Стиль архитектуры дворца в гранаде. Альгамбра

Самое совершенное здание комплекса - Зал двух сестер. В нем в пол встроены две плиты из белоснежного мрамора. Купол создан в виде сот, состоящий из 5000 ячеек. Согласно легенде, здесь пребывали две сестры-христианки. Заточенные в зале, разлученные с возлюбленными, они умерли от тоски.

Напротив Зала двух сестер находится Зал Абенсерхав (роспись в этом зале можно посмотреть на фото слева). Отец Боабдиля, последнего правителя Гранады, чтобы убрать конкурентов сына, претендующих на престол, в 1482 году вызвал их в этот зал. Палач, поджидавший в зале, казнил 37 человек из рода Абенссерахов: путь к трону был свободен. С этим событием ассоциируются пятна ржавчины в центральном фонтане. Особо выделяется купол из сот, напоминающий звезду.

В 1526 году на восточной стороне Пласа лос Альхибес создается дворец Карла V. Строительство не было закончено из-за бунта морисков. Созданный в стиле ренессанса архитектором Педро Мачука, дворец резко выделяется от остальных строений. Строительство велось аж до 1957 года, поэтому во дворце прослеживаются элементы разных эпох. В форме квадрата с круглым двориком он имеет два этажа.

Изобилие башен, залов, комнат для перехода из одного здания в другое, водоемов, парков поражает инженерными новшествами, архитекторской фантазией и красотой. Невозможно описать то, что не поддается описанию. Чудо из чудес удивляло и будет удивлять всех, посетивших этот комплекс и тех, кто о нем только слышал или читал.

Возможно ли увидеть все?

Осмотреть все залы Альгамбры невозможно за один день, да и постройки являют собой всевозможные вариации одних и тех же архитектурных решений. Побродив, обязательно с гидом, по залам, комнатам, о которых повествовалось выше, налюбовавшись панорамным видом с башен, посетите музеи: Музей Изящных Искусств и Музей Альгамбры. Они находятся в здании дворца Карла V.

Музей Альгамбры разместился на первом этаже, он поражает уникальными экспонатами испанской, арабской культур, экспонатами, находящимися в дворцах Альгамбры. Знаменитым приобретением музея является "Ваза Газелей", описанная во всех книгах по искусству.

Если вы ценитель живописи, то посещение Музея Прекрасных Искусств на втором этаже произведет на вас должное впечатление. В музее представлена богатая выставка работ испанских художников, других знаменитых живописцев, например, Пабло Пикассо. Посетить музей можно на протяжении всей недели, кроме воскресенья.

Что может омрачить путешествие на вершину красоты? (советы туристам)

При посещении столь объемного памятника архитектуры продумайте мелкие детали, которые могут стать большой проблемой и испортят вам отдых.

Заранее приобретите билеты, закажите услуги гида. Не скупитесь, пусть ваша экскурсия обойдется дороже, чем рассчитывали, зато увидите и услышите много того, о чем даже не ведали.

Ходить надо будет много, поэтому позаботьтесь об удобной обуви.

Не поленитесь взять с собой побольше воды. Из водоемов на территории комплекса пить не разрешается. А жажда будет преследовать и возле фонтанов.

Не забудьте о палящем солнце над головой, если путешествуете летом. Головной убор не будет лишним.

Собираясь в путь, вспомните народную мудрость: «Кто рано встает, тому Бог дает». Выйдя заблаговременно, сэкономите время на созерцание красот крепости. Очереди придется выстоять немаленькие.

Главное, захватите с собой терпение, хорошее настроение, позитивное отношение к чужому богатству.

Интересных экскурсий в Альгамбру, и читайте наши интересные статьи об отдыхе в Испании (ссылки ниже ).

Альгамбра – это великолепный архитектурно-парковый ансамбль, расположенный в испанском городе Гранада. Это памятник мусульманской архитектуры XIII-XIV веков, построенный во времена, когда город был столицей эмирата.

Альгамбра в те далекие времена была резиденцией мавританского эмира из династии Насридов. В состав ансамбля входят дворцы, мечети, бани, хозяйственные помещения и мусульманское кладбище.

Здесь можно увидеть восточные внутренние дворики, арки, колонны, фонтаны и пруды, гармонично сочетающиеся друг с другом, великолепные образцы керамики, резьбы по дереву и камню, изысканные растительные орнаменты и пр.

Специалисты убеждены, что Альгамбра – самое высокое достижение искусства средневековой Мавритании. Вокруг великолепной восточной архитектуры – аллеи из кипарисов, апельсиновых деревьев и цветочных клумб.

Холм на территории Гранады, где сегодня располагается Альгамбра, был населен задолго до Римской Империи. А крепость на этом месте впервые была построена в IX веке, и до воцарения Насридов здесь просто было фортификационное сооружение.

Строительство Альгамбры начал Мухаммед I в начале XIII века, продолжил его сын Мухаммед II, а закончил строительство в середине XIV века Мухаммед V. В конце XV века Гранада была завоевана католиками, и Альгабра стала королевской резиденцией.

Во времена наполеоновских завоеваний в результате варварских действий французских генералов были взорвано несколько башен и других построек Альгабры. Несколькими годами позже этот комплекс пострадал от землетрясения.

В XIX веке Альгабрв стала предметом восхищения многих европейских романтиков: Байрона, Ирвинга, Гюго и пр. В те времена предпринимались первые попытки реставрировать это архитектурное сокровище.

