Грузовые люки и люковые закрытия. Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях

Грузовые люки - большие вырезы в палубах над грузовыми трюмами. На твиндечных судах они располагаются один над другим. В верхней палубе люки ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом - комингсом - высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами. Люковые закрытия по способу закрывания и открывания грузовых люков подразделяют на простые и механизированные.

Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладывают в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрывают брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладывают и скрепляют с комингсом люка окованные деревянные шины. Люки в твиндеках обычно закрывают только лючинами.

Простые люковые закрытия недостаточно надежны, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуют механизированными люковыми.закрытиями.

Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставят и снимают грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Их подразделяют на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Такое закрытие представляет собой металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По-походному крышку закрепляют винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.

Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рис. 1. а ). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости. Крышки соединены цепями 4, тросами или металлическими тягами.

Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. Существуют закрытия системы Мак-Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка (рис. 1, б) имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3. Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 (см. рис. 1, а ) комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса их желобки остаются за внешними краями направляющих полок. В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5 .

Рис. 1. Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора.

Открываются и закрываются трюмы посредством тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8 (рис. 1, в). Для отката крышек ходовой конец троса закрепляют за утку 10 ведущей крышки 9 (см. рис. 1, а). При натяжении троса все крышки начинают откатываться на ведущих роликах по направлению силы тяги. При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие poлики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием силы тяжести поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки занимают вертикальное положение под рострами грузовой рубки.

Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, выбирают лебедкой, расположенной по другую сторону люка, или той же лебедкой 8 (см. рис. 1, б ), проведя трос через блок на противоположной стороне люка. При натяжении троса ведущая крышка тянет за собой остальные. Когда она доходит до упора, первая крышка 6 занимает горизонтальное положение. После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки одна к другой. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка - винтовыми задрайками.

Перед открытием люка крышки немного приподнимают, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых одна к другой крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек имеются специальные приспособления различных конструкций.

Простейшее откидное закрытие - стальная крышка, закрывающая весь люк. Она соединена шарнирно с комингсом и при открытом люке устанавливается в вертикальном положении.

Для закрывания больших грузовых люков применяются закрытия, состоящие из нескольких секций, соединенных между собой. Они бывают двух- и трехсекционные, одностворчатые, откидывающиеся в нос или в корму судна, и четырехсекционные, двустворчатые, попарно откидывающиеся в обе стороны. Для подъема крышек и установки их на место применяется преимущественно гидропривод иреже - тросовый привод с тягой от лебедок.

Одностворчатое двухсекционное закрытие с гидравлическим приводом, шарнирно соединенное с кормовым комингсом люка (рис. 2, а), состоит из двух секций: ведущей 5 и ведомой 3. Секции в створке соединяются между собой двумя-тремя межсекционными и одной-двумя холостыми петлями. Первые являются основными, а вторые служат дополнительными шарнирами. Ведущая секция соединена шарнирно с фундаментом 10 двумя-тремя силовыми петлями 8, а каждая петля - с гидроцилиндрами 11 . Фундаменты и гидроцилиндры находятся за просветом люка у комингса. На одной из петель есть нажимной ролик для воздействия на рычаг конечного выключателя при открывании люка.

Каждая секция состоит из сплошных поперечных и разрезных продольных балок, приваренных снизу к стальному настилу секций. По периметру секций изнутри установлены угольники, образующие пазы, в которые вклеены уплотнительные прокладки и угловые вкладыши из губчатой резины. Уплотнителями между секциями служат бурты и планки. Предусмотрена система для стока и отвода воды, проникшей через уплотнение, с выходом в дренаж и водосборники 1 .

На ведомой секции установлены два кронштейна с катками 2. На горизонтальных полках продольных комингсов люка для катков имеются две направляющие дорожки 6 с уклоном в районе кормового комингса. Уклон облегчает раскатывание секции в начале закрывания люка. У носового поперечного комингса дорожки имеют аналогичный уклон 13 , который обеспечивает плавное, без затирании уплотнение стыка. Для обжатия секции по периметру закрытий установлены быстродействующие задрайки 12. Вертикальные стыки между секциями защищены от прямых ударов волн щитками 4. Для стопорения створок при открывании люка имеются упоры 9 , а положение створок при открытом люке фиксируется двумя цепнымн стяжками 7 .


