Как затонул пиратский город порт-ройал на ямайке. Порт-ройял - пиратская столица на морском дне Порт рояль где находится

1692 год — после землетрясения и образования зыбучих песков был разрушен и ушел под землю Порт-Ройял — столица ямайских пиратов – «прибежище „джентльменов удачи“» и «самый веселый» город на побережье. В результате катастрофы погибло около 5 000 жизней.

Что могло стать причиной трагедии и почему современники называли это «карой Господней»?

С юго-восточной стороны на острове Ямайка, там, где возвышаются Голубые горы, есть большая бухта, которая образует прекрасную естественную гавань – Кингстон-Харбор. На берегу бухты находится город Кингстон – столица и основной порт острова. Но так было не всегда. В XVII столетии в конце существующей и по ныне песчаной косы Палисейдоус, уходящей в океан на 13 км, располагалась знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.

Некогда на этом месте находился форт, который периодически отвоевывали друг у друга то англичане, то испанцы. 1655 год — когда Ямайка окончательно перешла под юрисдикцию Британии, форт увеличился до размеров города. У него была удобная гавань и укрепленный берег, именно потому в скором времени его облюбовали морские пираты. До метрополии было далеко, и власть очень быстро перестала справляться с наведением порядка на острове. 1674 год — английский король Чарльз II даже был вынужден назначить на должность мэра Порт-Ройала самого известного из морских разбойников – Генри Моргана.

Но и это не смогло помочь – город прочно удерживал за собой пальму первенства среди самых опасных мест на Земле. Там грабили и на море, и на суше. За каждым купцом стояли свои городские бандиты. Легкая нажива породила пьянство и разврат, размеры которого приводили в замешательство даже видавших виды пиратов, мечтавших отдохнуть в тихой гавани. В порту во всю процветала работорговля, тут находился один из самых больших невольничьих рынков в мире.

До катастрофы в Порт-Ройале было около 2 000 строений. В большинстве своем это были жилища местного населения, некоторая часть – для развлечений, остальные постройки выполняли хозяйственные функции. В городе имелись два отлично укрепленных форта, церковь, большое количество магазинов и складов. Здания, которые располагались на самом берегу гавани, были как правило деревянные.

Одна историческая хроника XVII века так описывает этот крупнейший торговый центр всего Карибского бассейна: «Таверны битком набиты золотыми и серебряными кубками, сверкающими драгоценными каменьями, украденными из соборов. Простые моряки с тяжелыми золотыми серьгами с драгоценными каменьями играют на золотые монеты, ценностью которых никого не интересуется. Любое из зданий здесь – сокровищница». Многие считали это место проклятым и восприняли жуткое землетрясение как месть Бога отступившим от него людям.


В действительности, с точки зрения сейсмической опасности, это было, возможно, самое незащищенное место в мире: город в прямом смысле слова строили на песке. В наше время научные исследования показали, что поверхностный 20-ти метровый слой песка косы Палисейдоус утрамбован не плотно, и к тому же насыщен водой. Под ним находится гравий и обломки скал. Даже не сильное землетрясение могло там натворить много бед, а твердый песок в одночасье мог стать «зыбучим».

Образование этих зыбучих песков происходит по такой схеме. Вначале глубоко в толще песка начинает бить подземный источник, потом вода, поднимаясь вверх, заполняет пространство между песчинками и раздвигает их. Сцепление частиц почвы в значительной степени становится меньшим, песок превращается в «жидкий» и начинает плыть под ногами. Второй, более быстрый способ превращения простого песка в «зыбучий» – это землетрясение, которое тоже вызывают разрыв связей между частицами почвы.

1692 год, 7 июня — в Порт-Ройале произошло мощное землетрясение, в результате чего большая часть столицы пиратов исчезла с лица земли. В течении долгого времени считалось, что город «сполз» в море под воздействием подземных толчков и образовавшегося потом цунами. Однако последние исследования показывают, что он просто ушел в песок, на котором стоял. Подземные толчки привели к нарушению плотной структуры почвы, меньше чем за минуту песок стал текучим, и город «провалился сквозь землю».

