Что такое минарет в исламе. Уникальные факты из истории мечетей и минаретов

Всем известно, что такое мечеть , но что такое минарет ? Минарет является высоким строением, напоминающим башню, возводимым в углах мечетей. Как правило, минарет служит для того, чтобы звук пения имамов (заведующих мечетями) распространялся на большую площадь, а в некоторых случаях, для освещения территории. Нередко можно встретить эти сооружения в кинофильмах, а особенно часто, в исламских странах во время путешествий. Сегодня мы поговорим об интересных фактах, касающихся минаретов и мечетей.

Немного истории

В переводе с арабского слово «минарет» означает «маяк». Дело в том, что в минувшие столетия на вершинах минаретов прибрежных городов зажигались огни, чтобы капитаны кораблей могли направлять свои суда по верному курсу, отсюда и пошло название.

В самом начале истории ислама минаретов не было вообще. Для призыва на молитву человек должен был подняться на крышу мечети или какого-либо другого высокого сооружения.

По некоторым источникам, первые минареты были построены в углах мечети Амр-ибн-аль-Ас в Фустате (древнем Каире) по распоряжению египетского наместника Маслама ибн Мухаллада (VII век).

Чтобы подняться на шараф (балкон), расположенный на вершине, призывающий должен преодолеть винтовую лестницу внутри минарета. У разных минаретов разное количество балконов (один, два или три) - это зависит от высоты сооружения.

Где какие минареты?

В различных мусульманских странах минареты могут различаться по конфигурации, что зависит от стиля архитектуры. К примеру, мечети в Ираке и Иране - с одним шарафом, шлемообразными куполами и круглым поперечным сечением. Турецкие минареты отличаются более узким круглым поперечным сечением и имеют конусообразный наконечник. Если же посмотреть на минареты в североафриканских странах, то у них поперечное сечение квадратной формы. В тех же минаретах, которые в последнее время возводятся в странах Европы, преобладает стиль модерн.

Мечеть имеет два минарета, но интересно не это, а то, что если толкнуть один из них, обаони начинают раскачиваться.

Сделано это было для того, чтобы минареты не разрушались в случае землетрясений, а пропускали через себя колебаний земной поверхности.

Тайну минаретов не могли раскрыть в течение более трёхсот лет.

Нажимайте на картинку, что бы получить бесплатную энциклопедию!

Напоследок

Следует отметить также, что знаменитая на весь мир баня, которую подогревает всего одна свеча, также разработана Шейхом Бахаи, однако её секрет до сих пор не разгадан, а схема её системы отопления канула в Лету.

Баня была разобрана русскими инженерами во время оккупации Ирана русскими войсками в период русско-иранской войны, но понять её им не удалось.

Баню собрали заново, но она, к сожалению, уже не работала.

История поистине полна несметного количества загадок и интересных фактов. Представить их все нам удастся вряд ли, однако мы будем стремиться к этому и дальше, подготавливая для вас только самое интересное на страницах нашего журнала о путешествиях.

Не забудьте , чтобы получить более удивительные новости и советы прямо на вашу электронную почту!

Для поездки в гастрономические туры нужна туристическая страховка.
Это можно сделать прямо сейчас (кликайте по баннеру):

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куб- бат-ас-Сахры (Купол Скалы) - третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама - ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха - совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Этот памятник был построен в 687-691 гг. на вершине горы, священной для всех трех религий - иудаизма (на этой горе Авраам был готов принести в жертву своего сына, а Соломон построил Иерусалимский храм), христианства (там находится церковь Святого Гроба) и ислама.

Внутри купола находится выступ скалы

Куббэт-ac-Caxpa царит над старым Иерусалимом, его огромный золотой купол виден издалека. Центральная купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, высота которой доходит до половины высоты центральной части. Внутри помещение разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Эта скала выступает над полом на полтора метра, ее обрамляют четыре мощных столба с изящными мраморными колоннами между ними. Вообще, число любых архитектурных элементов здесь кратно четырем, что символично (в арабском написании слова «Аллах» - четыре буквы). Под скалой находится пещера, превращенная в святилище. Внутреннее убранство здания великолепно - стены, облицованные узорчатыми мраморными панелями, колонны с золотыми капителями, балки и притолоки, обшитые бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой, окна и арки, украшенные мозаиками, купол, покрытый узорным рельефом и росписями.

Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Они появились не сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость. Прямо на земле очерчивался квадрат, иногда его контуры обводились рвом, а направление на Мекку определялось по тени копья, воткнутого в землю. Построенные мечети появились только 665-670 гг. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Эта ниша может быть плоской, условной или вогнутой, перекрытой аркой, сводом или полукуполом. Стрельчатое завершение михраба отмечает точку, благодаря которой молящийся мысленно связывается с земной Каабой. Эта связь становится символом духовной связи человека с небесной Каабой. Михраб всегда освещен - или окном в куполе, или лампой, свисающей с верхней точки михраба.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Были небольшие мечети для индивидуальных молитв и большие, соборные мечети для коллективных пятничных молений. В этих мечетях обязательно есть минбар - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом - порталом.

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске (для ее сооружения были использованы остатки римского святилища Юпитера и христианской церкви Иоанна Крестителя) была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада . Большая мечеть Самарры имела площадь 156 х 240 м. От нее сохранились стены с полукруглыми бастионами и угловыми башнями и спиралевидный минарет.

Однако в различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию. Так, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Купол Скалы. Монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил мирадж

Михраб каирской мечети

Большая мечеть Самарры (Ирак)

с минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м.

