Запретный город и сад удовольствий китая. Пурпурный запретный город в Пекине — резиденция сына Неба

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

Адрес: Китай, Пекин
Основные достопримечательности: Врата Небесного Спокойствия, Полуденные ворота, Зал Верховной гармонии, Зал Сохранения Гармонии, Зал Центральной гармонии, Дворец Небесной чистоты
Координаты: 39°54"57.0"N 116°23"26.9"E

Содержание:

Краткая история

В центре Пекина, к северу от самой большой площади мира - Тяньаньмэнь - находится Пурпурный запретный город, также известный под названием Гугун. Это действительно настоящий город внутри города, обнесённый мощными стенами.

Запретный город с высоты птичьего полёта

В течение почти 500 лет Гугун служил резиденцией 24 императоров династий Мин и Цин. Строительство дворца началось в начале XV века, когда император Юнлэ перенёс столицу из Нанкина в Пекин . Миллион строителей и 100 тыс. мастеров - живописцев, резчиков по камню и дереву - в поте лица трудились над возведением Запретного города. Через 15 лет грандиозная стройка завершилась, и дворец предстал перед императором во всём своём великолепии. По легенде, во дворце было 9 999 комнат, то есть на одну меньше, чем в резиденции Небесного владыки.

Врата Небесного Спокойствия

Император, считавшийся сыном Неба, не мог превзойти это число (10 тысяч). Сегодня в Гугуне насчитывается 980 дворцовых зданий и 8707 комнат.

Запретный город - «тайна за семью печатями»

Запретным город назвали потому, что вход в него был закрыт для простых смертных. Доступ для титулованных особ открывался по торжественным случаям и только до Зала Высшей Гармонии («Тайхэдянь»), где император устраивал официальные церемонии и вёл переговоры с дипломатами.

Полуденные ворота

По богатству украшений Тайхэдянь не имел себе равных во всём Китае . Зал поддерживают 72 колонны. Повсюду: на колоннах, на полу и в орнаментах - присутствуют изображения драконов. В северной части зала установлен императорский трон, вырезанный из сандалового дерева. Над троном под потолком разместился самый знаменитый дракон, который держит в своей пасти жемчужину. Китайцы верили, что дракон охраняет власть императора - если на престол взойдёт самозванец, то жемчужина упадёт ему на голову.

Зал Верховной гармонии

Запретный город вытянут по оси с севера на юг и в плане представляет собой прямоугольник, с каждой стороны которого находятся ворота . По периметру дворцовый ансамбль окружён стеной длиной 3400 м и рвом с водой. По углам стены стоят сторожевые башни. Предание гласит, что архитектор долго ломал голову над проектом этих башен.

Но однажды, сидя в чайной, он встретил торговца, продающего сверчков в тростниковых коробочках. Коробка с вогнутой крышей и перекрытиями навеяла архитектору очертания бастионов, в которых стражники, подобно сверчку, никогда не должны спать.

Зал Сохранения Гармонии

Как видно, в Гугун невозможно было проникнуть без приглашения. Огромное количество комнат служило надёжной защитой от наёмных убийц: никто, кроме доверенных слуг, не знал, в какой комнате император будет ночевать.

Символика Запретного города

Планировка Гугуна подчинена теории «у-син», согласно которой в мире есть пять первоэлементов, порождающих все остальные вещи и явления природы: дерево, огонь, земля, металл и вода. Фасады главных зданий дворца обращены на юг: поскольку югу принадлежит огонь, а огонь порождает энергию, заключающую в себе мужское активное начало, или Янь (Солнце), то отсюда нужно управлять империей.

Зал Центральной гармонии

Север, символизирующий воду, порождает «Инь» (женскую сущность, Луну), поэтому жилые покои находятся в северной части.

Жёлтый цвет - это цвет земли, центра мироздания; он олицетворяет могущество императора, поэтому крыши в Запретном городе покрыты позолоченной черепицей. Стены и столбы дворца выкрашены в красный цвет, отождествляемый с торжественностью, богатством и почётом. Вода представлена искусственным каналом - «Золотой рекой», через которую перекинуто 5 мраморных мостов, символизирующих 5 добродетелей: мудрость, человеколюбие, верность, правдивость и уважение традиций.

