Кто построил регистан в самарканде. Ансамбль регистан — медресе улугбека

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: (1417 - 1420), Медресе Шер-Дор (1619 - 1636), (1647 - 1660).

В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу — бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека.

Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.

Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.

В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.

В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).

На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - «живут в нём учёные».

Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека - историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.

Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы - самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл - только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом - преувеличенно большими размерами дверных ниш.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.

Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.

В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен - беспримерный случай в мировой практике.

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.

Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля - Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.

Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий - худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.

Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646-1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.

Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловые башни - гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.

В городах Среднего Востока главные площади называли Регистаном. И на сегодняшний день самая известная и великолепнейшая по своей красоте площадь находится в центре старого Самарканда. Красота и величие этого места не оставляет равнодушным ни одного человека, кто хотя бы раз побывал на этой земле. В переводе с узбекского языка Регистан означает «место, покрытое песком». Такое название появилось неспроста. Дело в том, что согласно легендам на такой площади с XV по XX век проводили публичные казни и для того, чтобы кровь лучше впитывалась в землю, её посыпали песком. Бытует также мнение, что Тамерлан выставлял здесь напоказ головы жертв, наколотые на штыри. Но помимо жёстких расправ, площадь Регистан была местом, где собирали народ для оглашения королевских указов. Перед каждым оглашением нового указа, народ оповещался громким звуком медных труб. Но не за этими историями и легендами люди едут в Самарканд, а чтобы увидеть величайшие сооружения исламского мира.

На площади Регистан Самарканда, замощённой булыжником и кирпичом, возносится прекрасный архитектурный ансамбль из трёх медресе, который в 2001 году включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое старое из них – медресе Улугбеке, которое было возведено правителем Тимуридов и учёным Улугбеком в 1417 – 1420 годах. Здание имеет высокую стрельчатую арку, над которой красуется мозаичное панно из резной и поливной керамики и цветных кирпичиков. Именно в этом медресе читали свои лекции, известные на то время учёные, такие как Ал-Кушчи, Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши и сам Улугбек.

Медресе Улугбеке занимало западную часть Регистана. Напротив него несколькими годами позже построили ханаку Улугбека, а на северной стороне располагался караван-сарай. Эти два сооружения не дошли до наших дней, так как на их месте в XVII веке построили ещё два медресе: Шердор (1619 – 1636) и Тилля-Кари (1646 – 1660).

По распоряжению Ялангтуша Бахадура (правителя Самарканда) на месте обветшалой ханаки начали строительство нового медресе – медресе Шердор. Здание практически зеркально отображает медресе Улугбека, но в искажённых пропорциях. Основное его отличие – это большого размера купол, который возможно является причиной постепенного разрушения здания. На входном портале красуется герб Самарканда, а сверху арабским шрифтом написано «Господь Всемогущ!».

Герб Самарканда – барсы с солнцем на спине.

Глазурованный кирпич, мозаичные росписи и мозаичные наборы украшают наружный и внутренний фасад, а на стенах можно прочитать цитаты из Корана. По своей изысканности медресе Шердор уступает медресе Улугбеку, но это никак не уменьшает его значимость среди лучших архитектурных памятников города.

На месте бывшего караван-сарая монументально и величественно располагается третье медресе – медресе Тилля-Кари. Фасад данного здания состоит из главного портала и фронтальных двухъярусных крыльев с угловыми башнями, а во дворе находится купольное здание мечети. Для декора медресе обильно использовали позолоту, благодаря чему оно получило своё название, которое означает «отделанное золотом». Помимо того, что в этом заведении обучали студентов, медресе Тилля-Кари выполняло роль соборной мечети.

Знакомство с площадью Регистан будет не полным, если не затронуть и другие сооружения, которые находятся на ней. Если взять за ориентир медресе Тилля-Кари, то к востоку от него располагается мавзолей Шейбанидов. Он представлен нагромождением надгробий, самое старое из которых относится к XVI веку.

За медресе Шердор находится древний торговый купол Чорсу. Это шестигранное купольное сооружение построили в XV веке. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, а для восстановления его полной высоты пришлось счистить трёхметровый слой грунта. На сегодняшний день в нём расположена галерея изобразительного искусства, где все желающие могут насладиться выставочными работами узбекских скульпторов и художников. Именно это здание подтверждает статус площади Регистан в качестве торгового центра Самарканда.

В заключение о центральной площади Самарканд хотелось бы сделать акцент на то, что ни красноречивые слова, ни самое красивое фото не в состоянии описать и передать то, прекрасное и удивительное ощущение, которое поглощает человека, стоящего на этой исторической земле.

