Про путешествия, ориентирование и про всё. Уезд вырумаа, эстония Что делать в свободное время

Вы́ру (эст. Võru , выруск. Võro , нем. Werro , до 1917 г. рус. Верро ) - город в Эстонии, административный центр уезда Вырумаа.

История города

В честь войск 3-го Прибалтийского фронта и 35-летия освобождения от немецкой оккупации в Выру 11 августа 1979 открыт Мемориальный ансамбль - танк Т-34. В советские времена возле мемориала запечатлеляли свадебные фотографии.

Официальной датой основания Выру принято считать 21 августа 1784 года, когда генерал-губернатор Лифляндии подписал указ об образовании нового города.

Старейшая археологическая находка на нынешней территории города Выру - это случайно найденный женский череп, относящийся к среднему каменному веку (датируемый примерно 4000 годом до н. э.).

В 1943 году в поселении Тамула был найден старейший клад, в котором находились интересные подвески из янтаря и костяные предметы. В получасе ходьбы от центра города, через парк по прекрасному подвесному мосту, можно добраться до исторического места Тамула.

Первые упоминания о городище Кирумпяэ, которое было воздвигнуто для защиты восточной границы Дерптского епископства, происходят с 1322 года. Вокруг каменного городища возникло обширное поселение торговцев и ремесленников Кирумпяэ. Современный город Выру расположен в километре к югу от развалин поселения Кирумпяэ, окончательно уничтоженного во время очередной русско-шведской войны в 1656 году. Кирумпяэ была истоптанной войнами землёй, городище и прилежащие к нему земли принадлежали то Ливонскому ордену, то России, то Польше. При власти Польши, а именно с 1590 года, происходят и первые упоминания о соседнем с городищем владении - поместье (мызе) Верро (Веремойза). После Северной войны, когда началось, т. н. русское время, правившая тогда царица Елизавета Петровна, подарила часть городищенских владений графу Бестужеву-Рюмину. Земли Кирумпяэ продавали и покупали, во время принадлежности семье Мюллер, одна из дочерей Мюллер получила поместье Верро в собственность. Мюллер продал поместье фон Менгдену, у которого, в свою очередь, поместье Верро купили для вновь основанного уездного центра.

С этого времени и начинается история собственно Выру, поскольку ни историческое поселение Тамула, ни форт Кирумпяэ нельзя считать непосредственными предшественниками современного города. В 1783 году, по распоряжению царицы Екатерины II, из южной и юго-восточной части Дерптского уезда был создан новый уезд, центром должно было стать государственное поместье Вана-Койола (Киррумпях-Койкюль). Через некоторое время Екатерина II дала разрешение генерал-губернатору Георгу фон Броуну на покупку частного поместья Верро для строительства города. Главное здание поместья в перестроенном виде сохранилось до наших дней. Днём основания города Выру считается 21 августа 1784 года, когда вышел декрет генерал-губернатора с сообщением, что местонахождением воздвигаемого города будет поместье Верро и город будет носить название поместья.

Выру был основан в приказном порядке. В 1785 году был утверждён план города, который предусматривал упорядоченную, полноугольную сеть перекрещивающихся улиц. Историческая сеть улиц сохранилась, в старой застройке доминируют одноэтажные деревянные дома. Неповторимой ценностью и своеобразием является сеть улиц и интересная с точки зрения строительства деревянная архитектура. Лютеранская (1793) и православная (1804) церкви напоминают первые годы города, обе посвящены императрице Екатерине II.

В 1950-1991 годах был центром Выруского района.

Достопримечательности

  • Памятник Фридриху Рейнгольду Крейцвальду и парк его имени на берегу озера Тамула
  • Навесной мост в северной части озера Тамула, соединяющий Выру с островком Роосисаар
  • Место древней стоянки периода каменного века в районе навесного моста к островку Роосисаар
  • Музей Фридриха Рейнгольда Крейцвальда
  • Церковь Екатерины - лютеранская церковь, построенная в 1793 г. на средства, пожертвованные императрицей Екатериной II
  • Храм Эстонской апостольской православной Церкви, построен в 1806 г.

