Косово независимость от сербии год. Косовский конфликт

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. Население края составляют преимущественно албанцы (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тысяч (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

Притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с 14-го века и вплоть до 1767 года здесь располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ).

Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала 20-го века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово.

Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

В конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. Совет НАТО 9 сентября 1998 года утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Без санкции ООН 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила", продолжавшаяся до 20 июня 1999 года, когда был завершен вывод югославских войск.

Начиная с 1999 года, на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч сербов.

КОСОВО и ООН

Косовское урегулирование не раз выносилось на повестку дня заседаний Совета Безопасности ООН.

В соответствии с резолюцией номер 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае были развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысячи военнослужащих.

В мае 2001 года глава МООНК утвердил "Конституционные рамки временного самоуправления в Косово", в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово.

Совет Безопасности ООН 24 октября 2005 года в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником генсека ООН по статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия).

На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены "Руководящие принципы" по выработке будущего статуса Косово. Документ зафиксировал приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28-29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

"План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.

На состоявшемся 16 февраля экстренном заседании СБ ООН сторонники независимости Косово оказались в меньшинстве. После завершения длившегося более трех часов за закрытыми дверями заседания СБ ООН, созванного Сербией и Россией, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин сообщил о том, что лишь пять государств (США и Европейского Союза) из 15 членов СБ высказались в поддержку признания "плана Ахтисаари", наделяющего сербский край статусом независимости по этническому принципу.

ПОЗИЦИЯ РОССИИ И США

Россия активно поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества на основе резолюции номер 1244 СБ ООН. Москва участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция).

При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края.

Россия предложила выработать "дорожную карту", в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы.

США, в свою очередь, настаивали на том, что единственный выход из тупика - "план Ахтисаари", предполагающий независимый статус края под международным контролем.

РАСПАД ЮГОСЛАВИИ

Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ) была создана в 1945 году, с 1963 года она называлась Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). В федерацию входили шесть республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория.

В октябре 1991 года парламент Боснии и Герцеговины принял меморандум о суверенитете и выходе из состава СФРЮ, а 25 января 1992 года - меморандум о независимости. На референдуме 29 февраля и 1 марта 1992 года 59% участников высказались за независимость и суверенитет.

Парламент Македонии 25 января 1991 года принял декларацию о государственном суверенитете, 17 ноября 1991 года была принята конституция, провозгласившая Македонию самостоятельным и демократическим государством.

Парламент Словении 2 июня 1990 года одобрил декларацию о суверенитете государства. Словения 26 декабря 1990 года была объявлена самостоятельным государством. Декларация о прекращении действия на территории Словении конституции СФРЮ вступила в силу 8 октября 1991 года.

25 июня 1991 года была принята декларация о полной независимости и суверенитете Хорватии. 8 октября 1991 года вступили в силу законодательные акты о государственной самостоятельности Хорватии и ее выходе из состава СФРЮ.

15 января 1992 года после признания независимости Словении и Хорватии странами ЕС федерация прекратила свое существование.

После распада СФРЮ в 1992 году Сербия и Черногория продолжили существование в рамках Союзной Республики Югославии, провозглашенной 27 апреля 1992 года (с 4 февраля 2003 года - государственное сообщество Сербия и Черногория (СиЧ).

С июня 2006 года Сербия - независимое суверенное государство, правопреемник СиЧ. Парламент Черногории принял 3 июня 2006 года Декларацию о независимости.

19-го февраля Косово отмечает очередную годовщину независимости, которая признана лишь половиной государств мира. Об отделении от Сербии парламент республики объявил 17-го февраля 2008-го года. Споры о правомочности этого решения не утихают по сей день. Алексей Дурнов объясняет, почему вопрос о независимости крошечной республики раскололо мир пополам.

Как все начиналось

Признания независимости Косово яростно и последовательно добивался один из самых влиятельных политиков края Хашим Тачи. В своей время он был полевым командиром и одним из создателей Освободительной армии Косово. Это движение, в первые годы своего существования, считалось организацией террористического толка, так что в 1997-м году суд Приштины заочно приговорил Тачи к 10 годам тюремного заключения.

Ключевая фигура — косовский премьер Хашим Тачи

Но задержать его так и не удалось, а уже к 99-му году многие государства стали считать ОАК освободительным, а вовсе не террористическим движением. Несколько позже Тачи будет задержан властями Венгрии на основе международного ордера на его арест, но под стражей проведет менее суток. А бывший генпрокурор трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте в своих мемуарах обвинит Тачи в похищении людей и торговле человеческими органами. Все это, впрочем, окажется песчинками в огромной пустыне.

Хашим Тачи

В 2000-м году Тачи уже вовсю занимался политикой, а созданная им Демократическая партия Косово становилась все более популярной. Она неоднократно избиралась в парламент Косово, так что в январе 2008-го Тачи стал премьер-министром. Его успеху способствовали громкие заявления о том, что Косово должно получить независимость от Сербии. Своей цели он добьются менее, чем через месяц.

