Парк эспланады. Парк эспланады Правда "головы" сохранились не на всех столбах

Красивый сквер-бульвар Эспланады расположился в самом центре Хельсинки, между оживлёнными торговыми улицами Северная Эспланада и Южная Эспланада, которые начинаются за зданием Шведского театра. На Северной и Южной Эспланаде множество различных бутиков. А на одной из перпендикулярных Северной Эспланаде улиц находится известное кафе Fazer.

Зелень парка, ухоженные клумбы и фонтаны привлекают сюда как жителей города, так и туристов. Летом здесь приятно неспешно прогуливаться, разглядывая памятники или посидеть на уютной скамеечке под липами, чтобы понаблюдать, как прогуливаются другие отдыхающие. Некоторые устраивают пикники прямо на газонах. В центре парка стоит - поэту и автору текста национального гимна “Наш край” .

Esplanadi - зелёный оазис в центре города. Уютный, несмотря на многолюдность. C террасы ресторана Kappeli можно наблюдать за представлениями летней эстрады Espa. Парковая зона выходит на ь, где туристов встречает один из символов Хельсинки - фонтан (Морская нимфа). На площади можно приобрести различные сувениры. Зимой в парке открывается рождественская ярмарка.

Полезная информация

На Северной Эспланаде (Pohjoisesplanadi 19) находится информационный офис , предоставляющий бесплатную информацию о городе, его достопримечательностях, событиях и услугах. Здесь можно получить советы о том, как наиболее интересно провести свои отпускные дни. В информационном офисе также найдутся различные буклеты и карты.

Время работы Туристического информационного офиса: 15.5.-14.9. пн.-пт. 9.00 - 20.00, сб.-вс. 9.00 - 18.00, 15.9.-14.5. пн.-пт. 9.00 - 18.00, сб.-вс. 10.00 - 16.00.

