Сейдозеро маршруты. Сейдозеро: тайна природы или древних гиперборейцев? Сейдозеро: история и мифы

Места Силы

Люди, увлекающиеся различными эзотерическими знаниями и науками, хорошо понимают суть термина – Место Силы. Эти Места имеют много названий – святые места, аномальные зоны и т. д. . Суть одна – в этих местах происходят процессы физика которых человечеству не известна, но зато хорошо известно воздействие, которое эти места оказывают.

В таких местах люди чувствуют себя и ощущают окружающий мир по другому, не так как обычно. Эти места оказывают сильное воздействие на психику человека, обычно это позитивное воздействие. Человек, попавший в такие места, чувствует подъем сил, у него хорошее настроение. У верующих говорят – Благодать божья нисходит. Кто то считает что в этих местах истончается ткань мирозданья и многое становится возможным.

Таких мест большое количество и известны они испокон веков. Этим местам поклонялись, на них стояли древние языческие капища, и сегодня часто стоят храмы и святыни. Многие из этих мест широко известны, например Аркаим, некоторые Места Силы Алтая известны во всем мире.

Другие известны менее, такие как озеро Светояр с ушедшим в другое измерение Китеж-Градом или Плещеево озеро с его Синь-Камнем.

Третьи, по каким либо причинам, малоизвестны и о них обычно известно только людям, специально занимающимся этим вопросом и местным жителям.

К одному из таких малоизвестных и труднодоступных мест я, с группой своих товарищей, предпринял экспедицию летом 2012 года.

Сейдозеро - Место Силы

Русский Север, Гиперборея, Белое Море с его лабиринтами и мощным Местом Силы - Соловецкими островами – это все очень известные, часто обсуждаемые темы. Кольский полуостров нельзя назвать забытым, но в обсуждении мест силы он всплывает гораздо реже. Например Канозеро, с островами покрытыми петроглифами мало известно, так же как и гора Кучинтундра с комплексом каменных сейдов.

Одно из самых интересных Мест Силы Кольского полуострова находится в центре горного массива Ловозерские Тундры. Это Сейдозеро. Оно со всех сторон окружено горами и только в восточной оконечности имеет исток в озеро Ловозеро.

Сейдозеро имеет богатую фольклорную и мифологическую историю. Это Святое озеро – место силы саамов, народа издревле проживающие в этих местах. Они почитали это озеро и поклонялись ему. С этим озером связано достаточно древних легенд и поверий. В современном мире рассказывают о загадочных подземных шахтах, открытых экспедицией ОГПУ и о многочисленных таинственных трагических случаях с группами туристов.

Попасть к этому озеру можно либо пешком, самый короткий путь через горный перевал Эльморайок, либо на вертолете. Тропа через перевал может оказаться опасной в плохую погоду или для неподготовленного человека. Говорят о нескольких смертельных случаях и рассказывают страшные истории о заблудившихся в тумане и так не сумевших преодолеть этот, в общем то достаточно несложный, перевал.

Я много слышал о Сейдозере и давно хотел побывать там., но, много раз путешествовав по Кольскому полуострову, только в этом году я смог спланировать нашу экспедицию таким образом, что бы добраться до этого таинственного озера.

Наша команда долго добиралась до перевала на машине. Погода была плохая, периодически проезжали через полосы сильного проливного дождя. Было влажно. И я, с волнением, думал о скользких камнях перевала. Но, как только мы подошли к началу тропы, погода резко изменилась, небо поголубело, выглянуло солнце. Настроение сразу поднялось и мы двинулись через перевал. Тропа была отмечена большим количеством сейдов – пирамидок, сложенных из камней. По всей Ловозерской тундре их очень много. Все они как правило сложены недавно - туристы отмечают ими горные тропы.

Когда мы поднялись на вершину перевала Эльморайок перед нами открылся спуск в долину. Красота невероятная. Тропа спускалась в поросшую лесом долину, по которой бежала к Сейдозеру горная речушка. Начался тяжелый спуск и только к вечеру мы вышли на берег Сейдозера и разбили лагерь недалеко от каменистого пляжа. Со скалы, нависающей над нашим лагерем, благожелательно взирало на нас местное божество – Куйва.
В этом лагере мы провели следующий день.

Отдыхали, наслаждались природой. Почувствовал ли кто-нибудь из нас что то необыкновенное? Можно сказать что это место обладает огромной положительной энергетикой. Не смотря на тяжелый переход все восстановились необычно быстро, а невероятная красота места дарила душе покой и уют. Можно было часами сидеть на берегу озера и впитывать в себя красоту и энергию этого края. Прямо по лагерю скакали полуручные белки, искали чем поживиться. А мы, рассевшись вокруг костерка, пили крепкий сладкий чай.

