Региональный пассажирский самолет. Региональный пассажирский самолет Геометрические размеры ту 134

Ту-134 — региональный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ им. Туполева в начале 1960-х годов. Один из самых массовых пассажирских самолетов, производившихся в СССР, всего, в период с 1966-ого до 1989 года было выпущено 854 единицы различных модификаций. Самолет эксплуатировался в СССР и странах-союзниках.


История Ту-134

В начале 1960-х годов мировая гражданская авиация входила в эпоху реактивных лайнеров. Первый в СССР реактивный самолёт Ту-104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолёты. Стала очевидна потребность в новом реактивном самолете, способном перевозить не менее 40 человек на дальности порядка 2000 километров на скорости 800-900 км/ч.

Тем не менее, самолет проектировался не с чистого листа. Базой для него служил лайнер Ту-124. Базовый самолет подвергся значительным изменениям, в том числе переносу двигателей в хвостовую часть, удлинение фюзеляжа и изменение схемы хвостового оперения. Первые опытные машины были выпущены в 1963 году и начали совершать летные испытания.

К 1965 году самолет получил обозначение Ту-134 и окончательно заменил собой предшественника Ту-124. Год спустя началось серийное производство на Харьковском авиационном производственном объединении, где он и выпускался 18 лет до 1984 года.

Первые серийные самолёты были переданы Аэрофлоту в 1966 году. Ту-134 активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании «Интерфлюг», а чуть позже - польской «ЛОТ».

К началу 1972 года большая часть Ту-134 эксплуатировалась на международных рейсах, однако, после крушения самолета Ан-10 под Харьковом в 1972 году от устаревшего самолета было решено отказаться и заменить его на Ту-134 на внутренних рейсах. С тех пор в течение десятилетия этот самолет был основной рабочей лошадкой региональных авиаперевозок.

До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевёз около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации используются в военной и сельскохозяйственной авиации.

В настоящее время самолёты выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически. Некоторые машины установлены в качестве памятников.

Конструкция Ту-134

Ту-134 — ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя двухконтурными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа. Хвостовое оперение Т-образное (горизонтальные стабилизаторы подняты на вершину киля). Стреловидное крыло, расположенное по схеме низкоплан с вмонтированными кессонными топливными баками и основными опорами четырехколесных шасси.


Видео Ту-134: посадка самолета авиакомпании Аэрофлот-Плюс (Jetalliance East) RA-65559

Модификации Ту-134

Ту-134 (1966-1970)
Первая серия лайнеров, выпущенная в период с 1966 по 1970 годы в количестве 78 единиц брала на борт от 64 пассажиров. Изначально самолеты имели обозначение Ту-124А и лишь позже стали официально именоваться Ту-134. На самолетах первой серии были оснащены застекленным носом и тормозным парашютом.
Ту-134А (1970-1980)
Начиная с 1970 года начинается крупносерийный выпуск модели Ту-134А, длившийся 10 лет. Самолет оснащался более экономичными двигателями Д-30 с реверсом тяги, что позволило отказаться от тормозного парашюта и интегрировать вместо него ВСУ. Фюзеляж был удлинен на 2,1 метра, а количество пассажиров выросло до 76 человек. Именно с модели Ту-134А самолет получил сформировавшийся облик.
В процессе выпуска в модель вносились некоторые модификации:

  • Ту-134А-2 — были внесены усовершенствования носового остекления,
  • Ту-134А-3 — серия с улучшенными двигателями Д-30 третьей серии,
  • Ту-134АК — в пассажирской кабине появилась возможность создавать салон 1 класса и салон люкс. Эта модификация применялась, в основном, ВВС и правительственными службами.

Ту-134Б (1980-1984)

Модернизированный Ту-134А. Снижена масса пустого самолета, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и пособных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест. Серийное производство началось в марте 1980 года. Вместо остекленной носовой кабины штурмана установлена радиолокационная система «Гроза-134». Управление силовой установкой, триммером руля высоты и навигационной системой перенесено на центральный пульт. В отличие от Ту-134А с «радарным носом» было установлено 2 экрана локатора на боковых пультах вместо одного посередине Некоторые модели Б имеют увеличенный запас топлива.