Внутри дворцового комплекса можно увидеть множество каналов, фонтанов, ручьев и водопадов. В сочетании с горячим испанским солнце все это искрится, переливается всеми цветами радуги, придавая особый, праздничный вид всей Альгамбре.

В переводе с арабского «Альгабра» — это «красный замок или дворец». В центре его можно увидеть самые интересные здания и сооружения: Кубическую башню со смотровой площадкой, Оружейную площадь, Дозорную башню и пр.

Рядом расположена Башня Идальго, Сломанная, Пороховая и Оружейная башни. Все эти фортификационные сооружения вместе с крепостными стенами всегда вызывают огромный интерес у туристов.

Сам дворцовый комплекс имеет множество строений, декорированных холлов, бассейнов, смотровых башен, каждое из которых имеет свое название: Дворик львов, Зал двух сестер, Палата послов и пр. Трудно осмотреть всё это великолепие за один день.

Несколько контрастирует на общем фоне изысканной восточной роскоши тяжеловатое здание дворца Карла V, построенное здесь в XVII веке. Сегодня этот дворец превратился в концертную площадку для музыкантов и танцоров.

Также во дворце Карла V располагается Археологический музей Альгабры, где представлены артефакты, найденные около и внутри дворцового комплекса во время раскопок. Тут же, в дворцовых покоях находится Художественный музей Гранады.

Расположение на карте

Сколько стоит билет?

Дети до 12 лет допускаются в музей Альгамбры совершенно бесплатно. Всем остальным требуются билеты:

— дети до 15 лет – €8,

— взрослые – €14,

— инвалиды – €8,

— пенсионеры – €9.

Билеты можно купить в кассе около музея или в банкомате. Помните, что весь музейный день здесь разделен на три периода: утро, день и вечер. Каждый билет предназначен только для определенного периода, будьте внимательны.

Кроме того, билет действителен исключительно в день его приобретения, постарайтесь его не просрочить. Связано это с тем, что Альгамбру ежегодно посещают миллионы туристов, путаница должна быть исключена.

Альгамбра — архитектурное сокровище Испании и один из лучших в мире образцов исламской архитектуры. Этот величественный дворцовый комплекс, возвышающийся над городом Гранада на холме Ла-Сабика, являлся последним пристанищем мусульманских правителей Испании — династии Насридов (1230-1492).

Вид на Альгамбру с холма Альбайсин

Снаружи огромный крепость-дворец выглядит весьма внушительно и производит впечатление грозного военного бастиона. Однако это впечатление обманчиво. Внутри комплекса расположены изысканные дворцы и сады арабских правителей, попадая в которые, посетители оказываются в мире гармонии и грез. Альгамбра является характерным примером так называемой мусульманской «скрытой архитектуры», которая формирует зону обитания, недоступную чужестранцу. Снаружи оценить здание, построенное по этим принципам, нельзя: самое прекрасное спрятано внутри и видно только жителям и гостям. В Альгамбре то, что со стороны кажется скоплением башен, в реальности представляет собой чудо продуманной планировки, воплощение гениальной инженерной мысли и фантастической красоты убранство и отделку.

Строительство крепости было начато в середине XIII века и продолжалось в течении 150 лет. Первый камень в основание Альгамбры был заложен по приказу Мухаммеда I ибн Насра, носившего прозвище «Аль-Ахмар» (Рыжий). Захватив Гранаду в 1238 году в результате внутренней междоусобной войны, он начал строительство цитадели на месте старой арабской крепости. Сооружение получило название Альгамбра (от арабского الحمراء), то есть «красная» — такой цвет имел материал, состоящий из смеси камней, песка и глины и добывавшийся прямо под ногами у строителей, на холме Ла-Сабика.

Первой была построена (Torre de la Vela) или Смотровая башня (также известная как Дозорная). Ее высота составляет 27 метров. С трех сторон башню защищают отвесные склоны, что давало ей огромные преимущества при обороне. В прошлом это строение также являлось центром созданной Мухаммедом разведывательной сети и конечным пунктом цепи сигнальных башен. С самой Торре-де-ла-Велы открывается великолепный вид на Гранаду.

Башня Торре-де-ла-Вела

Вид на Гранаду с башни Торре-де-ла-Вела

Башня Торре-де-ла-Вела

Башня Торре-де-ла-Вела

За башней находится — крепость, где располагались казармы военных, защищавших Альгамбру, и медина (город), в которой жили люди, обслуживавшие крепость. Помимо их домов в медине имелись пекарня, кожевня и склады, обеспечивавшие жизнедеятельность обитателей медины. В период расцвета Альгамбры Алькасбу населяло около 5 тысяч жителей.

Сердцем Альгамбры являются (Los Palacios Nazaríes) , принадлежавшие правителям из рода Насридов в Гранадском халифате. Дворцы, каждый из которых уникален, были построены один за другим разными эмирами. Каждый эмир хотел превзойти своего предшественника, оставив тем самым след в истории. Так образовался комплекс соединенных между собой зданий, считающийся одним из самых изысканных, прекрасных и утонченных дворцовых ансамблей в мире. Дворцы Насридов условно делятся на три части: Мешвара, Дворец Комарес и Дворец львов.