С нами не произошло ничего необычайного, мы не видели духов или НЛО, во сне у нас не было видений, но все мы чувствовали себя так, как будто побывали в отпуске, веселыми, довольными и хорошо отдохнувшими. Голова была легкая и мысли радостные.

Переночевав еще одну ночь, на следующий день мы отправились в обратный путь, унося с собой частицу радости, счастья и покоя что подарило нам Сейдозеро. Нас ждал долгий путь, через Кольский полуостров, на юг, к Кузоменьским пескам и соленым волнам Белого моря.

К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км 2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и за­полнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубо­ких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив букваль­но изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.

Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200-300-летнего возраста, реже в этих мес­тах встречается сосна.

Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встреча­ются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.

Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосаб­ливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.

Выше ельника по склонам - березовое криволесье, еще выше - горная тундра и, наконец, - каменная пустыня.

Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в неболь­шие речки и впадают в озеро.

Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Се­вера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вест­ник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2-3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 кило­граммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из осо­бенностей озера - его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес - двух- трех килограммов.

Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов расте­ний, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.

В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных - глухарь, те­терев, куропатки.

Ущелье ручья Эльморайок

Загадки озера Духов

Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные раз­личными легендами. Имеет она и свою жемчужину - уникальное, непов­торимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спо­койна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер - ревет, пенится, гу­дит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.

Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем - Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­нялись камням - сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ро - рыбы полное, а как проехать, дойти до него - не ведали.

В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.

Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­тили свое озеро саамы.

В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.

Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев - ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, ко­торый хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов лови­ли рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотис­то-пятнистую кумжу.

Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.

Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вооб­ще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики гова­ривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верх­ним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», - делился своими мыслями И. Г. Терентьев.

Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перей­ти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.

А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сде­лают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались - медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.

Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женка­ми». Максим и Федот - моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот - дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.

Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.

Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Нема­лую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».

Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов - это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление - «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди - точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­стностях снежного человека...

Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­таточно.

Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­рым гонится Бог Грома - Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­сивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома - Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.

А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­нул древний вулкан?

Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей - не напьешься!

Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.

Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.

В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

Как вы считаете, это место - чаша вулкана?

Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­лые - являющиеся биогенными стимуляторами.

Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.

Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые - просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным - разместить на ладони мож­но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.

И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­соту, перед которой дух захватывает!

Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.

Куйва

Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва - это на­скальное изображение распятого саамского бога - гигантский «петрог­лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:

Куйва - это вполне реальный образ, который живет в параллель­ном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в за­висимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, зав­тра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.

С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?

Сеййт или Сейды - это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каж­дый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.

А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путе­шественников за что-то?

Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо .

Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпи­нист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь .

Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­роятно - это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.

Непростое это место, одним словом, - Сейтушкино селение, как сказы­вала моя бабушка. Говорила она мне:

Примет Сейт - всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ше бы принял.

В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:

Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.

И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, - на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!

Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю - примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.

Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь - моло­дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!

Ущелье ручья Чивруай

Снежный человек

Живет в саамских мифах лесной дух - Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина - Мёц - хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.

Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?

Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они на­правились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час - нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», - отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз ока­зывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчи­ны перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал про­ходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тро­пинку, страх их не покидал.

В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лаза­рев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут нале­тел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.

Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вече­ром «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Иванов­на Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.

В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он ис­чез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.

Автор статьи «Аномальная зона - рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подаль­ше от Куйвы.

Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружи­ли, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла тре­щин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, ко­торые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».

И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снеж­ный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.

После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:

Не потревожил ли ваш покой Афоня - снежный человек? Он тут вто­рого дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.

Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере - ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.

Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:

Медведя увидели спьяну, а крику подняли...

Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз виде­ли его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней - види­мо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, - пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно - один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно - на лицах всех четы­рех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.

В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее - Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин - на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимо­му болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.

О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщи­на и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем днев­нике Александр Кондиайн.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. - 1997. - 28 августа.
  2. Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. - 1993. - 28 сентября.
  3. Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. - № 11-12. - 1998.
  4. Кожевников А. Солнце ездит на оленях. - М. - 1972.

Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски - коаммэ

Данные об источнике отсутствуют

Таинственное озеро Сейдозеро расположилось на Кольском полуострове в Ловозерских тундрах. Оно примечательно в первую очередь историей: обнаруженное в 1887, место сразу привлекло ученых необычным происхождением расположенных здесь объектов. На фоне популярности открытия между материалистами и эзотериками разразилась настоящая война: первые считали, что каменные глыбы это случайное творение природы, вторые, что это наследие гипербореев - древнего народа, населяющего северную сторону.

