Самые необычные железные дороги мира. Самые удивительные железные дороги в мире Самая железная дорога в мире

Чемпионаты по пристальному наблюдению за поездами проводятся в разных городах и странах не первый десяток лет. Благодаря достойному всяческого почёта энтузиазму любителей и профессионалов запечатления железнодорожных красот история сохранила для нас кино- и фотодокументы - всё, что осталось от славных локомотивов и составов, к которым вполне применим эпитет «странный».

В последние два столетия непрестанно эволюционировал, и в процессе бескомпромиссного отбора успеха добивались только лучшие образцы - по дизайну и функциональности. По своевременности, наконец. Остальные же сохранились порой лишь в виде памяти на страницах книг по истории, или же в качестве музейных экспонатов и памятников. Многие из необычно странных поездов наделены уникальными функциями, поэтому и может показаться странным то, что эту чудо-технику не используют для нужд человечества в наше время.

Бронепоезда

Броневые поезда впервые появились на лице Земли во время Гражданской войны в США (1861 - 1865), когда генерал Джозеф Хукер решил использовать для транспортировки почти 20 тысяч солдат железнодорожный состав, обшитый бронёй для защиты военнослужащих пассажиров от коварного врага и его плюющихся огнем и металлом засад. Примерно в то же время на внутриамериканском фронте успешно прошли испытания пушки, установленные на железнодорожные платформы северянами. Вскоре же в бронепоездах (БП) стали перевозить не только живую силу, а и орудия с боеприпасами.

Вражеская кавалерия и танки не были особенно опасными для броневых поездов, однако оказались лёгкими мишенями для первых же военных самолетов, а для демонтажа или разрушения железнодорожных путей вообще было довольно сил одного подготовленного человека. В ответ на опасности в составе броневых вагонов появились зенитки, а также к поезду добавился склад на колесах, где хранились запасные шпалы и рельсы, которые солдаты учились и умели устанавливать вместо демонтированных в кратчайшие сроки.

После Второй мировой войны из-за бурного развития авиации и танков мода на бронепоезда приказала долго жить. В Советском Союзе эти махины использовались до 1953 года, и, казалось бы ушли навсегда в историю в конце стиляжно-космических 50-х, однако были внезапно реанимированы из-за обострения отношений с Китаем. Даже сегодня четыре бронепоезда по-прежнему пребывают на ходу на вооружении у железнодорожных войск России. Это так называемые «спецпоезда», родом из войны на Северном Кавказе.

В 1929 — 1931 годах в догитлеровской Германии кудесники техники пытались сотворить «самый быстрый в мире поезд». Результатом их трудов стал футуристический самоходный вагон, который получил имя «Рельсовый Цеппелин» («Шиненцеппелин») потому, что оказался удивительно похож на знаменитый немецкий дирижабль.

Экспериментальная автомотриса «Шиненцеппелин» была оснащена пропеллером сродни самолётному. Легковесный (20 тонн) и стремительный поезд в мае 1931 года установил рекорд скорости на железных дорогах - 225 километров в час. Это достижение держалось непобитым 23 года.

Железнодорожный «дирижабль» был выпущен лишь в единственном экземпляре - в виде нацеленного на рекорды прототипа. Размножению «Шиненцеппелинов» воспрепятствовали страхи насчет того, какой вред пропеллер самоходки сможет причинить людям, находящимся на перронах станций, нередко переполненных. Кроме того, сама позиция пропеллера значительно стесняла поезд, делая невозможным задний ход, удлинение состава вагонами, а также поддержание движущего момента при подъеме аэровагона в гору. В итоге конкурентам инженера Крукенберга, пытавшегося приземлить самолётные технологии на рельсы, удалось предложить немцам нечто менее опасное, а сам пропеллеровоз «Рельсовый Цеппелин» в 1939 году был разобран ради алюминия, из которого разбушевавшаяся Германия создавала боевые воздушные суда.