В 1812 году при планировке города архитектор Карл Энгель включил парк в план застройки. Вместе с Рыночной и Сенатской площадями Эспланада - один из наиболее цельных архитектурных ансамблей Хельсинки. Архитектор придал ей элегантность, которая сделала Эспланаду не только местом отдыха, но и городской достопримечательностью. Вдоль бульвара идет липовая аллея, самые старые деревья были посажены еще в 40-х годах 19 века.
Эспланада стала своеобразной границей между столичным центром города и его окраинами, отгораживая роскошь Сенатской площади от старого деревянного Хельсинки. По Эспланадам пролегла еще одна граница: когда во второй половине 19 века напряжение между финским и шведским населением достигло пика, Эспланады стали возможностью показать свой патриотизм: финны демонстративно гуляли по Южной Эспланаде, шведы – по Северной.
В самом начале Эспланады нас встречает скульптура «Хавис Аманда» или «Морская нимфа». Изящная бронзовая фигура девушки сегодня является одним из главных символов Хельсинки. По замыслу автора фигура выходящей из моря молодой женщины символизирует рождение города. Подобно Афродите, выходящей из пены морской, Аманда поднимается из вод Балтийского моря на скалистый финский берег.
Прелестную бронзовую девушку Аманду изваял в 1906 году в Париже известный финский скульптор Вилле Валгрен. Моделью стала 19-летняя парижанка мадмуазель Марсель Делькини. Французы хотели оставить статую в стиле модерн для украшения одной из улиц Парижа, однако по желанию автора бронзовую скульптуру привезли в Хельсинки. Фонтан из гранита выполнен по эскизам Элиэля Сааринена, парапет украшают морские котики.
Поначалу городские власти сочли обнаженную скульптуру выпадом против нравственности. Однако, в конце концов, в 1908 году фонтан был установлен в самом центре города, при большом скоплении народа. Несмотря на протесты «общественного мнения» и суровые отзывы критики, памятник почти сразу же стал предметом национальной гордости. Такая парадоксальная ситуация вызвала к жизни легенду – говорили, что ее создатель обидевшись на ханжество городских чиновников специально установил фигуру Аманды спиной к зданиям городской администрация.
Со временем «Хавис Аманда» превратилась в ласковое «Манта», а с 1930-х годов она стала одним из символов веселого праздника весны – Ваппу, который празднуют 1 мая. Это один из главных праздников Финляндии, особенно любимый студентами. Он начинается накануне, 30 апреля. Главное действо стартует на Рыночной площади ровно в 18.00, когда по традиции на голову Хавис Аманды надевают студенческую фуражку.
На бульваре мы встретим целый ряд памятников – обилие малой скульптуры это характерная черта не только Хельсинки, но и других городов Европы. Эспланады, или "Эспы", как их называют горожане - это созвездие памятников, кафе, ресторанов, гостиниц, излюбленное место встреч и прогулок жителей города. Северная и Южная Эспланады для небольшого Хельсинки то же самое, что Невский проспект для Петербурга или Елисейские поля для Парижа. Эспланады и примыкающие к ней кварталы – это сердце Хельсинки. Мы пройдем по бульвару Эспланады, отсюда хорошо видны здания, расположенные по ее южной и северной сторонам.
-----
В начале парка нас встречает застекленный павильон ресторана «Капели», построенный в 1867 году архитектором А. Лальстрёмом. Павильон неоднократно перестраивали, но в целом он сохранил свой изящный и легкомысленный облик. Каппели продолжает традиции музыкальной ресторанной жизни на Эспланаде, особенно в летнюю пору.
Напротив входа в ресторан находится современная открытая сцена летнего театра «Эспа».
С обеих сторон от этой открытой эстрады размещены небольшие фонтаны со скульптурами русалок, играющих с рыбой. Они были установлены в 1940 году, их автор знаменитый скульптор Виктор Янсон. Моделью для русалки была его дочь – Туве Янсон, впоследствии известная во всем мире писательница, автор цикла повестей о мумми-троллях. Туве Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году, здесь прошло ее детство.
На противоположной стороне, на Южной Эспланаде (Этеляэспланади, 6), за рестораном Капели – вы увидите небольшое здание, похожее на дворянский особняк, его фасад выполнен в духе петербургского ампира. Это самое старое здание на Эспланадах, оно было построено в 1824 году по проекту архитектора К. Энгеля. До получения Финляндией независимости оно служило резиденцией генерал-губернатора. В 1917-1918 революционных годах дворец стал штабом совета рабочих и солдатских депутатов и поэтому его называли «Смольна». В 1919 году здесь обосновался регент Финляндии Маннергейм. Сейчас в здании находится Парадный зал Государственного Совета, который используется для правительственных приемов.
Для путешественника нелишне обратить внимание на угловое здание по Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, 19) – на его фасаде вы увидите большую зеленую латинскую букву «i» – здесь размещается Информационный центр Хельсинки, который предлагает вниманию туристов многочисленные бесплатные буклеты и информацию по Хельсинки, а также есть центр обслуживания, предоставляющий туристические услуги.
