Автоматизированные системы УВД (АС УВД). Автоматизированные системы увд Ас увд автоматизированные системы управления воздушным движением

Основные сведения

Управление воздушным движением находится в компетенции государства. В России функции УВД возложены на органы Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД).

В последние годы часто используется термин Организация воздушного движения и аббревиатуры ОВД, ОрВД, ЕС ОрВД . В англоязычных источниках используется термин Air Traffic Control (ATC ) или Air Traffic Management (ATM ).

ЕС УВД включает широкую сеть пунктов управления: районные центры (РЦ) УВД на воздушных трассах, аэропортовые контрольно-диспетчерские пункты (КДП), местные диспетчерские пункты (МДП) и т. д.

При следовании воздушных судов по авиалиниям применяется эшелонирование .

Система управления воздушным движением - автоматизированный сервис, обеспечиваемый наземными службами для управления воздушным движением (см. авиадиспетчер).

Задача системы состоит в таком проведении воздушных судов через зону своей ответственности, чтобы исключить их опасное сближение по горизонтали и вертикали. Вторичная задача заключается в регулировании потока воздушных судов и доведении необходимой информации экипажам, в том числе погодных сводок и навигационных параметров.

Во многих странах СУВД регулируют воздушные суда всех классов - частные, гражданские и военные. В зависимости от каждого конкретного полёта и типа судна СУВД может давать различные инструкции, обязательные к выполнению экипажем этого судна, либо просто предоставлять необходимую полётную информацию (в том числе рекомендательного характера). В любом случае экипаж несёт ответственность за безопасность своего полёта и может отклоняться от полученных инструкций в чрезвычайных ситуациях .

Комплекс управления воздушным движением - совокупность служб, сооружений и технических средств на территории аэродрома , предназначенная для непосредственного обеспечения взлёта , посадки и руления воздушных судов (самолётов , вертолётов и планеров).

1. Служба организации воздушного движения (ОрВД). Рабочие места персонала (диспетчеров управления воздушным движением), оснащённые тем или иным оборудованием (от бинокля и радиостанции до автоматизированных рабочих мест на базе быстродействующих вычислительных комплексов), находятся в здании командно-диспетчерского пункта (КДП), который обычно расположен вблизи перрона в точке с хорошим обзором всего лётного поля, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек и мест стоянок, а на ряде аэродромов - дополнительно в зданиях стартовых диспетчерских пунктов (СДП), расположенных вблизи торцов ВПП.

2. Служба электрорадиотехнического обеспечения полётов - радиотехнические комплексы, позволяющие экипажам воздушных судов вести связь с землёй, определять своё местонахождения в той или иной системе координат и выдерживать заданные траектории маневрирования в районе данного аэродрома, а также заход на посадку, посадку, взлёт и выход из района аэродрома. Обычно включает в себя:

  • радиостанции различных мощностей и диапазонов;
  • радиолокационные станции;
  • наземные компоненты навигационных систем;
  • радиооборудование для захода на посадку.

3. Служба электросветотехнического обеспечения полётов: световое оборудование ВПП и рулёжных дорожек.

4. Метеорологическая служба. Оборудование для наблюдения за фактической погодой на аэродроме с последующей передачей этих данных (посредством радиовещательных передач АТИС , ВОЛМЕТ и по другим радиоканалам) экипажам воздушных судов , производящих взлёт или посадку на аэродроме, и авиадиспетчерам. На небольших аэродромах метеорологическое оборудование (датчики для измерения параметров ветра, горизонтальной видимости, облачности, температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и т. д.) располагаются на метеоплощадке вблизи КДП , а на крупных аэродромах - в нескольких точках лётного поля (у торцов ВПП , вблизи середины ВПП и т. п.).

5. Штурманская служба.

6. Служба аэронавигационной информации.

Важной составляющей информационного обеспечения комплекса управления воздушным движением является Сеть авиационной фиксированной электросвязи (АФТН).

