На чем стоит исаакиевский собор. Кто построил исаакиевский собор

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ город буквально разделился на два лагеря: одни радуются, другие - подписывают петиции против этого решения. Поэтому выбрали для вас истории об Исаакии, которые помогут сложить собственное мнение о передаче собора, а также выяснить, при чём здесь инопланетяне, строил ли собор Монферран и как символ города на Неве чуть не перевезли в США.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали - четвёртое воплощение мы видим сейчас.

В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.

Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины. Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.


Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.

И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.

Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.

Технические новшества и вмешательство инопланетян


На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей. Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.


Исаакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита. Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.


Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.

Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.

В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.

В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией. В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.


В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало. Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.

Исаакий - музей или храм?


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.

На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну - 700-800 миллионов рублей ежегодно.

Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.

Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того - обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии. Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.

Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы. Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Фото: Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru

Исаакиевский собор в Петербурге. Он поражает своей монументальностью и величественной красотой.

С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и, считается, что процесс постройки был задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов...

...Зарисовки к фильму

Раздел будет постоянно обновляться, предварительные иллюстрации:

Вот несколько примеров технологических отверстий, которые представлены на рисунках Монферрана.

Исаакиевский альбом Монферрана 1845 года:

Аналогичные, но более чёткие отверстия (или выступы?) можно наблюдать из альбома Монферрана, посвящённого Александрийской колонне.


А вот такие же технологические отверстия в храмовом комплексе Баальбека (город в Ливане):

И снова эти же отверстия в одном из самых больших мегалитов подземного Иерусалима:

Храм Аполлона в Дельфах (Греция):

Орнаменты

70-я страница Исакиевского альбома Монферрана:

Если верить подписи на французском языке, то это вид на бюро "Главного Архитектора".

А подпись с сайта monpherran.ru гласит:

"Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г."

Историки не могут определиться?

Но интересно другое, на рисунке мы видим два типа камней: тёмные и светлые. Также видим характерный орнамент.

В Баальбеке, о котором речь шла выше, часть сооружения из белого известняка, а часть из красноватого гранита.

И тот же характерный орнамент:

А вот орнамент пола в Исаакиевском соборе (заметим, что до недавней реконструкции центральный элемент в круге тоже был не в виде "цветка", а в виде солярно-свастичной фигуры ):

Казалось бы, глупый для традиционной истории вопрос, когда строился Питер и когда - Баальбек, становится совсем непростым...

...Персонажи

(материалы из блога Льва Худого)

Практически все "шишки" добычи и обработки гранитных мегалитов Петербурга свалили на одного человека - Самсона Суханова. По официальной версии именно он вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (для Александровской колонны, например).

Вот как в официальной версии описаны достижения камнетёса:

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.

Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач.

Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды.

Однако если рассматривать официальные версии его биографии более детально, то обнаружится огромное количество неточностей, нестыковок и откровенных мифов:

Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов ОДНОВРЕМЕННО - Семёна и Ксенофонта,

По найденным источникам Самсон Суханов рождался 4 раза -- в 1766, 1768, 1769 и 1776, а умирал всего только 2 раза - в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти - 20.

16-летний мальчик Самсон, судя по описанию, убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск. Эта история, кочующая из одного источника в другой, совершенно неправдаподобна.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Белый медведь - самый большой хищник на Земле, современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг ("16 центнеров весом").

Вот цитата из энциклопедии:

Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику…

Тюленя-лахтака, весящего ненамного меньше самого медведя, хищник может убить, раздробив единственным сокрушительным ударом лапы череп жертвы, и при необходимости перенести ее тушу в зубах на расстояние до километра.

Из-за опасности встречи с белым медведем охотники придумали другой способ охоты, описанный в той же энциклопедии:

Туземцы употребляют для охоты на Б. медведя следующий способ: острую полоску китового уса, дюйма в 4 длиной, свертывают спиралью, заливают тюленьим жиром, которому дают застыть, и затем кладут как приманку. Когда приманка эта попадет в желудок Б. медведя, то жир растапливается, китовый ус распрямляется и разрывает желудок и другие внутренности, и животное околевает.

Очевидно, что история с 16-летним Самсоном Сухановым, который окружил себя частоколом из двух лыж, и завалил ножом полуторатонного зверя, находясь под его тушей, не более чем миф.

Нет достоверного изображения великого камнетёса, единственный портрет имеет туманное объяснение:


Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей.

Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили , что это Самсон Ксенофонтович Суханов.

Как устанавливалась личность мужчины с молотком на фоне колонны, изображённого на картине - не сообщается.