Как Косово получило независимость

17-го февраля парламент Косово в одностороннем порядке принял декларацию о независимости. Считается, что написание ее текста заняло около сорока минут, а подготовка процесса отделения от Сербии продолжалась примерно две недели. Хашим Тачи не скрывал, что ставка сделана на скорую международную поддержку независимости и давал понять, что мнение Белграда по этому вопросу Косово не интересует. Резолюцию поддержали 109 депутатов парламента. При этом противники независимости, в том числе и 10 представителей косовских сербов, вообще не присутствовали на заседании.

Признание независимости Косово создало опасный прецедент

Едва голосование завершилось, как Тачи объявил о том, что отныне Косово является независимым государством. Россия, являющаяся самым горячим противником отделения Косова от Сербии, потребовала немедленного созыва Совбеза ООН. Однако еще до того, как состоялось его заседание, ряд государств объявили, что признают республику самостоятельным субъектом международного права.

В чем закавыка?

Получение независимости через резолюцию собственного парламента шло вразрез с принятой практикой и целым рядом положений ООН. Во всяком случае прежде такого не было. В XXI-м веке государства получали независимость либо на основании результатов референдума (Восточный Тимор, Черногория, Южный Судан), либо через ряд двусторонних соглашений (Кюрасао). При этом референдумы готовились на протяжении многих лет, их подготовке предшествовали сложные переговоры, а условная метрополия соглашалась признать итоги голосования. В случае с Косово речи о референдуме не шло. Признание независимости в одностороннем порядке создавало опасный прецедент. Отделение Косово отрицательно восприняли страны, имеющие схожие с Сербией проблемы. Российские дипломаты тогда, в основном, говорили о том, что, мол, если можно косовским албанцам, то почему нельзя, к примеру, абхазам. Менее чем через полгода этот вопрос встал очень остро.

События февраля 2008-го года

Провозглашение независимости Косово сопровождалось десятками митингов по всей Европе. Акции носили совершенно разный характер. Где-то это было празднование независимости, где-то — яростные протесты против нее. Что одни, что другие митинги с одинаковой частотой заканчивались массовыми беспорядками. Так, стихийные празднования проходил в тех странах, где имелись многочисленные диаспоры косовских албанцев. В первую очередь в Бельгии и Швейцарии. С другой стороны, в ряде балканских государств возникали уличные конфликты между местными сербами и албанцами. Самая напряженная ситуация сложилась в Белграде. Уже 17-го февраля 200 митингующих попытались взять штурмом посольство США.

Митинг 21-го февраля 2008-го года в Белгарде. Одна из крупнейших акций против независимости Косово.

Полиции удалось отогнать их, но дело этим не кончилось. Недовольные перегруппировались и атаковали посольство Словении, а также самый крупный из белградских Макдональдсов. На следующий день косовские сербы подожгли приграничные блокпосты НАТО, а еще чуть позднее в Приштине было захвачено здание Верховного суда. Акции протеста проходили по всему миру, в том числе и в США. Так в Чикаго в митинге приняла участие без малого тысяча человек. География митингов в поддержку Косово была столь же широка. Подобные акции прошли, например, в Австралии, ЮАР и Японии.

Как признавали независимость Косово

Уже к началу марта 2008-го года независимость Косова была признана 21-м государством. В первых рядах находились США, Великобритания, Франция и Германия, но их успели опередить Афганистан и Коста-Рика. Эти страны признали независимость Косово уже через несколько часов после судьбоносной резолюции парламента.

Сейчас независимость Косово признает чуть больше половины государств

Сделали они это почти одновременно, но из-за разницы во времени первым государство, признавшим Косово считается Коста-Рика. Последним же стали Антигуа и Барбуда. Крошечная страна в Карибском море признала независимость Косово в мае 2015-го года. К слову, Сербия на первых порах практиковала немедленный отзыв послов из стран, поддержавших Хашима Тачи.

Зеленым выделены страны, признавшие Косово. Серым — страны, которые этого не сделали

Правда, дипмиссии закрывались далеко не везде. С другой стороны, многие субъекты международного права заняли весьма хитрую нейтральную позицию. Например, Китай несколько раз обещал рассмотреть вопрос о признании Косово, но всякий раз откладывал решение на неопределенный срок. Что же касается тех, кто независимость Косово не признал, то в их числе находятся отнюдь не только Россия, Никарагуа, Науру и Венесуэла. Так, независимость Косово категорические отрицают Израиль и Испания. Пиренейское королевство много раз подчеркивало, что 17 февраля 2008-го года был создан опасный прецедент для баскских и каталонских сепаратистов. Не признал независимости Косово и Ватикан. Отдельно стоит сказать о международных организация. Так, позиция Китая и России не оставляет Косово шансов на то, чтоб стать полноправным членом ООН.

Сборная Косово пока играет товарищеские матчи с Албанией и Монако

Республика просто не сможет получить поддержку всех пяти постоянных членов Совбеза. Не спешат принимать решения и спортивные организации. Косово до сих пор не входит ни в ФИФА, ни в УЕФА. Хотя членами УЕФА, являются, например, Крым и Гибралтар. Суть проблемы в том числе и в организации процесса. Так, если сборная попадет в одну группу, к примеру, с Румынией, то косовские футболисты просто не смогут приехать на гостевую встречу.

