Гипотеза о русских корнях казанской башни. Смерть царской невесты

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

В архитектуре башни Сююмбике переплелись традиции татарского и русского зодчества. Вопрос о времени постройки и назначении башни занимал историков еще в XIX веке. Ответ на него могли бы дать документы Казанского приказа, существовавшего в Москве. Однако пожар 1701 года уничтожил его архивы. Нет упоминаний о строительстве башни и в сохранившихся татарских источниках. Ее изображение отсутствует также на известных исторических зарисовках Казани, сделанных саксонским ученым и путешественником Адамом Олеарием в 1638 году и голландским картографом Николаасом Витсеном в 1692 году.

Некоторые исследователи относили башню еще ко временам Казанского ханства, другие датировали ее второй половиной XVI века. Сегодня ученые предполагают, что башню Сююмбике построили в конце XVII - начале XVIII века.

Башня во времена Российской империи

В начале XVIII столетия Россия пережила несколько войн и восстаний. Особенно мощными были народные волнения, прокатившиеся по Поволжью и Югу Российского государства: восстание казаков в Астрахани, Булавинский бунт на Дону, Башкирское восстание. В этих условиях угроза потерять Казань, а за ней и часть южных территорий становилась вполне реальной. Оборонительные сооружения Казани нуждались в срочном укреплении. Чтобы подготовить город к возможным военным действиям, ремонтировали стены Кремля, вдоль крепостных стен копали новые рвы и возводили бастионы. Вероятно, тогда же была выстроена дозорная башня, известная сегодня как башня Сююмбике. Она обеспечивала отличный обзор - с ее караульни Волга просматривается почти на 50 км. Это позволяло городу заблаговременно узнавать о грозящей ему опасности и готовиться к отражению неприятеля.

На планах Казани начала XVIII века башня Сююмбике именуется как «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Современное название башни появилось лишь во второй половине XIX века, когда легенды об истории ее строительства появились в печати, а затем перекочевали в путеводители. В начале XX века башне потребовалась реставрация. Земля под фундаментом осела, и башня отклонилась от вертикальной оси почти на два метра. Чтобы предотвратить ее падение, нижний ярус укрепили железным поясом.

В 1918 году декретом Совета народных комиссаров башня Сююмбике была передана в «вечное пользование трудящимся мусульманам». Двуглавых орлов, простоявших на ее шпиле около 200 лет, заменили посеребренным полумесяцем. Правда, в разгар антирелигиозной кампании в 1930-х годах сняли и его.

В советское время башню Сююмбике неоднократно реставрировали, укрепляли ее фундамент. В 1960 году она получила статус архитектурного памятника республиканского значения.

При строительстве здания Казанского вокзала в Москве архитектор Алексей Васильевич Щусев воспроизвел силуэт башни Сююмбике. Работая над проектом, он посылал своих помощников в Казань на обмеры и зарисовки.

Башня Сююмбике сегодня

Многие поколения казанцев воспринимают башню Сююмбике как сакральный символ и место поклонения татарского народа. С 1991 года башня является минаретом, с которого читают азан (в исламе - призыв к обязательной молитве) во время поминальной молитвы по всем погибшим в 1552 году при взятии Казани царем Иваном IV. А в 1994 году вся территория Казанского кремля была объявлена историко-культурным и художественным музеем-заповедником.

Археологические раскопки у башни Сююмбике

Во время раскопок неподалеку от башни археологи нашли ценные предметы из истории города. Еще в XIX веке, во время строительных работ, в ее основании обнаружили монеты времен правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время экспедиции 1976–1977 годов археологи нашли несколько ценных предметов: остатки мечети, минарета и ханских усыпальниц, а также обломки надгробий с фрагментами надписей. В 1990-е годы изучение останков показало, что археологи обнаружили захоронения одного из первых казанских ханов Махмуда и хана Мухаммад-Эмина, который умер в 1518 году. На сегодняшний день археологические раскопки продолжаются.

Башня Сююмбике в Казани — одна из существующих в мире «падающих» башен, на 2 метра выше Пизанской (58 м). Это такой же символ города, как сам Кремль и недавно построенная мечеть Кул Шариф .

Особенность башни — в ее архитектуре. Она состоит из трех прямоугольных ярусов с галереями и парапетами и четырех восьмигранных ярусов. Когда-то ее шпиль венчало «яблоко» — золотой, как считалось, шар, где хранятся древние мусульманские документы. Чтобы проверить эту легенду, в 1830 году шар сняли, и оказалось, что сделан он из латуни, а внутри пустой — так был развенчан самый популярный миф.

