С аэрофобией не надо бороться. Аэрофобия: описание, причины и лечение

Мне удалось выделить несколько основных причин аэрофобии

  • Наследственная предрасположенность.
  • Мнительность, подозрительность.
  • Проведение ассоциаций с увиденными конкретными сюжетами по телевизору со списками пострадавших.
  • Боязнь турбулентности (многие пассажиры уверены, что вибрация самолета — это уже отклонение от курса и приближение опасности).
  • Недоверие своей жизни пилоту и экипажу.
  • Пережитые эмоции в детстве, переросшие в дальнейшем в фобию.

Как побороть боязнь полетов раз и навсегда!

Лечение аэрофобии с помощью образования

Чтобы побороть боязнь самолетов, нужно в первую очередь столкнуться со своим страхом лицо к лицу. Постарайтесь как можно больше узнать о самолетах, принципах их работы, возможно, ваши страхи были преувеличены.

Находите только мотивирующую на полет информацию, не просматривайте новостные выпуски о крушении летательных средств. Для полной победы над аэрофобией вам придется узнать как можно больше о самолетостроении . Большая часть общеизвестных фактов является мифами.

Важно знать, что большое внимание персонала уделяется уходу за «железной ласточкой».

Каждый час нахождения техники в воздухе компенсируется 11 часами технического обслуживания на земле. Перед каждым полетом самолет проходит проверки на техническое состояние, салон тщательно моют, весь персонал проходит медобслуживание.

Психологическая терапия

Чаще всего все наши проблемы исходят из подсознания, поэтому нужно уметь справиться со страхом. Расслабляющие занятия (медитация, прогулки, массаж) помогут уменьшить страх. Запоминая приятные ощущения от релаксации, вы можете возвращаться к мысли о них в стрессовых ситуациях, тем самым становиться спокойнее.

Вот еще довольно простой способ уменьшить беспокойство: не пейте кофе во время полета . Кофеин в его составе повышает тревожность.

Существуют специально разработанные программы, основанные на психологических знаниях и знаниях пилотирования. Утверждается, что с помощью этих методик можно победить аэрофобию в 97 % случаев.

Лечение происходит способом обсуждения проблемы. Проводятся групповые семинары, рассчитанные на 1-2 дня в зависимости от степени расстройства. На этих семинарах дают постепенно информацию, которую человек должен проанализировать — статистику действительных происшествий, а также рассказывают об авиации.

Далее идет попытка обновления мышления у человека с фобией. В итоге, он должен воспринимать самолет, как пространство, где нет опасности. На следующем этапе семинара участники выслушивают переживания других, чтобы на анализе мышления этих людей понять причины своих тревог.

На второй день человек готов попробовать погрузиться в пугающую ситуацию . Столкнуться лицом к лицу с объектом страха — так можно назвать экспозиционную терапию. Тренажеры будут эмитировать ощущение полета, но только все это происходит на земле.

Обладающий знаниями и навыками, способный контролировать свои мысли, свое поведение, человек оказывается в подобной ситуации как в самолете. И тут он способен полностью контролировать свои эмоции, использовать все полученные знания. Вот такая терапия.

Медикаментозное лечение

Если вы не можете самостоятельно справиться с тревогой, обратитесь к психологу. Только врач может правильно подобрать нужное лечение. Медикаментозное лечение используется, как правило, в исключительных случаях и только в случае, когда остальные способы не помогли справиться с боязнью полетов .

В основном для лечения используют антидепрессанты и успокоительные. Но иногда человек не может контролировать свой страх, и среди разных симптомов появляются обмороки, истерики и другие. В таком случае назначают более серьезные препараты (транквилизаторы).

Немного статистики напоследок

Полет на самолете — самый безопасный вид передвижения, и статистика только подтверждает это.

Ниже приведу несколько интересных фактов, которые помогут в борьбе с боязнью летать.