Теневой герой

Мартти Ахтисаари получает Нобелевскую премию мира

Важной фигурой в признании независимости Косово считается бывший президент Финляндии Мартти Ахтисаари. Именно ему предписывают авторство плана по отделению республики от Сербии. Более того. Считается, что Ахтисаари лично принял участие в десятках переговоров, в которых убеждал государства Европы, Азии и Африки поддержать начинания Хашима Тачи. В 2008-м Ахтисаари получил Нобелевскую премию мира, что вызвало негодование Белграда и Москвы.

События в Крыму напомнили многим наблюдателям случай с Косово. Одна из сторон в качестве обоснования выхода автономной республики из состава Украины официально сослалась на прецедент мятежного края, провозгласившего в одностороннем порядке независимость от Сербии. Насколько эти случаи сопоставимы?

Вовлеченные в крымский конфликт участники спорят по поводу законности референдума и его соответствия украинскому и международному праву, но юридические аргументы, звучащие с каждой стороны, неоднозначны и противоречивы. Условия, в которых провозглашается независимость новых государств, принципиально различны, а применяемые юридические нормы одинаковы, и это позволяет в случае непоследовательности позиций обвинять страны в двойных стандартах. Однако конфликты подобного рода обусловлены политическими предпосылками, и правовой статус того или иного государства и региона — лишь часть социально-политического контекста. Если абстрагироваться от юридической казуистики, можно найти как минимум 5 отличий, свидетельствующих о том, что апелляция к косовскому прецеденту несостоятельна.


Сецессия versus аннексия

В отличие от сецессии, которая имела место в случае Косова, отделение Крыма от Украины — беспрецедентная со времен Второй мировой войны аннексия на территории Европы. 


В 2008 году парламент Косова провозгласил независимость края от Сербии. Белград это решение не принимает и считает Косово своей суверенной территорией, которую де-факто не контролирует с 1990-х. Курс на построение самостоятельного государства был взят косовскими албанцами еще в 1980-х. Решению парламента предшествовал многолетний период, на протяжении которого мировое сообщество вело многосторонние переговоры о статусе региона. Восемь лет территория находилась под управлением временной администрации ООН. 

Албания, заинтересованная в независимости Косово, активной стороной процесса к концу XX века не выступала. Вмешательство международных миротворческих сил (KFOR) в конфликт было необходимым, в случае Крыма такая необходимость неочевидна. НАТО и KFOR включились в активный вооруженный конфликт, РФ — такой конфликт провоцирует сама.



Парламент Автономной Республики Крым не только проголосовал за независимость, но и объявил о намерении войти в состав России. Референдум по статусу полуострова состоялся в условиях фактической оккупации государством, к которому предполагается присоединение. Плебисцит был организован в чрезвычайно сжатые сроки, которые не позволяли провести его в соответствии с международными демократическими стандартами. Хотя российское правительство опровергает ввод войск, мало кто сомневается, что находящиеся в Крыму вооруженные люди без опознавательных знаков являются российскими военными.

Участие России в процессе самоопределения Крыма — бесспорно. Внесение в Госдуму поддерживаемого всеми фракциями законопроекта об упрощении процедуры включения в состав РФ части иностранного государства, как и заявление о планируемом присоединении Крыма российскими официальными лицами, были сделаны еще до того, как об этих планах впервые объявили крымские власти. Пресса находит все новые доказательства причастности Кремля к организации митингов в Украине — участников пророссийских акций автобусами привозят из Ростовской области и других южных регионов РФ. 

Позиция России по референдуму как минимум идет вразрез с обязательствами, которые она взяла на себя по Будапештскому меморандуму 1994 года. В соответствии с этим договором, в обмен на отказ Киева от ядерного оружия, РФ, наряду с США и Великобританией, предоставила Украине гарантии сохранения территориальной целостности и существующих границ.

Повод для отделения: реальная война versus угроза ограничения прав

Право народа на самоопределение и принцип территориальной целостности в системе международного права равноценны, а само международное право не регламентирует, но и не запрещает провозглашение частью какого-либо государства собственной самостоятельности, что подтвердило решение Международного суда ООН по Косово в 2010 году. Вместе с тем, наряду с правом на самоопределение, в декларации ООН 1970 года «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами» одновременно подчеркивается: «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности независимых государств». 



Это противоречие не раз становилось камнем преткновения в вопросе о легитимности или нелегитимности сецессии. Самоопределение гарантируется, прежде всего, в рамках существующих государств путем предоставления особых прав и отдельного статуса территориям. Выход из состава государства — крайняя мера, обусловленная исключительными обстоятельствами в связи с невозможностью совместного проживания. Такие обстоятельства сложились в Косово к концу 1990-х — началу 2000-х.



