Какой чип в шанхайской транспортной карте. Как делают проездные

Для меня шанхайский метрополитен ассоциируется с вечностью! В мою первую поездку мы жили очень далеко от центра и ежедневно в метро тратили около часа только на 1 ветке. Но в действительности все не так уж и плохо!

Особенности метро в Шанхае

Метро в Шанхае включает в себя 16 веток и позволяет добраться практически куда угодно. Ну как минимум до всего, что необходимо туристу.

На каждой станции есть служба контроля безопасности, все как в аэропортах - багаж проезжает через рентген, а вы сами проходите через рамку металлоискателя. Все перроны отгорожены от путей забором (поручень на высоте в метр и стеклянная поверхность, иногда забор полностью стеклянный от пола до потолка), двери вагонов останавливаются напротив дверей забора. Вход в вагон осуществляется с боку, выход из центра. На полу есть специальные графические подсказки, которые помогут вам сориентироваться.

В вагонах на стенах установлены мониторы, по которым вперемешку с новостями, рецептами и даже караоке крутят информацию о действиях в чрезвычайной ситуации. На перронах имеются большие телевизоры, показывающие время до прибытия поезда и прочую информацию.

Начну, с основной информации:

Схема метро

Сейчас, в век технологий, я вам посоветую заранее скачать себе приложение, чтобы быть подготовленным к поездке. Самым лучшим, на мой взгляд, является: Shanghai Metro (Metroman), приложение голубого цвета.

Касаемо функционала все стандартно: интерактивная карта метро, в которой вы можете, выбрав необходимые станции, построить маршрут. В отличие от других приложений, оно обновляется постоянно.

Сайт и Часы работы

На официальном сайте шанхайского метро всегда указаны актуальные данные. Используя их, вы можете заранее построить свой маршрут. Особенно удобно, что вся информация предоставлена на английском языке.

В среднем метро открыто с 6:00 до 23:00, но каждая ветка функционирует по-разному. Посмотреть конкретно до которого часа работает нужная вам ветка можно только в метро, там есть указатели с обозначением времени или на сайте, но учтите, что иногда время меняется. Поэтому не стоит рисковать: лучше оказаться на нужной вам станции за 30 минут до закрытия метро станции.

В метро вы никогда не потеряетесь - везде висят указатели на нужную ветку. Главное, внимательно смотрите на карту: некоторые переходы подразумевают только пересадку с одного поезда на другой, а не идти по длинным тоннелям.

Виды билетов и стоимость проезда

Если вы уже бывали в других городах Китая, то для вас не будет новостью, что цена варьируется от расстояния. Если ваш путь не превышает 6 километров, то билет будет стоить 0,44 USD. Если нужно проехать дальше, то за каждые следующие 10 километров придется отдать еще 0,15 USD. Однако на некоторых линиях действуют свои расценки. Максимальная стоимость составляет 1,3 USD.

Сложностей с оплатой проезда у вас не должно возникнуть: на каждой станции стоят автоматы, где можно приобрести одноразовый билет. В системе уже автоматически забита станция отправления, вам нужно лишь выбрать, до какой станции вам ехать, и автомат самостоятельно рассчитает стоимость.

Не пытайтесь быть умнее системы и покупайте билет до нужной вам станции, т.к. при входе и выходе необходимо будет вставлять его в турникет. В противном случае вы не сможете выйти из метрополитена на улицу.


Теперь перейдем к варианту, с которым чуть меньше заморочек, если вы приезжаете в надолго.





Бесплатно в метро пропускают детей ростом до 130 см. Кроме того инвалидов и пенсионеров с Китайским гражданством.

В Шанхайском метрополитене прекрасная навигация, все выходы обозначены, рядом с ними часто есть карты. Так что запутаться у вас не получится. Когда вы прокладываете маршрут до какой-либо достопримечательности, всегда смотрите, какой выход ближе всего.

Говоря об этом платежном инструменте, придется сравнивать его с привычным аналогом, оснащенным магнитной полосой. Собственно, в этой основе и состоит главное отличие.