См. также

Ссылки

  • Московский центр автоматизированного управления воздушным движением
  • Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации
  • Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ
  • Вышка управления воздушным движением Международного аэропорта Домодедово
  • ПРИКАЗ РОСАЭРОНАВИГАЦИИ ОТ 26.10.2007 N 105 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗОН, РАЙОНОВ И СЕКТОРОВ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управление воздушным движением" в других словарях:

    - (УВД) в нашей стране организация, планирование, координирование движения воздушных судов, выполняющих полёты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлётно посадочных операций. Конечная цель УВД обеспечение безопасности, регулярности и … Энциклопедия техники

    управление воздушным движением Энциклопедия «Авиация»

    управление воздушным движением - (УВД) в нашей стране — организация, планирование, координирование движения воздушных судов, выполняющих полёты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлётно посадочных операций. Конечная цель УВД — обеспечение безопасности,… … Энциклопедия «Авиация»

    - (УВД) комплекс мероприятий по контролю и управлению движением ЛА в воз д. пространстве в целях обеспечения безопасности и регулярности полётов. УВД в р не аэродромов и на возд. трассах осуществляется сетью наземных диспетчерских пунктов на основе … Большой энциклопедический политехнический словарь

    наземное управление воздушным движением - antžeminis skrydžių valdymas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. airport traffic control vok. Bodenflugsteuerung, f rus. наземное управление воздушным движением, n pranc. contrôle du trafic aérien de sol, m … Radioelektronikos terminų žodynas

    Система и процесс, обеспечивающие порядок и безопасность полетов в диспетчерском воздушном пространстве и обмен информацией между авиадиспетчерами и экипажами воздушных судов с использованием ЭВМ и радионавигационных средств. Управление воздушным … Энциклопедия Кольера

    ГОСТ Р 51504-99: Системы управления воздушным движением и ближней навигации. Сигналы TУ - TC, передаваемые между КПД и средствами УВД и ближней навигации. Состав и основные параметры - Терминология ГОСТ Р 51504 99: Системы управления воздушным движением и ближней навигации. Сигналы TУ TC, передаваемые между КПД и средствами УВД и ближней навигации. Состав и основные параметры оригинал документа: 2.4 диспетчерский комплект ТУ ТС … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    В России управление воздушным транспортом находится под контролем государства. Имеются управления по контролю за воздушным транспортом и линейные отделы на авиалиниях в России. Каждая авиакомпания платит налог на диспетчерское обслуживание.… … Википедия

    - (ФАА, Federal Aviation Administration, FAA) агентство Министерства транспорта США, управляющее всеми аспектами гражданской авиации согласно Федеральному акту об авиации от 1958 … Википедия

    Произошёл 15 октября 2009 года в американском городе Форт Коллинз, штат Колорадо, когда Ричард и Маюми Хин выпустили шарльер, наполненный гелием, в атмосферу, а потом утверждали, что на шаре находится их шестилетний сын Фэлкон. В это время СМИ… … Википедия

Зона ответственности филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представляет собой территорию площадью 720 тысяч кв. км в интервале высот 1500 –16150 м. Протяженность зоны ответственности с севера на юг составляет 1046 км, с запада на восток – 995 км. В контролируемой зоне расположены 71 аэродром разных ведомств, 53 запретные зоны, 154 зоны ограничений, 8 авиационных полигонов, 28 стрелковых полигонов. Протяженность воздушных трасс составляет более 32 тысяч километров.

Районный диспетчерский центр (РДЦ) осуществляет обслуживание воздушного движения 23 секторами УВД в границах Московской зоны ЕС ОрВД на высотах 1500 м - 16150 м. Московский аэроузловой диспетчерский центр (МАДЦ) - осуществляет обслуживание воздушного движения 13 секторами УВД (4 сектора диспетчерского пункта круга (ДПК) и 9 секторов диспетчерского пункта подхода (ДПП) в воздушном пространстве в радиусе около 180 км. От г. Москва, в котором воздушные суда после взлета с аэродромов Московского авиаузла выполняют набор крейсерского эшелона для следования по воздушной трассе и снижение с эшелона для захода на посадку. Площадь обслуживаемого воздушного пространства составляет 105 тысяч кв. км. В Московской зоне ЕС ОрВД (МЗ ЕС ОрВД) расположено: 3 аэроузла, 71 аэродром, а также воздушные трассы, включая местные воздушные линии (МВЛ).

Директор филиала

С 15 апреля 1981 года по 9 октября 2017 года функционирование Московского районного и аэроузлового диспетчерских центров обеспечивалось комплексом АС УВД «ТЕРКАС» и резервным комплексом (РК «Москва-Резерв»). 10 октября 2017 года в 02:00 осуществлен ввод в эксплуатацию автоматизированной системы ОрВД (АС ОрВД) нового центра управления полетами (ЦУП) филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые. Перевод обслуживания воздушного движения на новую отечественную АС ОрВД имеет стратегическое государственное значение.