Буквально спустя 10 мин после землетрясения пески восстановили свои свойства, похоронив под собой 2/3 города и около 2/3 населения (примерно 5 000 человек). До наших дней сохранились письма от министров, городских чиновников и торговцев, свидетелей катастрофы Г.Слоэну, тогдашнему секретарю Британского королевского общества, которые свидетельствуют, что Голубые горы, которые находились в 2 км от берега, были сдвинуты землетрясением и что у береговой линии теперь совсем другой вид, чем раньше.

Все началось в 11 ч 43 мин при полном штиле на море и замечательной погоде. Было только три толчка, из которых последний был самым мощным. После первого толчка, стены сооружений дали трещины, внутри помещений на пол попадала утварь и мебель. С моря налетел ураган, и некоторые из жителей кинулись в верхнюю часть города, ближе к Голубым горам. И это их спасло. Потом последовал второй, более сильный удар стихии, от которого здания начали рушиться и уходить под землю вместе со всем содержимым. На море образовалась огромная волна, хлынувшая на берег и увлекающая за собой все, попадавшееся на пути.

Но для некоторых людей это смертоносное цунами было спасительным. Гигантская волна подняла на себя фрегат «Лебедь», который был вытащен на берег для ремонтных работ. Судно понеслось над оставшимся внизу городом, потянув за собой крепежные канаты и леера. Люди, сумевшие ухватиться за них, остались на плаву. Когда «Лебедь» врезался в крышу полуразрушенного строения и остановился, они выбрались на мелководье и остались в живых.

Чудом смог выбраться из песочной ловушки один из обитателей Порт-Ройал – купец Льюис Голди. Его затянуло под землю почти всего, и он с ужасом понял, что погибнет. Однако тут обреченный почувствовал, что снизу его выталкивает мощный водяной поток. Спустя мгновение он вылетел из песка, как пробка из шампанского. После сильнейшего нервного потрясения, купец, все-же не покинул проклятый остров и стал одним из известнейших людей во всей округе. Он с охотой рассказывал приезжим небылицы о ужасном ямайском землетрясении 1692 г., которое он смог пережить.

Спустя несколько минут после третьего, самого мощного толчка, песок вновь стал твердым, а на поверхности земли остались торчать куски стен и головы несчастных жителей пиратской столицы, которые не смогли выбраться из зыбучего песка. Как написал поздней преподобный отец Эммануэль Нит, «эти головы после служили пищей для бродячих собак». Другой очевидец в письме свидетельствовал: «Люди были схвачены в объятия Земли и задушены ей. Их так и хоронили – с головами над поверхностью, а некоторые были объедены собаками. В течении долгого времени эти места все старались обходить стороной».

Пережившие землетрясение, начали восстанавливать уцелевшие дома и отстраивать город заново на том же месте. Но спустя 10 лет после того жуткого землетрясения в Порт-Ройале произошел сильный пожар, которым было уничтожено все, что удалось восстановить. Вслед за этим пронеслись несколько мощнейших ураганов, и остатки «пиратского оазиса» занесло толстым слоем ила и песка. Еще в 1859 г. любопытные могли видеть на месте провалившегося сквозь землю города остатки нескольких домов, стены которых на один-два метра выглядывали из прибрежного песка. Но потом еще одно сильное землетрясение, которое произошло здесь в 1907 г., спрятало от людских глаз и этих немых свидетельств катастрофы.

С того времени много искателей приключений и легкой наживы пытались откопать сокровища пиратской столицы, погребенные на дне моря. Хроника трагедии на Карибах, которая дошла в многочисленных описаниях до нашего времени, давала надежду, что застигнутые врасплох обитатели Порт-Ройала просто не имели возможность перенести свои сокровища в безопасное место. Золотоискателям грезились огромные сундуки с награбленными ценностями, которые уцелели в разрушенных домах, похороненных под толщей песка и воды. Ныряльщики, обследовавшие в XIX и XX столетиях акваторию Кингстон-Харбор, подтвердили наличие под водой старинных развалин.

Первую экспедицию к берегам Ямайки на специально оснащенном для подводной археологии корабле «Си Дайвер» осуществил в 1953 г. Эдвин А.Линк. Длительная работа грунтососа долгое время не давала ожидаемых результатов. Исследователь был разочарован, но решился попытать счастья еще раз. Передвинув заборный шланг всего лишь на несколько метров в сторону, он сразу наткнулся на то, что искал. Самая уникальная находка была подъем золотых часов, изготовленных в 1686 году амстердамским мастером Полем Блонделем, на стрелках которых зафиксировалось время катастрофы – без 17 минут полдень.