Как добраться до Сейдозера

Если вы едете на отдых Сейдозера на личном автомобиле, путь пройдёт по Мурманской трассе М-18. Доедьте по ней до кольца, после сверните направо в сторону Ревды и Ловозера . Через 70 километров вы въедете в старый поселок: не останавливаясь, поезжайте вперед, пока не упретесь в рудник «Карнасурта». На нем расположена бесплатная автостоянка, на которой можно оставить машину на время посещения природного объекта. За дополнительную плату охрана присмотрит за автомобилем.

После выхода за территорию рудника, от которого до Сейдозера 12 километров, ориентируйтесь на хорошо видимую в тундре узкоколейную дорогу: поднимитесь по ней на перевал. Он достаточно труден, так как под ногами большие и острые камни, поэтому его преодоление возможно в закрытой и удобной обуви. Далее начнется крутой спуск, упирающийся в реликтовую поляну. Здесь течет ручей Эльморайок, идущий параллельно тропе к озерному котловану. Ориентируйтесь на тропу для выхода к воде.

Чтобы доехать на отдых Сейдозера на , посмотрите маршрутный лист составов от столицы России до станции в Мурманской области - Оленегорск. По пути следования поезда захватят 27 остановок: сверьтесь с расписанием, и может быть, вы сумеете сесть в вагон из ближайшего к месту проживания пункта. Стоимость плацкартной койки - 4000 рублей, купе обойдется в 6000-7000. Время в пути - 32 часа.

От вокзала поезжайте до поселка Ревда на автобусе, расписание которого синхронизировано с прибытием поезда, или на такси. Вызвать водителя можно при помощи любого онлайн-приложения заранее или взять «от бордюра». Такси довезет до места назначения и попросит сумму, ненамного превышающую стоимость общественного транспорта. Если в силу обстоятельств вы предпочли автобус, то он отправляется от Ревды и высаживает в тундре в 7 километрах от котлована. Поход до Сейдозера займет еще 1,5 пешего хода. При желании словите попутку.

Местность рекомендована для однодневного посещения, поэтому добираться сюда удобно из ближайших поселков, например, из Ревды, где есть одноименная гостиница . Цена за ночь составляет - 800-1000 за комнату. Также можно найти приют у жителей тундры, однако, этим вопросом нужно озаботиться до поездки. Палаточные поселения на берегу озера запрещены.


Помимо Ревды, остановиться можно в районе Ловозера. Там гостей края ожидает туристская база , и . В «Лапландии» цена за проживание колеблется от 5000 за двухместный номер и до 20000 за дом на 10 человек. Дополнительно предлагается баня и трансфер на катере.

Сейдозеро или Сейтяввьр - одна большая достопримечательность. Оно не выделяется среди других озер Мурманской области особыми геологическими свойствами: длина составляет 8 километров, а ширина 2 километра. Кромки типично изрезаны, воды имеют зеленый оттенок. Однако множество туристов из года в год желают посмотреть на дивное место в горах: вечнозеленые ельники, возраст которых более 300 лет, осины и ольхи, нехарактерные для Ловозерских тундр - все это придает природному заповеднику ауру загадочности.


Существует поверье, что в окрестностях Сейдозера есть подземный лаз, предназначаемый для оборонительных нужд гиперборейцев. Подтверждением этому является фото на его фоне из архива участника экспедиции Барченко. Современному человеку увидеть магические лабиринты древней расы не удастся: лаз засыпали в 30-х годах XX века. По заверениям туристов в зоне реликтовой поляны, где согласно отчетам исследователей располагался лаз, ощущается чувство страха и беспокойства. Это косвенно подтверждает существование мистического подземного хода.

Трепет у путешественников вызывает наскальное изображение Куйвы - предводителя шведов, грабивших лопарей. Взятые в 2013 соскобы доказали, что рисунок имеет органическое происхождение и состоит из микрочастиц мха, водорослей и грибов. Рельефная гора визуально обработала грани, в результате чего получился интересный узор.

Странными объектами считаются каменные сопки, выполненные в виде ступенчатых пирамид. Мнения об их происхождении разделились: экстрасенсы и шаманы считают, что это капища, ученые, что горные вздутия. Путешественники также едут посмотреть на Пирамидальный сейд - каменную трехметровую стеллу. В начале 20-х годов их насчитывалось несколько десятков. Все они подверглись разрушению советскими властями в период борьбы с эзотерическими знаниями. Еще одной притягательной достопримечательностью являются руины горы Нинчурт: камни, из которых состоят развалины, имеют удивительно правильную форму, грани идеально отточены. На горе сохранился колодец, по внешнему виду напоминающий современную обсерваторию.

