Служебный флигель воронцовского дворца. Воронцовский дворец — английский замок в Алупке

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца - это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.

Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.

Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.

Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.

Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи - дочери Михаила Семеновича.

Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.

Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.

Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.

При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.

На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.

Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.

Через парк подходим к восточному фасаду.

На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».

Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.

А какой вид открывается на море от южного фасада...

Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.

Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.

А справа находится большой розарий.

Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.

С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.

Алупка - курортный городок в составе Большой Ялты, расположенный у подножья горы Ай-Петри в 17 км юго-западнее города Ялта в Крыму.

Воронцовский дворец и его парковый комплекс - «изюминка» Алупкинского пейзажа и

главная достопримечательность приморского городка .

Отдых на Черном море в Алупке привлекает туристов мягким климатом без резких сезонных колебаний, лечебным морским и сосновым воздухом, в котором дышится легко и свободно, а также живописным видом на окрестности российского приморского городка на Южном берегу Крыма.

Особенно завораживающий вид открывается на Алупку с моря: в центре панорамы на холме красуется великолепный Алупкинский Дворец (Воронцовский); корпуса прибрежных санаториев цепочкой растянулись вдоль моря и утопают в зелени парков, а над ними главенствуют зубцы величественной горы Ай-Петри.

Ай-Петринский горный массив - один из самых высоких в Крыму. Словно щит закрывает он Алупку от северных холодных ветров, а наибольшее число солнечных дней в году (по сравнению с Черноморскими курортами Кавказа) делают этот городок на берегу Черного моря прекрасным курортом — вторым после Ялты на Южном побережье Крыма.

Воронцовский дворец в Алупке.

Воронцовский дворец (Алупка) - это бывшая летняя Крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова .

Михаил Семёнович Воронцов

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год.

Граф, с 1845 года — князь Михаи́л Семёнович Воронцо́в (18 или 19 мая 1782— 6 или 7 ноября 1856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал-фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815—1818 годах — командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—1854 годах — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов.

Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 годах — наместник на Кавказе.

ИСТОРИЯ ВОРОНЦОВСКОГО ДВОРЦА

Имение задумывалось как летняя резиденция генерал-губернатора Михаила Воронцова, который имел много поместий в разных регионах страны и считался богатейшим помещиком России. В 1824 году были приобретены владения семейства Ревелиоти, владевшего большей частью южного берега Тавриды. Воронцов приглашает немецкого ботаника Карла Кебаха, который занялся первыми посадками, из которых появился Воронцовский парк.

В 1824 году начинают возводить и Воронцовский дворец . Архитекторами стали Томас Харрисон (Воронцов провел в Англии все детство и юность, потому решил довериться опытному британскому зодчему) и Франческо Боффо (он создал дворец Воронцова в Одессе). Дворец задумывался в стиле неоклассицизма. Спустя 4 года завершена закладка фундамента, но Харрисон внезапно умирает в 1829 году.

Сам Михаил Воронцов в 1831-м решает приостановить строительство и решает изменить стиль дворца. Он отправляется в Англию к Эдварду Блору и тот только по представленным рисункам местности создал свой проект, основанный на английской готике. Сам Блор так и не появился в Алупке — Воронцовский дворец в Крыму возводил его ученик Уильям Гунт, которого рекомендовал сам архитектор.

Гунт внес ряд изменений в проект. Таким образом, Воронцовский дворец Алупки выдержан в стиле Тюдор, столь популярном в Англии XVIвека. Но учитывая, что в Крыму еще чувствовалось турецкое влияние, то южные ворота в противовес северным сделаны в восточном индо-мавританском стиле. Дополнили композицию мраморные львы скульптора Джованни Боннани. Дворец строился до 1848-го. Парк окончили создать на 3 года позже. Во дворце насчитывается 150 комнат, разделенных между 5 корпусами.

Особенность архитектуры дворца хорошо заметна со стороны моря — он гармонирует с массивом Ай-Петри. Это неудивительно, поскольку предполагалось, что стены будут продолжением гор, нависающих над ним.

Для изготовления дворца использовался местный камень — диабаз (зеленовато-серый камень вулканического происхождения), который в обилии был расположен в округе. Его взрывали динамитом и обтачивали на блоки. В парке и сегодня можно увидеть много обломков скал из диабаза.