  • В авиакатастрофе погибает 1 человек из 11 000 000. Для сравнения: в автокатастрофе погибает 1 из 5 000, от пищевого отравления умирает 1 из 3 000 000.
  • Все системы самолета повторяются дважды, на случай, если одна откажет.
  • В самолете имеется 2 двигателя. Вероятность того, что двигатель откажет, ничтожно мала. Но, даже если это произойдет, пилот сможете долететь на одном двигателе. По статистике оба мотора повреждаются раз в 2 000 000 часов полета, то есть раз в 228 лет.
  • Средняя цена двигателя составляет 10 000 000 долларов. Авиакомпании не выгодно, чтобы такой дорогостоящий агрегат часто выводился из строя, поэтому уходу за самолетным сердцем уделяют больше всего внимания.
  • Ежегодно количество авиапассажиров становится на 10% больше, а аварии сократились на 15 %.

Мы с мужем избавились от этой проблемы и очень этому рады. Теперь нам не страшны полеты в небесном пространстве. У нас появилась возможность быстро без страха и ограничений.

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.

Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.

Фобия или волнение?

"Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке".

По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.

На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.

Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.

Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. "Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы", — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.

Природа страха

"Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией", — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.

Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.

Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.

"Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: "Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!" — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше".

Лечить нельзя оставить

"Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет".

В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.

Как лечиться

"Перед полетом не стоит пить алкоголь, ведь это дополнительная нагрузка на сосуды при взлете и посадке, что может быть опасным для здоровья", — говорит Алексей Коханистый.

Психолог Сергей Ениколопов также подчеркивает, что алкоголь — лишь способ снять тревожное состояние. А кто-то, например, принимает анксиолитики (лекарственные средства, ослабляющие страх), кому-то надо обязательно покурить.

По мнению эксперта, нередко случаи дебоширства на борту связаны именно со страхом полета, а также невозможностью избавиться от него привычным способом (когда нельзя покурить или выпить во время рейса). Поэтому многие еще до посадки в самолет стараются выпить.

Если говорить о лечении, то специалисты в первую очередь учат правильно расслабляться. Методика не столь важна: можно считать до десяти, глубоко дышать или, допустим, петь некие мантры — кому как нравится, лишь бы помогало.

"Если человек знает, что ему предстоит много летать, лечение у психологов просто необходимо, — добавляет Сергей Ениколопов. — Со страхами, в том числе с самым главным — потерей контроля и ощущением собственной беспомощности, работать хоть и трудно, но можно".

В определенных случаях достаточно и четкого понимания того, что происходит на борту. В этом помогают занятия на летном симуляторе, представляющем собой полноразмерную копию реального самолета. Любой желающий может "поднимать самолет в небо" или "приземляться", настраивать погоду и время суток, убедиться в надежности автоматического управления.

Лайфхаки

"Если вы попали в зону турбулентности и вам очень страшно, вспомните, что от этого самолеты не падают и опасность подстерегает только тех, кто не пристегивает ремни, — их может подбросить на воздушной яме", — говорит стюардесса Екатерина Кузнецова.

"Друзьям и знакомым с этой фобией я советую открыть один из сайтов, показывающих в режиме онлайн самолеты, находящиеся сейчас в воздухе по всему миру, а потом в течение дня обращать внимание на сообщения о возможных летных происшествиях. Их не будет — все благополучно приземлились! Это часто помогает", — рассказывает Алексей Коханистый.

Авиаблогер Артем Каширин советует приезжать в аэропорт заранее и наблюдать за тем, как самолет готовят к вылету. Также он приводит в пример случаи, когда в полете удавалось помочь человеку, разговаривая с ним и даже обращая внимание на вид из иллюминатора, что, казалось бы, должно усугубить страх.

"Смотрите больше красивых фотографий и видео о самолетах и из самолетов, полюбите эту красоту, и страх отступит!" — уверен Артем.