Легенды Сейдозера

Одна из главных легенд повествует о гибели Чудэ-Чуэрвя. Он был начальником чудской дружины. Однажды он вместе с воинами пришел на Ловозеро и дал команду грабить лопарей. Люди пустились в бегство: их путь пролегал мимо идола «Старухи», являющейся покровительницей охоты. Один из беглецов попросил ее сделать плохую погоду, после чего разразилась гроза. Шведы, гнавшиеся за людьми на лодках, погибли в озере. Остался жив только начальник и повар-колдун. Когда, обессиленные, они добрались до Мотки-Губы, то попали в руки жителей тундры.


Чуэрвя взяли живым, а повар бросился в Сейдозеро и переплыл его, обратившись в щуку. Когда он вылез на берег, то окаменел и остался стоять там навечно. Чудэ-Чуэрвя принял христианскую веру и долго прожил среди лопарей, а когда стал старым, ушел в леса и обратился в каменную статую. Жители стараются не тревожить Чудэ и повара, поэтому в горах всегда разговаривают шепотом и просят туристов делать так же.

Такая интерпретация легенды является не единственной. По другой версии, описанной А.Е. Ферсманом, лопари, увидев, что шведы погубили множество собратьев, пошли на них с боем. Загнали начальника чудского на скалу и обложили со всех сторон. Долго пытался Куйва (Чудэ) выбраться из западни, да так и не смог, оставшись на века висеть над зелеными водами гигантской тёмной фигурой. А кровь лопарей, погубленных в боях, рассыпалась красными камнями по тундре.

В 1920 столичной общественности стало известно, что в русской Лапландии, близ Ловозера участились случаи загадочного заболевания под названием «мерячение». Причем оно поражало не только местных, но и путешественников, забредших в эти края. Симптоматика была специфичной: люди, как по команде начинали копировать движения друг у друга, при этом были послушны и выполняли любые приказы. Явление происходило спонтанно, однако, подозревалось, что причина в проведении шаманских северных обрядов. Для подробного исследования была организована научная экспедиция во главе с Александром Барченко.


В процессе экспедиции, целью которой было не только мерячение, но и поиск наследия Гипербореи, Барченко опросил местных колдунов, узнав от них подробности верований и историю края. Он выяснил, что, несмотря на видимое православие, многие лопари поклонялись богу Солнца и приносили ему бескровные жертвы. В качестве алтарей в тундре возводились каменные площадки, так удивляющие путешественников сегодня. Они имеют идеальную форму и обращены на все стороны света.

Исследователь несколько раз пытался попасть к Куйве, однако, его стремления не увенчивались успехом. Сначала местные наотрез отказались давать лодку, позже, когда парусник нашелся, его мачты были сломлены ураганом на подходе к огромной фигуре шведского начальника. За два года экспедиция обнаружила множество священных писаний и изображений, тоннели, защищающие подход к озеру. После возвращения руководитель группы заявил, что лопари - возможные предки высокоразвитой расы белых людей. Исследования, проведенные на Сейдозере, заинтересовали советские власти, и Александра Васильевича пригласили в Спецотдел, занимавшийся оккультными теориями. Спустя недолгое время, когда контроль над Спецорганизацией ослабел, Барченко и последователи были расстреляны.

Рыбалка на Сейдозере возможна и в летнюю и в зимнюю пору, однако, рекомендуется отдать предпочтение теплому времени года. В водах таинственного озера обитают сиг, щука, форель, палия. На мормышку неплохо идет хариус, окунь и семга.


Ловля разрешена только на удочку и с берега. Если вы едете в составе тура, возможны исключения. Организованным рыбакам дают рекомендации по местам клева и советы для получения большего улова. Инструкторы сопровождают на всем пути: от прибытия до отъезда домой. Если вы едете самостоятельно, имейте в виду, что хорошо поохотиться на озерных обитателей можно недалеко от дома егеря. Чтобы чувствовать себя комфортно уточните у него разрешение на рыбалку и получите соответствующий документ. Также разрешен сбор ягод, грибов и цветов. Запрещены костры и вырубка деревьев.

Отдыхать на Сейдозере лучше всего в середине августа: в тундре почти отсутствует мошкара и комары, погода прохладная. Бонусом станет огромное количество ягод и грибов. Сентябрь славится заметным похолоданием и началом дождей, поэтому ехать сюда в это время можно, но нежелательно, если вы обладаете пониженным иммунитетом и склонны к простудам.


Климат на Сейдозере отличается непредсказуемостью: даже в летние дни солнце моментально сменяется резким похолоданием и грозой. Частое явление - сильные, шквальные ветра с гор. Температура летом варьируется от 2 до 20 градусов, зимой достигает -35 и ниже.