Историки не знают ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Имя Самсон (от ивритского שִׁמְשׁוֹן ‎, Шимшо́н) — носил ветхозаветный персонаж, прославившийся необыкновенной физической силой. Так может быть в честь него и назвали русского сказочного богатыря-камнетёса? Библейский Самсон порвал льва - самого большого хищника в тех местах, а русский Самсон - белого медведя, тоже самого большого хищника в его местах.

Если предполагать, что Самсон Суханов личность вымышленная, то становится понятным, почему мифотворцы к имени «Самсон» подобралиименно такую фамилию. В ПОВЕСТИ О СУХАНЕ" неизвестного автора 17 века более чем 90-летний русский богатырь Сухан вырвал с корнем молодой дуб и этим дубом перебил татарское войско, после чего был застрелен из пушки.

Далее, по официальной версии, гигантские гранитные блоки, отколотые и обтёсанные до совершенных форм артелью Суханова, переходили в распоряжение не менее загадочных персонажей - Августа Августовича Бетанкура и Августа Августовича Монферана.

Продолжение следует...

Публикация проиллюстрирована рабочими материалами к фильму, которые добавляются и обновляются по мере продвижения проекта.

Специалистам при полноценном сотрудничестве высылаются фрагменты чернового сценария.

На данный момент проект поддержали:

Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Дмитрий Маврин, Дмитрий Карасев, Гавриленко Геннадий, Шутов Максим, Бесмельцев Евгений, Свистунов Александр, Смола Юрий, Раман Ком, , Чекмаев Александр, Андреев Евгений, Захаров Павел, Свинкин Роман, Пронин Сергей, Андреев Дмитрий, Разин Владимир, Волков Вадим, Шулаев Владимир, Самохин Александр, Дмитрий Горбунов, Vitaly, Лиманова Т.В., Алекс Элзи Сэйвер, mavrindmitrij, Клевин Александр Владимирович, Михаил Скарабей, gennadii_tgl, Трахимчук Александр Иванович, Мыльников Дмитрий, Баландин Михаил, Максим Сергеевич Андрийчук, Pisarev Vladimir, Тартарин Константин Викторович, Иван Викторович Тюлькин, Бочков Павел Александрович, Филиппов Роман Александрович, Рыбальченко А.А., Эндрю Сафронов, Пономарёв Павел Петрович, Шарапов Валентин Юрьевич, Боярских Жанна Викторовна, Журавлёв Виталий Викторович, Соколов Андрей Дмитриевич, Быкова Ольга, ninekib, Добряк Анастасия, Куканов Михаил Владимирович, Щукин Андрей, Нилов оа, Коробов В.М., Лёвин Евгений, Шугаев Алексей, Косова Ольга Алексеевна, Станислав, Меженин Геннадий Геннадьевич, Гребнев Валерий Михайлович, Федоров Юрий Владимирович, Варламов Роман Игоревич, Хохлов Андрей Вячеславович, Кармазин Максим, Артём Андреев, Кичигин Михаил Валерьевич, Эмиль Пайо, Савенков Вадим, Игорь Заливский, Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Шкатов Владимир Александрович, Ганкович Владислав Викторович, Андреева И.Ю., Хворов Иван Александрович, Щукин Андрей, Привалов Игорь Александрович, Гордеев Антон Валериевич, Кольцов Илья Викторович, Сергей Михайлович Дубаков, Белянский А.А., Виктор Владимирович Осипов, Аризар Арцев и многие другие...

С платформы планета.ру:

Гордеева Ирина Олеговна, Гурьев Андрей, Олег, Шадрина Мария, Анатольевна Шилова, Людмила Борисовна, Сысков Михаил Михайлович, Огородников П.М., Сергей Шубный, Евсегнеев Николай Михайлович, divasoft.ru, Александр Гончаров, Рокин К.В., Лобода Николай Борисович, Aлександр К., Денисов Всеволод Анатольевич, Голубь Евгений Владимирович, Соловьев Евгений Викторович (г. Москва), Соболев А.А., Жиряков Руслан Викторович, Иванов Алексей Сергеевич, Елена, Моляков Илья Юрьевич, Катышев Евгений Владимирович, Аникеев Андрей Валерьевич, Савенков Илья, Капарулин Илья Александрович, , Сергей Беляев, Игорь Александрович, Комаров Герман Леонидович, Рудаков Гавриил Владиславович, Сташков Алексей Александрович, Андреев Денис Владимирович, Семёнов Виталий Владимирович, Куницын Сергей Николаевич, Угланов Николай Игоревич, Новоаганск ХМАО, Аристархов Дмитрий, Иван Питерский, Леонид Мельников.