Моё путешествие по Эстонии началось с земли Вирумаа - это там показанные в начале серии Нарва и Кохтла-Ярве, северо-восточный угол страны. Ну а юго-восточный угол - соответственно, Вы румаа. Вроде бы, это просто совпадение, но совпадение очень красивое, и даже разницу в одну букву хочется списать на "вырусский диалект", реликт языка племени уганди, очень сильно обособленный от эстонского языка. На вырусским диалекте говорят и православные и которых были посвящены две прошлые части.

О Вырумаа - тоже в двух частях: во второй - о весях глубинки, а в первой погуляем по собственно Выру или на местном наречии Выро - тихому уездному городу (12 тыс. жителей), искуственно созданному в 1784-м. На заглавном кадре - флаг Вырумаа у главной официальной достопримечательности - музея Крейцвальда и соответственно Калевипоэга.

Откровенно говоря, изначально Выру даже не входил в мои планы - меня интересовали некоторые достопримечательности в окрестностях, а кроме того, здесь меня должен был подобраться Саша altsirlin на машине, выехавший в то же утро из Таллина - предстоял вояж по мелким весям Южной Эстонии. На самостоятельный осмотр мне оставалась только Вастселийна, и обнаружив, что ближайший автобус туда лишь через три часа, я отправился гулять по Выро. Автовокзал, возможно, ещё советский, очень стильно обшит досками, а на другом конце города, куда я не дошёл, есть и красивая станция с деревяным вокзалом (1889):

Однако почти сразу случился конфуз - направившись к мостику через речку Корели (вот уж паннугрофинское название!) по кратчайшей прямой, я внезапно провалился ногой в болото, а потому первые полчаса в городе занимался тем, что сидел на солнышке да сушил хотя бы носок, созерцая такой вот пейзаж с покосившимся купеческим амбаром:

И кажется первое, что тут бросается в глаза - ощущение искуственности. Просто в 1783 году северо-восточный угол Лифляндской губернии решили выделить в отдельный уезд, для чего год спустя выкупили небольшую мызы Верро, повысили её до уездного города, поселили чиновников и пригласили селиться всех остальных. Подобными искусственными городками чрезвычайно богата , собственно они почти все там возникли так и в те же годы, даже минуя стадию поместья, а вот в старой и обжитой Остзейщине случай нечастный, и тем в общем-то интересный.

Ближайшем аналогом я бы назван прусский Гумбинен, ныне калининградский , такое же искусственное образование среди обжитой со Средних веков земли - но там масштаб явно больше, Верро же представлял собой глухую провинцию, самый маленький город Лифляндской губернии (4,1 тыс. в 1897 году). Обоих, зато, пощадила война:

Между тем, от мостика до центра буквально один квартал:

Центр города - у двух церквей, стоящих, впрочем, не в прямой видимости друг от друга, но буквально в сотне метров по прямой. Они разных вер, но обе - Екатерининские, обеим по 200 с небольшим лет, обе выдержаны в редком для Российской империи (кроме питерских усадеб) стиле рококо. Православная церковь чуть помоложе - освящена в 1806 году:

Лютеранская - в 1793-м, то есть заложили её, видимо, одновременно с учреждением города:

У православной церкви - такая вот странная часовенка во дворе. Прежде случалось видеть подобное на Украине и в Молдавии, а вот в России как-то ни разу, что в общем и немудрено - церковь принадлежит Константинопольскому патриархату:

У кирхи же мрачный чёрный памятник - я было подумал, жертвам репрессий или депортаций, но как оказалось при ближайшем рассмотрении - погибшним в кораблекрушении парома "Эстония" (1994), о том, что здесь эти памятники что-то вроде наших "чёрных тюльпанов", я писал уже не раз. А Выру в той катастрофе потерял своих лучших людей - пассажирами того злополучного реса была в том числе местная делегация в шведский город-побратим Ландскрона.