В состав АС ОрВД входит:

    комплекс средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД);

    комплекс средств автоматизации планирования и использования воздушного пространства (КСА ПИВП);

    комплекс средств защиты информации (КСЗИ);

    комплексный системным тренажёр (КСТ);

    система коммутации речевой связи «Мегафон» (СКРС).

КСА УВД «Синтез АР-4» высокотехнологичная универсальная система, обеспечивающая прием и обработку информации о воздушной обстановке, плановой, метеорологической и аэронавигационной информации, ее интеграцию и отображение на автоматизированных местах персонала ОВД. Комплекс позволяет персоналу ОВД получить полноценную картину ситуационной обстановки и принять оперативное решение в условиях высокой интенсивности воздушного движения.

В 2017 г. количество воздушных судов, обслуженных органами ОВД филиала составило:

Шереметьево 308 535
Домодедово 234 435
Внуково 167 018.

За 9 месяцев 2018 г. количество обслуженных воздушных судов по московским аэропортам составило:

Шереметьево 164 405
Домодедово 107 721
Внуково 92 154

Филиалом «МЦ АУВД» обслужено в 2017 году: 464 российских авиакомпаний и 748 иностранных авиакомпаний.

Работники филиала «МЦ АУВД» обеспечивают аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства гражданской, государственной и экспериментальной авиации при выполнении полетов в Московской зоне ЕС ОрВД по воздушным трассам и коридорам.

Для обслуживания воздушного движения используется 10 РЛП (первичные и ВРЛ), 32 ОПРС, около 250 каналов связи и передачи данных, имеются радиолокационные, связные и навигационные поля, позволяющие выполнять полеты на уровнях требований ИКАО.

Для поддержания и совершенствования практических навыков в составе филиала «МЦ АУВД» имеется диспетчерский тренажер. Тренажер также используются для решения по совершенствованию структуры воздушного пространства, обучения новым методам и технологиям работы и т.д. Функциональные возможности тренажера позволяют обеспечить имитацию процессов ОВД в любой зоне ответственности, в т.ч. имитацию особых случаев и аварийных ситуаций в воздухе, увеличение нагрузки на диспетчера, вплоть до предельных значений, исключающих угрозу безопасности реального воздушного движения. Это дает возможность готовить диспетчеров к выполнению любых задач в условиях реальной работы.

Достаточно гибкая концепция тренажерного комплекса позволяет разрабатывать перечень требований к будущим системам УВД, а также разрабатывать новые методы и процедуры УВД. Практически любая ситуация, связанная с воздушным движением, может быть создана и проиграна на диспетчерском тренажере Московского центра АУВД.

В филиале «МЦ АУВД» работает более 3400 человек, около 1500 из которых специалисты по управлению воздушным движением, порядка 900 специалисты инженерно-технического состава, а также работники вспомогательных служб и административно-управленческого аппарата. Весь диспетчерский состав допущен к ОВД на английском языке и около 90 % специалистов службы УВД имеют 1 и 2 класс квалификации.

В рамках реализации План мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» направлением модернизации и развития ведется установка АМПСН (аэродромная многопозиционная система наблюдения).

В а/п Внуково окончание строительно-монтажных работ под установку оборудования запланировано на 1 квартал 2019 года

В а/п Шереметьево строительно-монтажные работы ведутся с июля 2018 года, планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2 квартал 2019 года.

Устанавливается оборудование DME/N 2700. В а/п г. Ярославль проведены приемо-сдаточные испытания, ведется подготовка к вводу объекта в эксплуатацию. Установка DME/N 2700 на ОПРС «Скуратово» планируется в 2019 году после завершения строительно-монтажных работ на объекте.

Принципы построения системы управления воздушным движением (УВД).

УВД в нашей стране организация, планирование, координирование движения воздушных судов, выполняющих полёты или движущихся по аэродрому в связи с совершением взлётно-посадочных операций. Конечная цель УВД - обеспечение безопасности, регулярности и эффективности полётов. Согласно Воздушному кодексу СССР УВД было возложено на органы Единой системы управления воздушным движением (ЕС УВД) и ведомственные органы управления в пределах, установленных для них районов и зон. В действующей системе управления ведущая роль принадлежит ЕС УВД. Она создана в начале 70-х гг. К этому времени плотность и интенсивность воздушного движения в стране достигли такого уровня, что управление полётами гражданских и военных воздушных судов, которые выполняются практически в одном и том же воздушном пространстве, их согласование и координация с пунктов управления, принадлежащих различным ведомствам, стали затруднительными. Интересы безопасности требовали объединения гражданских и военных органов УВД, что и было осуществлено в рамках ЕС УВД.