Дворцы Насридов, вид из Хенералифе

Войдя во Дворцы Насридов, посетитель сначала попадет в самую старую часть комплекса под названием Мешвар, в другой транскрипции — Мешуар или Мексуар (Mexuar). Название происходит от слова maswar — место, где заседает совет министров — «шура». Мешвар состоит из нескольких помещений и миниатюрных дворов. Прямоугольной проходной зал Мешвара (Sala de Mexuar) — первый зал дворца, где по одним данным предположительно находился королевский суд, а по другим — место приемов и встреч. Верхняя часть помещения украшена резным стуком (гипсовыми панелями), а мраморные колонны с капителями в арабском стиле поддерживают красивейший резной потолок, изготовленный из кедра. На стене расположена выполненная в технике «зеллидж» цветная мозаика в виде арабесок. При христианских королях зал был перестроен и служил капеллой, однако потом его отреставрировали, частично вернув первоначальный вид.

К залу Мешвара примыкает небольшая комната, из окон которой открывается вид на район Альбайсин. Предполагается, что в этой комнате находилась молельня. Ее стены покрыты цитатами из Корана. В восточной части комнаты находится михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, в сторону которой обращается каждый молящийся мусульманин.

Далее следуют одни из интереснейших покоев Альгамбры — двор (Cuarto Dorado) или двор Позолоченной комнаты. Это очаровательный дворик с фонтаном в центре. На южном фасаде двор имеет двойны окна, которые закрываются деревянными решетками («машрабийа» ), созданными с ювелирной точностью. На фасаде начертаны «Стихи Трона» из Корана, что наталкивает некоторых ученых на мысль о том, что Куарто Дорадо являлся центральным входом во дворец.

Следующая часть дворца являлась официальной резиденцией правителя. Она была построена при Юсуфе I и получила название Дворец Комарес (Palacio de Comares) . Начинается она с Миртового дворика (Patio de los Arrayanes) — одного из самых знаменитых мест Альгамбры. Он покоряет посетителей своей изысканностью и простотой линий. Внутри прямоугольного двора площадью 36,6 на 23,5 метра расположен пруд (34,7 на 7,2 метров). Он обрамлен мраморными плитами, по обоим сторонам из круглых фонтанов в него поступает вода. Стараниями архитекторов вода подается так, чтобы не нарушать ровной поверхности пруда, а ее услаждающее слух еле слышное журчание производит приятное впечатление. Сам пруд предназначался для разведения в нем золотых рыбок.

За миртовым двориком, на северной стороне, высится Башня Комарес (Torre de Comares) — самая высокая среди башен Альгамбры. Ее высота достигает 45 метров. В ней располагается самый величественный и занимающий центральное место в дворцовом комплексе Зал послов (Salon de Embajadores) . Размеры и интерьер этого помещения должны были приводить посетителей в трепет. Во времена правления Юсуфа I власть испанских католических королей становилась сильнее, и при постройке Зала послов эмир ставил перед собой задачу ошеломить и впечатлить своих иностранных гостей, оставив в их памяти мощь и неприступность защитных сооружений Альгамбры. Интерьер башни представляет собой миниатюрную модель вселенной, в центре которой сидел правитель Гранадского халифата. Фантастический кедровый потолок зала, состоящий из 8 тысяч элементов, символизирует семь небес мусульманского рая. Стены украшены арабской вязью, восхваляющей Аллаха.

На восток от Миртового дворика расположены Бани Комарес (Baños de Comares) . Помещение хаммамов (так по-арабски называются бани) имеет полусферические крыши с отверстиями в виде звезд. Бани отапливались горячим воздухом, который поступал по трубам, проложенным внутри стен и под полом. За стеной находился котел, в котором нагревали воду, поступавшую в ванны. Пол и стены украшены изящной мозаикой.

Дворец Львов (Palacio de los Leones) — это частные покои правителя и его гарема. Он был возведен при эмире Мухаммеде V. Это один из самых прекрасных памятников арабо-исламского искусства. Его сердцем является (Patio de los Leones) , поражающий зрителя своей гармонией, красотой и утонченностью. По его периметру расположена колоннада из тонких одиночных и сдвоенных колонн, а на восточной и западной стороне находятся два изящных павильона. Удивительное ощущение соразмерности и гармонии создается благодаря точнейшим математическим расчетам, при проведении которых арабские мастера опирались на опыт античности.

В центре дворика расположен фонтан со скульптурами 12 львов, на спинах которых покоится чаша, украшенная стихами арабского поэта Ибн Замрака, восхваляющими эмира: «Благословен будь Бог, кто дал имаму Мухаммеду обитель, красотой превосходящую другие. Здесь сад, объемлющий чудеса искусства, подобное коим Бог запретил признавать еще где-либо. Взгляни на сплошную массу жемчуга, озаряющего все вокруг и пронизывающего воздух градом крошечных кристаллов...». При халифах на месте двора был разбит сад. Это было место для прогулок гарема правителя.

Покои дворца, в которые посетитель попадает из Львиного дворика, украшены удивительным изобретением арабских зодчих — сталактитовым сводом, природу которого очень сложно понять, равно как и сложно оценить его реальные пропорции. В течение дня вместе с переменой освещения изменяется и вид потолка, создавая иллюзию движения. Сложнейшая конструкция основана на точных математических расчетах и философских представлениях арабских ученых.

С южной стороны от Львиного дворика находится Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes ), названный в честь трагического события — убийства по навету 37 человек из рода Абенсеррахов. Это строение имеет необычный купол в форме восьмиугольной звезды, украшенной сталактитами. Через окна в куполе льется мягкий свет.

Зал королей (Sala de los Reyes) располагается на восточной стороне Львиного дворика. Потолки помещения украшает живопись, изображающая сцены оживленной беседы десяти человек в арабских одеждах и дам, наблюдающих за рыцарским турниром. Предполагается, что эти росписи были сделаны при католических королях.