Трон в Зале Центральной гармонии

В самой северной части Запретного города разбит императорский сад. В нём много водоёмов, беседок, бамбуковых зарослей, цветущих клумб и причудливых камней. Императоры здесь отдыхали и упражнялись в сочинении стихов, а жёны-императрицы устраивали смотрины кандидаткам в наложницы.

Музей Гугун

После Синьхайской революции 1911 года, свергнувшей с престола последнего императора Китая, Пурпурный запретный город переименовали в «Гугун» , что означает «Дворец старых (бывших) правителей».

Трон во Дворце Небесной чистоты

В 1925 году Гугун был объявлен общедоступным музеем, а коллекция предметов искусства, собранная императорами, признана национальным достоянием. Музейный фонд императорского дворца насчитывает 1 млн. 807 тыс. экспонатов, причём 1,7 миллиона из них считаются реликвиями государственной важности, а остальные - просто культурные ценности и даже осколки императорской керамики, которые также представляют интерес для искусствоведов.

Дворец Небесной чистоты

Среди изобилия сокровищ Гугуна выделяются следующие произведения: мебельный гарнитур из сандалового дерева, некогда украшавший резиденцию князя Гунна, каллиграфические шедевры кисти Чэнь Бо, ритуальные статуи воинов и коней времён императора Цинь Шихуанди, изделия из нефрита, бронзы и слоновой кости.

Нам, людям современным и простым, всегда интересно узнать, как жила знать прошлых веков. Правители Китайской империи – не исключение. Самый обширный дворцовый комплекс – Запретный город – принадлежал именно им. Так что посетить его стоит обязательно, как и . Я лично побывала там два раза и хочу сходить еще, если буду в Пекине снова. Мне нравятся такие жутко-историчные места. Ну и что, что дворцовый комплекс постоянно реставрируется, ведь без этого мы уже и не смогли бы ничего посмотреть! Шутка ли – простоять больше пяти веков и пережить смену династий, вторжения захватчиков и революции?

Запретный город – это историческое сердце Пекина, на протяжении практически 500 лет являвшийся и центром всего Китая. Почему он так называется? Потому что никто не имел права входить сюда и уходить отсюда без разрешения императора. Простолюдинам (таким как мы:)) вообще было запрещено находиться там под страхом смертной казни. Потому и запретный.

Но император был изгнан, а его резиденция превратилась в исторический памятник, внесенный в список ЮНЕСКО. Современное официальное название – 故宫博物馆, или «Дворец-музей». Ну а в простонародье он зовется «Запретный город», «Запретный дворец», или просто «Гугун» (именно так звучат первые два иероглифа из названия). В общем, теперь и мы можем поглазеть, как жил император, во что он одевался и из какой посуды ел.

Визит в «Гугун» приятен еще и тем, что его осмотр можно (и нужно!) совместить с обходом других достопримечательностей, находящихся поблизости, например, площадью Тяньаньмэнь. Но о том, что находится поблизости, я расскажу ниже.

Как добраться

У «Запретного города» есть официальный адрес – Пекин, улица Цзиншаньцянь, 4 (北京市景山前街4号). Но, право, к чему такие сложности с адресами? Можно спокойно обойтись без него. И вообще, я думаю, что если назвать китайцу адрес, то вряд ли даже коренной пекинец догадается, о чем речь, а вот название «Запретный дворец» ему будет роднее и понятнее. Так что забудьте про адрес:)

Итак, у нас есть три способа добраться до «Гугуна»:

  1. Метро. Самый простой и самый удобный, и, возможно, самый быстрый способ: а вдруг на такси в пробку попадете? Здесь может быть два варианта.
    Во-первых, станции на первой линии – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西), если вы хотите попасть сразу ко дворцу. Нужные выходы: для Tiananmen dong – выход B, для Tiananmen Xi – выход А. С этих станций вы попадаете к южному входу в Запретный дворец, который считается главным.
    Во-вторых, станция Qianmen на второй ветке, если вы хотите начать маршрут с площади Тяньаньмэнь, которая расположена прямо перед «Запретным дворцом».
    Стоимость проезда в метро 2 юаня.

