Кронштадтский морской храм. Морской собор в кронштадте

Я уже показывал вам собор снаружи. Пришло время зайти внутрь и осмотреть его убранство. В процессе подготовки я нашёл замечательную статью о внутреннем убранстве собора. Тому, кого интересует более подробная информация, стоит пройти по ссылке и почитать. Написана она консультантом работ 2011 года по росписи главного купола и парусов А.В. Гамлицким http://likirussia.ru/content/view/1767/
Кронштадтский Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца был возведен по проекту выдающегося русского зодчего В.А. Косякова как главный храм Российского Военно-Морского Флота. На памятных досках, установленных в храме, были запечатлены имена всех военных моряков, погибших при исполнении служебного долга.
Наружное и внутреннее убранство собора отличалось богатством и выдающимся художественным качеством. Над украшением собора трудились лучшие мастера своего времени, оставившие заметный след в истории отечественного и мирового искусства.
В советское время Морской собор был закрыт (1929), переделан под кинотеатр, а позднее – под клуб. Практически все историческое убранство погибло.
В процессе реставрации памятника был проведен комплекс натурных и историко-архивных исследований, который позволил выполнить научную реконструкцию (воссоздание) всех утраченных декоративно-художественных элементов на фасадах и в интерьере.
После завершения реставрационных работ Морской собор предстал во всей своей роскоши и великолепии. Оказалось, что высказанные исследователями замечания о взаимодействии византийского стиля и стилистки модерна удивительно точно применимы к художественному убранству Кронштадтского Морского собора в целом и его живописной декорации в особенности.

2 В соборе всегда многолюдно

3 Люстры храма

4 Роспись купола

5 Христос Пантократор. Фрагмент росписи главного купола. Главный художник Н.В. Нужный. 2011 год

6

7

8

9

10

11

12

13 Четырехъярусный иконостас, выполненный скульптором М.Н. Поповым по проекту В.А. и Г.А. Косяковых. Иконостас Кронштадтского Морского собора уничтожен в 1929 году, и полностью воссоздан по эскизам, фотографиям и архивным материалам коллективом «Моспроект-2» под руководством М.М. Посохина, А.Н. Оболенского, А.О. Самойлова. Несмотря на ярко выраженную «византийскую» типологию, иконостас сочетает в себе принципы различных архитектурно-художественных стилей. Его трехчастная композиция отражает наличие в соборе трех приделов: свт. Николая Чудотворца (главный), св. апостолов Петра и Павла (северный) и прп. Иоанна Рыльского, покровителя прав. Иоанна Кронштадтского (южный)

14 В декоре иконостаса сочетаются пышная беломраморная резьба, насыщенная христианской символикой, колонны были исполнены из красного мрамора, в декоре применялся горный хрусталь (розетки икон царских врат, вставки в венчающий гребень, подвески центрального креста), яшма и родонит

15 Фигурные капители колонн отлиты из бронзы, а киоты икон над дьяконскими дверями – из серебра. Подобно многим постройкам В.А. Косякова все это великолепие дополняли мозаичные панно на софитах порталов и по всему праздничному ряду

16 Перед иконостасом в северной части собора - кафедра проповедника. Она сочетает белый резной мрамор с фоновыми деталями из цветных пород камня: лазурита, красного порфира, красного мрамора. Сложную христологическую символику (виноградная лоза, рыбы, кипарисы) беломраморного декора венчает скульптура орла – символ Вознесения Христа и евангелиста Иоанна, свидетеля Божественного откровения

17

18

19

20

22

23

24

25 Роспись барабана центрального купола

26

27

28 Роспись парусов

29

30

31 Балкон

32 Главные врата собора

33 М.М. Васильев. Святитель Николай спасает от потопления патриарха Афанасия. Композиция в нише обходной галереи. 1-й ярус. 1913 год. После реставрации.

34

35

36 Витражи

37

38

39

40 Вот плиты, на которых выбиты имена погибших моряков

Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

C незапамятных времен город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, служил охранным рубежом северо-запада России на Балтийском море. Однако знаменит он не только как военный гарнизон, но и как вместилище множества исторических ценностей и достопримечательностей Санкт-Петербурга, связанных с морской славой. Одной из самых значимых и величественных построек является Никольский Морской собор в Кронштадте. Находится он в центре города и служит не только памятником героизму и отваге российских моряков, но также выполняет и вполне мирные функции: в обычные и праздничные дни здесь проводятся богослужения, крещения и венчания.