С 1980 года началось производство модернизированной версии Ту-134Б. Самолет получил задние аварийные выходы и увеличенный запас топлива, снизил пустую массу и численность экипажа до 3 человек. Пассажировместимость возросла до 80 человек. Эта версия так же имела ряд модификаций: VIP-версия, версия с улучшенными двигателями и даже версия для высотного запуска космических аппаратов.

Так же, в течение всего периода разработки и эксплуатации Ту-134 имел множество других модицификаций для специальных задач.

Схема салона Ту-134

Характеристики самолетов ТУ-134 (версия Б-3)

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30-II по 6 930 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 80 человек
Практический потолок 10 100 м
Дальность полета 2 020 км
Максимальная взлетная масса 47,6 т
Крейсерская скорость 880 км/ч
Размах крыла 29 м
Площадь крыла 127 кв. м
Длина 37,1 м
Высота 9,02 м

Ту-134 (по коду НАТО «Жёсткий») - пассажирский советский самолёт для авиационных линий средней и малой протяжённости, который разработали в начале 1960-х годов в опытно-конструкторском бюро имени Туполева и серийно выпускавшийся с 1966 по 1984 год на авиационном Харьковском производственном объединении. Выполнил первый полёт 29.07.1963, с сентября 1967 года в эксплуатации. Один из самых популярных пассажирских самолётов, который собирался в Советском Союзе. Итого, вместе с предсерийными и опытными образцами, построили 854 самолёта различных модификаций. Производство полностью было прекращено в 1989 году. Ту-134 поставляли на экспорт в страны Социалистического лагеря.

Ту-134 - пассажирский ближнемагистральный самолёт с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30 на серийных и Д-20П-125 на опытных самолётах. Двигатели стоят на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, что снижает в значительной степени шум в салоне в сравнении с самолётами прошлых поколений. Горизонтальное оперение установлено на вершине киля (Т-образное оперение хвоста). Топливо размещается в кессон-баках на крыле. Ту-134 был сертифицирован по международным стандартам. Самолёт строили в различных вариациях: машины специального назначения, пассажирские, летающие лаборатории. Также использовался в школах ВВС.

Ту-134 произведен по схеме свободнонесущего цельнометаллического низкоплана и имеет стреловидное крыло (угол стреловидности - 35 градусов), размещённые в хвосте фюзеляжа два двигателя Д-30 разных серий. Механизация крыла - выпускаемые только на земле интерцепторы и двухщелевые закрылки и; предкрылок нет. Фюзеляж «сплагиатирован» от Ту-124 и длиннее на семь метров. Т-образное оперение. Убирающееся, трёхопорное шасси. Переднюю стойку убирают в нишу в фюзеляже, задние - в специально отведенные для этой цели гондолы на крыле. Задние стойки имеют две оси.

Салон Ту-134

К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система. Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях - Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.

На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.

Интересная особенность данного воздушного судна - расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.

Схема салона Ту-134

Катастрофы и аварии

Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов Ту-134, десять из них в результате военных действий, два - вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.

Технические характеристики Ту-134А

  • Экипаж: четыре человека;
  • Пассажировместимость: 76 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 8200 килограмм;
  • Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
  • Крейсерская скорость: 850 километров в час;
  • Перегоночная дальность: 2100 километров;
  • Практический потолок: 12 100 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.

Технические характеристики Ту-134Б-3

  • Экипаж: три человека;
  • Пассажировместимость: 80 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 9000 килограмм;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 880 километров в час;
  • Перегоночная дальность: 2020 километров;
  • Практический потолок: 10 100 метров;
  • Длина разбега: 2550 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.

Технические характеристики Ту-134 Ш

  • Экипаж: три человека;
  • Пассажировместимость: 12 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 885 километров в час;
  • Перегоночная дальность: 1890 километров;
  • Практический потолок: 11900 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров.

Ту-134. Галерея.