Между двух Екатерининских храмов - впечатляющая межвоенка, в том числе полудеревянное пожарное депо:

За церковью - скверик с "эстонской башней" (здесь она близка к эталонной) и очень странным фонтаном-водопадом, который вроде бы тоже памятник:

И здание, которое вполне может быть перестроенным главным домом мызы Верро - он точно сохранился, точно далёк от первоначального облика, явно расположен где-то в районе двух церквей - но точного адреса у меня не было:

Площадь перед кирхой:

С остзейщиной соседствует пятсовщина:

А дальше на юг, к озеру Тамула, ведёт Екатерининская аллея с памятником императрице. Всё бы ничего... но это ведь явный новодел, а находимся мы в стране, которую у нас принято считать оплотом русофобии. Для меня один этот памятник в маленьком городке "для своих", пусть и недалеко от нашей границы, красноречивее любой пропаганды. Екатерина II в Выру считается основательницей города, но при большом желании "дистанцироваться от империи" можно было бы откопать и какого-нибудь барона, владевшего Веррской мызой ранее.... вот только ни к чему эстонцам такое позёрство.

Здание рядом с Катериной делят краеведческий музей и спортшкола:

А улица Крейцвальда, перпендикулярная Екатерининской аллеее - самая красивая и целостная из буквально нескольких улиц Старого Верро:

На ней - и тот самый музей Крейцвальда, снаружи почти не выделяющийся в застройке улицы... но за воротами обнаруживается симпатичный двор:

Фридрих Крейцвальд был одним из "отцов" эстонского Пробуждения, как и многие его соратники - фольклорист. Вернее, всё вышло несколько сложнее - он родился крепостным крестьянином в деревне под (), его отец за год до отмены крепостного права (1815) получил вольную, а Фридрих сумел закончить школу в Ревеле и даже поступить на медицинский факультет . В Верро он был назначен городским врачём, и проработал в этой должности 44 года (!), а параллельно собирал фольклор по окрестным деревням, писал стихи, ставшие началом литературного эстонского языка, и скомпановал в итоге из народных песен в своей литературной обработке "Калевипоэг" - национальный эпос.Последний мне был знаком с детства - в нашей пермской квартире валялась книга с детской вресией эпоса, сокращённой и очень красиво иллюстрированной, и это был, кажется, первый увиденный мной эпос после русских былин. Он хорошо мне запомнился и своей мрачновато-таинственной атмосферой, и финалом - нашествием Железных Людей, в которых сложно не разглядеть крестоносцев. За последние два года я видел ещё два эпоса - (где, впрочем, авторского 19 века больше, чем фольклоного) и , но "Калевипоэга" от них отличает очень хороший перевод на русский. В общем, я зашёл в музей:

Тут всё оказалось очень "наше", старое доброе районно-краеведческое - нереновированные залы со скрипучими лакированными полами; слегка растерянные пожилые смотрительницы, хранящие вверенные культурные ценности с благоговением жриц и скучающие в отсутствии посетителей. В общем, хотя я заплатил просто за вход, мне провели хорошую экскурсию (причём на русском почти без акцента) и уговорили купить ещё советского издания книжку с полным крейцвальдовским текстом "Калевипоэга" за 5 евро.

В усадьбе два жилых дома - один (на кадре №22 слева) построен вместе с городом и Крейцвальду достался вместе с должностью, другой Фридрих выстроил для своей семьи в 1840-е годы. Умер он в 1882 году уважаемым человеком, "Калевипоэг" ещё при жизни издавали и переводили на русский и немецкий, а в 1860-м Академия наук даже присудила эстонскому подвижнику Демидовскую премию. Интерьерная экспозиция - в основном в старом доме, но там почему-то не разрешают снимать, поэтому тайком сделал буквально пару кадров - стол на кадре выше и кусок старых обоев с какими-то хозяйскими надписями. Музей, кстати, хотя начал создаваться ещё при I республике, открылся в 1941-м

Соседский двор - уже не музейный:

В хозпостройках - традиционный уже крестьянский быт:

Комната вроде той, где Крейцвальд мог родиться, и уж точно - вроде тех, где он беседовал с крестьянами, записывая сказания:

Вот проводили мне экскурсию, проводили - а я взял да почти всё забыл...

Зато "Калевипоэга" оказалось намного интереснее перечитывать, зная историю и географию - у эпоса потрясающая привязка к карте... собственно, карта тут тоже есть, и по клику откроется целиком.

