Местные особенности и обычаи королевства саудовской аравии. Традиции и обычаи в саудовской аравии Памятные фотографии в садах

Культура Саудовской Аравии неразрывно связана с исламом, так как две основные святыни ислама находятся здесь. Ислам - вера в одного Бога, и Коран обязывает людей служить Господу. Пять раз в день мусульмане молятся, подчиняясь призыву муэдзина с минарета. Ислам произошел от тех же монотеистических корней, что Иудаизм и Христианство, и мусульмане почитают христиан и иудеев, а Иисус считается одним из пророков Аллаха. Мухаммед был последим пророком Аллаха и Аллах продиктовал ему Коран. Коран - конституция Саудовской Аравии, а законы шариата - основа правовой системы.

Одним из народных ритуальных танцев Саудовской Аравии является - ардха. Этот танец с мечом берет свое начало от танцев древних бедуинов: когда барабанщики выбивают ритм, поэты скандируют речитатив, а люди с обнаженными мечами танцуют плечом к плечу. Аль-сихба, народная музыка из Хиджаза, восходит корнями к арабской Андалузии, области средневековой Испании. В Мекке, Медине и Джидде танцы сопровождаются игрой на аль-мизмаре, местной разновидности гобоя.

Аравийская одежда символически связывает людей с культурой ислама. Одежда здесь довольно практична и в то же время соответствует требованиям ислама. Обычно мужчины носят длинные рубахи из шерсти и хлопка (тавб) с гутрой (полотном из хлопка, обернутым вокруг головы). В те редкие дни, когда здесь прохладно, мужчины надевают плащ из верблюжьей шерсти. Женщины носят одежду украшенную народными орнаментами и украшения сделанные из монет, бисера и керамики. К сожалению, только члены их семей могут видеть женщин во всей их красоте, так как когда женщины выходят на улицу они носят черный плащ и паранджу, которая защищает их скромность.

Ислам запрещает есть свиное мясо и пить алкогольные напитки. Арабский пресный хлеб - хобз -употребляется почти со всеми блюдами. Другие блюда это - фалафель, прожаренные шарики из бобовых растений, шаурма - по-особому приготовленный порезанный ягненок, и пуул - перетертые отварные бобы с чесноком и лимоном. Традиционные кофейни постепенно заменяются полноценными ресторанами.

СТАТЬИ О ТУРИЗМЕ

Тур в Венецию! На карнавал! В сказку!

Роскошь и тлен в Венеции неразлучны, а аромат благородного разложения неотделим от свежего морского бриза. Венеция напоминает подтопленную антикварную лавку, оставленную хозяевами, зато битком набитую посетителями...

Русские предпочитают заключать брак в августе, потому что этот месяц считается подходящим для начала счастливой семейной жизни. Когда русские задумываются о свадьбе, то соблюдают множество обычаев и традиций, а для организации пышной свадьбы требуется год подготовки.

Свадебные обычаи и традиции в России

Этапы подготовки к свадьбе

Свадьба в России проходит в несколько этапов. Необходимо придерживаться всех свадебных обычаев и традиций и не пропускать ни один из этапов. А жених и невеста стремятся совершить некоторые ритуалы перед радостными днями.

Холостяцкая вечеринка

Холостяцкая вечеринка — одна из самых важных свадебных традиций в России. Как правило, ее устраивают за один-два дня до свадьбы. Для жениха и невесты холостяцкая вечеринка является последней перед ослепительным будущим и счастливой семейной жизнью. Кроме того, невеста должна сходить в СПА и отдохнуть перед первой брачной ночью.

Свадьба

Свадебная церемония в России начинается рано. Жених идет в дом невесты, чтобы забрать ее у родителей. Затем они вместе отправляются в зал бракосочетания. Жених и невеста идут в сопровождении большой свадебной процессии, которая является одним из самых важных свадебных обычаев и традиций в России. Шествие распевает веселые песни, которые порождают счастье и радость в сердцах жениха и невесты.

Брак без приданого

В России нет приданого, но жених должен отдать большую сумму друзьям невесты, чтобы получить от них разрешение забрать свою невесту домой. Если жених отказывается платить деньги, друзья невесты похищают ее и удерживают подальше от жениха. Это одна из самых странных русских свадебных традиций.

Контекст

Русская свадьба: смиритесь и пейте

Medya Gunlugu 03.06.2018

Русские свадьбы: чертовски весело!

Der Spiegel 15.08.2017

Свадебные испытания

На русской свадьбе жених проходит множество испытаний. Ему необходимо найти свою невесту среди десятка переодетых девушек. Друзья невесты стремятся сделать ее неузнаваемой, но если жених легко узнает свою невесту, то это отражает степень его любви к ней. Тогда друзья невесты сразу же позволяют ему забрать ее домой.

Проводы невесты

После завершения брачных испытаний для жениха и невесты наступает время «венчания», которое происходит в церкви неподалеку от зала бракосочетания. После церемонии невесту и ее семью привозят домой. Перед проводами невесты подают еду и десерты, а затем семья оставляет ее в доме мужа. Проводы невесты длятся довольно долго.

Памятные фотографии в садах

Русские уделяют большое внимание фотографиям, которые сохраняют самые счастливые воспоминания, как, например, свадьба. Жених и невеста вместе со своим сопровождением идут в сад возле зала бракосочетания, чтобы сделать десятки фотографий на фоне красивой природы вместе с семьей и друзьями. Это одна из самых важных свадебных русских традиций.

Свадебный стол

Свадьба не проводится без огромного праздничного стола для друзей и семьи. Часто застолье устраивается в доме жениха после окончания свадьбы. Друзья и семьи заканчивают танцы и песни в доме жениха, а затем начинают есть. Гости продолжают петь и танцевать до утра.