Разработка самолета ТУ-134 началась в начале 60 годов. Весной 1960 года Никита Сергеевич Хрущев находился с официальным визитом во Франции , где ему было предложено прокатиться на самолете «Каравелла» . Конструктивно «Каравелла» имела двигатели, находящиеся в хвостовой части самолета . Такая схема имела ряд преимуществ – вибрация и шум во время полета практически отсутствовала полностью. Эти преимущества были высоко оценены Хрущевым Н.С. и 1 августа 1960 года вышло постановление Совета Министров СССР №826-341 о создании скоростного пассажирского самолета, получившего начальное наименование ТУ-124А с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа. Было решено использовать двигатели Д-20П .

Фото 1 - Ту-124 . Предшественник Ту-134

Руководство проектом было поручено Маркову Д.С. , затем его сменил Селяков Л.Л. За основу был взят самолет Ту-124 , у которого двигатели находились в основании крыла и который в это время проходил заводские испытания . Эскизный проект был готов 1 апреля 1961 года.

Фото 2 -

Аэродинамическая схема самолета – низкоплан с Т-образным оперением. Двигатели расположены на пилонах в хвостовой части фюзеляжа. Первые четыре самолета были снабжены двигателями Д-20П-125 , а на последующие Д-30 (Д-20П-125-5), которые были разработаны в ОКБ П.А. Соловьева . Начиная с , двигатели самолета были оснащены реверсом тяги. Шасси трех опорное, с носовой стойкой. У последних модификаций число пассажиров доведено до 80-90.

Фото 3 -

Фото 4 -

Сборку первого экземпляра Ту-124А начал Московский опытный завод №156 в начале 1962 года. На самолете были установлены двигатели конструкции Соловьева П.А. Д-20П-125 .

Фото 5 -

Экипаж, во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д. Калиной впервые поднял самолет в небо. Это знаменательное событие произошло 29 июля 1963 года, а 20 ноября 1963 года самолет получил название Ту-134 .

Фото 6 -

Фото 7 -

Серийное производство началось на заводе №135 им. Ленинского комсомола в 1966 году в городе Харькове и продолжалось до 1984 года. Испытания самолета проводились до июля 1967 года. В результате которых было увеличена площадь крыла . В августе 1967 года, 26 числа Ту-134 был официально принят в эксплуатацию ГВФ (Гражданский воздушный флот).

Фото 8 - Ту-134. Горизонтальный полет.

Первый пассажирский рейс, по трассе Москва – Адлер , на самолете был совершен 9 сентября 1967 года. Работники предприятий ОКБ им. А.Н. Туполева , Харьковского авиазавода , смежных предприятий и ГВФ , внесшие максимальный вклад при создании самолёта в 1972 году, были удостоены Государственной премии СССР .

Фото 9 -

Фото 10 -

Общее количество выпущенных самолетов всех модификаций составило 852 экземпляра поставлялся на экспорт. Первый самолет был поставлен в Болгарию . За время производства самолет постоянно модифицировался. Первым самолетом, который прошел международный контроль и получил международный сертификат летной годности, был Ту-134 , что позволило использовать его на международных линиях. Поэтому взял на себя основную долю пассажирских перевозок на ближнемагистральных трассах. По уровню шума и вибраций в пассажирском салоне и его модификации до недавнего времени были самыми комфортабельными в Аэрофлоте . Более 500 млн. пассажиров было перевезено самолетами семейства Ту-134 только до начала 90-х годов . Эксплуатация того самолета продолжается и сегодня.

Фото 11 -

Фото 12 -

Фото 13 -

Фото 14 - Ту-134. Ночная стоянка. Отдых переж полетом.

