Образование афинского государства. Аттика – историческая область и сердце Греции Где располагалась аттика

Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами - аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, умножая ее население и способствуя своим трудом росту ее благосостояния.

В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохранившиеся в виде пережитков и в более позднее и значительно лучше нам известное время, явились результатом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по преданию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.

Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных укреплений, некогда окружавших постоянно враждовавшие друг с другом родовые поселки. Следы такого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.

Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая типичная для эпохи господства родовых отношений черта - родоплеменная раздробленность. По афинским преданиям, на территории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин.

Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Тесеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]».

В исторической действительности процесс объединения Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-западная часть Аттики - область Элевсина с ее знаменитым храмом богини Деметры.

Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, отстаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синойкизм явился, таким образом, длительным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отношений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родоплеменных организаций.

К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государства. Для его изучения мы располагаем уже несравненно более широким кругом источников. Первое место среди них, безусловно, занимает «Афинская полития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.

«Афинская полития» Аристотеля - единственное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начиная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно дополняют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Диодора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.

На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не менее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благородных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли.

Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона».

Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, рекрутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это подтачивало силы общины.

Страницы: 1 2

Аттика - это одна из исторических областей Греции, обладающая богатейшей историей, которая подтверждается множеством археологических находок и исторических памятников. А географическое положение региона делает его одним из самых привлекательных в отношении туризма и отдыха.

Географическое положение

Аттика привлекает не только своей историей и природными достопримечательностями. Это земля, на которой до сих пор живут древние легенды и мифы. Территория, где находится Аттика, расположена в юго-восточной части Греции и с трех сторон омывается водами заливов Эгейского моря: Сароникос с юга, Петалии - с востока, Нотиос-Эввоикос - с северо-востока. На севере она граничит с одной из областей Средней Греции - Беотией, а на западе - с Пелопонессом. В состав Аттики входят также острова Саронического залива. в основном гористый, особенно на севере, постепенно понижается к югу. Горы Киферон и Парнет, которые являются естественной границей с Центральной Грецией, своими отрогами тянутся по всей области. Они представляют собой каменистую горную гряду, только в более высокой части покрытую хвойным лесом. Самыми крупными из отрогов Парнета являются Пентеликон и Гиметт. Более низкие отроги Киферона, идущие к югу, называются Керата, а юго-восточная ветвь сливается с Парнасом высотой более 1400 метров и образует горную область, идущую до моря. По южному краю этого региона проходит гора Лаврий, которая заканчивается самой южной точкой полуострова - мысом Сунион.

Равнины и реки

Между горными хребтами расположены долины с каменистой почвой. Наиболее крупных равнин в Аттике три:

  • Афинская равнина ограничена с севера горой Парнет, с северо-востока - цепью Пентеликон, а с юго-востока - горами Гиметт;
  • Триасская равнина, самая ровная, простирается на север до Киферона и Парнета, а с востока отроги Парнета отделяют ее от Афинской долины;
  • долина между Гиметтом и цепью гор на востоке - самая холмистая;
  • у побережья за счет наносных земель образовались широкие равнинные полосы, из которых самая большая - Марафонская равнина, другая находится около устья Асопа.

Аттика - это одна из самых засушливых областей страны. Здесь нет полноводных рек, которые можно было бы использовать для орошения. Наиболее значительные из них:

  • крупнейшая река Аттики - Кефисс, протекающий по Афинской долине, она берет начало у подножья Пентеликона и течет в юго-западном направлении, однако большая часть объема воды уходит на орошение засушливой равнины;
  • другая река Илиссус вытекает из подножий Гиметта, но вскоре теряется в песках.
  • еще один ручей Эноэ течет по Марафонской равнине.

Берега Аттики изрезаны множеством живописных и удобных для мореплавания бухт, следствием чего стало развитие мореходства. В настоящее время эти уютные бухты и заливы благодаря теплому климату являются любимым местом отдыха серфингистов и дайверов, а береговая линия заполнена великолепными песчаными пляжами.