  1. Автобусы. Есть две остановки, названные одинаково со станциями метро – Tiananmen dong и Tiananmen Xi (天安门东 и 天安门西). Собственно, они располагаются там же, где и станции. Номера маршрутов – 1, 2, 52, 59,82, 99.
    Если вы хотите зайти в «Гугун» с севера, то вам нужна остановка Gugong (故宫), на которой останавливаются маршруты 58, 101, 103, 109, 124. Идти пешком после выхода из маршруток очень близко, вы никак не заблудитесь.
    Хотя есть и другие остановки, но те, что около западных и восточных ворот, самые удобные, потому что ведут к южному входу, с которого лучше всего приступать к осмотру Дворца.
  2. Такси. Объяснить таксисту, куда вам надо, труда не составит – просто скажите Gugong, или покажите название, либо ткните в карту:) Стоимость поездки рассчитывается от дальности, минимальная цена – 13 юаней, в которую входит три километра, а каждый километр свыше этой нормы стоит 2,3 юаня. Например, поездка от Пекинского вокзала до Гугуна обойдется примерно в 20 юаней. Будьте осторожны и смотрите, чтобы таксист обновил счетчик, когда вы сядете. А то потом назовет сумму с потолка.

Выйдя с автобуса или метро, вы сразу увидите красную стену вдоль дороги. Это и есть «Запретный дворец». Если вы начинаете осмотр с южных ворот, то не спешите сразу искать кассы: сначала вам нужно пройти сквозь внешнюю стену дворцового комплекса, на которой красуется портрет Мао Цзэдуна. После нее нужно идти минут пять вперед, и только тогда вы увидите билетные кассы и вход во внутреннюю часть дворца.

Если вы проходите через северные ворота, то вам нужно пройти по мостику через водный канал, и уже непосредственно на входе будут кассы.

Стоимость билетов и расписание

Стоимость входного билета составляет:

  • с апреля по октябрь примерно 10 долларов (60 юаней),
  • с ноября по март – около 7 долларов (40 юаней),
  • вход в «Павильон сокровищ» и «Зал часов», посещение которых не включено в основную стоимость, оплачиваются отдельно – по 1,5 доллара (10 юаней).

Таким образом, если вы хотите посмотреть все-все, то вам понадобится не больше 10-15 долларов (80 или 60 юаней).

Время работы:

  • с апреля по октябрь – 08:30~17:00, продажа билетов заканчивается в 16:00, вход закрывается в 16:10;
  • с ноября по март – 08:30~16:30, продажа билетов заканчивается в 15:30, вход закрывается в 15:40.

По понедельникам «Запретный дворец» обычно не работает, за исключением государственных праздников и каникул. Время работы галерей и музеев совпадает с работой самого комплекса.

Что внутри

Стены, стены, ...и камни... У меня, как и у многих других, посещение площади Тяньаньмэнь плавно перетекло в осмотр «Гугуна». Это очень удобно. Сфотографировались на площади, перешли через дорогу и попали во дворец.

После ворот Умэнь (Полуденные врата), которые, собственно, и являются входом, где проверяются билеты, мы попадаем на внутреннюю площадь с пересекающим ее водным каналом, через который переброшено пять мостиков.

После них снова будут ворота, пройдя через которые, мы, наконец, попадем к главному императорскому залу. Это центр дворцовых построек и главная их часть. В северной, западной и восточной частях Запретного города расположены парковые зоны (хотя в боковых частях, на мой взгляд, не очень-то много растительности). В небольших домиках, расположенным по бокам, часто бывают разные выставки, расписание которых можно найти на . Там же можно посмотреть карту Дворца, осмотра, объявления о закрытых на реставрацию галереях и другую полезную информацию (на английском или китайском языках).