Внутренний двор мечети ибн-Тулуна(Каир)


Еще один замечательный архитектурный памятник - столичная соборная мечеть в Кордове. В плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных камней. Аркады равномерными рядами заполняли все внутреннее пространство. Этот зал сравнивали с густым, разросшимся лесом, который терялся в темноте. Словно вырастающие из пола невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Все пространство казалось бесконечным и рождало чувстве бесконечности, вызывало мысли о необъятности Вселенной. Тот посетитель, который попадал с солнечной кордовской улицы в этот полумрак колоннады, освещенной светом сотен низко висящих серебряных лампад, ощущал себя в фантастической обстановке .

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью появились че- тырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в айван образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обращенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехай- ванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой были видны лишь верхушки айванов. Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями. Так, если на востоке минареты были круглыми в плане, то на западе - четырехугольными. Были даже, как уже отмечалось, спиралевидные минареты - в Самарре и Каире. Минареты украшали узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов. Завершались минареты фонарем, куполом или шатром.

Тип крестово-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев - Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.


В архитектуре мавзолея доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Этому соответствует и пышное решение интерьера, с которым контрастирует строгое надгробие Тамерлана. Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкции.

Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде (Узбекистан)

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

  • Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя(Яхья), который почитается пророком как христианами, так и мусульманами.
  • Мечеть подвергалась многочисленным последующим изменениям. В 1236 г., после Реконкисты, мечеть была преобразована в церковь, а некоторые детали интерьера (колонны и арки) были стилистически заменены на византийский лад.

Башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву . Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине .

См. также

Напишите отзыв о статье "Минарет"

Ссылки

  • - статья в «Архитектурном словаре»

Примечания

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет) — (Sultanahmet Camii) — крупнейшая мечеть Стамбула и настоящий символ исторической части города. Мечеть была построена во время правления султана Ахмеда I. Началось строительство мечети Ахмедие (старое название) в 1609 году, а закончилось в 1616 году. Останки султана Ахмеда I покоятся в мавзолее, который находится при мечети.

Мечеть расположена на берегу Мраморного моря на одной площадью с другой византийской святыней — Храмом Святой Софии (ныне мечеть и музей). История строительства Голубой мечети восходит к началу 17 века, когда Османская империя воевала с австрийцами и персами. Поражение в войне сильно подорвало международный авторитет султана и Османской империи, и тогда султан Ахмед I принял решение добиться милости Аллаха и построить величайшую мечеть в мире. Строительство мечети началось в 1909 году, когда султану было всего 19 лет. Интересно, что мечети, возведенные в знак благодарности всевышнему, строились на деньги, добытые в ходе войн. Султан Ахмет I к тому времени не выиграл ни одной войны, поэтому средства на строительство Голубой мечети были взяты из государственной казны. Денег на строительство мечети не жалели — черный дамасский мрамор доставлялся из Сирии, зеленый — из Саудовской Аравии, а красный добывали в Восточной Анатолии.

Архитектором Голубой мечети был Седефкар Мехмет Ага — ученик и главный помощник легендарного архитектора Синана, который стремился превзойти своего наставника. Архитектура здания сочетает в себе классический османский и византийский стили. Свое название Голубая мечеть получила из-за использования в отделке огромного количества белых и голубых изникских изразцов ручной работы. Купол и полукупола мечети украшены сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда. Уникальной мечеть делает михраб — молитвенная ниша, вырезанная из цельной глыбы мрамора. На михрабе установлен черный камень, привезенный из Мекки.

С западной части мечети есть вход, которым исторически мог пользоваться только султан, въезжая на территорию двора на коне. Над воротами висела цепь, и султан, заезжая в ворота мечети, наклонялся, что показывало его ничтожность по сравнению со Всевышним. Комплекс мечети включает в себя большое число зданий — медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай и другие постройки. Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета — по два балкона. Изначально балконов было 14 — по числу предшественников Султана Ахмеда I. Интересным фактом является то, что когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что мечеть Масжид аль-Харам в Мекке — величайшая святыня мусульман, сравнялась по количеству минаретов с мечетью Султана Ахмеда. Тогда было принято решение пристроить к мечети аль-Харам еще один минарет, чтобы она снова стала самой большой мечетью в мире.

Сегодня мечеть вмещает 10.000 человек, а у турок существует традиция собираться у мечети Султана Ахмеда перед началом хаджа в Мекку.

КАК ДОБРАТЬСЯ

Добраться до мечети Султана Ахмеда очень просто — она находится на одноименной остановке трамвая T1 (Bagcilar — Kabatas). Если вы едете со стороны Bagcilar/Zeitinburnu/Aksaray, вам нужно выйти на станции Султанахмет и вы увидите площадь, на которой находятся Голубая мечеть и Храм Святой Софии.

Если вы хотите добраться до мечети с площади Таксим, вы можете спуститься на фуникулере до станции Кабаташ (Kabatas) и на трамвае Т1 доехать до станции Султанахмет. Кроме того, вы можете доехать на автобусе до остановки Аксарай (Aksaray) и оттуда на трамвае T1 ехать в сторону Кабаташ до нужно остановки.

Из Азиатской части города вы можете добраться до пристаней Эминёню и Кабаташ на пароходе, пересев на пристани на трамвай T1.

СКОЛЬКО СТОИТ

Вход в Голубую мечеть бесплатный, однако мечеть является действующей, поэтому во время намазов и в религиозные праздники вход для туристов будет закрыт. Учтите, что вход в мечеть осуществляется без обуви. Пакет для обуви вы сможете взять на входе у турникета.

Адрес мечети: At Meydanı No.7 34122, Fatih
Телефон офиса: 0212 458 07 76
E-mail:[email protected]
Страница на facebook: