:

  • Со стороны Садовой улицы, напротив Михайловского замка
  • Со стороны канала Грибоедова , здесь ориентиром служит храм Спаса на крови .

Лучше всего начинать прогулку по Михайловскому саду со стороны храма Спаса на крови, пройдя от Невского проспекта по набережной канала Грибоедова. Здесь расположен вход с красивой оградой с уникальной решеткой.

Режим работы Михайловского сада - лето 2019

  • с 1 мая по 30 сентября - с 10:00 до 22:00
  • с 1 октября по 1 апреля – с 10:00 до 20:00
  • с 2 по 30 апреля – закрыт на просушку

Стоимость билетов в Михайловский сад - лето 2019

Вход бесплатный.

Решётка Михайловского сада

Кованая решетка Михайловского сада выглядит нежной и легкой, хотя выполнена из тяжелого металла. Цветы и узорчатые завитки словно контрастируют с массивными колоннами и основанием из красного кирпича. Ворота в Михайловский сад украшены изразцами с изображениями цветов и диковинных птиц.

Интересно, что автор этого прекрасного творения точно не известен, но полагают, что ограда была выполнена по замыслу архитектора Альфреда Парланда, создавшего также и Спас на крови . Строительство храма проходило в конце XIX - начале XX века на месте, где в 1881 году был убит император Александр II . Ограда также была установлена в это время. На ней установлена табличка, напоминающая об этом трагическом событии.

Ажурным рисунком решетки можно полюбоваться только со стороны храма Спаса на крови. Если Вы войдете в Михайловский сад со стороны Михайловского замка, то заметите, что ограда там намного проще.

Описание

Михайловский сад - это памятник ландшафтной архитектуры, созданный великим мастером Карлом Росси в 1825 году. В планировке сада сочетается два стиля: регулярный (французский) - по периметру сада и пейзажный (английский) - в центральной его части. Здесь множество лужаек и деревьев, пруд неправильной формы. В то же время мы встретим и элементы французского стиля – скульптуры, ровные газоны и клумбы с цветами. Площадь садовой зоны составляет 9,4 га.

Михайловский сад - это единственное место в Санкт-Петербурге, где сохранился стиль императорского сада. Не зря на его аллеях ежегодно проходит международный флористический фестиваль «Императорские сады России».

Обычно праздник проходит в период Белых ночей . В это время сотни композиций и арт-объектов из растений всевозможных цветов украшают просторы Михайловского сада, который становится зоной отдыха, развлечений и творчества. Здесь проходят выставки и различные культурные мероприятия.

В то же время в обычные дни Михайловский сад - одна из самых уютных и спокойных зеленых зон Санкт-Петербурга, место тишины и умиротворения. На его территории установлены скамейки, имеется детская площадка. Пожалуй, самое живописное место здесь – это пруд в английском стиле (неправильной формы) и чугунный мостик Росси . Как правило, здесь много чаек, а по водной глади неторопливо плавают утки.

Благодаря белому цвету и ажурному узору решетки, мостик выглядит нежным и легким. Это любимое место для фотосессий и, конечно, оно особенно популярно во время свадебных церемоний.

Павильон Росси в Михайловском саду

По проекту Карла Ивановича Росси (или Карло ди Джованни) в восточной части парка на берегу Мойки были построены гранитная пристань и павильон , представляющий собой два квадратных здания, соединенных сквозной колоннадой. От павильона к воде вела гранитная терраса-пристань, огражденная ажурной чугунной решеткой.

После водной прогулки великокняжеские суда причаливали к пристани. Члены царской семьи и их гости направлялись в павильон. Здесь они отдыхали, пили чай и играли в карты. Во время прогулок здание служило местом укрытия от дождя или жары.

В настоящее время в одном из помещений устроено кафе, посетить которое может каждый желающий.

Первоначально павильон имел серый цвет, а сейчас строение жёлтое. В павильоне установлен бюст создателя павильона, архитектора Карла Росси. Также рядом со зданием Вы увидите бюсты художников Карла Брюллова и Александра Иванова.

Из истории

С основанием Санкт-Петербурга городская территория стала обустраиваться. Здесь от Невы до нынешнего Невского проспекта простирались Летние сады. На месте нынешнего Михайловского сада находился Третий Летний сад.