Природа свадеб в России

Свадебные церемонии в России очень сложны в организации и часто для их подготовки требуется помощь специализированных организаций, которые украшают свадебный зал, готовят праздничный стол, напитки для жениха и невесты, а также все детали свадьбы. Организации обычно разделяют время церемонии на несколько этапов. Особенное внимание они уделяют друзьям пары и испытаниям жениха.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Саудовская Аравия известна не только гигантскими запасами нефти, шейхами-миллиардерами, Меккой, Мединой, но множественными запретами, в основном касающимися женщин. Какие же запреты действуют в Саудовской Аравии?

По законам шариата
Саудовская Аравия страна мусульманская и живет по законам шариата. В Саудовской Аравии действует смертная казнь. Запрещено устраивать митинги и осуждать письменно или устно действующую власть. В качестве наказания к тюремному сроку или к штрафу могут назначить порку или избиение камнями на главной площади города. Казни тоже проходят публично. Должность государственного палача является почетной и передается по наследству. За ловлю покемонов в мечети в Саудовской Аравии без лишних разговоров отсекают голову при большом скоплении народа на площади. Также пройтись арабской саблей по шее могут за гадания и предсказания будущего, за богохульство и атеизм, за гомосексуализм и иногда за прелюбодеяние. За воровство, как в старину, отрубают руку
В стране запрещены азартные игры и алкоголь. В Саудовской Аравии процветает торговля людьми, но зато низкий уровень преступлений, который международные эксперты связывают с закрытостью страны и общества, где не принято сообщать в полицию о правонарушениях, а не с успехами сил правопорядка.

Удержание от порока
В стране существует специальный комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока. Это своего рода религиозная полиция. Как военный патруль высматривает военнослужащих в неряшливой одежде и без документов, так и полицейские в Саудовской Аравии ищут женщин без абайя и без мужчин-опекунов. Женщина в самой консервативной стране мира, которой безусловно является Саудовская Аравия, до недавнего времени не имела практически никаких прав и во всем была подчинена опекуну. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону - женщины уже могут получать образование, правда по качеству оно уступает образованию получаемому мужчинами, могут выходить на улицу без опекуна (в таком случае необходимо передвигаться по городу в компании подруг), получать документы (ранее женщины не имели паспорта и вписывались в паспорт опекуна), смотреть футбол, водит машину. Аравийские активисты и борцы за права человека сравнивают положение женщины в стране с рабством, однако многие женщины утверждают,что такое подчинение и есть истинная любовь. Формально в стране действуют законы международного права, но фактически мусульманские традиции ставятся превыше всего.

Модернизация общества
В мусульманской стране, где законную силу имеют традиции, очень медленно, но все-таки происходят изменения. Очень аккуратно действующий король Салман и в большей степени его сын наследный принц Мухаммед, являющийся заместителем премьер-министра и министром обороны, дают людям свободу небольшими дозами. Кстати, поколение Мухаммеда, которому всего 32 года, по большей части антирелигиозны и стремятся создать светское общество, но сталкиваются с мощным противодействиям влиятельных религиозных деятелей. Даже когда Мухаммед в октябре прошлого года для привлечения иностранных инвесторов дал гражданство андроиду Софии, то ваххабиты назвали это "вероотступничеством". Мухаммед также известен тем, что когда в октябре 2017 заступил на должность главы Антикоррупционного комитета, то за один день посадил несколько министров и одиннадцать принцев, подозреваемых в коррупции. За это читатели журнала "Time" выбрали его человеком года.

Болеть разрешается
Женщинам в Саудовской Аравии, как в Древней Греции, было запрещено посещать спортивные мероприятия до 12 января 2018 года. За незаконное проникновение на стадион женщину могли и арестовать, а теперь даже можно надеть на игру абайя в цветах любимой команды. Сразу три стадиона в в прошлую пятницу открылись для женщин. Мужчина все еще в праве не пустить свою жену или сестру на матч, а в случае согласия, должен будет отправиться на игру в качестве опекуна. На стадионах, так же как и в других общественных местах для женщин отведены отдельные места для курения и отдельные кафе для женщин.

Аравийка Ламая Халед Насер, давая комментарий сайту BuzzFeed News, заявила, что возможность посещения женщинами спортивных мероприятий "доказывает, что нас ждет процветающее будущее".

Кино для всех
35 лет жители Саудовской Аравии были лишены возможности смотреть кино в кинотеатрах. Все эти годы аравийцы вынуждены были ездить в соседний Бахрейн, чтобы насладиться очередным голливудским блокбастером. В марте этого года в стране откроют первый многозальный кинотеатр, к 2030 году должны заработать порядка 300 кинотеатров. А пока в культурном центре города Джинна во временно оборудованном кинозале показали мультфильмы "Эмоджи" и "Капитан Подштанник" и накормили посетителей попкорном. Выбор картин для такого исторического кинопоказа, сравнимого с "Прибытием поезда" на Бульваре Капуцинок, довольно странный. История про говорящую цифровую какашку и детей, манипулирующих сознанием полуголого взрослого, каким-то образом прошли аравийский строгий цензурный комитет. Кстати, несмотря на запрет публичных кинопоказов, на видео можно было смотреть все что угодно. Сам запрет был вызван тем, что в темном зале кинотеатра женщина лишается мужского контроля, к тому же женщины не могут вместе с мужчинами находится в одном зале, но в тоже время каждой даме нужен свой опекун. Развитие индустрии развлечений в стране дает женщинам больше прав.

Женщина за рулем
Комитет по удержанию от порока имеет право выносить так называемые фетвы, которыми руководствуется суд. Например, нигде в Коране не указано, что женщине запрещено водит автомобиль или посещать футбольный матч, поэтому решение религиозных лидеров по этому вопросу будет признано законом. По такой схеме женщинам было запрещено садиться за руль с 1950-х, но в прошлом году был принят закон, позволяющий женщинам получать водительские права. Он вступит в силу только этим летом, но женщины уже могут выбрать себе понравившийся автомобиль - неделю назад в стране открылся автосалон для женщин. Тем не менее без разрешение опекуна ни купить, ни покататься по ночному Эр-Рияду не получится.
В настоящий момент женщинам запрещено посещать Саудовскую Аравию без сопровождающего мужа или родственника, но, по сообщению аравийской газеты Khaleej Times, в этом году будут введены новые правила выдачи виз, и женщины от 25 лет смогут посещать страну в одиночку.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский педагогический государственный университет"

Традиции воспитания детей в Саудовской Аравии

Выполнила:

студентка группы №301

Макеенко П.А.