Рис. 2. Откидные люковые закрытия.

При открывании люка ведущая секция под давлением штока поршня гидроцилиндра медленно поднимается, увлекая за собой ведомую секцию. В начальный момент закрывания люка гидроцилиндры сталкивают секции, а в дальнейшем они раскатываются и укладываются на место под действием силы тяжести. Гидроцилиндры в этом случае служат для торможения и плавного закрывания люка.

Четырехсекционное, двустворчатое закрытие отличается от рассмотренного в основном тем, что оно состоит из четырех секций, соединенных попарно в две створки. Каждая из створок двумя силовыми петлями соединена шарнирно с фундаментом и с гидроцилиндрами. Створки открываются в нос и в корму независимо одна от другой. Для надежного торцового уплотнения между створками служат клинья и механизмы разъема.

Управление работой закрытий осуществляется с электрических щитов, установленных в водозащищенных ящиках под полкой комингса люка.

Люк с односторонним трехсекционным закрытием с тросовым приводом (рис. 2, 6) открывают и закрывают лебедками, выбирая тросы соответственно 1 и 2.

Наматываемые закрытия применяются сравнительно редко.

Грузовые люки представляют собой большие вырезы в палубах для погрузки и выгрузки. На твиндечных судах грузовые люки располагаются один над другим. Люки в верхней палубе ограждаются по всему периметру толстым вертикальным стальным поясом - комингсом высотой до 1 м, а в твиндеках - леерами.

Грузовые люки оборудуются прочными водонепроницаемыми закрытиями, которые подразделяются на простые и механизированные.

Простые люковые закрытия состоят из съемных стальных бимсов, деревянных лючин и брезента. Бимсы закладываются в гнезда на продольных комингсах и служат опорами для лючин. Уложенные на бимсы лючины верхней палубы покрываются брезентом, который поджимается стальными шинами к комингсам и надежно заклинивается по периметру люка. Поперек каждого ряда лючин поверх брезента накладываются и скрепляются с комингсом люка окованные деревянные шины.

Люки в твиндеках обычно закрываются только лючинами. Простые люковые закрытия не обеспечивают достаточной надежности, особенно при больших размерах люков, а их снятие и установка на место требуют большой затраты времени и ручного труда. Поэтому все современные суда оборудуются механизированными люковыми закрытиями.

Механизированные люковые закрытия быстро и безопасно ставятся и снимаются грузовыми лебедками или специальными гидравлическими приводами. Они представляют собой металлические водонепроницаемые крышки и по способу их уборки подразделяются на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые.

Съемные закрытия просты по конструкции и надежны в эксплуатации. Они представляют собой одну металлическую крышку, соответствующую размерам грузового люка, которую снимают и ставят на место грузовой стрелой. По- походному крышка закрепляется винтовыми задрайками, которые одновременно уплотняют резину, уложенную по периметру крышки, обеспечивая водонепроницаемость закрытия. Съемные закрытия применяются на судах с небольшими люками.

Откатываемые закрытия имеют тросовый привод от грузовой лебедки. Наиболее распространенным закрытием этого типа является закрытие системы Мак-Грегора (рис. 59, a). Оно состоит из нескольких стальных коробчатых крышек (секций), которые для прочности с внутренней стороны подкреплены продольными и поперечными ребрами жесткости.

рис. 59 Откатываемое люковое закрытие системы Мак-Грегора

а - общий вид закрытия; б - схема открытия и закрытия люка; в - схема отдельной крышки

Крышки соединены между собой короткими цепями 4, тросами или металлическими стержнями - тягами. Водонепроницаемость закрытия обеспечивается резиновыми прокладками, уложенными в пазы люковых крышек, задрайками и клиновыми зажимами, которыми крышки плотно прижимаются к комингсам люков.

Имеется несколько конструкций люковых закрытий системы Мак-Грегора, отличающихся одна от другой в основном некоторыми деталями открывающего и подъемного устройств. На рис. 59, б показана схема закрытия системы Мак- Грегора с автономными опрокидывающимися крышками. Каждая крышка имеет с боковых сторон по два ведущих ролика 2 и по одному осевому роульсу с желобками 3 (рис. 59, в).
Ведущие ролики опираются на направляющие полки 1 комингса, по которым крышки могут перемещаться вдоль люка. Осевые роульсы выступают в стороны несколько больше, чем ролики, и при перемещении крышки вдоль комингса - их желобки остаются за внешними краями направляющих полок, В конце полок к их наружным сторонам приварены вертикальные листы, имеющие скосы 5.

