Самая высокая гора эльбрус. Семь самых высоких горных вершин шести континентов земли

Вид из самолёта.

Эльбрус - двувершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 5642 м, восточная - 5621 м. Они разделены перемычкой высотой 5300 м. и отстоят друг от друга примерно на 3 км. Общая площадь ледников Эльбруса около 150 км 2 . Последнее извержение датируется 50 годом н. э. ± 50 лет. Адаптационные возможности организма заканчиваются как раз на этих высотах. Самое высокогорное поселение в мире (крупное) находится на высоте ~5100м. – это город ЛаРинконада в Перу. Выше отметки 5200-5300 м. земная атмосфера настолько разряжена, что количество кислорода в воздухе вдвое меньше нормы – человек не может находиться там длительное время. Системы органов пищеварения, дыхания и т.д. не способны выполнять свои функции на 100, поэтому долговременное пребывание в таких условиях сопряжено с определёнными рисками для жизни и здоровья, возможно лишь благодаря внутренним резервам организма и только при соответствующей подготовке.

Вид на южный склон горы. ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС.КАРТИНКИ»

Вышеизложенная информация носит исключительно общий ознакомительный характер, более подробные сведения можно прочесть на любом интернет ресурсе.

Предисловие

Viam supervadet vadens
(Да осилит дорогу идущий)

Я не призываю к тому, чтобы люди, прочитавшие этот рассказ, сразу хватали рюкзак, кошки с ледорубом и неслись, сломя голову, на ближайший поезд или самолёт до городов КавМинВод. Да, мы поехали без гида. Но вы не представляете, сколько было проделано организационной работы, чтобы всё получилось, так как получилось. Этот рассказ не является руководством «Как сходить на Эльбрус без проводника». Это лишь субъективное описание нашего путешествия. Вероятно, профессиональный альпинист написал бы текст в совсем ином ключе. Шутки с такими высотами могут плохо кончиться! Нам крупно повезло, но не стоит уповать только на фортуну. На момент поездки оба участника экспедиции имели статус далеко не «чайников». У меня уже был хороший опыт организации туристических мероприятий, почти восемь лет пешеходного и около четырёх лет горного туризма за плечами, а так же два года работы гидом-проводником по юго-западному Кавказу. Костя много лет занимался лёгкой атлетикой, как следствие имел невероятную выносливость, у него уже был спортивный разряд по туризму и хорошие навыки обращения с альпинистским снаряжением. Если вы регулярно не занимаетесь этими видами спорта (горный туризм, альпинизм) и не отличаетесь высоким уровнем ОФП (общей физической подготовки), то не стоит ехать на Эльбрус в одиночку. Найдите команду, имеющую соответствующий опыт, овладейте всеми необходимыми навыками и не пожалейте денег на гида-проводника. Это может спасти вам жизнь. Готовьтесь к восхождению! Самая большая сложность Эльбруса в его простоте. «Тысячи туда поднялись, и я поднимусь», так подумает новичок. Как показывает многолетняя статистика, около 90 восходителей добиваются успеха. Подобные цифры создают обманчивую иллюзию доступности, но это не выездной кемпинг – это высшая точка России, главный пик Кавказа, «крыша» Европы, пятитысячник. И всё же, прежде чем отправиться туда, задайте себе вопрос: надо ли это мне, и если надо, то зачем? Ведь каждый год на Эльбрусе в среднем гибнет около десяти человек, что составляет примерно 0,1 от общего числа восходителей. Кто-то уже никогда не вернётся с Горы, не забывайте об этом…


ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС. КАРТИНКИ»

Идея поехать на ТАКУЮ гору возникла ещё давно, но всё как-то не срасталось. Сначала не хватало финансов, потом времени и экипировки. И вот год за годом, путешествуя по юго-западному Кавказу, поднимаясь на трёхтысячники, я не переставал мечтать о подобном восхождении. Эльбрус маячил на горизонте, маня к себе сверкающим белым куполом.


на фото: вид на г.Эльбрус с вершины Южного Псеашхо (3251м.)

Это была МЕЧТА – Эльбрус! Одно это слово переворачивало всё моё сознание. А раз была мечта, то в скором времени появилась и ЦЕЛЬ. Где-то за год до поездки я твёрдо решил совершить восхождение в 2014 году. «Эльбрус-2014!» - это стало жизненным лозунгом всех последующих месяцев перед поездкой. Но невозможно поехать на такую гору без опытной команды, без людей, которые бывали там раньше! За полгода до восхождения мне представилась возможность отправиться на Эльбрус в составе опытной команды великолепных товарищей из родного города Сочи, которые уже имели достаточно большой опыт восхождений выше 5000 м.