Межнациональные конфликты в Косово между албанским и сербским населением происходили на протяжении всего XX века. В 1990-е конфликт достиг пика, принял вооруженную форму и сопровождался насилием в отношении гражданского населения и этнической сегрегацией с двух сторон. Жертвами этнических чисток как среди албанцев, так и среди сербов стали по меньшей мере несколько тысяч человек. 300 тыс. покинули свои дома и превратились в беженцев.



В Крыму не было ни кровавых конфликтов, ни беженцев, ни явного политического противостояния между автономной республикой и остальной Украиной. Единственные жертвы столкновений сторонников и противников Евромайдана — случайны (один человек погиб в давке, второй — от сердечного приступа). Официальный повод отделения от Украины — защита прав русскоязычного населения от угрозы (пока гипотетической) со стороны радикальных украинских националистов. Решение Совета Федерации РФ о вводе войск в Украину было принято с формулировкой «в связи с угрозой жизни граждан РФ». Валентина Матвиенко, комментируя итоги заседания, утверждала о погибших россиянах в ходе штурма здания МВД в Симферополе. Однако даже глава Верховного совета Крыма, занимающий пророссийские позиции, заявил , что ему ничего неизвестно ни о штурме МВД, ни о погибших или пострадавших гражданах России.

Субъект права на самоопределение

Принцип самоопределения может реализовать народ, компактно проживающий на определенной территории, на которой он является большинством, а в составе общего государства — меньшинством. Такой народ, как правило, должен иметь общую идентичность и осознавать себя самостоятельным субъектом политики. Не менее важна в его идентичности коллективная историческая связь с землей, на которой он проживает.

К началу процесса распада Югославии доля албанского населения Косова достигала 82%, доля сербов — 11%. К 1991 году албанцы, наряду с хорватами (90%) и словенцами (91%), составляли абсолютное большинство на территориях своего компактного проживания (боснийцы составляли 44% населения Боснии, македонцы в Македонии — 65%). Если с Косово здесь все предельно ясно, то кто является субъектом права на самоопределение в Крыму — вопрос весьма спорный.

Этническим большинством в Крыму до начала XX века были крымские татары. С XIX века число русских, украинцев и евреев на территории полуострова росло примерно в одинаковой пропорции. Абсолютным большинством (75%) на этой территории русские стали в результате полной депортации крымских татар Сталиным в 1944 году, когда их доля снизилась с 30% до 0%. С 70-х гг. крымские татары постепенно возвращаются на родину, и на сегодняшний момент составляют порядка 15% населения. Доля украинцев в Крыму за последние 50 лет возросла до 24%, доля русских наоборот снизилась до 58%. Основной язык, на котором говорят в республике, — русский, но им пользуется и больше половины населения Украины, а сам Крым окружают самые русскоговорящие украинские регионы. Столкновения между русским и украинским населением Крыма не происходили со времен Второй мировой войны, зато наблюдалась этническая напряженность между крымскотатарским и русским населением. При этом крымские татары референдум о присоединении к России не поддержали и высказывались за сохранение автономной республики в составе Украины.

Путь к независимости

Провозглашение самостоятельного косовского государства являлось частью процесса распада Социалистической федеративной республики Югославия и следствием длительного исторического пути. Политика Милошевича, основанная на сербском этническом национализме, попытка превратить многонациональное государство в этноцентричное привела к разрушительным межэтническим войнам с союзными республиками, в процессе которых Югославия распалась.



На протяжении многих веков Косово было ареной битв между Византией, Сербией, Болгарией и Османской империей. В XII-XIV вв. здесь находилось древнее сербское государство Неманичей, но в 1389 году территория была завоевана турками, и с тех пор в течение пяти веков находилась под контролем Османской империи. К концу XIX века албанское население вытеснило сербов и составляло большинство в крае. Только в 1912 году в результате Балканской войны Сербия вновь завоевала Косово.

Во время Второй мировой войны Косово было включено в состав государства Великая Албания, созданного при помощи итальянских фашистов. Албанцами были проведены этнические чистки сербского населения. По окончании войны значительное количество оставшихся сербов было переселено югославским правительством в другие республики, а Косово в 1963 году получило статус автономного края. Однако косовские албанцы продолжали борьбу за большую независимость и расширение статуса до уровня союзной республики, в результате которой в 1974 году Косово стало субъектом государственных отношений и получило конституционное право на самоопределение. После смерти Тито албанцы потребовали статус полноправной республики, в 1981 году произошли массовые беспорядки, в которых погибло несколько человек. С этого момента начинается косовская интифада, радикализация албанских сепаратистов, рост сербского национализма и антиалбанских настроений в Югославии.

В 1989 году Югославия приняла новую конституцию, существенно урезающую статус автономных краев. Парламент Косова был распущен, в крае введено чрезвычайное положение, многие жители были подвергнуты репрессиям. Косовские албанцы в свою очередь провели в 1991 году референдум о независимости и выбрали своего президента. При этом косовары бойкотировали все формы политического участия, организованного сербскими властями, и начали выстраивать параллельную систему албанских социальных и политических институтов. С 1996 года конфликт перерос в настоящую войну, которая закончилась массированными бомбардировками Югославии войсками НАТО. По решению Совета безопасности ООН Косово перешло под контроль временной гражданской администрации ООН и международного контингента миротворческих войск, которые, однако, так и не смогли предотвратить продолжающийся этнический конфликт. В 2007 состоялись досрочные выборы нового парламента, который на следующий год провозгласил независимость от Сербии.

