Нелегальные перевозки пассажиров. Какой предусмотрен штраф за частный извоз людей без лицензии (такси)

Собственный легковой транспорт многие автовладельцы используют как средство основной или дополнительной прибыли, занимаясь частным извозом на временной или постоянной основе. Сегодня в любом городе работает множество так называемых бомбил, которые предлагают услуги такси нелегально. Несмотря на то что это является предпринимательской деятельностью, лишь малый процент водителей предпочитает зарегистрировать себя как ИП и получить лицензию на предоставление услуг такси.

Между тем с 2012 года в законодательстве предусмотрено административное наказание за незаконный частный извоз в размере от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от города. Кроме оплаты штрафа, вам может грозить также снятие номеров или официальный запрет на пользование вашим транспортным средством. Из этого следует, что для водителя, желающего зарабатывать или подрабатывать частным извозом, выгоднее, проще и безопаснее будет делать это на легальной основе.

Как можно легализовать свою деятельность по предоставлению услуг такси

Если у вас есть свой автомобиль, и вы время от времени подвозите попутчиков на разовой, а не постоянной основе, то это не требует от вас каких-либо мер по узаконению своей деятельности. Но если вы подрабатываете в качестве шофера такси на собственной машине по вечерам или на выходных, зарабатывая на этом определенную сумму денег, то это требует от вас регистрации. Чтобы легализовать свою деятельность, вы можете пойти двумя путями:

  1. Зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). Это не занимает много времени и не требует больших финансовых расходов. Став индивидуальным предпринимателем, вы во многом обезопасите себя и свои доходы. Ведь за незаконный частный извоз предполагаются не только штрафы со стороны дорожной полиции, но и санкции налоговой службы. Как всякая деятельность, направленная на получение прибыли, услуги такси являются предпринимательской деятельностью, следовательно, требуют перечисления части вашей прибыли в пользу государства. Если вы будете уличены в незаконной предпринимательской деятельности, то это может нанести вам двойной удар по вашему карману. Поэтому на самом деле выгоднее узаконить свою деятельность и тем, и тем способом: став законным частным извозчиком с действующей лицензией. Получить лицензию гораздо дешевле, чем платить двойные штрафы в налоговую и ГИБДД. Ее стоимость на сегодняшний день составляет в среднем 5-10 тысяч рублей, что, очевидно, более выгодно и позволит вам избежать других проблем, связанных с вашей работой.
  2. Устроиться на работу в службу такси, имеющую право на частный извоз. В вашем городе наверняка есть хотя бы несколько фирм, предоставляющих услуги такси населению, и почти каждая из них стремится увеличить территорию своей работы, приглашая на работу новых таксистов с собственными автомобилями. Наличие лицензии у такой компании позволит вам быть спокойным. Хороший и ответственный предприниматель расскажет вам, какие условия должны быть соблюдены во время работы в такси, чтобы не получать регулярные штрафы со стороны дорожной полиции.

Существует несколько правил и условий, которые требуется соблюдать для занятия частным извозом. Они относятся как к внешнему виду автомобиля, так и к условиям в салоне машины. Вот основные из них:

  • на автомобиле обязательно присутствуют опознавательные знаки (фонари и шашечки), свидетельствующие, что машина подходит для частного извоза;
  • транспорт окрашен в характерный для таксомоторов цвет;
  • в автомобиле установлен электронный таксометр;
  • в салоне авто в досягаемости пассажира имеется информация о правилах оказания услуг такси – правила перевозки пассажиров;
  • у водителя есть в наличии чековый аппарат или чековая книжка, с помощью которой пассажир может получить квитанцию об оплате услуги;
  • в обязательном порядке присутствуют ремни безопасности для всех пассажиров, в том числе на задних сидениях;
  • для перевозки детей до 12 лет должно быть специально автокресло.

Вы можете самостоятельно обеспечить себе эти атрибуты легального частного извозчика или получить их на правах сотрудника другой компании, которая предоставляет услуги такси. Наличие лицензии дает каждому водителю и определенные преимущества. Так, неплохо бы попросить у вашего руководства, с которым вы работаете, оплатить ремонт машины или частично компенсировать услуги на техосмотр и обслуживание в автосервисе. В случае возникновения споров и жалоб со стороны клиентов, вы можете получить защиту со стороны контролирующих органов.