На севере от Львиного дворика находится Зал двух сестер (Sala de las Dos Hermanas) , названный так из-за двух одинаковых плит на мраморном полу. Потолок зала украшен прекрасным сталактитовым сводом, а на стенах в круглых фрагментах стукового (гипсового) декора высечены стихи поэта Ибн Замрака, прославляющие дворец эмира Мухаммеда V.

Стихи поэта Ибн Замрака на стене в Зале двух сестер

Пройдя из зала в северном направлении посетитель попадает в маленький зал с двойным окном (Mirador de Daraxa) , из которого открывается вид на сад Дарахи. Считается, что в этой небольшой элегантной комнате отдыхали женщины гарема.

На выходе из Дворцов Насридов располагается (Torre de las Damas) — небольшое строение с башней, расположенное напротив пруда. Это здание — то, что осталось от разрушенного дворца Парталь. Потолок этого сооружения вывез в Берлин немецкий банкир, который владел этим участком в XIX веке. Сейчас потолок выставлен в Музее исламского искусства, входящего в состав Пергамского музея в Берлине.

(Palacio de Carlos V ), расположенный рядом с дворцом Насридов был начат в XIV веке и закончен только в XX. Внутри он имеет круглый двор диаметром 30 метров. На первом этаже этого помещения расположен Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra ), где представлены археологические находки, найденные при раскопках Альгамбры. На втором этаже разместился Музей Изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada ).

Выше Альгамбры расположена бывшая летняя резиденция эмиров Гранады — дворец и сады Хенералифе , о которых рассказано в отдельном разделе .

Со стороны лучший вид на Альгамбру открывается из района Альбайсин. На холме имеется специальная смотровая площадка. Зимой и весной вид особенно прекрасен благодаря тому, что горы Сьерры-Невады, расположенные за Альгамброй, покрыты снегом.

Билеты в Альгамбру.

Альгамбра — одно из самых посещаемых мест в Испании. Если вы едите в туристический сезон, то билеты лучше всего покупать заранее, чтобы не выстаивать огромные очереди и попасть в Дворцы Насридов, в которые можно войти только в строго определенное время, которое вы укажете при покупке билета.

Билеты в Альгамбру можно купить на сайте www.alhambra-tickets.es (официальный партнер, указанный на официальном сайте www.alhambra-patronato.es). При предварительной продаже билетов дополнительно взымается сбор в 1,3 %. При покупке в кассе или через терминал в день посещения Альгамбры стоимость билета повышается на 10 %.

Типы билетов в Альгамбру:

Общий билет (General admission ticket): 13 евро . Этот билет дает право на посещение всего комплекса. Необходимо сохранять его до конца посещения Альгамбры. При входе во Дворцы Насридов и резиденцию Хенералифе стоят дополнительные турникеты. При покупке этого билета вы выбираете время посещения Дворцов Насридов. Если вы не придете к Дворцам Насридов в заявленное на билете время, то билет будет аннулирован. Учтите, что от входа в Альгамбру до Дворцов Насридов пешком идти около 30 минут.

Билет на посещение Садов Альгамбры, Алькасбы и Хенералифе (Visit the Gardens, the Alcazaba fortress and Generalife ): 7 евро . Этот билет не дает право увидеть самую красивую часть Альгамбры — Дворцы Насридов.

Билет на посещение Дворцов Насридов в вечернее время (Evening visit to the Nasrid Palaces) : 8 евро . Вечером дворцы красиво подсвечиваются. Рекомендуем, если у вас будет несколько дней в Альгамбре, посетить Дворцы Насридов и днем, и вечером.

Билет на посещение Хенералифе в вечернее время (Evening visit to the Generalife): 5 евро.

Синий абонемент на обход Альгамбры (Blue circular pass): 15 евро. Дает право на вечернее посещение Дворцов Насридов, и на следующий день — на посещение Садов Альгамбры, Алькасбы и Хенералифе,

Красный абонемент на обход Альгамбры (Red circular pass): 100 евро. Дает право на 15 посещений Альгамбры в течении года. В него входит 10 дневных и 5 ночных посещений.

Обязательно возьмите с собой в путешествие ту банковскую карту, которой вы расплачивались при покупке билетов через интернет!

После покупки билетов через интернет, перед посещением Альгамбры, вы должны обязательно получить эти билеты в специальных терминалах, расположенных в павильоне рядом с кассами у центрального входа. Каждый терминал (смотрите подписи на них) выдает определенный тип билета. Если вы купили билеты с посещением всего комплекса Альгамбры, включая Дворцы Насридов, то ищите терминал с надписью: Visita general (General visit). В терминале вы должны выбрать опцию «распечатать уже купленные билеты». Дальше автомат попросит вас вставить банковскую карту, с которой производилась оплата билетов через интернет. После этого автомат выдаст вам ваши билеты, которые необходимо сохранять до конца посещения Альгамбры.

Терминал для получения билета General visit

При входе в дворцовый комплекс вы можете бесплатно взять карту-путеводитель Альгамбры.

Посещать Альгамбру в туристический сезон лучше всего ранним утром или вечером, чтобы избежать соседства с большими туристическими группами. Вход в Дворцы Насридов расположен около дворца Карла V.

У центрального входа в Альгамбру имеется камера хранения багажа (Consigna / Lockers) , работающая с 7.30 до 18.30 с ноября по февраль, и с 7.30 до 20.30 с марта по октябрь.