Шли месяцы, шла подготовка. Физическая, техническая, инвентаризационная, информационная. И все эти полгода я гнал от себя дурное предчувствие, что что-нибудь может пойти не так, и я останусь без места в команде. Теоретически я допускал возможность, что поездка в составе этой команды не удастся. И поэтому заранее старался собрать больше информации о горе: читал много статей на тему акклиматизации, отчётов о восхождении, старался максимально расспросить всех своих знакомых, кто хоть однажды был там. И, конечно, не забывал готовиться сам: регулярные выходы в горы на один-два дня, пробежки на 10-12 км., турник и брусья. Наступило лето. Начался пиковый сезон горного туризма. Теперь, когда Эльбрус вновь открывался взору сквозь пелену облаков, я знал – уже скоро… И тут случилось то, чего я опасался, но к чему был готов: звонок от руководителя команды, в составе которой я должен был ехать. Они идут на другую гору – Казбек 5033 м., которая находится на границе с Грузией.



ФОТО ВЗЯТО С ОТКРЫТОГО РЕСУРСА «ЯНДЕКС. КАРТИНКИ»

У меня не было ни времени, ни желания, чтобы в скоростном режиме делать загранпаспорт. Моя цель осталась неизменной - «Эльбрус-2014!». Поблагодарив руководителя за то, что он вообще согласился меня взять в команду, я приступил к самостоятельной организации выезда на Эльбрус. Сначала я пытался «сесть на хвост» другой команде, но меня не хотели брать. Аргументация была жёсткая и исчерпывающая – отсутствие достаточной уверенности в моей подготовленности к такому походу. О, как я их теперь понимаю!... Времени оставалось чуть больше месяца, а столько всего нужно сделать! Хорошо, что у меня был большой «пакет информации» по району. Оставалось найти попутчика. Критерии, конечно, очень жёсткие: большое желание ехать, хорошая физическая и психологическая подготовка, наличие всей необходимой экипировки и многое другое. Круг поиска сомкнулся лишь на одном человеке – Константине Павленко.


На тот момент я был знаком с Костей всего полгода, но за столь непродолжительное время он успел зарекомендовать себя только с положительных сторон. Спокойный, уравновешенный, честный, отзывчивый, великолепно подготовлен как физически, так и психологически, владеет всеми необходимыми навыками для подобного восхождения и, самое главное, он полностью отдавал себе отчёт в том, на что он соглашается. В общем, куда ни глянь – одни положительные качества, за исключением, может быть, некоторой рассеянности, свойственной многим романтикам, хотя тут я с ним могу посоперничать. Месяц до выезда… Билеты на поезд купили заранее, чтобы определить точную дату выезда – 31 июля, рейс Адлер – Владикавказ. Теперь дело за малым – собраться и в путь! За две недели до поездки мы прошли предварительную акклиматизацию на массиве Псеашхо и, переночевав на высоте 2600 м., совершили восхождение на гору Псеашхо Южный, выстой 3251 м.

Последняя неделя перед поездкой, наверное, самая напряжённая. Обнаруживается просто море ранее не решённых организационных вопросов. А времени остаётся совсем мало. Итак, 31 июля. Рюкзаки собраны. Посадка на поезд. Теперь нас уже никто и ничто не остановит! Ведь мы не сказали НИКОМУ, что едем только вдвоём. По легенде мы - члены команды «опытных и квалифицированных инструкторов из Краснодара». Ну, что тут скажешь! Самая большая авантюра в нашей жизни началась!

Часть первая

«Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал»

Владимир Высоцкий

День первый. Заезд. Утром 1 августа наш маленький отряд прибыл на вокзал города Минеральные воды.

Одни, в незнакомом городе…. Но это нас не пугает, мы же знаем ради чего всё это. Попытка найти прямой транспорт до посёлка Терскол (ближайший посёлок к горе Эльбрус) не увенчалась успехом. Таксисты «зарядили» нам астрономические суммы за трансферт, в связи, с чем нами принимается решение ехать на общественном транспорте, что, конечно, не так удобно, но зато в несколько раз дешевле. И вот, мы в республике Кабардино-Балкарии, проезжаем транспортную развязку «Баксанский круг».

Наш путь лежит через административный центр района - посёлок Тырныауз. Через некоторое время мы въезжаем на территорию местного Национального парка. Базироваться решили на территории палаточного лагеря «Бивуак».

Место просто прекрасное - пихтовая роща. Ни соринки, ни кочки – что ещё нужно туристу? Погода стоит великолепная. Днём не жарче +20, а с заходом солнца столбик термометра сбросит лишь 6 - 8 градусов. Хотя в горах погода всегда найдет, чем удивить туриста: вот палит жаркое солнце, а через час температура «рухнет» и пойдёт дождь со снегом, который через часок-другой может смениться выходом яркого светила. Так что нужно быть начеку. Едва мы покидаем лесную зону, как нашему взору открываются пик Азау и гора Чегет 3770 м., на которую мы отправимся завтра.

Получив на водопаде невероятный заряд бодрости, мы решаем отправиться дальше, к расположенной неподалёку, на высоте 3100 м., обсерватории.