Проверила:

Добросердова В.Н.

Москва, 2015 год

Введение

Краткая справка о Саудовской Аравии

1 Географическое расположение

2 Религия

3 Материальная культура, искусство

4 Геральдика

Воспитание детей в Саудовской Аравии

1 Знакомство родителей

2 Свадебные обычаи, обряды

3 Зачатие, беременность, роды

4 Обычаи воспитания детей до 6 лет

5 Уклад, быт семьи

Заключение

Список литературы

Введение

Изучая традиции воспитания детей у различных народов, невольно начинаешь сравнивать их обычаи и культуру. Сравнивать не только и не столько сами народности, сколько традиции Запада и Востока в целом.

Саудовская Аравия по сей день не до конца раскрыла нам свои тайны обрядов и уклада жизни, но то, что нам известно на данный момент, я хотела бы описать. Свои выводы я буду делать на основе справочных источников (где, в основном, приведены сухие данные), а так же некоторых биографических произведений, рассказывающих о непростой жизни в этой стране с большей эмоциональностью.

Невзирая на классовые различия и финансовое положение, традиции общества, основанные на религиозном мировоззрении, плотно засели в сердцах и душах жителей Саудовской Аравии. Развитие экономики, финансовый подъём и постепенный приход западной культуры в эту страну по сей день не в силах сместить на второй план исконные традиции саудовца.

1. Краткая справка о Саудовской Аравии

Саудовскую Аравию часто называют "Страной двух мечетей", имея в виду Мекку и Медину - два главных священных города ислама. Краткое название страны на арабском языке - ас-Саудия (араб. ÇáÓÚæÏíÉýý). Саудовская Аравия в настоящее время - одно из трех государств мира, имеющих название, данное в честь правящей династии (Саудитов)

1 Географическое расположение

Это крупнейшее государство на Аравийском полуострове. Оно граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом на севере. Катаром и Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке. Оманом на юго-востоке и Йеменом на юге. Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем - на западе.

2 Религия

Официальная религия - ислам суннитского толка. Большинство населения исповедует салафию. Шиитысоставляют примерно 10-15% населения страны и проживают, в основном, в восточных провинциях страны. Провинция Наджран на границе с Йеменом населена в основном шиитами исмаилитского толка. Отторгнутые в двадцатом веке от Йемена провинции: Джизан, Наджран и Асир населены в основном шиитами. Власти Саудовской Аравии разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление культа им запрещено. Для въезжающих в Саудовскую Аравию иностранцев-немусульман существует запрет на посещение священных городов Мекки и Медины. Для определения религиозной принадлежности в саудовской визе содержится графа о вероисповедании иностранца, что позволяет религиозной полиции разворачивать иностранных граждан-немусульман у въездов в священные города.

В стране действует религиозная полиция. Солдаты Шариатской гвардии постоянно патрулируют улицы и общественные заведения с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама. В случае обнаружения нарушения виновный несёт соответствующее наказание (от штрафа до отсечения головы).

1.3 Материальная культура, искусство

Культура Саудовской Аравии прочно связана с исламом. Ежедневно пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве - намазу. Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.

В одежде жители Саудовской Аравии придерживаются национальных традиций и канонов ислама, избегая излишней откровенности. Мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка. Традиционный головной убор - гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт - накидку из верблюжьей шерсти, чаще всего в тёмных тонах. Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову - хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней - брюки или длинное платье).

Общественные театры и кинотеатры запрещены с 1980-х годов. Тем не менее, в общинах, где проживают преимущественно рабочие из западных стран (например, Дахран), подобные заведения имеются.

Домашнее же видео весьма популярно.

Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Одной из культурных особенностей Саудовской Аравии является традиционная форма танца под названием "арда" или "танец меча". Этот танец в основном исполняется во время специальных торжественных мероприятий мужчинами с оружием в руках под аккомпанемент барабанов.

Термин "арда" происходит от корня слова "Ardh", что означает парад. Корни танца восходят к традициям племени шамр, но сегодня арда исполняется во всех регионах Саудовской Аравии.

Обычно ближневосточное искусство танца с мечами ассоциируется с мужчинами. Однако сохранились записи начала 20 века, свидетельствующие о женщинах, танцующих с мечами в различных частях Ближнего Востока.

Большинство мужчин Саудовской Аравии учатся выполнять этот танец в очень молодом возрасте, и он формирует важную часть культурного развития. Арда требует много сил и выносливости, только несколько участников могут дотанцевать арда до конца праздника.


Также стоит отметить то, что в отличие от танцев с мечами в других странах, неотъемлемой часть арда является поэзия. Один или два певца во время танца поют народные стихи, которые символизируют диалог между танцорами. Эти стихи могут отражать или народную мудрость или представляют собой похвалу определенным личностям или племенам. Саудовская "арда" в настоящее время - один из факторов, объединяющий сотни племен и различных регионов Саудовской Аравии.

Религия формирует и определяет всю культурную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства.

Современное искусство.

Саудовскую Аравию сложно представить государством, где свободно могут развиваться виды и направления искусства, давно привычные для европейцев. Другой менталитет и больший упор на традиционные ценности, казалось бы, не оставляют места для искусства, пришедшего из западного мира. Тем не менее, недавно выяснилось, что в Саудовской Аравии имеются коллективы, играющие экстремальные метал, а так же, что в этой стране есть еще и граффити.


Большинство из работ уличных художников несут протестный характер и представляют собой лозунги и требования.


Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн.