Открываются и закрываются трюмы при помощи тросовой передачи 7 от грузовой лебедки 8. Для отката крышек ходовой конец троса крепят за утку 10 ведущей крышки 9. При натяжении троса все крышки.начнут откатываться на ведущих роликах по направлению тяги.

При подходе каждой крышки к концу направляющих полок ведущие ролики сходят с них, а направляющие роульсы наезжают своими желобками на скосы и поднимают крышку. Свисающая за поперечный комингс люка часть крышки под действием собственного веса поворачивает крышку на направляющих роульсах. После полного раскрытия люка все крышки займут вертикальное положение под рострами грузовой рубки.

Для закрытия люка трос, закрепленный за утку последней крышки, надо выбирать либо лебедкой, расположенной по другую сторону люка, либо той же лебедкой, проведя трос через блок на противоположной стороне люка.
При натяжении троса ведущая крышка потянет за собой остальные. Когда ведущая крышка дойдет до упора, первая крышка 6 займет горизонтальное положение.
После этого трос переносят с ведущей крышки на первую и обтягивают, плотно прижимая крышки друг к другу. Для полного обжатия резинового уплотнения крышки прижимают одну к другой клиновыми зажимами, а к комингсу люка - винтовыми задрайками.

Перед открытием люка необходимо крышки немного приподнять, так как при горизонтальном перемещении плотно прижатых друг к другу крышек может повредиться резиновое уплотнение. Для подъема крышек закрытия имеются специальные приспособления различных конструкций.

Откидное закрытие в простейшем случае состоит из одной стальной крышки, закрывающей весь люк, шарнирно скрепленной с комингсом люка. При открытом люке крышка устанавливается и закрепляется в вертикальном положении.
Для закрытия люков больших размеров применяются откидные закрытия, состоящие из нескольких откидных складывающихся крышек (рис. 60). По количеству крышек закрытия бывают двух- и трехстворчатые или четырехстворчатые парные, откидывающиеся в обе стороны люка.

Для подъема крышек и установки их на место применяется, как правило, гидравлический привод, смонтированный у комингса люка или в секциях самих крышек. Иногда используется тросовая передача от грузовой лебедки. Процесс открытия грузового люка выбиранием троса 1 и закрытия выбиранием троса 2 понятен из рис. 60.

Наматываемые закрытия имеют люковые крышки, состоящие из большого числа узких, шарнирно соединенных между собой металлических секций коробчатого сечения. При открывании люка такая крышка перемещается по продольным комингсам и наматывается на длинный (во всю ширину крышки) барабан специальной вьюшки, установленной у поперечного комингса люка.

Из-за сложности конструкции и других недостатков наматываемые закрытия широкого распространения не получили.

Палубы в составе корпуса обеспечивают его продольную и поперечную прочность; предназначены для размещения грузов, помещений для пассажиров и команды; палубы служат опорами для бортов и переборок и обеспечивают водонепроницаемость корпуса. Различные суда имеют разное количество палуб и платформ: суда внутреннего и смешанного плавания имеют одну главную палубу, а пассажирские суда - еще и платформы. На морских судах, особенно пассажирских, бывает по нескольку палуб, а главной из них считается палуба, до которой доводят поперечные переборки. Эту палубу часто называют палубой переборок.

Верхняя (главная) палуба судов имеет форму плавной кривой с подъемом от средней части судна к оконечностям - седловатостью палубы. При этом подъем палубы к носу обычно делают в два ра-i3a больше, чем к корме. Такая седловатость ограничивает заливание палубы встречной или попутной волной.

Кроме седловатости, верхняя (главная) палуба имеет поперечную кривизну - погибь бимсов. Стандартная стрелка погиби бимсов равна 1/50 ширины корпуса. Погибь бимсов улучшает скатывание воды с палубы за борт. Нижние палубы (внутри корпуса) Смогут не иметь ни седловатости, ни погиби бимсов.

Так же, как и днище, палуба может быть набрана или по поперечной, шли по продольной системе набора. Платформы обычно набирают по поперечной системе набора.

