Самолет который сел на гудзон. «Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены - если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

Лётчик высшего класса

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.com

Особо опасные гуси

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений - он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным - самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com

Мы садимся на воду

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся - в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было - Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок - снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением - самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя - на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

Обоих двигателей

Координаты 40°46′10″ с. ш. 74°00′17″ з. д. H G Я O L

Аварийная посадка A320 на Гудзон - авиапроисшествие , произошедшее 15 января 2009 года . Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549 ) по маршруту Нью-Йорк -Шарлотт -Сиэтл , но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные .

Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду; этот случай - шестой, обошедшийся без жертв (после рейсов Pan American-006 , Northwest Airlines-293 и Japan Air Lines-002 , а также Ту-124 СССР-45021 и Ту-134 СССР-65607).

Самолёт [ | ]

Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US, серийный 1044) был выпущен в 1999 году (первый полёт совершил 15 июня под тестовым б/н F-WWII). 2 августа того же года был передан авиакомпании US Airways и получил бортовой номер N106US. В начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways - . Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями CFM International 56-5B4/P . На день происшествия совершил 16 299 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 241 час .

Экипаж [ | ]

Самолётом управлял опытный экипаж, его состав был таким:

В салоне самолёта работали три стюардессы :

Хронология событий [ | ]

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST. Спустя 90 секунд после взлёта (в 15:25:30) речевой самописец зафиксировал замечание КВС относительно попадания птиц . Спустя секунду были зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.

Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров. КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей была подтверждена предварительным анализом записей обоих бортовых самописцев .

Пилотам удалось развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон , не задев мост Джорджа Вашингтона , и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена , при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы . Всего самолёт пробыл в воздухе (с момента взлёта до приводнения) около 7 минут.

После приводнения самолёт остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыла . Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

Операция по спасению пассажиров и экипажа рейса 1549

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды ).

Пострадавшие [ | ]

В момент приводнения 78 пассажиров получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Почти все пострадали от гипотермии. Наиболее серьёзную травму получила стюардесса Дорин Уэлш (глубокая рана ноги). 24 пассажира и двое спасателей были госпитализированы в местные больницы, но большинство из них в тот же день были отпущены. Один из пассажиров получил повреждения глаз от разлившегося в воде авиатоплива и был вынужден носить очки.

После происшествия все пассажиры получили компенсацию за потерянный багаж в размере 5000, а те из них, кто смог доказать более крупный размер потери, получили дополнительную компенсацию. Позднее находившиеся на борту в момент аварии дополнительно получили по $ 10 000 за отказ от дальнейших претензий к авиакомпании US Airways.

Повреждения самолёта [ | ]

Перо канадской казарки, найденное в двигателе №1

В результате посадки, а также спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. В двигателе № \2 (правом) были обнаружены органические останки и птичье перо , двигатель №1 (левый) отделился при приводнении и затонул, но 23 января 2009 года он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу .

Расследование [ | ]

Расследованием причин происшествия на Гудзоне занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) .

На заседании пилотам Салленбергеру и Скайлзу предъявили претензии, грозившие им уголовной ответственностью, за то, что они (якобы) могли посадить самолёт в аэропорту вылета или в других ближайших аэропортах ( и Ньюарк в Нью-Джерси), но не сделали этого, а приводнились на реку Гудзон. Как доказательство NTSB привели показания с симуляторов , на которых была смоделирована та же ситуация, и во всех случаях пилотам-экспертам удавалось посадить самолёт в Ла-Гуардии, Тетерборо и Ньюарке.

В своё оправдание пилоты заявили, что на принятие решений им было отведено около 5 секунд (хотя в симуляторах на это отводилось около 20 секунд), что и подтвердилось по показаниям, взятым с речевого самописца. После этого совет NTSB принял решение вставить в симулятор полёта рейса 1549 те цифры затрат времени, что были сняты с самописца. После этого (в прямом эфире) ни один из пилотов симулятора не сумел посадить самолёт на ближайшую ВПП.

После просмотра всех вариантов решения этой ситуации все обвинения с пилотов были сняты.

Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован в апреле 2010 года.

Дальнейшая судьба самолёта [ | ]

Пострадавший самолёт в авиамузее «Каролинас»

После эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём.

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года .

Ни один транспорт в мире не привлекает к себе столько внимания, сколько самолет. Любое опубликованное в интернете видео взлета или посадки тут же набирает сотни тысяч просмотров и десятки тысяч лайков. Многотонная конструкция, которая с легкостью отрывается от земли и уносит в небо несколько сотен человек, всегда будет приковывать к себе взгляды. Ведь для большинства полет самолета - это почти чудо, которое невозможно объяснить никакими законами физики.

В реальной жизни все более прозаично: самолет взлетает благодаря подъемной силе, которую создают двигатели и крылья, а управляет всем этим пилот, который оказался за штурвалом не благодаря папиному блату, а после учебы в вузе, различных курсов повышения квалификации и сотен пройденных тестов.

Гражданской авиации уже больше ста лет. Первый полет пассажирского самолета состоялся 12 февраля 1914 года - лайнер «Илья Муромец» поднял в воздух 16 человек и собаку. Но до сих пор миллионы людей задаются вопросом - как летает самолет? А любое авиационное происшествие неизбежно становится новостью номер один во всех мировых СМИ.

Уже сто лет работа авиаконструкторов подчинена одной цели - сделать полет более безопасным. И им это неплохо удается.

По безопасности среди всех видов транспорта самолет уступает только поездам. И хотя аэрофобов вряд ли что-то переубедит, но с цифрами не поспоришь: в 2015 году по всему миру было выполнено 34 млн рейсов, а разбилось 16 самолетов, погибло 560 человек (в России на дорогах в 2015 году погибли 23 114 человек).

На пять миллионов полетов в мире в 2016 году лишь два были фатальными. Это самый низкий показатель за всю историю гражданской авиации.

Для сравнения, в 2014 году в мире произошло 12 авиакатастроф, в которых погибло 640 человек. В 2012 году случилось чуть более 20 авиакатастроф, в 2011-м воздушные лайнеры разбивались 28 раз. Худшим же в истории гражданской авиации признан 1972 год: тогда потеряли жизнь 2370 человек в результате 72 авиакатастроф.

Чтобы число авиационных происшествий и количество погибших в них людей неуклонно снижалось, самолеты еще на этапе проектирования на земле подвергают таким перегрузкам, которые в реальной жизни не случаются никогда.

Например, новейшая модель от Boeing - лайнер 787 Dreamliner - на испытаниях провисел на «дыбе» три года. Его крылья были зажаты в огромные тиски, а концы заломлены вверх с отклонением от стандартного положения на восемь метров. Так инженеры изучали «усталость» металла. Всего же за время испытаний «подопытная модель» 787-го пережила несколько жизней обычного лайнера.

Но как бы ни совершенствовались технологии, какими бы умными не были авиационные компьютеры, главным гарантом безопасности полета остается пилот. Именно от его профессионализма зависят жизни пассажиров и экипажа. Для этого он годами оттачивает свое мастерство на тренажерах, каждые полгода проходит врачебную комиссию, сдает десятки тестов на аттестацию.

И хотя пассажиры в случае любой нештатной ситуации на борту чаще обращаются к Богу, чем уповают на мастерство пилота, именно от его умения зависит сохранность воздушного судна и людей. В 1982 году пилоты Boeing-747 авиакомпании British Airways смогли предотвратить катастрофу даже тогда, когда у самолета на высоте 11 км отказали все четыре двигателя. Уже когда лайнер снизился до 3 км от земли, они смогли запустить все двигатели и приземлиться в аэропорту одного из индонезийских островов. Никто из находившихся на его борту 263 человек не пострадал.

В августе 1963 года лайнер Ту-124 «Аэрофлота», летевший из Таллина в Москву, вынужден был приводниться на Неву в Ленинграде из-за отказа обоих двигателей. Никто из 45 пассажиров и семи членов экипажа не пострадал.