Фото 15 -

Модификации самолёта

Ту-124А - первый прототип. Рассчитан на перевозку 52-56 пассажиров. Изготовлен на заводе №156 в 1962-1963 годах.
Ту-134 "дублёр" - второй прототип. Количество пассажиров увеличено до 64. Изготовлен в 1964 году на заводе №135. Первый полёт состоялся 9 сентября 1964 года.
- первый серийный вариант. Салон расчитан на 72 пассажира. В 1966-1970 годах изготовлено 78 самолётов (30 поставлено на экспорт).
- модернизированный. Отличался двигателями Д-30 второй серии с реверсом тяги. Фюзеляж удлинён на 2,1 м. Число мест для пассажиров увеличено до 76. В хвостовой части установлена ВСУ ТА-8, отсутствует тормозной парашют. Часть самолётов оснащалось РЛС "Гроза-134". Разработка началась в 1968 году. Серийное выпускался с апреля 1970 года до начала 80-х годов.
- самолёт с двигателями Д-30 третьей серии. Взлётная масса увеличина до 49 т. Выпускался в 1982-1984 годах. Часть ранее выпущенных Ту-134А переоборудовано в вариант Ту-134А-3.
- самолёт с салоном 1 класса на 24 места и салоном "люкс" на 13 пассажиров. Отличался наличием второй двери для пассажиров со встроенным трапом. Часть самолётов оборудовалась средствами спецсвязи. Выпускался, в основном, для ВВС.
Ту-134А "салон" - аналог Ту-134АК. Вторая дверь отсутствовала. Переоборудовался из пассажирских Ту-134А.
- модернизированный. Снижена масса пустого самолёта, увеличина топливная экономичность. Число мест для пассажиров увеличено до 80, экипаж сократился до 3 человек. В носовой части установлена РЛС "Гроза-134". Серийное производство началось в марте 1980 года. Изготовлено 30 самолётов.
- вариант Ту-134Б с двигателями Д-30 третьей серии.

Ту-134Б "салон" - салон на базе Ту-134Б. Отличался наличием второй двери для пассажиров. Изготовлено 7 самолётов. Ещё несколько самолётов переоборудовано из пассажирских Ту-134Б (при этом вторая дверь отсутствовала).
- глубокая модернизация базового самолёта (проект). Отличался двигателями Д-30А тягой по 8600 кгс. Разрабатывался в начале 1970-х годов.
Ту-134ДОЛ - офтальмологическая лаборатория (проект).
- салон на базе Ту-134.
- летающая лаборатория для отработки космических программ.
- модернизированный (проект). Отличается двигателями Д-436Т1-134 и составом оборудования. Разработан в 1993 году.
- грузовой на базе Ту-134А (проект).
- сельскохозяйственный. В 1984 году передеоборудовано 2 самолёта Ту-134А-3. После проведения государственных испытаний изготовлено ещё 10 самолётов. Отличается наличием РЛС бокового обзора "Нить С1-СХ" и специальной аппаратурой, позволяющей оценивать развитие сельскохозяйственных культур, состояние пастбищ, последствия стихийных бедствий.
Ту-134УБ-К - самолёт для тренировок штурманов-операторов Ту-22М морской авиации. Изготовлен в одном экземпляре.
Ту-134УБ-Л - самолёт для обучения лётного состава пилотированию по приборам в простых и сложных метеоусловиях. Отличался носовой частью от Ту-22М-3 с РЛС "РОЗ-1". В 1981-1983 годах изготовлено 90 самолётов.
Ту-134Ш (Ту-134Уч) - самолёт для тренировок штурманов дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. В пассажирском салоне оборудовано 12 рабочих мест. В носовой части установлена РЛС "Рубин-1" или "Инициатива". Выпускался в вариантах Ту-134Ш-1 (для группового обучения самолётовождению и бомбометанию применительно к самолётам Ту-22 и Ту-22М) и Ту-134Ш-2 (для подготовки штурманов фронтовой авиации).
Ту-134Ш-СЛ - летающая лаборатория для испытаний радиоэлектронного оборудования.

Летно-технические характеристики

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета,м

Высота самолета,м

Площадь крыла,м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

2 ТРДД ПНПО Авиадвигатель Д-30 11

Максимальная скорость, км/ч

Перегоночная дальность, км

Дальность действия, км

Практический потолок, м

Экипаж, чел

История советской гражданской авиации неразрывно связана с семейством самолетов, созданных конструкторским бюро Андрея Туполева. Это были разные машины, различных классов и с различной судьбой, однако все они являются важными вехами эпохи реактивной пассажирской авиации, которые подняли международный престиж советского самолетостроения. Особые заслуги в этом принадлежат самолету Ту 134 – пассажирскому лайнеру, ставшему основной рабочей лошадкой авиакомпании «Аэрофлот». Это воздушное судно успешно эксплуатировалось не только на внутренних авиалиниях Советского Союза. Машину с логотипом «Ту-134» на борту можно было встретить в аэропортах европейских столиц. Летали эти машины на пассажирских линиях в странах Юго-Восточной Азии и Африки. Даже сегодня, несмотря на то, что эксплуатация машины насчитывает уже 50 лет, самолет продолжает обслуживать пассажирские авиаперевозки на некоторых маршрутах.