Климатические условия

Мягкий субтропический климат Аттики характеризуется долгим сухим летом и короткой влажной зимой. Средняя летняя температура воздуха равна 26-28 градусам, однако в июле и августе температура может достигать 38 градусов. Благодаря низкой влажности жара переносится достаточно легко. Купальный сезон продолжается с апреля до октября. Зимой температура воздуха составляет от пяти до десяти градусов тепла, но дождей мало. Такой умеренный климат можно объяснить влиянием воздушных потоков, идущих со Средиземного моря - зимой дуют а летом - прохладные ветры с северо-востока. Здесь не бывает сильной жары и зимних холодов континентальной Европы.

Почва и природные богатства

Аттики не позволяли выращивать здесь зерно. Из-за каменистых почв и недостатка влаги долины были малопригодны для земледелия, но еще античные авторы писали о том, что хоть на этой земле не растет хлеб, она прокормит большее число людей, чем если бы он здесь произрастал. Это произойдет благодаря обилию великолепного камня для строительства храмов и алтарей, а также наличию серебра, имеющегося здесь по воле богов. А для кораблей Аттика - это земля, которая имеет надежные пристани, где они могут укрыться от непогоды.

Мрамор Аттики

Горы Аттики состоят из известняка и сланца, а также великолепного мрамора, добыча которого началась еще на рубеже 3-2 тысячелетия до нашей эры. Древнегреческие храмы, которые вначале строили из известняка, стали возводить из мрамора, который добывали на Пентеликоне. Из него построен Парфенон. Пентелийский мрамор отличается своим чистейшим белым цветом и мелкозернистостью. Он также чудесно просвечивает в солнечных лучах, однако со временем желтеет. В строительстве Акрополя использовался и пирейский мрамор темных тонов. В Аттике добывался еще элевсинский мрамор почти черного цвета, тонкозернистый гиметтский мрамор. Этот материал очень высоко ценился и вывозился из Греции в Древний Рим, где его использовали в архитектуре и скульптуре. В красноватых скалах Лаврионских гор находились богатые серебром рудники, а Гиметтская горная цепь была источником превосходного меда.

Гончарное дело и сельское хозяйство

Особо ценилась красноватая глина Аттики, она была хорошего качества и удобна в работе, поэтому было хорошо развито гончарное дело. Из глины делали амфоры - большие кувшины с узким горлышком и ручками, в которых хранили и транспортировали вино, оливковое масло. Глину использовали и для изготовления черепицы, труб, бочек и многих других хозяйственных предметов.

Благодаря мягкой зиме, сухому лету и обилию солнца на равнинах Аттики всегда хорошо росли оливковые и на горных склонах выращивались виноградники, поэтому вино, оливки, оливковое масло, инжир всегда были главными продуктами земледелия и шли на экспорт. Аттическая шерсть в древности пользовалась большой популярностью, славится она и сейчас. В горах разводят овец, коз, а также крупный рогатый скот.

Происхождение жителей Аттики

Жители Аттики большей частью принадлежали к ионийскому племени - одному из четырех основных греческих племен, получившему название по имени легендарного героя. Ионийцы наряду с дорийцами считаются главными носителями национальной культуры Греции. Все население Аттики делилось на четыре класса по родовому признаку, которые называли филами:

  • гелеонты - благородные, их называли «блестящими»;
  • гоплиты были воинами;
  • ергадеи - земледельцы;
  • эгикореи - это были козопасы или просто пастухи.

В социальном плане филы состояли из больших кланов, каждый из которых был разделен на несколько десятков родовых семей. Семьи в определенном порядке объединялись во фратрии, то есть религиозные группы со своими традициями и обрядами. Такая организация не касалась покоренных племен и их потомков, хотя они тоже могли свободно заниматься ремеслами, торговлей или земледелием и имели свои объединения, их называли метеки.

Афины: географическое положение

Географически Аттика разделена на две основные части - столицу области и всей страны - Афины с ее пригородами и остальную территорию. Столица названа по имени богини мудрости Афины, которая, по легенде, подарила жителям оливковое дерево. По другой версии, название города происходит от слова «Афон» - цветок. Афины расположены на Аттики и окружены горами с запада, севера и востока, а с юго-западной стороны имеет выход к заливу Сароникос. В настоящее время город уже занял всю равнину, но его пригороды продолжают расширяться.

