У какого индийского города находится тадж махал. Мавзолей Тадж-Махал — шедевр индийской архитектуры

Очень многие слышали это словосочетание, даже возможно видели фотографии, но что именно представляет собой Тадж Махал, в каком городе и стране он находится, знают далеко не все. Попробуем провести небольшое путешествие и познакомить вас с величайшим произведением искусства, архитектурным шедевром и памятником вечной и настоящей любви.

Жемчужина мусульманской культуры Тадж Махал краткое описание которого, конечно, не позволит в полной мере описать величие и великолепие этого монумента, поистине прекрасное, как будто пришедшее из восточных сказок сооружение. В его архитектуре гармонично переплетаются стили Персии, Индии и ислама.

Где находится Тадж Махал? Эта мечеть находится на берегу реки Джамна, недалеко от индийского города Агра и сооружена по повелению Шах-Джахана – повелителя Великих Моголов и правнука известного завоевателя Тамерлана, в память по умершей супруге Мумтаз-Махал.

Тадж Махал это огромный комплекс из белого мрамора. Основным сооружением является мавзолей с пятью куполами, с четырех сторон окруженный изящными минаретами и имеющий высоту - 74м. Его белокаменные стены, отражаясь в неподвижных водах искусственного бассейна, создают впечатление невесомости и подобны миражу, парящему над землей. Благодаря полированной мраморной отделке архитектурный ансамбль, в зависимости от времени суток, меняет цветовые оттенки от белоснежного до лилово-розового, а при луне отливает серебром.

Часть парка, который обрамляет комплекс, представляет собой дорогу, которая ведет к входу в мавзолей. Путь, обсаженный кипарисами, символизирующими печаль, олицетворяет вход в рай, который построил для своей возлюбленной жены Шах-Джахан. Посередине этой дороги расположен водяной канал, облицованный мраморными плитами. Когда-то, во времена правителя, в нем плавали диковинные декоративные рыбки, а по дорожкам вокруг бассейна прохаживались важные павлины.

Сама усыпальница стоит на квадратном мраморном пьедестале и представляет собой симметричное восьмиугольное здание с большой входной аркой, увенчанное лукообразным куполом. Вначале венец купола был золотым, но в последствие, заменен идеальной бронзовой копией. Форму основного купола эстетично подчеркивают четыре меньшие куполообразные сооружения, которые расположены по углам над гробницей. Фасад украшен утонченными стрельчатыми арками, а к самому центру ведет величественная лестница.


Минареты

Минареты, высотой около 50 м, расположены в строгом соответствии с осевой симметрией, относительно мавзолея. Небольшой наклон в сторону обусловлен защитой главного здания от разрушения, в случае падения башен. Каждая из них разделена на трое двумя балконами, которые по кругу опоясывают строение. Все декоративные украшения покрыты позолотой и удачно дополняют общую картину.

Экстерьер

Художественный экстерьер Тадж Махала причисляют к шедеврам архитектурного искусства. Оно подобрано с учетом всех нюансов строительного материала – мрамора, его поверхность на разных участках отличается своей структурой. Применение различных видов штукатурки, инкрустаций и каменных фигур превратило декоративные элементы памятника в произведения искусства и придало неповторимый стиль.

Белый камень стен украшен сложнейшей мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Изысканный растительный орнамент и арабские цитаты из Корана, обращения к верующим, исполнены черным мрамором. Исламом запрещено в украшении мечетей упоминать символы человека, поэтому творцы экстерьера изображали абстракции, цветы, разнообразные витиеватые узоры. Все они выполнены искусно, с применением желтого мрамора, нефрита и яшмы.

Интерьер

Все четыре входа ведут в главный восьмиугольный зал усыпальницы. Внутри высокие стены плавно переходят в сводчатый куполообразный потолок, расписанный солнечными мотивами. Каменные цветы гирляндами спускаются по белому мрамору, а искуснейшая резьба и затейливая арабская вязь поражают своей доскональностью и мастерством. В центре за ажурной мраморной ширмой находятся два символических надгробия, они украшены разнообразными геометрическими узорами и драгоценными камнями.