На этом фоне крымский референдум о присоединении к России выглядит случайным и спонтанным событием. Исторически Крым не был территорией славянского расселения. До XIII века он находился под властью Византийской империи, а в 1239 году был завоеван монголами, став частью Золотой Орды. С 1441 по 1783 года здесь было Крымское ханство — государство оседлых татар, доля которых в структуре населения к концу XVIII века достигала более 90%. С 1478 года Крымское ханство было союзником Османской империи и находилось под ее протекторатом. В течение трех столетий крымские ханы устраивали набеги, вели небольшие войны с русским государством и иногда оказывали помощь украинским гетманам в борьбе с Польшей и Россией. В результате русско-турецких войн 1735-1939 и 1768-1774 гг., Крымское ханство пало. По Кючук-Кайнарджийскому договору, Крым объявлялся независимым как от Османской империи, так и от России, однако в 1778 году Российская империя аннексировала полуостров, нарушив договор.

После революции 1917 года крымские татары при поддержке местных украинцев объявили о создании Крымской народной республики. В гражданскую войну власть в Крыму несколько раз менялась. За время красного террора 1920-1921 гг. в Крыму было расстреляно до 52 тысяч человек. Наступивший вслед за террором голод унес жизни еще 100 тыс. человек, 2/3 из которых являлись крымскими татарами. В 1921 году была образована Крымская автономная советская социалистическая республика в составе РСФСР, просуществовавшая до 1946 года. После депортации татар, власти СССР создали Крымскую область, которую в 1954 году передали в состав Украинской ССР.

Автономная республика Крым в составе Украинской ССР была воссоздана на референдуме в 1991. На всеукраинском референдуме в том же году больше половины жителей Крыма проголосовало за независимость Украины от СССР. Позже Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете, в которой было заявлено о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины.

В 1992 году Крымская АССР была переименована в Республику Крым, в которой через два года состоялись выборы президента. Победу на них одержал лидер блока «Россия» Юрий Мешков. Его программа предусматривала введение на территории республики российского рубля и заключение союза с РФ, однако сближения с Россией реализовать не удалось, если не считать таковым назначение на правительственные должности граждан РФ. Против политики Мешкова выступал как официальный Киев, так и крымская оппозиция. В 1995 году Верховный Совет Украины отменил конституцию Крыма, упразднил должность президента и снова переименовал Республику Крым в автономную.

В последующие два десятилетия сепаратистских настроений Крым не демонстрировал. Жители не только участвовали во всех общеукраинских выборах, но и охотно отдавали голоса политикам, выступающим за независимую Украину: на президентских выборах 2010 года Тимошенко получила поддержку 17,3% крымчан; на парламентских выборах 2012 года совокупная доля голосов, поданных за «Батькивщину», «Удар», «Свободу» и «Нашу Украину», составила 21,62%. Согласно исследованию, проведенному Киевским международным институтом социологии совместно с российским «Левада-центром», только 36% жителей Крыма в 2013 году хотели присоединения к России.

Все основные албанские партии выступали за независимость Косово и в сумме набирали на парламентских выборах не менее 80%. Партия «Русское единство», ставшая основным действующим лицом в процессе провозглашения независимости Крыма и его присоединения к России, получила на местных выборах лишь 4%.

Легитимность

В современном мире насчитывается порядка двух десятков непризнанных или частично признанных государств, обладающих разным уровнем легитимности. В рассматриваемом контексте международная легитимность — это неоспариваемое другими международными акторами право на самостоятельность и независимость государства, служащее гарантией неприкосновенности его границ.

Плохо это или хорошо, но международная легитимность сегодня слабо зависит от правовых факторов и рассматривается большинством государств через призму всего комплекса контекстуальных рамок.

Эти рамки позволили Косово быстро стать субъектом международных отношений. Статус Косова носит хоть и ограниченный, но легитимный характер. Независимость государства признается более чем половиной стран — членов ООН. Республика Косово является членом множества международных организаций — от спортивных федераций до глобальных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ.

Очевидно, что Крымская республика не будет признана мировым сообществом ни в качестве самостоятельного государства, ни в качестве субъекта Российской Федерации. И дело здесь не в том, что по украинскому законодательству Крым не имел право проводить референдум о независимости. А в том, что сама необходимость на такое самоопределение подвергается серьезному сомнению. А значит, Крым обрекает себя на положение, весьма схожее с другими непризнанными республиками на постсоветском пространстве — Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и др.

В случае принятия Федеральным собранием РФ решения о присоединении Республики Крым (в чем, похоже, никто не сомневается), переговорный процесс с Украиной сильно осложнится, а число стран с нелегитимными границами пополнит и Россия.

