Камерон галерея. Подборка бронзовых бюстов

(Агатовыми комнатами), Висячим садом и Пандусом составляет единый архитектурный ансамбль. Весь комплекс был создан по проекту арх. Чарлза Камерона с 1780 по 1795 г, в период расцвета русского классицизма. Камерону удалось органично включить новые сооружения в уже сложившийся дворцово-парковый ансамбль. Галерея расположена по соседству с Екатерининским дворцом. Архитектор связал эти два здания небольшим садиком на уровне второго этажа - Висячим садиком.

Два этажа Камероновой галереи совершенно различны по характеру: основание здания построено из серого пудостского камня. На нем поставлена легкая галерея с белой колоннадой. Такое сочетание встречается в древнеримских сооружениях. Второй этаж галереи служит балконом для прогулок и обозрения парка. Вдоль балкона, возле колонн, расположены бронзовые бюсты древних философов, политических и военных деятелей. Бюсты отлиты из бронзы в Петербургской Академии художеств и являются копиями античных мраморов, купленных Екатериной II в конце XVIII в. (хранятся в Эрмитаже). Здесь есть и бронзовый бюст М. В. Ломоносова, отлитый по модели скульпт. Ф. И. Шубина.

Широкая парадная лестница с двумя бронзовыми статуями обращена в сторону пруда. Лестницу украшают две огромные бронзовые статуи - Геркулеса и Флоры. Модели этих статуй с античных оригиналов выполнил в 1786 г. скульпт. Ф.Г. Гордеев (1744-1810), а отливку из бронзы произвел литейных и чеканных дел мастер Василий Можаев.

С балкона галереи есть выход в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточной для произрастания деревьев и кустарников.

В сад обращен фасад Агатовых комнат. Здание воспринимается как небольшой одноэтажный парковый павильон. Но это большое двухэтажное здание. Перед входом в павильон устроен полукруглый портик - ротонда со сдвоенными колоннами. В нишах поставлены бронзовые скульптуры - Вода, Воздух, Земля и Огонь.

Свое название павильон получил из-за внутренней отделки. Стены его облицованы цветными камнями - яшмой, агатом, мрамором. Сводчатые потолки украшены нарядной лепкой. Рисунок наборного паркетного пола создан из разных пород дерева. Нижний этаж этого здания был занят ванными комнатами и бассейном и получил название Холодных бань. Здесь преобладала лепная отделка, выполненная скульптором Рашеттом.

Из Висячего сада можно попасть с одной стороны в Агатовые комнаты, с другой - прямо в парк, пройдя по специально устроенному пологому спуску - Панадусу. Архитектурное оформление Пандуса объединяет его с первым этажом Камероновой галереи. Он облицован пудостским камнем, украшен масками Нептуна, Меркурия, Аполлона, Дианы и других богов и героев. На каждом уступе спуска по обеим его сторонам стояли бронзовые статуи Аполлона и муз, позднее замененные чугунными вазами в виде древних жертвенников. Статуи в конце XVIII в. были перевезены в Павловский парк, где их можно увидеть в районе "Двенадцати дорожек".

→Галерея Камерона

Камеронов а галерея

К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами , висячий сад и пандус.

Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка . Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.

Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.

По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева. В годы Великой Отечественной войны оккупанты вывезли эти статуи в Германию для переплавки, однако, их удалось отыскать во дворе медеплавильного завода в городе Галле, и в 1947 году после реставрации фигуры заняли свое историческое место.

Камеронова галерея служила местом для прогулок, застекленная часть галереи защищала от непогоды.

Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II . Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова.

С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II . Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей. В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов. У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Сегодня мы с вами продолжим прогулку по и полюбуемся Камероновой галереей и Фрейлинским садиком. К сожалению, я не смогу вам показать фотографии построек рядом – Холодной бани (Агатовых комнат) и Висячего сада, т.к. они были закрыты на реконструкцию.

История и сокровища Камероновой галереи

Расположена на границе и . Во времена императрицы Елизаветы Петровны на этом месте находился Павильон для игры в мяч. Строительство галереи началось в 1784 году под руководством шотландского архитектора и археолога Ч.Камерона (1746-1811). Закончена она была в 1787 году И.В.Нееловым.