Само здание было построено в 1816 году как частный дом русского купца Ушакова. При реконструкции в 70-е годы прошлого века был сохранен внешний облик фасада, но внутренние помещения полностью перестроены. Однако здесь сохранился так называемый «Югендзал», сделанный по проекту известного архитектора Ларса Сонка в 1906 г. В тот период времени в здании располагался банк, и перед архитектором стояла задача создать не только яркий, но и функциональный интерьер. Зал колоритен и стоит того, чтобы его увидеть. Сейчас он используется как выставочный и концертный зал.
Чтобы более полно оценить стиль архитектора Ларса Сонка, корифея национального романтизма, стоит немного свернуть в маршрута на улицу Фабианкату – где находится построенное им здание Биржи (Фабианинкату, 14). Главная архитектурная тема этого массивного здания – прямоугольные пилоны, охватывающие третий и четвёртый этажи. Биржевой зал считается одним из лучших в Хельсинки интерьеров в стиле национального романтизма. Сейчас в здании размещается Хельсинкская фондовая биржа.
Надо сказать, что на Эспланаде предельно наглядно меняются архитектурные эпохи. Здания, стоящие ближе к морю и Торговой площади, строились в начале 19 века, в стиле классицизм. Но по мере удаления от моря стиль меняется от ампира к модерну так же, как менялись архитектурные стили на протяжении позапрошлого столетия. В конце бульвара нас встретят здания, построенные уже в конце 19 - начале 20 века. Большей частью это постройки в стиле «неоренессанс».
Подлинным мастером этого жанра был архитектор Карл Теодор Хейер. Он получил образование в Швеции, имел хорошую практику. В конце 19 века его работы приобрели большую известность, он стал законодателем архитектурной моды. Хейер – яркий представитель неоренессанса, автор музея «Атениум». По его проектам был сооружен целый ряд построек на Эспланаде. Бросьте взгляд на угловой дом с башенкой, занимающий весь квартал на Северной Эспланаде (Похьойсэспланади, № 25-27). Это так называемый «скандинавский дом», построенный по проекту Карла Хейера в 1882 году.
Из построек Хейера на Эспланадах стоит особо отметить следующий дом по Северной Эспланаде, № 29. Здание для отеля «Кемп» было возведено в 1887 году. Отель составил определенную конкуренцию отелю «Сеурахуоне»: но если в отеле на Рыночной площади собирался светский Хельсинки, то ресторан «Кемпа» был популярен среди богемы.
Никогда прежде культурная жизнь Хельсинки не была столь активной как в последнее десятилетие 19 века. Живой обмен мнениями происходил в бесконечных диспутах, ресторан отеля «Кемп» стал местом встреч столичных художников и писателей. В свое время здесь побывали все финские знаменитости. Ныне существующее здание – точная копия работы Т.Хейера, заботливо восстановленная по сохранившимся чертежам. В здании расположилась пятизвездочная гостиница »Кемп». Сохранился и действует зал ресторана. Дом № 31 по Северной Эспланаде - также работа Т. Хейера.
На бульваре Эспланады находится памятник Йохану Людвигу Рунебергу - великому поэту, человеку незаурядной, трагической судьбы. Еще при жизни его творчество получило широкое признание далеко за пределами Финляндии. Тем более примечательны слова поэта, отказавшегося от почетного и доходного места в Стокгольме: «Финляндия - бедная мать, которой нужны все ее сыновья».
На родине творчество Рунеберга положило начало современной финской литературе, способствовало формированию чувства национального самосознания. Современники называли Рунеберга «первым национальным поэтом». Его стихотворение «Наш край», стало гимном Финляндии. Русскому читателю это стихотворение известно в переводе А. Блока.
После смерти писателя по инициативе Сейма был проведен сбор денег на установку большого памятника в Хельсинки. Памятник создал сын поэта, скульптор Вальтер Рунеберг. Высота памятника восемь метров, у подножия его женская фигура со свитком – финская муза, вдохновительница поэта. На пьедестале высечен текст национального гимна. На памятнике нет имени, считается, что это ясно само собой. Памятник Рунебергу торжественно открыли в 1885 году, 10 лет спустя его смерти.
5 февраля - день рождения Йохана Рунеберга отмечается как национальный праздник. В этот день принято угощать друзей пирожным Рунеберга, это стало культурной традицией. Пирожное изготавливается из теста с большим количеством измельченного миндаля. Считается, что пирожное стало популярным благодаря жене Рунеберга Фредрике, которая оставалась верным другом и помощником поэта до самой смерти.
Иногда за дверями домов вас ожидают удивительные открытия. Если войти в подъезд дома № 33-А по Северной Эспланаде, на первый взгляд ничем не примечательный, за современными стеклянными дверями вас ожидает сюрприз – вестибюль и лестница, оформленные в стиле модерн.
Продолжая путь по Северной Эспланаде, за перекрестком, любители архитектуры могут на пару минут заглянуть в очаровательный переулок Ванха Кауппакуя, созданный в 1888 году по проекту архитектора К.А.Вреде. Вход в переулок находится за въездной аркой углового дома. В летний период здесь можно со вкусом выпить кофе или вкусно пообедать и пережить полученные впечатления.
По памятникам на Эспланаде можно изучать историю финской литературы. Наверно не случайно, именно писателям, впервые создававшим произведения на финском языке, поставлены памятники в самом сердце Хельсинки.