Важно! Даже если вы не являетесь ИП, а работаете на юридическое лицо, которое имеет регистрацию индивидуального предпринимателя, вам все равно необходимо получить лицензию на предоставление услуг такси.

Как получить лицензию на предоставление услуг частного извоза

Для этого вам нужно обратиться в Минтранс или местную городскую (районную) администрацию за информацией, с соответствующим заявлением. Вместе с ним необходимо подать пакет следующих документов:

  • документ, подтверждающий ваше право собственности на автомобиль (копию);
  • копию вашего паспорта и/или водительских прав;
  • доверенность на автомобиль, если вы не являетесь его полноправным владельцем.

После приема и рассмотрения вашей заявки вам будет выдана лицензия сроком до 5 лет. В ней будут указаны следующие данные:

  • ваши личные данные (Ф. И. О., паспортные данные);
  • информация об автомобиле;
  • название организации, выдавшей лицензию;
  • данные о компании, от имени которой вы предоставляете услуги такси;
  • индивидуальный номер водителя;
  • дата выдачи лицензии.

Следует помнить, что далеко не каждый собственник автомобиля может получить лицензию на занятие частым извозом. Для этого водитель и его автомобиль должны соответствовать определенным требованиям и критериям:

  • стаж водителя от 5 лет и более;
  • наличие плафона с шашечками;
  • разметка авто в виде характерных квадратов;
  • наличие таксометра.

Какие преимущества вы имеете, если получите официальную лицензию на частный извоз

На первый взгляд может показаться, что официально регистрировать свой автомобиль и себя в качестве таксиста хлопотно и невыгодно, но на деле вы получаете определенные преимущества и бонусы. Вы больше можете не бояться штрафов со стороны контролирующих органов, если ваш автомобиль будет соответствовать обязательным требованиям (см. выше). Официальные частные извозчики пользуются большим доверием у крупных организаций, которые предпочитают заказывать машины для подвоза клиентов, партнеров и сотрудников в рамках услуг трансферта до аэропортов и т. п. А это всегда гарантированный регулярный заработок, нередко – по увеличенному тарифу.

Вы сможете отстаивать свои права на законных основаниях, когда вам предъявят незаконные претензии со стороны «бомбил», которым нежелательна дополнительная конкуренция. Их действия, в отличие от ваших, будут незаконными и могут повлечь за собой административное (а то и уголовное наказание). В случаях откровенных «наездов» и морального прессинга вы сможете заручиться поддержкой правоохранительных органах. Нелегальные извозчики всегда лишены такой возможности.

Самое популярное:

Какова длительность льготного периода оплаты штрафа ГИБДД в 2019 году

Нелегальные пассажирские перевозки - серьезная проблема российских мегаполисов. Обычная картина: возле метро стоят устаревшие автобусы, которые чадят, как паровозы, и того и гляди развалятся прямо на ходу. Их водители, часто из стран ближнего зарубежья, не проходят медицинский осмотр и порой имеют лишь отдаленные представления о правилах дорожного движения. О безопасности таких перевозчиков задумываться небезопасно. Но главное для властей, что в городскую и государственную казну с таких рейсов не поступает ни копейки. Все эти факторы побудили московское правительство к решительным действиям.

С первого октября жизнь нелегальных перевозчиков в Москве должна стать невыносимой - так сообщил во время специально собранной пресс-конференции «Борьба с нелегальными перевозками» заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Савченко. Комментируя нынешнюю ситуацию, чиновник отметил, что из 3000 ежедневно прибывающих в Москву междугородних автобусов более 60% действуют нелегально или с нарушениями. Они ездят по несогласованным маршрутам, высаживают пассажиров и паркуются, где хотят. При этом осложняя дорожную обстановку и нарушая требования безопасности.

Однако, согласно существующему законодательству, обязательному согласованию и контролю подлежат только регулярные межрегиональные маршруты. А недобросовестные перевозчики, пытаясь сэкономить и уйти от ответственности, выполняют свои рейсы под видом «заказных». При этом они могут спокойно обходить требования по экологическим нормам и работать без лицензии и технического контроля.