Сегодня авиатранспорт - быстрый, удобный и безопасный способ передвижения. Однако больше 20% путешествующих отказывают себе в этом. Причиной тому - аэрофобия.

Аэрофобия - это страх перед полетами и авиакатастрофами. Перед полетом за несколько дней возникает нервозность. В сложных случаях человек подверженный фобии вполне может отменить полет.

Обычно аэрофобия проявляется после 25 лет. Женщины боятся перелетов немного чаще мужчин. Существенно, что человек мог спокойно совершать перелеты раньше, но в какой-то период появляется навязчивый страх.

Аэрофобия - что же это такое? В основе, конечно, инстинкт самосохранения. Человек - сухопутное создание, автомобиль или поезд кажутся безопаснее просто по привычке. Полет же состояние неестественное. Страх перед мнимой опасностью может оказаться сильней разумных доводов.

На настоящий момент явление аэрофобии изучено (специалисты крупных авиакомпаний занимаются им более 20 лет) и поддается корректировке почти в 100% случаев.

Статистика однозначна. В автомобильных авариях ежегодно погибает больше миллиона человек. В авиакатастрофах - несколько сотен. Даже в самый неудачный для самолетов год, автомобиль опаснее в сто раз.

Почему возникает страх?

Основные причины аэрофобии:

  • Боязнь полетов может быть частью другой фобии - страха перед высотой или закрытыми пространствами. Отчасти аэрофобия связана с желанием контролировать ситуацию.
  • Достаточно редко причиной может стать неудачный опыт. Неудачный полет или, возможно, личные неприятные воспоминания, не связанные с техническими неполадками.
  • Авиакатастроф случается немного, но каждая на виду и подробно обсуждается СМИ. При впечатлительности, склонности к тревожности, может развиться аэрофобия.
  • Нервный сосед. Своеобразным спусковым крючком может стать попутчик, который не может побороть приступ аэрофобии самостоятельно, заражает страхом окружающих.

Симптомы аэрофобии

Подобно другим фобиям проявляется не только на психологическом, но и на физиологическом уровнях. Основные симптомы:

  • беспокойство, навязчивые мысли;
  • тревожный сон, ночные кошмары;
  • раздражительность, неспособность сконцентрироваться;
  • нарушение аппетита, тошнота;
  • тахикардия и неприятные ощущения в области сердца.

Перед посадкой или в салоне симптомы усиливаются, возникают Возникает повышенное потоотделение, дрожь в руках или ногах, частые позывы к мочеиспусканию.

Предположим, человек по долгу службы часто совершает перелеты, но регулярно испытывает симптомы аэрофобии. Возможно, каждое путешествие становится кошмаром.

Когда выясняется, что лететь нужно, появляется тревога, которая нарастает с приближением дня отлета. В аэропорту начнут холодеть руки, ноги будут подкашиваться, мысли спутаются.

В салоне самолета сердце буквально выскакивает из груди, не хватает воздуха, может возникнуть приступ клаустрофобии.

С каждым разом ощущения становятся мучительней. Появляется новый страх - страх, что возможно придется куда-то лететь. На этой стадии появляется даже бессознательный отказ от предложений, связанных с перелетами.

В итоге человек может даже отказаться от любимого дела, заняться чем-то, не связанным с необходимостью пользоваться воздушным транспортом.

Все системы воздушного судна, абсолютно все, дублируются. Самые важные узлы двигателей, навигационного оборудования продублированы 3 или 4 раза. Многие системы устроены таким образом, что ремонт можно провести прямо на борту в кратчайшие сроки.

Как подготовиться к перелету?

Как побороть аэрофобию в самолете? В ситуации когда лететь необходимо, невзирая на страхи, можно применить несколько приемов, способных помочь смягчить неприятные симптомы аэрофобии.