Палуба судна (поперечная система набора). Палубы сухогрузных судов (рис. 20) отличаются наличием большого количества вырезов - грузовых люков, обнесенных комингсами. Для удобства погрузки и выгрузки, особенно на судах, перевозящих руду, лес (в бревнах) и крупногабаритные контейнеры, вырезы делают больших размеров, причем они могут быть расположены в один или два ряда (по ширине судна).

Подпалубный набор судна состоит из балок главного направления: бимсов (по всей ширине) или полубимсов (от люка до борта или между люками). Перекрестными продольными связями, установленными в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов), являются усиленные подпалубные балки - карлингсы. Поперечные связи (бимсы) ставят в плоскости шпангоутов, соединяясь с которыми, они представляют собой как бы замкнутые связи, идущие под палубой, по бортам и днищу. Усиленные поперечные связи: по днищу - Усиленный флор, по бортам - рамные шпангоуты и под палубой - Усиленный бимс, состоящий из полосы с обратной полосой.

Рис. 20. Конструкция палубы (вид из трюма) сухогрузного судна (поперечная система набора):
1 - настил палубы, 2 - карлингс, 3 - бимс, 4 - продольный и поперечный комингсы люка, 5 - пиллерс, 6 - полубимс, 7 - концевой бимс

При больших вырезах (люках) на судах вдоль краев люка, под Палубой, идет карлингс, а над палубой в той же плоскости - продольный комингс. На небольших судах (иногда) в диаметральной плоскости устанавливают продольный карлингс; если же средний люк разрезает его, то продольные комингсы над люком удлиняют на 2-3 шпации за вырез, делая как бы «перевязку» продольных связей.

Для улучшения работы палубных перекрытий и передачи усилий нагрузки с палубы на днище и наоборот, в качестве опор между палубами и днищем устанавливают стойки - пиллерсы, состоящие из труб или сваренных между собой угольников или швеллеров.

Пиллерсы устанавливают, как правило, в углах грузовых люков и, как обязательное условие для их опоры, выбирают: по днищу - пересечение днищевых стрингеров с рамным флором, а по палубе- пересечение рамного бимса с карлингсом. В углах больших палубных вырезов устраивают утолщенные палубные листы, а углы вырезов скругляют. В отдельных местах устанавливают также местные пиллерсы для поддержания балок.

Палубное перекрытие (продольная система набора). Такие палубы делают у крупных сухогрузных судов и на танкерах. Балками главного направления являются продольные подпалубные балки, установленные в плоскости днищевых продольных балок и стоек поперечных переборок. Опорами для продольных подпалубных балок служат рамные бимсы и рамные полубимсы, через вырезы в которых пропускают эти балки неразрезными и приваривают к стенкам вырезов. Конструкция палубы сухогрузного судна, набранной по продольной системе набора, изображена на рис. 21.


Рис. 21. Конструкция палубы сухогрузного судна (продольная система набора):
1 - продольный комингс грузового люка, 2 -поперечный комингс грузового люка, 3 - вварной усиленный лист палубы, 4 - настил палубы, 5 - карлингс, переходящий в нижнюю часть комингса, продольная подпалубная балка, 7 - пиллерс, 8 - кница, 9 - концевой бимс

Переборки - это вертикальные стенки, служащие для разделения корпуса на отсеки. Переборки бывают поперечные и продольные, основными из которых считают поперечные. Продольные переборки устанавливают на танкерах, разделяя корпус на отдельные отсеки по ширине.

На каждом судне морского, смешанного и внутреннего плавания по требованиям Регистра СССР и речного Регистра РСФСР обязательно должны быть установлены следующие поперечные переборки:
форпиковая (таранная), ограничивающая первый носовой отсек судна - форпик; ее устанавливают не ближе 0,05L и не далее 0,05L + 3,0 м от форштевня (на крупных судах);
ахтерпиковая, ограничивающая крайний кормовой отсек - ахтерпик;
носовая и кормовая переборки МО (машинного отделения), если оно расположено в средней части судна.

Максимальное расстояние между поперечными переборками на крупных морских судах делают не более 30 м, на танкерах- 12- 15 м. Максимальное расстояние между переборками на судах речного флота - не свыше 6 высот борта, на танкерах внутреннего и смешанного плавания с высотой борта H≤2,5 м - не более 24 шпаций, а при H≥2,5 м - не более 36 шпаций.