Таллинский считается курганом старого Калева - отца героя, чьё имя и на русский-то в 19 веке переводили как Калевич. В я уже показывал, совершенно вскользь, камень из Калевипоэговой пращи. Всякие курганы, валуны, ложа (а эпизоды богатырского сна, прямо сказать, там впечатляющие!) в общем-то нормальный элемент эстонской топонимики. Калев и Линда (мать) - популярные в стране имена и бренды. Калевипоэг ходил в Финляндию к кузнецу Железной Лапы, у которого обрёл Короля Мечей; ходил за Чудское озеро в Псков, откуда вернулся с гигантским грузом досок для строительства Калевалинна (Колывань, то есть Таллин); сделал серебярный корабль и ходил на нём искать по навету ворона-обманщика Край Земли, посетив Лапландию, Остров Искр (Исландию), некую тучную землю, где всё само родится (Америку?) и мрачный холодный берег людей о пёсьих головах (Гренландия?)... в общем, не скучал.

Интересна и гибель Калевипоэга - под конец, победив всех своих хтонических врагов вроде чёрта Рогатого, он столкнулся с нашествием вполне реальных армий - Железных Людей (приближение которых смутно читается как минимум с середины книги), поляков и татар, и дальше в череде выигранных битв гибнут его друзья Сулев, Алев и Олев, и как-то сам не заметив как, Калевипоэг вдруг понимает, что земля вокруг уже не принадлежит его народу, уходит в затворничество, периодически прогоняя немцев, а затем бредёт куда-то вдаль и наконец погибает от того самого Короля Мечей - по дороге с досками он повздорил с местным колдуном (описанным как мерзейшее существо), и колдун ночью сумел заговорить его меч, украсть да уронить в реку; магия меча была безнадёжно испорчена, он отказался возвращаться в руки Калевипоэга, и богатырь заповедовал мечу послужить тому, кто будет сильнее него самого, а если в эту воду войдёт кто-то, кто им ранее владел (то есть тот колдун и сам Калевич) - отсечь ему ноги... что в итоге и прозошло в самом конце. Ну а боги Таары, именем которой Калевипоэг творил свои подвиги, обошлись с ним на том свете несправедливо - приставили сторожить врата ада, замуровав руку в скале. Но:

Если разом все лучины
С двух концов воспламенятся
Пламя высвободит руку
Из гранитного зажима
И тогда Калевипоэг
В дом отцовский возвратится,
Счастья созидать потомкам,
Прославлять страну родную
...

Но вот что этот образ означает - "все лучины с двух концов воспламенятся" - для меня так и осталось загадкой что в детстве, что сейчас. А иллюстрации из той книжки в этом музее тоже есть:

И в общем нравится мне Калевипоэг как образ - не угрюмая глыба, как Илья Муромец; не герой без страха и упрёка, как Лачплесис; не полководец и не вождь, как Манас и Семетей, а такой "свой парень", практически Иван Царевич, наделённый силой Ильи Муромца.
Чуть поодаль памятник Крейцвальду (1926), конечно же от Амандуса Адамсона, скульптора из

Город Выру по праву считается одним из самых живописных мест . Каждый путешественник, там побывавший, раз и навсегда попадает под очарование этого места.

Выру: история основания и наши дни

Выру – небольшой городок, расположенный в южной части . Год основания города — 1784 год. Для всех наших соотечественников будет интересно знать, что этот славный город был воздвигнут с нуля по распоряжению великой императрицы Екатериной II. И по сей день, многие достопримечательности города, напоминают путешественникам о незыблемой русской культуре.

Населенная территория Выру является, поистине, высшим проявлением архитектурного искусства. Прогуливаясь по городу, новоприбывшие путешественники обязательно удивляться симметричности и планировке городского ландшафта. Коренные жители города, чьи семьи прожили здесь не одно поколение, чтят и помнят историю своего народа. Наверное, поэтому горожане и говорят на вырусском диалекте. Выру – единственный город в , в котором так развита самобытность народа. На вырусском языке создаются телепередачи на местном телевизионной канале, выпускаются газеты и даже проводятся занятия в сельских школах. Одним словом, приехавший из столицы эстонец сразу же растеряется.

Выру – значимый центр культурной и активной жизни в . Жители города гордятся своей самобытностью и часто устраивают концерты и фестивали, посвященные своим традициям и культурным особенностям.