  • Алкоголь - плохой способ успокоиться. Небольшая доза просто выветриться во время перелета, а большая может привести к разным негативным последствиям. Похмелье на высоте 1000 метров, на фоне панических атак, наверняка, не тот опыт, который кому-либо хотелось бы получить.
  • В аэропорт можно приехать раньше необходимого, чтобы привыкнуть к обстановке.
  • Одежда должна быть простой, позволяющей свободно дышать и не стесняющей движений.
  • Хорошо иметь на борту близкого, вызывающего доверие человека, это помогает справиться с тревожным состоянием.
  • Если есть возможность, билет стоит взять подальше от иллюминатора, на носовой или средней части салона. В хвосте турбулентность всегда несколько выше.
  • Чтобы отвлечься от навязчивых мыслей, можно взять увлекательную книгу или фильм, познакомиться с попутчиком и провести время за беседой.
  • В сети существуют специальные медитации и подкасты, которые можно записать и взять с собой в дорогу, это позволит расслабиться в сложной ситуации. Например, аудиотранс ниже:

Полезно понаблюдать за состоянием, определить какие способы помогают лучше бороться с аэрофобией.

У страховых компаний существует перечень профессий, связанных с повышенным риском. Там есть строители, водители-дальнобойщики, но нет пилотов.

Аэрофобия - как бороться самостоятельно?

Паника - реакция физиологическая. Сердце ускоряет ритм, в кровь поступает адреналин. Тело напрягается, мышцы готовы быстро отреагировать на команды мозга. На земле разрядка происходит через мышечную активность. В салоне самолета это, увы, невозможно. Мозг продолжает выбрасывать адреналин, реагируя на мнимую опасность, паника нарастает. Это аэрофобия. Как от нее избавиться?

Единственный выход - обратить процесс вспять. . Закрыть глаза, откинуться в кресле, медленно выдохнуть носом, проговаривая про себя в такт дыханию: «Я спо-ко-ен», или «рас-слаб-ля-юсь».

Главное, успокоить дыхание, расслабить живот и шею. Дышать нужно неглубоко и медленно. Повторять упражнение, пока паника не отступит. Важно верить, что избавиться от аэрофобии самостоятельно возможно.

Как помочь преодолеть аэрофобию?

Важно понимать, что аэрофобия реальна. Это неглупо и несмешно. Человек, подверженный страху полетов, испытывает серьезную психологическую и физическую перегрузку.

Фобии иррациональны, поэтому не имеет смысла доказывать или приводить факты. Шутки также неуместны, могут вызвать приступы паники. Особенно когда самолет уже летит.

Как справиться с аэрофобией? Чтобы помочь, нужно создать ровный эмоциональный фон. Говорить спокойным, уверенным тоном. Поговорить на отвлеченные темы, пускай попутчик расскажет о чем-то, что хорошо знает. Можно вместе посмотреть фильм или полистать журнал. Главное, отвлечь от навязчивых мыслей, это поможет побороть аэрофобию.

Еще статистика. Шанс погибнуть от укуса пчелы - 1 из 5 миллионов. Шанс разбиться на самолете - 1 из 7 миллионов.

Диагностика и лечение

Для первого полета некоторая нервозность естественна. Но если страх не проходит, стоит задуматься о том, как избавиться от аэрофобии.

К психологу следует обратиться если:

  • за несколько дней появляется страх, трудно заснуть, постоянное напряжение. Приступы паники при мысли о полете;
  • иррациональность тревоги осознается, но приступы страха продолжаются, со временем усиливаются;
  • сознательный отказ от воздушного транспорта, даже если у поездки важные цели.

На первой консультации психолог определяет не связана ли аэрофобия с другими фобиями - боязнью замкнутого пространства, страхом высоты и другими.

Причина может крыться в нарушениях работы сердечно-сосудистой системы и вестибулярного аппарата. Если у психолога возникнет подозрение на подобные расстройства, нужно будет обратиться к профильным специалистам - кардиологу, неврологу, отоларингологу.