Если вы неутомимый романтик и искатель приключений, посещение Сейдозера оставит в вашей душе незабываемое впечатление!

Сейдозеро (Сейтьявр) – свещенное для саамов место. Многие века местные жители почитали это озеро. Даже сама природа как будто отгородила его от чужих глаз.

Где-то здесь, в районе Сейдозера на Кольском полуострове, 11-15 тысяч лет назад была Гиперборея, уникальная цивилизация, которая владела не только знаниями в области многих высоких технологии, но и оставила всой след во многих культурах, религиях....

Скала Прометея

Согласно мифу, именно на Кольском полуострове по приказу Зевса к высокой скале был прикован Прометей. Как бы в подтверждение этому на горе, стоящей на берегу Сейдозера, есть гигантское изображение распятого человека.

С трех сторон Сейдозеро окружено горами. Они ограждают его от жестоких северных ветров, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок. На берегах озера растительность богаче и пышнее, чем в соседней тундре – вместо березового криволесья растут остроконечные вековые ели, встречаются заросли голубики и морошки.

Саамы боятся этого места и поклоняются ему. Еще сто лет назад вокруг озера лежали горы оленьих рогов, а ловить рыбу в нем разрешалось только один день в году. В старые времена саамские мужчины устраивали особые ритуалы – надевали на головы рога оленей и изображали бои за самок. Сюда приходили умирать шаманы.

На берегах Сейдозера саамы ставили жертвенные камни и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегами). Почти на каждом шагу встречаются сейды – доисторические каменные сооружения.

Саамы посещают священное озеро только в крайних случаях. Найти сюда проводника среди местных жителей практически невозможно. Потомки древних оленеводов, оказавшись на озере, обязательно делают подношение древнему духу, чтобы быть здоровыми и удачливыми в делах.

По поверью, замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору Куйвчорр, на которой находится изображение Куйвы. Причем это были люди бывалые – опытные альпинисты или исследователи, которые поднимались и на более высокие и сложные скалы, и выбирались из различных сложных ситуаций. Зачастую их находили безо всякой одежды, а на их лицах было выражение дикого ужаса. Загадку этих происшествий так и не удалось разгадать.

Печальная судьба ожидала многих исследователей, пытавшихся отгадать тайны Сейдозера. Во время таких экспедиций природа и еще что-то неведомое обрушивали на несчастных все свои силы. Вдруг возникал ураганный ветер, дороги размывались многодневными дождями, моторы глохли, а высокие волны опрокидывали лодки следопытов. Люди поддавались необъяснимому страху и обращались в бегство. И каждый раз все внезапно прекращалось, когда исследователи отступали от задуманного. На этом их беды не заканчивались – по возвращении домой участники экспедиций умирали странной смертью, либо погибали, унося с собой в могилу то, что им все-таки удалось узнать в далеком северном краю.

Нередко случалось, что в районе горы, на склоне которой окаменел злой Куйва, измерительные приборы показывали что-то невообразимое, а часто просто выходили из строя. В этом месте компасы«сходили с
ума», приборы измеряющие уровень радиации, зашкаливали. Люди, которые подолгу находились в непосредственной близости от этой скалы, возвращались обратно в состоянии «зомби» или в сильном испуге. Те, кто не прислушивался к предостережениям саамов не тревожить древнего духа, испытывали головокружение, слабость, галлюцинации. У людей возникали ощущения, что у них резко изменялся вес – уменьшался или увеличивался. «Мереченье» - это еще один эффект, возникший в сознании людей, побеспокоивших «старика». Под этим состоянием принято понимать массовый гипноз. В нем люди одновременно повторяли движения друг друга, говорили на непонятных языках, пророчествовали.

К тем путешественникам, которые соблюдают почтение к старому колдуну Куйве и священному озеру, природа относится благосклонно. Берега Сейдозера предстают перед ними как оазис среди бескрайней тундры. Куйва бывает не только злым. Тем, кто относится к нему с уважением, он помогает найти дорогу через буреломы, посылает попутный ветер, дает хорошую рыбалку и удачную охоту.

Легенда о колдуне

О Сейдозере у саамов есть много легенд. В одной из них говорится, что давным-давно пришли сюда чужие люди, которые стали убивать и грабить саамов. И хотя саамы никогда ни с кем не воевали, чтобы не быть поголовно истребленными, они собрались вместе и решили дать врагу отпор. Но был среди чужеземцев сильный колдун Куйва, который одним ударом убивал по десять человек. Увидели это саамы и, собравшись с силами, обложили колдуна со всех сторон. Он туда, сюда – ни к Сейдозеру спуститься, ни в тундру уйти. Так он и застыл на скале, что висит над озером.