Античная демократия

Афины являются не только административным центром страны, еще в древние времена город играл важнейшую роль в культурном и экономическом отношении. Именно здесь в результате долгой и ожесточенной борьбы между родовой аристократией и демосом родилась такая форма правления, как античная демократия, которая стала образцом народного правления. Эта уникальная форма государственного строя сложилась в Афинах в 5 веке до н. э. И хотя в последующие времена Афины прошли тяжелый путь разрушительных войн, испытали власть многих завоевателей, в их истории был этот период высокой гражданственности и свободы - демократия.

Золотой век Афин

Древние Афины возникли как укрепленное поселение на вершине холма, а затем превратились в город-государство в результате синойкизма, что означало объединение Аттики вокруг Афинского акрополя. Этот процесс по времени занял несколько столетий. Согласно древним мифам, объединение произошло благодаря легендарному сыну царя Эгея - Тесею, который также ввел разделение населения Афин по социальным слоям:

  • эвпатриды - родовая знать;
  • геоморы - земледельцы;
  • демиурги - ремесленники.

Наивысшего расцвета Афинское государство достигло во время правления Перикла - в 5 веке до н. э. Это время получило название Золотого века Афин. В этот период был построен и главный храм Афины - Парфенон, уникальный памятник древней архитектуры. Храм строили древнегреческие мастера Калликрат и Иктин, а прекрасные скульптурные композиции были выполнены знаменитым зодчим Фидием. Необычность храма в том, что из одной точки фасад его виден с трех сторон, благодаря тому, что колонны размещены под углом друг к другу. Фидий создал и знаменитую статую Афины из мрамора и золота. Эта скульптура является шедевром античного зодчества.

Современность

Политическое могущество Афин закончилось с началом разрушительных войн со Спартой, а затем с Македонией. Далее Афины попали под власть римлян, после которых пришли турки. На многие столетия померкла слава города. Были уничтожены многие памятники истории и архитектуры. Только после долгой борьбы за независимость в 19 веке Афины снова стали столицей Греции. Сейчас это огромный мегаполис с населением более пяти миллионов человек, вновь завоевавший статус культурного и политического центра страны и располагающий множеством исторических памятников.

Пирей

На южной окраине Афин располагается Пирей - самый большой порт в Греции, а также крупный промышленный центр страны и важный транспортный узел. Еще в 5 веке до н. э годовой товарооборот порта составлял значительные суммы. Благодаря удобному наличию безопасных гаваней Пирей стал транзитным пунктом, через который проходили различные виды товаров. В порту имелись корабельные верфи, мастерские, складские помещения. Афины с его портом считали самым прибыльным городом, так как за товар здесь купцы могли получить афинское серебро, которое ценилось повсюду.

Достопримечательности Аттики

В настоящее время Аттика - это популярнейший туристический район со множеством исторических и архитектурных достопримечательностей, а также чудесной природой и великолепными пляжами. Главные символы Аттики расположены в Афинах. Бесценным памятником истории является архитектурный комплекс Акрополь, на котором расположен главный храм древних Афин - Парфенон, место паломничества огромного количества людей. Из исторических мест в окрестностях Афин очень популярен монастырь Дафни. На высокой скале был построен Храм Посейдона, от которого сейчас остались величественные развалины. Рыбаки, уходя в море, приносили сюда пожертвования - бог Посейдон был для греков вторым по значению, так как их жизнь была неразрывно связана с морем. В Элевсине расположено одно из важнейших святилищ древней Аттики - храм богини Деметры, даровавшей грекам зерно. В честь нее каждый год весной и осенью проводились праздники. На острове Эгина находится город-призрак Палайохора, опустевший сто лет назад.

Природа Аттики также удивительна и прекрасна. На горе Имиттос расположен чудесный целебный источник, дарованный, по преданию, богом Гефестом людям. Уникальными лечебными свойствами обладает термальное которое пополняется за счет источников, находящихся на его глубине, а необыкновенная рыба-доктор способна омолаживать кожу, очищая ее от мертвых клеток. Бесконечная береговая линия усыпана множеством великолепных пляжей, мест отдыха и занятий водными видами спорта.

Замечательным местом для проведения комфортного летнего отдыха является Аттика - фото демонстрируют восхитительные пейзажи природы, а восторженные отзывы путешественников являются свидетельством популярности этого региона Греции.