Концепция создания ближнемагистрального пассажирского самолета

Машину Ту 134 – советский ближнемагистральный пассажирский самолет, можно считать одним из самых удачных реализованных проектов советского самолетостроения второй половины XX века. Благодаря своей надежности машина выпускалась крупной серией, став самым массовым пассажирским самолетом в Советском Союзе. Столь лестные характеристики и показатели были достигнуты благодаря конструкции воздушного судна. Недаром этот лайнер был первым отечественным пассажирским самолетом, который имел международный сертификат летной пригодности.

Примечательно, что такого успеха советским авиаконструкторам удалось добиться на заре становления реактивной пассажирской авиации, периода, когда только зарождалась концепция современных пассажирских авиалайнеров.

В Советском Союзе и за рубежом в 50-е годы активно велись работы по созданию новых, быстрых и вместительных пассажирских самолетов, летающих на реактивной тяге. Стремительный рост пассажиропотока предъявлял новые требования к гражданской авиации. Для удовлетворения потребностей в воздушных авиаперевозках требовался совершенно новый воздушный транспорт. Это в одинаковой степени касалось не только маршрутов большой протяженности, но и было актуально для региональных воздушных авиаперевозок.

В работе по созданию машин, способных летать быстро и на большие расстояния, за рубежом и в СССР наблюдался явный прогресс. Что касается региональных гражданских авиаперевозок, то здесь винтомоторные самолеты оставались основным транспортным средством. Попытки создать реактивный самолет для обслуживания местных внутренних авиалиний были не многочисленными и не отличались большим усердием. Основная причина такого отношения к небольшим воздушным судам – высокая рентабельность эксплуатации таких лайнеров. Отсутствие экономичных реактивных двигателей не позволяло создать конкурентоспособную машину для работы на внутренних авиалиниях.

Прорыв в этом направлении сделали французы, сумевшие в середине 50-х годов создать свой самолет CMC SE-210 «Каравелла». Французские авиаконструкторы впервые применили схему размещения реактивных двигателей в хвосте воздушного судна. В дальнейшем едва ли не половина всех пассажирских авиалайнеров, выпущенных основными производителями, изготавливались по такой схеме. Вслед за французской «Каравеллой» с хвостовым расположением двигателей выпускались знаменитые американские лайнеры Boeing 727, DC-9 и английские DH 121. В Советском Союзе этой идеей заинтересовались сразу три ведущие конструкторские фирмы, КБ Туполева, Яковлева и Ильюшина.

Однако каждая из самолетостроительных фирм выбрала для себя определенное направление, в котором сумели добиться замечательных результатов. Разработка коллектива КБ Туполева, появившаяся в конце 50-х годов, оказалась самой перспективной на тот момент. Проект коллектива КБ практически полностью соответствовал требованиям, предъявляемым к созданию регионального самолета.

Проект и этапы создания самолета КБ Туполева Ту 134

По мнению чиновников из Министерства гражданской авиации самолет для работы на внутренних авиалиниях должен был отвечать ряду требований. Помимо высокой скорости полета, машина должна была перевозить не менее 50 пассажиров и летать на расстояние до 2000 км. Масштабы страны и огромные расстояния сыграли в этом плане едва ли не определяющую роль. Другими словами, компании «Аэрофлот» был нужен самолет, который бы за 2-3 часа сумел бы преодолеть расстояние от Москвы до Одессы или за час совершить перелет из столицы до Ленинграда.

Конструкторское бюро Андрея Туполева уже имело на тот момент готовый проект самолета Ту 124, характеристики которого отчасти удовлетворяли поставленным целям. В целом машина была хороша, и при определенных усовершенствованиях можно было добиться приемлемых результатов. Было решено удлинить фюзеляж самолета и установить новое хвостовое оперение, в виде буквы «Т». Доработанный проект был готов уже в 1961 году. Самолет получил обозначение Ту 124А. К 1963 году были построены две опытные машины, одна из которых в этом же году поднялась в воздух.