К сожалению, в саму обсерваторию нас не пустили, но местные сторожа советуют нам не останавливаться на достигнутом и отправиться на «Ледовую Базу», где в советское время проходили тренировки перед восхождением на Эльбрус. Ну что? Сказано – сделано! Идём на Ледовую Базу, на 3700! Дорога уже не так хороша, на машине тут не проехать. Сотню за сотней мы набираем высоту. Теперь можно любоваться легендарным ледником «Семёрка», который залёг на горе Донгуз-Орун. И вот за очередной «взлёткой» нам открылся… да, именно ОН – Эльбрус! Я, конечно, понимал, что Эльбрус - гора немалых размеров, но чтоб настолько «немалых»! Он просто огромен! Это грандиозное зрелище! Относительно нашего расположения гора возвышается ещё на 2 км ввысь. Наслаждаемся видами, открывшейся нам панорамы, как вдруг замечаем какие-то «точки» на леднике Терскол. Это группа горовосходителей возвращается с акклиматизационного выхода, лавируя между огромными трещинами в леднике. Поверхность ледника похожа на бутылочное стекло: голубой лёд кристально чист, прозрачен на несколько метров в глубину, но он твёрд, как камень.

Перейти ледник – задача не из лёгких. Необходимо обладать рядом специальных навыков: уметь двигаться в связке, зарубаться на льду и многое другое. Пока мы ожидаем альпинистов, разглядываем происходящее на южном склоне Эльбруса – кто-то двигается вверх, вдоль скал Пастухова, кто-то - вниз с «косой полки». Процесс завораживает, и мы невольно начинаем строить догадки о том, что же именно там происходит. Так же с этой точки можно изучить расположение различных объектов относительно друг друга: станции подъемников, «Бочки», «Приют 11», скальных гряд «Приюта», скалы Пастухова, «косой полки». На обратном пути мы натыкаемся на небольшой островок «зелёной жизни» в бескрайнем каменном море. Какой контраст!

Спускаемся вниз.

День третий. Идти в первый же день на высоту 3700 м. было не самой лучшей идеей, но сделанного не изменить. Мы получили много информации от группы альпинистов, которую повстречали на Ледовой Базе. После вчерашнего форсированного забега мы решили немного отдохнуть, не вставать «чуть свет» и поспать на два - три часа больше обычного. Но взошедшее солнце к 9 утра превращает нашу палатку в «крематорий», пришлось пробуждаться. Сегодня у нас программа проще – радиальный выход на гору Чегет до высоты 3400 м. «Сбросив» около сотни метров по посёлку, мы попадаем на «Поляну Чегет», откуда начинается канатно-кресельная дорога (ККД). Но он нам не нужен, так как для прохождения акклиматизации необходим физический труд, а поездка на «канатке» малость не дотягивает до этого понятия, так что идём пешком.

Начинается подъём на склон горы Чегет. На выходе из лесной зоны есть поворот к озеру Донгуз-Орун-Кёль, но оно находится в особо охраняемой пятикилометровой зоне, примыкающей к государственной границе с Грузией. Граница проходит по вершинному гребню гор Донгуз-Орун и Накра-Тау. Пропуск нужен, только если вы хотите попасть на озеро Донгуз-Орун-Кёль, ледник Шхельда или в ущелье Азау. Всё это не обязательно для восхождения и является приятным «бонусом» к акклиматизационным выходам. Без специального разрешения проход туда чреват очень неприятными последствиям. Разочарованно вздохнув, мы продолжаем подъём. Во втором часу от полудня мы выходим на нужную высоту. К этому моменту всё затянуто облаками. Это неудивительно. Погода в горах часто портится после обеда. Но мы смогли разглядеть сам Чегет, до которого по вертикали оставалось ещё 300 м. чистого альпинизма. Облака сгущаются слишком быстро, в любую минуту может пойти дождь, поэтому вниз спускаемся «по-буржуйски» - на одной из самых старых канатных дорог в России. Это будет последняя ночёвка в посёлке Терскол. Первичная акклиматизация успешно пройдена, так что завтра мы выдвигаемся непосредственно на склоны Эльбруса. День четвёртый. Мы покидаем, приютившую нас чудесную пихтовую рощу, и отправляемся в царство вечных снегов и льдов. Но перед этим последовала обязательная регистрация в МЧС. Конечно, мы не планируем пользоваться услугами спасателей, но всё может быть – безопасность превыше всего. Мы покидаем Терскол.

Канатная дорога, которая ведёт на сам склон Эльбруса, начинается с «Поляны Азау», до которой пришлось добираться на такси ввиду полного отсутствия местного транспорта. Кассирша настояла на том, чтобы мы купили билеты туда-обратно, заверив нас, что даже через несколько дней билеты на спуск будут действительны. В кассе нам выдали красивые пластиковые карточки.

Что ж, теперь нас ожидает самое интересное – мы начинаем пожинать плоды отсутствия гида. Разумеется, главные детали маршрута были заранее очень тщательно продуманы, но уделить внимание каждой мелочи было невозможно. В связи с нашей недостаточной осведомлённостью о конкретном расположении и точных высотных отметках лагерей принимается опрометчивое решение ночевать на высоте 3450 м., возле станции канатной дороги «Мир». Дождь идёт весь день, ночью - со снегом. Вокруг палатки постоянно ходят шумные, чем-то недовольные отдыхающие, ездит какая-то до безобразия вонючая техника, и вообще… Не хочется тратить время на дальнейшее описание этого дня, так как ничего интересного больше не произошло. День пятый. Просыпаемся от шума, который издаёт очередная проезжающая мимо непонятная крупногабаритная техника, начинаем готовиться к предстоящей дороге. Сворачивание лагеря под дождём - удовольствие не из приятных, но ничего не поделаешь – надо. Возвращаемся к станции: перед нами канатно-кресельная дорога «Мир - Гара-Баши». За третью очередь платим отдельно, уже наверху.