Составы на лошадиной тяге

Изобретение паровоза в том далёком 1804 году еще ничего не обещало тысячам и миллионам потенциальных клиентов железной дороги. Первые модели были тяжелы для чугунных рельсов, применявшихся в то время массово, поскольку цена на надежные железные сплавы делала бы развитие ж.-д. Дела безбожно затратным, а, стало быть, лишенным какого-либо оптимизма. Ибо паровых повозок почти все боялись. Так вышло, что еще до того, как в мире появились более-менее рабочие модели паровозов, о себе заявили железнодорожные составы, использовавшиеся с применением бездымной конной тяги.

Первая конная железная дорога с регулярными пассажирскими перевозками возникла в 1807 году в Великобритании. Но еще за два века до этого нехитрая рельсовая дорога с вагонетками, запряженными лошадьми, стала возить уголь в Англии между двумя горняцкими поселками. Повозку сопровождали погонщики тягловых животных. Дорога получила название «Wollaton Wagonway».

С технологиями 19-го века использовать конную тягу стало удобно и для перевозки людей - на скорости примерно 10 километров в час. Поскольку железные дороги были, как правило, односторонними, то во многих освоенных железнодорожниками уголках официальным и неминуемым приоритетом пользовались составы с грузами. Заплатившим за свои билеты пассажирам приходилось выходить из повозок и дружно снимать их с рельсов, а затем устанавливать обратно.

Поезда на лошадиной тяге постепенно были вытеснены паровыми машинами, с наступлением 20 века конных составов осталось совсем немного. Но воспользоваться услугами одновагонной конки можно и ныне в городе Дуглас, что в американском штате Мэн. На необычном общественном транспорте там служат 45 , которых в наше время не заставляют работать в плохую погоду, поэтому Дугласская конка работает только летом.

Аэропоезд компании «Дженерал Моторз»

Данное чудо свободомыслия было сконструировано автопромышленным гигантом в США в 1950-е годы по заказу нескольких железнодорожных компаний, которым требовались быстрые локомотивы дабы потеснить конкурентов и отбить спешащих пассажиров у бурно развивающейся гражданской авиации.

На странного облика «аэропоезд», произведенный «Дженерал Моторз» в 1956 году, возлагали немалые надежды. Красоту ему придал известный дизайнер стильных «тачек» и концепт-каров Чак Джордан.

В конструкции вагонов состава под маркой «Aerotrain» не было почти ничего нового. Специалисты автомобилестроения просто взяли несколько своих автобусов и заменили в них шасси. Но при этом аэропоезд был быстрым и лёгким, более чем в два раза легче, чем тогдашние паровые поезда при полной загрузке.

«Дженерал Моторз» выпустила два прототипа нового транспорта, которые были предоставлены нескольким ж.-д. компаниям для тестирования. Все они были единодушны в диагнозе: аэропоезд имеет слишком слабый двигатель, не позволяющий ни достичь максимально возможной скорости, ни поднять состав на возвышенность. При этом за локомотивом было сложно ухаживать, а тем более чинить. Дополнительную злую шутку сыграла легковесность поезда, в котором пассажиры себя почувствовали, как будто едут в кузове грузовика по не очень гладкой трассе. Прототипам удалось наездить 970 тысяч километров, в 1966 году их списали. Ныне аэропоезда от автогиганта пребывают на заслуженном отдыхе в американских музеях.

Реактивный поезд «Чёрный Жук»

Изделие М-497, вошедшее в историю железнодорожного транспорта под прозвищем «Black Beetle», было детищем эксперимента по переводу локомотивов с дизельной или электрической тяги на реактивную, как в самолетах. «Чёрный Жук» был сконструирован и собран в 1966 году по заказу Центральной железной дороги Нью-Йорка.

Предназначенный для перевозки пассажиров, «Black Beetle» взял на вооружение две бывших в употреблении реактивных турбины с бомбардировщика B-36. На химерном локомотиве в ходе испытаний был установлен рекорд скорости - 295 км/ч, остававшийся непобитым на протяжении сорока лет.