В течение всего последующего периода проходили летные испытания. Машины испытывались в различных режимах, прорабатывались варианты оборудования наземной обслуживающей инфраструктуры. В 1965 году изделие КБ Туполева получило новое обозначение, индекс 134 и стало называться пассажирский региональный самолет Ту 134. Ввиду неказистого внешнего вида советскому воздушному судну на Западе быстро придумали новое название. По классификации НАТО Туполев «сто тридцать четвертый» получил индекс Crusty - буквально «Заскорузлый». На деле оказалось, что в СССР сумели создать один из самых перспективных пассажирских лайнеров тех времен.

В 1966 году на Харьковском авиационном заводе, который в те годы стал колыбелью советской гражданской авиации, началось серийное производство новых самолетов. Предприятие выпускало машину Туполева в течение 23 лет, сумев передать компании «Аэрофлот» и другим заказчикам 854 изделий. За эти годы из заводских цехов сошли лайнеры трех модификаций:

  • первая модификация Ту 134 выпускалась с 1966 по 1970 гг.;
  • вторая модификация Ту 134А производилась на заводе в 1970-1980 гг.;
  • модификация машины Ту 134Б выпускалась с 1980 по 1984 годы.

Помимо этого на основе базовых моделей были выпущены различные версии машины, используемые в самых различных целях, в грузовом и в научно-экспериментальном варианте. Самолет эксплуатировался в качестве учебно-тренировочной машины для нужд военно-стратегической авиации, использовался в варианте летающих лабораторий для космического ведомства.

В начале 80-х годов были начаты работы по созданию четвертой версии — самолета Ту 134 с индексом «Д». Планировалось оснастить лайнер новыми двигателями с увеличенной тягой. По экономическим соображениям дальнейшее развитие этой модификации не получило продолжение.

Самолет обслуживал практически все внутренние региональные авиалинии в Советском Союзе, связав центральные регионы страны с Кавказом и с Уралом. Советская машина поставлялась на экспорт. Туполевская «тушка» составляла основу самолетного парка авиакомпании ГДР «Interflug» и польской авиакомпании «LOT».

Конструктивные особенности машины Туполева

Самолет, который стал самым массовым пассажирским транспортным средством в советской гражданской авиации имел традиционную для того времени схему — свободнонесущий низкоплан с расположением двигателей в хвостовой части самолета. Крыло имело стреловидность 350. Фюзеляж имел круглую конфигурацию и в сравнении с предшественником, самолетом Ту 124, был удлинен на 7 метров. Длина и конфигурация фюзеляжа позволяла оборудовать внутри довольно просторный салон на 76 мест. На самолетах модификации «А» длину самолета увеличили еще на полметра, убрав кабину штурмана. На поздней модификации самолета с индексом «Б»» количество место было доведено до 80 человек. Экипаж корабля состоял из 4 человек. На поздних модификациях было решено отказаться от услуг штурмана, соответственно экипаж уменьшился до 3 человек.

Хвостовое оперение получило «Т-образный» профиль, придав машине современный и стремительный вид. Шасси имело три точки опоры, носовую стойку шасси и две крыльевые стойки, симметрично расположенные под крыльями.

Двигательная установка была представлена двумя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-30. На первой модификации устанавливались двигатели I серии, не имеющие реверсного хода. В дальнейшем, начиная с модификации «А» самолет стал получать усовершенствованные двигатели II серии. Отдельные, специализированные машины оборудовались моторами Д-30 III серии. Реактивные двигатели развивали суммарную тягу 13600 кгс, поднимающую в воздух 47 тонную машину.

Схема с установкой двигателей в хвостовую часть значительно облегчила крыло, улучшив тем самым аэродинамические характеристики машины. Уменьшился шум от работающих двигателей в салоне, снизился негативный эффект от воздействия реактивной струи на бортовую обшивку самолета. Данная схема имела свои преимущества, однако не была лишена недостатков. Планер самолета стал тяжелее, ввиду чего снижалось КПД двигателей.