Сиденья канатной дороги одноместные, поэтому рюкзак с вещами приходится отправлять на соседнем кресле. На каждой опоре кресло страшно трясётся и подпрыгивает – того и гляди, рюкзак вывалится и улетит в тартарары. На это страшно смотреть – ведь в рюкзаке ВСЁ! К этому моменту стало ясно, что перед поездкой надо было надеть на себя шапку и пуховик, так как шевелиться для разогрева, особенно со вторым рюкзаком на коленях, неудобно и опасно. К тому же канатка периодически останавливается для того, чтобы рабочие могли принять груз, который едет в этих же креслах. Так мы добираемся до высоты 3700 м. А в сторону «Приюта» уже стоят опорные сваи для новой очереди канатки, которая выйдет на высоту более четырёх тысяч метров! Что же дальше? До Пастуховых дотянут, и пирожки на седловине продавать будут?

Тут стало уже заметно прохладнее - ощущается близость границы снежной зоны. Охранник верхней станции канатки, увидав двух мокнущих под дождём пареньков, немедля приглашает нас в свою сторожку. До чего же здесь доброжелательные люди! Но как бы сие не было прискорбно, напившись горячего чая возле тёплой печки, нам приходится покинуть гостеприимного хозяина и отправиться на поиски места для установки лагеря. Путь наш лежит мимо приюта «Бочки».
Установив лагерь, собираем радиальные рюкзаки «на заброску», комплектуя их самым тяжёлым, то есть едой и газом. До этого места мы доехали на канатной дороге, благодаря чему на высоте 3500 - 3700 питаемся свежими овощами и фруктами, сыром и мясом, и прочими продуктами, которые дальше на своём горбу нести совершенно не хочется. Дальнейший путь нам предстоит пройти пешком. Унести за раз около 70 кг груза на двоих не представляется возможным, поэтому мы делаем «заброску»: относим к месту второго лагеря по 10 - 12 кг груза каждый, чтобы во второй раз унести всё остальное. Или можно опуститься до уровня «матрасы на ратраке», что совершенно неспортивно.

Раньше на высоте 4050 м. располагался легендарный «Приют 11». Некоторые отчеты говорят об отметке 4200 м. – не верьте, это неправда! Там, где каждый метр на счету, такая разница критична. Построенный ещё в советские годы, 16 августа 1998 года практически бесхозный «Приют» сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности. Теперь «Приютом» называется здание бывшей котельной, в котором может комфортно расположиться несколько десятков восходителей. Хозяин этого заведения оказался таким же добродушным, как и охранник станции «Гара-Баши». Вероятно, тут все люди такие. Он напоил нас горячим чаем, а в процессе чаепития, рассказал много интересного об Эльбрусе. В гостеприимной компании время летело быстро, на улице уже начали сгущаться сумерки. Пора спускаться в лагерь на 3700. По прибытии мы прячем все электронные приборы внутрь спальника – на морозе они могут испортиться. День шестой. Оставив себе продуктов и газа лишь на сутки, у нас нет другого варианта, кроме как отправиться со всей своей поклажей в верхний лагерь. От «Бочек» к «Приюту» мы шли уже с большими рюкзаками. Хорошо, что стоит пасмурная погода, под палящими лучами солнца идти было бы гораздо труднее. Мысленно благодарим погоду. С лицами, выражающими мудрость «Кто познал жизнь, тот не спешит», медленно ползём вверх, к нашей следующей стоянке.

Тем временем туман сгущается, поэтому принимается решение – сначала разбить лагерь, и только потом забрать свою «заброску». Место нашлось просто великолепное! Недалеко от «Приюта», на высоте 4150, есть большие и ровные площадки, где можно разместить хоть роту солдат. Нам крупно повезло – несколькими часами ранее с этого места ушла группа, освободив прекрасно подготовленное место под палатку. Какая чудесная стенка! Благодаря ей ветра мы вообще не ощущаем.

Пока всё складывается очень хорошо, хотя в деталях снова ощущается отсутствие гида. На переходе «Бочки» - «Приют» мы не надели ни кошек, ни альпинистских бахил (специальные утеплённые чехлы для обуви), так как никакой технической сложности этот участок не представляет. Но вспаханный ратраками снег днём тает, так как даже на такой высоте в ясную погоду преобладают плюсовые температуры. Из-за этого весь путь превращается в хлюпающую и чавкающую кашу, с которой не в силах справиться ни одна мембрана на ботинках. В результате чего мы получаем насквозь мокрые ноги на высоте более 4000 м. Сушить обувь негде и нечем…