Эта посадка стала одним из шести случаев приводнения самолетов, в результате которых не было погибших. Последний такой инцидент произошел в Нью-Йорке в 2009 году. 15 января лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways выполнял рейс Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 90 секунд после взлета в аэропорту Ла Гуардия самолет столкнулся со стаей канадских гусей. Отказали оба двигателя. Экипаж под руководством 57-летнего Чесли «Салли» Салленбергера благополучно посадил воздушное судно на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили.

Авиационное происшествие в тот же день окрестили «Чудом на Гудзоне». 8 сентября 2016 года в прокат вышел фильм, рассказывающий об инциденте. Режиссером картины стал Клинт Иствуд, а главную роль капитана «Салли» Салленбергера сыграл обладатель «Oскара» Том Хэнкс. Также в «Чуде на Гудзоне» снимаются Аарон Экхарт в роли второго пилота и помощника Салли Джеффи Скайлза, и номинантка на премию «Оскар» Лора Линни в роли жены главного героя Лоррейн Салленбергер.

Фильм снят по сценарию Тодда Комарники по мотивам книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Highest Duty». Продюсерами проекта стали Клинт Иствуд, Фрэнк Маршалл, Эллин Стюарт и Тим Мур. В качестве исполнительных продюсеров выступили Кипп Нельсон и Брюс Бергман.

В работе над фильмом к Иствуду присоединились несколько его давних соратников, с которыми в прошлый раз режиссер работал над мировым хитом «Снайпер»: оператор Том Cтерн и художник-постановщик Джеймс Дж. Мураками. Оба они были номинированы на «Оскар» за фильм «Подмена».

Картина рассказывает не только о самом чудесном спасении лайнера и пассажиров, но и о судьбе пилота после этой истории. Несмотря на то, что общество и пресса были готовы носить Салли на руках, за уникальным примером авиационного мастерства последовало расследование, угрожавшее разрушить его репутацию и карьеру.

Реальный же самолет, приводнившейся на реку, был поднят и куплен Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (штат Северная Каролина). Сейчас его может увидеть любой желающий.

Чесли «Салли» Салленбергер после аварийной посадки покинул авиакомпанию и занялся продвижением программы, которая помогает молодым людям делать первые шаги в гражданской авиации. Также он пишет книги, выступает с лекциями об авиационной безопасности и воспитывает двух дочерей.

В честь Салленбергера канадская группа Electric Youth написала песню A Real Hero. В 2012 году композиция была номинирована для MTV Movie Awards в категории Best Music.

Авиакомпания US Airways, в которой с конца 80-х годов работал Салли Салленбергер (в то время это был крупнейший авиаперевозчик мира по числу ежедневных рейсов), в прошлом году прекратила свое существование, слившись с American Airlines. Последний рейс US Airways выполнила 17 октября из Сан-Франциско в Филадельфию. Номер рейса был 1939 - год основания авиакомпании.

Реальность:
Дата 15 января 2009 года и рейс 1549 Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл навсегда войдут в историю мировой авиации. Спустя полторы минуты после взлёта лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways столкнулся со стаей гусей, в результате чего оба двигателя практически мгновенно вышли из строя. Избежать катастрофы со 155 жертвами удалось лишь благодаря высочайшему профессионализму экипажа, осуществившему приводнение многотонного самолета на воды реки Гудзон. Все пассажиры и члены экипажа спаслись, обошлось без жертв и тяжелых ранений.

Фильм:
В 2016 году на экраны вышел фильм под названием «Чудо на Гудзоне», режиссером выступил Клинт Иствуд, а главную роль пилота Чесли Салленбергера блистательно исполнил Том Хэнкс. «Чудо на Гудзоне» подробно рассказывает о происшествии и подвиге экипажа.

Поначалу могут возникнуть вопросы, как из полета, длившегося от взлета до приводнения всего лишь пять минут, можно сделать полноценный художественный фильм? Основную часть фильма занимает послеполетное расследование, где по полочкам разбирают происшествие. Убеленный сединами Том Хэнкс выглядит очень убедительно и заставляет переживать не только саму аварию, но и последующие попытки обвинить пилотов в случившемся.