Что такое чип? Это микропроцессор, похожий внешне на SIM-карту для мобильного телефона. Если сказать проще, то чиповая карта имеет впаянный миникомпьютер. Специалисты компании Visa говорят, что «пластик» с микропроцессором вмещает в 80 раз больше информации, чем магнитный «собрат».

Получается, что такой инструмент может сочетать множество программ. То есть одна чиповая карта - это и зарплата, и кредит, и социальные выплаты, и дебетовый «пластик» (в разных валютах), и проездной, и накопитель бонусов, и удостоверение личности…

Смерть мошенникам

Безопасность является одним из главных аргументов в пользу чипового продукта. Дело в том, что вся информация по счету содержится на магнитной полосе и на чипе. Но в компьютерном «пластике» эти данные зашифрованы с помощью сложных цифровых кодов и простым скиммером их не считать.

Кроме того, операция по магнитной полосе имеет всегда ОДИНАКОВЫЕ данные, которые отправляются в банк. А вот транзакция по чипу подтверждается специальным кодом, который всегда РАЗНЫЙ. Поэтому даже если мошенники ухитрились подделать чип, им ничего не светит. Хороша теория, правда? Теперь вернемся в суровую российскую реальность.

Чиповая карта: два в одном или ложка дегтя

Представьте, что вы сели в свою машину и поехали на работу. По пути решили заправиться. Да вот беда - все АЗС вдруг пропали. А на их месте - станции, обслуживающие только электромобили.

Грубое сравнение, но суть передает. Отказаться от карт с магнитной полосой - задача архисложная, как говаривал вождь. Слишком много на них завязано. Переход на чиповые карты сопровождается обновлением оборудования или полной его заменой в то время, когда до окончания срока амортизации еще далеко, а также разработкой и установкой программного обеспечения.

В общем, все это очень и очень дорого. Поэтому банки в России выпускают комбинированные карты, содержащие и магнитную полосу, и чип. То есть, если терминал в магазине не настроен на обслуживание чиповых карт, то операция проводится по магнитной полосе (и риск вновь актуален, чип тут никак не поможет).

Нужно учесть, что любая операция по карте с чипом всегда требует ввода ПИН-кода. Многим клиентам это не нравится и они считают, что сами могут выбрать, стоя в магазине, совершать операцию по чипу или магнитной полосе.

Это не так. Приоритет всегда будет отдаваться микропроцессору. Если терминал в торговой точке принимает чиповые карты, но кассир попытается прокатать «пластик» по магнитной полосе, то ничего не получится.

Теперь самое интересное - стоимость. Банкиры утверждают, что карты с чипом стоят так же, как и магнитные. Так ли это?

Чиповые карты - почем опиум для народа?

Сравним условия, которые в настоящий момент предлагают банки. Так, Уральский Банк Реконструкции и Развития все карты, начиная с Visa Classic и MasterCard Standard, оснащает чипом. За кредитную карту мгновенного выпуска (класс Unembossed) сроком на 3,5 года клиент не заплатит ничего, за двухгодичный чиповый «пластик» (Classic и Standard) придется выложить 450 рублей, а за «золотую» карту с чипом - 1500 рублей.

Сбербанк все свои карты (кроме мгновенных, Electron с Maestro и инструментов платежной системы American Express) оснащает чипом. У Сбербанка наблюдается поразительное единство: 750 рублей в год стоят и чиповая кредитная карта, и аналогичная , а также мгновенная кредитка без чипа.

Русский Стандарт пока не спешит баловать своих клиентов. Чипом оснащаются только карты Gold, обслуживание которых стоит 3000 рублей. А вот ОТП Банк вообще не выпускает чиповые карты.

В заключение хочется заметить, что платежные системы Visa и MasterCard видят будущее за чиповыми и бесконтактными картами . Поэтому рано или поздно они принудительно заставят банки обновлять оборудование. И совсем скоро все карты будут с чипом.

Сразу скажу, я не хакер и не взломщица, а простой фронт-энд разработчик, мои знания по работе с ПК, если отбросить знания во фронт-энд разработке, можно охарактеризовать, как «опытный пользователь».