Долгое время галерея никак не называлась. Лишь в 1885 году историк архитектуры П.Н.Петров в своей статье, опубликованной в одном из номеров журнала «Зодчий», назвал это сооружение «Камероновой галереей».

Высота Камероновой галереи совпадает с Екатерининским дворцом . На мощном цоколе находится легкая постройка – символ контраста бытия, существования полярных сил. Нижний этаж облицован пудостским камнем. Павильон-бельведер второго этажа окружают широко расставленные 44 колонны, что придает строению особую изысканность и утонченность.

Галерею украшают бюсты великих мыслителей древности: Платон, Гомер, Овидий, Сенека, Цицерон, Демосфен; богов и героев: Минерва, Аякс, Меркурий, Геракл; правителей: Цезарь, Сципион Африканский, Германик, Септимий Север, Марк Аврелий, Веспасиан, Тит и др. Кроме того, здесь установлены бюсты М.В.Ломоносова, немецкого императора Иосифа II, английского политика Ч.Д.Фокса, который предотвратил войну с Россией.

Камеронова галерея предназначалась для прогулок и философских бесед, которые так любила просвещенная императрица. Со второго этажа открывается чарующий вид на Екатерининский парк и Большой пруд. Также здесь можно было укрыться от непогоды.

С восточной стороны на второй этаж Камероновой галереи ведет мощная лестница, построенная в 1788 году, пилоны которой украшают бронзовые статуи Геракла и Флоры. С южной стороны пристроен пандус («спокойный скат»), чтобы императрица Екатерина II, имевшая весьма пышное тело, могла подниматься на второй этаж.

К галерее примыкает .

Вот и закончилась наша прогулка по Екатерининскому парку. Надеюсь, она понравилась вам!

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Камеронова галерея (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Камеронова галерея, возвышающаяся над Екатерининским парком в Пушкине, - воплощение замысла императрицы Екатерины II, надо сказать, замысла весьма философского. Галерея не только в прямом смысле поднимается ввысь, открывая чудесный вид на Царское село, но и олицетворяет высоту духовную: императрица пожелала создать место для того, что ныне принято называть личностным ростом - задумчивых прогулок и философских рассуждений. Идею воплотил в жизнь архитектор Чарльз Камерон, специально приглашенный из Рима.

Ансамбль галереи иллюстрирует двойственность бытия: над тяжеловесным первым этажом возвышается легкий, на вид совсем прозрачный второй этаж, выполненный в духе античности. Императрице это место служило для развития ясного разума - главного инструмента талантливого и просвещенного правителя. Допускались туда лишь эрудированные зарубежные гости - ученые и философы.

Что посмотреть

Строительство Камероновой галереи завершилось в 1787 г., с тех пор ее композиция почти не изменилась. Значимая корректировка была внесена в проект еще в процессе возведения: Екатерина II предпочла добавить два лестничных марша до колоннады, ограничиваясь ступенями до первого яруса. Из-за этого пришлось изменить и рисунок решетки, огибающей колоннаду: она сохранилась и по сей день, напоминая о личном вкладе императрицы.

Гордость галереи - коллекция бюстов великих личностей, к которым Екатерина II питала особое уважение. Первым стал древнеримский философ Сенека, подавший немало актуальных и по сей день политических идей. За ним последовали другие философы (Сократ, Платон, Эпикур), драматурги (Софокл), политики (Александр Македонский, Цезарь, Флавий Веспасиан, Марк Аврелий) и даже античные герои (Геракл с Минервой). Ну а современниками, удостоившимися собственного бюста в Камероновой галерее, стали английский дипломат Чарльз Фокс, австрийский император Иосиф II и русский ученый Михаил Ломоносов. Уже в 20 столетии к ним присоединилась и сама Екатерина, отлитая в бронзе по образу памятника 1873 г.

Практическая информация

Камеронова галерея расположена на территории Екатерининского парка по адресу: Пушкин, ул. Садовая, 7. Доехать туда можно от ж/д станции «Царское село» или от станций метро «Купчино», «Московская» и «Звездная» до остановки «Парк».

С середины октября и до середины мая посещение галереи, как и всего парка, бесплатно. В остальные месяцы билет для взрослых стоит 200 RUB, дети до 16 лет проходят бесплатно. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Камеронова галерея была задумана Екатериной II для философских бесед и прогулок. Созданная Камероном галерея располагается на границе пейзажной и регулярной частей Екатерининского парка, на склоне холма.