История Морского Никольского собора

Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было. Конечно же, православная церковь имелась.

Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

Проектирование

1896 – 1902 гг. В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был. В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

Закладка: 1901-1903 гг.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.


Строительство и отделка: 1903-1913 гг.

До начала 1905 года не прекращалась строительная работа Морского собора. В Кронштадте процесс контролировался самим руководством Комитета, однако даже высшие чины не смогли повлиять на приостановку процесса, внезапно возникшую в 1905-1906 годах из-за внутренних беспорядков. Обуславливалось это главным образом недопоставками важных строительных материалов: металлических конструкций, кирпича и орнаментов. В 1907 году возведение собора было возобновлено, началась внутренняя отделка помещений. Декор занял больше времени, чем само строительство. В 1908 году закончили монтировать систему отопления.

В 1913 году был выполнен завершающий этап отделки: на стенах Никольского собора разместили таблички с именами погибших моряков, выполненные из мрамора. В списки попали все служащие, начиная с 1696 года.

10 июня 1913 года Морской собор был освящен в присутствии императора и членов его семьи. Не только в Кронштадте, но и в самом Санкт-Петербурге состоялись грандиозные гуляния в честь данного события. После того как все работы были завершены, произвели перерасчет затрат на строительство. В результате выяснилось, что всего на Морской собор в Кронштадте было израсходовано около 1 876 000 рублей.

Никольский собор во времена Революции

Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи. Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая — использована в монтажных работах.

В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

Великая Отечественная война и послевоенное время

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых
впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт. По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал.

В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник. 1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.

8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.

Архитектура и убранство Морского собора

Во внешнем облике здания превалируют элементы в романском стиле. Фасад облицован светлым кирпичом, колонны, порталы и арки рельефные, с добавлением множественных декоративных элементов и орнаментов. Несмотря на массивность и внушительные размеры строения, за счет многочисленных украшений оно не создает ощущения громоздкости. Портал над главным входом украшают мозаичные изображения ангелов и цитата из 112 псалма «От восток солнца до запад хвально имя Господне!».

По бокам расположены две звонницы с золочеными сводами и иконами на фронтальной части. Главным украшением Морского собора является, конечно же, его главный купол. Светлый, огромнейший, богато изукрашенный золотыми якорями, покоящийся на «барабане» из многочисленных оконец, он создает поистине величественное впечатление. Ко входу в Никольский собор ведут несколько гранитных ступеней. Двери – массивные, украшенные резьбой и изображениями святых.

Внутри Морского собора взгляд непроизвольно поднимается вверх. Центральный купол отсюда кажется еще более широким. Диаметр его составляет 27 метров, а высота от пола до самой маковки – 52 метра. По бокам к нему примыкают еще два купола, но уже размером поменьше. Пространство увеличивают расположенные по бокам открытые галереи. Изнутри храм поражает истинным величием: гигантское пространство пестрит мозаичными панно, выполненными в византийском стиле. Интерьер включает в себя многочисленные изображения рыб, водорослей, морских коньков, кораблей.


Особого внимания заслуживает иконостас и витражные полотна размером 52 квадратных метра каждое. Нельзя обойти вниманием и мраморные черные доски с именами погибших моряков – все, что удалось спасти и восстановить из небытия. Они расположены по всему периметру Никольского собора и являются главной его особенностью.

В молельном здании имеется три престола, освященные в честь самого Николая чудотворца, а также Петра и Павла и Святого Иоанна. Размещены они в западном портале. Северная и южная части украшены образами Казанской Божьей матери и святителя Митрофания соответственно.

Реставрация Морского собора в Кронштадте помогла донести до наших времен эти изображения во всей их красе и великолепии. Если любоваться художественной красотой Морского собора в обычные дни можно бесконечно, то в даты православных праздников он преображается в наивысшей степени. Бессчетные вереницы свеч и ламп заставляют панно, позолоту и витражи сверкать и переливаться, внушая трепет и торжественное благоговение. Эффект усиливает пышность проводимой службы и пение церковного хора, находящегося на балконной галерее.