Но незначительные средства, которые были получены Линком от Национального географического общества Америки, дали возможность ему обследовать лишь кухню и магазин в форте погибшего Порт-Ройала. Потом он с сожалением расстался с «пиратским Вавилоном». Следующую экспедицию осуществил американский ученый Роберт Маркс, который оказался удачливей своего предшественника. Маркс смог обнаружить таверну, два сохранившихся здания и… сундук с драгоценностями с испанского галеона, потерпевшего крушение в составе флотилии в 1691 г.

Кто знает, сколько еще тайн может хранить проклятый город Порт-Ройал, так неосмотрительно построенный пиратами на песке?

— «Капитан Джек Воробей!»

Эта реплика из кинофильма «Пираты Карибского моря» стала узнаваема практически во всем мире. Услышав её, на ум приходит следующая картина: беспощадные пираты, сундуки с сокровищами, корабли на черных парусах с черепами, запах пороха, разбой, пьянящий вкус рома. Всё это является неотъемлемой частью той славной эпохи, эпицентром которой стала знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.


Середина ХVII века для Западной Европы была исторически важным периодом. В это время велись непрерывные конфликты между господствующими странами: Испания, Голландия, Англия, Франция. Естественно вопросы касались территориального расширения и зон влияния в водах Тихого океана. История небольшого городка на юге Ямайки началась с острого англо-испанского противостояния.

Первые воспоминания о Порт - Ройале датируются еще началом ХVI века. В 1518 году на одноименном мысе был основан город - порт Кагуэй. Особенности его географического расположения впоследствии послужили отправной точкой развития юго-восточного побережья Ямайки. К середине ХVII века Кагуэй (будущий Порт-Ройал) стал очень важным торговым звеном Нового Света.

В 1654 году английский полководец Оливер Кромвель объявил о морском походе, результатом которого должно было стать покорение испанских колоний в заливах Карибского моря. Армия численность почти десять тысяч человек под командованием двух доверенных лиц Кромвеля — адмирала Уильяма Пенна и Роберта Венейблза — достигла берегов Санто Доминго на острове Гаити. Но как только флотилия вышла на берег, её встретил ожесточенный отпор вооруженных испанских партизан.

Озлобленные англичане были вынуждены отступить, и тогда их взгляд пал на беззащитную на первый взгляд Ямайку, где держать оружие в руках могли лишь несколько сот ополченцев. Последние, не выдержав атаки, отошли вглубь острова, но англичане, увлеченные быстрой победой, не пошли дальше, а остались у побережья. Пользуясь промедлением, испанские жители острова собрали свои пожитки, выпустили рабов и в срочном порядке переправились на Кубу. Оставшиеся же рабы организовались в банды и шайки, став первыми пиратами Ямайки.

Старая карта Порт-Ройала и окрестностей | wiki

Со временем на острове стало селиться всё больше англичан. За несколько десятилетий Порт-Ройал превратился в центр торговых путей Нового Света, где с одной стороны базировались представительства влиятельных торговых компаний и находилась база королевского флота, а с другой процветала контрабандная торговля и пиратство. Здесь можно было без препятствий сбыть награбленное и хорошенько развлечься в местных трактирах и публичных домах. Порт-Ройал как магнит притягивал к себе всевозможных дезертиров и разбойников. На пирсе они нанимались в команды кораблей, после чего уходили на «дело». Некоторые из них возвращались с долгожданной добычей, другие – с пулей во лбу: торговые корабли стали стали нанимать охрану для своей защиты. Пираты организовали на Ямайке нечто вроде своего государства со столицей в Порт-Ройале. Англичане же закрывали на это глаза – морские разбойники обязались не нападать на британских торговцев, но зато не давали покоя испанцам, устраивая постоянные налеты на их острова и корабли.