4. Геральдика

Герб Саудовской Аравии


Этот герб представляет собой пальму с двумя мечами. Пальма - главнейшее дерево этой аравийской страны, мечи - это два рода, некогда основавших Саудовскую Аравию (род Аль-Сауд и род Аль-Шейх). Герб Саудовской Аравии также располагается и на флаге этой страны. Утвержден герб в 1950 году.

Что значит холодное оружие на гербе Саудовской Аравии

Наличие холодного оружия (в данном случае мечей) не является новинкой для геральдики. Две перекрещенные сабли над главнейшим деревом страны - пальмой - это символ справедливости, стабильности в стране, стойкости, самопожертвования. Это также знак того, что каждый житель страны готов самоотверженно бороться за справедливость и независимость, свободу. Словно подтверждение этому - данные государственной статистики, говорящие о том, что в стране - самый низкий процент преступности во всем мире.

Герб и ислам

Герб этой аравийской страны, как и ее флаг, прочно связан с исламскими традициями. Среди прочего, с гербом связан девиз страны, который полностью совпадает с главнейшим мусульманским постулатом, символом веры: "Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его". В гербе, как и флаге, используется священный для каждого мусульманина зеленый цвет. Герб также связан с особенностями климата страны, в частности с тем, что наиболее благоприятно в таких условиях чувствует себя именно пальма.

Флаг Саудовской Аравии


Зелёный флаг с шахадой был связан с ваххабитской идеологией, зародившейся в Аравии в XVIII веке. Это движение было связано с саудитами, и когдаАбдель Азиз ибн Сауд стал королём Неджда в 1902 году, он добавил меч на этот флаг. Дизайн флага не нормировался до 15 марта 1973 года, и до этого часто использовались варианты с двумя мечами и/или белой вертикальной полосой слева, у древка. В 1938 году флаг, в общем, принял свой нынешний вид.

2. Воспитание детей в Саудовской Аравии

1 Знакомство родителей

В Саудовской Аравии, в отличие от западных стран, пару своим сыновьям выбирают родители. Мать молодого человека, приметив ему невесту, связывается с матерью девушки и просит у неё разрешения прийти к ним в гости. Та, поговорив со своим мужем, даёт согласие или отказ.

Если ответ дан положительный, в оговоренное время отец жениха, его братья, если есть, приходят в дом невесты и ведут с её отцом и братьями долгий неторопливый разговор, в ходе которого выясняется богат ли жених, придерживается ли он и его семья канонов истинной исламской веры, чтят ли они традиции.

На следующий день в дом приходит будущая свекровь и общается с невестой и её матерью. За чашкой кофе или чая они выясняют, чиста ли девушка (имеется ввиду совершалось ли обрезание), девственница ли она, нет ли у неё заболеваний, соблюдает ли она традиции и обычаи, предписанные их верой, нет ли у неё физических недостатков или увечий, как хорошо она умеет вести хозяйство.

В том случае, когда свекровь осталась довольна, на следующий день, отцы обоих детей договариваются о том, чтобы жених увидел невесту. Когда это происходит, если жениху невеста нравится, можно считать сватовство состоявшимся и дальше речь пойдёт о свадьбе.

Девушкам, как правило, не даётся права на выбор себе мужа, им необходимо с благодарностью принять тот выбор, который за неё сделали. Это одна из многих несправедливостей по отношению к женщине в Саудовской Аравии. Ведь посвататься может и дряхлый старик, уже имеющий трёх жён (а по закону мужнина может иметь четыре жены), и жестокий человек, которому просто пришло время обзавестись наследниками. Часто бывает так, что невеста до самого момента свадьбы не видит своего жениха.

После помолвки отец невесты идёт в ближайшую к дому жениха мечеть и спрашивает имама (священника), как часто приходит молиться жених, как усердно молится, щедр ли он на подаяния нищим и беднякам. Когда всё выяснено, мужчинами обеих семей назначается милка - день бракосочетания. После этого жених приносит деньги для невесты - магар (махар, махр), предварительно обговорив сумму с её отцом, и золото. По закону ислама, деньги предназначаются отцу невесты, а золото - самой невесте. В день свадьбы жених передает магар отцу невесты.

2 Свадебные обычаи, обряды

За исключением предписанных шариатом индивидуальных брачных запретов, касающихся ближайших родственников, арабский патриархальный род не только не знает экзогамии, но, напротив, прямо стремится ограничить брачные связи возможно более узким родственным кругом. Наиболее желательными потенциальными супругами у арабов считаются бинт алъ-амм (дочь дяди с отцовской стороны) и ибн аль-амм (сын дяди с отцовской стороны). Если двоюродный брат отсутствует, то право на девушку принадлежит троюродному брату и т.д. - вообще ближайшему дозволенному родственнику. Равным образом, в случае развода араба с его бинт-уль-амми, право на нее переходит к его младшему брату или к родственнику следующей степени.

О древности этого типа брака говорит уже то обстоятельство, что жена по-арабски - бинт аль-амм, а тесть - амм. В "Хамасе", сборнике древнеарабского фольклора, имеется специальная оговорка по-поводу одного из героев, что "его отец не является ибн аль-амм его матери". Ни бинт аль-амм, ни ее отец не имеют права ответить отказом на сватовство двоюродного брата. Хотя сам он вправе не жениться на девушке, она ни за кого не должна выходить без его разрешения, и посторонний соискатель обязан испросить его согласия и уплатить ему отступные. По традиции, плата за невесту, если она выходит замуж за чужого человека, передается ибн аль-амм для вручения отцу невесты, и только в случае его отсутствия - непосредственно отцу.

Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. И хотя романтическая любовь является извечной темой арабской, особенно бедуинской, поэзии, браки, как правило, организуются без участия или согласия невесты.

Своеобразность свадебных церемоний в большинстве случаев связана с традициями и обычаями конкретных племен, для которых Саудовская Аравия является исторической родиной. Но, конечно же, есть и влияние религии, то есть ислама. Однако единым для всех саудовских свадеб остается магар, который жених передает отцу невесты за его дочь в день свадьбы. Известны случаи, когда магар был ну очень необычным.