В работе принимали участие иностранные мастера, занимавшиеся садом, и крепостные крестьяне графа Воронцова. Особенно преуспел лепщик Роман Фуртунов, который единственный из крепостных получал равный с иностранными мастерами оклад.

После смерти графа Михаила Воронцовский дворец Крыма переходил по наследству детям. Вначале по мужской линии, потом по женской. В годы советской власти он был национализирован. Здесь размещалась дача НКВД, а с 1952 года санаторий. В это время часть меблировки дворца была утрачена, в частности был утерян бильярдный стол, который после распада СССР был заменен другим, найденным на складах в Ялте.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник идеально вписался в удивительный ландшафт с горной грядой, вечнозеленой растительностью и несколькими узкими улочками городка, поднимающимися в гору от морского побережья.

Он построен из диабаза - материала, который по своей прочности превышает в 2 раза гранит и добывается на Крымском полуострове. Серо-зеленый цвет камня создает единую архитектурную композицию Воронцовского дворца с природой.

Дворец спроектировал английский архитектор Эдуард Блор. Строительство велось с 1828 по 1848 год. Отделка длилась до 1852 года. Архитектура дворца своеобразна. Она заключается в сочетании разных стилей:

  • Северный Фасад - это поздняя английская готика;
  • Западный Фасад — это европейский средневековый замок, крепость 8-12 веков;
  • Южный - элементы Индии и Востока. Огромный купол Южного фасада с арабскими надписями, открытый в сторону Черного моря, имеет романтический вид. «Львиная терраса» с постепенно настораживающимися «царями» зверей украшает великолепную лестницу, ведущую ко входу в замок со стороны парка. Три пары львов из каррарского белого мрамора выполнены в мастерской флорентийского скульптора Боннани, но самая известная (нижняя) — «Спящий лев»

Шуваловский проезд.

Дворцовый ансамбль состоит из 5 корпусов, открытых и закрытых двориков, террас. Воронцовский дворец выглядит одновременно суровым и изящным, стабильным и романтичным.

Западная часть дворца (так называемый Шуваловский проезд) предстает перед туристами в виде вымощенной камнем улицы средневекового города со старыми крепостными стенами с мощными башнями и узкими окнами-бойницами.Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Северный фасад

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся

Фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца - беломраморный фонтан "Источник Амура".

Южный фасад дворца.

Южный фасад знаменит высоким порталом с глубокой нишей, на фризе которой арабской вязью начертано изречение

«Нет победителя, кроме Аллаха».

Мраморный лев на южной террасе.

ИНТЕРЬЕРЫ ДВОРЦА

Основная экспозиция включает 10 комнат. Комнаты верхнего этажа закрыты, чтобы не подвергать перегрузке ослабевшие перекрытия. Начинается экскурсия через боковой вход, выводивший в коридор, который вел в кабинет графа. Первоначально комнаты нижнего этажа служили спальней для четы Воронцовых. Главные комнаты, открытые в экспозиции «парадные залы главного корпуса»:

1. Парадный кабинет;

2. Столовая, где расположен балкончик для музыкантов;

3. Оранжерея, включающая собрание редких растений из далеких стран;

4. Бильярдная;

5. Ситцевая комната;

6. Китайский кабинет;

7. Вестибюль;

8. Голубая гостиная, стены которой украшены лепными розами. Также здесь выставлен рояль, не являющийся оригинальным в интерьере Воронцова.

Каждая из 150 комнат, входящих в дворцовый ансамбль, своеобразна: «Ситцевая комната», «Голубая гостиная», «Парадная столовая», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Вестибюль». Всюду видна роскошь и любовь хозяев к своему дому.

Особая гордость Алупкинского дворца — роскошные камины в готическом стиле, выполненные из мраморовидного известняка и полированного камня диабаза.

"Парадный вестибюль

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

"Парадный кабинет"

Кабинет выглядит достаточно сдержанно, по-английски, но обилие дерева в комнате придает теплоты и уюта в интерьере.Обои были специально заказаны в Англии.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме.

Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево. У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

"Ситцевая комната"

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой , чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, кисти Джорджа Доу.

"Китайский кабинет"

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

В углу между окнами расположился ценнейший предмет мебели, это небольшой угловой шкафчик.

Он сделан в форме панциря черепахи в стиле Буль, украшенный бронзой, но особо в нем ценно то, что этоподарок императрицы Александры Федоровны,жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимствовладельцам дома в Алупке.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…".