Чиновник отметил также, что за этот год число аварий с участием автобусов увеличилось на 12%. И только в 2012 году в таких ДТП погибло 164 человека, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном в аварии попадают автобусы нелегальных перевозчиков, водители которых не проходят предрейсовый осмотр, а подвижной состав — технический.

Для борьбы с нелегальными перевозчиками был создан специальный орган - ГКУ «Организатор перевозок», сотрудники которого, по словам начальника управления ГКУ А. Коновалова, совместно с различными силовыми структурами провели в текущем году более 500 рейдов по выявлению нарушений в сфере пассажирских перевозок. Была прекращена деятельность 23 компаний перевозчиков, а сумма выписанных штрафов превысила 57 миллионов рублей.

Однако оборот нелегальных перевозок составляет миллиарды рублей в год, и чтобы вести с ними эффективную борьбу, нужно менять законодательную базу.

Так, уже в октябре этого года могут быть приняты поправки в КОАП, ужесточающие правила стоянки для автобусов. А главное, будут внесены изменения в Федеральный Закон № 259, регламентирующий пассажирские перевозки. При выполнении заказных перевозок будет исключен фактор оплаты проезда, а перевозчик будет обязан заключить с клиентом договор фрахтования. Это означает, что водитель больше не будет иметь права требовать денег за проезд непосредственно с пассажиров.

Но как отличить легального добросовестного перевозчика, гарантирующего безопасный и комфортный проезд, от нелегального? Тут на помощь пассажирам придет новая программа по регулированию межрегиональных перевозок, рассчитанная на конец 2012-го - 2013-й год. По всем направлениям перевозок будут проводиться конкурсы, по результатам которых будут заключены договоры с компаниями, готовыми выполнить требования Правительства Москвы. Автобусы на таких маршрутах будут иметь соответствующую окраску, информационное наполнение и интерьер. Все они также будут иметь , а водители получат форменную одежду.

В Правительстве Москвы собирается минимум вдвое увеличить количество автовокзалов и специально оборудованных автостанций на транспортно-пересадочных узлах. К 2014 году рассчитывается ввести в строй 16 подобных объектов.

Также планируется введение в действие единого платежного документа, который бы исключил возможность оплаты проезда непосредственно водителю. В этом случае компании-перевозчику будет все равно, сколько пассажиров она перевозит, так как она будет получать оплату от города по договору за 1 км маршрута. А пассажиру сразу станет ясно: потребовал с него деньги водитель - значит, он работает нелегально.

В заключении Дмитрий Савченко признался, что полностью искоренить такое явление как нелегальные перевозки невозможно, но правительство сделает все, чтобы серьезно сократить масштаб данной деятельности, а также сделать жизнь таких перевозчиков невыносимой.

Непонятно, правда, как все это будет выглядеть на практике. Во-первых, закон все еще не принят Госдумой, во-вторых, штрафы за организацию нелегальных перевозок хоть и увеличились с 1000 рублей до 4000 для физических лиц, но все еще выглядят смешными. Да и взимать их без помощи МВД сотрудникам ГКУ непросто. Они не имеют права носить оружие и постоянно сталкиваются с противодействием и угрозами в свой адрес. Так что, скорее всего, и завтра, и в 2013-м году пейзажи с жуткого вида маршрутками и автобусами в окрестностях станций метро Щелковская, Выхино, Тушинская и Царицыно не изменятся…

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

  1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
  2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
  3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы для таксистов 2015 — 2016 года предусматривают наказание за то, что в салоне автомобиля отсутствуют информация, предусмотренная правилами перевозок пассажиров, а также за то, что водитель не выдал кассовый чек пассажиру.

Часть 3 статьи 11.14, пожалуй, наиболее интересная. Теперь отсутствие на автомобиле такси специальной цветографической схемы или специального фонаря (шашечек) на крыше приведет к наложению на водителя штрафа в размере 3 000 рублей. Можно сделать вывод, что все автомобили такси теперь будут выделяться из транспортного потока, а заниматься частным извозом, не имея соответствующего разрешения, будет достаточно сложно. Кроме того вводится и штраф за нелегальное такси 2015 — 2016 года, который будет рассмотрен далее.