В провинции Кунфуда отец выдал свою дочь замуж за скромный магар - всего лишь за 10 риалов (приблизительно 90 рублей). Отец невесты, таким образом, облегчил жизнь жениху.

В саудовском городе Таиф отец сказал жениху, что он отдаст ему свою дочь в жены, если он заставит ее прочитать перед лицами, уполномоченными заключать браки, шестьдесят седьмую суру Корана.

Самой необычной историей в истории саудовских свадеб стал случай, когда молодой человек в качестве магара принес отцу невесте 100 пустынных ящеров. Такое задание жениху дал отец невесты, однако по его требованию юноша должен был принести 300 ящеров. Родственники жениха подтвердили, что ему удалось собрать этих ящеров за три месяца. Отец же невесты, в свою очередь, назвал подобное действие экзаменом для жениха. Дело в том, что юноша боится ящеров, но ради невесты он отважился и выполнил требование ее отца.

На церемонию вручения собрались все родственники жениха и невесты. Они образовали большой круг вокруг двух сундуков. И со словами: "Я ни сколько не жалею, что отважился на этот поступок, потому что я люблю мою невесту и готов сделать для нее все", - жених торжественно открыл эти ящики и показал всем свой "магар".

Перед свадьбой, по традиции, невеста должна удалить с тела все волосы, кроме головы. Для этого используют смесь из разогретого сахара, перетёртых фруктовых косточек, воска и глины. Исходя из канонов исламской веры, в волосах прячутся злые духи, способные навредить мужчине.

После этой процедуры невесту одевают в свадебный наряд, а затем расписывают открытые участки тела чёрной и коричневой хной. Этот обычай ведёт своё начало ещё из тех времён, когда Саудовская Аравия представляла собой множество разрозненных племён. Тело невесты расписывали орнаментами, которые отгоняют злых духов. Но этот ритуал имеет и другое значение. По исламским обычаям девушка должна выходить замуж нетронутой (девственницей). В настоящее время невеста предоставляет матери жениха справку от врача о своей невинности, раньше же эту процедуру выполняли женщины племени.

Но свидетельства о невинности мало. После того, как невесту одели и украсили орнаментом, ей необходимо целый день просидеть в одной комнате, где ей ничего нельзя трогать и до неё никто не должен докасаться. Таким образом, невеста отдаётся жениху чистой и никем не тронутой. Если же к моменту бракосочетания рисунок на теле невесты где-то стёрся, стыд и позор её и всей её семье. На данный момент в тех областях Саудовской Аравии, куда западный мир проник больше, этому обычаю отдаётся не такое большое значение, орнаменты используют как украшение. Там же, где западный мир ещё не проник, в отдаленных областях и малых селениях, этот обычай до сих пор носит своё первоначальное значение.

Так как в Саудовской Аравии нет ЗАГСов, сам обряд бракосочетания происходит в доме у невесты. В одной комнате собираются мужчины: отец невесты или старший мужчина семьи и жених. В дом приходит шейх имам - уполномоченный по бракосочетаниям - и свидетельствует брак.

Невеста, красиво одетая и разрисованная хной, вместе с другими женщинами ждёт своего жениха в другой комнате. После того как шейх имам объявит брак законным, жених входит в женскую комнату и надевает на невесту подаренное ей золото.

Дальше следует праздничный пир. Саудовцы не употребляют алкоголь, поэтому на свадьбе пьют только чай или кофе. Из еды присутствуют всевозможные угощения, но стоит упомянуть, что Коран запрещает мусульманам есть свинину, поэтому из мяса присутствует в основном говядина.

В современных районах страны праздничный пир происходит совместно, то есть всей большой семьёй. В ортодоксальных районах и маленьких селениях продолжают праздновать раздельно. Мужчины устраивают пир во дворе, а женщины на своей половине дома. При этом устраивать пышный праздник и звать много гостей, несмотря на то, что семья может жить очень бедно. Чем пышнее отец невесты устроит свадебный пир, чем больше и вкуснее будет угощения, тем больше ему уважения, тем лучше соблюдает от заветы Пророка.

По закону ислама каждый мужчина имеет право завести четыре жены, но при этом он должен относиться к ним одинаково и обеспечить им одинаковые условия. Первая жена считается старшей и она командует и управляет всеми остальными жёнами и прислугой (если есть) в доме.

3 Зачатие, беременность, роды

После праздничного торжества жених остаётся в доме невесты, чтобы брак был заключён до конца. По обычаю, на утро после первой брачной ночи свекровь должна показать испачканную кровью простыню, как доказательство невинности невесты. В противном случае семья невесты подвергается презрению и позору. Жених вправе вернуть невесту её отцу и потребовать магар обратно. Отец же вправе наказать свою дочь по своему усмотрению, вплоть до смерти. Способ наказания отец тоже выбирает сам. Такая невеста считается опозорившей свою семью и достойной только смерти. саудовский аравия воспитание традиция

Если же всё прошло хорошо и молодой (или не очень молодой) муж остался довольным, он забирает невесту в свой дом, где и будет проходить их дальнейшая совместная жизнь.

Религия запрещает жителям Саудовской Аравии делать аборты, поэтому каждая замужняя женщина рожает детей до тех пор, пока не перестанет это делать по естественным причинам.

Каждая саудовская жена мечтает родить своему мужу как можно больше сыновей, так как дочери считаются второсортными детьми. Если жена на протяжении долгого времени не может родить своему мужу сына, он вправе отказаться от неё.

После того как происходит зачатие и женщина узнаёт, что ждёт ребёнка, она надевает себе на запястья специальные амулеты и обереги от злых духов. Считается, что это способствует рождению мальчика. В различных областях страны принято по-разному относится к беременной женщине. Более цивилизованные люли, имеющие определённые медицинские знания стараются оберегать будущую мать, не допускать её до тяжёлой работы, стараются заботится о ней. Муж верит, что она подарит ему сына. Тем же, кто живёт в отдаленных областях и далёк от современного мира повезло меньше. Их положение не считают ничем из ряда вон выходящим, и женщина продолжает вести обычный образ жизни. Нередко это приводит к выкидышам и преждевременным родам, но с учётом большой рождаемости в исламских семьях, такое событие не считают печальным.