Фильм похож на документальный, каких-либо расхождений с реальными событиями нет. Это именно тот случай, когда реальная история оказывается интереснее выдуманных сюжетов.

Я, конечно, любитель авиации, поэтому, как и многие мои друзья, могу пересматривать этот фильм и каждый раз восхищаться слаженной работой экипажа и выдержкой капитана.

На мой взгляд, нам не хватает таких фильмов, которые на примере реальных людей учат самым лучшим человеческим качествам. Хотя попытки есть, в одной из частей «Ёлок» вплетен сюжет о героической посадке Ту-154 авиакомпании «Алроса» на заброшенный аэродром в тайге. Удалось спасти и самолет и людей. Легендарный самолет, кстати, до сих пор летает. Его можно часто увидеть в аэропорту Домодедово.

Книга:
После просмотра фильма мне захотелось прочитать книгу. И здесь меня ждал приятный сюрприз.

Я не представлял, что книга окажется еще интереснее чем фильм. Если в кино рассказывается о происшествии и последующих за ним событиях, то в книге подробно рассказан путь становления Лётчик от пятилетнего пацан до того самого рейса. В фильм не вместилось множество сюжетных линий и сцен, подробнейшим образом изложенных в книге. Первый самостоятельный полет Чесли Салленбергер осуществил в шестнадцать лет, затем служил военным пилотом. На протяжении всей своей жизни летчик уделял огромное внимание безопасности полетов. Вся карьера Салленбергера подвела его к тому, чтобы благодаря профессионализму, знаниям и опыту в самый ответственный час удалось избежать самого страшного.

Очень важно, что в книге идет речь далеко не только об авиации. Там и отношения с близкими, и взаимовыручка, и общие рассуждения о жизни с точки зрения пилота. Это позволяет лучше понять и проследить путь Чесли. Книга из тех, что читаются на одном дыхании, заставляют думать и чувствовать. Технические подробности никоим образом не перегружают изложение, но все значимые детали указаны. Отдельно в конце книги, в приложениях приведены схема полета и расшифровка записи бортового самописца. Эти сухие документы еще раз напоминают, что история произошла на самом деле.

Книжный вариант «Чуда на Гудзоне» не дублирует, а дополняет экранизацию, раскрывая биографию целеустремленного живого человека, со своими сложностями и проблемами.

Моя оценка: однозначно 5/5!

8 сентября в российский прокат выходит фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» — основанная на реальных событиях драма о феноменальном летчике Чесли Салленбергере, которого сыграл Том Хэнкс. В январе 2009 года Салленбергер после отказа обоих двигателей посадил самолет Airbus A320 на реку Гудзон. В преддверии премьеры «Газета.Ru» побеседовала с Салленбергером.

— Как вы оцениваете работу Тома Хэнкса?

— Я думаю, это отличная работа, и не только потому, что было достигнуто внешнее сходство. Для меня было очевидно, что, готовясь к роли, он просмотрен массу документального материала, прослушал аудиозаписи, просмотрел интервью, которые я давал. Он один из тех, кто рассматривает актерское искусство как технологию, относится к ролям очень кропотливо, и это позволило сделать героя максимально живым. Он физически, ментально и эмоционально вжился в эту роль. Том говорил мне, как трудно для него оценить со стороны свою игру, но ему удалось уловить и передать напряжение и драматизм и в момент посадки на воду, и в процессе расследования (которое проводила Комиссия по транспортной безопасности. — «Газета.Ru»).

Чесли Салленбергер

Chuck Burton/AP

— Когда Клинт Иствуд решил делать фильм об этой истории, как вы отреагировали?

— Продюсеры предложили превратить в сценарий мою книгу «Высочайший долг» в 2010 году. Однако прошло время, прежде чем этот сценарий приглянулся Клинту Иствуду и он начал снимать фильм. Когда стало известно, что Клинт этим занимается, я очень обрадовался — стоило подождать, чтобы найти режиссера, который воплотит эту историю достойным образом.

— Как вы относитесь к тому, что, несмотря на проявленный вами героизм, вы фактически попали под суд?

— Разумеется, это была сложная ситуация.