Классические символы Афин — величественный Акрополь , Парфенон , храм Зевса , театр Диониса , одеон Ирода Аттики. Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посетить знаменитые районы Плака , Монастираки , Синтагма , полюбоваться величественной красотой гор и изобилием пляжей.

Грандиозные памятники архитектуры Афин заслуживают особого внимания, так же, как и многочисленные музеи города.

Найдите время прогуляться по пешеходной зоне в историческом центре города, чтобы полюбоваться богатой коллекцией сокровищ Национального археологического музея и посетить священный Акрополь — главную достопримечательность для многих туристов. Прекрасный архитектурный комплекс включает несколько древних храмов, святилищ и культовых сооружений, уцелевшие фрагменты которых позволяют в полной мере насладиться величием этих мест.

В центральной части афинского Акрополя находится еще одно уникальное архитектурное сооружениехрам Парфенон , поражающий своими размерами, возрастом и великолепием. Сегодня этот наиболее известный памятник античной архитектуры, построенный в честь богини Афины, хорошо виден из любой точки города.

Всего в полукилометре от Акрополя находится самый большой храм Греции — храм Зевса или Олимпейон. О былой славе великого памятника греческой истории напоминают 14 огромных мраморных колонн, высота которых достигает почти 20 метров. Изящные развалины храма Зевса и окружающие его руины других античных сооружений особенно прекрасны в ночное время, благодаря живописной подсветке.

Одна из самых известных природных достопримечательностей региона — гора Имиттос — расположена на востоке Афин. На вершине горного массива, притаившись за кипарисовыми лесами, расположились удивительные монастыри с целебными источниками и причудливыми пещерами. Здесь вас встретит обилие пешеходных дорожек, мест для катания на горных велосипедах и скалолазания, и уединенных уголков. Попасть в Аттику — значит обязательно подняться на эту гору: захватывающий дух вид на весь город Афины вам обеспечен.

Не откажите себе в удовольствии посетить древний храм Посейдона — уникальную постройку, расположенную на живописном мысе Сунион. С этим культовым сооружением связано немало легенд и интересных историй. Некоторые из стройных дорических колонн храма, обрамляющих величественное строение, сохранились до наших дней.

Посетите древнегреческий храм богини Деметры в Элевсине — в его музее собраны исторические артефакты самых разных эпох. По большей части территории комплекса можно свободно прогуливаться, любуясь древними руинами.

В 10 километрах от Афин расположен монастырь Дафни — строение, возведенное в VI веке и признанное одним из величайших шедевров эпохи средневизантийского периода. Древний монастырь-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится прекрасными внутренними мозаиками и фресками.

Аттика в переводе с древнегреческого «прибрежная страна» - юго-восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, площадью приблизительно в 3808 км², граничит на севере с Беотией, на западе через Коринфский перешеек - с Мегарой и всем Пелопоннесом. С юга омывается Сароническим, с востока - Петалийским и северо-востока - Эвбейским заливами Эгейского моря.

TUBS , GNU 1.2

География

Большая часть Аттики покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, и представляет в настоящее время одни обнажённые, лишённые растительности пространства.

CrniBombarder!!! , Public Domain

Только более высокие части Киферона и Парнаса, а также северо-западные склоны Пентеликона покрыты сосновыми и еловыми лесами. Основанием всей горной системы служит Киферон (теперь Элатея, так называемая еловая возвышенность, высочайшая точка которой поднимается на 1411 м над уровнем моря).

Киферон главным своим кряжем отделяет Аттику от Беотии; от Мегары Аттика отделяется его ветвью, идущей к югу и носящей название Керата (рога); с юго-восточными отрогами Киферона сливается достигающий 1413 м Парнас (ныне Оцея), которого северо-восточные разветвления, ныне носящие отдельные названия (Белетци, Армени, Мавровуно, Цастаны, Ставрокораки, Котрони), простираясь до восточного края области, образуют в этой части Аттики настоящую горную страну (Диакрия или Эпакрия древних).

Южным продолжением Парнаса является поднимающийся значительно ниже над морем Эгалеос, который в южной части, там, где он вдаётся в море против острова Саламина, носит название Коридаллос (ныне Скараманта), а в середине, там, где его прорезывает ущелье, соединяющее равнины Афин и Элевзиса, называется Пэкилион.