Нью-Йоркские железнодорожники остались недовольны вероятной дороговизной реактивного самоходного вагона «Чёрный Жук». Даже несмотря на то, что прототип чудо-поезда был собран из бэушных деталей и поэтому был не слишком дорог. Кроме того, специалисты протестировали состояние рельсов и точной техники внутри M-497 и пришли к выводу, что применение реактивной тяги на ж.-д. транспорте сильно изнашивает сам транспорт. То есть, «Жук» оказался бы еще более затратным, чем казался. В итоге турбины с послужившего для них субстратом рельсового автомобиля сняли, а сам автомобиль прослужил на обычном своем двигателе до 1984 года, после чего был превращен в гору металлолома.

Самые необычные железные дороги в мире

3 (60%) 6 votes

Путешествие железнодорожным транспортом признано самым безопасным в мире, хотя и не таким быстрым как авиаперелет. Некоторые из железных дорог довольно необычные, некоторые весьма красивые. Мы расскажем вам о самых удивительных железных дорогах мира.

Мейклонг (Таиланд)

Мейклонг – железная дорога, располагающаяся в Таиланде. На вершине железнодорожных путей Мейклонг находится продуктовый рынок. Пару раз на день продавцы быстренько упаковывают собственные ларьки и тенты, дабы освободить дорогу для проходящих составов. Когда состав проследует, все ящики с продуктами выставляются обратно, покупатели снова бродят по рынку, как ни в чем не бывало.

Нейпир-Гисборн (Новая Зеландия)

Нейпир-Гисборн является железной дорогой, расположенной в Новой Зеландии. Это невероятная железнодорожная линия. Она проходит по основной взлетно-посадочной полосе огромного аэропорта Гисборн. Составы всегда останавливаются, ждут разрешения, чтобы продолжить свой путь. Поезд, пересекающий взлетно-посадочную полосу – необычное зрелище.

Трен-лас-Нубес (Аргентина)

Трен-лас-Нубес – дорога в облака (Аргентина). Эта железная дорога проходит через провинцию Сальта, что в Аргентине. Путь проходит возле трассы C-14 , которая соединяет Аргентину с Чили в Андах, пролегая на 4 220 м выше уровня моря. Это 3-я по величине железнодорожная магистраль на планете.

Сначала она была воздвигнута по разнообразным корыстным соображениям, но сейчас, это красивая достопримечательность и культурное наследие. По причине дизайнерского решения не применять для тяги систему шестерней, маршрут разработали так, дабы избежать склонов. Зигзаги дают возможность поездам подниматься, опускаться туда, обратно.

Тоннель любви (Украина)

Тоннель любви в Украине. Это еще одна удивительная железная дорога. Находится в Клеване на Украине. Пути длиной 3 км ведут к заводу древесноволокнистых плит. Один поезд ходит 3 раза ежедневно, поставляя запасы древесины.

Состав идет через зеленый тоннель из деревьев, привлекающий множество влюбленных пар и фотографов. Говорят, что если прийти в тоннель любви со своим возлюбленным, загадать желание, тогда оно точно сбудется.

Транс-Сибирская магистраль (Россия)

Транс-Сибирская магистраль – наиболее длинный железнодорожный путь в России. Он состоит из целой железнодорожной сети, соединяющих страну с Японском морем. В 1916 году она связала столицу с Владивостоком. Постройку начали в 1891, контролировалась она Сергеем Витте, который в то время был государственным министром финансов.

Железные дороги на сегодняшний день – это самый демократичный и недорогой вид транспорта. Они продолжают строиться по всему миру и уже опутали всю нашу планету своими нитями.

Железная дорога, которая проходит через рынок Маеклонг (Maeklong Market Railway) (Таиланд)

Продовольственный рынок в Маеклонге (Таиланд), расположен на железнодорожных путях. Несколько раз в день торговцы быстро упаковывают свои продуктовые лотки и опускают свои навесы, чтобы пропустить поезда. После того, как через рынок проносятся поезда, ящики с овощами, рыбой и яйцами помещаются в исходное положение и покупатели возвращаются на рельсы, которые служат проходом через рынок.

Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн (Napier-Gisborne Railway) (Новая Зеландия)

Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн уникален тем, что он пересекает главную взлетно-посадочную полосу Гисборнского аэропорта (Gisborne Airport). Поезда вынуждены останавливаться и спрашивать у диспетчерской воздушного движения разрешение на проезд для пересечения взлетно-посадочной полосы и дальнейшего маршрута по линии. Паровоз 1939 года посреди взлетно-посадочной полосы - это не совсем обычное зрелище!

Поезд в облака (Tren a las Nubes) (Аргентина)

«Поезд в облака» - это туристическая железная дорога в провинции Сальта (Salta Province), Аргентина. Железная дорога проходит вдоль восточной части железнодорожной линии C-14 генерала Мануэля Бельграно (Ferrocarril General Manuel Belgrano), соединяющий северо-запад Аргентины по чилийской границей у горной цепи Анд. Находится на высоте 4220 метров над уровнем моря. Это третья по высоте железная дорога в мире. Сначала построена по экономическим и социальным соображениям, эта железная дорога теперь в первую очередь служит для привлечения туристов, а также железнодорожным наследием. Железнодорожная линия проходит через 29 мостов, 21 тоннель, 13 виадуков, 2 спирали и 2 зигзага. Из-за решения проектировщиков не использовать систему передачи с помощью зубчатой рейки и шестерни для тяги, маршрут должен быть разработан таким образом, чтобы избежать крутых склонов. Зигзаги позволяют поездам подниматься, проезжая влево и вправо параллельно склону горы.

«Тоннель любви» (Клевань, Украина)

«Тоннель любви» это прекрасное место возле поселка Клевань, Украина. Трехкилометровый отрезок железной дороги ведет к фабрике по производству древесноволокнистых плит. Поезд ходит три раза в день и поставляет древесину на завод. Эту аллею образуют дерева. Зеленый коридор привлекает много влюбленных пар, а также фотографов, желающих сохранить этот прекрасный кусочек природы. Считается, что если вы со своей второй половинкой придете в «Тоннель любви» и искренне загадаете желание, то оно обязательно сбудется.

Транссибирская железнодорожная магистраль, самая длинная железная дорога в мире (Россия)

Транссибирская железнодорожная магистраль - это сеть железных дорог, соединяющих Москву с Дальним Востоком России и Японским морем. Это самая длинная железнодорожная линия в мире. У нее есть ответвления, соединяющие ее с Монголией, Китаем и Северной Кореей. Она соединяет Москву с Владивостоком еще с 1916 года и продолжает расширяться. Строительство Транссибирской магистрали в полную силу началось в 1891 году, по приказу и под контролем Сергея Витте, который тогда был министром финансов. Как и в случае первой трансконтинентальной железной США (First Transcontinental Railroad in the USA), российские инженеры начали строительство с обоих концов, и повели дорогу внутрь страны.

Виадук Ландвассер (Landwasser Viaduct) (Швейцария)

В Швейцарии находится огромное количество горных участков земли. До 19-го века наличие горной местности означало, что по всей стране было трудно путешествовать, и, следовательно, связь была относительно плохой. Швейцарским железнодорожным инженерам девятнадцатого и двадцатого веков пришлось быть очень изобретательными, творческими и смелыми, чтобы построить сложную и эффективную систему горной железной дороги. Это включало в себя не только планирование и строительство сложных горных маршрутов, но и построение многих мостов, необходимых для пересечения горных районов. Швейцарцы еще вкладывают значительные средства в свою сеть железных дорог, делая ее одной из самых эффективных и передовых в мире. Одним из наиболее впечатляющих подвигов было строительство виадука Ландвассер, которое было закончено в 1902 году. Через виадук проходит отрезок железной дороги. Это, возможно, один из самых известных железнодорожных виадуков/мостов в мире, который можно увидеть в большинстве туристических/праздничных швейцарских брошюр.