Так, одним из самых значимых событий является Вырусский фольклорный фестиваль, который проводится ежегодно в июле. Путешественникам, приехавшим на территорию Выру в летний сезон, очень повезло. Вырусский фольклорный фестиваль включает в себя, как традиционные представления и концерты, так и состязания среди местных жителей – гармонистов, уличных танцоров и прочих самородков. Любители творчества могут посетить один из множества мастер-классов, проводимых местными рукодельницами.

Выру: культура и достопримечательности

Помимо российской императрицы Екатерины II, коренное население чтит и помнит Фридриха Крейцвальда, — эстонского поэта, писателя и общественного деятеля. В центре города можно обнаружить памятник Фридриху Крейцвальда, воздвигнутого местными жителями в честь своего земляка. Помимо памятника, именем Крейцвальда назван музей и даже парк, находящийся на берегу озера Тамула.

Отдых в Выру – незабываемое приключение для путешественников, желающих прикоснуться к старине. В черте города расположена евангелистская лютеранская церковь Катерины, чья архитектуры не оставит равнодушной всех эстетов.

Близ расположенная прибрежная зона Тамула прекрасно подойдет как для одиноких путников, так и для семей, приехавших на отдых с детьми. Тамула совсем недавно подвергалась реконструкции и сейчас готова предстать перед всеми гостями в обновленном виде. Ее красивое оформление, архитектура и живописная природа не оставят никого равнодушными.

+1 -0 Вы уже голосовали

Юго-восточный уезд Эстонии, граничащий с Россией. Остатки замка, самый крупный дуб Эстонии, растущий с 1326 года, столица уезда - небольшой городок Выру, основанный при Екатерине Великой, и другое.

Выру - столица уезда Вырумаа в юго-восточной части Эстонии. Часть территории уезда граничит с Псковской областью России. В уезде находится историческая область Сетомаа, где живёт народ сето, близкий к эстонцам, но исповедующий православие, переплетённое с язычеством. Про Сетомаа я уже .

Население Вырумаа (около 75 тысяч человек) имеет сильное региональное самосознание. Местный диалект эстонского языка - с чёткими отличиями, поэтому некоторые исследователи выделяют его в качестве отдельного выруского языка.

В отличие от многих городов, дата основания Выру известна точно. 21 августа 1784 года вышел указ генерал-губернатора Лифляндии об образовании c разрешения Екатерины II нового города. Город построили на месте выкупленного у хозяев поместья Верро (известного с 16-го века) и назвали по этому же поместью. Название Верро (Werro) просуществовало до 1917 года.

1. Сейчас Выру - небольшой город с населением всего около 13 тысяч человек. Он напоминает множество городков, разбросанных по России.
В центре города - бульвар, названный в честь Екатерины II

2. Приятное для прогулок место

3. Здесь же стоит памятник Екатерине Великой - основательнице Выру. В одной руке императрица держит державу, в другой - указ. Глядя на памятник, так и хочется скзаать, что он поставлен в "натуральную величину"

4. Лютеранская церковь Екатерины построена в 1793 году на средства, пожертвованные императрицей. Екатерина выделила на неё 28 тысяч рублей серебром.
Внутри прекрасна, похоже, что не закрывалась при советской власти. Жалею, что не сфотографировал интерьер(
Часы на церкви работают

5. Выру стоит на берегу озера Тамула. Город соединён с островком Роосисаар навесным мостом

6. Герб уезда. Золотое кольцо обозначает столицу Вырумаа - город Выру. Меч - это холодное оружие эстонского героя Калевипоэга ("Сына Калева"), который по легендам произошёл из этих мест

10. Дворы Выру. Очень хочется верить, что и в наших небольших городах будет такой же порядок и аккуратность

11. Уже знакомая Екатеринская церковь

12. Храм Эстонской апостольской православной церкви 1806 года тоже освящён в память великомученицы Екатерины в честь Екатерины II. Купол кажется игрушечным

14. Прекрасное место отдыха на воде. Можно покачаться на волнах

16. В 19-м веке в Выру жил и работал врачом Фридрих Рейнгольд Крейцвальд, больше известный как эстонский поэт, писатель, фольклорист и зачинатель эстонской литературы. Крейцвальд собрал в единое целое эстонские народные сказания, обработал их, придал стихотворную форму и издал эстонский национальный эпос "Калевипоэг" ("Сын Калева")