Я не разрабатывала специальные приложения, как делали это авторы упомянутых статей, а покажу, как доступными средствами можно легко взламывать транспортные карты. Методы взлома известны давно (лет 5-7 точно).

Если бы я, как разработчик, использовала старые версии фреймворков с известными уязвимостями, мне бы давно оторвал работодатель голову, но на разработчиков транспортных систем это, по-моему, не распространяется. Возможно, это связано с низкой подкованностью самих разработчиков.

Но вернусь к взлому. Итак, обо всем по порядку.

Все описанные мною действия я проводила осенью прошлого года, но, насколько мне известно, все работает и сейчас.

Итак, у меня есть недорогой смартфон с NFC. Я в свое время покупала транспортные карты «Ситикард» (так получилось, что у меня их несколько – порой забывала карту то дома, то на работе и приходилось покупать новую).

Я скачала официальное приложение производителя карт Mifare NXP Taginfo и просканировала свою транспортную карту:

Оказалось, что карта основана на чипе Mifare Plus S, но что самое важное, работает она в режиме безопасности № 1. А это значит, что по сути это простая карта Mifare Classic, которая легко взламывается.

Я скачала в Google Play замечательное приложение Mifare Classic Tool и просканировала транспортную карту стандартными ключами:

Тут меня постигло разочарование – ни один из известных ключей не подошел. Соответственно, использовать взлом способом, как было описано в статье про «Подорожник», было не возможно.
«Постойте-ка» - подумала я, «но ведь можно попробовать способ, как описано в статье про взлом «Тройки».

Действительно, у «Ситикард» тоже есть приложение из Google Play, которое позволяет проверять баланс карты, а впоследствии прикрутили возможность и пополнять карту.

Я скачала и установила это приложение. Но теперь передо мной встала дилемма: ключи к карте зашиты или в самом приложении, или «прилетают» с сервера. Декомпиллировать Android-приложения достаточно просто, но я в этом не очень хорошо разбираюсь.

Наверняка, более или менее соображающий разработчик может это достаточно легко сделать. Я такими умениями не обладала и обратилась к брату, который занимается ремонтом домофонов, думала, у него есть знакомый программист, но он предложил более элегантное и простое решение.

Он к тому времени получил плату с Кикстартера , которая позволяет подсматривать протокол между ридером и картой. Оказывается, в домофонах стали использовать брелки, внутри которых зашит все тот же чип Mifare, и эта плата ему понадобилась для каких-то дел, связанных с этими брелками (я в подробности не вдавалась).

Итак, он взял свою плату, поместил ее к моему смартфону, который выступил в роли ридера, а в роли карты выступила собственно транспортная карта, и снял лог обмена данными между ридером и картой.

Скриншот утилиты привожу ниже (взято с одного из сайтов в интернете, так что данные там не реальные, которые мы использовали).

В общем, достаточно в эту утилиту вставить нужные куски лога и 6-байтный ключ мгновенно вычисляется. Я сама удивилась, как легко это делается, самое сложное было скопировать нужные части из лога и вставить в соответствующие поля программы.

Затем я открыла все тоже приложение Mifare Classic Tool (MCT), вставила в приложение полученный ключ и на этот раз мне отобразилось содержимое 0-го и 8-го секторов.

В нулевом секторе в основном были одни нули, а вот в восьмом были какие-то данные, из чего я сделала вывод, что данные по транспортной карте хранятся в 8-м секторе (как и в карте «Тройке» - неужели один и тот же разработчик?), а полученный ключ оказался ключом B (у сектора два ключа A и B).

Дальше, ради интереса, я с помощью опенсорсной утилиты libnfc и ридера бесконтактных карт получила и все остальные ключи от карты (подробнее об этом было написано в статье про «Подорожник» - я тоже использовала этот способ. Он также описан на сайте libnfc).
С помощью полученных ключей я попробовала прочитать содержимой другой транспортной карты. Оказалось, что ключ A совпадал, а ключ B – нет. Но с помощью упомянутой утилиты его тоже оказалось легко получить.