Само захоронение Шаха-Джахана и его жены находится в подвальном помещении. Дело в том, что согласно религиозным традициям, нельзя вычурно украшать могилы, поэтому похоронили правителя и его любимую в обыкновенном склепе, а саркофаги в мавзолее являются местом поклонения и данью памяти великим чувствам.

История любви

Мумтаз часто сопровождала мужа в военных походах и путешествиях, была самой любимой женщиной и надежным другом. Они счастливо прожили вместе 19 лет, и за это время у них появилось 14 детей, но последние роды стали для Мумтаз смертельными. Горе императора было безутешным, и целый год после смерти жены он провел в уединении. Придя в себя, он поклялся построить усыпальницу, равной которой нет во всем мире, чтобы на века оставить память о великой любви и имени своей возлюбленной Мумтаз Махал. Так началась история создания одного из величайших творений человечества.

Где находится Тадж Махал на карте мира

Тадж Махал фото внутри и снаружи

Строительство было начато в 1632 году и продолжалось долгих 22 года. Кто построил Тадж Махал в Индии? Конечно сама идея, средства и главные распоряжения по ходу стройки принадлежат императору Хан Джахану. Но все работы производились под руководством 37 архитекторов, проект главного здания принадлежит Исмаилу Афанди, а создание общего образа комплекса приписывают турецкому зодчему Усадату Ису. Всего на строительные работы было привлечено более 25000 строителей, инженеров, художников из Индии и Центральной Азии.

Земля, купленная недалеко от Агры, была полностью заменена более густым и плотным грунтом, и поднята на 50 метров выше берега реки Джамны. С помощью вырытых и заполненных щебнем колодцев, получилась опора для фундамента, которая являлась к тому же своеобразной «подушкой безопасности» при землетрясениях. Обычные в то время бамбуковые леса заменили кирпичными, эта мера была принята, чтобы облегчить работы с тяжелым мрамором.

Для большего удобства доставки на место строительства того же мрамора и других стройматериалов, специально прорыли 15-километровую траншею. Здесь использовались особые тележки, на которых 20-ю, а то и 30 волами перетягивали непомерные тяжести. Отдельно была разработана система каналов и резервуаров, обеспечивающая стройку достаточным количеством воды.

Примерная стоимость строительства составила свыше 32миллионов рупий, что тогда представляло почти заоблачную сумму.

Основание и усыпальница были сооружены за 12 лет, еще десять ушло на строительство:

  • минаретов;
  • больших ворот;
  • мечети;
  • павильона для гостей;
  • парка и сада.

Несмотря на сложность и длительность работ, в итоге в Индии появился архитектурный комплекс, поражающий воображение и по праву являющийся одним из Новых Семи Чудес Света.

Информация для посетителей

Тадж Махал, безусловно самая посещаемая достопримечательность Индии, каждый год сюда приезжают около трех миллионов туристов со всех стран мира. Каждый сезон здесь много людей, но основной наплыв в ноябре и феврале, так как в эти месяцы немного понижается температура, что делает путешествия по этой стране более комфортными.