Статья 11.142. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

  1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
  2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
  3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.
  4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, а также разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси

21.Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Отсутствие у водителя такси разрешения на осуществления деятельности по перевозке пассажиров с 1 января 2012 года будет наказываться штрафом в размере 5 000 рублей. Это и есть штраф за нелегальное такси.

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных устройств.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Считаем, что нет смысла разъяснять по отдельности каждую из статей обновленного КРФоАП. Просто хотим сказать, что если на Вашем автомобиле нанесена цветографическая схема такси и установлен фонарь такси, то это будет наказываться штрафами в размере 2 500 + 2 500 рублей для физических лиц. Если же водитель будет управлять автомобилем без лицензии и с указанными нарушениями, то штраф для таксиста составит 5 000 + 5 000 рублей.

129085, г. Москва, Звёздный бульвар, д. 21, стр. 1, офис 332/1

Межрегиональные пассажирские автобусные перевозки «прославились» тем, что были и остаются одним из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Нелегальные перевозчики - в этом собственно и состоит смысл их деятельности - не платят налоги, работают без лицензии, не оформляют билеты и не заботятся о безопасности перевозок. Ну и, конечно же, демпингуют. По оценкам экспертов, примерно 60% от всех автобусных пассажирских перевозок находятся в «серой зоне».

«Нелегальные перевозчики не выполняют всех тех законных требований, которые предписаны для легальных перевозчиков с точки зрения безопасности, а также они не контролируются. Нелегальный перевозчик - это не перевозчик, а путь на кладбище», — считает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.

В течение уже практически десятилетий на эту проблему закрывают глаза, в результате чего в целом ряде регионов страны отрасль оказалась, если называть вещи своими именами, во власти криминальных группировок. Более того, стремясь сохранить полный контроль над «крышуемым» бизнесом, они еще и активно противодействуют легальным транспортным компаниям, делая их работу «по-белому» во многом бессмысленной.

После каждого ужесточения законодательной базы злоумышленники находили новые лазейки.

Теперь же наблюдается стабильная тенденция: объем нелегальных перевозок продолжает медленно, но верно расти. В том числе благодаря распространившейся в последнее время практике, когда лицензированные компании позволяют работать под своей вывеской перевозчикам, не имеющим необходимых разрешений.

И еще одно негативное явление, получившее в России широкое распространение — деятельность онлайн-агентов (агрегаторов), пользующихся в том числе услугами «попутчиков» и нелицензированных перевозчиков.

Оборот рынка «попутчиков» в этом году составит 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров.

Рост теневых схем в сфере междугородних автобусных перевозок происходит, понятное дело, за счет сокращения легального рынка. Так, отток пассажиров с автовокзалов и маршрутов легальных перевозчиков на «попутчиков» только за последние три года составил примерно 20%.

Это вызывает настолько сильную озабоченность легальных участников рынка, что они ищут правду в судах. Неделю назад несколько десятков автоперевозчиков и автовокзалов обратились в Таганский суд Москвы с требованием заблокировать популярный сервис райдшеринга BlaBlaCar. Компанию обвиняют в организации нелегальных перевозок, взимания несогласованной платы за перевозки, а также в том, что из-за работы сервиса под угрозой находится работа регулярного автобусного сообщения.

В настоящее время, по данным Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны», ситуация на рынке регулярных пассажирских перевозок выглядит следующим образом: 55% - пассажиропоток регулярных перевозчиков, 25% - «серые» перевозчики, 20% - сервисы «попутчиков» (онлайн-агенты).

Нелегалы также пользуются приемом, при котором регулярные перевозки маскируются под заказные — по тем же маршрутам, что и официальные, тем самым, перехватывая пассажиропотоки и лишая легальные автопредприятия выручки.

При этом билеты на автобусы доступны в свободной продаже в интернете, а рекламу соответствующих сервисов размещают на своих автобусах сами нелегальные перевозчики.

По данным Общественной палаты РФ, около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок приходится на «псевдозаказных» перевозчиков. При этом действующий порядок регулирования перевозок по заказу не позволяет сделать однозначное разграничение. В результате возникают постоянные споры и конфликты между контрольными органами и перевозчиками.