Генри Морган

Пика своего развития Порт-Ройал достиг во времена знаменитого английского пирата Генри Моргана. Он понимал, что разграбление небольших поселений и островов не дает существенного прироста прибыли, поэтому нацелился на более крупную добычу. Таковой стал город Панама, славившийся своими богатствами, накопленными благодаря торговле золотом и серебром. Для задуманного ему нужно было большое войско, которое пират, служивший английской короне, сумел получить после переговоров с пиратами Тортуги и Гоавы.

Предприятие Генри Моргана оказалось успешным, и в 1671 году войско пирата разграбило город. Поговаривали, что добыча капитана была столь велика, что увезти её в Порт-Ройал удалось только через неделю. Домой разбойники вернулись победителями.

Но существование самой пиратской столицы подходило к концу – через 21 год после похода Генри Моргана в окрестностях острова произошло сильнейшее землетрясение. Поднявшаяся вода затопило 2/3 города, погубив почти все его население – видимо, сам Всевышний решил наказать жителей Порт-Ройала за разгул и бесчинства. Интересно, что из 50 ушедших на дно судов лишь один принадлежал британским военным – все остальные принадлежали пиратским командам.


Порт Ройал на современной спутниковой карте с наложением карты города 17 века

Впрочем, выжившие через несколько лет отстроили город заново. Но Порт-Ройал будто кто-то проклял: через 11 лет почти все постройки в городе уничтожил сильный пожар, а «добили» пиратскую столицу последовавшие за этим ураганы.


В настоящее время часть зданий Порт-Ройал находится под водой на глубине около 15 метров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обзор на атмосферный филлер, где пиратская тематика отлично перекликается с происходящим за игровым столом: рискуем, обогащаемся, нанимаем команду головорезов, подкупаем чиновников и топим корабли. Порт-Ройал продолжает жить своей пиратской жизнью. В обзоре плюсы и минусы этой динамичной настольной игры.

Что внутри?

Игра исключительно карточная. Колода из 120 карт, которые разделены по типам: персонажи, корабли, налоги, экспедиции.
Половина колоды (60 карт) — это персонажи с помощью которых можно:

  • получить ПО;
  • обменять их на карты экспедиций (см. ниже);
  • получить дополнительные действия или возможности (купить 2 карты, потопить корабли и т.п.);
  • получить дополнительный доход.

Карты персонажей — источник ПО и возможностей

Чуть меньше половины – корабли (50 штук):

  • основной источник получения денег на покупку персонажей (см. выше).

Корабли — основной источник обогащения

Оставшиеся 10 карт — бонусные задания и штрафы:

  • Карты налога. Типичные для многих игр карточки разыгрываемых событий (сброс превышающих лимит денег и небольшой бонус).

Карты налога — сброс излишков денег

  • Карты экспедиций. Они дают ПО и деньги, но для выполнения требуется собрать определенный набор из персонажей.

Карты экспедиций — дают много ПО и бонус, но придется скинуть несколько персонажей чтобы их получить

Кроме того, каждая карта может играть роль денюжки – для этого достаточно перевернуть ее рубашкой вверх, где изображена монетка.

На рубашке карт есть монетка, что символизирует 1 денюжку. Монетки берутся сверху колоды, что делает невозможным просчитать колоду

Цель игры накопить 12 победных очков, имея на старте всего 3 монеты.

Ход игры

Игровой процесс простой: открываем карту и решаем, что с ней делать – покупать, продавать или сбрасывать. По ходу «прокачиваем» свои возможности и тем самым расширяем выбор.

Теперь чуть подробнее, что можно сделать в свой ход. Вариантов немного:


Купленные карты кладем перед собой – их свойства теперь активны до конца игры.

Что понравилось?

Оформление

Коробочка компактная и крепкая, весьма удобного формата – можно брать с собой в гости. Много места не займет.

Компактная и крепкая — можно в карман куртки положить или в отделение рюкзака

Арт на пиратскую тему, выполнен стильно, ненавязчиво. На столе смотрится не только красиво, но и информативно – все «подсказки» видны и хорошо различимы.

На карте кораблей есть подсказка, сколько всего корабликов этого типа есть в колоде и какая нужна сила, чтобы их затопить. Информация важная, если у вас, конечно есть пираты и матросы.