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

«Парадная столовая»

«Парадная столовая» - самый величественный зал Воронцовского дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

"Кухня"

"Голубая гостиная"

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

"Бильярдная"

Здесь много дерева: панели, потолок, паркетный пол.

Диваны и стулья обиты дорогим атласным сатином оливкового цвета. На стенах много картин. Особенно ценились тогда полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии 16-18 вв.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

"Зимний сад"

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

https://www.youtube.com/embed/u7-r7cK5dUE

"Воронцовский парк"

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

По статистике, большинство туристов, посещающих с экскурсиями Алупку, едут сюда с вполне конкретной целью - посмотреть на знаменитый Воронцовский дворец. Среди расхаживающих по территории этого великолепного дворца туристов, встречаются самые разные люди. Кто-то приехал сюда «для галочки», кто-то ради чудных горно-морских пейзажей, открывающихся со смотровой площадки дворца. Но довольно-таки значительный процент туристов целенаправленно едут сюда для того, чтобы прикоснуться к истории…

А история эта началась в далеком 1828 году, когда новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, граф Михаил Семенович Воронцов решил построить себе в Алупке летнюю резиденцию, скупив для этих целей множество земельных участков в Алупке.

Воплотить мечту графа Воронцова было доверено маститому английскому придворному архитектору Эдварду Блору (1787-1879), с которым М.С. Воронцов был знаком лично. Среди наиболее известных объектов, к которым приложил свою руку Блор, назовем Букингемский дворец в Лондоне и башню Солсбери в Виндзорском замке.

Дворец строился в несколько этапов: сначала был возведен столовый корпус (1830—1834). Затем появился центральный корпус (1831—1837). В 1841-1842 годах к столовой пристроили бильярдную, в 1838-1844 годах были закончены гостевой корпус, восточные флигели и башни дворца, хозяйственные корпуса. И наконец, в последнюю очередь, был возведен библиотечный корпус.

В общей сложности, строительство дворца продолжалось долгих 20 лет и завершилось в 1848 году, обойдясь Воронцову в 9 миллионов рублей серебром.

Камень диабаз (современное название - долерит), из которого выполнена основная часть дворца, является одним из самых крепких природных строительных материалов. Структура этого вулканического минерала чрезвычайно прочна, что создает дополнительные трудности при его обработке. Строительный материал для дворца добывали в горах, неподалеку от Алупки. Что касается рабочих, то их основная масса была представлена крепостными из Московской и Владимирской губерний, причем, из них специально отбирались квалифицированные каменотесы, которые уже имели опыт строительства каменных соборов.

Интересный факт: Красная площадь в Москве тоже вымощена крымским диабазом

На строительстве Воронцовского дворца использовался, преимущественно, тяжелый ручной труд.

Отдельного рассказа заслуживает архитектурный стиль, в котором был выстроен дворец.

Основной архитектурный мотив, превалирующий в постройках дворца - английский стиль, что неудивительно, учитывая национальность зодчего и пристрастие графа Воронцова к английской культуре, которая была ему очень близка. Отец М.С. Воронцова - Семен Романович Воронцов на протяжении многих лет был послом России в Лондоне, а сам Михаил провел в Англии все детство, юность и молодость, впитав в себя дух и менталитет Туманного Альбиона.

Согласно задумке архитектора, Воронцовский дворец вместил в себя стили самых разных английских эпох, которые сменяют друг друга в хронологическом порядке, начиная от западных ворот.

Весьма неожиданный архитектурный поворот ожидает туристов, которые пожелают осмотреть Воронцовский дворец с его южной стороны. Согласно оригинальной задумке архитектора, обращенная к морю сторона дворца была выполнена в неомавританском стиле и напоминает чертоги восточных владык. На фоне строгих английских черт северной стороны дворца, пышный южный фасад смотрится очень контрастно и неожиданно. Все сомнения относительно «восточного» происхождения южного фасада дворца развеивает арабская надпись на фризе «И нет Бога кроме Аллаха», повторяющаяся несколько раз.

Вход и лестницу с этой стороны дворца охраняют белые мраморные львы , которые были сделаны в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани.

Внутреннее убранство Воронцовского дворца было роскошным, но при этом, выполнено со вкусом. Всего дворец насчитывал более 100 помещений, из которых наиболее известными считаются, «Голубая гостиная», «Ситцевая комната», «Зимний сад», «Китайский кабинет», «Бильярдная», «Парадная столовая» «Вестибюль». Во внутренних помещениях дворца до настоящего времени сохранилось большое количество вещей и предметов, относящихся к временам самого первого владельца.