  • Точная информация, где находится Тадж Махал, по отношению к другим достойным посещения местам, поможет сэкономить время и сориентироваться на местности. Этот памятник архитектуры находится в 20 км от Агры (200 км от Дели) . Добраться можно поездом, который направляется в Мумбаи или в Калькутту (остановка в Агре, а оттуда на такси до мемориала).
  • Местные жители советуют приезжать сюда утром , но не особо ранним, так как из-за тумана (что не редкость в здешних местах) фотографии могут получиться не качественные.
  • Музей-усыпальница работают с 6 утра до 19 часов каждый день , кроме пятницы, когда в мечети проходит молитва. Чтобы увидеть мавзолей при луне, два дня до и два после полнолуния комплекс доступен с 20.30 до 24.00.
  • Стоимость посещения около 800 рупий , детям до 15 лет вход бесплатный, причем, нужно помнить, что плата проводится только в национальной валюте.
  • Съемка профессиональной аппаратурой здесь запрещена , но использование небольших фотоаппаратов и камер возможно. Чтобы запечатлеть Тадж Махал внутри и снаружи для себя можно сделать за небольшую плату в 25 рупий.
  • Перед входом в комплекс необходимым условием является досмотр на присутствие опасных предметов , вредных веществ и оружия. Еду также запрещено вносить на территорию. Не желательно брать с собой большие сумки и рюкзаки.
  • Обувь, заходя в храм, нужно снимать , но оставлять у порога не советуют, так как потом ее можно не обнаружить. Помня про антисанитарию и гигиену, стоит захватить с собой носочки.

Несмотря на длинные очереди, сложности с переездами и условности контроля огромное число туристов едут в Агру, чтобы насладиться впечатлениями и увидеть символ немеркнущей и безграничной любви, каким видел его Шах Джахан.

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.

При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.

Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.

Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.

Мавзолей Тадж-Махал

Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.

Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.

Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.

Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.

Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.

Экстерьер Тадж-Махала

Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.

Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):

«О душа, обретшая спокойствие в истине!

Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!

Войди в число Моих благочестивых рабов!

Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»

Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.

Интерьер Тадж-Махала

Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.

Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.

В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.

Сады Тадж-Махала

Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.

Примыкающие строения

Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.

История строительства Тадж-Махала

Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.

Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.

А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.

К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.

В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.

Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.

По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.

27.174931 , 78.042097

Мавзолей Тадж-Махал

Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже - строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза , агат , малахит , сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым.

Архитектура

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:

«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана , которую там соорудили после его смерти.

Настоящее время

Недавно в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.

Туризм

Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 - из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года - октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) - для использования в качестве нового центра для посетителей . В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи , базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников . Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).

По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как "Величайший Дворец" (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как "Правитель Мира" (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как "Избранница Двора" (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском , хинди и некоторых других языках.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы до смерти печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал -Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели . Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Появление в кино

  • «Столкновение с бездной » - Тадж-Махал показан на фоне взрывающегося в небе метеорита.
  • «Жизнь после людей » - Тадж-Махал показан через 1000 лет без людей - землетрясения опрокинут все минареты, а затем рухнет сам мавзолей.
  • «Марс атакует! » - инопланетяне позируют на фоне взрывающегося мавзолея.
  • «Последний танец » - главная героиня фильма, осуждённая к смертной казни, мечтает посетить Тадж-Махал. Влюблённый в неё, но не сумевший спасти её от приговора адвокат посещает мазволей уже после её казни.
  • «Побег » - главный герой помогает директору тюрьмы строить макет Тадж-Махал
  • «Огонь » - фильм, первая часть трилогии Дипы Мехты.
  • «Миллионер из трущоб » - главный герой фильма вспоминает, как они с братом зарабатывали деньги на туристах на нелегальных экскурсиях.

Галерея

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фотографии и полная история Тадж-Махала на Топтрэвел.ру
  • История семьи и династии Великих Моголов на фоне их творений (Тадж-Махала, гробницы Хумаюна, Бабура и т. д.), могольское влияние на искусство Индии
  • Новые 7 чудес света. Тадж-Махал - символ Индии. (История. Мумтаз. Описание храма.)