Историческая справка:

Порт-Ройал, 1692 год

Порт-Ройал реальный исторический город. В своё время, жизнь там кипела на всю катушку. Через него шли мореходные пути вдоль и между континентами. Торговые, государственные и пиратские интересы пересекались с размахом. В год его посещало около 200 кораблей не считая контрабанды, которая велась около. Проживало до 10000 человек (половина населения Ямайки). Сейчас исторический город покинут, в результате природных катаклизмов легендарная пиратская столица ушла под воду на глубину 14 метров.

Карточки вполне обычные – плотностью не отличаются, но выдержали без особых последствий три партии, только затем одели их в защиту.

Вся колода в не самых тонких протекторах. В коробочку укладывается обратно в лучшем виде!

Освоение «на ходу»

Правила на 12 страничках: простые, понятные, иллюстрированные. Подготовка за 1 минуту! Для тех в компании, кто правила не читал, объяснять лучше сразу «на ходу». Замечено, что любые вводные в данном случае только дезориентируют игроков, все начинают думать, что игра очень сложная. И наоборот, если сразу начать ход с себя и подробно комментировать действия, то суть улавливается очень быстро. «Порт Ройал» — тот редкий среди натолок случай, когда можно усадить всех за стол и произнести единственную волшебную фразу:

— Давайте играть, по ходу разберемся!

Правила на 12 небольших страничках

Игровой процесс – случай правит миром

«Порт Ройал» — игра на удачу и немножко на расчет. И в этом соотношении она, как мне кажется, уникальна.

Элемент случайности необходим в настольных играх для того, чтобы атмосфера за столом была живой, захватывающей, это хоть немного, но имитирует реальные жизненные переживания. Перебор со случаем тоже ни к чему хорошему не приводит – получаются монотонные игры из серии «кинь-двинь».

В нашей коллекции доминируют игры, где на долю случая отведено меньше половины: «», «», «», «» и т.п. В «Порт Ройал» доминирует случайность, таких игр в коллекции держим мало, например, «Бонанза». Не потому что не любим, а потому что игры, которые удачно используют «случай» не так много. «Порт Ройал» ценная находка в этом плане.

В игре весьма удачно сочетается «рулетка» и тактика. Первая наполняет «Порт Роял» эмоциями, азартом, вторая дает возможность испытать не менее волнительную надежду, что ты наконец-то смог контролировать ситуацию.

Переиграли несколько партий и всякий раз после окончания было желание продолжить, особенно отыграться. Так всегда происходит, когда вы отдаетесь воле случая – мысль, которая сидит в голове после неудачи: сейчас мне точно повезет, давай еще раз во что бы то ни стало. «Порт Ройал» азартен.

«Плут» окупается весьма быстро

В принципе, его можно рассматривать и как потенциально интересный стратегический филлер, с прокачиванием возможностей и способностью хоть как-то то влиять на ситуацию с непредсказуемым появлением карт из колоды. Например, прокачать способность топить корабли, тем самым добывая больше богатств. Выход? Ум подсказывает, что да, но на практике все стараются разбогатеть, полагаясь исключительно на удачу, и это работает эффективнее, чем расчет на стабильное будущее. При этом играть-то интересно. Вот, что удивительно)))

Также важно, что игра постоянно удерживает внимание. Даже если вы не являетесь на данный момент активным игроком, то ситуация на поле всегда затрагивает ваши прямые интересы – есть надежда, что перепадет «вкусненькое», поэтому надо быть на чеку.

Баланс

Единственный ресурс — деньги, но игра не любит богатых. Карты «Налога» забирают при превышении лимита сразу половину в казну. Таким образом «богатый» игрок всегда чувствует опасность и мотивирован не ждать нужную карту потом, а покупать выгодную сейчас. В итоге все играют с примерно одинаковыми суммами и набором карт. Кто победит не ясно до последнего момента — всё решит случай 🙂

Что не понравилось?

Куда расти, к чему стремиться?

Нет мотивации развивать игровые навыки:

  • Знание колоды не имеет решающего значения – механика такова, что приход карт не просчитать.
  • Умение топить корабли не имеет значения – можно полагаться на удачу и жить богато.
  • Купил карту не потому, что так задумал, а потому, что получилось.