Если посмотреть на Воронцовский дворец с моря, то можно заметить, что его черты повторяют рельеф горного хребта, возвышающегося над Алупкой с севера. И это вовсе не случайность, а оригинальная архитекторская задумка.

Параллельно со строительством дворца, рядом с ним, на протяжении целых 25 лет создавался великолепный Воронцовский парк, который, без преувеличения является одним из нами более выдающихся произведений садово-паркового искусства в Крыму. На сегодняшний день площадь этого парка составляет 40 гектаров.

Дворец в Алупке принадлежал семье Воронцовых вплоть до революции, после чего он был национализирован и в нем открылся музей. В этом статусе дворец пребывает до настоящего времени, ежегодно принимая тысячи туристов.

В годы немецкой оккупации сам Воронцовский дворец не пострадал, чего не скажешь о его экспонатах, которые были похищены и вывезены в количестве нескольких сотен.

После войны дворец в течение 10 лет использовался в качестве государственной дачи для партийных бонз, а с 1956 года стал работать как музей, который действует по сегодняшний день.

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) – это уникальный памятник архитектуры и истории, расположившийся у подножия горы Ай-Петри. Рядом с дворцом находится ещ...

Воронцовский дворец в Алупке: история создания, фото, описание, архитектор

От Masterweb

01.06.2018 20:00

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) – это уникальный памятник архитектуры и истории, расположившийся у подножия горы Ай-Петри. Рядом с дворцом находится еще один объект, памятник парково-садового искусства, который создавался на протяжении многих лет. Об истории создания Воронцовского дворца в Алупке, парке рядом с ним и интересных фактах, связанных с этим местом, будет рассказано в данном очерке.

История строительства. Начало

Воронцовский дворец в Алупке строился на протяжении двух десятилетий - с 1828 по 1848 год. Он предназначался для генерал-губернатора графа Воронцова М. С. в качестве летней резиденции. Автором проекта дворца был известный архитектор из Англии Эдвард Блор. Сам Э. Блор не приезжал в Алупку и производил проектные расчеты у себя дома, однако ему были хорошо известны все нюансы, касающиеся местного рельефа.

К тому же фундамент, а также первая кладка портальной ниши в центральном корпусе уже были готовы. Связано это было с тем, что изначально дворец предполагалось возводить по другому проекту, авторами которого были Т. Харрисон и Ф. Боффо.

Все работы по возведению Воронцовского дворца в Алупке вели обычные крепостные из Московской и Владимирской губерний. Для строительства были привлечены настоящие мастера, потомственные искусные камнерезы и каменотесы. Они имели большой опыт в области рельефной отделки, приобретенный при возведении белокаменных соборов. Абсолютно все работы осуществлялись вручную, самыми простейшими инструментами.

Продолжение строительства

После того как архитектор Воронцовского дворца в Алупке, Э. Блор, закончил работу над проектом, рабочие приступили к возведению здания. С 1830 по 1834 год длилось строительство корпуса, в котором расположилась столовая. С 1831-го по 1837 г. строился самый главный – центральный корпус. С 1841 по 1842 год возводилась бильярдная, пристроенная к корпусу столовой. В 1838-1844 годах были построены восточные флигели, гостевой корпус, а также все дворцовые башни и пятиугольник хозкорпусов. Самым последним был возведен библиотечный корпус (с 1842 по 1846 год), в это же время заканчивали отделку парадного двора.

Самый масштабный объем земляных работ осуществили в период с 1840 по 1848 год. Солдаты отдельного саперного батальона создали парковые террасы около южного дворцового фасада. Летом 1848 года на центральной лестнице, которая ведет к главному входу, рабочие установили скульптуры львов. Эти фигуры были созданы итальянским мастером Д. Боннани, известным скульптором того времени. Установка этих фигур не только дала название террасе (львиная), но и завершила возведение, отделку и оформление Воронцовского дворца в Алупке.

Дворцовая архитектура

Дворец графа Воронцова строился, в сравнении с классицизмом, абсолютно по новым строительным и архитектурным принципам. Важной и одной из основных архитектурных особенностей стало то, что он располагался соответственно рельефу гор. Благодаря этому новшеству здание крайне органично сочетается с окружающим его ландшафтом. Это удивительное сочетание помогло обрести уникальный художественный образ всему комплексу.