Подъем в гору, на которой стоит Альгамбра, достаточно тяжелый. Рекомендуем вам добираться до входа в дворцовый комплекс на автобусе. Бело-красный микроавтобус под номером 30 идет по центральной улице Gran Via и через площадь Plaza Nueva .

Автобус №30, идущий до Альгамбры

Путешествия - одна из главных радостей в жизни человека. Чтобы увидеть мир, говорят, нужно посетить 25 главных мест. Экскурсионные туры в Испанию входят в число самых популярных маршрутов туристов. Почему? Потому что здесь немало удивительных по красоте и исторической ценности мест. Настоящей жемчужиной являются замки Испании. Кордова, Севилья, Капдепера, Табернас - эти названия волнуют и манят туриста. Но самое первое место занимает Гранада, Альгамбра. Ее не напрасно называют «восьмым чудом света» - она потрясает своим великолепием, масштабом и фантазией творцов.

Исторический контекст

Регион Гранады был заселен еще до нашей эры. После падения Римской империи на всей ее территории начинается эпоха упадка. Город Гранада переходит от одних завоевателей к другим, теряя свой масштаб и красоту. В VIII веке здесь появляется и на месте Гранады сохраняется только крепость, которая используется как оборонительное сооружение. При начале распада эмирата в 1013 году территорию захватил представитель алжирских берберов, который на месте сегодняшнего города создает свое поселение Миданат Гарната ("холм паломников" в переводе с арабского). Династия Зиридов отстраивает исторический центр, но город снова меняет владельцев - в 1090 к власти приходит династия Альморавидов. После ее упадка территорией завладела династия Альмохадов. Так, на протяжении многих веков на этой земле господствовала мусульманская культура. В начале XIII века династия переживает многочисленные военные неудачи, что приводит к тому, что в 1238 году территорию захватывает Мухаммад ибн Наср Первый, который создает и возглавляет династию Насридов. С этого момента начинается настоящий расцвет, застройка и планирование города и сегодня видны в Гранаде.

В 1492 году эмират пал под натиском войск королевы Испании Изабеллы Первой, с этого момента начинается новая страница Гранады. Но эпоха Насридов навсегда запечатлена в прекрасном замке-крепости Альгамбре.

Географическое положение

Гранада размещается на юге Испании, входит в административный округ Андалусия. Любые экскурсионные туры в Испанию обязательно захватывают посещение этого региона как одного из самых интересных и необычных. Город расположен у подножия гор Сьерра-Невада, которые обеспечивают мягкий, благоприятный для жизни климат. Тропический климат и плодородные почвы делали этот край таким заманчивым для захватчиков. Город раскинулся на трех холмах, которые создавали выгодные условия для обороны, не напрасно именно здесь появляются первые мусульманские крепости еще в VIII веке. Город питает водой река Дарро, а близость Средиземного моря дает большие возможности для торговли. Такое удачное географическое расположение стало причиной длительных войн на этой территории, каждый хотел жить в этом раю.

Династия Насридов

Пришедшая к власти в 1238 году династия Насридов в лице Мухаммада I стала островком процветания искусства и культуры. Мухаммад занял территорию Гранады и, понимая, что не сможет удержать ее под натиском христианских наступлений, заключил договор с Фердинандом III. Это помогло ему не только сохранить свою землю, но даже расширить ее границы. Потомки Мухаммада правили городом до 1492 года. На протяжении 250 лет Гранада являлась центром просвещения и искусства. Насриды отличались высокой образованностью и страстью к наукам и искусству. В их столицу приглашались ученые, художники, музыканты и поэты со всей Европы. Дворец Альгамбра стал памятником этой династии, в нем проявились лучшие черты мавританского искусства и культуры.

История постройки

Много столетий видела Гранада. Альгамбра как дворец начала возводиться в XIII веке. Мухаммад I, перенесший в Альгамбру свою резиденцию, в первую очередь начал укреплять дворец. Была построена Дозорная башня, усилены древние стены. Затем появилась Башня Почитания. Обеспечив безопасность, эмир стал заниматься благоустройством. Его начинания были продолжены его преемником. При Юсуфе I и Мухаммеде Пятом появляется самое большое количество построек. Усовершенствуется и расширяется Алькабаса, строятся дворцы, укрепляются стены, появляются знаменитый дворик со львами, башня Комарес, железные ворота. В 1492 году Альгамбра завоевывается католическим войсками и становится королевской резиденцией. Здесь строятся дворец Карла V, церковь Санта-Марии.

Позже счастливая судьба отвернулась от Альгамбры. Бурбоны не испытывали к ней никакого интереса и даже взорвали часть комплекса. Говорят, что хотели уничтожить весь дворец, но, к счастью, не сделали этого. В 1821 году значительный урон Альгамбре был нанесен землетрясением. Во второй трети XIX века здесь складывается колония романтиков, здесь творили Байрон, Гете, Шатобриан. Тогда же начинается реставрация дворца и постепенно складывается отношение к Альгамбре, как памятнику истории, культуры и архитектуры.

Архитектурный комплекс

Очень необычную для европейского города архитектуру имеет Гранада. Альгамбра была построена по мусульманским обычаям. Сегодня на посетителя в первый момент комплекс производит впечатление хаотического нагромождения построек, садов и дворов. Но в действительности планировка дворца была тщательно продумана. Каждая зона сгруппирована вокруг открытого двора. Входные ворота и сад предназначались для решения мелких дел, для приема посетителей, которым был закрыт путь внутрь. Далее шли парадные покои для приемов с прекрасными залами и дворами. Длинный проход, который вел в зал, назывался Ла Барка, он служил местом для приветственных речей. Самая интимная и самая красивая часть - личные покои. Здесь выделялась половина эмира и женская часть. Центр этой части - роскошный Львиный дворик. Также существовала отдельная зона - сад, который являлся настоящим произведением искусства. В первоначальном замысле до сегодняшнего дня комплекс не дожил. Часть построек была уничтожена, часть - застроена более поздними сооружениями. Но даже в этом виде дворец производит неизгладимое впечатление размаха и роскоши.