Десять лет назад албанские власти Косова провозгласили независимость от Сербии. С тех пор на Балканах и за их пределами продолжаются споры о правомерности и последствиях этого шага. Косовская независимость не вывела Балканы из равновесия, но старт нового государства, несмотря на лоббистские возможности его основных партнеров, не был удачным из-за слабых экономических показателей и отсутствия переговорного решения о статусе провинции.

В поисках признания

После межэтнического конфликта конца 90-х, который унес 12 тысяч жизней, Соединенные Штаты и многие страны Евросоюза считали единственным реалистичным вариантом урегулирования предоставление мятежному краю независимости под международным контролем. Эта концепция была подробно изложена в плане спецпосланника ООН Мартти Ахтисаари. После отказа Сербии и России поддержать эту идею на переговорах, диалог был прерван и страны Запада самостоятельно приступили к ее реализации.

За прошедшие десять лет Косово признали 115 стран. В этом списке нет ни самой Сербии, ни таких влиятельных государств, как Россия и Китай. Международный суд ООН несколько лет назад заявил, что декларация о независимости Косова не противоречит международному праву, однако оппоненты называют одностороннее провозглашение независимости незаконным шагом и по-прежнему считают Косово частью Сербии.

Косову закрыт путь в ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и многие другие организации. Интеграция в Евросоюз и НАТО – а это главная цель косовских властей, также остается заблокированной. До полного урегулирования отношений с Сербией – и об этом четко говорят западные партнеры, существенных изменений на этих направлениях не произойдет. Между тем сам процесс нормализации, начавшийся в 2011 году, нельзя назвать быстрым.

Экономический тупик

Косовский президент (в прошлом один из руководителей Армии освобождения Косова) Хашим Тачи говорит, что власти приложили немало усилий, чтобы молодая республика заняла «достойное место среди свободных народов мира». Однако его оппоненты не считают это место достойным.

Эксперты говорят, что самопровозглашенная республика так и не выработала эффективную модель развития, а косовская элита не доросла до выполнения задач, стоящих перед строящимся государством. Плохие экономические показатели, коррупция, политическая нестабильность и дискриминация меньшинств не способствуют созданию благоприятного имиджа. Хотя формально повышение благосостояния граждан, борьба с коррупцией и безработицей, уважение прав человека и обеспечение верховенства закона – среди приоритетов косовских властей.

Косово с населением в 1,8 млн человек остается одной из самых бедных стран Европы. Серьезных инвестиций нет, экономика зависит от финансовых переводов диаспоры и международной донорской помощи. Евросоюз – крупнейший поставщик финансовой помощи, которая к 2020 составит полтора миллиарда евро.

Главная проблема – безработица, которая достигает 50% среди молодежи, – а это основная часть населения. Официально уровень безработицы снизился до 30,2%, но специалисты считают эти цифры далекими от реальности. Массовый исход населения подтверждает, что многие не верят в то, что ситуация изменится к лучшему. По некоторым данным, Косово в последние годы по экономическим соображениям покинули не менее 13% населения. В то же время желающих вернуться в послевоенное Косово становится все меньше. ООН отмечает, что в 2017 году в Косово добровольно вернулись лишь 498 человек – это самый низкий показатель по сравнению с любым сопоставимым периодом с 2000 года.

Диалог и евроинтеграция

Улучшение ситуации в регионе наблюдатели связывают с нормализацией отношений между Сербией и ее отколовшейся провинцией. Однако постоянные разногласия между Белградом и Приштиной приводят к застою в выполнении уже подписанных соглашений. Одна из ключевых договоренностей, остающихся пока на бумаге, – создание Сообщества сербских муниципалитетов, что предусмотрено Брюссельским соглашением 2013 года.

В Брюсселе четко дают понять, что двери в Евросоюз и для Сербии, и для Косова будут закрыты до полного урегулирования разногласий между ними. Чтобы ускорить евроинтеграцию, Белград и Приштина должны подписать «всеобъемлющее юридически обязывающее соглашение о нормализации». Пока никто не знает, как оно будет выглядеть, а тем более, удастся ли его реализовать.

Президент Сербии Александр Вучич заявляет, что никогда не признает независимость Косова, но ради ускорения европейской интеграции готов добиваться окончательного урегулирования без формального признания косовской государственности.

«Гордиев узел» Александра Вучича

Вучич не говорит четко, каким образом он собирается разрубить «гордиев узел», но многие наблюдатели, политические оппоненты и церковь воспринимают его слова как подготовку к окончательному отказу от мятежной провинции, прекращению блокирования Косова на международной арене и изменению конституции страны, в которой Косово все еще фигурирует как неотъемлемая часть Сербии.

Задача Вучича сводится к тому, чтобы формально не признавая Косово (что в Сербии по-прежнему ассоциируется с политическим самоубийством), обеспечить фактическое признание и наладить отношения с Приштиной таким образом, чтобы Брюссель увидел снижение межэтнической и политической напряженности.