Воронцовский дворец в Алупке возводился в духе английских канонов зодчества, при этом как в отделке, так и в самом здании присутствует эклектика. Так, например, можно увидеть элементы разных эпох - от ранних периодов зодчества до XVI-XVII вв. Элементы берут свое начало от западных ворот - чем ближе к крайней точке дворца, тем более поздний архитектурный стиль откроется вашему взгляду.

Неомавританский стиль прекрасно сочетается с английской готикой. К примеру, дымовые трубы, выполненные в готическом стиле, напоминают минареты. Южный вход дворца выполнен по-восточному пышно. Арка в виде подковы, двухъярусный свод, резьба в арабском стиле, которая переплетается с рисунком цветка Тюдоров (английская роза), гармонично сочетаются с арабской вязью, выполненной на фризе золотом.

Дворцовый интерьер

Интерьеры дворца сохранились практически в первозданном виде. Стоит отметить, что каждый зал имеет индивидуальную отделку, которая создает неповторимый образ помещения. Описание Воронцовского дворца в Алупке и его интерьеров займет много времени, однако вкратце сказать о них необходимо.

Вестибюль сразу как бы возвращает в Россию XIX века. Его стены украшают большие портреты Екатерины II, а также членов семьи графа. В помещении присутствует камин, выполненный в английском стиле, на полу постелен паркет из ценных пород дерева, стены и потолок также отделаны деревом.

Парадный кабинет

Парадный кабинет графа очень просторный, однако весьма сдержанный в оформлении и отделке. В помещении много портретов боевых генералов, являвшихся его соратниками в войне 1812 года. Кабинет отделан деревом и тканью, здесь также присутствует камин. Мебель очень изыскана, она была заказана у лучших мастеров Европы того времени.

В кабинете удачно сочетаются различные стили, такие как ренессанс, готика и барокко. Из окон кабинета открывается великолепный вид на гору Ай-Петри. Граф Воронцов очень любил этот кабинет и проводил здесь много времени, работая с документами.

Ситцевая приемная и китайский кабинет

Фото внутри Воронцовского дворца в Алупке показывают всю красоту залов, в том числе и ситцевой приемной. Стены этого уютного зала затянуты тканью, окрашенной в теплые тона с красивым рисунком. Изначально это был кабинет в малиновых тонах Е. К. Воронцовой, однако позже его переделали. Паркет в этом зале выполнен из разных пород дерева, которые имеют различные цвета. На стенах - портреты и пейзажи, а сам кабинет обставлен мебелью итальянских мастеров.


Китайский кабинет выдержан в мягких оранжевых тонах и отделан деревом и тканью. Мебель и элементы интерьера, однако, не китайские, а английские, так что китайским кабинет можно назвать условно. В этом зале присутствуют несколько портретов, камин в стиле барокко, а также изысканный паркет в тон стенам.

Голубая гостиная и будуар

Голубая (артистическая) гостиная изумляет своей красотой. Однако изначально этот зал назывался турецким и был выдержан в восточных тонах. Композицию голубой гостиной великолепно дополняет лепной орнамент белоснежного цвета на лазурном потолке и стенах. В зале есть камин из белого камня, выполненный в стиле ренессанс. Гостиная обставлена великолепной мебелью белого цвета, инкрустированной золотом и обтянутой шелком желтого цвета. Мебель дополняют большие шикарные вазы голубого цвета и белоснежный рояль, также инкрустированный сусальным золотом.

Будуар имеет небольшие размеры, но в нем, как и в предыдущем зале, царит классический стиль. Светлый цвет стен гармонирует с паркетом, а удобная мягкая мебель сразу говорит о предназначении комнаты. На стенах присутствуют портреты членов семьи и зеркала в прекрасных резных оправах.

Парадная столовая

Посмотрев на фото Воронцовского дворца в Алупке, мы увидим комплекс зданий, одно из которых - это корпус столовой. Это помещение имеет 150 м2 площади и восьмиметровые потолки. Столовая выполнена в стиле тюдоровской готики. Резной деревянный потолок удачно передает форму перекрытий в готическом исполнении.


Стиль резьбы, рисунок и цвет потолка абсолютно точно повторяют исполнение настенных панелей, наверший дверных проемов и оконных переплетов. Всю помпезность и грандиозность парадной столовой подчеркивает мебель. Четыре больших стола сдвинуты вместе, их столешницы выполнены из красного дерева. Ножки столов сделаны из дуба и вырезаны в форме звериных лап.