BishkekRocks , Public Domain

На северо-востоке афинская равнина окаймлена Брилеттосом, или, как он обыкновенно назывался по местности, лежащей на его южном склоне, Пентеликоном (ныне ещё Ментели). Это достигающая 1110 м высоты пирамидальная возвышенность с обширными, ещё теперь с успехом эксплуатируемыми мрамороломнями, которые доставляют превосходный белый мрамор тончайшего зёрна, идущий на постройки и статуи. Долина в 4 км шириной отделяет на юге подошву Пентеликона от южного пояса, почти исключительно состоящего из голубовато-серого мрамора, который в древности употреблялся для архитектурных целей. Кряж этот - Гимет (теперь Треловуно) - поднимается на 1027 м, почти лишён лесной растительности, но покрыт пахучими травами и потому населён дикими пчёлами, дающими превосходный мёд.

H. Grobe , GNU 1.2

Восточный край области (у древних Паралия) прорезывается менее высокими цепями холмов, которые к югу от Гимета, где полуостров суживается, соединяются в один кряж - Лаврионское нагорье, которое заключается круто спускающимся к морю мысом - Суниум, на котором ещё теперь высятся развалины храма Афины, по колоннам которого ещё теперь мыс называется моряками Кап-Колоннес.

Apanag , CC BY-SA 3.0

Лаврионские горы по своему богатству серебром имели в древности для Аттики высокое значение; но эти рудники, сначала очень доходные, до того усиленно эксплуатировались, что уже тотчас после начала н. э. пришлось прекратить добычу. Только в позднейшее время попытались, и не безуспешно, из шлаков, оставшихся от прежних работ, извлечь выгоды.

Горы тянутся частью непосредственно до самого моря, частью же к их подошвам скопилась наносная земля, образуя более или менее широкие береговые равнины, из которых многие были известны в древности.

Rabe! , GNU 1.2

Замечательнейшая из них Марафонская равнина на северном берегу. Она представляет низменность в 9 км, длиной и от 2-4 км шир., с обширным болотом к северо-востоку. Здесь в 490 до н. э. персидское войско потерпело поражение от афинского войска.

Более значительных равнин, которые или, начинаясь у берега, тянутся далеко внутрь страны, или же совсем отделены от моря, в стране только три: 1) Афинская равнина, часто называемая просто «равнина» (педион); 2) меньшая, отделённая от Афинской Эгалеосскими горами, Триасская равнина (так называемая по древней местности Триа) и 3) равнина между Гиметом и более низкими горными цепями восточного прибрежья, которая соединяется с Афинской равниной посредством долины, отделяющей Пентеликон от Гимета.

Орошение страны крайне бедное. Самые значительные ручьи протекают по афинской равнине, а именно: Кефисс, начинающийся у юго-западного подножья Пентеликона в богатой лесом местности Кефизии, питаемый разными притоками с Парнаса. Он протекает равнину в юго-западном направлении и к западу от города отводится в многочисленные каналы для орошения огородов и плантаций; Илиссус начинается у северного подножья Гимета, протекает у восточной и южной стороны города и к юго-западу от него теряется в песках. Кроме них, нужно упомянуть о другом Кефисе Элевзинской равнины, о прорезывающем Марафонскую равнину ручье Эноэ (так названном по лежащей к северу от Марафона древней местности) и о Эрасиносе, протекающем дальше к югу от восточного прибрежья, у древней местности Арафен (теперь Рафина).

Grzegorz Wysocki , GNU 1.2

История

Население страны, не говоря о некоторых пеласгических элементах доисторической эпохи и громадном числе иностранцев, впоследствии постоянно проживавших в Афинах, принадлежало в древности к ионийскому племени. Жители называли себя автохтонами, то есть коренными, так как их предки произошли непосредственно из почвы страны и с незапамятных времён земля состояла в их непрерывном владении.