Психотерапия - самый действенный метод преодоления аэрофобии. Применяются кратковременные психологические практики, такие как когнитивный метод, . Существенное улучшение, снижение тревожности наступает уже на 2-й день тренингов.

Таблетки не очень хорошо помогают от аэрофобии. Лекарственные препараты только приглушают симптомы и не помогут справиться с причиной боязни полета. К тому же при регулярном приеме может развиваться зависимость. В сложных случаях, при депрессиях, других сопутствующих расстройствах личности прием препаратов, конечно, оправдан, но только после консультации со специалистом.

Кстати, на борту пилоты едят разную пищу, чтобы исключить возможность одновременного отравления. При длительности перелета 9 часов, самолетом управляют посменно 3–4 пилота.

Психотерапия при аэрофобии

Сегодня существуют проверенные, эффективные методики борьбы с аэрофобией. Конкретная методика выбирается психологом исходя из наблюдений во время первой консультации.

  • Когнитивно-поведенческая терапия - воссоздание образа полета. При многократном повторении накал эмоций притупляется, вырабатывается умение расслабляться. Такой метод меняет устоявшиеся психологические связи. Полет будет ассоциироваться не со страхом и тревогой, а с покоем, умиротворением. Разумеется, чем больше таких «виртуальных» полетов, тем лучше это поможет побороть аэрофобию в самолете.
  • Гипнотерапия позволит погрузиться в прошлое, найти первоисточник проблемы и победить аэрофобию. Иногда такая первопричина лежит абсолютно в другой плоскости жизни клиента, никак не связанной с небом. Выяснив причину, гораздо легче побороть страх и добиться устойчивости состояния психики, научит, как избавиться от аэрофобии самостоятельно. Опыт расслабления под гипнозом впоследствии поможет справиться с паническими атаками, войти в состояние релаксации.
  • Нейролингвистика - еще один способ лечения аэрофобии. Это особая отрасль на стыке психологии, неврологии и лингвистики.

Залог успешного лечения - грамотный специалист, такой как

Хоть знаменитости и зовутся «звездами», а к небу многие из них лишний раз приближаться не желают. Нидерландский футболист Девид Бергкамп из-за своего страха полетов заработал прозвище «нелетучий голландец». Алла Пугачева передвигается по стране исключительно в собственном вагоне поезда, оборудованном туалетом, ванной, спальней с личной прислугой в придачу.

Британец Дэвид Боуи ради своих гастролей по Японии и России совершил подвиг, на который способен даже не каждый русский: он пересек нашу необъятную родину по Транссибирской магистрали. Правда, не все звезды обрекают себя на подобные мытарства, поскольку научились справляться со своим страхом полета.

hellomagazine.com

Актрисапокупает с мужем билеты на разные самолеты. Кейт считает, что оба самолета вряд ли потерпят катастрофу, а если случится что-нибудь с одним из них, дети не останутся сиротами.

Меган о бманывает судьбу, слушая в самолете музыку Бритни Спирс (которая, кстати, тоже известный аэрофоб): «Я точно знаю, что умереть, слушая альбом Бритни Спирс - не моя судьба», - утверждает актриса.


А вот Энрике Иглесиас не столь изобретателен: перед полетом он просто напивается и, добравшись до кресла, засыпает.

Актера пугает в перелете сама ситуация, когда от него самого ничего не зависит. Этот страх заставляет Колина во время полета он все время прислушивается к шуму двигателя и переговорам членов команды. В одном из интервью актер заявил: «Это большой поезд, летающий в небе, и я ненавижу его! Я считаю, что это самая неестественная вещь в мире! ». Для того, чтобы все-таки заставить себя сесть в самолет, актеру нужно хорошенько разозлиться.