Угроза безопасности пассажиров

Очевидно, что нелегальные перевозки пассажиров не отвечают требованиям безопасности. «Серые» компании используют старые и даже неисправные автобусы, отказываются страховать пассажиров на случай ДТП, не контролируют режим труда и отдыха водителей. Кроме того, водители не проходят медкомиссию, а транспортные средства - должный технический контроль. В целом по стране доля автобусов, находящихся в эксплуатации с превышением нормативного срока службы, с 2000 по 2016 годы увеличилась с 43% до 51%.

В последние годы фиксируется стабильно высокое количество ДТП, связанных именно с технической неисправностью транспортных средств. По данным ГИБДД, за первые шесть месяцев 2018 года по этой причине произошло 2 626 ДТП (103 человека погибли, еще 3,9 тыс. получили ранения). В 2017 году произошли 5 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 290 и были ранены 7700 человек.

В Твери, например, недавно произошел резонансный случай, когда в аварии погибли 13 человек.

Причем по одному и тому же маршруту шли два автобуса. Первым - нелегальный перевозчик. Его услугами воспользовалось большинство пассажиров, которые согласились ехать за меньшие деньги, сев в автобус не на остановочном пункте и не на автовокзале.

МЧС России/РИА «Новости» Авария с участием автобуса и микроавтобуса в Тверской области, октябрь 2018 года

Работа низкоквалифицированных водителей в процессе нелегальных перевозок также повышает вероятность ДТП. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 55% водителей автобусов являются трудовыми мигрантами. По их вине в этих регионах ежегодно происходит 50-60 ДТП.

В целом за 9 месяцев текущего года произошло 11 ДТП с участием лицензионных перевозчиков, погибло 25 человек и 109 ранены, а в случае с перевозками пассажиров «по заказу» - 16 ДТП, погибло 40 человек и ранено 206.

Любая нелегальная деятельность игнорирует определенные требования правил безопасности и отчетности, замечает автор блога «Пробок.Нет» .

«В случае, если водитель не проходит предрейсовый осмотр, неизвестно, сколько он находится за рулем без отдыха: день, неделю. Это в дальнейшем приведет к серьезному ДТП. Также если техническое состояние автобуса никто не проверяет, то у него могут отказать тормоза», — заявил он в интервью «Газете.Ru». - Нелегалы обычно очень часто попадают в ДТП. Это проблема плохой подготовки водителей: как и где он получил права, непонятно».

Кроме того, пассажиры могут стать заложниками деятельности криминальных структур, которые порой в жесткой и агрессивной форме «выдавливают» легальных перевозчиков с рынка. Нередко под угрозу ставится безопасность и здоровье пассажиров - например, неоднократно имели место случаи обстрела из пневматического оружия автобусов, находящихся в рейсе, и проколы шин.

Ущерб для экономики

Из-за незаконной деятельности «серых» перевозчиков в бюджеты регионов не поступают налоги. К примеру, только Московская область теряет по этой причине ежегодно около миллиарда рублей. При финансовой неустойчивости «белых» перевозчиков возникает недостаток средств на обновление автобусов и снижается качество обслуживания.

По итогам 2016 года среди организаций, предоставляющих услуги регулярных автобусных перевозок, убыточными являются 63% предприятий, а сальдированный финансовый результат их деятельности составляет убыток в размере 9,5 млрд. руб.

В последнее время также усиливается тенденция падения доходов автовокзалов и автостанций - они оказались на острие атаки со стороны онлайн-сервисов (агрегаторов), работа которых не регулируется надлежащим образом.

Нерешенность проблемы функционирования нелегального перевозочного бизнеса наносит существенный вред российской экономике, препятствует формированию цивилизованного рынка транспортных услуг и развитию конкурентной среды.

Что делать

Государство является фактическим заказчиком безопасных и качественных транспортных услуг для населения, а также экономическим регулятором, обеспечивающим равные условия для всех участников на рынке. Поэтому решением обозначенных выше проблем должно заниматься государство, в первую очередь, путем внесения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены эксперты.

Такая работа ведется. 31 октября президент Путин подписал закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок, который предписывает перевозчикам получить лицензии в течение четырех месяцев со дня вступления закона в силу.