  • В 1712 году в Третьем Летнем саду, там, где сейчас находится павильон Росси, Петр I построил для своей супруги Екатерины I дворец – Золотые хоромы. Сад вокруг дворца назвали Царицыным, его засадили фруктовыми деревьями и кустарниками, привезли сюда редких птиц, а в вырытых прудах разводили рыбу
  • При Елизавете Петровне (дочери Петра Первого и Екатерины I) сад получает регулярную планировку. Его центральная часть стала местом развлечений, здесь установили качели и карусели, насыпали горки для катания. Деревья и кусты стали стричь по форме геометрических фигур, разбили цветники, на аллеях появились скульптуры, построили павильоны и баню на берегу Мойки
  • В 1819 году Карл Росси начинает масштабные работы по созданию ансамбля Михайловского дворца . Благоустройство Михайловского сада проходило в 1822-1825 годах. Наряду с регулярной планировкой здесь появился и пейзажный (английский) стиль ландшафта. Так, у северного фасада дворца был устроен английский луг, появились лужайки и пруды произвольной формы. На месте Золотых хором, на набережной Мойки был сооружен традиционный для пейзажного парка павильон с гранитной пристанью, известный как павильон Росси .

Михайловский сад стал подарком императора Александра I младшему брату князю Михаилу Павловичу. Хозяйкой всего ансамбля стала его супруга Елена Павловна. В честь князя дворец и сад были названы Михайловскими. Но неформально сад часто называли садом Елены Павловны.

Здесь великокняжеские особы отмечали памятные события и праздники, совершали конные прогулки. В 1898 году после того, как наследники князя Михаила продали дворец в казну, в здании разместился Русский музей .

Михайловский сад стал доступным для широкой публики после победы Октябрьской революции. В те времена на воротах висело объявление «Собакам и солдатам гулять воспрещается».

В советское время это был обычный парк со сценой-эстрадой, павильонами и площадками для детей.

Во время Великой Отечественной войны Михайловский сад спас многие произведения искусства, здесь были зарыты скульптуры и памятники, среди них и конный памятник Александру III (сейчас находится у входа в Мраморный дворец). Все произведения искусства уцелели, в то время как многие деревья были уничтожены взрывами бомб. В настоящее время, благодаря усилиям реставраторов, в целом, Михайловский сад выглядит также, как и почти 200 лет назад.

Ограда Михайловского сада
Ограда Михайловского сада полукругом очерчивает проезд возле церкви Спас-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом характерным для раннего модерна. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.

Ограда была сооружена в 1904-1907 гг. по проекту художника Э.К. Кверфельдта. По другим источникам, ограда создана по рисунку архитектора АА. Парланда – автора здания храма.

Михайловский сад- это одна из самых известных и благоустроенных парковых зон Санкт-Петербурга.
С южной стороны Михайловский сад ограничен Михайловским дворцом, Этнографическим музем и Корпусом Бенуа.
С восточной стороны парк упирается в Садовую улицу (через дорогу – Михайловский замок), с северной стороны река Мойка и Марсово поле за ней, с западной стороны храм Спаса на Крови.

До того, как был основан Санкт-Петербург, территория, где расположен Михайловский сад, принадлежала шведскому помещику.
После победы Петр решил выстроить на этом месте имение для своей жены.
Дворец назвали «Золотые хоромы». Вокруг был разбит сад, неофициально названный Царицыным, или Садом ее Величества.
Он тянулся почти до самой «Большой першпективы», между реками Ерик (ныне – Фонтанка) и Глухой речки или Кривуши (Екатерининский, а ныне - канал Грибоедова).
Одно время Михайловский сад носил имя "Третий Летний сад".
Так вышло после того, как настоящий Летний сад был разбит на две части, и назван соответственно, Первым и Вторым Летним.
«Третий» был призван доставлять императрице максимум удовольствия. Для начала в нем поселили полсотни соловьев, выловленных и привезенных в Петербург из лесов губерний.
На востоке помещались винные погреба. В пяти, специально вырытых прудах, выращивали рыбу. И, конечно, - ягоды и фрукты.
Получился довольно большой, как бы сказали сегодня, «царский приусадебный участок».
Специально для ухода за садом, из Ганновера выписали садовника Гаспара Фохта. В его ведении находились также Аптекарский, Первый и Второй Летние сады.