На органы ЕС УВД была возложена организация использования воздушного пространства для полётов гражданских и военных воздушных судов и других видов деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, включая определение в нём воздушных трасс, местных воздушных линий (МВЛ), районов аэродромов и др. элементов структуры воздушного пространства для обеспечения единой технической политики УВД, внедрение автоматизированных систем и др. Оперативные органы -- центры ЕСУВД (главный, зональные, районные), состоящие из гражданских и военных секторов, осуществляют планирование, координирование воздушного движения, а районные, кроме того, -- непосредственное управление воздушным движением. При этом гражданские сектора управляют полётами всех воздушных судов по воздушным трассам страны и МВЛ первой категории, а военные сектора - полётами воздушных судов по маршрутам, проложенным вне воздушных трасс и МВЛ.

Ведомственные гражданские и военные органы УВД (диспетчерские и командные пункты различного назначения), не входящие в ЕС УВД, действуют в тесном взаимодействии с оперативными органами ЕС УВД. Они управляют воздушным движением в районах аэродромов (аэроузлов), включая подход и посадку воздушных судов, их взлёт и выход из районов аэродромов (аэроузлов) на воздушные трассы страны, МВЛ или на другие маршруты. К компетенции ведомственных органов УВД относится также УВД при полётах на МВЛ второй категории, в районах авиационных работ и др. Процесс оперативного управления включает планирование, координирование и непосредственное УВД. Планирование воздушного движения производится с учётом пропускной способности воздушного пространства, аэродромов и возможностей органов УВД в обеспечении управления.

Различают планирование предварительное - за несколько суток до дня полёта для составления расписаний полётов, потоков движения воздушных судов, графиков использования аэродромов и т. д., суточное -- накануне дня полётов и текущее в процессе выполнения суточного плана полётов для корректировки условий полётов отдельных воздушных судов. Координирование заключается в согласовании полётов воздушных судов с другими видами деятельности в воздушном пространстве, одновременных полётов воздушных судов различных ведомств в соответствующих районах и зонах, включая перераспределение потоков движения воздушных судов по воздушным трассам страны, МВЛ и др.

Непосредственное УВД начинается с момента пуска двигателей воздушного судна (начала руления, буксировки) и продолжается до их выключения после заруливания на стоянку. Непосредственное УВД включает:

1) информацию экипажей воздушных судов о метеоусловиях и воздушной обстановке в районе полёта, о состоянии аэродромов, работе средств связи и радиотехническом обеспечении полётов и посадки, передачу других данных, необходимых для безопасного выполнения полёта;

2) предотвращение опасных сближений и столкновений воздушных судов в полёте и с препятствиями на аэродроме посредством их эшелонирования (рассредоточения) в движении на безопасные интервалы, установленные правилами УВД;

3) принятие своевременных мер по оказанию помощи экипажу воздушного судна, терпящему бедствие или встретившемуся в полёте с особыми случаями, угрожающими его безопасности;

4) извещение органов, осуществляющих поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие. Непосредственное УВД в зависимости от технической оснащённости осуществляется: при наличии не прерывного радиолокационного контроля за полётами -- с соблюдением принципа «вижу, слышу управляю», а при отсутствии такого контроля -- с соблюдением принципа «слышу --управляю».

Без радиосвязи полёты не разрешаются. Поддержание воздушными судами постоянной радиосвязи с органами УВД является обязательным. При нарушении связи командир воздушного судна и орган УВД обязаны принять неотложные меры к её восстановлению. При невозможности восстановления связи они должны действовать в соответствии с установленными для таких случаев правилами, соблюдение которых обеспечивает предупреждение столкновения данного воздушного судна с другими воздушными судами и его посадку на основном или запасном аэродроме.

Непосредственное УВД всеми воздушными судами в определённом районе, зоне осуществляет только один орган УВД. Передача непосредственного УВД от одного органа УВД другому производится на установленных рубежах, определяемых, как правило, на границах их соответствующих районов и зон.