Мавританский стиль

Построена в восточном стиле Гранада. Альгамбра возводилась преимущественно арабами. Замок является превосходным образцом мавританского стиля, который родился в мусульманской, арабской культуре, но органично впитал черты испанского искусства. Архитектура мавров имеет ярко выраженную специфику. В первую очередь это связано с отношением к постройкам. Арабы исконно жили в пустынях, где комфортная жизнь возможна только в оазисах. Вот на такие оазисы они и старались сделать похожими все свои дворцы, отсюда возникает такая любовь к созданию садов, такая особая значимость воды в замках и парках. Архитектура мавров строилась на гармоничном сочетании таких фигур, как квадрат и куб, они являлись основой и конструкций, и декора. Узнать сооружения мавров всегда легко по большой орнаментальности и использованию каллиграфии в оформлении сооружений. Конструктивные приметы стиля мавров - это подковообразные своды, сводчатые потолки, часто сходящиеся в центре в форме восьмиконечной звезды. Планировочно постройки в этом стиле всегда центрировались двором, вокруг которого размещались сооружения разного назначения. Интерьеры отличались яркостью, использованием резьбы, мозаики, ковров, цветного текстиля. В Альгамбре мавританский стиль достиг пика своего расцвета, комплекс имеет более изящную и изысканную форму, чем постройки предыдущих периодов.

Дворец Насридов

Образцом является самая ценная часть комплекса - дворцы Насридов. К ним относят три автономных монументальных комплекса: Мешуар - здания для аудиенций и судов, дворец Комарес - официальная резиденция эмира для приемов, Львиный дворец - частные покои семьи правителя. Самая старая дворцовая часть - Мешуар, часть сооружений была перестроена в христианские времена. Однако главный зал, украшенный изразцами и цитатами из Корана, сохранил свой облик. Переход из Мешуара во дворец Комарес украшен золотыми изразцами. При Юсуфе I был возведен дворец Комарес со знаменитой Золотой комнатой. Входил в официальную резиденцию гость через эффектный Миртовый дворик, украшенный вечнозелеными шпалерами. Вокруг двора расставлены изящные ажурные колонны с арками. Дворец с башней Комарес связывает длинный зал приветствий Ла Барка, стены которого украшают гипсовая лепнина и изразцы. Высокая башня в 45 метров вмещает в себя крупнейший зал Послов. Его роскошный деревянный потолок изображает семь небес рая из Корана и окружен эффектным фризом в виде сталактитов. Самая роскошная часть дворца, частные покои, начинается со знаменитого Львиного дворика. Из двора можно попасть в зал Сталактитов, потолок которого украшен традиционным арабским способом - особыми складками. Также со двора можно войти в залы Королей, Правосудия, Двух сестер, Бифориев и Абенсеррахов. Каждый из них является образцом мавританского стиля эпохи расцвета. Здесь можно увидеть росписи, изразцы, лепнину.

Знаменитые дворы

Исламские жилища строились вокруг дворов, которые являлись главным центром жизни, поэтому они устраивались с максимальным удобством. Обязательный элемент оформления - фонтан, который обеспечивал прохладу и создавал умиротворяющее настроение. Главными в Альгамбре считаются Миртовый двор - центр общественной жизни дворца с большим водоемом посередине, окруженным миртовым бордюром, Львиный дворик - сердце личной жизни эмира, центром которого является фонтан с 12 фигурами львов, по периметру двора стоят изящные колонны с резьбой. Еще один двор на личной половине эмира - Альберки ("пруд"). Его окружают белые с колоннадами и прямоугольный пруд, обсаженный зеленью, в котором отражаются постройки. Все дворы заполнены колоннами и аркадами, которые создают желанную тень и придают пространству величественность. Роскошь отделки дворов поражает: это изразцы, изящная резьба колонн, орнаменты и каллиграфические надписи. Во дворце Хенералифе есть двор Воды, в центре которого разместился прямоугольный водоем, окруженный стенами и аркадами.

Башни и ворота

Альгамбра всегда существовала не только как дворец, но и как оборонительное сооружение. Поэтому ее стены украшены множеством башен, выполняющих дозорные функции. Всего в замке сохранилось более 15 подобных сооружений. Оружейная башня - одна из самых древних в крепости, она была возведена еще во времена постройки Алькабасы. Ее брутальный вид до сих пор производит впечатление мощи и надежности. Башня Пленницы XIII века служила местом заточения любимой жены эмира. Башня Пик строилась в комплексе с Окраинными воротами и защищала сады Хереналифе.

Ворота во времена арабов имели большое значение, они должны были не только быть крепкими, но и выражать определенную идею, выполнять эстетическую функцию. Древнейшими из сохранившихся являются Винные, украшенные красивыми стрельчатыми арками и резьбой. Железные ворота построены еще в XIII веке и являлись надежной защитой бастиона. Окраинные охраняли вход в сад Хенералифе.