Кольцевая железная дорога Джорджтауна (Georgetown Loop Railroad) (США)

Кольцевая железная дорога Джорджтауна стала первой достопримечательностью штата Колорадо. Завершенный в 1884 году этот интересный участок пути, шириной меньше метра, считалась инженерным чудом своего времени. Преуспевающие шахтерские города Джорджтаун и Силвер Плам (Silver Plume) лежат в 3,2 километрах друг от друга в крутом и узком горном каньоне. Чтобы соединить их, строители железной дороги разработали маршрут в виде «штопора» , который проделывал в два раза большее расстояние, постепенно поднимаясь на высоту более 183 метров. Он включал в себя подковообразные изгибы под углом до 4 градусов, и четыре моста через Клир Крик (Clear Creek), в том числе мощный Высокий Мост «Ворота Дьявола» (Devil"s Gate High Bridge). Железнодорожная компания «Colorado & Southern Railway» владела линией перевозки пассажиров и грузов с 1899 по 1938 годы, покаа та не перестала действовать. В 1973 году Историческое общество Колорадо (Colorado Historical Society) начало восстанавливать железную дорогу в рамках своего 395- гектарного парка Кольцевой дороги Джорджтауна и исторического горнодобывающего дела (Georgetown Loop Historic Mining & Railroad Par). Реплика Высокого Моста была завершена в 1984 году по случаю 100-летия с момента постройки оригинальной конструкции.

Железная дорога, которая проходит через рынок Маеклонг (Maeklong Market Railway) (Таиланд)

Продовольственный рынок в Маеклонге (Таиланд), расположен на железнодорожных путях. Несколько раз в день торговцы быстро упаковывают свои продуктовые лотки и опускают свои навесы, чтобы пропустить поезда. После того, как через рынок проносятся поезда, ящики с овощами, рыбой и яйцами помещаются в исходное положение и покупатели возвращаются на рельсы, которые служат проходом через рынок.






Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн (Napier-Gisborne Railway) (Новая Зеландия)

Железнодорожный путь Нейпир-Гисборн уникален тем, что он пересекает главную взлетно-посадочную полосу Гисборнского аэропорта (Gisborne Airport). Поезда вынуждены останавливаться и спрашивать у диспетчерской воздушного движения разрешение на проезд для пересечения взлетно-посадочной полосы и дальнейшего маршрута по линии. Паровоз 1939 года посреди взлетно-посадочной полосы - это не совсем обычное зрелище!






Поезд в облака (Tren a las Nubes) (Аргентина)

«Поезд в облака» - это туристическая железная дорога в провинции Сальта (Salta Province), Аргентина. Железная дорога проходит вдоль восточной части железнодорожной линии C-14 генерала Мануэля Бельграно (Ferrocarril General Manuel Belgrano), соединяющий северо-запад Аргентины по чилийской границей у горной цепи Анд. Находится на высоте 4220 метров над уровнем моря. Это третья по высоте железная дорога в мире. Сначала построена по экономическим и социальным соображениям, эта железная дорога теперь в первую очередь служит для привлечения туристов, а также железнодорожным наследием.Железнодорожная линия проходит через 29 мостов, 21 тоннель, 13 виадуков, 2 спирали и 2 зигзага. Из-за решения проектировщиков не использовать систему передачи с помощью зубчатой рейки и шестерни для тяги, маршрут должен быть разработан таким образом, чтобы избежать крутых склонов. Зигзаги позволяют поездам подниматься, проезжая влево и вправо параллельно склону горы.


«Тоннель любви» (Клевань, Украина)

«Тоннель любви» это прекрасное место возле поселка Клевань, Украина. Трехкилометровый отрезок железной дороги ведет к фабрике по производству древесноволокнистых плит. Поезд ходит три раза в день и поставляет древесину на завод. Эту аллею образуют дерева. Зеленый коридор привлекает много влюбленных пар, а также фотографов, желающих сохранить этот прекрасный кусочек природы.Считается, что если вы со своей второй половинкой придете в «Тоннель любви» и искренне загадаете желание, то оно обязательно сбудется.