Вместе с тем, по мнению экспертов, упорядочение системы государственного лицензирования усилит контроль над перевозчиками, но не решит всех проблем отрасли. Как считает Норайр Блудян, искоренить нелегальные перевозки возможно только в случае, если все органы власти будут жестко и без личных корыстных интересов выполнять свои обязанности. «Если есть те лазейки, благодаря которым нелегальные перевозчики продолжают свою деятельность, то почему государственные органы их не перекроют. Все всё прекрасно знают и понимают. Всем известно, кто владелец этого бизнеса, чей автобус и куда он приезжает», — подытожил Блудян.

Шумский соглашается с ним, добавляя, что для искоренения нелегальных перевозок, необходимо действовать не только запретительными методами, но и предлагать выгоду.

«То есть необходимо сделать так, чтобы выгоднее было стать легальным перевозчиком. Штрафы не смогут искоренить проблему. Можно конфисковать транспортное средство. Сейчас нелегальные перевозчики маскируются под частные заказы, поэтому бороться с ними не так легко», — пояснил он.

Среди других необходимых мер эксперты называют внедрение государственного регулирования сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.

В свою очередь, администрация сервисов «попутчиков» должна нести ответственность за противоправные действия, также как и владельцы транспортных предприятий.

Автовокзалы же должны исключить предоставление билетов на рейсы легальных автобусных перевозчиков сервисам, не готовым отказаться от рекламы «попутчиков» и нелегальных перевозчиков, перейти на автоматизированные системы управления и новую модель работы, документально закрепляющую перечень обязательных и дополнительных услуг.

Однако, как показывает практика в смежных отраслях, все эти меры не позволят в полной мере решить проблему нелегальных перевозок. Для достижения результата необходимо также максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс контроля. Подобный подход, например, был использован при решении проблемы неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. При этом, чтобы такая цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять контрольные функции, но и опираться на запросы легальных перевозчиков, позволяя им решать проблему недобросовестной конкуренции, а также помогать снижать затраты и повышать результативность работы.

На дорогах региона появились новые маршрутки и автобусы, оборудованные информационными табло, кондиционерами и видеорегистраторами. Но кому-то это очень не нравится. Лайф разбирался, кто и зачем хочет вернуть беспредел на дорогах в Подмосковье.

В 2016 году в Москве стартовала реформа, изменившая рынок пассажирских перевозок. Вслед за московскими маршрутками преобразились и подмосковные: в начале нынешнего года на маршрутах Московской области появились новые комфортабельные машины. Они кардинально отличаются от старых - чадивших и разваливавшихся на ходу автобусов с водителями, которые с трудом понимали по-русски, гоняли по городу и попадали в ДТП.

До того как министерство транспорта Подмосковья взялось за рынок пассажирских перевозок и провело конкурсы для привлечения новых компаний, на нём царил хаос. Десятки компаний, ежедневно возившие пассажиров из области в Москву и обратно, а также по местным маршрутам, работали с огромным количеством нарушений. У многих отсутствовали лицензии, чеки пассажирам выдавали только по требованию, да и то не всегда, оплату принимали только наличными и никак иначе.

Сами микроавтобусы у таких перевозчиков находились в ужасающем состоянии - их "укатывали" вплоть до капитального ремонта, а чинили некачественно и на скорую руку. На водителях тоже экономили: на работу такие компании брали кого попало, отдавали предпочтение мигрантам, не заботясь при этом о водительских навыках шофёров.

В Подмосковье ситуация с пассажирскими перевозками не слишком сильно изменилась с 1990-х годов, когда этот рынок был криминализирован и руководили компаниями нечистые на руку бизнесмены. До недавних пор область была поделена полулегальными перевозчиками на секторы - в каждом работали "свои" фирмы. Они почти не пересекались, а если такое и происходило, то компании договаривались о том, как поделить маршруты. Войти на этот рынок новой компании было крайне трудно - давило криминальное лобби. Тарифы на проезд при этом устанавливались самим перевозчиком, на одном маршруте стоимость проезда могла постоянно меняться.

В министерстве транспорта области подчёркивают, что вся работа по приведению в цивилизованный вид этого рынка осуществлялась строго по закону.