В итоге партии после 5-ой начинается дежавю – решения принимаются ситуативно, эмоции испытываются так же. Процесс затягивает, но после игры какое-то ощущение пустоты. Сошлись на мнении, что 1 партии за вечер достаточно, затем «Стоп!» и переходим к чему-то белее содержательному.

Мнение

«Порт Ройал» (Port Royal) — красивая, простая, живая и эмоциональная игра. Игровой процесс способен затянуть на вечер, но отсутствие глубины и огромная роль случая не позволяют получить от нее более полный спектр впечатлений, присущий настольным играм. Азарт — вот главный фан, который она дает участникам. Игра для настоящих пиратов — тех кто любит риск, удачу и молниеносны решения.

Порт-Роял (Ямайка) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Когда-то - «самый богатый и самый порочный город мира», Порт-Роял в 17 веке был столицей английской колонии на Ямайке и одной из наиболее известных пиратских гаваней. Самым знаменитым пиратом, который останавливался тут, был сэр Генри Морган, нападавший отсюда на испанские корабли, плававшие по Карибскому морю. Благодаря пиратским сокровищам город богател год от года вплоть до мощного землетрясения в июне 1692 г. Множество кораблей в гавани затонуло, множество людей погибло, а существенную часть города поглотила морская пучина. После землетрясений на город обрушились пожары и ураганы. Тогда говорилось, что сам Господь Бог вознамерился наказать Порт-Роял. После катастрофы новой столицей стал Кингстон, и многие, кто выжил, переехали туда. Но на этом беды Порт-Рояла не закончились: последнее сильное землетрясение произошло здесь в 1907 г., опять сровняв с водой всё то, что удалось отстроить за два столетия. Сегодня город практически полностью заброшен, а большая его часть находится под водой, на глубине до 15 м.

Затонувшие корабли 17-18 веков в его гавани были тщательно осмотрены множеством археологических команд. Но, конечно, до сих пор находятся одиночки, любители скуба-дайвинга и искатели сокровищ, которые не теряют надежды что-то оттуда стащить.

«Подводный город» Порт-Рояла внесён ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия. В конце 1980-х гг. было основано партнёрское предприятие, чьей задачей стало возродить Порт-Роял как историческую достопримечательность. Было разработано множество проектов тематических аттракционов, которые преимущественно так и остались в стадии проектов. Поэтому и по сей день Порт-Роял остаётся очень тихой и сонной рыбацкой деревенькой с численностью населения около 2 тыс. человек. Тем не менее некоторые туристы даже выбирают его в качестве базы для отдыха на Ямайке. Порт-Роял расположен ближе к аэропорту, чем Кингстон, и находится в 25 км от последнего - это достаточно мало для тех, кто берёт в аренду автомобиль, и достаточно много для тех, кто напуган криминальной славой столицы Ямайки.

В Порт-Рояле происходит действие многих «пиратских» историй - в частности, приключений капитана Блада и фильма «Пираты Карибского моря».

Так или иначе, два района Порт-Рояла в ходе проекта по реконструкции были приведены в более-менее божеский вид: Старый город и Королевские доки. В Старом городе, в реконструированной гавани Чоколата-Хоул, был обустроен пирс для круизных судов, и отсюда, в частности, отправляются экскурсионные лодки с прозрачным дном. Вдоль воды выстроился Фишерс-Роу, ряд кафе и магазинов. В доках открыли что-то вроде комбинации из Кораблестроительного музея и подводного аквариума с диорамами и экспозициями местной тропической фауны. Кроме того, в районе доков расположены штаб-квартира адмирала Королевского флота и пятизвёздочный отель.

Рыба, которую готовят на пару в одном из двух ресторанов «Глории» в Порт-Рояле, настолько хороша, что многие едут за ней аж из Монтего-Бэй.

Землетрясение оставило не так много оригинальных построек, но некоторые из них до сих пор можно осмотреть наряду с более поздними, но тоже довольно интересными. Стены форта Чарльз были восстановлены спустя два года после землетрясения и дошли в этом виде до наших дней. Это довольно большой каменный форт у моря, который можно осмотреть самостоятельно или с гидом. В форте также открыт любопытный маленький музей со старинными вещицами. Кроме того, стоят внимания старый госпиталь ВМФ, руины форта Роки и остальных четырех фортов Порт-Рояла, батарея Виктории и Альберта, церковь Св. Петра, а также Головокружительный дом. Последний называется так потому, что частично ушёл в землю и остался под наклоном после землетрясения 1907 г., и, осматривая его изнутри, легко почувствовать тошноту.