Транссибирская железнодорожная магистраль, самая длинная железная дорога в мире (Россия)

Транссибирская железнодорожная магистраль - это сеть железных дорог, соединяющих Москву с Дальним Востоком России и Японским морем. Это самая длинная железнодорожная линия в мире. У нее есть ответвления, соединяющие ее с Монголией, Китаем и Северной Кореей. Она соединяет Москву с Владивостоком еще с 1916 года и продолжает расширяться.Строительство Транссибирской магистрали в полную силу началось в 1891 году, по приказу и под контролем Сергея Витте, который тогда был министром финансов. Как и в случае первой трансконтинентальной железной США (First Transcontinental Railroad in the USA), российские инженеры начали строительство с обоих концов, и повели дорогу внутрь страны.




Виадук Ландвассер (Landwasser Viaduct) (Швейцария)

В Швейцарии находится огромное количество горных участков земли. До 19-го века наличие горной местности означало, что по всей стране было трудно путешествовать, и, следовательно, связь была относительно плохой. Швейцарским железнодорожным инженерам девятнадцатого и двадцатого веков пришлось быть очень изобретательными, творческими и смелыми, чтобы построить сложную и эффективную систему горной железной дороги. Это включало в себя не только планирование и строительство сложных горных маршрутов, но и построение многих мостов, необходимых для пересечения горных районов. Швейцарцы еще вкладывают значительные средства в свою сеть железных дорог, делая ее одной из самых эффективных и передовых в мире.Одним из наиболее впечатляющих подвигов было строительство виадука Ландвассер, которое было закончено в 1902 году. Через виадук проходит отрезок железной дороги. Это, возможно, один из самых известных железнодорожных виадуков/мостов в мире, который можно увидеть в большинстве туристических/праздничных швейцарских брошюр.








Кольцевая железная дорога Джорджтауна (Georgetown Loop Railroad) (США)

Кольцевая железная дорога Джорджтауна стала первой достопримечательностью штата Колорадо. Завершенный в 1884 году этот интересный участок пути, шириной меньше метра, считалась инженерным чудом своего времени.Преуспевающие шахтерские города Джорджтаун и Силвер Плам (Silver Plume) лежат в 3,2 километрах друг от друга в крутом и узком горном каньоне. Чтобы соединить их, строители железной дороги разработали маршрут в виде «штопора», который проделывал в два раза большее расстояние, постепенно поднимаясь на высоту более 183 метров. Он включал в себя подковообразные изгибы под углом до 4 градусов, и четыре моста через Клир Крик (Clear Creek), в том числе мощный Высокий Мост «Ворота Дьявола» (Devil"s Gate High Bridge). Железнодорожная компания «Colorado & Southern Railway» владела линией перевозки пассажиров и грузов с 1899 по 1938 годы, покаа та не перестала действовать.В 1973 году Историческое общество Колорадо (Colorado Historical Society) начало восстанавливать железную дорогу в рамках своего 395- гектарного парка Кольцевой дороги Джорджтауна и исторического горнодобывающего дела (Georgetown Loop Historic Mining & Railroad Par). Реплика Высокого Моста была завершена в 1984 году по случаю 100-летия с момента постройки оригинальной конструкции.






Тайско-Бирманская железная дорога или «Дорога Смерти» (Death Railway) (Таиланд)

Тайско-Бирманская железная дорога, также известная как «Дорога Смерти» это 415-километровая железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма). Более 90 000 сотрудников и 16 000 союзных военнопленных умерли во время строительства этой железной дороги - страшная событие, послужившее основой для фильма Дэвида Лина (David Lean под названием «Мост через реку Квай»(The Bridge on the River Kwai). Катание по этому маршрута на данный момент является самым популярным развлечением для посетителей города Канчанабури (Kanchanaburi), расположенного к северо-западу от столицы Таиланда. Поезд огибает сбоку отвесные скалы и проходит по нескольким хрупким деревянным мостам.