Конкурсы проведены в связи с необходимостью приведения маршрутной сети в соответствие с федеральным законодательством, - рассказали в пресс-службе ведомства.

Бороться с нелегальными и полулегальными перевозчиками решено было при помощи создания новых маршрутов и допуска на рынок новых компаний. Итоги открытых конкурсов на перевозку пассажиров, объявленных Министерством транспорта Московской области, были подведены 1 февраля 2017 года. Одним из победителей стала компания "РАНД-ТРАНС", офис которой находится в подмосковном Домодедове. Этим бизнесом фирма занимается уже больше 20 лет и за это время смогла стать одним из самых крупных перевозчиков региона.

Выиграть конкурс "РАНД-ТРАНС" удалось за счёт соответствия жёстким условиям конкурса. В частности, для перевозки пассажиров допускались только компании, возраст транспортных средств в автопарке которых не превышает двух лет (трёх - для автобусов среднего и большого класса). Машины в обязательном порядке должны быть оснащены электронным табло, кондиционером, видеорегистратором в салоне и приспособлены для инвалидов.

Наши маршрутки снабжены специальным оборудованием, поэтому ими могут пользоваться инвалиды, такого в Подмосковье ещё ни у кого не было. А сами автомобили - это в большинстве своём Mercedes-Benz Sprinter не старше 2016 года выпуска, - рассказал представитель компании "РАНД-ТРАНС" Александр Малышко.

Кроме того, все автомобили оснащены валидаторами, что позволяет для оплаты проезда пользоваться картой "Стрелка". В "РАНД-ТРАНС" приветствуют использование пассажирами этой транспортной карты - в компании ценят данное нововведение подмосковных властей. Благодаря "Стрелке" оплачивать проезд в транспорте стало намного удобней: пассажиры автобусов "РАНД-ТРАНС" могут забыть как страшный сон водителей старых маршруток, которые принимали деньги и отсчитывали сдачу, придерживая руль коленями. Кроме того пассажирам, оплачивающим проезд по карте "Стрелка", в автобусах "РАНД-ТРАНС" предоставляются скидки.

Выгодно отличаются новые маршрутки и водителями: на работу "РАНД-ТРАНС" принимает исключительно граждан России, которые ранее не были виновниками серьёзных ДТП. Сейчас в парке компании 1,8 тысячи машин, этого требует постоянно увеличивающееся количество маршрутов, на которые выходит техника "РАНД-ТРАНС". Сейчас их около 150, причём с обновлением списка перевозчиков многие старые маршруты были скорректированы - появились новые, а часть старых объединили. Карта маршрутов постоянно меняется в зависимости от изменения пассажиропотока, к примеру, было запущено 72 новых маршрута.

Но нелегальные перевозчики не спешат отказываться от прибыли и покидать подмосковные дороги. Они не только продолжают возить пассажиров, подвергая их опасности каждый день, но и пытаются очернить новых участников рынка.

Нелегальные перевозчики, которым пришлось уйти с рынка и сократить маршруты, естественно, недовольны таким положением дел. Они заказывают в непорядочных СМИ статьи, в которых поливают нашу компанию грязью, обвиняют в том, что маршруты стали неудобными, что люди из-за этого страдают. О том, что сами они возят пассажиров нелегально и нанимают на работу кого попало, эти люди стараются не упоминать - весь негатив направлен в нашу сторону, - говорит Малышко.

Незаконных перевозчиков в Подмосковье осталось ещё очень много, и вычислить нелегала достаточно просто.

Отличить легального перевозчика от нелегала очень легко: к примеру, у нас все машины новые, а на лобовом стекле присутствует наименование перевозчика. Если человек видит "РАНД-ТРАНС", то он на 100% может быть уверен, что перевозки осуществляются законно, что ему выдадут билет, который является страховкой на случай аварии, - рассказывает Александр Малышко.

Для того чтобы полностью очистить Подмосковье от нелегалов, требуются значительные усилия транспортной инспекции и ГИБДД. По сути, нелегалы в микроавтобусах - это те же бомбилы на частных машинах, только работают по маршруту. Сами они не уйдут и будут эксплуатировать доходные места до последнего.