Вне зависимости от погоды, нарушать каноны акклиматизации нельзя. Необходимо соблюдать правило «забирайся высоко, а спи низко». Поэтому мы утепляемся и в условиях почти нулевой видимости выходим наверх. До высоты 5080 м. регулярно ездят ратраки (снегоукаточная техника), которые оставляют после себя траншеи шириной около 20 метров. По обочинам этих траншей каждые 10-12 метров стоят красные флажки, обозначающие направление движения. Сбиться с такого пути просто невозможно. Дойдя до нижней границы скал Пастухова (4550 м.) мы понимаем, что на этом стоит остановиться. По крайней мере, сегодня. Видимость - не более 10 м., сильный ветер, да и время уже близится к закату. Пора спускаться обратно. День седьмой. Первая ночёвка на высоте свыше 4000 м. над уровнем моря прошла отлично. Спали очень крепко, горная болезнь пока не давала о себе знать. Альпинисты из соседних палаток подсказали нам, как высушить обувь – нужно спать с ней в обнимку. Да, неприятно, но зато очень эффективно. Проверено на личном опыте. Ночью было достаточно тепло, столбик термометра сполз лишь до отметки -6 градусов по Цельсию. Наутро Эльбрус открывается нам во всём величии! Кажется, что на вершину можно сбегать за несколько часов. Какая обманчивая иллюзия, ведь до неё полтора километра, по высоте, конечно... До отметки 4600 высота практически не ощущается, на 4700 появляется сильная одышка, идти становится очень тяжело. На высоте 4900 мы превращаемся в роботов. Шагаем «на автомате». В подобных условиях, если вдруг сбить темп, на полминуты гарантировано ощущение удушья. Попытки восстановить дыхание, вдохнув полной грудью, тщетны. Воздуха всё равно не хватает. Вспоминая слова А.В.Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою», продолжаем движение.

Решаем сегодня, во что бы то ни стало, перевалить за отметку 5000 м. Сказано – сделано. Последняя «взлётка» окончательно истощает наши силы – скорость движения не превышает 1 км/ч. Каждый шаг даётся с невероятным трудом! Мне приходится «вытаскивать» себя с помощью рук, опираясь на палки, а Костя впервые в жизни жалеет, что не взял треккинговых палок. Как бы они ему сейчас пригодились! Спустя почти пять часов с того момента, как был покинут лагерь, мы выходим на конец «ратрачного бульвара» - на высоту 5080 м.! Это начало «косой полки» - траверса склона Восточной вершины в сторону седловины. Дальше этого места ратрак не идёт.

Мы находимся на высоте более пяти километров! Какой вид! Под нами облачный океан, из которого снежными вершинами «торчат» высочайшие пики Главного Кавказского Хребта. Это стоило усилий затраченных на подъём. Изучая скальники, находящиеся прямо над нами, сопоставляем рекомендации по спуску с седловины с реальным расположением объектов, когда невозможно найти «косую полку» из-за плохой видимости. Слева и справа от нас залегают массивные ледники и зияют многометровые трещины. И снова перед нами ледник «Семёрка». Теперь мы выше него на полтора километра! Пока мы идём вниз, погода заметно улучшается и награждает нас красивыми закатными панорамами. Спустившись в лагерь, понимаю, что меня «догоняют» первые признаки горной болезни или «горняшки». Костик чувствует себя отлично, а вот моё состояние совсем иное – голова трещит, как трансформаторная будка, вдобавок открывается сильное носовое кровотечение (всё-таки организм не выдерживает таких перепадов давления), остановить которое удаётся только сосудосужающими средствами. Последствия воздействия высоты на каждом человеке отражаются исключительно индивидуально. У кого-то болит голова, у кого-то - живот, у некоторых нет аппетита, а кому-то вообще всё равно, хотя, конечно, есть определённый, наиболее распространённый «пакет последствий». И ведь сильно устал сегодня (всё-таки поднялись на высоту более пяти тысяч!), а заснуть просто невозможно – трансформатор в голове всё никак не хочет умолкать, к тому же добавилась повышенная нервозность. Не знаю, было ли это следствием головной боли или являлось отдельным симптомом, но я сорвался на Костю, обругав его, ни за что, на чём свет стоит. Когда пришло осознание того, что во мне говорит «горняшка», пришлось принести товарищу массу извинений. Попытки выключить эту адскую трещалку посредством аспирина и цитрамона успехом не увенчались. Ещё час мучений. Погрузиться в мир снов удалось, только приняв двойную дозу снотворного.

Два пика, венчающие конусовидный вулкан, разделены седловиной, высота которой составляет 5300 м. Вершины Эльбруса представляют собой два самостоятельный вулкана, образовавшихся на древнем вулканическом основании. Высота молодого конуса, расположенного на востоке, равна 5621 м. Данный вулкан сохранил классическую конусовидную форму с четко выраженным кратером. Высота максимальной точки Эльбруса - западного пика – достигает 5642 м. Этот вулкан имеет достаточно древнюю историю, что отобразилось на состоянии его верхней части – она частично разрушена вертикальным разломом.