Нет более пышной и монументальной в городе Кронштадт достопримечательности: Морской собор – настоящий символ острова Котлин, памятник героическому морскому прошлому России и хранитель ее водных северных границ.

Функционал Морского собора в наши дни

Сегодня Собор Святого Николая Чудотворца работает в полноценном режиме. Работы по капитальному восстановлению его внешнего и внутреннего убранства, а также духовно-патриотического статуса святыни начались 15 лет назад, когда в 2000 году впервые поднялся вопрос о возрождении военно-морских традиций и возвращению православных памятников в лоно Церкви.

В 2002 году осенью на верхушке храма был воздвигнут новый, отлитый на пушкинском Софийском заводе семиметровый крест. Три года спустя была совершена первая за столь долгое время литургия в честь Иоанна Кронштадтского. Непосредственное участие в восстановлении храма приняла супруга Президента РФ Д. А. Медведева – Светлана Владимировна.


В марте 2009 года в Сергиево-Посадской Лавре при ее участии прошло совещание Совета по попечительству строительства Морского собора в г. Кронштадт, где было подписано решение о создании одноименного благотворительного фонда. Уже в мае того же года образовалась и начала свою деятельность соответствующая некоммерческая организация.

Декабрь 2009 года ознаменовался началом масштабной реконструкции храма в г. Кронштадт. Морской собор, режим работы которого до полного завершения строительства и отделки не предусматривал посещений гостей и прихожан, 28 мая 2013 года был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии многочисленных представителей Русской Православной Церкви, государственных деятелей, а также высших чинов Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота.

На сегодняшний день экскурсии – не единственная причина для того, чтобы посетить Морской собор в Кронштадте. Крещение детей и взрослых, венчание, различные службы – все это точно так же проводится в Никольском храме, как и в любой другой церкви в России. Хочется верить, что трагическая история собора наконец-то закончилась. Теперь не только россияне изо всех уголков страны, но и многие туристы из дальнего и ближнего зарубежья стремятся попасть на остров Котлин, чтобы своими глазами увидеть грандиозное святилище. Режим работы его хоть и стандартный – ежедневный, — однако стоит помнить, что в связи с окончательным открытием по большим православным праздникам храм заполняется прихожанами полностью. В связи с этим для тщательного ознакомления со святыней рекомендуется выбирать обычные дни.

Контакты Морского Никольского собора

Адрес: Морской собор в Кронштадте: адрес Россия, Санкт-Петербург, г. , Якорная площадь, д. 1.

Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00. Также по желанию можно попасть и на богослужение, которое проводится дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

Как добраться? Наземным транспортом:
– маршрутка № 405 в Кронштадт от метро «Черная Речка» до остановки у Якорной площади;
– маршрутка № 407 в Кронштадт от метро «Проспект Просвещения» до остановки у Якорной площади;
– автобус № 101 в Кронштадт от метро «Старая Деревня» до остановки у Дома быта, далее – пешком по Советской улице до Якорной площади.
-есть возможность добраться и водным путем (требуются уточнение непосредственно на месте)

Всем привет! Прошел месяц, как мы . Про Азию как-то сосем не пишется, вот и решила пройтись по своим архивам достопримечательностей Ленинградской области. Сегодня хочу рассказать о величественном храме – Морском Никольском соборе, расположенном в городе Кронштадт в Санкт-Петербурге.

Кронштадтский Морской собор: немного истории

Никольский собор, а точнее Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца, начали строить в 1902 году по проекту В.А. Косякова и окончили в 1913 г. Храм был призван стать главным православным символом флота Российской Империи. При проектировании сооружения за основу брался принцип строительства церкви Айя София в Константинополе, которую позже переоборудовали в мечеть, а ныне – это музей. Для сравнения, ниже на фото храм Святой Софии из нашей прошлогодней поездки в Стамбул.


В XIX в Российской Империи было популярно сочетание византийского и русского стилей, которое часто использовалось при проектировании религиозных сооружений. Такой стиль стал называться русско-византийским (неовизантийским, псевдорусским).

При освящении церкви в июне 1913 года принимал участие Император Николай II и его семья. Кстати, он внес личный вклад в строительство Морского Собора, пожертвовав храму бухарский лазурит для украшения алтаря.