Впрочем, позволить себе личный вагон или неспешное путешествие по всему континенту, на конце которого терпеливо ждут фанаты, могут лишь избранные аэрофобы. Аэрофоб обыкновенный не имеет таких возможностей, поэтому вынужден отказываться от командировок, коротать отпуска на российских югах или трястись, поджав ноги, в душном автобусе, собирая ямы по всем европам. И если на аэрофоба идейного, которому претит сама концепция летать там, где даже ползать нельзя, еще действует алкоголь и сон во время полета, то с аэрофобом закоренелым, с аэрофобом до мозга костей такие штучки не пройдут. «Мой рейс был вечером, но я уже с утра начал планомерно к нему готовиться, - рассказывает некий Алексей на тематическом форуме. - Алкоголя было выпито такое количество, что в аэропорт меня везли, а на паспортный контроль тащили под руки. Но стоило мне оказаться у ворот и увидеть свой самолет в окно, как все опьянение как ветром сдуло. Я моментально протрезвел и на посадку еле тащил ноги уже не от опьянения, а от страха». Мораль сей басни такова: аэрофобии, а вместе с ней и пьянству - бой!

Пора принимать меры и не быть пешеходным рабом своего страха.

1. Сперва определите масштабы катастрофы. Вдруг окажется, что у вас вовсе не фобия, а просто волнение. Оно, кстати, вполне естественно: даже пилоты нервничают перед полетом, поскольку небо – неестественная для человека среда обитания.

2. Попробуйте заглушить беспокойство голосом разума : «Мой друг-десантник помог мне справиться со страхом полетов, – рассказывает Екатерина. – Он просто сказал, что самолеты на самом деле падают очень редко, и именно поэтому каждая катастрофа становится целым событием. Если бы авиакатастроф было бы столько же, сколько аварий с участием машин, о них бы никто и не сообщал лишний раз. А ведь самолетов в небе очень много, примерно как автомобилей в одном городе».

3. Другой действенный способ – вышибать клин клином . «Года два назад я очень боялась летать: вжималась в кресло, терзая ручку весь полет, прислушивалась к звукам двигателей, всматривалась в лица стюардесс, – вспоминает Маргарита. – Но потом я стала больше путешествовать: в прошлом году, например, я совершила примерно 14 рейсов в разные концы планеты. Когда посадка в самолет стала для меня обыденным ритуалом, вроде путешествия на поезде, страх перестал мучить. Да, я все еще нервничаю перед взлетом, но на протяжении всего рейса чувствую себя почти как на земле».

4. Но это все легкие случаи, не отягощенные неприятными ситуациями, вроде тех, когда из панели над головой выпадает маска, а на лице доселе хладнокровной стюардессы читается паника. Истинную фобию увещеваниями не успокоишь, ее нужно лечить.

Говорят, что аэрофобия неизлечима, но в центре «Летаем без страха», основанном пилотом Алексеем Гервашем, утверждают, что это не так: просто к каждой причине фобии нужно подобрать свой «ключик». Такими решениями могут быть подробные лекции об устройстве самолета и механизме полета как такового, занятия на симуляторе, сеансы релаксации и навыки работы со своими мыслями.

5. Наиболее впечатляющими, конечно, кажутся занятия по ликвидации безграмотности . Наверное, потому, что пассажирам просто не рассказывают всего того, что знают пилоты (знают, и потому не боятся). Например, рядовой пассажир не знает, что ни один самолет за всю историю авиации еще не упал из-за турбулентности; не знает, что крыло отвалиться не может, потому что оно у самолета вообще одно; ни один пассажир не понимает до конца, что самолет изобретался как машина для нестандартной ситуации и в нем все устроено так, чтобы сохранять безопасность полета. Наконец, он не знает, что риск попасть в авиакатастрофу – один к десяти миллионам, и в мегаполисе у человека гораздо больше шансов погибнуть. Если бы рядовой пассажир все это знал, возможно, он больше боялся бы ездить на автобусе, чем летать на самолете.