Карту ниже я немного проапгрейдила:) Темные участки – это места, в которые вы не попадете: они либо реставрируются, либо вообще закрыты для посещения. Но и без них топать придется ой-ой-ой!

В «Павильоне сокровищ», «Зале часов» и других галереях выставляются предметы императорского быта: одежда, украшения, посуда и разные принадлежности, изделия из нефрита и фарфора. В общем, все, чтобы мы могли почувствовать роскошь жизни правителя.

Также проводятся выставки живописи и других видов художественного искусства: как современных, так и исторических. Осмотр бесплатный за исключением «Павильона сокровищ» и «Зала часов». Купить билет можно как на кассе, так и тогда, когда будете заходить внутрь.

Пройдя почти весь комплекс и порядком утомившись, мы попадем в небольшой, но очень красивый императорский сад в северной части Дворца.

По обеим сторонам от него расположены «коммерческие» территории – средоточие закусочных и сувенирных магазинов. Здесь продают очень много украшений, фарфоровых, нефритовых изделий, репродукций сокровищ «Гугуна» и многое другое. Цены на эти вещи разные – от доллара и до беспредела! Но за 10-30 долларов вы точно сможете приобрести какой-нибудь вполне приличный сувенир или украшение. У меня глаза разбежались, и в итоге я ничего не купила:)

Когда я прошла в первую часть дворца, меня охватило какое-то странное чувство, которое я для себя называю ощущением забытых столетий. Потому что, проходя сквозь ворота и попадая на пустынные (относительно, куда уж без китайцев и туристов -__-) площади, окруженные кольцом стен, сразу чувствуешь, что это место уже стало историей и никогда не оживет снова. Даже немного грустно становится от этого осознания.

Дворцовые постройки очень красивы, а сам комплекс грандиозен. Лично мне очень нравится декоративная роспись на зданиях и резные украшения.


Понятно, что это все постоянно реставрируется, и настоящая «историческая» краска давно похоронена под слоями современных, но все же впечатляет. Поначалу, комплекс кажется пустым – стены и огромные пространства, особенно в южных частях Дворца. Этот факт вполне объясним, ведь где еще могли выстроиться войска перед императором, как не на этих больших площадях.

Самое интересное внутри зданий и в музеях. Но не во все постройки есть доступ, а у тех, что можно посмотреть, обычно открыты только окошки или двери, а внутрь заходить нельзя. И это тоже объяснимо, если учесть, какое количество туристов там бывает ежедневно – после таких толп от «Гугуна» ничего не останется.

А вот такие вещи можно увидеть на выставках!

Ну что сказать... Круто жил император:)

Кстати, есть небольшая, но очень интересная деталь. Наверху, на крыше каждой постройки, по четырем углам сидят маленькие фигурки. Их количество разное, в зависимости от важности здания.

Самое большое количество – 9 штук – на центральных зданиях. На других меньше. Попробуйте посчитать:)

С чем совместить осмотр Гугуна

Как я уже говорила, около дворца есть немало достопримечательностей, которые тоже достойны осмотра. Я считаю, что самый удобный маршрут будет с юга на север: станция метро Qianmen – площадь Тяньаньмэнь – «Запретный город» – парк «Цзиншань» – парк «Бэйхай» (если успеете). В зависимости от ваших предпочтений и желаний, конечно, можно его изменить, добавив что-то свое, или, например, посетить только парк « Цзиньшань», а «Бэйхай» оставить на другой день. Сам «Бэйхай» довольно большой, и на него уходит, как минимум, половина дня. Можно проделать все тоже самое, но только с севера на юг, то есть в обратном порядке.

Такой маршрут будет удобен тем, кто хочет после осмотра достопримечательностей заняться шопингом. К примеру, можно начать с парка «Бэйхай» утром, заскочить в «Цзиншань», вторую половину дня посвятить «Гугуну», пройтись по площади Тяньаньмэнь и закончить пешеходной торговой улицей на Qianmen или Ванфуцзин. Ниже карта с указанием достопримечательностей в пешей доступности от Дворца. Что именно выбрать – решать вам.