Эльбрус – седловидный конус вулкана, в последний раз проявлявшего активность в 50 г. н. э. Наиболее активен он был около 225 тысяч, затем 110-70 тысяч и менее 30 тысяч лет назад. Гора, сформировавшаяся около миллиона лет назад, состоит из чередующихся слоев лавы, пепла и туфа.
Склоны Эльбруса в большинстве своем имеют пологий характер, но, начиная с высоты 4000 метров, средний угол наклона достигает 35 градусов. Северные и западные склоны усыпаны отвесными скальными участками высотой до 700 метров. Восточные и южные - более пологие и ровные.

Цветы на южном склоне Эльбруса:

На высоте более 3500 метров вулкан покрывают каменные россыпи, скалы и ледники. Количество последних составляет около 70 штук, а их общая площадь равна 134,5 км². Наиболее известные ледники Эльбруса: Терскоп, Большой и Малый Азау. Извергающиеся из них потоки, соединяясь, создают три основные реки района – Баксану, Кубань и Малке. Свободная от ледников поверхность покрыта моренами. Огромная шапка изо льда и снега круглый год сохраняет картинную форму казахстанского вулкана. Именно из-за этой снежной шапки Эльбрус называют Малой Антарктидой.

Первые письменные упоминания о двухвершинном вулкане можно найти в "Книге побед", написанной персидским историком и поэтом, Шараф ад-Дин Йазди. В ней рассказывается о среднеазиатском завоевателе Тамерлане, который в период своих военных походов поднялся на вершину Эльбруса для осуществления молитвы.

Народы Кавказа и Ближнего Востока сложили об Эльбрусе большое количество песен и легенд. Одно из преданий повествует о том, что раньше гора была одногорбая. На ее вершине обитала волшебная птица Симург, одарявшая горцев, которые населяли долины горных ущелий, счастьем и достатком. Длилась эта идиллия долгие века, пока желание завладеть поднебесным троном птицы не привело к ее владениям двух жадных людей. Их жестокая борьба была остановлена высшими силами: ослепляющая молния разрезала небо, разразился страшный гром и раскололся Эльбрус надвое, извергая испепеляющие все на своем пути огненные потоки. После столь ужасного поединка волшебная птица Симург скрылась глубоко под землей, огорченная неблагодарностью и алчностью людей.
Согласно исследованиям ученых, Эльбрус не напоминал о себе уже достаточно долгое время, но, несмотря на это, нынешняя степень активности не дает специалистам повода отнести его к потухшим вулканам, сейчас он носит статус "спящий". Вулкан действительно ведет довольно активную внешнюю и внутреннюю деятельность. В его глубинах до сих пор находятся горячие массы, нагревающие местные «Горячие Нарзаны» - источники, насыщенные минеральными солями и углекислым газом, температура которых достигает +52°С и +60ºС. В недрах вулкана начинается жизнь многих знаменитых источников лечебных курортов Кисловодска, Пятигорска и всего района Кавказских Минеральных Вод.
Климат на Эльбрусе характеризируется суровостью, роднящей его с арктическими районами. Средняя температура в самый теплый месяц года не поднимается выше отметки -1,4°С. Осадков здесь достаточно много, но представлены они в основном только в виде снега.
Вокруг двуглавого великана расположены красивейшие вершины Кавказа: Накра-Тау, Ушба, Донгуз-Орун.
Впервые человеку удалось добраться на восточный (более низкий) пик вулкана 22 июля 1829 года. Сделал это проводник русской научной экспедиции, кабардинец по национальности, Килар Хаширов. Высочайшая вершина Эльбруса (западная) была покорена командой альпинистов во главе с Флоренсом Гроувом в 1874 году. Первым, кто достиг обеих вершин, был балкарский охотник и пастух Ахия Соттаев. За период своей долгой жизни он покорял Эльбрус девять раз: первое восхождения он совершил в возрасте сорока с лишним лет, а последнее - в 1909 году, когда ему исполнился 121 год.

На вершине Эльбруса:

Вид с вершины Эльбруса:

Изучение Эльбруса русскими учеными активно началось в XIX веке. Академик В.К. Вишневский в 1913 году первым определил высоту и местоположение вулкана. Кроме статуса уникальной природной достопримечательности, знаменитая кавказская вершина также является важной научной базой. Еще до войны здесь проводились первые в советском союзе эксперименты с космическими лучами, а сегодня там находится самая высокорасположенная геофизическая лаборатория.
Территория Приэльбрусья - крупный центр туризма и горнолыжного спорта. Основную массу гостей составляют поклонники зимних видов спорта, включая экстремальные, которые очень популярны в этих горах. Кроме привычных всем сноубордов, саней и фрирайда охотникам острых ощущений было организовано новое развлечение, представляющее собой подъем на вершину Эльбруса на вертолете и последующий спуск с горы на лыжах. Для более консервативных спортсменов-горнолыжников предусмотрены канатные дороги, средняя пропускная способность которых составляет 2400 человек в час.

Одной из главных достопримечательностей Приэльбрусья является гора Эльбрус - высочайшая вершина России и Европы, расположенная севернее Большого Кавказского хребта на границе двух республик: Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской.

Эльбрус - это двухвершинный потухший вулкан. Высота западной вершины составляет 5642 м над уровнем моря, восточной - 5621 м. Их разделяет седловина – 5300 м. Вершины расположены друг от друга на расстоянии около 3 тыс. м. Основной состав пород - граниты, гнейсы, диабазы и туфы вулканического происхождения.