История башни Сююмбике до сих пор вызывает бурные споры среди специалистов. Чаще всего годом строительства называют 1645-1650-е гг. Профессор С. Шпилевский, один из авторитетных краеведов и археологов XIX века считал, что она имеет татарское происхождение, тогда как его современник татарский этнограф Каюм Насыри был уверен, что ее возвели уже после покорения Казани. В 70-х гг. XX века под руководством археолога Альфреда Халикова проводились раскопки возле фундамента Сююмбике, в результате которых ученый пришел к выводу, что она появилась не ранее последней четверти XVII века. Рядом обнаружили более древний фундамент, относящийся к дозорной башне XII—XV вв., на котором частично возвели новую, из-за чего и произошел крен. Специальный комплекс мер позволил предотвратить дальнейшее «падение».

Декоративный облик башни соответствует духу московской школы, но ее фасад и силуэт отвечает традициям казанско-татарского искусства — сталактитовые капители, минаретоподобное завершение, декоративные трехчетвертные колонны.

Легенда о башне Сююмбике

Каждый житель Казани знает легенду о татарской царице Сююмбике. Иван Грозный, увидев портрет прекрасной ханши, влюбился в нее и решил сделать своею царицей. На что получил отказ, который и стал причиной похода на Казань. После долгой осады русские войска взяли город, и царь потребовал согласия на брак. Хитрая Сююмбике поставила одно условие: чтобы за семь дней он построил башню, такую же красивую и стройную, как сама ханша. В день мастера возводили по ярусу и успели в срок. Сююмбике поднялась на самый верх, оглядела свои родные просторы и бросилась вниз. После этого башня получила имя смелой ханши.

Но это, конечно, лишь красивая легенда. На самом деле Сююмбике после двух браков вышла замуж в третий раз за взошедшего на ханский престол Шаха Али, брата первого мужа, и уехала с ним в Касимов, где умерла в престарелом возрасте. Если верить источникам, все это случилось до завоевания Казани Иваном Грозным.

Город Казань славится тем, что в нем расположена башня Сююмбике, которая считается символом всего Татарстана. Казалось бы, обычное строение с историей в несколько веков, таких по всей стране можно найти немало, но все в памятнике архитектуры покрыто тайной, отчего интерес к исследованиям не угасает.

Историческая загадка башни Сююмбике

Главной загадкой для историков является то, что до сих пор неизвестно, когда была создана башня. И сложность заключается не в проблеме определения точного года, ведь даже о примерном веке ведутся активные споры, в ходе которых к каждому из мнений прилагается обширный список доводов в пользу его достоверности. Казанская башня имеет специфические особенности строения, которые можно отнести к разным эпохам, а подтверждающих документов так и не удалось найти.

Хроники со времен Казанского ханства были утеряны в момент взятия города в 1552 году. Более поздние данные о Казани хранились в Московском архиве, но они пропали из-за пожара в 1701 году. Первое упоминание о башне Сююмбике датируется 1777 годом, но тогда она уже стояла в том виде, в котором можно увидеть ее сегодня, поэтому никому неизвестно, когда велись строительные работы по возведению смотрового пункта на территории Казанского Кремля.

Существует суждение, которого придерживается большая часть исследователей, о том, что время создания приходится на 17 век. По их мнению, она появилась в интервале с 1645 по 1650 годы, но на картинках современников и плане города, составленном в 1692 году Николаасом Витсеном в своей монографии, нет упоминания об этом здании. Фундамент башни больше напоминает особенности строительства более раннего периода, но существует гипотеза, что ранее здесь стояло деревянное сооружение, которое со временем заменили на более надежное, оставив при этом старое основание.

Анализ архитектурных особенностей, свойственных Московскому барокко, доказывает, что башня была построена в первой половине 18 века, но полагаться лишь на стилевые характеристики тоже нельзя. По этим причинам вопрос до сих пор остается открытым, и, разрешится ли он когда-либо, пока неизвестно.

Внешние особенности строения

Здание представляет собой многоярусное строение со шпилем наверху. Его высота – 58 метров. Всего у башни семь ярусов, отличающихся по внешнему оформлению:

  • первый ярус является широкой основой с открытой сквозной аркой. Она сделана, чтобы через башню можно было проехать, но большую часть времени проезд закрыт воротами;
  • второй ярус напоминает по форме первый, но его размеры пропорционально меньше;
  • третий ярус еще меньше, чем предыдущий, но он украшен небольшими окнами;
  • четвертый и пятый ярусы сделаны в виде восьмиугольников;
  • шестой и седьмой ярусы являются частями смотровой вышки.