Например, я за один день посетила площадь, Дворец и парк «Цзиньшань». Но я люблю все подробно осматривать и не спешить. После небольшого отдыха вечером я даже прогулялась по торговой улице. Но спринтеры могут успеть и больше:)

Если вы не собираетесь внутрь здания Пекинской оперы, а хотите полюбоваться на него снаружи, или просто зайти внутрь, но не ради представления, а просто посмотреть на местные красоты, то этот пункт можно смело включать в прогулку одного дня. Что касается Национального музея, то рекомендую оставить данный пункт на потом – он огромен! Сама я там так и не побывала, но очень-очень хочется когда-нибудь это компенсировать.

Торговые улицы лучше оставить на вечер – магазины там работают допоздна, часов до 22, в отличие от достопримечательностей, которые открыты максимум до 18 часов. Если вам хочется попробовать экзотических закусок типа скорпионов, то отправляйтесь на Ванфуцзин. Архитектура на этой улице современнее, чем на Qianmen, где все магазины и кафе располагаются в исторических постройках. На мой взгляд, Qianmen интереснее и красивее. Но скорпионов там, кажется, не предлагают:)

О чем стоит подумать перед тем, как отправляться на осмотр Дворца? Как всегда о том, что, где и когда покушать:) Я, конечно, шучу, но ведь и без этого никуда! Так что вам стоит поразмыслить о следующем:

  • Еда и напитки. Лично я всегда запасаюсь водой, а вот что касается еды, то мне кажется, кушать прямо в таких достопримечательностях несколько неприлично. Но китайцам (а может и не только им) такое чувство чуждо, поэтому даже здесь есть маленькие закусочные. Если вы ничего с собой не возьмете, от голода не умрете точно. Закусочные расположены в северной части Запретного дворца. Ну и в сувенирных магазинах всегда есть вода, мороженое, и другие мелкие закуски. Но цены, конечно, выше, чем в городе. На одного человека вам понадобится не меньше 5 долларов, это примерно 35-40 юаней.
  • Время посещения. Никогда не ходите в Гугун в период с 1 по 7 октября, если у вас есть возможность выбрать другое время. Лучше вообще в Пекин не соваться в это время, ведь 1 октября – это государственный праздник, и следующая за ним неделя – выходная. Поэтому множество китайцев устремляются в столицу, чтобы отдохнуть, приобщиться к истории, ну а кто-то и почтить память Мао Цзэдуна. Вот такие толпы перед главным императорским дворцом в это время. Да-да, мне пришлось это пережить. Посмотреть тронный зал было непросто...

  • Какой билет покупать? Лучше купите сразу полный билет, чтобы попасть во все части Запретного города, в том числе и музей, в котором выставлены сокровища Дворца. Да, выйдет чуть дороже, но зато будет интереснее. Если вы на входе купили обычный входной билет за 60 или 40 юаней, а после решили, что посмотреть выставки в музеях тоже не помешает, внутри комплекса есть дополнительные кассы. Узнать, какая часть дворца не включена в стоимость входного билета, легко – вас туда просто-напросто не пустят.
  • Защита от солнца. Ели вы приехали в Пекин летом, то готовьтесь к тому, что будет жарко. В Гугун стоит взять с собой зонтик, особенно, если вы относитесь к людям, плохо переносящим солнце. Внутри Дворца придется много ходить по открытым пространствам, поэтому, возможно, стоит воспользоваться солнцезащитными кремами. Но по моему личному опыту эти средства помогают не очень хорошо, тем более, что они требуют того, чтобы их регулярно наносили заново, и при чудовищной пекинской жаре вы быстро и обязательно испачкаетесь.
  • Очень рекомендую посетить наряду с Запретным дворцом парк Цзиншань, без этого ваше впечатление от дворца будет неполным. И если вы считаете, что прогулка по мощеной камнями земле внутри красных стен – это неинтересно, а сокровища, выставленные в музее, вас не интересуют, вам стоит сходит именно в этот парк. Отсюда можно оглядеть золотые крыши Запретного дворца, и ощутить великолепие этого исторического памятника. Я, увидев все это, долго не хотела уходить:)

Удачного путешествия!