Дальше я принялась исследовать содержимое транспортной карты. 8-й сектор состоит из 4-х блоков по 16 байт. С помощью MCT стало понятно, что первый блок является т. н. Value-блоком. Первым делом пришла мысль, что в этом блоке и хранится баланс карты. С помощью MCT удалось его декодировать – он содержал число 2147483647. На баланс карты, будь он даже в копейках, это явно было не похоже.

Потом я совершила поездку по этой карте и обнаружила, прочитав содержимое сектора, что значение не поменялось, а вот содержимое других блоков изменилось. Из чего был сделан вывод, что баланс карты хранится в них.

Разбирать содержимое карты особого желания не было, ведь я хотела попробовать так называемую replay attack (это я уже потом узнала, как она правильно называется).

Утром перед поездкой в метро я сохранила содержимое восьмого сектора, приложила карту к турникету и отправилась на работу. Днем же, отправившись по делам, я с помощью MCT записала предыдущее состояние карты и попробовала проехать в метро… И у меня получилось!


(картинка не моя - мне совсем не хотелось привлекать внимание)

Так я поняла, что таким образом можно делать «вечный проездной». Я решила немного побаловаться и записала содержимое сектора транспортной карты в домофонный брелок.

(вот такой же брелок я использовала для записи в него транспортной карты)

Я попробовала пройти через турникет, приложив брелок, но тут меня постигло разочарование – брелок, к моему удивлению, не сработал. Я подумала, что мою транспортную карту заблокировала (ведь брелок был ее клоном), но при прикладывании «оригинала» (транспортной карты) пройти через турникет удалось.

Я поговорила с братом, хотела узнать, что он думает по этому поводу, и он мне рассказал, что у каждой карты и брелка есть свой идентификационный номер. По всей видимости, мой «клон» был не полным, а содержимое в карте неким образом завязано на ее номер.

Но оказалось, что был выход и из этой ситуации: есть некоторые виды брелков, которые по виду точно такие же, но у них можно менять их номер (у обычных транспортных карт это сделать не получится). Более того, в MCT есть такая функция по перезаписи номера, поскольку он храниться в первом блоке нулевого сектора.

Правда, почему-то поменять номер с помощью MCT не получилось. Но получилось это сделать с помощью ридера и все того же libnfc.

На сей раз у меня получился полный клон транспортной карты в виде брелка, ведь даже номер совпадал. Я попробовала пройти через турникет по домофонному брелку, и это у меня легко получилось. В автобусе прикладывать брелок не рискнула, поскольку тетенька кондуктор могла бы очень удивиться, а вот «вечная» транспортная карта сработала тоже без проблем.

Итак, подводя итоги, можно сказать следующее: транспортные карты для оплаты проезда в Нижнем Новгороде так же легко взламываются, как и «Тройка » (Москва) и «Подорожник » (Санкт-Петербург).

Даже я, девушка, не имея специальных знаний, но умеющая скачивать Android приложения и пользоваться поиском в Гугле и Яндексе, смогла это сделать с использованием подручных средств и доступных в открытом доступе программ и утилит (будь я разработчиком, наверное, это было бы даже легче, хотя куда уж легче…) Да, мне понадобилось некоторое время на поиск в интернете и на изучение форумов, но все оказалось очень просто.

Хочу сразу отметить, предвидя вопросы, что никакого ущерба метрополитену нанесено не было – я учитывала все поездки, совершенные по «вечному проездному», поэтому соответствующий сумме таких поездок остаток на карте не стала расходовать, а саму карту потом уничтожила.

Но ведь злоумышленники не такие сознательные, наверняка они пользуются подобной уязвимостью и наносят ущерб городскому транспорту. Мы же получаем регулярно растущие тарифы на проезд (может быть, в том числе из-за потерь по подделке транспортных карт). Кстати, залог за транспортную карту составляет 50 руб. А ведь точно такие же по безопасности карты Mifare Classic стоят 12,5 руб и ниже.

Складывается ощущение, что все транспортные системы, где используются транспортные карты, небезопасны. Не хочу рассуждать, почему так происходит (эта тема не для Хабра), остается лишь задать вопрос: кто (какой город) следующий и когда ждать про это статью на Хабре?