Высота Камероновой галереи совпадает с высотой Екатерининского дворца, но в силу того, что это сооружение расположено на пологом склоне, то по мере удаления от дворца высота нижнего этажа сильно увеличивается за счет равномерного повышения его цоколя. Цоколь галереи сложен из тесаных блоков сясьской плиты.

Стены первого этажа прорезают трехчастные оконные проемы, простенки между ними выложены пудостским камнем. Нижний этаж является основанием для колоннады второго яруса, которая состоит из 44 каннелированных белых колонн, имеющих ионические капители. Ч. Камерон немного увеличил интервалы между колоннами, отступив от классических соотношений высоты и интервалов между колоннами, придав? таким образом, колоннаде особенные грацию и легкость. Увеличенные проемы окон остекленного зала в центре второго этажа придают ему абсолютную прозрачность.

Мотив четырехколонных портиков повторен архитектором несколько раз: у основных входов – ими поддерживаются фронтоны колоннады, а на вытянутых южных и северных фасадах они повторены лишь с декоративной целью. Фриз, опоясывающий галерею, украшен венками, а карниз – масками львов.

В отделке первого этажа Ч. Камерон применил пудостский камень, который добывался в окрестностях Петербурга, в с. Пудость; своей фактурой и цветом этот камень напоминал «обветренные» многовековые античные камни.

Строительство галереи было начато в 1784 г. Во время ее строительства были внесены некоторые изменения при устройстве ведущей на второй этаж лестницы. По проекту из парка лестница поднималась только до первого яруса; ведущие на колоннаду два верхних марша добавили позже по указанию Екатерины II: так, запроектированные архитектором лестничные марши соединили колоннаду с нижним этажом. Внесенные в первоначальный проект изменения повлекли за собой соответствующие изменения в рисунке решетки. Изначально планировалось украсить галерею позолоченной железной решеткой; новая же решетка, которая сохранилась до наших дней, была окрашена в белый цвет. С гениальной простотой Камерон решил украсить колоссальную лестницу монументальными бронзовыми статуями Флоры и Геркулеса.

В 1787 г. строительство галереи было завершено. До настоящего времени ее верхний этаж остается таким же, как и двести лет назад. Перепланированы были только помещения первого этажа, которые использовались как жилые комнаты для фрейлин и придворных дам. Колоннада выполняла роль своеобразного бельведера: с нее открывался удивительный вид на пейзажный парк и Большой пруд.

В 1780–1790 гг. на втором этаже галереи были установлены бронзовые бюсты, отлитые в мастерской Петербургской Академии художеств. Коллекция скульптур, украшающих Камеронову галерею, по желанию Екатерины II, составляет единый цикл и воплощает определенную идеологию и отражает мировоззрение императрицы.

С 1788 г. Екатерина со своим секретарем Храповицким А. В. на южном фасаде павильона «Холодная баня» и на колоннаде расставляла бронзовые копии известных антиков - бюсты великих философов и писателей древности, исторических и мифологических героев. В свою коллекцию она включила изображения Платона, богини Юноны, Гомера, Сенеки, Овидия, Демосфена и Цицерона. В числе первых установили бюст Сенеки. И это не случайно. Этому древнеримскому драматургу и философу, считавшему, что при справедливом правителе монархия может быть залогом процветания государства, принадлежит любимое Екатериной выражение «Только мудрец умеет быть царем».

В 1790 г. на галерее появился бюст Ахилла – любимого героя А. Македонского, с которым императрица чувствовала некоторое внутреннее родство, поскольку ее, как и великого полководца античности отличали решительность, смелость и честолюбие.

В 1791 г. Екатерина II заказала бюст Цезаря. Наряду с «Аяксом», «Минервой», «Меркурием», которые были взяты из Концертного зала Царского Села, Екатериной II были лично утверждены для отливки бюсты мудрых государей и великих полководцев: Германика, Сципиона Африканского, Марка Аврелия, Септимия Севера, Тита, Веспасиана. Заказ государыни был исполнен в 1794 г.

В июне 1793 г. Екатерина приказала прислать ей для выбора реестр «лучших бюстов», которые достойны установки их на колоннаде, и в свой Пантеон поместила бюст М.В. Ломоносова. Таким образом коллекция бронзовых кумиров императрицы пришла к логическому завершению.