Обеспечение порядка и безопасности в воздушном движении достигается посредством передачи командирам воздушных судов диспетчерских разрешений и указаний, касающихся курса, высоты (эшелона) и скорости полёта. Они обязательны для исполнения. В случае явной угрозы безопасности полёта, а также в целях спасения жизни людей, находящихся на борту воздушного судна, его командир может принимать решения, касающиеся продолжения полёта, с отступлением от диспетчерских указаний и разрешений.

О предпринятых действиях он обязан немедленно сообщить органу УВД, под непосредственным управлением которого находится воздушное судно. УВД как форма обеспечения полётов воздушных судов по своим подходам к решению возлагаемых на него задач существенно отличается от обслуживания воздушного движения (ОВД), рекомендованного для этих целей Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). ОВД осуществляется в виде или полётно-информационного, или консультативного, или диспетчерского обслуживания, каждое из которых может быть самостоятельным видом обслуживания. УВД, осуществляемое в нашей стране, является общим для всех воздушных судов видом обслуживания воздушного движения. Оно обеспечивается различными органами управления во всём воздушном пространстве.

При этом в процессе управления решаются все задачи, которые определены для ОВД. УВД иностранных воздушных судов в воздушном пространстве страны по воздушным трассам и в районах аэродромов, выделенных для международных полётов, производится в целом по тем же правилам, что и УВД национальных воздушных судов. Некоторые особенности, связанные, в частности, с принятием решений на вылет, посадку и пр., отражают желание обеспечить максимально возможное единообразие действующих для иностранных воздушных судов правил УВД со стандартами и процедурами, рекомендованными ИКАО.

Правила УВД для иностранных воздушных судов в воздушном пространстве страны опубликованы в Сборнике аэронавигационной информации. В районах воздушного пространства над открытым морем, в которых наша страна на основе международных соглашений обеспечивает обслуживание воздушного движения, УВД осуществляется с некоторыми особенностями. УВД российских воздушных судов производится в том же объёме, что и при полётах в воздушном пространстве страны. УВД иностранных воздушных судов осуществляется в порядке, рекомендованном ИКАО. На международных воздушных трассах им предоставляется полётно-информационное и диспетчерское обслуживание, а также аварийное оповещение, в остальном воздушном пространстве -- полётно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. УВД в воздушном пространстве страны отечественных воздушных судов производится на русском языке, а иностранных воздушных судов -- на английском или русском языках, если об этом имеется соответствующее соглашение с государством регистрации воздушного судна.

Назначение и основные задачи системы УВД. Структура воздушного пространства и порядок его использования. Правила обеспечения безопасности полетов. Правила управления воздушным движением. Полный цикл управления движением самолета. Взаимосвязь систем навигации и УВД при обеспечении безопасности воздушного движения. Понятие о пропускной способности района аэродрома и трасс. Процессы организации воздушного движения и его автоматизация. Классификация процессов организации воздушного движения. Обобщенная технология работы диспетчеров планирования. Обобщенная технология работы диспетчера УВД. Основные требования ИКАО к автоматизации процессов УВД.

Системы УВД -- сложные иерархические автоматизированные системы.

Основные черты сложных систем. Системы УВД -- иерархические системы. Постановка задачи оптимизации процессов в системе УВД.

Показатели качества функционирования системы УВД. Моделирование основных процессов УВД. Элементы теории алгоритмов. Место и роль диспетчера в автоматизированной системе УВД. Основные особенности эргатических систем. Методы оценки качества функционирования эргатических систем. Необходимость и этапность автоматизации процессов УВД.

В России идет масштабная модернизация гражданских систем управления воздушным движением. Она сопровождается активным импортозамещением. Показательно, что разработка технических средств управления мирным небом поручена тем, кто строит воздушно-космическую оборону страны.

Почему нам и дальше в управлении воздушным движением нельзя опираться только на западные технологии? Почему президентским решением проектирование новых комплексов поручено концерну Воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"? Насколько успешно идут работы и какие трудности приходится преодолевать? Об этом и многом другом наш разговор с Дмитрием Савицким - заместителем гендиректора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения.

Дмитрий Владимирович, почему было принято решение об импортозамещении во всем, что касается организации воздушного движения? Какие опасности могут заключаться в зарубежной технике от ведущих мировых фирм, которая используется практически во всех крупных аэропортах нашей планеты?