Запас топлива на борту воздушного судна составлял 13,2 тонны. Горючее размещалось в крыльевых топливных баках и в нижней части фюзеляжа, в мягких топливных цистернах.

Практически все системы управления машиной имели гидроусилители. Это в первую очередь касалось рулей высоты, закрылков и тормозных интерцепторов. Гидравлика имела основную и автономную, резервную систему.

Самолет для своего времени был оснащен достаточно совершенным пилотажно-навигационным оборудованием. Помимо бортовой системы управления, лайнер был оснащен автоматической системой АБСУ, обеспечивающий контроль над работой всех систем машины. Кабина пилотов и салон имели полное радиотехническое оснащение. На самолетах последних модификациях стали устанавливать системы климатического контроля, оснащенные противогрозовыми приборами слежения.

История с эксплуатацией туполевской «сто тридцать четверки»

Несмотря на то, что машина изначально конструировалась для работы на внутренних авиалиниях, большая часть самолетов Ту 134 использовались в международном формате. Сказывалась внешнеполитическая обстановка. Благодаря туполевской «сто тридцать четверке» «Аэрофлот» теперь хорошо знали в странах Восточной Европы и на ближнем Востоке. Внутри страны машина использовалась на самых престижных маршрутах, связав Москву со столицами союзных республик, обслуживая наиболее популярные туристические маршруты.

На данном этапе говорить о начале массовой эксплуатации Ту 134 не приходилось ввиду отсутствия соответствующей наземной инфраструктуры. Только в 1972 году, после ряда аварий с винтовыми пассажирскими самолетами, было решено перевести внутренние пассажирские перевозки на обслуживание самолетами Ту 134. Для этого потребовалось в срочном порядке осуществлять модернизацию существующей аэродромной инфраструктуры. Начались строиться новые взлетно-посадочные полосы увеличенной протяженности.

Предполагалось, что новый самолет будет иметь салон повышенной комфортности, однако для использования на внутренних линиях от этой идеи пришлось отказаться. Самолеты стали выпускаться в стандартном оснащении «эконом-класс». Соответственно это позволило увеличить количество посадочных мест.

Увеличенная пассажировместимость привела к уменьшению полетной дальности, которая у большинства машин, летающих на внутренних линиях, едва превышала 2000 км.

В заключение

Как и в истории с американским Боингом 727, советский Ту 134 пришелся ко двору. Самолет стал основным региональным транспортным средством в сегменте пассажирских авиаперевозок. Удачная конструкция обеспечивала большой технологический ресурс самолета. Расположение двигателей и авионика машины обеспечивали высокую ремонтопригодность. Несмотря на то, что машина давно снята с производства, ряд авиаперевозчиков и ведомств продолжают использовать машину в различных целях. Самолетный парк «сто тридцать четверок» на сегодняшний день насчитывает до 100 машин, из которых большая часть эксплуатируется в России. Остальные, прошедшие модернизацию самолеты, летают за рубежом.

Ту-134 – узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолёт. Был разработан опытно-конструкторским бюро А. Н. Туполева и производился серийно с 1966 по 1989 год.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажировместимость Ту-134 зависит от модели самолёта, а также от варианта компоновки его пассажирского салона и варьируется от 12 мест (Ту-134Ш) до 80 (Ту-134Б-3).

В настоящее время наибольшее распространение имеют самолёты, обладающие двухклассовой компоновкой пассажирской кабины (как и указано на схеме).

Бизнес-класс самолёта Ту-134 представлен более мягкими сидениями, расстояние между которыми составляет от 1 метра до 1 метра 30 сантиметров. Также кресла могут раскладываться на больший угол, благодаря чему достигается удобство и лучший отдых во время полёта. Места бизнес-класса располагаются в рядах с номерами 2 и 3 (согласно схеме пассажирского салона). Для данного класса лучшими однозначно будут места, располагающиеся возле иллюминаторов, так как всем известно, что хороший обзор и вид за бортом являются залогом приятного путешествия.