С приходом советской власти отношение государства к церкви резко изменилось. С 1927 г. прекратили проводить службы, а в 1929 году здание храма было передано под использование в культурно-просветительских целях. После этих событий Морской собор был переоборудован под кинотеатр имени Максима Горького, а позже здесь появился концертный зал и театральная сцена. В 1974 г. в здании церкви был открыт филиал Центрального военно-морского музея.

В 2002 году взялись за восстановление Никольского Морского Собора в Кронштадте. Длилось оно более 10-ти лет. Впервые мы приезжали в Кронштадт весной 2012 года. К этому времени уже состоялось малое освещение собора (09.04.12 г.), но сам храм был огорожен синим забором и зайти внутрь не представлялось возможным.


Кронштадтский Морской собор до открытия

Только с лета 2013 года по окончании всех реставрационных работ верующие смогли снова посещать церковь.

Наши фото прогулки у Морского Никольского собора в центре Кронштадта

Мы в Кронштадте были неоднократно, поэтому фото Морского собора Николая Чудотворца представлены разных времен и погодных условий.


Вечный огонь на братской могиле

Храм находится в центре острова на Якорной площади. По соседству размещаются братская могила и памятник бывшему губернатору Кронштадта и адмиралу С.О. Макарову. С юга и севера от церкви разбиты парки.

Купол изготовлен из меди. Местные жители помнят его в зелено-голубом цвете, в который тот был окрашен долгое время. Сейчас купол серебристый, украшенный золотым узором в виде морских якорей и узлов.

Внутреннее убранство храма

Вообще фото и видеосъемка в Кронштадтском Морском соборе запрещена. Но я об этом узнала не сразу, поэтому несколько снимков внутри храма все-таки имеются.

Балконы в двух ярусах для церковного хора.

Роспись на куполе изнутри.

На фото ниже — памятные доски из черного мрамора. Изначально в Никольском Морском соборе были белые и черные плиты. На белых досках высечены имена священников, погибших на морских судах. На черных – имена офицеров, которые с 1695 по 1910 г. отдали жизнь при исполнении долга во время флотской службы. К сожалению, в период советской власти оригинальные плиты были изъяты и использованы в других нуждах. Сейчас доски воссозданы по архивным записям и фотографиям.



Макет Кронштадтского Морского собора

Никольский Морской собор: как добраться до храма, адрес, карта

Кронштадтский морской собор на карте :

Расшифровка меток на карте:

  • Красная – Морской собор.
  • Желтая – братская могила и вечный огонь на Якорной площади.
  • Синяя – остановка «Гражданская улица» автобусов 101, 175 и маршрутки К407.
  • Зеленая – остановка «Площадь Рошаля» маршрутного такси К405.

Координаты GPS : 59.991723, 29.777713.

Адрес Никольского Морского собора: г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, пл. Якорная, д.1.

Часы работы: среда – воскресенье 11.00-18.00, понедельник и вторник – выходной. Официальный сайт Кронштадтского Морского собора, где можно было бы смотреть в режиме онлайн время работы и график богослужений, я не нашла. Скорее всего, такового еще нет.

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Здание Морского собора святителя Николая Чудотворца, более известного в народе как Никольский морской собор, было основано в 1903 году и посвящено памяти погибших в боях русских моряков. Строительство его продолжалось 10 лет. Хотя потребность в просторном храме на территории Кронштадта высказывалась еще в 30х годах XIX века, идея эта была одобрена Императором только к концу столетия. Лишь в 1897 году был объявлен сбор пожертвований на возведение храма. Комитет, ответственный за строительство Никольского собора возглавил сам адмирал Макаров.

Место для возведения храма было определено на Якорной площади, которая была достаточно просторна, чтобы вместить не только монументальный собор, но и парковую зону вокруг него. Высота храма при его проектировке определялась дополнительными условиями – он должен был стать не только культовым сооружением, но и морским ориентиром. При подходе судов к Кронштадту первым в глаза должен был бросаться крест Никольского собора. Поэтому храм является самым высоким зданием на острове – учитывая крест, высота его превышает 70 метров. Кроме того, благодаря своему расположению на возвышенности, в случае большого наводнения собор должен был стать спасительным убежищем.

В 1901 году был утвержден проект архитектора Василия Косякова, а в 1903 году при закладке собора присутствовал сам Николай II. Спустя 10 лет храм был освящен - также в присутствии Императора.