В 1741 году здесь начали строить Летний дворец (он стоял в том месте, где сейчас помещается Михайловский замок).

Когда в Летнем поселилась императрица, сад получил регулярную планировку. Деревья и кусты постригли, на аллеях установили мраморные скульптуры, старым и вновь созданным прудам придали фигурную форму.
По берегам разбили цветники, устроили клумбы, выстроили павильоны. В центре установили увеселительные аттракционы, и даже построили отдельную баню.

В 1796 году новый император Павел Первый снес старые царицыны покои и построил себе на этом месте Михайловский замок, а с южной стороны царю пришло в голову достроить дворец для своего сына.
Но заговор прервал эти планы на 20 лет. Лишь в 1817 году, по проекту Карла Росси, началось строительство Михайловского дворца, задуманного Павлом.
Когда он был закончен, бывший Третий Летний сад, по названию дворца, стал также называться Михайловским садом.
Новой хозяйкой дворца и сада стала жена великого князя Михаила Павловича, - Елена Павловна.
Следуя моде, сад сделали пейзажным. Возле дворца засыпали пруды для рыбы и устроили английскую лужайку. На месте огородов проложили дорожки для конных прогулок, которыми увлекались великие князья.

В первый день весны 1881 года сад получил сомнительную славу. Недалеко, на набережной Екатерининского канала, был смертельно ранен Александр Второй.
На месте событий построили часовню, а затем храм, названный «Спас-на-Крови».
Собор отделили от парка, так появилась решетка Михайловского сада, ставшая одной из красивейших в городе.
Для публичных посещений сад открыли в 1898 году. Правда к тому времени его территория несколько уменьшилась, так как часть отошла под здание Этнографического музея.
На воротах имелась табличка, запрещавшая вход солдатам, а также выгул собак.
После революции сад был совсем заброшен.
Вспомнили о нем в 1924 году. Тогда почистили пруды, посадили новые деревья, отремонтировали ограду.
В 1939 году в Михайловском саду сделали спортивную площадку, эстраду, установили несколько скульптур.
Во время Блокады, на территории Михайловского сада закопали много скульптур, одной из них была конная статуя Александра Третьего.
В 1999 году территорию передали в Русский музей, а в начале 21 века её снова реконструировали, придав черты планировки 18 века. Заново проложили дорожки, предусмотренные проектом Карла Росси.

Сегодня сад великолепен, и подходит для прогулок по городу. Правда от старинных построек практически ничего не сохранилось. Есть только павильон России, бывший причальной стенкой для малых лодок императорской семьи.
На другой стороне Мойки оборудованы небольшие причалы, откуда проводятся речные экскурсии по рекам и каналам.

Как добраться:
От метро Гостиный двор (выход на Гостиный двор) выйти на Садовую улицу и идти никуда не сворачивая. По левой стороне улицы примерно через 350 метров начнется ограда Михайловского сада.
От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) Выйти из метро, по набережной канала миновать Спас на Крови, за которым начнется решетка Михайловского сада.
От Дворцовой площади выйти на набережную Мойки у Певческого моста, перейти мост, повернуть налево и идти по набережной, обогнув Конюшенную площадь до 2-го Садового моста.

Ограды набережных. Заборы парков. Ворота дворцов. В Санкт-Петербурге эти понятия приобретают особое значение. Великие мастера архитектуры создали в Санкт-Петербурге ограды, решетки, заборы и ворота изумительной красоты.

Ограда Михайловского сада полукругом очерчивает проезд возле церкви Спас-на-Крови, отделяя его от территории сада, и тянется от корпуса Бенуа на набережной канала Грибоедова до реки Мойки. Фигурные столбы, облицованные желтым декоративным кирпичом, и металлические звенья решетки из кованого железа с крупным растительным орнаментом характерным для раннего модерна. Витиеватый рисунок весьма удачно сочетаются с нарядным внешним видом стоящего рядом собора.


Ограда была сооружена в 1904-1907 гг. по проекту художника Э.К. Кверфельдта. По другим источникам, ограда создана по рисунку архитектора АА. Парланда – автора здания храма.