Когда подходит срок родов женщины, живущие в городах, отправляются в роддом и там производят на свет наследника (или как повезет). Сельские женщины рожают дома. Точнее, не в самом доме, а в отдельном помещении. Считается, что рожая ребёнка, женщина наполняется грехом, и некоторое время ещё пребывает в этом состоянии. Поэтому роженица вместе с ребёнком после родов ещё три дня пребывает вне дома.

Дальше её переводят на женскую половину дома, и она начинает воспитывать ребёнка и заботится нём. Имя, как правило, ребёнку даёт отец. Если рождается девочка и для отца вопрос имени не принципиален, имя даёт мать.

4 Обычаи воспитания детей до 6 лет

Рождение ребенка, первая стрижка волос, одевание в первый кафтан сопровождаются особыми празднествами, длительными и пышными у одних, скромными у других. Существуют национальные и религиозные истоки, которые передаются детям, при этом предусматривается распределение ролей родителей. Отцы должны внушить детям основы национального самосознания, а матери научить детей решать бытовые вопросы и почитать национальную культуру.

Если рождается мальчик.

С этого момента родителей начинают называть по имени их сына: "отец (абу) или мать (умм) такого-то". Ребенка кормят грудью до двух-трех лет. У крестьян и у кочевников мальчики до пяти-6пести лет бегают голые.

В отличие от девочек, мальчики получают полное образование, насколько позволяют возможности их родителей. Еще недавно многие знатные горожане, следуя старинному обычаю, отдавали своих сыновей на несколько лет на воспитание бедуинским шейхам. Считалось, что здесь юноша лучше научится ездить верхом, владеть оружием, станет храбрым и выносливым. Во внутренней Аравии эта практика местами держится до сих пор. Большое участие в воспитании ребенка принимает его дядя с материнской стороны - хал. Сохраняя свои традиции, арабы считают, что каждый человек наследует треть своих качеств от дяди по матери, а потому последний должен постоянно заботиться о племяннике, помогать ему, интересоваться его судьбой и участвовать в его жизни.

Рождение ребенка, первая стрижка волос, одевание в первый кафтан сопровождаются особыми празднествами, длительными и пышными у одних, скромными у других. Однако основной обычай, связанный с жизнью мальчика,- это обрезание. Выбор времени обрезания всецело зависит от материальной готовности родителей: в городе возраст мальчика колеблется от 3 до 7 лет, у крестьян и бедуинов - до 10-12 лет. В сельских местностях и у кочевников обрезание обычно производит кузнец. Родители устраивают большой праздник с угощением, музыкой и плясками.

Стоит заметить, что наряду с этим общемусульманским видом обрезания еще во второй половине прошлого века у некоторых бедуинских племен Хиджаза и Асира сохранялся другой вид - так называемый салх - "сдирание" кожи, мучительная операция, которую 16-17-летний юноша, переводимый в мужское достоинство, должен был перенести без единого крика, ничем не выдавая боли. Этот обычай, явственно показывающий связь между обрезанием и древней инициацией - посвящением юношей в мужское достоинство, исчез под влиянием ваххабитов, боровшихся со всеми остатками "язычества".

В городах воспитание мальчика, помимо праздника обрезания, нередко сопровождается другим большим праздником. Он происходит, когда 12- 14-летний мальчик кончает школу и может самостоятельно прочесть Коран. С этого момента юноша получает право присутствовать при приеме гостей в мужской половине дома.

Мальчиков рано вводят в дела отца. Если человек состоятельный, ребёнок с детства приучается к ведению дел, он обязан прилежно учиться и помогать отцу. В сельской местности отец учит сыновей своему ремеслу, передаёт свой опыт.

Как правило, отцы очень балуют своих сыновей, потакая всем прихотям. В патриархальном обществе Саудовской Аравии сын является не только наследником и будущим кормильцем, но и тем человеком, кто будет выдавать замуж своих сестёр в случае смерти отца, тем, кто проводит родителей в последний путь.

Если рождается девочка.

Среди жителей исламского мира бытует мнение, что у отца должно быть не больше трёх дочерей. Объясняется это тем, что такого количества женщин достаточно для того, чтобы было кому выполнять работу по дому. В связи с этим нередки случаи, когда женщина, родившая своему мужу много дочерей, при рождении следующей, избавляется от ребёнка. В современной части Саудовской Аравии это случается редко, однако в отдалённой сельской местности такие случаи нередки.

После рождения воспитанием дочери занимается мать и старшие сёстры, если они есть. С раннего детства девочкам внушается мысль, что мужчины в их доме - цари. Отцу и братьям нельзя перечить, спорить с ними, запрещается заговаривать первой и поднимать на них глаза. от дочерей требуется беспрекословное выполнение всех распоряжений отца и братьев. Нормальным считается и то, что отец может применять к своим дочерям телесные наказания за любую провинность.

Подобное отношение к женщинам в Саудовской Аравии сформировалось в давние времена и практически не изменилось на протяжении столетий. Причины избиений отцами собственных дочерей у азиатских кочевников этнографы начали изучать ещё в XIX веке. По их мнению, основной фактор заключается в запрете на инцест. Кочевая жизнь небольших племен предполагала компактное проживание и серьёзные ограничения на сексуальные отношения. Кроме того арабские традиции предписывают главе семейства всегда держать в поле зрения жён и незамужних дочерей. Поэтому отцу, живущему с ними в одной палатке, приходилось искусственно развивать в себе отвращение и неприязнь к "запретным" женщинам.