Места же ряда с номером 2 в бизнес-классе не очень удачны, во многом из-за своего расположения: в непосредственной близи к ним располагаются подсобные и туалетное помещения, чья близость может принести немало хлопот и неудобств.

Салон эконом-класса в самолёте Ту-134 представлен местами, расположенными в рядах, обозначенных номерами от 5 до 19. Как и для бизнес-класса, здесь места располагаются по схеме «2-2» и имеют широкий центральный проход. Определённо лучшими для эконом-класса будут места в рядах 5 и 13 ввиду несколько большего расстояния для ног здесь. Неудачным же выбором будет место в ряду 18 или 19 (согласно схеме) ввиду близкого расположения туалетных помещений.

История разработки и эксплуатации

В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолётов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолёты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолёты, не отличавшиеся уже надёжностью, удобством и экономичностью эксплуатации.

Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолёта. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолёт был построен и приступил к лётным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолёта был внесён ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134.

В 1965 году самолёт Ту-134 был сертифицирован, а через год началось его серийное производство. Коммерческая эксплуатация Ту-134 началась «Аэрофлотом» в 1967 году. С первых полётов машина показала себя надёжной, устойчивой в воздухе и простой в обслуживании, благодаря чему в течение следующего года Ту-134 были приобретены восточногерманской и польской авиакомпаниями.

В 1970 году, учитывая особенности конструкции самолёта, а также условий его эксплуатации, в ОКБ Туполева была разработана первая модификация Ту-134 – Ту-134А, имевшая удлинённый корпус и более экономичные двигатели. Данная модификация и сменила базовую модель в серийном производстве.

В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154 . Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 – Ту-134Б.

В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолётов, большинство из которых – грузовые.

Модификации Ту-134

В период с 1996 по 1984 год было разработано и производилось 12 модификаций самолёта Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.

  • Ту-134 – базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – до 72). Имеет остеклённый нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.
  • Ту-134А – модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.
  • Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.
  • Ту-134ЛК – модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.
  • Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями.
  • Ту-134С – грузовая модификация самолёта.
  • Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.
  • Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) – самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков.
  • Ту-134УБЛ-Ш – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации.
  • Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) – самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.
  • Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.
  • Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модели.

Обзор и характеристики Ту-134

Аэродинамически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение Т-образное. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями, установленными в хвостовой части.

Лётно-технические характеристики Ту-134:

Габариты
Длина, м 37,1 37,1 37,1
Размах крыла, м 29 29 29
Высота, м 9 9 9
Диаметр фюзеляжа, м 2,9 2,9 2,9
Ширина салона, м 2,6 2,6 2,6
Высота салона, м 2 2 2
Число мест
Экипажа 4 3 3
Пассажирских 76 80 12
Масса
Взлётная, т 47 47,6 47
Коммерческая, т 8,2 9 -
Посадочная, т 43 43 43
Запас топлива, т 13,2 14,4 16,5
Лётные данные
Крейсерская скорость, км/ч 850 880 885
Дальность полёта, км 2100 2020 1890
Эксплуатационный потолок, м 12 100 10 100 11 900
Длина ВПП, м 2200 2550 2200
Двигатели 2 × 6800 кгс 2 × 6930 кгс 2 × 6800 кгс
(Д‑30‑II) (Д‑30‑III) (Д‑30‑II)
Расход топлива (взлётн. режим) 8296 кг/ч 8454,6 кг/ч -
Расход топлива (крейсер. режим) 2300 кг/ч 2062 кг/ч -
Расход топлива 2907 кг/ч 3182 кг/ч -
Удельный расход топлива 45г/(пасс.⋅км) 45,2г/(пасс.⋅км) -

Заключение

Ту-134 является важной вехой в отечественном гражданском авиастроении. Данный самолёт находился в серийном производстве на протяжении почти четверти века, оказывая, таким образом, влияние на дальнейшее развитие советской авиационной промышленности. Не будет преувеличением и то, что данный самолёт в определённой степени стал и частью культуры Советского Союза, а, следовательно, и стран, когда-то входивших в него. Ярким примером данной «роли» самолёта в жизни страны стало его появление во многих советских фильмах (например, «Приключения итальянцев в России» или «Мимино»).