Категории:

  • Всемирное наследие по алфавиту
  • Всемирное наследие в Индии
  • Уттар-Прадеш
  • Храмы и мавзолеи ислама
  • Мавзолеи
  • Появились в 1654 году
  • Памятники Индии
  • Архитектура империи Великих Моголов
  • Исламская архитектура
  • Архитектура Индии
  • Туризм в Уттар-Прадеш

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Аллен
  • Мадхья-Прадеш

Смотреть что такое "Тадж-Махал" в других словарях:

    Тадж-Махал - широко известный памятник индийской архитектуры периода Великих Моголов, сооружённый на берегу р. Джамна, близ Агры. Построен около 1630 52 (архитекторы, вероятно, Устад Иса и др.) как мавзолей жены Шах Джахана, в котором позже был… … Художественная энциклопедия

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Построенный во второй половине XVII века Шах-Джиханом великолепный мавзолей Тадж-Махал, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Стиль в котором построен Тадж-Махал это смесь индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Считается, что Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, а над проектом работали лучшие на то время зодчии Востока. Основной замысел всего комплекса проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - византийский турок. Шах-Джахан лично выбрал место для постройки мавзолея, ниже Агры на правом берегу реки Джамуны. Стройка продолжалась с 1631 по 1647 год, на ней постоянно работало более 20 тысяч рабочих.

Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял понравившийся ему участок земли, принадлежащий в то время махарадже Джай Сингху, на дворец в самом центре Агры.

Участок размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) был перекопан, произведена замена грунта для уменьшения проникновения воды из рядом протекающей реки. Уровень стройплощадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. В том месте, где сегодня расположился мавзолей были выкопаны колодцы, которые, заполнили бутовым камнем, образуя фундамент сооружения.

Вместо лесов из перевязанного бамбука (стандартно используемого в Индии и сегодня) были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу по периметру. Интересный факт заключается в том, что строительные леса были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Но согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.

Здание мавзолея Тадж-Махал вместе с окружающим его парком и прочими строениями занимает площадь равную 17 га. Доступ к мавзолею открыт с южной стороны сада, там на одной линии стоят два входных портала. Пройдя вторые ворота, вы попадает на территорию четко спланированного сада, который разделен на квадраты четырьмя каналами, а точкой пересечения служит бассейн в центе парка.

Мавзолей Тадж-Махал стоит на искусственной платформе близ берега реки Джамна. Автором мавзолея считается индийский архитектор Устад Ахмад Лахори. Тадж Махал представляет собой компактное здание из белого мрамора с традиционными для индийской архитектуры срезанными углами, венчает которое купол и четыре чаттри по углам крыши. Здание целиком выполнено из белого мрамора, а искусственная платформа лишь облицована мрамором, но совместно они идеально отражают солнечные лучи, заливая солнечным светом все вокруг.

С восточной и западной стороны от мавзолея Тадж-Махал, строго по поперечной оси расположены две постройки из красного песчаника с тремя белыми куполами. Постройка справа – это «Джаваб» – приют для паломников, а слева – мечеть, где служили поминальные службы, здания симметричны и идеально вписываются в комплекс.

В центре искусственной платформы расположена гробница, если смотреть сверху, то это квадрат со скошенными углами. Внутри, стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В самом центре находится погребальная камера, над которой подняты два купола – один в другом. Внешний купол увенчан шпилем, а внутренний (меньших размеров) служит для соблюдения пропорций. Внутрь погребальной камеры ведут порталы, по одному с каждой стороны.

Войдя внутрь погребальной камеры, вы увидите кенотафы, окруженные ажурной мраморной оградой, подлинные захоронения находятся непосредственно под погребальной камерой.

Снаружи сооружение увенчано луковичным куполом, высоко поднятым над пологой крышей погребальной камеры. Простые пропорции определяют соотношение вертикалей: ширина постройки равна ее общей высоте 75 метров, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты.

Внутренние поверхности Тадж-Махала сделаны с таким изяществом, что смотреть на цветочные орнаменты выполненные в камне можно часами. В отделке Тадж Махала применялись самоцветы и разноцветный мрамор, поставки материалов осуществлялись со всего мира.

Мозаика из разноцветных кусочков агата, сердолика, оникса, бирюзы, янтаря, яшмы и кораллов воспроизводит цветочные гирлянды, букеты, украшающие стены погребального зала. Черным мрамором выполнен эпиграфический декор, воспроизводящий суры Корана.