Когда приезжаешь в Санкт-Петербург, то одним из пунктов посещения обязательно должен быть Исаакиевский собор. Пожалуй, ни один из других православных храмов в России не овеян столькими легендами и тайнами. История строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имеет столь длинную летопись, которая по времени практически сровнялась с историей самого города, что иногда в это сложно поверить. На данный момент он представляет собой уже четвертое по счету сооружение, которое попеременно возводили под одним названием в одном и том же месте различные правители. Именно о тайнах строительства Исаакиевского собора на протяжении веков и будет рассказано в данной статье.

Зарождение идеи

Само начало строительства Исаакиевского собора принято считать со времен Петра Великого. Как известно, величайший монарх в истории России родился 30 мая, в день, который находится под покровительством святого Исаакия Далматского, бывшего при жизни монахом в Византии.

Всю свою жизнь царь считал именно этого святого своим главным покровителем, а потому вполне понятно, почему он решил заложить для него первую церковь. Хотя особых заслуг у данного монаха и нет, его принято причислять к лику святых из-за того, что его подвергал гонениям император Валент в 4 веке нашей эры. Самое значительное его действие - основание после гибели Валента собственной церкви, которая прославляла единосущие Бога-Сына и Бога-Отца. Даже свое прозвище, Далматский, он получил от следующего игумена этой церкви - святого Далмата.

Первая церковь

Однако насколько бы ни был прославлен святой Исаакий, Петр 1 приказал в 1710 году начать строительство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. В частности, это можно аргументировать тем, что во время строительства города на Неве здесь уже жило несколько тысяч людей, которым попросту некуда было ходить молиться.

Новая деревянная церковь была построена достаточно быстро, полностью за счет царской казны. Проектом постройки занимался граф который для участия в возведении шпиля пригласил голландского архитектора Болеса. Строительство Исаакиевского собора на этом этапе проводилось с учетом главного из существующих в стране канона - необыкновенной простоты. Сама по себе церковь представляла обычный бревенчатый сруб, который поверх был попросту оббит досками. Крыша была наклонной, что обеспечивало хороший сход снега. При этом строительстве высота Исаакиевского собора была всего около 4 метров, что попросту не идет ни в какое сравнение с существующим в настоящее время сооружением.

Постепенно Петр проводил в здании реставрационные работы, чтобы улучшить конструкцию и внешний вид, однако сама по себе церковь оставалась весьма скромной. Но это вовсе не значит, что она не была исторически незначительной - именно здесь в 1712 году Петр 1 провел обряд венчания с Екатериной Алексеевной, о чем до наших дней сохранилась специальная запись.

Вторая церковь

Второй этап в истории строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге начался уже в 1717 году. Деревянная церковь попросту не смогла противостоять погодным условиям и обветшала. Было принято решение на ее месте возвести новый каменный храм. И снова это делалось только за счет государственных средств.

Считается, что царь Петр сам заложил первый камень в фундамент новой церкви, внеся в строительство свою лепту. Для курирования проекта был привлечен видный архитектор Г. Маттарнови, который служил при дворе с 1714 года. Однако окончить постройку он не успел по причине собственной смерти, а потому проект строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге был доверен сначала Гербелю, а потом и Якову Неупокоеву.

Окончательно достроили церковь только через 10 лет после начала работ. Она была намного больше, чем первоначальная - более 60 метров в длину. Строительство производилось в стиле "петровского барокко", сооружение по своему внешнему виду невероятно напоминало Петропавловский собор. Особенно данное сходство можно заметить в колокольне, часы-куранты в которой были созданы в Амстердаме по одному проекту с теми, что находятся в Петропавловском соборе.

Само строительство Исаакиевского собора проводилось на На бывшем месте сейчас находится всадника. Однако место для застройки оказалось невероятно неудачным, поскольку постоянно поднимающийся уровень воды в реке существенно повреждал фундамент.

Окончание этой постройки можно отнести к 1935 году, когда после удара молнии церковь почти полностью сгорела. Несколько попыток ее реконструкции никакого эффекта не принесли. Было принято решение разобрать храм и перенести его подальше от речных берегов.

Третий собор

Новый виток истории строительства Исаакиевского собора можно начать отсчитывать с 1761 года. Указом Сената 15 июля данное дело было поручено Чевакинскому, а после восшествия на престол в 1962 году Екатерины 2 она только поддержала указ, поскольку собор было принято олицетворять с Петром 1. Однако Чевакинский подал в отставку и главным архитектором стал А. Ринальди. Торжественная закладка самого здания была осуществлена только в августе 1768 года.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось по проекту Ринальди вплоть до смерти Екатерины. После этого архитектор уехал из страны, несмотря на то что сама церковь была возведена только до карниза. Столь длительное строительство напрямую зависело от грандиозности проекта - собор должен был иметь 5 сложных куполов и высокую колокольню, а стены всего здания предполагалось облицевать мрамором.