PS Данная история, конечно же, выдуманная. Все персонажи - вымышленные, все совпадения - случайны. Ну, вы поняли…

Оригинал тут - habrahabr.ru/post/325776/

Современный мегаполис Шанхай поражает многих бывалых путешественников своими небоскребами, финансовыми центрами и спешащими людьми в деловых костюмах. Казалось бы, движение городского транспорта затруднено и непонятно. Но, оказывается, транспортная система в этом городе-миллионнике работает четко и без сбоев. Каждый вид транспорта действует четко по графику.

Метро - городской вид транспорта

Одним из городских видов транспорта является метро Шанхая, фото которого приведено ниже. Если в городе не было бы метро, то трудно представить, как Шанхай существовал бы сегодня. Люди не смогли бы добраться домой или к месту работы, а городские автобусы и трамваи оказались серьезно перегруженными.

И вообще, городской транспорт без метро оказался бы не только перегружен, но просто не смог бы справиться с потоком людей, желающих попасть из одного пункта в другой. Поэтому метрополитен для Шанхая является важным видом транспорта, который ежедневно обслуживает примерно 7 миллионов человек, а его протяженность уже достигла 420 километров.

Важно отметить, что метро Шанхая сегодня - это недорогой, быстрый и удобный способ перемещения по городу. Этим видом транспорта с удовольствием пользуются как местные жители, так и многочисленные туристы.

Расписание метро

Шанхай может похвастаться одним из наиболее быстроразвивающихся метрополитенов в мире, который постоянно растет и расширяется. Шанхайское метро по состоянию на 2017 год представляет собой 15 линий. Кроме этого, от линии № 1 идет ответвление, соединяющее город с аэропортом Пудун. Важно то, что практически все линии пересекаются между собой, а линия № 3 проходит над землей.

Первый поезд выходит на линию около 5-6 часов утра. Заканчивает примерно в 10-11 часов вечера свою деятельность метро Шанхая. Время работы метрополитена для многих приезжих кажется непонятными.

Но, оказывается, метро Шанхая, часы работы которого при первом знакомстве выглядят странно, зависят от линии метрополитена. Так, время закрытия и открытия разное для каждой конкретной линии. На каждой станции на специальном табло указывается время отхода первого и последнего состава именно с этой станции.

Некоторые особенности

В Шанхайском метрополитене есть основная кольцевая линия, а также радиальные. Следует знать, что кольцевой маршрут - линия № 4 и радиальный маршрут - линия № 3 частично совпадают. Поэтому приезжим надо быть особенно внимательным, иначе можно уехать не туда, куда требуется.

При входе в метро следует приложить карточку к валидатору. При выходе из метро, если человек ехал по многоразовой карточке, он снова прикладывает ее к автомату. А если ехал по разовому чипу, то просто опускает карту в специальное отверстие при выходе.

Таким образом, с карточки считывается цифровая информация и робот удостоверяется, что человек проделал оплаченный путь. В случае если произошла какая-то ошибка или человек проехал больше, чем ему полагалось, то он может пройти в ближайший сервис центр и доплатить неоплаченный путь. Такие центры установлены на каждой станции метро. После оплаты человек может беспрепятственно пройти через турникет.

Стоимость проезда

Билет на метро стоит в зависимости от расстояния. В среднем цена варьируется от 3 до 9 юаней. Те, кто впервые собирается проехать на метро Шанхая, могут назвать необходимую станцию кассиру, а он уже сам подскажет, в какую сумму обойдется поездка. Но обычно цену за проезд на метро можно увидеть на билетных автоматах или над кассами.

Для проезда в шанхайском метрополитене используют магнитные карты. Такие билеты можно приобрести в специальных автоматах или кассах на станциях. С запасом их покупать не рекомендуется, потому что они действительны только на текущий день.

Если человек собирается пробыть несколько дней, то более благоразумно в этом случае приобрести многоразовую карточку, которая стоит 20 юаней. При покупке многоразовой карточки рекомендуется внести сумму от 80 до 300 юаней и передвигаться с ее помощью, кроме метро, и на других видах общественного транспорта вплоть до такси.