Как все ионические народы, жители Аттики распадались на четыре колена или класса (филы): гелеонтов (благородных), гоплитов (воинов), эгикореев (пастухи вообще и коз в особенности) и ергадеев (земледельцев). По преданию, в стране с незапамятных времён существовало 12 самостоятельных городов или союзов общин. Это были частью отдельные, ещё позже существовавшие поселения, как Кекропия (позже Афины), Элевсин, Декелея и Афидна (последние два на севере страны), Браурон (среди восточного побережья), Торикос (в самой южной части восточного побережья), Китерос (местоположение неизвестно), Сфетос и Кефисия, частью же союзы нескольких поселений, как Эпакрия (северная горная страна), Тетраполис (союз четырёх городов) на Марафонской равнине и Тетракомия (союз четырёх деревень) на самом юге Афинской равнины. По преданию, эти 12 общин соединены Тезеем в одно политическое целое, столицею которого стали Афины.

Hansueli Krapf , CC BY-SA 3.0

Административное деление

На карте префектур (номов) децентрализованная администрация Аттика разделена на 4 нома (номархии), показанные на карте ниже:

  1. Афины
  2. Восточная Аттика
  3. Пирей
  4. Западная Аттика

После административной реформы 2011 года децентрализованная администрация Аттика состоит из 65 муниципалитетов.

Сельское хозяйство и ископаемые

Почва страны представляет собой почти сплошь лёгкий, довольно тонкий слой каменистого известняка, который мало пригоден для возделывания пшеницы, более - для ячменя и винограда, но особенно для оливы и фиги, и потому последние как в древности, так и теперь являются главными продуктами страны и предметами её вывоза. Скотоводство значительно и сегодня, а в древности аттическая шерсть пользовалась большой славой. В горах, не говоря об исчерпанных уже серебряных рудниках Лавриона, добывают превосходный мрамор; почва во многих местах, особенно на прибрежной полосе, идущей к юго-западу от гавани Пирея и Фалернской бухты и кончающейся у предгорья Колиас (теперь Гагиос Космас), даёт отличную глину для посуды, и потому гончарное дело представляло в древних Афинах цветущую ветвь промышленности и его продукты имели очень распространённый сбыт.

Фотогалерея











Полезная информация

греч. Αττική
англ. Attica

Политическое устройство в древности

В политическом отношении Аттика была в древности наиболее централизованной областью Греции.

Главный город был не только местопребыванием администрации, но суда, равно и народных собраний, в руках которых со времени демократических реформ, начатых Клисфеном и законченных Периклом, сосредоточилось верховное решение всех государственных дел.

Значение, которое Аттика благодаря своему главному городу Афинам имела в политической и культурной жизни Древней Греции, может быть правильно оценено только в связи с изложением общей истории Греции.

Административное деление в древности

Деление народа на 4 филы осталось как при царях, так и при архонтах. Даже законодатель Солон не отменил этого подразделения, а параллельно с ним, частью желая уменьшить влияние древних аристократических родов, частью, чтобы привести к более справедливому распределению податного бремени между гражданами, создал новое деление граждан на 4 класса по их имуществу.

Только Клисфен отменил древнеионийское разделение по коленам и поставил на его место деление народа на 10 фил, из которых каждая носила имя древнеаттического героя (эпонима).

Каждая из этих фил обнимала собой определённое число общин (демы), лежавших в разных частях страны.

Обыкновенно каждая не очень значительная местность составляла особую «дему», большие же, как города Афины и Браурон, распадались на несколько дем. Число дем было неодинаково в разное время: - в начале христианской эры их было 371.

Благодаря писателям и надписям до нас дошли названия приблизительно 180 дем, но место нахождения многих теперь невозможно установить. Общее число граждан колебалось, судя по переписям, во время расцвета государства, к Пелопоннесской войне, в пределах 80-100 тысяч. Число стоявших под покровительством метойков достигало 40 000, число рабов доходило до 400 000, так что общее количество свободного и несвободного населения превышало 500 000. Увеличение числа фил (10) двумя новыми имело место в 307 до н. э.

Из желания польстить Деметрию Полиоркету последние были названы его именем и именем отца его Антигона - Антигонидой и Деметриадой. Но первая была переименована в 265 до н. э. в честь египетского царя Птолемея II Филадельфа в Птоломаиду, вторая в 200 г. в честь пергамского царя Аттала I в Атталиду.

Наконец, при императоре Адриане была присоединена 13-я фила и названа Адрианидой по имени этого благодетеля города Афин.