Столь высокие расходы не понравились Павлу 1, и он приказал ускоренными темпами закончить строительство Исаакиевского собора в Петербурге. По его приказу архитектор Бренн попросту испортил великолепное сооружение - оно вызывало своим нелепым видом недоумение и усмешки. Третий собор был освящен 20 мая 1802 года и состоял из 2 частей - мраморного низа и кирпичного верха, что привело к написанию нескольких эпиграмм.

Новый проект

Своим современным видом данный собор во многом обязан императору Александру 1. Именно он приказал начать его разбор, ведь нелепый вид попросту не соответствовал парадному облику центральной части столицы. В 1809 году был объявлен среди архитекторов конкурс на проект, который предполагал не столько само строительство Исаакиевского собора, а нахождение подходящего купола для него. Однако этот конкурс ничего не принес, а потому создание проекта было предложено молодому архитектору О. Монферрану. Он предложил императору 24 эскиза, ориентируясь на совершенно разные архитектурные стили, которые весьма приглянусь правителю.

Именно Монферран стал новым императорским архитектором в чьи обязанности вменялось перестроить собор, но при этом сохранить его алтарную часть, где находилось 3 освященных алтаря. Однако дальше пошли сплошные проблемы - архитектору пришлось составлять несколько проектов, которые нещадно критиковались другими.

Проект 1818 года

Первый проект создан в 1818 году. Он был достаточно прост и учитывал все указания императора, предлагая всего лишь немного увеличить собор в длину и разобрать колокольню. По замыслу предполагалось сохранить 5 куполов, сделав центральный самым большим, а остальные четыре малыми. Проект уже был утвержден правителем, начались постройки и принялись за разборку, однако с весьма резкой критикой выступил архитектор Модюи. Он написал записку с замечаниями к проекту, содержание которой сводилось к 3 аспектам:

  1. Недостаточная прочность фундамента.
  2. Неравномерная осадка здания.
  3. Неправильное проектирование куполов.

Все вместе сводилось к одному - здание попросту не выдержит и обвалится, несмотря на опоры. Дело было рассмотрено специальным комитетом, который прямо признал, что подобная перестройка невозможна. Правоту этого факта признавал и сам автор проекта, который апеллировал на то, что ориентировался на указания императора. Александр 1 был вынужден принять это во внимание и объявить новый конкурс, существенно смягчив имеющиеся требования. Дата строительства Исаакиевского собора вновь была отодвинута.

Проект 1825 года

В новом конкурсе Монферрану разрешили участвовать только на общих основаниях, однако он все же сумел его выиграть. Он полностью учел в своем проекте замечания и советы, которые были даны иными архитекторами и инженерами. Утвержденный в 1825 году проект Монферрана олицетворяет тот вид Исаакиевского собора, какой существует в настоящее время.

Согласно его решениям, было принято решение оформить собор четырьмя колонными портиками, а также добавить четыре врезанные в стены колокольни. По своему внешнему виду собор стал более напоминать квадрат, чем прямоугольник, на который архитектор опирался ранее.

Начало строительства

Принято считать, что годы строительства Исаакиевского собора шли с 1818 по 1858 год, то есть почти 40 лет. Несмотря на то что первый проект в конечном итоге не был использован, работы начались именно с ориентацией на него. Проводил их инженер Бетанкур, который должен был органично соединить старый и новый фундаменты.

Всего для строительства опоры было использовано более 10 тысяч свай, которые были нужны для укрепления и предотвращения обрушения здания. Применялся стиль сплошной кладки, поскольку в те времена он считался наилучшим при строительстве крупных зданий в болотистой местности, на которой и располагается Петербург. Всего на обновление фундамента ушло около 5 лет.

Следующим этапом в строительстве считается вырубка гранитных монолитов. Велись эти работы непосредственно в каменоломнях близ Выборга на землях помещиков фон Экспарре. Здесь было не только обнаружено большое количество гранитных глыб, но их было достаточно просто транспортировать при помощи открытого пути к Финскому заливу. Первые колонны были установлены уже в 1928 году в присутствии членов королевской семьи и многочисленных российских и иностранных гостей. Сооружение портика проводилось почти до конца 1830 года.

Далее при помощи кирпичной кладки были выстроены весьма прочные опорные пилоны и непосредственно сами стены собора. Появилась вентиляционная сеть и световые галереи, которые дают церкви великолепное естественное освящение. Сооружение перекрытий началось через 6 лет. Были выстроены не только кирпичные, но и декоративные покрытия, облицованные искусственным мрамором. Подобные двойные перекрытия являются характерной чертой только этого собора, поскольку ранее ни в России, ни в других странах Европы попросту не использовались.