Я думаю, что комиссия пыталась докопаться до правды, какой бы она ни была, не слишком заботясь о моей профессиональной репутации, а остальные фигуранты преследовали каждый свои цели.

Для многих я мог стать козлом отпущения. Но у меня не было беспокойства, что меня признают виновным в произошедшем. Меня беспокоило только то, действительно ли я правильно оценил ситуацию и сделал ли я правильный выбор.

— Простите, но не могу не спросить, как вам удалось так быстро среагировать в той экстремальной ситуации?

— Я был тем человеком, который нес ответственность, я был командиром судна. Моя должность так и называлась — «командир воздушного судна». Поэтому я начал действовать немедленно, хотя это была ситуация, с которой мы никогда не сталкивались. К тому же эти наши учебные симуляторы не учат садиться на воду. Единственным тренингом, который мы получили по поводу посадки на воду, была теоретическая дискуссия в летной школе. И тем не менее мы впервые в истории посадили самолет на воду и сделали это правильно всего за 209 секунд. При этом я был абсолютно уверен, что я смогу это сделать. У меня и мысли не возникло, что я умру в этот день. Я не думал о том, что не смогу победить. Однако я не знал, насколько жесткой будет посадка и сколько времени самолет может продержаться на воде.

Но мне удалось приземлиться так, чтобы спасатели смогли прибыть как можно быстрее — это было решающим фактором в такой холодный день.

— Кроме экипажа вы много раз благодарили пассажиров, которые в таких страшных обстоятельствах вели себя очень дисциплинированно. Как у них это получилось в такой стрессовой, смертельной ситуации?

— Несмотря на то что каждый человек действовал в собственных интересах, были люди, которые помогали другим. Там была женщина в инвалидной коляске, и пассажиры, и экипаж помогли ей и ее взрослой дочери выбраться наружу. Была семья из четырех человек с двумя детьми, одному из которых было девять месяцев, и другие пассажиры им помогали. Так что не было такого, что каждый был только сам за себя. Конечно, были и крики, и толкотня, но я очень горжусь тем, как вели себя пассажиры и члены экипажа. Наверно, все так хорошо завершилось, потому что люди действовали заодно в такой тяжелой ситуации.

— Есть инженеры, которые говорят, что через пять лет в небе будут летать самолеты, которыми будут управлять автопилоты, но ваш пример говорит о том, насколько важен человеческий фактор в этой профессии. Как вы относитесь к этой перспективе?

— Я думаю, что лучшие системы — это те, которые уделяют достаточно внимания и человеческому, и техническому фактору.

Каждый человек и каждая технология имеют и свои сильные, и свои слабые стороны, и мы должны отвести каждому подобающую ему роль, чтобы сделать всю систему более жизнестойкой.

Я могу обратить ваше внимание на недавнее выступление главы Национального совета по безопасности на транспорте Криса Харта, который выступал с речью в Ассоциации гражданских пилотов. Он вспомнил наш случай и сказал, что сегодня такая ситуация, к счастью, не должна повториться — как раз благодаря технике. Но в то же время он подчеркнул, что люди — это менее предсказуемая часть, но и наиболее адаптивная. Технология может делать то, для чего она была запрограммирована, а человек может справиться с тем, что происходит неожиданно.

— Какой совет вы можете дать молодым пилотам, которые привыкли полагаться на технику?

— Пилота делает успешным то, что я называю профессиональным подходом, — дисциплина плюс умение бороться с отвлекающими факторами. Необходимо выявлять ошибки, прежде чем они смогут нанести вред, и я верю, что этому можно научиться.

— «Чудо на Гудзоне» скоро покажут в России. Хотели бы вы приехать сюда и встретиться с российскими пилотами, которые тоже с интересом будут смотреть фильм?

— Да, конечно. У меня, кстати, был разговор с российскими пилотами год спустя после истории 2009 года.

И кто-то из них сказал, что русские всегда считали, что их пилоты лучше, но у американцев лучше самолеты.

Но после 2009 года они решили это пересмотреть и пришли к выводу, что американские пилоты не хуже. Я был польщен этим комплиментом.