17. В городе много деревянной застройки. Этот дом продаётся

18. Фонтан около торгового центра

20. Вокзал Выру оказался заброшенным. Похоже, что здание ещё довоенное, хотя могу и ошибаться

21. Город мне понравился. Хочется сюда приехать осенью, когда берега озера будут разноцветными. Послушать тишину и покачаться на волнах

22. Теперь несколько слов об уезде.
Почти около самого пограничного перехода с Россией, в местечке Лухамаа, стоит православная церковь Святого Духа. Построена в начале 1930-х годов, когда Эстония была независимой. Люблю деревянные куьтовые постройки, есть в них что-то особенное.
По сути, эта церковь - дополнение к моему весеннему посту про Сетомаа. Она находится рядом с описанным там

22. На кладбище около церкви - братская могила и памятник погибшим в годы ВОВ. Несмотря на многочисленную информацию об ужасах, творящихся в Эстонии по отношению к памятникам времён войны, за 4 раза пребывания в этой стране я видел множество ухоженных монументов в разных уездах. Прекрасно, что люди помнят о погибших, приносят цветы и зажигают в их память свечи

23. Недалеко от Выру сохранились руины замка епископа Кирумпяэ. Городище известно с 1320-х годов и было построено для защиты границ Дерптского епископства. Когда-то вокруг замка было обширное поселение торговцев и ремесленников, теперь сохранилось только несколько камней. Кирумпяэ окончательно уничтожили во время русско-шведской войны в 1656 году.

24. Сейчас ничего не напоминает о бесконечных войнах между Ливонским орденом, Россией и Польшей за эти места

25. В Вырумаа растёт "царь-дуб". Тамме-Лаури (Tamme-Lauri tamm) - самый крупный дуб на территории Эстонии. Высота дерева - 17 метров, название происходит от слова "лауритс" - бог огня. Согласно легендам, в дереве живёт злой дух, устраивающий пожары

27. Кажется, когда-то на дереве была икона. Ещё, если присмотреться, можно увидеть приделанный к дереву громоотвод.
Внутри дуб давно уже полый, в 1960-х годах его отреставрировали - залили бетон, ставший искусственным стержнем дерева

28. Дуб 1326 года "рождения". Если бы он рос в Москве, то помнил бы деревянный кремль Ивана Калиты и Дмитрия Донского, идущего на Куликово поле, а при первых Романовых был бы уже 300-летним ветераном

29. Дуб Тамме-Лаури до введения в Эстонии евро был изображён на купюре в 10 крон

30. Закончим на церкви Святого Урбануса в местечке Урвасте. Она считается одной из старейших деревенских церквей. Первые письменные упоминания о церкви относятся к 1413 году. Нынешняя освящена в 1889 году

September 13th, 2012

В середине августа мы съездили на выходные в Эстонию. Об этом я уже написал два поста. Один о самой поездке и городе . А второй о по спортивному ориентированию.


(Прошу прощения, но как я уже писал, фотоапарат мы забыли в Питере, поэтому все фотографии с телефона.)

В 60-80-е годы 20 века Выру было популярным местом для дачного отдыха ленинградцев. Глубокой ночью поезд Ленинград-Рига делал остановку на местной железнодорожной станции, за две минуты дачники вываливались на перрон, где их ждали таксисты и частники. Некоторые оставляли часть своих вещей в камере хренения, и пешком топали к месту проживания с оставшимися рюкзаками и чемоданами.
Места для дачного отдыха здесь самые подходящие: городок лежит на берегу озера, вокруг леса и поля, а в них разбросаны хутора, где можно было совсем недорого снять жилье. Полно качественных молочных продуктов, яблоки, картошка, местное мороженое и шоколадные конфеты фабрики “Калев”. В общем, идеальный дачный поселок. Леса, правда, в Южной Эстонии - это тебе не боры на Балтийском побережье. Темные, еловые с густым лиственным подлеском. Для прогулок они не очень хорошо подходят. Зато тут полно ягод и грибов. Кусочки красивого сосновго бора тоже встречаются, но нечасто.