Другая немаловажная причина кроется в том, что позор дочери ложиться не смываемым клеймом на всю семью. К тому же мутава - полиция нравов, может принудить отца "преступницы" стать её надзирателем и палачом. Вот и наказывает родитель девочку за самые незначительные проступки и шалости, запрещает игры и веселье, старается максимально ограничить свободу и контролировать каждый шаг ребёнка. Порой такое отцовское усердие заканчивается трагедией.

Девочка в семье лишена всякого права выбора. За неё всё решают родители: что носить, где жить, как жить, что есть, с кем общаться. До достижения половозрелости по исламским обычаям девочки должны носить свободную одежду, максимально закрывающую тело. Как только у девочки начинаются первые месячные, ей полагается покрывать голову платком и закрывать лицо. Существует несколько видов покрывал, они различаются по своей плотности и степени прозрачности. Как только девочка надевает платок, её можно сватать.

В отличие от мальчиков, девочки ходят в школу до того момента, пока они не одевают платок. После этого их образование ограничивается доскональным изучением Корана. В современных оградах эта традиция не столь сильна, и многие девочки продолжают обучение, в отличие от отдаленных территорий где, зачастую, девочек вообще не отдают в школу, а ограничиваются домашним обучением. Лучшей женой считается та, кто может наизусть цитировать Коран, но кроме этого больше ничего не знает и слепо доверяет своему мужу.

Подобная безграмотность и невежество ведёт к плачевным последствиям. До сих пор существуют некоторые обряды, калечащие тело девочки, несущие в себе некий смысл инициации. Этот обряд называют женским обрезанием. Его проводят с девочками, достигшими 6-7 лет. В отличие от мужского обрезания, имеющего гигиеническое обоснование, этот обряд не имеет под собой никакой научной и медицинской подоплёки. Многие матери, сами прошедшие через этот обряд, сами отправляют своих дочерей на обрезание, сами того не понимая, калечат им тело и жизнь. На данный момент в больших цивилизованных городах этот обряд уде сошёл на нет, но глухие провинции продолжают калечить своих дочерей.

Саудовские мужчины же считают, что женщины, прошедшие через эту процедуру, являются чистыми и именно им отдаётся предпочтение в сватовстве. А по исламским порядкам нет для женщины ничего печальнее, чем остаться без мужа. Многие девочки, живущие в семье отца, мечтают выйти замуж, надеясь на лучшую жизнь, но, как показывает практика, далеко не всем мечтам суждено сбыться.

5 Уклад, быт семьи

Семейный быт арабов Саудовской Аравии в целом характеризуется господством патриархальных порядков, ибо семейная жизнь регулируется здесь обычным правом - адатом и религиозным правом - шариатом. Эти патриархальные отношения меняются очень медленно и преимущественно в пролетаризирующихся слоях общества.

Среди части оседлого и полуоседлого населения Саудовской Аравии, особенно среди зажиточных слоев, поныне еще бытует большая семья. Большая семья состоит из отца, имя которого она носит, матери и всего их потомства, включая женатых сыновей, продолжающих жить вместе с родителями. Такая семья носит название бейт - дом, реже ахль - люди. Этой форме семьи всецело соответствует частично сохраняющийся старинный тип жилища: по сторонам общего центрального помещения с очагом посредине расположены маленькие боковые комнаты женатых сыновей. является неограниченным распорядителем всего семейного имущества, в том числе и приобретенного лично сыновьями. Только от доброй воли отца зависит предоставление надела сыну, пожелавшему отделиться. Впрочем, адат, давая главе большой семьи право неограниченного распоряжения семейным имуществом, не делает его абсолютным юридическим собственником. Сын, лишенный отцом наследства, после смерти отца предъявляет и осуществляет свои наследственные права. В некоторых областях глава семейства не имеет права совершить отчуждение земли без согласия взрослых сыновей.

Если женатые сыновья не отделились при жизни отца, то после его смерти, как правило, совершается раздел имущества. Каждый сын имеет право на равную долю в наследстве, за исключением старшего, которому предоставляются некоторые преимущества, например, ему переходит отцовский дом. Иногда братья не производят раздела и после смерти отца. Они продолжают вести общее хозяйство и живут совместно под руководством старшего брата, который в этом случае осуществляет почти такую же неограниченную власть, как и покойный отец.

Однако для большинства оседлого населения и для кочевников характерна малая семья. У кочевников сыновья женятся раньше, сразу же отделяются от отца и ставят собственную палатку. Но и отделившись, они не порывают связи с отцом и фактически остаются под его властью. Обычно палатки отца и его выделившихся сыновей составляют небольшую (три-пять) группу, всегда стоят рядом и совместно кочуют зимой в некотором отдалении от остальных сородичей. Такие группы носят то же название "бейт", что и большие семьи оседлых арабов.

Патриархальная власть отца одинаково крепка и в большой и в малой семье. Сын, даже седобородый, не смеет сидеть или курить в присутствии отца, есть с ним с одного блюда. Старый обычай предоставляет отцу право не только изгнать из дому, но даже убить непокорного сына или дочь.

"Мужчина - для войны, женщина - для работы" гласит старая арабская поговорка. И действительно, почти все хозяйственные работы ложатся на плечи женщины. Она работает на огороде и в поле, ухаживает за скотом, носит воду, собирает топливо, готовит пищу, нянчит детей, прядет, ткет, шьет и т.д. и т.п. У кочевников женщины разбирают и собирают палатки, нагружают и разгружают верблюдов и вообще выполняют все работы, кроме пастьбы скота и вечерней дойки верблюдов, что считается обязанностью хозяина.

Неся на себе большую часть хозяйственных обязанностей, женщина почти полностью лишена имущественных и наследственных прав. Собственностью женщины является лишь небольшая доля магра. Ни жена, ни дочери обычно не наследуют никакого имущества, ибо нормы шариата, предоставляющие дочерям треть имущества покойного, действуют лишь в городах и в пригородных местностях. Дети принадлежат только отцу. При разводе мать может взять с собой маленького ребенка, но, как только ребенок подрастет, он должен вернуться к отцу.