С приходом Советской власти, Никольский собор постигла участь многих российских церквей. В 1929 году богослужения в нем были прекращены, а здание передано под культурно-просветительские нужды. В том же году здесь открылся кинотеатр имени Максима Горького. Крест и позолоченные элементы отделки были конфискованы, фрески закрашены, церковное имущество разворовано. Не пощадила Советская власть и мемориальных мраморных плит, на которых для вечного поминовения в храме были выбиты имена погибших в бою русских морских офицеров и матросов за все 200 лет существования Русского флота. 150 плит пошли на различные подсобные нужды – вплоть до изготовления сидений для общественной бани. Обезглавленный и потерявший величие интерьеров, храм-кинотеатр получил в народе имя «Максимка». В более позднее время в интерьер храма была добавлена сценическая площадка со зрительным залом на 1300 мест, а также здесь разместилась часть экспозиции Военно-морского музея.

В 2002 году храм вновь был передан в лоно Русской православной церкви, ему был возвращен крест, начались реставрационные работы. В 2005 году возобновились богослужения. В день столетия собора, в 2013 году он был снова освящен, получил епархиальную независимость и статус главного храма Российского флота. Стоит отметить, что собор Николая Чудотворца является не только крупнейшим морским собором современной России, но и последним морским собором Российской Империи.

Архитектурные особенности здания

Архитектор Василий Антонович Косяков спроектировал здание в неовизантийском стиле. Имея немного другие пропорции, собор практически повторяет внешний облик Константинопольского храма Святой Софии. Фасад Никольского собора облицован мрамором с терракотовыми и майоликовыми вставками, его украшают несколько мозаичных икон: Спас Нерукотворный, сцены из жития святого Николая, апостолы Петр и Павел, образ Божьей Матери и других святых. Купола храма украшены орнаментом, выполненным из меди. Соборные порталы оформлены колоннами с коринфскими капителями. Литые бронзовые ворота, декорированные орнаментом, украшают входы в собор.

Интерьер собора

Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания.

В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.

Немаловажное место в интерьере храма занимали мемориальные доски черного и белого цветов – общим числом 150 - установленные в галерее. Они хранили имена погибших моряков и корабельных священнослужителей. После разграбления храма, восстановить список фамилий не удалось.

В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.

Во время сбора пожертвований на возведение собора, ввиду острой нехватки средств, моряки Кронштадта долгое время добровольно отдавали в фонд строительства четверть своего жалованья. Общий бюджет постройки в итоге составил 1 876 000 рублей.

Многовековые дубы вокруг Никольского собора были посажены самим Николаем II и его окружением, в ходе церемонии закладки храма. Тогда это были годовалые саженцы.

После разорения храма при Советской сласти, единственным атрибутом храмовой архитектуры на нем остался самый крупный из соборных колоколов. Его оставили, по официальной версии, для оповещения населения в случае химической тревоги. Однако, существует легенда, что при попытке снять последний колокол, всех рабочих перестали слушаться руки.

Высота восстановленного креста собора Николая Чудотворца составляет десятую часть высоты всего здания – то есть 7 метров.

Кронштадтский Морской собор October 10th, 2013

Вторая достопримечательность Кронштадта - Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца). Я уже упоминала, что его зеленовато-бирюзовый (первоначально, и сейчас - серебристый с золотой "оторочкой") купол был виден и из Лисьего Носа, и из Комарова, и из Петродворца, то есть со всех берегов Финского залива и с моря, и таким образом являлся ориентиром для моряков (маяки там есть другие). С купола собора просматривается пространство на 45 км, что имело важное стратегическое и военное значение. То, что я назвала "оторочкой" - золоченый рельефный орнамент в виде якорей и спасательных кругов (!). Высота собора 70,5 метров, и это до сих пор самое высокое здание в городе.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе (с иным соотношением частей), некоторые элементы декора несут печать эстетики модерна. По архитектурному облику Морской собор относят к неовизантийскому стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века в русле культуры модерна как воплощение национально-романтического движения. По замыслу проектировщиков, в нем должно было помещаться до 3000 моряков одновременно.

Морской собор со стороны памятника адмиралу Макарову. Довольно трудно было уместить собор на одном снимке и одновременно передать его громаду.