Въехав в город со стороны Тарту, мы сразу приехали к пункту информации. Припарковались напротив него около Лютеранской церкви Святой Екатерины.

В информационных пунктах Эстонии всегда можно найти кучу бесплатных карт и путеводителей. Вежливая эстонская тетенька надавала нам кучу советов куда пойти, что посмотреть, и где поесть. К сожалению, мы пробыли в городе всего часа полтора и почти не воспользовались этой информацией.
На стоянке около машины нас поджидали два неприятного вида “кадра”. Два бухих и грязных эстонца лет 25-30, не старше, которые стали клянчить у нас деньги. По-русски они говорили весьма скверно. Я поинтересовался “с какой стати я должен им что-то давать?”, - “надо помогать”, - говорят. Послал их подальше, они удалились громко ругаясь, активно используя русский мат в своей эстонской речи. Неприятно.

До поездки я ничего не знал о Выру и его истории, всю информацию мы почерпули из бесплатной карты и путеводителя из инфопункта. Оказывается, Выру очень новый город. Он был построен по велению Екатерины II в 1784 году на месте небольшой усадьбы на берегу озера Тамула, которую приобрели за казенный счет специально для того, чтобы построить здесь город. Строительством руководил рижский губернатор Георг Браун. Был утвержден план застройки.

Регулярная застройка с улицами, идущими перепендикулярно друг другу, сохранилась до сих пор. Кстати личность рижского губернатора крайне любопытна, родился он в Ирландии в 1698 году, с юных лет пошел на военную службу, в 32 года поступил в российскую армию, участвовал во многих военных кампаниях, сидел в турецком плену. Был тем самым “рабом на галерах”. После выкупа из рабства вернулся в Санкт-Петербург, получил титул генерал-майора во времена правления Анны Иоановны. Принял участие в войне со Швецией, в семилетней войне. А последние 30 лет жизни был губернатором Лифляндии.

От лютеранской церкви мы пошли к православной, она также построена в первые годы существования Выру, и тоже посвящена святой Екатерине. Церковь была заложена в 1793 году, а закончена и освещена в 1804. Архитектор Маттиас Шонс, главный архитектор провинции Лифляндия. В 19 веке царское правительство активно пыталось обратить эстонцев и латышей в православную веру.

В день нашего путешествия здесь была свадьба. У самого входа батюшка что-то объяснял молодоженам и свидетелям. Поэтому внутрь мы войти не смогли. Священик был совсем молодой, он шутил, и молодые смеялись. Очень милая была картина.

В субботний день Выру был на удивление пустынен.

По пустынным улицам города Выру мы вышли на берег озера Тамула. Здесь устроили красивый променанд, парк и модный пляж. Еще за неделю до нашего приезда стояла жара, и наверняка здесь в субботний день было полно народу. Но в день нашего визита здесь было также пусто, как и везде.

На пляже стояла уже начавшая осыпаться песчанная скульптура, на скамеечках сидела пара-тройка человек, а так опять - никого.

Вдоль озера, прямо по прибрежному болотцу насыпали и выложили плиткой прогулочную дорожку. Прямо на ней мы встретили вот такого рыбака.

Моя жена попросила разрешения сфотографировать его улов, при чем сделала это по-английски. После нескольких неудачных попыток говорить в Тарту с местным населением по-русски она стала со всеми сначала пробовать по-английски. Увидев в нас иностранцев, дядька поднял вверх указательный палец и затем очень громко и по слогам сказал: “Щу-ка!”.

Прогулочная дорожка продолжается к красивому подвесному пешеходному мосту, который через залив ведет куда-то на другую сторону озера.

Туда мы уже не пошли, а вернулись к машине. Вся наша прогулка заняла от силы минут 50. Прежде, чем поехать обратно в Тарту, мы заехали в местный универмаг. Цены там нас поразили. Шмотки в Питере последние двадцать лет были дороже, чем в Эстонии. И вот теперь, после введения в Эстонии евро, местные цены похоже перегнали питерские. Наверное, это эффект маленькой страны. Глядишь, скоро в Петербург поедут автобусы из Эстонии, полные желающих посетить распродажи в “Меге” или “Галерее”.

На этом на сегодня всё. В следующем посте попробую вернуться в Германию, я уже все забыл про