Сады Альгамбры

Альгамбра знаменит своими садами не меньше, чем постройками. Эмиры стремились создать вокруг себя поэтому природе во дворцах уделялось порой больше внимания, чем зданиям. Вода и растения играют важнейшую выразительную функцию в архитектуре дворцов. Журчащая вода, аромат цветов и шелест листьев создают атмосферу абсолютного покоя и гармонии. Уже при входе во дворец посетитель попадал в сады Главного входа, каждый уголок которого тщательно спланирован, здесь продуманы фонтаны и водоемы. И повсюду очень много цветов: кусты, клумбы, вазоны - посетитель погружается в эту цветущую ауру и настраивается на дух сооружения. Каждый дворец окружен внешними садами и имеет внутренние, в которые вход посторонним был ограничен. Во внутренних высаживались самые редкие растения, самые красивые цветы. Раньше внешние и внутренние сады ограничивались друг от друга стенами, сегодня обычно между ними высажены боскеты, подстриженные в виде крепостных стен.

Дворец Карла Пятого

После захвата Альгамбры христианскими властями в нем возводится королевский дворец для Карла Пятого и его жены Сегодня экскурсии в Испании обязательно включают посещение этого сооружения. На фоне изящных и роскошных построек в мавританском стиле дворец выглядит инородным телом. Он выполнен в итальянском стиле маньеризма, его оштукатуренные стены и классические квадратные пропорции в другом месте были бы красивы, но здесь выглядят неуместно. Здание имеет внутренний двор, вымощенный камнем, он окружен двухэтажными аркадами из колонн с ионическими капителями. Сегодня там размещаются музей изящных искусств и музей Альгамбры.

Хенералифе

В XIII веке замок Альгамбра получил еще одну прекрасную резиденцию - летнюю, названную Хенералифе. Дворец состоит из основного здания, второстепенных построек и прекрасного сада. Главный дом построен в нарочито простом стиле, что резко контрастирует с дворцами Насридов. Здесь на первый план выходит природа. Главный двор Хенералифе - двор оросительного канала, вдоль которого высажены деревья и сделаны ряды водяных струй. Во дворце сделана превосходная смотровая площадка, с которой Гранада видна как на ладони. В XIX веке во дворце разбиваются Верхние сады с эффектной водяной лестницей и романтическим мирадором в неоготическом стиле. Нижние сады - это сооружение XX века, здесь нет былой утонченности, но красиво подстриженные кусты и разнообразные цветы делают место очень приятным для прогулок в летний зной.

Парталь

Отдельная зона Альгамбры - это Парталь. В начале XIV века здесь был построен дворец Смоковницы или Парталь ("портика"). Однако большая часть построек не сохранилась. Сегодня на этой территории можно увидеть башню Дам или, по-другому, башню Князя. Она встроена в наружную стену и состоит из портика с пятью арочными входами. В центре размещается традиционный прямоугольный водоем, украшенный растениями. С верхней площадки башни открывается красивый вид на Альгамбру. В конце XIX века немецкий предприниматель купил южную часть территории под частную застройку, он подарил землю испанскому королю, взамен испросив право вывезти в Германию роскошный потолок из кедра и тополя с резьбой, который сегодня демонстрируется в музее Берлина. К территории Парталя прилегают сады, в которых сохранились фундаменты жилищ вельмож.

Практическая информация

Для того чтобы попасть в Альгамбру, нужно заранее позаботиться о билетах. Пропускная способность объекта невелика, поэтому они расходятся быстро. Можно купить экскурсии в Испании и в Гранаде через интернет, но билет необходимо распечатать в кассах дворца. Для этого понадобится карта, по которой он был оплачен. Есть отдельные билеты для посещения садов и всех зданий, кроме дворца Насридов. Есть полные - для прохода во все объекты. Для дворца Насридов на билете будет указано точное время посещения, визит длится всего 30 минут, вторично пройти внутрь нельзя.

Блуждание по тесным улочкам Гранады закончилось и мы добрались до въезда в Альгамбру. Собственно говоря, она и являлась основной целью нашего посещения. В саму Гранаду тоже хотелось бы попасть на более длительный промежуток времени, но дефицит времени, связанный с планирование поездки не позволял этого сделать.


Про Альгамбру я много читал про нее в интернете, слышал от друзей-испанцев и для себя решил, что это место из разряда must visit, туда обязательно нужно попасть.

Итак, Альгамбра - жемчужина Испании, ярчайший пример арабско-персидского зодчества. Строительство этого комплекса происходило в период владычества династии Насридов (1230—1492), которые сделали Гранаду столицей исламской Испании. Альгамбра стала резиденцией Насридов, (сохранившиеся дворцы были построены в основном в XIV веке).


Альгамбра представляет собой огромный архитектурный ансамбль, состоящий из крепостных стен, башен, дворцов, садов, двориков, фонтанчиков. Все в нем переплетено с какой-то ювелирной изощренностью. Гуляя там ты незаметно попадаешь из одного элемента комплекса в другой.

Крепость была построена на лесистом холме Сабика и величественно возвышается над городом на фоне заснеженных вершин Сьерра-Невады


Попытались там найти место для бесплатной парковки, но занятие это было абсолютно бесполезное, так как все было абсолютно занято, либо парковка была запрещена. Встали на официальную парковку Альгамбры, правда так и не поняли как там платить. На информационном табло написана стоимость за минуту в евро с тысячными, а за целый день 17.80. Ну мы и прикинули, что столько заплатим если больше трех часов будет. В итоге, по прошествии 6 часов пребывания в Альгамбре мы заплатили примерно 11, 5 евро.