Дмитрий Савицкий: Единая система организации воздушного движения - система двойного назначения. Если будет умышленно нарушена ее работа, то остановятся полеты не только коммерческой, но и государственной авиации. В случае какой-то чрезвычайной ситуации это может стать серьезным ударом не только по экономике и безопасности полетов, но и по национальной безопасности.

Был период, когда мы сами дали возможность западным компаниям широко внедриться в наших аэропортах. Казалось, что новая Россия полностью вписалась в новый мировой порядок, в котором уже нет противостояния двух систем. Все живут в условиях рынка и этот рынок является главным регулятором всего и вся. Тем более что мы создали самые благоприятные условия для западных компаний, поставлявших технику в Россию. И транснациональные корпорации, получившие значительное увеличение своих прибылей от вхождения в нашу страну, станут самыми надежными гарантами нашей безопасности. Ведь они, как считалось, будут просто вынуждены защищать стабильность своих доходов.

Все оказалось не так прямолинейно. События на Ближнем Востоке и особенно в Югославии отрезвили очень многих. На Балканах, в Ираке, в Ливии системы управления воздушным движением отключались дистанционно компаниями-производителями очень даже легко. А санкции, которые Запад стал вводить против России, казалось бы, вопреки своим же экономическим интересам окончательно расставили все на свои места.

Системы чьих стран обеспечивали и частично обеспечивают управление воздушным движением в нашей стране?

Дмитрий Савицкий: В Москве стояла шведская система. Я бы сказал, советско-шведская. Ее запустили в 1981 году, и она отлаживалась с участием наших специалистов, которые внесли в нее немало своих дополнений. Ресурс таких систем до 15 лет. Но по причинам, которые, думаю, всем известны, в девяностые годы обновить ее не получилось, она проработала до последнего времени. Запас надежности оказался высоким. Хотя с начала 2000-х годов сбои в ней стали превышать допустимые значения. Она износилась и материально и морально.

В других регионах работали французские, итальянские и испанские системы. Сегодня осталась только одна - в укрупненном центре . Остальные заменены на системы российского производства.

Почему концерн, занимающийся разработкой боевых систем в интересах Воздушно-космической обороны России, был назначен единственным поставщиком оборудования и программного обеспечения для единой системы организации воздушного движения Российской Федерации?

Дмитрий Савицкий: Так решил президент России. И мы его решение выполняем. Наша задача не только создать технику, отвечающую мировым требованиям, но и разработать свое собственное программное обеспечение, связать системы управления гражданским воздушным движением с системами воздушно-космической обороны. Гражданская составляющая должна оптимально сопрягаться с военной.

Мы смогли спроектировать и реализовать уникальную по своим возможностям систему взаимодействия гражданских и военных аэродромов. До последнего времени она была настолько архаичной, что даже вспоминать не хочется.

Сейчас на военных аэродромах создаются специальные рабочие места операторов связи с гражданскими аэропортами с высокой степенью автоматизации. Они оборудованы самой современной компьютерной и телекоммуникационной аппаратурой, построенной на цифровых технологиях. Естественно, отечественного производства.

В октябре этого года вы ввели в эксплуатацию систему управления воздушным движением, разработанную специалистами вашего концерна. В чем ее особенности и преимущества по сравнению с той, что имелась?

Дмитрий Савицкий: Системы даже сравнивать трудно. Реализованы технологии совершенно иного уровня. Официально система была принята в эксплуатацию 10 октября. Центр управления воздушным движением находится во Внуково. Он обеспечивает контроль воздушного пространства на площади почти в миллион квадратных километров. В зону ответственности входят все крупнейшие аэропорты столицы - Внуково, Домодедово и Шереметьево.

По количеству автоматизированных рабочих мест - около 200 - наша система стала самой большой в Европе, а ее резервная система - крупнейшей в мире.

Система управления воздушным движением полностью удовлетворяет всем требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). То есть, созданная российскими специалистами и на базе российских технологий достаточно сложная система полностью отвечает требованиям, которые предъявляются к аналогичным системам во всем мире.

У наших заказчиков часто возникают претензии к исполнителям. В частности, высказывается мнение, что вот на Западе систему, подобную той, что вы запустили во Внуково сдали, и никаких вопросов - она функционирует. А у нас даже после сдачи продолжается ее отладка, ведутся какие-то доработки.

Ваши специалисты, к примеру, до сих пор работают во всех столичных аэропортах. Почему так происходит?