Сохраняются обычаи "избегания": женщина не имеет права переступить порог мужской половины дома, не должна есть вместе с мужчиной, не должна разговаривать со старшими родственниками мужа, а в их присутствии и с самим мужем. Убийство женщины, "опозорившей" .свою семью, поныне рассматривается как прямой долг главы семейства.

В соответствии с нормами шариата, развод для мужчины чрезвычайно легок. Ему достаточно трижды произнести традиционную формулу "я тебя отпускаю", чтобы жена должна была покинуть дом и вернуться к родителям. Жена со своей стороны имеет право требовать развода, будучи вынуждена к этому плохим обращением мужа, но должна обращаться для этого к шариатскому судье - кади. Фактически она этим правом почти никогда не пользуется, боясь "позора" и трудности вступления во вторичный брак.

Следует отметить, что в кочевых племенах положение женщины сравнительно легче. Женщина, родившая сына, пользуется здесь известным, уважением. Напротив, религиозное право, господствующее в среде оседлых арабов, еще более ухудшает и без того тяжелое положение женщины.

Патриархальный характер семьи ясно выражен и в арабском брачно-свадебном обряде, основанном частично на обычном, частично на религиозном праве.

На востоке бытует поговорка: "Лучше родиться камнем, чем родиться женщиной". К сожалению, несмотря на то, что Саудовская Аравия в последнее время приобщается к европейским ценностям, многие традиции в этой стране не подвержены искоренению. Патриархальный образ жизни, ортодоксальное следование канонам ислама продолжает удерживать саудовцев в плену их установленной веками жизни. Неизбежно это сказывается на воспитании детей. До тех пор, пока не пошатнуться исламские устои, дети Саудовской Аравии будут по-прежнему подчинены незыблемой воле своих родителей. Кто-то больше, кто-то меньше.

Список литературы

1. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1945 - конец XX в.).

2. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

3. Принцесса. Правдивая история жизни под чадрой в Саудовской Аравии Джин П. Сэссон

Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...

Особенности арабской деловой культуры

Курсовая Помощь в написании Узнать стоимостьмоей работы

При знакомстве и при встрече принято обмениваться рукопожатиями. Обычай рукопожатия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Причем тот факт, что для рукопожатия следует подавать правую руку, не случаен. Ведь именно правая рука практически всегда сжимала рукоятку меча. Протягивая её при встрече, человек тем самым показывал, что у него благие намерения. По традиции женщине запрещено подавать руку...

Другие работы

Курсовая

Увы, не каждой стране дается шанс быть частью привилегированной системы. Но практически все государства ставятся под пресс - они должны адаптироваться к вызову глобализации, к уровню наиболее успешных производителей среди частных компаний мира. Глобализацией практически не затронуты Африка, почти вся Латинская Америка, весь Ближний Восток (за исключением Израиля), огромные просторы Азии. Принципы...

Курсовая

В январе-августе 2006 года экспорт товаров составил млрд.218,8 млн. В то же время импорт составил - млрд.808,8 млн. Если сравнивать с аналогичным периодом 2005 года, то экспорт вырос на 7,9%, импорт - на 21,2%. Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,87 против 0,98 в январе-августе 2005 года. Внешнеторговые сделки проводились с партнерами из 208 стран мира. Объемы экспортных поставок...

Курсовая

Современный период развития белорусского общества характеризуется переходом к рыночным отношениям, многоукладностью экономики, существованием многообразия форм собственности - государственной, коллективной, частной и др. При этом изменение отношений собственности было вызвано не только политическими причинами, оно произошло в силу объективной необходимости, так как с ростом объемов производства...

Дипломная

Период 1958-1969 годов обозначился серьёзными разногласиями между странами-участницами по поводу вопросов политической унификации Западной Европы, расширения и углубления Сообщества. Дискуссии вокруг проблем, связанных с расширением политической интеграции начались сразу после ратификации римских договоров. 5 сентября 1960 года Шарль де Голль во время пресс-конференции предложил механизм...

Итак, по итогам почти пятнадцатилетнего этапа взаимодействия Европейского Союза и России можно сделать вывод, что внешнеполитические стратегии России и ЕС претерпели существенные изменения. Если в начале 90-х гг. обе стороны не были сильно заинтересованы друг в друге и старались дистанцироваться друг от друга, то уже в начале третьего тысячелетия им было некуда деваться друг от друга. Все более...

Контрольная

В мировой практике бизнес-деятельности, классифицируемая как «лизинг», часто имеет свои национальные особенности. Так, в Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О лизинге», лизинг определен «как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга» Федеральный закон от 29 октября 1998 г...

Курсовая

Курсовая

Целесообразность присоединения России к ВТО изначально определялась тщательно выверенным балансом выгод и потерь, которые получит Россия от членства в этой организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Другого мотива вхождения России в эту международную организацию нет и быть не могло. Никакая страна не подаст прошения о принятии ее в какую-либо международную...

Курсовая

По общему мнению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих судов по отношению к нижестоящим или равным не являются обязательными. Вместе с тем возникает вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда Р Ф обязательными для всех арбитражных и третейских судов. Обратимся к авторитетному мнению заместителя Председателя Конституционного Суда Р...

Курсовая

Понятие мирового валютного рынка Мировой валютный рынок - это совокупность отношений, возникающих между фирмами, домохозяйствами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по поводу международных сделок с валютами разных стран, образует мировой валютный рынок (виды валютных рынком указаны на рис.1). Важнейшими экономическими агентами этого рынка являются коммерческие банки...

Контрольная

В случае ввоза на таможенную территорию России товаров, работ, услуг с превышением сроков, установленных законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций, а также в случае выполнения иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, работ, услуг, необходимо Для надлежащего исполнения сторонами бартерного контракта...

Курсовая

В них отражена конкретная и достоверная информация о двусторонних экономических отношениях России и Германии, которая подкрепляет положения о приоритетах международного сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Республики Германии в этих областях в 1991 - 2000 годах. Важное значение для настоящего исследования имеет периодическая печать России и Германии, которая составляет следующую...