Сегодня Порт-Роял широко известен среди археологов, занимающихся постсредневековым периодом, как «Затонувший город». Низкая концентрация кислорода в воде способствовала тому, что многие объекты здесь довольно хорошо сохранились. Поэтому Порт-Роял многими считается самым важным археологическим подводным объектом Западного полушария. Затонувшие корабли 17-18 веков в его гавани были тщательно осмотрены множеством археологических команд. Но, конечно, до сих пор находятся одиночки, любители скуба-дайвинга и искатели сокровищ, которые не теряют надежды что-то оттуда стащить.

Практическая информация

Добраться до Порт-Рояла можно либо с организованной экскурсией, либо на арендованном автомобиле (полчаса дороги). Второе предпочтительнее, поскольку не все считают стоимость экскурсии адекватной полученным впечатлениям.

Кара небесная

Этот жаркий июньский день 1692 года в Порт-Ройяле (остров Ямайка) начался как обычно. В бухте покачивались хорошо вооруженные французские, испанские и британские корабли, но по государственным флагам это было трудно определить - флагштоки большей части судов были оголены и торчали к верху одинокими занозами.

Флаги были сняты не из ложной скромности - этими судами теперь владели пираты, и столь явно выставленная принадлежность к береговому братству говорила о том, что в Порт-Ройяле джентльмены удачи чувствовали себя в полной безопасности.

Новые хозяева кораблей находились тут же неподалеку. Кто-то продавал местному купцу партию товара, обнаруженного в трюме очередной жертвы, кто-то, уже получив свою долю, просаживал ее в ближайшей таверне, с лихвой возвращая деньги обычно тому же самому купцу, с которым ожесточенно торговался еще полчаса назад.

«Хозяйка» Ямайки - Британия - находилась за десятки тысяч миль; губернатор острова плотно сидел в своем кресле и, получая бешеные прибыли с каждого пиратского налета, гарантировал береговому братству свое покровительство, а бывшие хозяева Порт-Ройяла - испанцы - обходили зловещий остров стороной. Так что все случившиеся в этот день можно объяснить только карой господней.

7 июня в 11 часов 43 минуты над Ямайкой пронесся раскатистый гром, как будто тысячи пороховых погребов рванули одновременно. Земля содрогнулась и пошла трещинами. Дома, минуту назад непоколебимо стоявшие на прочных фундаментах, проваливались в эти трещины целиком, вместе со своими хозяевами.

В ту же минуту невесть откуда взявшиеся гигантские волны подхватили стоявшие на якорях корабли и с дьявольской силой зашвырнули их прямо в центр города. Те, кто успел спастись, выскочив из-под рушащихся жилищ, оказались под градом ядер, пушек и деревянных обломков, бывших совсем недавно могучими корабельными корпусами.

Через несколько минут все было кончено. Порт-Ройял - гроза Атлантики, столица пиратов Карибского моря, унеся с собой более пяти тысяч жизней, сгинул на морском дне, как будто и не было его на свете.

Вскоре неподалеку от места катастрофы появилась новая столица Ямайки - Кингстон, а о Порт-Ройяле постепенно все забыли.

Искатели сокровищ

Почти через двести лет после катаклизма, в 1870 году британский адмирал Чарлз Гамильтон сообщил в адмиралтейство, что при подходе к порту Кингстон в хорошую погоду на дне просматриваются… каменные постройки, образующие правильные улицы.

Адмиралтейство было занято другими делами и проигнорировало сообщение адмирала. Порт-Ройял снова ушел в небытие, теперь уже до 1936 года, когда им заинтересовался искатель сокровищ американец Гарри Ризенберг.

Долгие месяцы Ризенберг и сотоварищи обследовали подводные руины, раз за разом прочесывая затопленную пиратскую столицу. Наконец, то ли удовлетворившись найденным, то ли полностью разочаровавшись в результатах экспедиции, Ризенберг закончил свои поиски и удалился восвояси. Какие сокровища извлек он с морского дна - так и осталось неизвестным.