Никольский собор построен по проекту инженера-архитектора В. А. Косякова. Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Именно этот принцип лежал в основе купола Св. Софии, и именно он дает ощущение парящего свода (см. пост marinagra http://marinagra.livejournal.com/66619.html). Мне неизвестно, использовал ли Косяков этот принцип в какой-то из других 17 построенных им церквей (многие из них в Петербурге, в том числе в неовизантийском стиле Косяковым построена Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московских ворот, 1912), но считается, что третий такой парящий купол в мире сконструирован в Соборе Святого Вардана (Нью-Йорк, 1968).
Проект был принят в 1901 году, в 1903 году произошла торжественная закладка кирпичных стен (в Высочайшем присутствии, и император с окружением посадили вокруг собора 32 годовалых дубка). В 1913 году строительство было закончено, собор освящен.

Вид Собора с Якорной площади, главный фасад, снимок взят в http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/13976/media/photo/2

Храм задумывался как памятник русской морской славы, памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. В храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. Вот образец такой доски, я сфотографировала хронологически первую:

Я не рискну дать здесь свои фото интерьера собора. Он потряс меня именно огромным пространством. Парящий купол? Да. Иконостас? Да. Роспись стен? Да. Но главное - хоры меня поразили, балконы с обеих сторон, с колоннами, как бы второй этаж, расширяющий пространство. А у меня простой мобильник, не фотоаппарат. Снимки из интернета. Общий вид внутри:

А вот мои (все-таки!):

В интерьере собора в изобилии присутствует морская тема. Я уже упоминала якоря и спасательные круги на рельефном орнаменте основания купола, хотя тут не просто морская символика, а использование морской темы для выражения духовных, религиозно-патриотических идей. На тяжелых входных дверях выделяются рельефы рыб; изображения рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений находятся на мозаичном полу.

Собор действовал 4 года. Затем произошли печально известные события. Иконостас, иконы, мемориальные доски были сорваны, уничтожены, ценные вещи разворованы. В 1929 году храм закрыли и реконструировали под кинотеатр. Во время Великой отечественной войны храм служил наблюдательным пунктом советской артиллерии, сюда перенесли службу точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь. В 1953 году была произведена перепланировка: на месте алтаря устроили сцену, под алтарем - буфет и общественные туалеты, на месте главного входа - кассовый зал. Такая реконструкция вызвала осадку здания, потерю росписей и многих деталей интерьера. По стенам собора пошли трещины, наступила мерзость запустения. Тем не менее в соборе был устроен музей "Кронштадтская крепость", проводились торжественные собрания актива города и гарнизона, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности.
Возрождение собора связано с именем капитана первого ранга в отставке А.П. Шумского. Этот человек в 1998 году составил и издал книгу "Морской собор в Кронштадте" - репринтное воспроизведение сохранившейся в единичных экземплярах брошюры архитектора В.А. Косякова о своем проекте плюс 200 страниц послесловия к ней. Шумский собрал статьи, обращения, документы, фотоиллюстрации, фотообвинения, исторические справки и публикации кронштадтских газет начала прошлого века. Автор-составитель горел идеей восстановления флотских храмов-памятников и заражал ею читателей. Он отправил тысячи писем и дарил свои книги Президенту России, Патриарху всея Руси, министрам, адмиралам, депутатам, губернаторам, мэрам, разного рода чиновникам, - всем, от кого могло зависеть хоть на шаг продвижение на трудном пути возвращения святыни.
В апреле 2000 года совместная комиссия Главного командования Военно-морского флота и Русской Православной церкви изучила дело и приняла положительное решение.
В октябре 2002 года был поднял крест над куполом собора, в нем стали проходить молебны и богослужения (в частности, по затонувшей подводной лодке "Курск"). Рабочая группа по воссозданию морского собора была создана в 2008 году после визита в собор жены тогдашнего президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта. Реставрационные работы начались и шли круглосуточно. 28 апреля 2013 года Патриарх всея Руси Кирилл освятил собор (чин великого освящения храма). В кратчайшие сроки проделан невероятный объем работ.
В восстановленный храм стали приезжать петербуржцы и паломники из других стран. Но свободный вход туда открылся незадолго до моего приезда. Еще летом верующие и туристы отмечали, что попасть в храм невозможно ни в субботу, ни в обычные дни, причем не только туристам, но и иностранным паломникам и священнослужителям (заметка "Широко закрытый Морской собор"