Если учесть, что Вучич, победивший в прошлом году в первом туре президентских выборов с 55% голосов, пользуется очень высокой поддержкой, а его партия контролирует основную часть парламента, то для закрытия косовского вопроса у него не должно возникнуть непреодолимых препятствий. Информационное пространство почти полностью контролируется властями, а оппозиция крайне слаба. Недовольство «патриотов» и СПЦ вполне предсказуемо, однако они не столь влиятельны, чтобы вывести на улицы сотни тысяч людей и нарушить равновесие на политической сцене.

В сербском обществе косовская тема уже не вызывает сильных эмоций. Исследования показывают, что три четверти граждан Сербии выступают против восстановления контроля над отколовшимся краем силовым путем. Подавляющее большинство поддерживают диалог Белграда и Приштины о нормализации, но отвергают возможность формального признания независимости Косова. Лишь 8% считают такой шаг оправданным, если факт признания позитивно скажется на стабильности и развитии самой Сербии. Большинство опрошенных отказались бы от вступления в Евросоюз, если бы условием стало официально признание Косова. Впрочем, формально такое требование Брюссель и не выдвигает.

Сегодняшние формулировки Вучича перекликаются с аргументами, которые в свое время использовали западные страны, поддержавшие идею независимости Косова. Тогда сторонники косовского самоопределения говорили о поиске «жизнеспособного решения» и утверждали, что откладывание этого вопроса грозит дестабилизацией.

Сейчас высказывания Вучича на этот счет сводятся к нескольким основным тезисам. Решение косовской проблемы должно быть реалистичным и жизнеспособным, исключать конфликт как вариант и учитывать то обстоятельство, что косовские албанцы в осуществлении своей национальной идеи имеют поддержку большинства западных стран. Альтернативой косовскому урегулированию, как утверждается, является война с предсказуемыми для Сербии печальными последствиями. В то время как закрытие косовского вопроса откроет новые экономические и политические перспективы.

Разговоры про войну не означают, что регион находится на пороге новой нестабильности. Это один из приемов, при помощи которых Вучич убеждает сограждан забыть про Косово, где Белград давно утратил рычаги. Сам факт, что в 2011 году Белград начал переговоры о нормализации и позднее подписал Брюссельское соглашение, предполагающее интеграцию населенных сербами районов в косовскую систему, свидетельствовал о том, что сербская политическая элита вполне смирилась с утратой Косова.

Кто угрожает косовским албанцам?

Интересно, что около 90% жителей Косова все еще крайне негативно смотрят на Сербию и ее политику. Свежий опросКосовского Центра исследований в области безопасности показал, что значительная часть респондентов считает Сербию одной из самых серьезных угроз в области безопасности.Другой «источник угрозы» –Россия. Косовские албанцы считают подход Москвы очень враждебным из-за ее тесных отношений с Белградом.

В прошлом Россия участвовала в подготовке ключевого для послевоенной стабилизации документа – резолюции СБ ООН 1244, а позднее была одним из разработчиков «руководящих принципов» определения окончательного статуса Косова. Нынешний этап урегулирования, когда Белград и Приштина ведут переговоры при посредничестве ЕС, уже не предполагает активной роли для России, но это не означает, что она не влияет на этот процесс.

Все эти годы Москва тормозит интеграцию Косова в международное сообщество, не допуская самопровозглашенную республику в международные организации и критикуя местную политическую элиту и «западных покровителей косовской государственности». Для Москвы успех самого амбициозного миротворческого проекта на Балканах по-прежнему остается под вопросом.

Косово - республика Юго-Восточной Европы, частично признанная другими государствами. Располагается на Европы, в географическом одноименном регионе. Конституционно этот регион относится к Сербии, но население Косово не подчиняется их законам. Столица республики - Приштина.

Население, по данным переписи 2011 года, составляет более 1,7 млн человек. В основном здесь проживают сербы и албанцы, и только около 3-5% - другие национальности.

Название и история

Само название республики с переводится как «земля черных дроздов».

История местного населения, проживавшего на этих землях, началась еще 2 тысячи лет назад. Первыми здесь проживали иллирийцы. В VI веке обосновались славянские народы. В IX столетии на территории было принято христианство. Постепенно этот регион стал культурным и религиозным центром Сербского государства. Именно здесь строились самые крупные величественные соборы и храмы. Однако в XV веке, после продолжительных военных стычек, эта территория отошла к Османской империи.
В начале XIX столетия на европейских землях было образовано Сербское княжество, которое укрепило свои политические позиции и отвоевало Косово у турок.

В 1945 г. на юге Восточной Европы было сформировано федеративное государство Югославия. Косово (республика) выделялось, как автономный округ в составе Сербии. В 90-е годы эта территория пережила Гражданскую войну. В 1989 г. состоялся референдум, который обозначил выход автономии из состава Сербии. Однако была только Албанией. В стране начались военные стычки и конфликты. В результате много местных жителей погибло, еще больше осталось без крова над головой. Волнения продолжались несколько лет, пока в 1999 г. по военным базам не нанесла бомбардировки НАТО. С этого года республика находится под особым контролем и опекой ООН. В 2008 г. провозгласила независимость от Сербии, но только в одностороннем режиме. Последняя не приняла этой резолюции.