В 1959 году американское Национальное Географическое общество отправило свою экспедицию для раскопок затонувшего города. Подводные археологи хорошо подготовились: в архивах были раздобыты старинные карты Порт-Ройяла, их сопоставили с современной береговой чертой Ямайки и попытались нарисовать новую карту скрытого водой города. После кропотливой работы на карте стали четко вырисовываться стены форта Джеймс, защищавшего вход в бухту, частные дома и королевские портовые склады. С них и решили начать.

Главная сложность поисков заключалась в том, что здания, которые описывал еще адмирал Гамильтон, за долгие годы покрылись толстым слоем ила и теперь больше напоминали разной высоты подводные холмы. В ход был пущен землесос. Вскоре вместе с песком и грязью на палубу баржи, где был установлен землесос, посыпались обломки черепицы и штукатурки, куски угля и кирпичей, разбитая глиняная посуда…

Поняв, что на королевских складах искать нечего - либо все уже уничтожено водой, либо здесь активно «поработали» люди Ризенберга и другие искатели сокровищ, экспедиция переместилась к частным домам. Здесь находки были более разнообразны: медные подносы и котелки, алюминиевые ложки, куски очага и даже котел, на дне которого обнаружились остатки пищи, которая, по-видимому, готовилась в самый момент катастрофы.

Первое же погружение водолаза принесло главную находку: со дна моря были подняты заросшие коралловыми полипами золотые часы. На внутренней стороне крышки удалось прочесть имя часовщика - «Поль Блондель».

Но не в этом заключалась ценность находки. Чтобы убедиться в том, что часы являются ровесниками Порт-Ройяла, а не были потеряны позже, их отправлили в лондонский Музей науки и техники, где хранится лучшая в мире и наиболее полная коллекция старинных часов. Из музея сообщили, что часы изготовлены в 1686 году в Амстердаме. С помощью рентгена удалось установить, что стрелки часов, до того, как их съела коррозия, показывали 11 часов 43 минуты. Так было установлено точное время катастрофы.

Несколько позже экспедиция общества обнаружила артиллерийские снаряды, различную утварь, реи судов, заржавевшие ружья и корабельные пушки. Однако вскоре американцы завершили свою программу поисков. Ведь их целью была только предварительная разведка. А более тщательные изыскания начались в 1966 году под патронажем правительства Ямайки.

Сундук короля

1 мая 1966 года начались очередные раскопки. И вновь археологи были вознаграждены за свои труды. Находки в Порт-Ройяле позволили выяснить, как выглядел целый город XVII века.

Руководитель экспедиции Роберт Маркс писал: «При раскопках нам попадается даже пища, например масло, ставшее твердым, как камень. Мы знаем, какой табак курили тогда - нашли целый лист табака. Мы можем сказать, какие крепкие напитки пили в то время: подвергли анализу содержимое закупоренных бутылок. Там оказались ром, вино и брэнди. Мы подняли около двести пятьдесят почти невредимых предметов оловянной посуды. Это больше, чем было найдено на всех других подводных археологических объектах Западного полушария, вместе взятых. Мы нашли шесть тысяч глиняных трубок, серебряные изделия, карманные часы и медный аппарат для перегонки рома».

Попадались и более интересные находки. Как-то раз водолазы достали со дна сундук с гербом испанского короля Филиппа IV. В сундуке обнаружились несколько тысяч прекрасно сохранившихся серебряных монет второй половины XVII столетия.

Каким образом оказалось серебро испанской казны в Порт-Ройяле, который принадлежал Англии? Сундук не бог быть добычей пиратов, ведь они всегда делили награбленное. За утайку даже одной медной монетки провинившемуся грозила смерть. Решение этой загадки обнаружилось в архивах.

Оказывается, еще в 1690 году, за пару лет до катастрофы, неподалеку от острова Ямайки потерпели крушение три испанских галеона, имевшие на борту груз серебра. Ныряльщики и рыбаки Порт-Ройяла подняли сокровища со дна и оставили их себе. А затем город затонул, и океан вновь забрал обратно испанское серебро, которое теперь досталось правительству Ямайки.