Возведение куполов

Одним из самых важных моментов строительства было возведение куполов. Их надлежало сделать максимально легкими, но при этом весьма прочными, поэтому было отдано предпочтение изготовлению из металла, а не кирпича. Изготовленные на заводе Чарльза Берда, данные купола стали третьими в мире, которые были сделаны с применением металлоконструкций. Всего купол состоит из 3 частей, каждая из которых взаимосвязана с другой. Помимо этого, для теплоизоляции и улучшения акустики пустое пространство было заложено гончарными коническими горшками. После установки куполов их покрыли позолотой при помощи метода огневого золочения, во время которого использовалась ртуть.

Окончание строительства

Официально освящен собор был 30 мая 1858 года в присутствии императорской семьи и самого императора Александра 2. Во время освящения присутствовали войска, которые не только приветствовали императора, но и сдерживали огромные толпы народа, которые пришли посмотреть на открытие.

Кровавый собор

Невозможно не признавать величавую красоту собора, однако он имеет и другую сторону, причем весьма кровавую. По официальным сводкам при строительстве Исаакиевского собора погибло около 100 тысяч человек, то есть примерно четверть из тех, что вообще принимали участие в его строительстве. Подобные цифры попросту поражают, поскольку такие потери нередко даже превышают военные. А это было мирное строительство в столице весьма просвещенного государства. Даже по приблизительным расчетам жертвами строительства Исаакиевского собора каждый день было около 8 человек - и это при постройке христианского храма.

Впрочем, бытует мнение, что данные цифры являются совершенно неточными и приблизительное количество жертв колеблется в размере 10-20 тысяч, многие из которых умерли от болезней, а вовсе не от самого строительства, однако на данный момент точную информацию узнать невозможно. Считается, что большинство людей умерли от испарений ртути или несчастных случаев, поскольку работы велись без элементарных правил безопасности.

Внешний вид

Сам по себе Исаакиевский собор представляет собой великолепное здание, выстроенное в стиле позднего классицизма. Несмотря на то что архитектура данного сооружения уникальна и представляет собой самое высокое здание в центральной части Санкт-Петербурга, при близком рассмотрении можно заметить черты эклектики, неоренессанса и византийского стиля.

На данный момент высота собора превышает 101 метр, а длина с шириной около 100 метров, что делает его самым большим православным храмом в городе. Окружает его 112 колонн, а само здание облицовано светло-серым мрамором, что только добавляет величественности. Четыре фасада, названные по сторонам света, содержат различные статуи апостолов и барельефы, в том числе изображение самого архитектора.

Внутреннее убранство содержит 3 алтаря, посвященных самому Исаакию, великомученице Екатерине и Александру Невскому. Имеется витражное оформление, что характерно для католических, а не православных храмов, однако в этом случае было принято решение не опираться на данный канон. Внутри собор отделан мозаикой из смальты.

Заключение

Постройка одного из самых красивых и величественных соборов Российской Федерации велась на протяжении нескольких веков. Величественно храм выглядит даже на фото, и строительство Исаакиевского собора столь длительное и основательное становится совершенно понятным и объяснимым. Сейчас данное место уже практически не используется в роли самого храма, а считается с 1928 года музеем, но это достаточно знаменательно. Даже во времена Союза, который отвергал религию, никто не посмел покуситься на этот собор, хотя внутреннее убранство и было разорено.

В 20 веке наиболее пострадал храм во время Второй мировой войны, когда немцы проводили бомбежки, однако после были осуществлены реставрационные работы. После падения СССР в храме вновь начали проводиться службы, однако происходит это регулярно только по праздникам и воскресеньям, а во все остальные дни учреждение работает исключительно как музей.

С начала 2017 года были приняты попытки передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование Российской православной церкви, однако решение губернатора вызвало волны протеста. Решение Полтавченко косвенно поддержал президент Путин, который сказал, что собор изначально имел храмовое назначение. Но в преддверии выборов он отозвал столь непопулярное в народе мнение, и на данный момент вопрос о передаче соборе больше не стоит. Будет ли он подниматься в дальнейшем, пока неизвестно, поскольку представители РПЦ предпочитают отмалчиваться на данный счет. Однако их мнение достаточно ясно - собор является церковью, а потому вопрос не должен затрагивать политику, а строиться исключительно на любви и почитании к Богу.