Расстановка поперечных переборок на судах связана также с Условиями обеспечения непотопляемости.

По назначение переборки делят на прочные, проницаемые, непроницаемые, огнестойкие и выгородки - стенки в надстройках и рубках, а также на отбойные, которые ставят внутри топливных цистерн.

По конструкции различают: плоские (с ребрами жесткости) и гофрированные.

Плоские переборки состоят из полотнищ, сваренных из отдельных листов поясами (нижний, средний и верхний). Полотнища подкрепляют вертикальными стойками - ребрами жесткости, поставленными на расстоянии 600-900 мм в зависимости от назначения и места установки переборки. В плоскости бортовых стрингеров по переборке ставят усиленную поперечную связь - шельф, а в плоскости днищевых стрингеров (кильсонов) и карлингсов - усиленные жесткости - контрофорсы.

Крепление ребер жесткости с шельфом такое же, как продольных балок с рамными связями. Поперечная переборка (плоская с ребрами жесткости) изображена на рис. 22.


Рис. 22. Поперечная переборка (гладкая с жесткостями)

Гофрированные переборки изготовляют из полотнищ путем штамповки на мощных прессах. Применение гофрированных переборок дает уменьшение трудоемкости на 10-15% и массы их на 25% за счет отсутствия набора.

Гофры на поперечных переборках судна располагают вертикально, а на продольных - горизонтально. Прочность гофрированных переборок эквивалентна прочности плоских переборок.

(голл. luik ). Отверстие в палубе корабля для схода вниз или для нагрузки; отверстие в полу театральной сцены; вообще вход в подполье, в погреб; лежачая дверь, полукруглое окно вообще.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) наружное отверстие на корабле; 2) отверстие на полу театральной сцены; 3) дверь на полу для входа в подвал или на потолке для хода на чердак; 4) полукруглое окно.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

1) опускная дверь на полу, ведущая в подвал, или подъемная дверь в потолке для хода на чердак; 2) на кораблях - всякое наружное отверстие и в особенности - пушечной амбразуры с запорами и ставнями; 3) полукруглое окно.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

гол. luik . а) Отверстие в палубе корабля. b ) Отверстие в полу театральной сцены.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

(гол. luik) закрывающееся крышкой отверстие, напр, в палубе корабля, в танке, в полу сцены, в стенках парового котла.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

люка, м. [нем. Lucke ]. 1. Отверстие с захлопывающейся крышкой, напр. в палубе корабля, в танке, в полу сцены.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Люк

а, м. (нидерл. luik).
1. Закрывающееся крышкой отверстие, напр. в палубе корабля, в танке, в полу сцены и др. Канализационный л .
2. тех. Отверстие для орудия в борту судна, самолета и т. п.
Люковый - относящийся к люку 1, 2, люкам.
|| Ср. амбразура , порт .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЛЮК" в других словарях:

    Люк, а; мн.люки, ов … Русское словесное ударение

    люк - люк, а … Русский орфографический словарь

    люк - люк/ … Морфемно-орфографический словарь

    - (от нидерл. luik): Закрывающееся крышкой отверстие для проникновения вниз или внутрь чего либо (напр., канализационный люк, вентиляционный люк, телефонный люк, грузовой люк). Люк в оптике реальное отверстие (диафрагма) или… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? люка, чему? люку, (вижу) что? люк, чем? люком, о чём? о люке; мн. что? люки, (нет) чего? люков, чему? люкам, (вижу) что? люки, чем? люками, о чём? о люках 1. Люком называют закрывающееся… … Толковый словарь Дмитриева

    ЛЮК, люка, муж. (нем. Lücke). 1. Отверстие с захлопывающейся крышкой в палубе корабля, через которое проникают в трюм (мор.). || Отверстие в борту судна для дула артиллерийского орудия (мор.). «И молча в открытые люки чугунные пушки глядят.»… … Толковый словарь Ушакова

    - «ЛЮК», СССР, КОНТРАКТ 2/ЗОДИАК (киностудия им. М.Горького)/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1991, цв., 80 мин. Социальная драма. Молодой бомж Люк, не подчинившись законам, установленным его же коллегами бомжами, а также произволу прораба, попадает на… … Энциклопедия кино