До площади Красного колодца вдоль Torkkelinkatu (ныне проспект "вождя мирового пролетариата"). Тенистые аллеи парка

притягивают к себе любителей и утренних пробежек, и вечерних посиделок на скамейках с банками сомнительного пойла в руках. Некоторые жители окрестных домов используют как уборную для своих четвероногих друзей, а детишки азартно визжат на аттракционах. Многие выборжане, в детстве собиравшие желуди под могучими дубами парка,

могут заметить, что сейчас Парк Эспланада переживает не самые лучшие времена. В первую очередь бросается в глаза сокращение площади газонов, по причине увеличения площади дорожек, троп, тропинок....которые стихийно протаптываются во всех направлениях различными "индивидуумами"
которых объединяет осознание того, что прямая есть кратчайшее расстояние между точками.


В результате площадь вытоптанной земли в парке, в настоящее время, превышает площадь газонов.

Да и от самих газонов осталось одно название. Растут сорняки, в основном одуванчики.

Остатки газонов доедает лошадь.

Впрочем может быть это некая "продвинутая" газонокосилка?
Представьте себе подобную картину, ну скажем, в Летнем саду Петербурга.
На этой "газонокосилке" еще и детишек катают.

Вдоль Torkkelinkatu через весь парк тянется большая липовая аллея.

Всего на ней произрастает порядка 120 лип, а возраст этих деревьев без малого 150 лет. Многие из них находятся в критическом состоянии.

Что придет им на смену? Вопросом культивирования деревьев в парке всерьез никто не занимается. Этой весной высадили несколько саженцев,

но они станут настоящими деревьями лет через 70. К этому моменту большинство старых лип исчезнет, от них и сейчас-то одни обрубки остались после подрезки веток.

Возможно, что сделано это из соображений безопасности для автомобилей которые стоят вдоль Torkkelinkatu в невообразимых количествах. А стоило ли вообще открывать проспект "вождя мирового пролетариата" для движения транспортных средств.

Вот он, на заднем плане, за скульптурой "Лесного мальчика " которого неплохо бы "сводить в баню".

Забор был возведен одной известной выборгской компанией с целью воссоздания того самого "Эспланад-Павильона". Да похоже ребята "сдулись", а забор остался.


Кстати, эта "достопримечательность" примыкает к другому "шедевру" Выборга - розовому падающему забору ,

который,в свою очередь, является продолжением старой кирпичной стены установленной на остатках куртины Рогатой крепости .

Самое популярное место парка Эспланады это радость местной ребятни - аттракционы.

Напротив которых, не так давно, была сооружена небольшая детская площадка причем прямо посреди газонов.

Когда-то на этом месте росла трава, так же как и вокруг непременных атрибутов цивилизованного общества установленных по соседству,


которые, судя по вытоптанной площади, посещаются весьма активно. Об этом же свидетельствует и вонь распространяющаяся на сотни метров вокруг этих "атрибутов". А на заднем плане находится, обнесенный зеленым забором, большой общественный туалет давно закрытый, который будучи приведенным в порядок, мог бы решить все проблемы и в первую очередь проблему наличия самого забора.

И все-таки это парк, и в нем растут деревья причем встречаются довольно редкие экземпляры.
Черемуха Маака.

Манчжурский орех.

Пробковый амурский бархат.

Он растет рядом с собором Петра и Павла .

С правой стороны собора установлен монумент Микаэля Агриколы

просветителя и реформатора, обучившего грамоте "убогого чухонца".
До войны этот монумент стоял у входа в Лютеранский собор в той части парка, где находится
библиотека Алвара Аалто .

Напротив собора Петра и Павла расположен старый гранитный фонтан,

из которого пьет воду символ "Единой России".

Фонтан этот, неожиданно "оживший" после долгих лет молчания, всегда вызывал много споров. Но все-таки сложно представить себе Выборг без этого сооружения вокруг которого резвилось не одно поколение местной детворы.
Вот так выглядела площадь перед собором в 30-х годах 20-го века.