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!
М. Ю. Лермонтов

Официальная история строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге вызывает очень много вопросов. "Бумажные" сведения противоречат как самим себе, так и сохранившимся изображениям.
Первая Исаакиевская церковь была построена при Петре I в 1710 году. Располагалась она "на лугу против ворот Адмиралтейской верфи". По сведениям одних авторов церковь была новая и сооружалась в честь Петра I. Поскольку день рождения царя совпадал с днем празднования "памяти" легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской. По другим источникам под церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была приспособлена бывшая чертежная (деревянный сарай) адмиралтейской верфи.
Сохранилось изображение этой церкви, сделанное О. Монферраном (?!), строителем последнего по счету Исаакиевского собора. Православные кресты на здании, отсутствует положенный по православным канонам вход с запада. Католик Монферран, видимо, не знал канонов "православной" архитектуры (да и были ли они четко сформулированы во времена Петра I?) и изобразил "неправильную" церковь.

СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.

В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.



СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.


Долгие годы об утраченной церкви не вспоминали. Только в 1762 году Екатерина II решила "воссоздать" Исаакиевскую церковь. Проект был поручен итальянцу А. Ринальди (1710-1794). Для постройки собора было выбрано новое место. Так должна была выглядеть новая церковь:


К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).


К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви:



Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

В 1809 году (спустя всего лишь 7 лет после открытия предыдущего собора!) был объявлен конкурс на создание проекта перестройки здания. Строительство четвертого (современного) Исаакиевского собора было предпринято под предлогом "несоответствия собора парадному облику центральной части Петербурга" . В надуманности этого предлога нетрудно убедиться, посмотрев официальные даты строительства зданий. Как выглядел центр города в 1809 году? В это время, согласно официальным датировкам, в центре города строились:

Казанский собор (1801-1811),
Биржа и Ростральные колонны (1805-1810),
Горный институт (1806-1811),
Адмиралтейство (1806-1823).

Отсутствовали (были построены или перестроены позже):

Павильоны Аничковского дворца (1816-1818),
дом А. Я. Лобанова-Ростовского (1817-1820),
казармы Павловского полка (1817-1821),
Конюшенное ведомство (1817-1823),
Михайловский дворец (1819-1825),
Главный штаб (1819-1829),
дом Н. П. Румянцева (1826-1827),
Северный пакгауз Биржи (1826-1832),
Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835),
Александринский театр (1828-1832),
ансамбль Театральной улицы (1828-1834),
корпус Росси Публичной библиотеки (1828-1834),
Таможня (1829-1832),
современные здания Сената и Синода (1829-1834),
Александрийский столп (1829-1834),
лютеранская церковь св. Петра (1832-1838),
Голландская церковь (1834-1839),
штаб Гвардейского корпуса (1837-1843),
Мариинский дворец (1839-1844),
Новый Эрмитаж (1839-1852)
и другие, примечательные с архитектурной точки зрения, здания.


Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

По официальный данным современный Исаакиевский собор строился 40 лет (1818-1858). В 1818 году был утвержден проект, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка "монферрановской" версии собора. "Романовские" летописцы не сообщают, в каком именно месте "прямо на сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выгравирована дата закладки" . Судя по рисунку самого Монферрана, "разборка" старого собора велась еще после постройки дома А. Я. Лобанова-Ростовского (неутомимый Монферран "строил" его в 1817-1820 годах, одновременно с нижегородским Спасским собором), законченной в 1820 году - здание видно в проеме арки.
Как водится, у талантливого архитектора появились критики. Строительство собора было остановлено. Учтя все замечания и заимствовав идею пирамидальности у русских архитекторов В. П. Стасова и А. А. Михайлова, Монферран (от личного проекта которого практически ничего не осталось) представил очередной проект. Новый проект был утвержден 3 апреля 1825 года. "Строительство" собора продолжилось.
Продолжили рисовать собор и художники. Немецкий инженер-мостостроитель Г. Треттер превзошел Б. Патерсена:


Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

"Новый" собор отличается от реального не только размером и формой колоколен, но и отсутствием западного портика (южная и восточная стороны собора на литографии не видны). Впечатляет также дата изготовления литографии - 1820-е годы. Что же изобразил Г. Треттер? Он умудрился "увидеть" нижегородский Спасский собор (построенный все тем же плодовитым Монферраном в 1818-1822 годах) в Северной столице! Литография неизвестного автора дублирует "промах" Г. Треттера, а братья Диоскуры перед входом в Конногвардейский манеж почему-то еще не вызывают раздражения у духовенства:


Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.


Фантастическая литография "нового плана", созданная после "восстания декабристов" , замечательна наличием каналов вокруг Адмиралтейства и вдоль Конногвардейского бульвара, отсутствием дома А. Я. Лобанова-Ростовского ("дом со львами"), построенного в 1820 году. В 1826 году неизвестный автор еще не знал, что Монферран уже "возводит" новый собор.