Эльбрус с двумя вершинами-кратерами был сформирован миллион лет назад при создании Кавказского хребта. По склонам Эльбруса неслись огромнейшие потоки пепловой грязи, которые сметали пред собой все камни и растительность. Слои лавы, пепла, камней, наслаивались друг на друга, тем самым, расширяя склоны вулкана и увеличивая его высоту.

Научное изучение горы Эльбрус было начато в XIX ст. русскими исследователями. Первым, кем было определено точное местоположение и высота горы в 1913 г., стал академик В. Вишневский. В 1829 г. гору Эльбрус посетила первая русская научная экспедиция, в состав которой вошли известный русский академик Э. Ленц, пятигорский архитектор Бернардацци, ботаник Э. Мейер и др. Экспедицию сопровождал генерал Г. Эммануэль - начальник Кавказской линии. Первое успешное восхождение на западную вершину совершила группа английских альпинистов в 1874 г. под руководством с Ф. Грове, ее участником был А. Соттаев.

В 2008 г. Эльбрус признали одним из «7 чудес России». Сегодня Эльбрус является самой большой лыжной горой в мире, а также самым перспективным местом для всероссийских и международных соревнований. В основном, инфраструктура хорошо развита на южных склонах горы Эльбрус, где находится кресельная и маятниковая канатные дороги, ведущие к стоянке под названием «Бочка» (на высоте 3750 м), который представляет собой 12 утеплённых шестиместных жилых вагончиков с кухней.

В гряде Кавказских гор является Эльбрус. Он также считается и всей Европы. Его расположение таково, что вокруг него живут несколько народов, которые по-разному его называют. Поэтому, если вы услышите такие названия как Альберис, Ошхомахо, Мингитау или Ялбуз, знайте, что они обозначают одно и тоже.

В этой статье познакомим вас поближе с самой высокой горой на Кавказе – Эльбрус, бывшей когда-то действующим вулканом, и занимающей пятое место на планете, среди гор, сформированных таким же образом.

Высота вершин Эльбруса на Кавказе

Как уже было сказано, самая высока гора России – это потухший вулкан. Именно этим и обусловлено, что ее верхушка имеет не остроконечную форму, а выглядит как двухвершинный конус, между которыми расположена седловина на высоте 5 км 200 м. Расположенные на расстоянии 3 км друг от друга две верхушки разные: восточная 5621 м, а западная – 5642 м. В справочных указывается всегда большое значение.

Как и все бывшие вулканы, Эльбрус состоит из двух частей: пьедестала из горных пород, в этом случае он составляет 700 м, и насыпного конуса, образованного после извержений (1942 м).

Начиная с высоты 3500 м, поверхность горы покрыта снегом. Сначала вперемешку с россыпями камней, а потом переходя в однородный белый покров. Самыми известными ледниками Эльбруса являются Терскоп, Большой и Малый Азау.

Температура на вершине Эльбруса практически не меняется и составляет – 1,4°С. Здесь выпадает большое количество осадков, но из-за такого температурного режима, это практически всегда – снег, поэтому ледники не тают. Так как снежная шапка Эльбруса видна круглый год на многие километры, гору еще называют «Малой Антакртидой».


Ледники, расположенные на вершине горы, питают самые большие реки этих мест - Кубань и Терек.

Восхождение на Эльбрус

Чтобы увидеть прекрасный вид, открывающийся с вершины Эльбруса, необходимо на нее взобраться. Сделать это достаточно просто, так как на высоту 3750 м можно добраться по южному склону на маятниковой или кресельной канатной дороге. Здесь находится приют для путешественников «Бочки». Он представляет собой 12 утепленных вагончиков на 6 человек и стационарную кухню. Они обустроены так, что в них можно переждать любую непогоду, даже в течение длительного времени.

Следующая остановка обычно совершается на высоте 4100 м в гостинице «Приют одиннадцати». Стоянка здесь была установлена еще в 20 веке, но была уничтожена огнем. Потом на ее месте отстроили новое здание.

Впервые вершины Эльбруса были покорены в 1829 году восточная и 1874 году – западная.


Сейчас у альпинистов популярностью пользуются массивы Донгузоруна и Ушбы, а также ущелья Адылсу, Адырсу и Шхельды. Все чаще организовываются массовые восхождения на вершины. С южной стороны расположен горнолыжный курорт «Эльбрус Азау». Состоит он из 7 трасс, общей протяженностью 11 км. Они подходят для катания и новичков и опытных лыжников. Отличительной черной этого курорта является свобода в передвижениях. На всех трассах наблюдается минимальное количество ограждений и разделителей. Посещать его рекомендуется с октября по май в этот период стоит наиболее крепкий снег.


Эльбрус, одновременно, очень красивая и опасная гора. Ведь, по словам ученых, существует вероятность, что в ближайшие 100 лет вулкан проснется, и тогда пострадают все расположенные рядом регионы (Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия).