Боязнь полетов - психологическое расстройство, от которого в той или иной степени страдает, как считается, чуть ли не 30 процентов населения земного шара. Около 10 процентов людей ни разу не летали на самолете именно из-за сильного страха. В Немецкий центр по борьбе с аэрофобией (Deutsches Flugangst-Zentrum) в Дюссельдорфе обращаются разные люди. Самому молодому участнику тренинга было 10 лет, самому старому - 78.

Контекст

Но, по мнению экспертов, чаще страдают от стресса и сильнее заинтересованы в избавлении от навязчивого состояния аэрофобии немцы в возрасте от 30 до 40 лет. Ведь таким приходится часто летать в командировки.

Некоторые авиакомпании с пониманием относятся к аэрофобии пассажиров. Lufthansa, например, не берет плату за возврат купленных билетов, если накануне полета у пассажира внезапно началась паника. Правда, это правило действует только при наличии справки от врача. Ну, а если к нему не хочется или неловко обращаться? Для тех, кто хочет сам избавиться от предполетного страха, эксперты центра по борьбе с аэрофобией подготовили 10 советов:

Старт без стресса

Сведите до минимума стресс перед полетом. Пройдите по возможности накануне онлайн-регистрацию, распечатав дома посадочные талоны, поезжайте до аэропорта на такси или экспрессе. Постарайтесь обойтись без багажа: с ручной кладью не придется приезжать заранее и стоять в длинных очередях. Выспитесь и отдохните перед рейсом.

Выбрать свое место

Самые комфортные места в салоне самолета находятся в передней его части и у крыльев. Там пассажиры меньше чувствуют тряску и развороты. На официальных сайтах авиакомпаний есть схемы компоновки самолетов, по ним можно узнать, где расположены наиболее удобные кресла. Например, если вы летите самолетом Airbus A320, лучше 8-15 ряды, в Boeing 737-800 - с 12-го по 18-й. И не садитесь в хвостовой части салона: вполне возможно, что там будет укачивать.

Удобно одеться

Туго затянутые галстуки и застегнутые воротнички не совместимы с долгими перелетами. То же самое касается узких браслетов, колец и часов. Подберите комфортную одежду и обувь, захватите надувную подушечку для шеи.

Довериться профессионалам

Не бойтесь сказать о своем страхе бортпроводникам. Если есть такая возможность, познакомьтесь с пилотом. При посадке в самолет скажите об этом стюардессам, возможно, они разрешат вам зайти в кабину хотя бы на несколько минут. По мнению психологов, за это время вы успеете получить представление о командире воздушного судна и удостовериться в его профессионализме.

Развлечься и отвлечься

Во время длительных перелетов вам предложат посмотреть фильмы или послушать музыку на борту. Но лучше позаботиться о развлечениях самостоятельно: составьте плейлист с любимыми композициями, возьмите интересную книгу или планшетник с играми. Идеальным вариантом специалисты считают аудиокниги.

Больше жидкости

Постарайтесь пить как можно больше негазированной воды или сока, так как в салоне очень сухой воздух. Бокал шампанского в честь начала долгожданного отпуска тоже не повредит. Только не воспринимайте алкоголь как средство для борьбы со страхом. С крепкими напитками не надо перебарщивать и в самолете.

Не засиживаться

Кто сказал, что в самолете обязательно все время надо сидеть? Пройдитесь по салону, поднимитесь на носочки, сделайте несколько наклонов в разные стороны. Такие упражнения помогут восстановить кровообращение. Если вы стесняетесь разминаться перед другими пассажирами, вращайте стопами и кистями, сидя в кресле, выпрямите спину и расправьте плечи.

Найти собеседника

Если паника все-таки начинает одолевать вас, постарайтесь начать разговор со стюардессой или с пассажиром, сидящим в соседнем кресле. Лучше напрямую сообщить о том, что у вас страх полетов и вам сложно его преодолеть. Возможно, новый знакомый (или знакомая) расскажут что-то интересное и отвлекут от пугающих фантазий.