............................

ТАЙНА КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Засекреченная экспедиция Барченко

В 20-е годы идея отправить поисковую экспедицию в Мурманскую область была поддержана лично Феликсом Дзержинским. Теперь трудно установить, какие цели были поставлены перед экспедицией. Вряд ли только научные - в более поздние времена здесь были обнаружены большие запасы редкоземельных элементов. В 1922 году в район Сейдозера и Ловозера Мурманской области направилась группа, возглавляемая Барченко и Кондиайна. После возвращения в Москву материалы экспедиции были внимательно изучены на Лубянке. Барченко был репрессирован и расстрелян, добытые им данные никогда не были опубликованы. Известно, что поисковики наткнулись на странный лаз, уходящий под землю. Проникнуть внутрь ученым не удалось - мешал безотчетный страх, почти осязаемый ужас, буквально рвущийся из подземелья. Один из местных жителей рассказывал, что "ощущение было таким, будто с тебя живьем сдирают кожу!"

(источник - В ПОИСКАХ РУССКОЙ АТЛАНТИДЫ
@ Виолетта Баша, Еженедельник, 19-21, 2000 г.
Научно-популярная версия -
по результатам экспедиций Демина
материалам исследователя Вадима Черноброва)

Жертва ядерного взрыва?!

75 лет спустя по следам Барченко направились экспедиции под руководством Валерия Демина "Гиперборея-97" и "Гиперборея-98". Один из участников Вадим Чернобров на берегу Сейдозера сделал запись в экспедиционном дневнике: "Оторопь берет когда представляешь, что находишься в родном городе через 20 тысячелетий. Неважно какой город - через тысячелетия все они будут выглядеть одинаково. Крупные города, будучи разрушенными безвозвратно, терялись уже через столетия, что ж говорить о тысячелетиях?.. А пока что я сам с горестью взираю на великий город величайшего народа далекого прошлого. Передо мной кишащее комарами болото"... Первая находка экспедиции - огромный кубический камень. Еще через пару километров пути слева на скале - семидесятиметровое изображение словно бы распятого человека. Очень похоже на тень, которая остается от человека после ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА.

Вход в загробный рай

Рядом с тем лесом, откуда экспедицию Барченко выгнал страх, Вадим записал: " Никто не знает, гиперборейская эта пещера или нет, но в 1990-х годах доктор наук Валерий Никитич Демин обратил внимание на скудные дошедшие до нас воспоминания о находках Барченко, а когда подробно изучил местные легенды и сравнил их с греческими, то решил - искать надо здесь! У местных жителей Сейдозеро вызывает благоговейный страх. Век-другой назад его южный берег был самым почетным местом погребения в каменную могилу шаманов и других уважаемых членов саамского народа. Для них название Сейдозера и загробного рая были синонимами. В советские времена севернее озера были обнаружены запасы редкоземельных металлов. Сейчас Сейдозеро и Ловозеро славятся проявлением различных аномальных явлений"...

Древние находки. Вопросов больше, чем ответов...

Страшное подземелье - интересный объект для исследователей, но мне все-таки хочется спросить Вадима о главной цели - Гипербореи. Оказывается, находки есть, но однозначной их трактовки пока нет. В ходе экспедиций "Гиперборея-97" и "Гиперборея-98" были обнаружены несколько разрушенных древних строений. Об их датировке или о принадлежности Гиперборее говорить пока трудно. Это каменная "обсерватория" на горе Нинчурт, каменные "дорога", "лестница", "этрусский якорь", колодец под горой Куамдеспахк. То, что можно увидеть, лишь напоминает сооружения. Но, как заметил Вадим, невозможно представить себе, что останется, скажем, от Большого театра через 20 тысяч лет. Еще одна находка -странные металлические "матрешки", обнаруженные в ущелье Чивруай. Каков их возраст? Неизвестно. Кроме того, найдены древние изображения "трезубца" и "лотоса". Может быть, эти символы присущи любой разумной цивилизации? Ответа нет. Остается загадкой и известное местным старожилам гигантское наскальное крестообразное изображение человека - "старика Койву", как его здесь называют. Согласно легендам, это побежденный и вмурованный в скалу южнее Карнасурты "чужой" шведский бог. Казалось бы, шведские божества - это уже явления нашей, последней цивилизации Земли. Однако, "старик Койву" оказался образованным из банальных почерневших камней, по которым столетиями сочится из скалы вода. С другими находками тоже оказалось не все так просто. Профессиональные геологи и археологи скептически относятся к перечисленным находкам, считая их игрой природы, сооружениями саамов давностью до нескольких веков или остатками деятельности геологов.

Орбитальный спутник... ледникового периода?