Когда вся сумма на многоразовой карточке будет израсходована, ее можно пополнить через билетный автомат или в любой кассе. При этом повторно покупать карточку не надо. Но следует знать, что одной карточкой может воспользоваться только один человек.

Некоторые нюнсы

Метро Шанхая располагает специальными лифтами и туалетами для инвалидов. Интересно, что поезд не разделен на вагоны. Станции, кроме китайского языка, объявляются дополнительно и на английском.

Шанхайское метро отличается большими переходами и об этом надо помнить, закладывая время на дорогу. Интервалы между движением поездов составляет от 2 до 15 минут. Возле путей установлены специальные экраны, которые указывают время подхода ближайшего состава.

Каждая станция метро имеет до 10 выходов. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами этого городского транспорта, рекомендуется подробно изучить карту района и месторасположения станции. Все надписи в метро исполнены на китайском и английском языках.

Шанхай однозначно запомнится вам не только небоскребами, храмами и бывшей Французской концессией, но и своим общественным транспортом, особенно тем, насколько удобно и легко им пользоваться. Наша железнодорожная система метро имеет больше километров, чем любой город в мире. Такси относительно доступны, и автобусы здесь могут доставить вас в самые отдаленные районы города.

Но если вы только что сошли с трапа самолета, сориентироваться в этом гигаполисе может показаться сложным и запутанным процессом. Вот почему мы собрали это удобное руководство по всевозможному транспорту в Шанхае.

Карточка общественного транспорта Шанхая

Карта общественного транспорта применима для всего общественного транспорта в Шанхае. Аналог MetroCard в Нью-Йорке или Octopus в Гонконге.

Вы платите депозит в размере 20 юаней за карточку и можете сразу же начислить до 1 000 юаней, но мы не рекомендуем сумму больше 200, на случай, если карточка где-нибудь потеряется. Вы можете купить, пополнить или вернуть свою карточку в Сервисном центре государственной общественной сети Шанхая на 609 Jiujiang Lu (прямо рядом с отелем Howard Johnson Plaza) или на определенных станциях метро.

На некоторых станциях есть магазины, в которых можно пополнить транспортную карту. В основном же услуги пополнения выполняются через специальный аппарат с помощью китайской банковской карты, Alipay или WeChat Wallet.

Гигантская подземная транспортная сетка Шанхая насчитывает 16 линий и не собирается останавливаться в развитии и расширении. Линии обозначаются цифрами и цветами. На всех станциях есть китайские и английские вывески, по ним легко ориентироваться, ведь они дают четкие направления по станции, переходам и выходам. Объявления станций также озвучиваются на китайском и английском языках.

Если вы путешествуете в центре города, одна поездка на метро обойдется в 3 юаня, максимальный же тариф на дальние расстояния составит 9 юаней. Если в течение месяца вы использовали сумму больше 70 юаней, то расчет проездов после 70 юаней происходит со скидкой.

В зависимости от ситуации можно пользоваться билетами в одну сторону, проездными билетами на сутки и на 72 часа, что очень удобно, ведь у этих проездных нет лимита, вы можете хоть целый день кататься из одного края Шанхая в другой, и все с одним билетом.

В зависимости от линий и станций метро начинает работать с 5:30 утра до 22:30 — 23:30 вечера.

О шанхайском маглеве мы писали много и подробно: , и этим чудом техники транспорта Шанхая, поэтому мы не будем утомлять вас пока что не поменявшимися данными о том, что из Пудунского аэропорта с помощью маглева до относительного центра города вы можете доехать/долететь всего за 7 минут.

Река Хуанпу разделяет Шанхай на две части: Пудун и Пуси. Помимо метро, автобуса и такси, функционируют еще и паромы. Всего в общей сложности 19 паромных линий обслуживают около 40 паромных станций.

Поездка на пароме стоит 2 юаня, если вы перевозите велосипед, стоимость проезда составит 1.3 юаня на обычном пароме и 2.8 на пароме с кондиционером, если вы со скутером, то стоимость проезда составит 1.5 юаня на простом пароме в и 3 юаня на пароме с кондиционером.