Вокруг стола находятся более 20 стульев из деревьев благородных пород, с растительной резьбой и обивкой из французской ткани. В столовой находятся большие камины, выполненные в английском стиле. У стен расположились серванты и столики для обслуживания гостей.

Тут же, в столовой, находится небольшой фонтан, утопленный в нише. Он украшен изразцами белого и синего цветов, а также росписью. Над фонтаном находится деревянный балкон, на котором размещались музыканты, чтобы поиграть для гостей.

Дворцовый парк

Воронцовский дворец и парк в Алупке строились одновременно, однако это заняло большое количество времени. Талантливый садовник и ботаник из Германии К. А. Кебах трудился над созданием этого шедевра парково-садового искусства с конца 1824-го до середины 1851 года. Дворцовый парк входит в музейную экспозиционную часть, общая площадь которой составляет 361 913 м2. Он является памятником государственного значения, поражающим своей красотой.


Создателю парка удалось собрать растения со всего мира и добиться того, чтобы они мирно соседствовали. Сам парк делится на нижнюю и верхнюю части. На верхней части находятся солнечная, каштановая и контрастная поляны. На каждой из них произрастают различные виды растений и деревьев (платан восточный, итальянская сосна, ягодный тис, чилийская араукария, гималайский кедр и др.). Помимо этого, здесь расположено Лебединое озеро с этими прекрасными птицами, а также водопад и два озера – Зеркальное и Верхнее. В нижней части парка находится небольшой чайный домик, окруженный красивыми деревьями и растениями.

История Воронцовского дворца в Алупке

Дворец принадлежал трем поколениям семейства Воронцовых, однако после Октябрьской революции он был национализирован. В 1921 году дворец и парк открывают как музей. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, экспонаты, находящиеся в музее, эвакуировать не успели, как и из других крымских музеев.


Два раза музей мог быть разрушен, однако этого чудом не произошло, но фашистам удалось вывезти большое количество ценных экспонатов. Хранитель музея С. Г. Щеколдин после войны представил опись, из которой следовало, что нанесенный ущерб составляет около пяти миллионов рублей (в то время колоссальная сумма).

Воронцовский дворец стал резиденцией премьер-министра Британии У. Черчилля во время Ялтинской конференции, которая проходила в начале февраля 1945 года.

После войны в течение 10 лет дворец использовался как государственная дача, а с 1956 года ему вернули статус музея и открыли для посетителей. В 1990 году комплексу присвоен статус дворцового-паркового музея-заповедника.

Скульптуры Воронцовского дворца в Алупке

В одном из залов дворца был создан зимний сад. В нем собрано огромное количество экзотических тропических растений, завезенных из Южной Америки и с островов Океании. В центре этого сада был создан аккуратный фонтан из белого мрамора, а по всему залу расставлены скульптуры.

Композиция создана из известных копий скульптур античных времен и эпохи Возрождения. Среди них статуи: купающаяся Афродита, Аполлон Бельведерский, скульптуры "Девочка", "Первые шаги" и муза астрономии – Урания. Камень обработан настолько идеально, что статуи кажутся весьма реалистичными.

По другую сторону зимнего сада расположена композиция из бюстов известных людей того времени и членов семьи. Например, Екатерины II, самого графа Воронцова, его супруги и отца. Все скульптуры гармонично сочетаются как с интерьером зала, так и с прекрасными растениями.

Богатство экспонатов

На фото Воронцовский дворец в Алупке поражает своей монументальностью, элегантностью и архитектурной эстетикой. Помимо своей красоты, этот дворец удивит посетителя своими экспонатами, которые выставлены в гостевом корпусе, в залах основного здания и в чайном домике. Здесь можно будет ознакомиться с полотнами известных живописцев и предметами убранства того времени.


В экспозиции музея представлено около 27 000 экспонатов только в основном фонде, а также богатая библиотека графа Воронцова, насчитывающая более 10 000 фолиантов. Помимо этого здесь можно будет увидеть богатое разнообразие растений, а также насладиться видами самого парка и горы Ай-Петри.

Оказавшись в Крыму, обязательно следует поехать в Алупку и посетить Воронцовский дворец. Впечатления от поездки поразят вас, оставив приятные воспоминания об этой экскурсии на всю жизнь.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255