География региона

Государство Косово расположено на равнинной местности, по своей форме напоминающей прямоугольник. Площадь региона чуть более 10 тыс. км 2 . Средняя высота - 500 м над уровнем моря, самая высокая вершина - г. Джяравица, находится в горной системе Проклетие, на границе с Албанией. Ее высота - 2 656 м. Климат республики имеет ярко выраженный континентальный тип: с холодной зимой и жарким летом. Средние температуры зимы - -10…-12° С, лета - +28°…+30° С. Крупные реки в Косово: Ситница, Ибар, Южная Моравия, Белый Дрин.

Административно-территориальное устройство республики

В административном отношении Косово - республика, разделенная на 7 округов: Косовско-Митровицкий, Приштинский, Гниланский, Джаковицкий, Печский, Урошевацкий, Призренский. Они, в свою очередь, поделены на муниципалитеты. Всего их насчитывается 30. Муниципалитеты Звечан, Лепосавич и Зубин Поток, находящиеся в северном районе республики и заселенные сербами, не подчиняются властям Косова и не признают независимости. Фактически, на этой территории создано свое правительство, которое сосредоточено в г. Косовск-Митровица. Власти Косова внесли на рассмотрение законопроект по созданию отдельного автономного муниципалитета на этих землях. Кроме северного региона, сербы меньшим количеством проживают и в других муниципалитетах Косово. Там созданы так называемые анклавы, независимые автономные округи.

Развитие

В настоящее время, по принятой в 2008 году Конституции, Косово - республика унитарного и парламентского типа. Главой государства считается президент, выборы которого ложатся на плечи парламента. Исполнительную власть в республике ведет премьер-министр.

Транспорт Косова - автомобильный и железнодорожный. Медицина в республике - бесплатная, но без полисов. Образование врача можно получить лишь в столице - Университетском клиническом центре.

Город Приштина (Косово) имеет население в 200 тыс. человек и является самым крупным городом республики. Еще один крупный центр - Призрен, в нем проживает чуть более 100 тыс. человек.

Образование начального уровня развито, на территории республики насчитывается 1 200 учебных заведений младшего и среднего звена. Однако большая проблема с распределением и аттестацией педагогов.

В плане культурного развития государства от былого религиозного центра остались только воспоминания. Во время военных действий было осквернено и разрушено большинство православных памятников страны.

Экономика Косово

Косово - страна, которая на данный момент считается одной из самых бедных в Европе. Такое положение государство занимало еще со времен нахождения в составе Сербии, а после выхода из нее оно еще больше усугубилось. Массовая безработица, низкий уровень жизни, минимальные зарплаты - это все преследует Косов много лет, несмотря на большой экономический потенциал страны.

Внутренняя и внешняя политика

Для населения Косова характерна такая особенность: большинство работоспособного населения, не имея возможности зарабатывать в своей стране, устраиваются за границей неофициально, высылая своим детям, родителям средства для существования. По данным статистики, из 1 700 тыс. человек населения 800 тыс. в данный момент находятся за пределами страны.

На территории Косово сосредоточены крупные месторождения полезных ископаемых, таких как магнезит, свинец, никель, кобальт, боксит, цинк. Республика занимает 5-е место в мире по запасам бурого угля. Косово имеет огромный международный внешний долг, часть из которого до 2008 года выплачивала Сербия.

В в результате отделения от Сербии, Косово впустило в государство валюту Германии - немецкую марку, а после вместе с европейскими странами перешло на евро. В северном регионе остались деньги Сербии - динары.

Проблемы

Статус Косово невыясненный и вызывает некоторые опасения, поэтому в страну не привлекаются инвесторы. Эта причина ведет к появлению теневого бизнеса в республике. В основном из страны вывозится табак, цемент и бензин. Также в Косово процветает наркоторговля. По оценкам ООН, через границу в Европу проникает более 80% запрещенных препаратов из Косово.

Население

Население Косово насчитывает 1 млн 700 тыс. человек. По этническому составу оно расположилось в таком процентном соотношении: 90% - албанцы, 6% - сербы, 3% - цыгане и 1% приходится на другие национальности: турки, боснийцы, ашкали, горанцы. Албанцы - подавляющее большинство населения Косово. Государственный язык республики - албанский и сербский. Албанский язык основывается на латинице, в то время как сербский - на кириллице.

Туризм

Достаточно большое количество людей из соседних стран приезжают, чтобы посмотреть на здешние достопримечательности. И не зря. Данная территория богата потрясающими местами и никого не оставит равнодушным. Следует полностью распланировать свое время и установить четкий график, чтобы добиться максимальной посещаемости интересных мест. Население здесь гостеприимное и всегда поможет - следует лишь обратиться за помощью. Обязательно нужно хорошо выучить английский, чтобы не попасть в неловкую ситуацию с незнанием местного языка.

В настоящее время на территории республики установился мир, военных конфликтов уже нет, поэтому страна потихоньку начинает восстанавливать города и, конечно же, экономику. Самым тяжелым остается то, что Косово как отдельное государство до сих пор всеми не признано, что значительно отягощает его развитие.