Гора Эльбрус (Кавказ, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Еще со школьного возраста каждый из нас помнит величавый двуглавый Эльбрус если не по учебникам географии, то по учебникам литературы. Ведь великий Лермонтов, попав на Кавказ поневоле, был им по-настоящему очарован, всем сердцем полюбил и воспел его не только в стихах, но и в красках. Его картины, изображающие Эльбрус, Бештау, ущелья и горные цепи Кавказа прекрасно передают красоту и особую, суровую, древнюю и захватывающую дух, поэтику этих мест.

В системе Большого Кавказа Эльбрус занимает особое место. Это высочайший горный массив Бокового хребта Кавказских гор. Геологи определили, что Эльбрус - это конус потухшего вулкана. Западная вершина его достигает высоты 5642 м, а восточная - 5621 м, они разделены глубокой седловиной, которая также является пятитысячником, ее высота - 5325 м.

Поскольку Эльбрус очень высок, он всегда покрыт шапкой фирна и льда, от которой в разные стороны спускаются 54 ледника, самыми крупными из которых являются Большой Азау, Ирик и Терскол.

Восхождения на Эльбрус

Естественно, еще в те времена, когда горы были точкой приложения спортивных интересов лишь альпинистов, а отнюдь не горнолыжников и сноубордистов, совершались попытки покорения Эльбруса. Восточной вершины в 1829 г. первым достиг кабардинец К. Хаширов, проводник русской научной экспедиции, а западной в 1874 - английские спортсмены во главе с Ф. Грове и кабардинцем проводником А. Соттаевым, участником, кстати, первого восхождения русской экспедиции.

В годы советской власти восхождения в Приэльбрусье стали очень популярными, они превратились в массовые «альпиниады», в крупнейшей из которых в 1967 участвовало ни много ни мало 2400 альпинистов.

На высоте 4600-4700 м расположены скалы Пастухова, русского военного топографа, который первым покорил обе - Восточную и Западную - вершины Эльбруса. Выше этих скал зимой находится ледовое поле. С высоты 5000 м начинается «косая полка», как ее называют альпинисты, достаточно полого идущая плоскость, поднимающаяся наверх. Традиционно маршрут восхождения на любую из вершин Эльбруса проходит через его седловину. Оттуда до обеих вершин остается около 300 м.

С северной стороны горного массива инфраструктура пока развита слабо, здесь имеется всего несколько хижин для альпинистов, которые используются и туристами, и сотрудниками МЧС. Как правило, с северной стороны совершаются восхождения к Восточной вершине, маршрут проходит через скалы Ленца (от 4600 до 5200 м).

В годы советской власти восхождения в Приэльбрусье стали очень популярными, они превратились в массовые «альпиниады», в крупнейшей из которых в 1967 участвовало 2400 альпинистов.

Горные лыжи

В нашей стране Приэльбрусье всегда было и остается одним из самых популярных центров горнолыжного спорта и туризма. Самым посещаемым склоном Приэльбрусья является гора Чегет, которая прекрасно оборудована как канатно-кресельными, так и канатно-маятниковыми подъемниками. Трассы здесь разной степени сложности, любой желающий, от асов до новичков, найдет на Чегете трассу по своим возможностям. Чегет обладает и достаточно привлекательным для туристов выбором развлечений. Есть кафе и ресторанчики на склоне, работают пункты проката инвентаря. С вершины горы открывается замечательный вид на двуглавый Эльбрус.

клоны Эльбруса

Турбазы

Что касается собственно Эльбруса, то, при всей его суровости и внешней неприступности, не предполагающей, казалось бы, присутствия человека, здесь также есть определенная туристическая инфраструктура. Она сосредоточена в основном на южных склонах горного массива, где располагается маятниково-кресельная канатная дорога, высота которой 3750 м. Здесь вас встретит приют «Бочки», в котором находятся более десяти шестиместных утепленных жилых вагончиков и кухня. Это место служит стартовой площадкой для современных спортсменов, поднимающихся на Эльбрус. Есть новый, более современный, приют «Липрус», открытый в 2013. Он вмещает 48 человек и располагается на высоте 3912 м. Самая высокогорная гостиница Приэльбрусья - «Приют одиннадцати», ее основное здание сгорело в 90-е годы 20 века, но в настоящее время на основании котельной прежней гостиницы отстроено новое здание. Кроме того, в приюте находится несколько 12-местных вагончиков и кухня. По вечерам организуется работа дизель-генератора с подачей электроэнергии в вагончики.

Седловина Эльбруса, как отправная точка для всех альпинистов, какой бы из вершин они ни стремились достичь, давно нуждалась в собственном приюте, поскольку, чем выше поднимаются участники восхождения, тем труднее дается им каждый сантиметр пути. Поэтому приют на высоте 5300 м действительно необходим. С 2007 года ведутся работы по его строительству. Приют будет представлять собой полусферу диаметром 6,7 м, установленную на фундаменте. К 2009 были изготовлены конструкции купола, начались строительные работы. Однако в запланированный срок - 2010 - приют открыть не удалось, в настоящее время работы продолжаются.

Как добраться: самолетом до Кисловодска, Нальчика или Черкесска, далее на автобусе, такси или арендованном автомобиле.