Мурманская область. Легендарная Гиперборея - прародина земной цивилизации - не только существовала на самом деле, но и располагалась в горах Русской Лапландии, за Полярным кругом. К такому сенсационному выводу пришли участники научно-поисковой экспедиции, возглавляемой доктором философских наук из МГУ Валерием Деминым. Находки ученых поистине ошеломляющие. В глухой Ловозерской тундре, вблизи загадочного Сейдозера, найдены циклопические руины и стены, гигантские плиты правильной геометрической формы с пропилами техногенного происхождения, просверленные глыбы, ритуальный колодец, таинственные знаки и письмена. И наконец самая впечатляющая находка - останки древнейшей обсерватории с 15-метровым желобом, уходящим в небо, с двумя визирами - внизу и вверху. Как сказал Валерий Демин, ее можно сравнить с обсерваторией Улугбека. Эти и другие находки, считают участники экспедиции, свидетельствуют, что здесь когда-то процветала высокоразвитая цивилизация, а климат в далеком прошлом на Кольской земле был сравним с нынешним средиземноморским. Так что же, Гиперборея - только легенда? Но есть еще одно доказательство существования высокоразвитой древней полярной цивилизации! За семь лет до первой кругосветки Магеллана турок Пири РЕЙС составил карту мира, на которой были обозначены не только Америка и Магелланов пролив, но и Антарктида, которую русским мореплавателям предстояло открыть лишь... 300 лет спустя! Береговая линия и некоторые подробности рельефа представлены на ней с такой точностью, какой можно достигнуть только при аэрофотосъемке, а то и съемке из космоса! При том Антарктида на карте Рейса лишена ледового покрова, имеет реки и горы. Изменены расстояния между континентами, что подтверждает их дрейф. Запись в дневниках Рейса говорит о том, что он составил карту на основе материалов эпохи Александра Македонского. Откуда знали об Антарктиде в IV веке до н. э.? В 1970-е годы советская антарктическая экспедиция установила, что ледяному покрову Антарктиды по крайней мере 20 тысяч лет. Значит, и возраст реального первоисточника информации составляет минимум 200 веков! Гиперборейцы жили на полюсе, только не на южном, а на северном. Оба полюса в то время были свободны ото льда. Способность летать делала возможным полеты от полюса к полюсу. Возможно, этим и объясняется загадка, почему оригинальная карта была составлена так, словно бы наблюдатель находился на орбите Земли.

Доктор наук В.Демин считает, что погибшая в результате климатического катаклизма высокоразвитая цивилизация Гипербореи оставила после себя потомков в лице ариев, а те в свою очередь - славян и россиян"...

Руины предполагаемой обсерватории

Мегалитический комплекс на горе Нинчур.

Мыс Болванский Нос о. Вайгач.

Находки со святилища Сиртя Сале.

Найденный на Юдычевумчорре фаллический мегалит и дельфийский Омфал

Предания о той эпохе,когда на Севере расцвела цивилизация гипербореев,сберегли многие народы.По ним можно восстановить и сокровенную географию этих земель.Уже в названиях Север,Сибирь есть корень "сив-Сиб",видимо восходящий к имени БОГА СИВЫ(ШИВЫ),бог-разрушитель, бог-смотрящий, его характер вполне отвечает суровому духу этих земель. В северных названиях есть и корни с Солнечным смыслом.СОЛНЕЧНЫЙ корень"КОЛО" есть в имени Кольского п-ва.Карелия,Карское море содержит корень"КАР-КАРС"(Бог СОЛНЦА ХОРС,он же КОРС). Имена многих народов имеют ведический смысл. "СААМЫ" созвучно СОМЕ, имена ненецких родов "ВАЯНОВ"и "ЯРОВ" можно сравнить с именами славянских родов "ВАНОВ" и "БЕЛОЯРОВ". Название горы Нинчурт напоминает имя славяно-ведической богини НЕНИЛЫ,супруги ВЕЛЕСА. НЕНИЛА, согласно"Звездной Книге Коляды", носит имя Звесдинка (Ася), она дочь СВЯТОГОРА. НЕНИЛУ древние шумеры называли ИНАННОЙ, аккадцы НАНАЙЕЙ ИШТАР,которую отождествляли с АСТАРТОЙ. Корень имени АСТАРТА входит в слова "астро"-, "астрология"(связь образа сей богини с астрологией во многом объясняет наличие на вершине горы Нинчурт древней обсерватории). Эту же богиню древние армяне называли богиня НАНЭ,что значит "бабушка".
В древних царствах Востока, наследовавших ведическую культуру, корни которой уходят на север, почитали также и бога НИНУРТА (полное совпадение с горой Нинчурт). Сей Бог - мужская ипостась ИННАНЫ. Древние шумеры называли его также САТАРАНОМ (рядом находим СЕЙД-озеро). Корень "САТ","СЕТ","СИД" в древних и многих современных языках имеет смысл СВЯТОЙ(Санта). В Индии СИДДХИ, у кельтов СИДЫ - волшебные народы, живущие на северных блаженных островах. СЕЙД-озеро по саамски "Святое озеро". В славяно-ведической традиции СЕД - это одно из имен бога РОДА, означающее"седой","святой". Звезда Седа - это Полярная Звезда, ее также именуют СЕДАВА-зоря,СЕД-зоря,СЕЙД-зоря (зоря - в древне-русском означает звезда). По старой транскрипции - "СЯДЪ - ЗОРЪ". А в ночи Велес шел в Сварге по молоку Небесному и шел к Седава-звезде до врат (ИРИЯ)" (Книга Велеса) - Велес идет по Небосводу по млечному пути к Полярной Звезде. Он же одновременно идет и по земле к Северу, к земному отражению СЕЙДЪ - зори. Отражением небесного ИРИЯ на земле и является гора НИНЧУГ И СЕЙДОЗЕРСКОЕ Святилище....