Императорский дворец Гугун - это, в сущности, не дворец, а очень много деревянных теремов-веранд с красными загнутыми крышами и золотистой черепицей, собранных в одном месте. Это классика китайского домостроения, внесенная в 1987 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является одной из основных достопримечательностей КНР и его крупнейшим музеем.

Около миллиона экспонатов находится внутри, но для осмотра открыта лишь четверть его помещений и половина территории. Но и того хватает, чтобы отнять полдня при довольно беглом осмотре. Более 7 млн человек ежегодно посещают Гугун, и определение - Запретный город - только привлекает визитеров. Ибо с древности известно, что запретный плод всегда сладок.

Гугун в три раза больше Кремля - его площадь составляет 72 га (почти километр в длину и 750 м в ширину), он выровнен строго по оси с юга на север и насчитывает 9999 помещений. С этим все очень просто: девять - священное для китайца число, а повторенное четырежды оно вообще сакрально. Естественно, Запретный город огорожен от посторонних: он обнесен с четырех сторон 10-метровой стеной и рвом шириной 50 м.

По преданию, 9 тысяч 999 с половиной помещений там еще и потому, что небесный царь обладал 10 тысячами помещений, а император, называвший себя сыном небесного царя, равняться с ним не мог. Поэтому у него было на полкомнаты меньше.

Гугун обязан своим возникновением конкретно императору Чэнцзу - третьему из династии Мин. Твердо решив обосноваться в Пекине, он и озаботился о жилище. Прежние дворцы ненавистных Юаней были преданы огню совершенно безжалостно, от них ничего не осталось, и понадобился новый. Гугун строился 15 лет, с 1406-го по 1421 гг. Однако потом выяснилось, что дерево - материя недолговечная. Многочисленные пожары привели к тому, что при Цинах практически весь дворец был перестроен заново (постепенно, по мере возгорания теремов). Возводились в основном, конечно, копии сгоревших зданий, но факт тот, что основные постройки нынешнего Гугуна датируются XVIII-XIX вв. Да и легенды о павильонах Гугуна рассказываются тоже почти все о Цинах. Всего же в Гугуне успели поквартироваться 24 императора двух династий: Мин и Цин.

Лучшее время для самостоятельного посещения Гугуна - восемь утра, сразу после завтрака и наблюдения за церемонией поднятия флага на Тяньаньмэнь. Плата за посещение - 45 юаней. Немало, но того стоит. Касса находится у ворот Умэнь, к ним от Тяньаньмэнь нужно пройти по длинной аллее. Ворота Умэнь напоминают крепость - сразу видно, что ты приближаешься к чему-то основательному, тем более, что сбоку на аллеях стоят старинные пушки. Если знаешь английский, при посещении Гугуна проблем нет - все вывески, кроме иероглифов, снабжены достаточно грамотным английским текстом. За время экскурсии можно не только осмотреть павильоны, но и почувствовать себя минут на пять повелителем Поднебесной, примерив императорские одежды. Можно одеться стражником. Данный прикол стоит что-то около 20-30 юаней.

Первое, куда попадаешь в Гугуне - огромный каменный пустырь, который пересекается каналом, сделанным в форме стрелкового лука. Его видно, только когда переходишь через мостик, на котором стоят каменные факелы - символы маскулинности, намекающие сами понимаете на что. По бокам пустыря стоят павильоны с наглухо закрытыми окнами, а по периметру выставлены огромные медные чаны для воды с прикольными ручками - кольца их вделаны в драконьи пасти. Стоят они здесь давно на случай пожара. Вокруг ни одного деревца (там могли скрываться плохие парни, помышляющие убить императора). И первое ощущение от дворца - пустота и безжизненность. И эта пустота выполняла функцию некоего запугивания, подавления любого, кто оказывался здесь. А оказывались здесь в силу запретности дворца только евнухи, наложницы и прочие из императорской свиты. Впрочем императоры могли себе позволить такой неуют. Дело в том, что в Гугуне они жили только зимой, он и назывался Зимним дворцом. Для лета у них было припасены гораздо более живописные места.