Оформление постройки имеет угловатые формы, поэтому посчитать, сколько этажей, можно и самостоятельно. В целом, в архитектуре использовано мало декоративных элементов, строение полностью центрировано, присутствуют колонны на тумбах, заниженные арки и ширинки на парапетах.

На вершине шпиля с 1730 года был установлен двуглавый орел, но позднее его заменили на полумесяц. Правда, религиозный символ красовался на вершине недолго ввиду установившейся в стране политики. Позолоченный полумесяц вернулся на шпиль лишь в 1980-х годах по просьбе правительства республики.

Главной особенностью башни Сююмбике является то, что она падающая, подобно в Италии. Многие задаются вопросом, почему наклонена постройка, ведь изначально она стояла ровно. На самом деле это случилось из-за недостаточно глубокого фундамента. Со временем постройка стала крениться и на сегодняшний день сдвинулась от оси на северо-восток практически на 2 метра. Если бы в 1930 году строение не укрепили металлическими кольцами, достопримечательность уже вряд ли стояла бы на территории Казанского Кремля.

Интересная информация для любителей путешествий

Удивительно то, что название у этого строения было разное, а существующее впервые было упомянуто в журнале в 1832 году. Постепенно оно все чаще использовалось в речи и в результате стало общепринятым. На татарском языке принято было называть башню Хан-джами, что означает «ханская мечеть».

Такое название дали еще и потому, что царица Сююмбике сыграла значимую роль для жителей Татарстана. Во время своего правления она отменила ряд очень суровых законов, касающихся крестьян, за что стала почитаемой простым людом. Недаром существует рассказ о том, что именно она стала «инициатором» строительства башни.

По легенде Иван Грозный при захвате Казани был настолько очарован красотой царицы, что тотчас предложил ей стать его женой. Сююмбике выдвинула требование, чтобы правитель построил башню в семидневный срок, после чего она примет его предложение. Русский князь выполнил условие, но правительница Татарстана не могла предать свой народ, отчего сбросилась с возведенной для нее постройки.

Адрес не вызывает сложностей для запоминания, так как башня Сююмбике расположена в городе Казани на улице Казанский Кремль. Запутаться в том, где находится это наклонившееся здание невозможно, недаром здесь встречаются не только гости со всей страны, но и зарубежные туристы.

В ходе экскурсий даются подробные описания историй, связанных с башней, рассказывается, к какой культуре относится строение и какие детали оформления об этом свидетельствуют. Обязательно стоит подняться на верхние ярусы и сделать фото открывающегося вида, так как отсюда можно наблюдать красоту Казани и прилегающих территорий. Кроме того, существует поверье, что, если загадать желание на вершине башни, оно обязательно сбудется.

Ее популярность объясняется интересной историей и легендами, а также и тем, что она является падающей. Башня Сююмбике привлекает внимание не только российских, но и зарубежных туристов.

Башня Сююмбике – из истории

Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе:

  • По одной из версий ее строительство относится к периоду расцвета Казанского ханства, к XII - XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом. Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани
  • Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон
  • Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения.

Большинство историков все же придерживается мнения, что достопримечательность была построена в XVII веке.

Архитектура башни Сююмбике

Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон - почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра.

Строение имеет семь ярусов:

  • Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине
  • Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине
  • Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна
  • Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные
  • Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой.

На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем.

  • Имя Сююмбике составное - Сююм по старотатарски означает любимая, а бике - владычица. Имя Сююмбике переводится «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Действительно, Сююмбике была красавицей и благородной образованной женщиной, вдовой хана, погубленного в борьбе за престол.
  • Существует несколько легенд о названии:
    • Самая популярная из них гласит о том, что царь Иван Грозный после взятия Казани хотел, чтобы царица Сююмбике вышла за него замуж. В случае ее отказа, царь мог наказать весь татарский народ. Чтобы спасти свой народ от бед, царица приняла предложение Ивана Грозного, но выдвинула условие, что за семь дней будет построена семиярусная башня. Когда ее желание было выполнено, она поднялась наверх и бросилась на землю. С тех пор башню называют ее именем.
    • Вторая легенда более прозаична. Считается, что башня строилась под руководством самой царицы в честь погибшего второго мужа Сафа Гирея
  • Наверху башни ранее был установлен позолоченный шар. Согласно легенде, в нем хранились летописи Казанского ханства, написанные его ханами. Вместе с тем, исследования показали, что шар пустой, хотя в нем были дыры, что говорит о возможном хищении исторических документов

Башня Сююмбике, наряду с мечетью Кул Шариф и Спасской башней Кремля, является символом Казани, известным не только в России, но и в зарубежных странах.