Забыть о лекарствах

От сильнодействующих препаратов против стресса во время полета лучше отказаться. Эти лекарства могут подействовать на высоте иначе, чем на земле. Запомните: страх полетов - это не болезнь, которую нужно лечить медикаментами. Психологи советуют обратить внимание на гомеопатические средства, которые не вызывают привыкания и продаются без рецепта в любой аптеке.

Учить матчасть

Если все вышеперечисленные советы не помогают, то надо потом, уже на Земле, разобраться, как на самом деле летают самолеты. Можно посмотреть документальные фильмы или отправиться в специальный центр с авиатренажерами. После таких тренировок во время полета вас перестанут тревожить непонятные звуки на взлете. Вы узнаете, что тряска в зоне турбулентности и заход на второй круг при посадке - стандартные ситуации, которые не подвергают вашу жизнь опасности.

Счастливого полета!

Смотрите также:

  • Расширяя границы

    Новый широкофюзеляжный Airbus A330neo оснащен улучшенными двигателями, сокращающими расход топлива на 14% и выбросы в атмосферу на 10%. Инновационная система светодиодного освещения позволяет окрасить салон самолета в любой цвет: в палитру входит 16 миллионов оттенков. Судно рассчитано на 252 или 310 пассажиров в зависимости от компоновки. A330neo должен начать перевозки уже в 2017 году.

  • Будущее пассажирских самолетов

    Кристальная чистота

    Как заявили создатели Fresh Lavatory, эта уборная способна навести чистоту самостоятельно: после того, как пассажир покидает ее, ультрафиолетовые лампы дезинфицируют кабину, а вода автоматически омывает раковину. Воздушный туалет оснащен сенсорами, что позволяет не прикасаться к крану и другим кнопкам. Никаких микробов!

    Будущее пассажирских самолетов

    Обед на высоте

    По правилам безопасности воздушных авиаперевозок в эконом-классе можно пользоваться только пластиковыми столовыми приборами. Дизайнеров это не останавливает: все равно все должно быть красиво.

    Будущее пассажирских самолетов

    Как в кино

    Теперь в самолет не обязательно брать с собой ноутбук или планшет: в скором времени разработчики обещают внедрение новых систем развлечения на борту. Диагональ сенсорного экрана в спинке впереди стоящего кресла будет достигать 26 дюймов, а фильмы или сериалы можно будет смотреть на этом встроенном телевизоре с собственной USB-флешки.

    Будущее пассажирских самолетов

    На связи

    Установка Gogo позволяет наслаждаться в полете высокоскоростным интернетом до 100 мегабит в секунду. Безлимитный Wi-Fi, стриминговое телевидение и музыка в недалеком будущем появятся во многих самолетах.

    Будущее пассажирских самолетов

    Мясо или рыба?

    Вернемся к обеду. Все бортовое питание готовят еще на Земле, потом его охлаждают и разогревают уже в самолете. Неудивительно, что после этого пища не всегда приходится по вкусу пассажирам. Чтобы клиенты авиакомпаний были довольны едой, каждый год появляются новые технологии - например, метод приготовления в герметичном пакете sous-vide и первые индукционные плиты для самолетов.

    Будущее пассажирских самолетов

    Сон в капсуле

    Первые лежаки для сна на борту были разработаны в 2014 году для первого класса аэробуса А380 авиакомпании Quatar Airways. Сейчас дизайн изменился: это не просто кровать, а настоящая капсула, которая закрывается со всех сторон.

    Будущее пассажирских самолетов

    Больше пространства

    Расстояние между сидениями - вечная проблема для дизайнеров и разработчиков. С одной стороны, нужно вместить как можно больше кресел, с другой - обеспечить комфорт всем пассажирам. В таком салоне вы будете сидеть удобно - и для вас самих, и для пассажира впереди.