Дальше вход в павильоны внешнего двора. Их всего три, и самый первый, главный и крупный - Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии). Его охраняют жуткого вида каменные львы в количестве двух штук. Один из них - лев со скипетром под лапой, другой - львица, и под лапой у нее львенок. Перед залом небольшой подъемник, в середине которого - узкая дорожка с выгравированными на камне драконами. Над ней под паланкином несли стул императора, сами же слуги спускались по простым каменным ступенькам. И никто, кроме императора, не имел права там ходить. В самом павильоне стоит Драконовый трон императора. Тронный зал тоже был запретен для женщин, и даже всесильная Цыси не посмела нарушить этот запрет.

Два других павильона: Зал Средней гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (Баохэ-дянь) - рангом поменьше. Первый - как бы императорская подсобка. Здесь император оглашал указы своим отпрыскам, готовился к обрядам, переодевался. Что же касается Баохэдяня, то там устраивались новогодние банкеты с удельными князьями. И тоже стоят троны, примерно такие же, что и в Тайхэдяне. Ныне зал превращен в музей древнекитайского искусства (в основном бронзовые и керамические изделия от XI в. до н. э. до XIII в.). Признанной достопримечательностью является керамический конь, сделанный в натуральную величину и извлеченный из усыпальницы Цинь Шихуан-ди. Далее идем все тем же курсом на север, к внутренним покоям императора. Здесь тоже все симметрично: в центре три терема, по бокам выставлено по шесть павильонов. Наложниц и жен было огромное множество, так что такое количество теремов совсем нелишнее.

Первый внутренний павильон Цяньцингун - по сути, рабочий офис императора, где, перефразируя на современный лад, владыка Поднебесной «работал с документами». Сейчас здесь организована выставка придворных вещей - конские сбруи, одежда, ритуальные вещи, все в основном цинского времени.

Второй павильон Цзяотайдянь служил тронной комнатой императрицы и поэтому откровенно мал, по сравнению с остальными (женщина, знай место!).

И, наконец, третий павильон Куньнин-гун (Дворец Земного спокойствия) - святая святых, императорская спальня. В обязательном порядке именно здесь император проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года. Причем обязан он был спать в эту ночь с женой, а не с какой-нибудь наложницей. Последним распечатал здесь девичью невинность Пу И, уже не будучи императором, в 1922 г. Обстановка спальни сохранилась неизменной со времен Канси (конец XVII в.): ложе окружено черепахами и журавлями.

Заслуживают безусловного посещения боковые павильоны внутреннего двора. Шесть Западных дворцов похожи друг на друга, но выделяются два. Первый - самый ближний, под названием Зал Взращивания ума (Янсиньдянь), - еще один рабочий кабинет с маньчжурской мебелью XVIII в.

В самом дальнем павильоне, Чусюгун, жила императрица Цыси. Это самый поздний образец имперского строительства (конец XIX в., на обустройство было потрачена уйма бюджетных денег).

Шесть Восточных Дворцов сейчас являются хранилищами сокровищ и предметов искусств XV-XIX вв. Отдельного внимания заслуживает выставка часов (импортные образцы XVIII в., за их осмотр нужно дополнительно заплатить 5 юаней). В следующих павильонах расположился музей драгоценностей (все 25 императорских печатей, мечи, отделанные драгоценностями, и т. д.).

В самом дальнем углу Гугуна находится так называемый Колодец Чжэн Фэй, в котором была убита возлюбленная племянника Цысы.