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

На гравюре А. Аперта изображены круглые колокольни, северный (шестнадцатиколонный) и восточный (восьмиколонный) портики собора одинакового размера. Гравюра также интересна "небольшой деталью" - на ней изображен конный памятник Николаю I, проект которого был утвержден 2 мая 1856 года . Закладка монумента состоялась в 1857 году.


Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.


М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

На рисунке М. Н. Воробьева - действующий собор с колоколами, отлитыми в 1845-1847 годах. Колокола отливались из старых монет, вышедших из обращения и содержали "значительное количество золота и серебра". На Медном всаднике еще отсутствует надпись:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII


СПб. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа. Ф. Бенуа. 1845 г.

На рисунке Ф. Бенуа изображены скульптуры обнаженных братьев Диоскуров, установленные в 1817 году и "убранные" по требованию духовенства в 1837 году. Колокольни собора - круглые, плоскость креста обращена к северу и югу, а не к западу и востоку, как это принято в православии. В 1850-е годы Ф. Бенуа изготовил новую литографию - исправил колокольни и положение креста, забыв при этом "убрать" Диоскуров. Отсутствие колонн с богинями Славы (установлены в 1845 году) между Конногвардейским манежем и Сенатом не удивляет:


СПб. Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.


СПб. Исаакиевский собор. Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку И. И. Шарлеманя. 1840-е гг.

На рисунке И. И. Шарлеманя изображена служба в полностью готовом соборе, "освящение" которого состоится только 30 мая 1858 года , в день рождения Петра I.

Не менее противоречива биография главного "строителя" Исаакиевского собора. Все сведения о французском периоде жизни известны только со слов самого Монферрана. Настоящее имя Монферрана, родившегося 23 января 1786 года во французском городе Шайо, Анри Луи Огюст Леже Рикар. Монферран - прозвище , полученное им от матери и дядей по названию поместья "Монферран" в Оверни. Это объяснение следует из завещания самогó архитектора, написанного в 1835 году. Каким образом домашнее прозвище могло попасть в официальные документы?
В 1806 году он поступает на военную службу конным стрелком и участвует в итальянской кампании. Об этом факте своей биографии Монферран почему-то сообщает в записке послу Франции в России (!) графу де ла Феронэ. После ранения возвращается в Париж, где 1 октября 1806 года поступает в Королевскую специальную школу архитектуры. Любопытный факт - Монферран, "прошедший курс обучения", не получил официального документа об образовании. Спустя почти три года (!), взамен полноценного документа, 1 июня 1816 года он получает "удостоверение", подтверждающее прохождение курса. В "удостоверении", выданном Анри Луи Огюст Леже Рикару, основным именем значится домашнее прозвище!


В 1813 году Монферран, по его собственным словам, был назначен старшим сержантом. Сформировав 1-ю Версальскую роту, он отправляется в наполеоновскую армию под Дрезден. Также с его слов известно, что за сражение при Арно он был награжден орденом Почетного легиона. Однако в наградных документах его имя отсутствует. Военное министерство Франции запретило ему носить орден, тем не менее, на всех изображениях старшего сержанта орден имеется.
В 1814 году Монферран предлагает свои проекты архитектурных сооружений Александру I, во время кратковременного пребывания последнего в Париже. В 1816 году он приезжает в Россию, где и начинается феерический творческий взлет никому не известного француза, не имеющего ни специального образования, ни архитектурного опыта. Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык - удивительный случай. Не менее удивительно "возведение" памятника в честь победы над его родиной - Александрийского столпа.
Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора. Вдова похоронила его на одном из парижских кладбищ, но - непостижимый факт! - могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора "затерялась". Это более чем странно при наличии теснейших культурных связей между Францией и Россией.

Фальсификация истории строительства собора очевидна. Этот храм известен в истории под другими именами: Софийский собор Великого Новгорода (см. ) и храм Зевса в древней Олимпии. Раскопки в современной Олимпии были начаты немецкими археологами только 4 октября 1875 года. Неудивительно, что никаких остатков прославленной статуи Зевса среди многочисленных архитектурных и скульптурных обломков обнаружено не было.
Описание храма Зевса Олимпийского, данное А. А. Нейхардтом, практически полностью совпадает с внешним видом "Исаакиевского" собора:

Местность в Олимпии была сырой и болотистой... - Местность в Городе-на-Неве сырая и болотистая.