Дмитрий Савицкий: На Западе такая же ситуация. Когда идет ввод в строй новой и сложной системы управления, технический персонал и аппаратура должны, так сказать, притереться друг к другу. Пуско-наладочные работы могут идти достаточно долго, и присутствие специалистов-производителей в таком случае просто обязательно.

Другое дело, что на Западе давно выстроено юридическое взаимоотношение заказчика-исполнителя. Все прописывается в контракте, в том числе по пуско-наладочному периоду и гарантийному обслуживанию.

А что у нас? Почти как в кино "Бриллиантовая рука". Хочу такой же халатик, какой заказала, но пусть будет с перламутровыми пуговицами.

Был случай, когда заказчики одной из систем заявили: мы были во Франции, и нам понравилась их дисплейная индикация, сделайте такую же. Зачем? Ведь в контракте вы сами изначально прописали, что вам нужно. Нет, капризно, топают ножкой, сделайте, как у них. А это продление сроков и лишние траты. Ну не мы же в этом виноваты.

К вам, насколько известно, предъявлялись претензии, что к испытаниям была представлена "сырая" аппаратура. Так ли это?

Дмитрий Савицкий: Проблема испытаний и ввода в строй сложных систем - серьезный вопрос и давно назревшая тема для обсуждения. К сожалению, в стране практически утрачена культура испытательных и приемо-сдаточных работ. Институт инженеров-испытателей, о котором и в СССР мало кто знал, перестал существовать еще в 1990-е годы. Он действительно оказался не нужен, так как ничего нового ни в вооруженных силах, ни в гражданке в строй не вводилось. И по большому счету такой институт надо создавать заново, причем в кратчайшие сроки.

Когда-то при испытаниях техники, о которой мы говорим, главное слово было за ГосНИИ Аэронавигации. Там существовал штат инженеров-испытателей высшей квалификации. Они всегда могли очень доходчиво и, главное, технически грамотно объяснить, с одной стороны, разработчикам, что необходимо сделать по-новому или доделать, а эксплуатанту, каким образом надо работать с новой системой. Так снимались очень многие и большие противоречия между заказчиками и исполнителями уже в ходе испытательных работ.

Сегодня, увы, к испытаниям и отладке даже сложнейших систем, случается, привлекают людей низкой квалификации, не обладающих испытательским опытом. Им и кажется, что аппаратура "сырая". К тому же, сути самих испытаний заказчики зачастую просто не понимают и в контракте не прописывают.
Еще в ноябре 2015 года был получен сертификат на новую Московскую систему управления воздушным движением. Юридически имели полное право требовать от заказчика вводить ее в эксплуатацию. Но мы прекрасно понимали всю сложность того комплекса оборудования, который создали и смонтировали. Необходимо было провести эксплуатационные испытания - проверить, как диспетчеры осваивают технику, как с ней работают. Вот тут-то проблемы и начались.

Дело в том, что процедура эксплуатационных испытаний в контракте не прописывалась. И кто эти испытания должен был оплачивать? Вопрос с оплатой так до конца и не закрыт. Мы их провели за свой счет. По закону могли хлопнуть дверью и уйти, сказав: система сертифицирована, осваивайте ее сами, западные фирмачи так бы и поступили. А вот нам совесть не позволила. Все- таки речь шла о безопасности воздушного движения и безопасности нашей страны.

Зато сегодня можно утверждать - в России начала работать одна из самых надежных систем управления воздушным движением в мире. И это главное.

Досье "РГ"

Зона ответственности Московского укрупненного центра Единой системы организации воздушного движения ОрВД работает по высотам от 1500 до 12100 метров. Протяженность зоны ответственности с севера на юг - 1038 км, с запада на восток - 974 км. Московский аэроузловой диспетчерский центр контролирует территорию в радиусе 150-180 км от Москвы в нижнем воздушном пространстве. Обеспечивается управление движением воздушных судов, осуществляющих прилеты-вылеты в крупнейших аэропортах Москвы, а также управление движением воздушных судов, следующих через Московскую воздушную зону транзитом и управление судами на аэродромах государственной и экспериментальной авиации. Районный диспетчерский центр обслуживает территорию 18 областей России. Зона ответственности - от Великих Лук и Беларуси до Республики Татарстан и от границ Украины до Вологды. Московский центр обеспечивает около 60 процентов полетов воздушных судов над территорией Российской Федерации.