С противоположной стороны собора Петра и Павла находятся остатки другого фонтана который назывался когда-то "Девушка Иматры" ,

а ныне находится в запустении.
Неподалеку можно обнаружить, созданное в 2004 году, местное "неоязыческое капище"

носящее имя - "святое семейство".

И все это разнообразие мирно уживается на сравнительно небольшой территории
парка Эспланады. Причем это только половина парка, что находится между Рыночной площадью и Mannerheiminkatu (ныне Ленинградский проспект).
Во второй части парка находится пожалуй самая популярная скульптура Выборга - знаменитый Лось . Лесной красавец в натуральную величину.

А за рогатым великаном виднеется архитектурный шедевр "функционализма", знаменитое и многострадальное

Прозябавшая в забвении десятки лет библиотека переживает второе рождение.

Все-таки упорство, с которым наши северные соседи пробивали в международных инстанциях идею реставрации библиотеки Алвара Аалто , достойно уважения.

Напротив входа в детский отдел библиотеки Алвара Аалто расположен еще один фонтан с которым временами происходят забавные истории .

Да и назвать это брызганье фонтаном как-то язык не поворачивается.

А с другой стороны фонтана, среди деревьев, притаился персонаж мультика про Винни Пуха.

Тот самый который оторвал хвост несчастному ослику Иа.

Весь парк Эспланада по периметру обнесен металлической оградой.

Это новодел имеющий сходство с оригиналом.
Проходы в ограде обозначены гранитными столбами увенчанными чугунными "головами".

Правда "головы" сохранились не на всех столбах. Видимо кому-то своих не хватает.
А столбы в проходах главной аллеи парка Эспланады венчают старинные чугунные цветники.

Пережившие за свою историю многочисленные "взлеты и падения".
Вдоль некоторых аллей парка Эспланады можно увидеть уложенную брусчатку.

Это остатки существовавшей когда-то дренажной системы для отвода дождевой воды. Она имела форму желобов, по которым вода стекала за пределы парка.

Но ввиду того, что за состоянием этих водостоков никто не следит они со временем перестали выполнять свою функцию. И теперь дождевая вода течет где попало вырывая на своем пути канавы, и забивая песком городскую "ливневку".

В центре Хельсинки находится липовый парк Эспланады - одно из любимых мест прогулок, как горожан, так и гостей города, прозванный жителями столицы Эспа.

Ещё в 1812 году парк был включён в план застройки Хельсинки архитектором Карлом Людвигом Энгелем и, спустя 10 лет, по его проекту был разбит.

При входе парк расположен ресторан Капелли. В 1940 году на его месте стоял маленький киоск, где продавалась закуски. В 1867 году по наброскам А.Х. Дахлстрёма каменное здание ресторана, впоследствии это сооружение неоднократно перестраивалось и расширялось.

На территории парка стоит концертная площадка, на которой в летнее время устраивают представления, проходят фолк, джаз, рок, блюз фестивали, примерно 200 артистов выступает каждое лето. Ежегодно в музыкальном павильоне проходят два крупных фестиваля: Jazz Espa и Folk Espa.

В центре парка поставлена скульптура с изображением Й.Л. Рунеберга - народного поэта, автора текста гимна Финляндии, созданная его сыном Вальтером Рунебергом. Торжественное открытие памятника состоялось через 10 лет со дня смерти поэта в 1885 году.

В восточной части Эспланады в 1908 году был установлен фонтан, украшенный бронзовой статуей девушки, который выполнил Вилле Вальгрен. Когда на церемонии открытии с Хависы Аманды («морская нимфа» - в переводе со шведского) сняли покрывала, добропорядочные финны были смущены видом обнажённого тела. Сегодня, девушка с фонтана своеобразный символ Эспланады.

Кроме того, в парке стоят ещё несколько скульптур: памятник поэту Эйно Лейно 1953 года и скульптурная группа «Сказка и быль» 1932 года, посвящённая финскому сказочнику Захариусу Топелиусу. Заканчивается парк у Шведского театра.

Парк Эспланады на карте

Где находится Парк Эспланады на карте Хельсинки, как добраться