Железнодорожная станция «Gyeonghwa» (Южная Корея)

В южнокорейском районе Чинхэ (Jinhae) растет 340000 вишневых деревьев. Во время своего цветения они создают поразительно прекрасную картину с опадающих лепестков. По этой причине, железнодорожная станция «Gyeonghwa», где было сделано это фото, является популярной туристической достопримечательностью.

Самая крутая железная дорога в мире April 20th, 2017

Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной дороги Пилатусбан начинается в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а туристы судорожно вжимаются в кресла.

Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.






Пилатус - это горный массив в швейцарских Альпах - одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления, главное — угадать с погодой. А она здесь переменчива - дождь может сменить солнечную погоду без предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.

Пилатусбан (Pilatusbahn) - это старая железная дорога, её открытие состоялось в 1889 году, в 1937 она была электрофицирована.

Существует несколько различных видов зубчатых железных дорог. Распространенными конструкциями зубчатых прививок являются системы Marsh, Абта, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.

Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с говорящей фамилией Эдуард Лохер. Интересен факт, что когда он предложил проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, его назвали чудаком. Сегодня же система Locher - одна из распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.

Для справки, зубчатая железная дорога - рельсовый вид транспорта, моторные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которой сцепляется зубчатое колесо локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление с рельсами при подъемах на уклонах до 16‰ и более (для сухих условий) и до 14‰ (при влажных условиях).

В настоящее время в мире насчитывается более 150 зубчатых железных дорог, в том числе эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) - около 60 дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию. Эта страна имеет самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый современный подвижной состав собственного производства и самые крутые дороги (28‰ и 48‰ уклона). Кроме того, швейцарские дороги в большинстве своем прибыльны и рентабельны.


Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия, Венгрия и ряд латиноамериканских стран (Бразилия, Венесуэла, Чили). Используют их как способ перемещения по туристическим маршрутам в гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в Будапеште, Цюрихе или Штутгарте). На территории России зубчатые железные дороги отсутствуют.


По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов, вместимостью 40 человек каждый. Максимальная пропускная способность дороги 340 человек в час. Средняя скорость движения - 9-12 км/ч. Внутри вагонов чистота и интерьер в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон». Это важно - есть участки дороги, где вытянув руку из окна можно сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.



Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется потрясающий вид на озера и населенные пункты. Ну и вокруг, как и по всей Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Кому интересен процесс управления поездом, можно сесть в первый вагон и наблюдать за работой машиниста.

30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает непродолжительные остановки. Одна из них, на станции Amsigen, длится пару минут - здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России - из окошка поезда или на перроне, а пройти в домик, продегустировать сыр. Только поезд дегустаторов не ждет, им придется добираться на следующем по расписанию поезде.


Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий - это проезд через тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48‰, это обрывы в десятки метров высотой, в метре от поезда. В голове сразу возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?». Шутка! Мысли о другом - не выронить бы фотокамеру и не сломать бы шею при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге, на который, впрочем, не обращаешь внимания - это шум зубчатых колес.


На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет - отели, рестораны, кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и 5 пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.






Чем заняться

Разглядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.

Как добраться

Альпнахштад находится у подножья горы Пилатус. Добраться до Альпнахштадт можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) или на пароме от причала № 2 (1 час).

Экипировка

Несмотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна высовываться нельзя.

Инфраструктура

Поезд состоит из 10 вагончиков.

Как улучшить впечатления

Выйти на одной из промежуточных остановок и купить сыра у местных фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий поезд.

Стоимость входа

68 швейцарских франков.

График работы

C8:10 до 17:50.


Обратно последний поезд уходит в 18:45.

Где переночевать

В городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.

Что привезти на память

Сыр от местных фермеров, множество фотографий и впечатлений.

Сайт