Михайловский сад- это одна из самых известных и благоустроенных парковых зон Санкт-Петербурга.
С южной стороны Михайловский сад ограничен Михайловским дворцом, Этнографическим музем и Корпусом Бенуа.
С восточной стороны парк упирается в Садовую улицу (через дорогу – Михайловский замок), с северной стороны река Мойка и Марсово поле, с западной стороны храм Спаса на Крови.


До того, как был основан Санкт-Петербург, территория, где расположен Михайловский сад, принадлежала шведскому помещику.
После победы Петр решил выстроить на этом месте имение для своей жены.
Дворец назвали «Золотые хоромы». Вокруг был разбит сад, неофициально названный Царицыным, или Садом ее Величества.
Он тянулся почти до самой «Большой першпективы», между реками Ерик (ныне – Фонтанка) и Глухой речки или Кривуши (Екатерининский, а ныне - канал Грибоедова).

Одно время Михайловский сад носил имя "Третий Летний сад".
Так вышло после того, как настоящий Летний сад был разбит на две части, и назван соответственно, Первым и Вторым Летним.
«Третий» был призван доставлять императрице максимум удовольствия. Для начала в нем поселили полсотни соловьев, выловленных и привезенных в Петербург из лесов губерний.


На востоке помещались винные погреба. В пяти, специально вырытых прудах, выращивали рыбу. И, конечно, - ягоды и фрукты.
Получился довольно большой, как бы сказали сегодня, «царский приусадебный участок».
Специально для ухода за садом, из Ганновера выписали садовника Гаспара Фохта. В его ведении находились также Аптекарский, Первый и Второй Летние сады.


В 1741 году здесь начали строить Летний дворец (он стоял в том месте, где сейчас помещается Михайловский замок).
Когда в Летнем поселилась императрица, сад получил регулярную планировку. Деревья и кусты постригли, на аллеях установили мраморные скульптуры, старым и вновь созданным прудам придали фигурную форму.
По берегам разбили цветники, устроили клумбы, выстроили павильоны. В центре установили увеселительные аттракционы, и даже построили отдельную баню.


В 1796 году новый император Павел Первый снес старые царицыны покои и построил себе на этом месте Михайловский замок, а с южной стороны царю пришло в голову достроить дворец для своего сына.
Но заговор прервал эти планы на 20 лет. Лишь в 1817 году, по проекту Карла Росси, началось строительство Михайловского дворца, задуманного Павлом.
Когда он был закончен, бывший Третий Летний сад, по названию дворца, стал также называться Михайловским садом.


Новой хозяйкой дворца и сада стала жена великого князя Михаила Павловича, - Елена Павловна.
Следуя моде, сад сделали пейзажным. Возле дворца засыпали пруды для рыбы и устроили английскую лужайку. На месте огородов проложили дорожки для конных прогулок, которыми увлекались великие князья.


В первый день весны 1881 года сад получил сомнительную славу. Недалеко, на набережной Екатерининского канала, был смертельно ранен Александр Второй.
На месте событий построили часовню, а затем храм, названный «Спас-на-Крови».
Собор отделили от парка, так появилась решетка Михайловского сада, ставшая одной из красивейших в городе.

Для публичных посещений сад открыли в 1898 году. Правда к тому времени его территория несколько уменьшилась, так как часть отошла под здание Этнографического музея.


На воротах имелась табличка, запрещавшая вход солдатам, а также выгул собак.


После революции сад был совсем заброшен.
Вспомнили о нем в 1924 году. Тогда почистили пруды, посадили новые деревья, отремонтировали ограду.


В 1939 году в Михайловском саду сделали спортивную площадку, эстраду, установили несколько скульптур.

Ворота Михайловского сада


Во время Блокады, на территории Михайловского сада закопали много скульптур, одной из них была конная статуя Александра Третьего.

В 1999 году территорию передали в Русский музей, а в начале 21 века её снова реконструировали, придав черты планировки 18 века. Заново проложили дорожки, предусмотренные проектом Карла Росси.

Сегодня сад великолепен, и подходит для прогулок. Правда от старинных построек практически ничего не сохранилось.

Есть только павильон России, бывший причальной стенкой для малых лодок императорской семьи.