На центральной части Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора... Туловище и голова Зевса... были из слоновой кости... Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса... - Храм стоит на огромном гранитном цоколе, со всех четырех сторон сооружены широкие ступени. Два главных портика собора, северный и южный (храм ориентирован в соответствии с народной верой по линии север-юг), имеют по 16 колонн (два ряда), восточный и западный - по 8 колонн (один ряд); колоннада - 24 колонны; маленькие колонны украшают колокольни, фонарик и окна. Собор облицован белым мрамором, приобретающим при определенном освещении желтовато-розовый цвет, т. е. цвет "слоновой кости".

На великолепном, богато украшенном троне сидел "царь богов и людей"... - Трон - прямоугольная часть храма, "царь богов и людей" - круглая колонна с золоченым куполом. Богом в России в дохристианское время было небо (см. ). Купол - архитектурное изображение небесного свода, т. е. верховного бога.


... по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами...


Когда посетитель поднимался по широким ступеням в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол... - Подкупольный квадрат пола обрамлен традиционным для города орнаментом "свастика".


Огромные, открытые настежь бронзовые двери вели в зал, который двойным рядом колонн делился на три части... - Площадь каждой из бронзовых дверей собора 42 кв. м; двойной ряд сдвоенных колонн разделяет храм на три части: западную, центральную и восточную.

В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из чудес света... Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма... - Вид на купол собора снизу вверх из центра храма.

Эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике...
Словарь Брокгауза и Ефрона: Хризоэлефантинные статуи - так назывались у древних греков статуи, сделанные из золота и слоновой кости на глиняной с деревянным каркасом основе и в которых слоновая кость употреблялась для воспроизведения обнаженных частей тела, а золото - для драпировок и других оконечностей. Знаменитейшие статуи этого рода были Паллада работы Фидия , красовавшаяся в афинском Парфеноне, Афродита-Урания, исполненная тем же художником для Элиды, его же Зевс Олимпийский , Гера Поликлета в храме этой богини неподалеку от Аргоса и стоявшая подле нее статуя Гебы, ее дочери - произведение Навклида.
Купол собора состоит из трех сводов: нижний - сферический, средний - конический, наружный - параболический. Все они связаны между собой металлическими конструкциями, пространство между которыми заложено гончарами (около 100 000 тысяч штук) - пустотелыми глиняными горшками конической формы. Нижний свод обшит досками , обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Конический купол обит медными листами, окрашенными в голубой (небесный) цвет. Наружный купол покрыт медными позолоченными листами. Главная башня собора (колоннада и аттик) покрыты медными, окрашенными под мрамор листами (цвета слоновой кости ).

Слово "Монферран" - образовано от mont (фр. ) - гора и fer (фр. ) - железо, т. е. железная гора .

Copyright © 2007 Urbane

Самая главная тайна лично для меня в Исаакиевском Соборе -правда ли то, что на мощах (ну, естественно, на частицах) Александра Невского стоит надпись -Иисус Навин.

-Пожилая ленинградка заполняет в каком-то ЖЭКе анкету-
-"Васильева....Нина....Исааковна...
-Еврейка, поди?
-Ну да, а Исааковский Собор,- таки,- синагога?

ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ!!! И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ...

Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.

Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.
Вот его ворота.



Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного....православного распятия

А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.



Эти православные кресты редкие православные элементы--в совершенно не православном храме
Обратите внимание--над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов

Вот про распятия


Вот оно православное распятие


А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют

Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.


Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.

И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!

А вот узоры на полу собора

На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие

Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.

Вот на стене храма Адриана

Вот из храма Юпитера
Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке

70-страница иллюстрации Монферана
Внешние признаки

Теперь немного о внешних особенностях собора--православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный

А вот это уже римский пантеон

Почти тоже самое здание, только без купола

Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете

А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю
Вот бостонский капитолий

Но куда интересней его старое изображение

Это что копия александрийского столпа?
Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне

Он более всех похож на Исаакиевский собор
Кто построил Иссакиевский собор
Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.
Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.

Это 1820 год, по изображению можно сделать вывод что идет не стройка, а скорее реставрация собора
На самом деле история такова
В 1809г. и 1813г. объявлялся конкурс о перестройке собора. Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания:
"Великлепные здания, воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского.
Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:
1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран.
История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.

Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.
Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мрамором

Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:
"Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность"
Вот такая схема подлога--википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был
Приписывать Монферану авторство Исаакиевскогоо собора глупо, еще вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в "Записках" Вигеля:
"На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику."

Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался
Признаки перестройки можно найти и сейчас

Три по центру - настоящие, а те что по бокам - свежие, это всё, что осилил Монферан при реконструкции собора, ему не хватило либо мастерства, либо времени на повторение оригинала.
Вот еще новодел

Одним словом примеров много
Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый "третий" храм, как скорее всего "первый" и второй" храм.
Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?
Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.
Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.

Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.

Действительно--утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.
Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.

Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.