Предварительно изучая вопрос посещения этого чудного места мы узнали, что билеты можно приобретать заранее через интернет. Там есть несколько типов билетов: 1. Общий билет на посещение Альгамбры, садов Хенералифе и дворца Насридов 13 Евро. 2. Билет на посещение комплекса, но без дворца Насридов 7 Евро; 3. Ночной визит дворца Насридов, дворца и садов Хенералифе 8 Евро. Мы решили взять стандартный билет, включающий в себя посещение всего чего только можно. Но там есть определенная засада - при покупке необходимо привязываться к определенному времени входа во дворец Насридов. При покупке через интернет это проще, так как там видно на какие сеансы есть свободные места. При покупке на месте есть определенный риск, что тебе могут дать билет на неудобное время. Многие люди писали страшилки, что если не купишь заранее, то в этот день можно туда и не попасть. Очень это допускаю, но думаю, что это более типично для горячего сезона. Мы не стали брать билет заранее и в общем-то не прогадали. Мы долго блуждали по Гранаде, прежде чем попали к Альгамбре и однозначно не успели бы если бы взяли билет на то время которое было доступно.


2. Путь ко дворцу Насридов лежит через красивую аллею из аккуратно постриженных растений. Не знаю что это, но мне кажется что это кипарисы


Мы попали к Альгамбре примерно к 12.30, подошли к кассе, в которую было человек пять народу и через несколько минут входили на территорию. Билет во дворец Насридов у нас был на 13.30, т.е. оптимальнейшее для нас. Мы успевали дойти до него, пофотографироваться и спокойно осматривать эту главную достопримечательность Альгамбры.

3. Везде стоят указатели, благодаря которым заблудиться там никак нельзя.

4. Винные ворота.

У дворца Насридов уже скопилось некоторое количество туристов, готовых к осмотру достопримечательности. При входе в Альгамбру за какую-то денежку можно было взять аудиогид, но мы решили не тратить на него время, иначе там можно было бы смотреть слушая целую неделю

5. Крепостные стены Алькасабы. Алькасаба - это самая древняяя часть комплекса Альгамбры.

6.

7. Двор Мачука. Двор назван по имени архитектора Педро Мачука, который хранил свои планы в прилегающем здании, пока строил дворец Карла V.

8. Вид на Альбайсин. Белые стены домов - необходимое условие нормального существования жителей в своих жилищах в летнюю жару

9.

10. Народ затарился бутербродами и точит их потихоньку в ожидании времени входа

11. Вот я так и не понял - это реальные деревья, постриженные в форме крепостной стены или это реальные стены в обрамлении растений

Ровно в 13.30 служители начали запускать народ внутрь. Человек на входе у каждого брал билет и лично сканировал его в аппарате. Вот думаю, и не надоедает ему делать это на протяжении целого дня, улыбаться и всем говорить -"Привет!"

12. Вообще по регламенту на осмотр дворца Насридов отводится час, но на практивке никто не Вас оттуда не выгонит, если Вы задержитесь. Вообще, приходилось переламывать себя в желании подольше посмотреть какой-то объект повнимательнее. Времени было всего 6 часов, а надо было посмотреть все.


Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.

13.Зал Мешуара. В Мешуаре гранадские эмиры предоставляли аудиенцию своим подданным. Здесь же велась административная работа, вершился суд.

14.

15. Башня Комарес. Ее высота равна 45 метрам, а толщина стен 2,5 метра. Такая мощь позволяла эффективно защищаться от недругов

16. Дворец Комарес. Один из самых интересных памятников Альгамбры. Стены, покрытые изразцами - просто настощее произведение искусства.
Филиграннейшая резьба стен создает здесь фантастическую атмосферу

17.

18.

19. Дворец Комарес был официальной резиденцией эмира.

20. Очень понравились стулья, как я понимаю они все же достаточно современные и принадлежат смотрителям музея, а не Насридам))

21. Миртовый дворик. Один из самых известных планов во дворце Насридов. Ровная гладь пруда дает возможность сфотографировать дворец Комарес с красивым отражением.По краям пруда живая изгородь из мирта, собственно, поэтому дворик так и назвали - Миртовый

22. Погода чудная, не холодно, небо ясное, голуби принимают водные процедуры

24.

25. Дворец Львов. И львиный же дворик. Дворец выполнял роль покоев эмира Мухаммеде V . В стиле этого здания уже чувствуется влияние христианского искусства. Двор окружен арками, опирающимися на 124 колонны.

26. Вестибюль входа во Дворец Львов

27.

28. Зал сталактитов

29.

30. Шикарнейшая фактура стен, выложенная записями из Корана

31.

32.

33. Солнце движется ближе к закату. Время бежит со страшной скоростью, а столько еще нужно посмотреть

34. Зал Абенсеррахов. Был назван так по имени якобы обезглавленных здесь мужей рода Абенсеррахов, один из которых вроде как развлекался с женой султана. А тот возьми да поймай его, ну заодно и всю родню под нож. Как это часто бывает, мрачные легенды сопровождают многие туристические места

35.

36. Небольшой дворик с фонтаном в окружении кипарисов

37. Покои Карла V

38.

39.

40. Прекрасный вид на Альбайсин

41. Замечательные черепичные крыши создают характерный гранадский пейзаж

42. Дворец Хенералифе

43.

44. Никогда раньше не видел как растет хурма, а тут ее целые заросли

45. Вот, правда, название по испански у хурмы как-то не очень у них симпатичное. А по вкусу то сладенькая:)

47.

48.

49.

50. Птичка-невеличка

Продолжение следует....