Звезда в круге на камнях Гипербореи

Кем-ТА (Древний Египет), более 4000 лет назад
ЗВЕЗДА (в круге) - иероглиф ДУАТа - места упокоения душ и Воскресения праведников.

Штар - звезда - Шумер, более 4000 лет назад
ЗВЕЗДА - идеограмма в месопотамской пиктографической письменности, представляющая божественных царей как "высоких", "светоносных" .

Крит, более 4000 лет назад.
ЗВЕЗДА - на руинах древнего города Гортис, где когда-то нашли себе приют влюбленные Зевс и Европа.

Вавилон, 3800 лет назад
ЗВЕЗДА - один из символов Мардука - главного Бога-покровителя Вавилона.

Рим, 312 год.
ЗВЕЗДА - символ христианского Святого и Равноапостольного Императора Константина.

Мексика, Тула, более 1000 лет назад
ЗВЕЗДА - в чертах лица атланта, стоящего на вершине Пирамиды Тлауискальпантекутли или Утренней Звезды.

Русь, 1405 год
ЗВЕЗДА (в круге сияния, исходящего от Иисуса) - образ явленного Царствия Божьего.
Андрей Рублев, Икона «Преображение Господне», Благовещенский собор Московского Кремля.

Шьяма Янтра, Раджастан, XVIII век
ЗВЕЗДА - символ энергии времени в индуизме.

1945 год
ЗВЕЗДА на Знамени Победы.
Фото: Евгения Халдея

СССР, 1961 год
ЗВЕЗДА - с этим символом учился летать и проложил человечеству дорогу в Космос Юрий Гагарин.

Москва, 1967 год
ЗВЕЗДА на Могиле неизвестного солдата.

Звезда - символ Сварога

Звезда - символ Велеса

Звезда - символ Ярило

Звезда это древнекарельский символ. Как показывают последние исследования, пятиконечная звезда издревле была знакома и в культуре народов Севера. Например, у саамов Русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не перейдет эту линию».
У карелов звезду изображали на кусочках кожи. Это был талисман.
Еще древние пифагорейцы, верившие, что в основе мира лежит число, сделали открытие: пропорции пятиконечной звезды основаны на принципе необычайной привлекательности для глаза. Позднее это назвали «золотым сечением».
Некоторые ученые полагают, что европейцы позаимствовали этот символ из культур Древнего Египта, Китая и исламского мира. Вообще любое изображение звезды – один из древнейших символов человечества, принятый в геральдике всех народов. Звезда как понятие служила изначально символом вечности, позднее стала символом высоких стремлений, идеалов. Употребляется в наше время и как эмблема путеводности (так называемая «Роза Ветров»), счастья («родиться под счастливой звездой»).
Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные смысловые и национальные значения каждой звезды. Пятиконечная звезда (пентаграмма; звезда, повернутая «главой», т.е. одним из лучей вверх) – древнейший символ защиты, охраны, безопасности. Имеет восточное происхождение. И наоборот, пятиконечная звезда, повернутая одним лучом вниз, а двумя вверх, приобретает зловещий, дурной смысл – в Западной Европе, например, со стародавних времен принято было считать эту перевернутую звезду за знак дьявола. Дело в том, что в западноевропейских магических трактах пентаграмма почиталась еще как фигура, изображающая человеческое тело: две ноги есть символ земли и воды, две руки – воздуха и огня, а голова (один луч, смотрящий вверх) – объединяющая все члены сила эфира.