Не все линии работают 24 часа, некоторые закрываются довольно рано. Только Dongdong Line, Taigong Line и Jinding Line предлагают круглосуточные услуги. На линии Dongjin допускаются только пешеходы. На линии Dongnen разрешены автомобили, грузовики или другие средства передвижения с мотором.

В Шанхае работает более тысячи автобусных маршрутов. Это удобный и дешевый способ объехать весь Шанхай, если вы знаете, где находятся станции и где вам нужно выйти. Билет, как правило, стоит 2 юаней, у водителя не будет размена для вас, поэтому лучше подготовить деньги за проезд заранее.

Имейте в виду, что не все линии имеют англофицированную карту или объявляют остановки на английском. Центральные регулярные линии всегда 1 (01) -200, линии часа пик всегда 201-299, ночные линии всегда 301-399, линии по пересечению реки всегда 401-499.

Расписания автобусов меняются в зависимости от линий и автобусных компаний. Если вы владеете хотя бы базовым китайским, рекомендуем загрузить приложение Baidu Maps. Он показывает какие автобусы доедут до нужной остановки и их точное местоположение. Он также показывает самый быстрый маршрут, маршруты, требующие наименьшего количества пешей прогулки, а также что в данном случае оптимальнее: ехать на автобусе или на метро.

Такси весьма удобны для передвижения по Шанхаю, несмотря на то, что цена выше, чем у других видов транспорта и водители не владеют английским. Поймать такси в Шанхае относительно легко.

Разные цвета обозначают разные компании такси:

Обычное такси: посадка 14 юаней за первые 3 км днем и 18 юаней ночью (23:00-5:00). 2.50ю/км до 15 км, потом 3.60ю/км. В период с 11:00 до 17:00 тариф выше: 3.10ю/км за первые 3 км, затем 4.70ю/км после 10 км.

Экспо-кабины (те, у которых есть большой багажник): посадка 16 юаней днем и 21 юань в ночное время.

По городу также ездят двести британских роскошных такси цвета золотого шампанского, ака «золотые такси» в центре города, которые более доступны для людей с физическими недостатками. Тариф посадки 18 юаней.

Рекомендуется подготовить копию вашего адреса на китайском языке, убедитесь, что вы знаете ближайший перекресток. Улицы в Шанхае могут растянуться на километры, а водители такси часто используют ближайший перекресток в качестве ориентира, чтобы точно знать, в какую часть города вы направляетесь.

Велосипеды напрокат

Транспортный ландшафт в Шанхае начал быстро меняться с началом бума велосипедного шэринга. Ряды велосипедов напрокат можно найти повсюду, их можно арендовать за каких-то 1-2 юаня и уехать куда угодно. Велосипеды разных цветов принадлежат разным компаниям, наиболее часто встречающимися являются: Mobike (оранжевый), Ofo (желтый) и Xiaoming (синий). Это ваш самый дешевый и самый удобный вариант транспорта в Шанхае, если вы путешествуете на относительно короткие расстояния.

Любимцем всех «лаоваев» является Mobike, пока что это единственное приложение велосипедов напрокат, доступное на английском языке. Приложение также позволяет зарезервировать ближайший к вам велосипед на период до 15 минут. Mobike требует, чтобы вы зарегистрировались фотографией своего паспорта и селфи с паспортом. Верификация занимает около 10 минут.

Didi Chuxing — это китайский Uber. Приложение предлагает на выбор аренду автомобиля общего пользования или машину класса люкс с водителем. На выбор предоставляются такси, роскошный автомобиль и мини-фургон. Поездку на обычном такси можно оплатить наличными, другие автомобили оплачиваются через приложения WeChat или AliPay.

И еще один вид транспорта в Шанхае — электрический скутер!

Скутеры в цене колеблются от 400 юаней за б/у и до 6000 юаней за новенький, в зависимости от мощности и красоты. С начала 2017 года все скутеры должны быть зарегистрированы, поэтому вам придется доехать до полиции и пройти все процедуры. Вы можете приобрести новый скутер практически в любом месте в центре города.

Какой бы транспорт в Шанхае вы не выбрали, мы желаем вам легкой дороги!