Ну и, собственно говоря, все. Заканчивается Гугун императорским садиком Юйхуаюань (его еще называют Тайный сад Цяньлуна). В него попадаешь, выходя из императорской спальни Куньнин-гун. Это классика садово-паркового жанра Китая, с причудливыми горками камней, искусственной скалой с беседкой наверху, двориками, тропинками, галереями, бронзовыми урнами странного вида - творение все того же императора Цяньлуна. Популярное место для фото - «деревья влюбленных». Это два дерева со странно переплетенными стволами, которым черт знает сколько лет.

– это древняя резиденция китайских императоров, сегодня превратившаяся в огромный музей. В настоящее время город называется просто Гугун или Бывший дворец. Это самый большой дворцовый комплекс на свете.

Он находится немного севернее площади Тяньаньмэнь и считается главной культурной и исторической достопримечательностью и всего . Сюда ежегодно приходят и приезжают туристы со всех концов света.

Главный дворец Запретного города стал резиденцией императора с момента постройки, т.е. с начала XV столетия. В те времена в царствовала династия Мин. А прекратил ею быть в 1912 году, когда свергли последнего императора династии Цин.

Строился дворец около 15 лет. В его возведении участвовали лучшие архитекторы, зодчие, мастера каменных дел, художники и миллионы простых безвестных строителей. Строительство осуществлялось из драгоценных пород деревьев и дорогих материалов.

В Запретном городе жил император с семьей и слугами. Никто иной под страхом смертной казни сюда не допускался. Дворцовый комплекс обнесён мощными стенами и широким рвом, наполненным водой.

Всего за все время империи в этом городе жили 24 императора династии Мин и Цин. Здесь проводились все значимые церемонии, это был политический центр Великой Минской империи и Империи Цин.

В 1912 году последний император из Цинской династии по имени Пу И был свергнут, но ему разрешили продолжать жить во Внутреннем дворце. А во Внешнем дворце был организован музей. Несколько лет спустя, Пу И был изгнан из своего дворца.

В 30-е годы прошлого столетия, когда Япония напала на Китай и захватила Пекин, драгоценности дворца пришлось спешно вывозить. Значительная их часть была захвачена японцами, но из уважения к бывшему императору сохранена.

Больше всего ущерба этому объекту принесла Культурная революция. В 50-60 годы XX века здесь были разрушены некоторые артефакты. Однако вандализм был прекращен, около Гугуна были выставлены армейские батальоны для защиты культурного наследия.

За весь период своего существования до того, как в 1925 году стать музеем, Запретный город претерпел множество изменений. Он постоянно расстраивался и укреплялся, в него вкладывались огромные деньги.

Весь комплекс дворцов – это образец китайской традиционной дворцовой архитектуры. В конце 80-х прошлого века он первым в Китае вошел в известный список ЮНЕСКО, как самое большое древнее деревянное строение.

Запретный город сегодня

Запретный город – центр древнего Пекина, который называется Имперский город. Сам Гугун разделен на несколько частей, окружен стеной длиной в 3,4 км и высотой почти 8 м и рвом, ширина которого составляет более 50 м.

С трёх его сторон произрастают великолепные императорские сады и знаменитые парки. Южнее от Гугуна расположено Святилище, где все без исключения императоры Китая поклонялись духу нации и своим предкам.

Также на юг находятся Ворота Небесного Спокойствия с портретом отца народа – Мао Цзэдуна. Эти ворота – связующее звено между древним Гугуном и современной площадью Тяньаньмэнь.

Весь дизайн этого прекрасного архитектурного шедевра наполнен символами китайской религии и философии, а также подчеркивает величие императорской власти и ее прямую связь с небесами. Планировка соответствует старинным традициям.

Этот дворцовый комплекс – настоящее чудо света, о котором рассказано в книгах и фильмах. В 1918 году о нем рассказывалось в одном из первых китайских художественных фильмов, в биографическом фильме о последнем императоре Пу И, сериале про Марко Поло и пр.

Современность

В настоящее время Запретный город посещают не менее 7 млн. туристов в год, особенно много их летом. Это наиболее известная китайская достопримечательность. Недавно Си Цзиньпин принимал Дональда Трампа во Внутреннем дворце.