Площадь Регистан (Registon) находится в Узбекистанском городе Самарканд. Словом регистан в средневосточных городах обычно именовали центральные площади города. Самаркандская площадь известна находящимся на ней уникальным ансамблем — одним из наиболее красивых примеров исламской архитектуры. В центре этого комплекса — три медресе, относящиеся к XV-XVII векам, прекрасные памятники восточного зодчества. Архитектурный ансамбль включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слово «регистан» в узбекском языке сложено из двух: «рег» — песок и «стан» — место. При их сложении получается перевод: «место, покрытое песком».

Существуют версии о том, что песок на площадь сыпали для впитывания крови после публичных казней, проводившихся на площади. Есть также предположения, что Тамерлан размещал здесь головы своих врагов на штыках — для устрашения и назидания. Кроме того, жители приходили на площадь, чтобы послушать указы эмира. Площадь также была важным пунктом Великого шелкового пути.

История площади Регистан

Одним из древнейших мусульманских учебных заведений в Средней Азии является медресе Улугбека . Работы по его строительству велись в течение нескольких лет с 1417 по 1420 годы. Медресе возведено на площади по распоряжению правящего внука Тамерлана — Мирзо Улугбека, выдающегося ученого, поэта, особое внимание уделявшего астрономии. Появление учебного заведения послужило славе Самарканда как центра науки на средневековом Востоке. В медресе было сделано четыре сводчатых помещения, обнесенных стенами с трех сторон и открытых с четвертой стороны. На первом этаже сооружения были лекционные залы, на втором — залы для отдыха. По периметру квадратного внутреннего двора установлены ниши, ведущие к кельям для студентов. Помещения могли вместить более 100 студентов. На задней стороне двора построена мечеть, а в углах здания — минареты. Сверху над стрельчатой аркой восточного портала — орнаментальное мозаичное панно из разноцветных кирпичей и керамики.

Туристы могут подняться на минарет медресе Улугбека, откуда открывается хороший вид на площадь сверху.

Лекции в медресе, занимавшем одну из первых позиций среди духовных учебных заведений на мусульманском Востоке в XV веке, читали известные ученые, в том числе сам правитель Улугбек. Учащиеся изучали математику, геометрию, логику, естественные науки, богословие, учения о человеке и мировой душе.

Медресе Улугбека заняло западную часть площади, на противоположной стороне спустя несколько лет была сооружена ханака (обитель) Улугбека. На севере площади возвели общественное место караван-сарай, служившее для отдыха путешествующих и торговых караванов. К началу XVII века последние два сооружения были заброшены и сильно разрушены, поэтому здесь были возведены новые здания.

Там, где была ханака, возвели («обитель львов»). Строительным материалом послужили сохранившиеся остатки бывшей резиденции Улугбека. Название Шердор связано с тем, что на главном портале изображены барсы — герб Самарканда. Кроме диких кошек, здесь можно увидеть один из самых древних символов многих народов — свастику в большом размере. Высота минаретов у главного фасада составляет 31 метр. Строительство велось на протяжении 17 лет до 1636 года. Медресе Шердор как отражение в зеркале повторяет медресе Улугбека, но отличается непропорционально большим куполом и обладает меньшей изысканностью, чем медресе напротив. Считается, что именно из-за нарушения пропорций началось разрушение купола, спустя несколько лет после завершения строительства. Выражения из Корана прописаны на стенах сооружения. Внутри и снаружи украшения и декор выполнены из глазурованного кирпича, мозаики и росписью с золотом. Декором сооружения занимался мастер Мухаммед Аббас.

В 1646 году площадь Регистан украсило , появившееся на том месте, где ранее был караван-сарай. Декор медресе богат позолотой, с этим связано и название — «отделанное золотом». Позолота также применяется в используемой в интерьере технике настенной росписи «кундаль» с растительным орнаментом. Использовались и другие техники декора: мозаика и майолика с растительным и геометрическим орнаментами. По сторонам от центрального портала расположены крылья с двумя ярусами, в них есть ниши в виде арок и башни в углах. В западной части двора сооружена купольная мечеть. В результате землетрясения часть медресе Тилля-Кари, в том числе главный купол, сильно пострадала.

Медресе Тилля-Кари стоит в центре площади, а по бокам — два ранее построенных медресе. Сооружения построены в разное время, каждое медресе отличается своими характерными украшениями, а вместе они создают неповторимый ансамбль.

В начале XVI века в Самарканде было создано погребальное сооружение, имевшее форму прямоугольной призмы, это семейная усыпальница — дахма рода Шейбанидов (в некоторых источниках называется мавзолеем). В XIX веке это нагромождение надгробий перенесли на территорию площади Регистан.

В начале XVIII века город переживал кризис после того, как Самарканд перестал быть столицей ханства, а главным городом стала Бухара. В этот период город потерял свое место в Великом шелковом пути. В середине XIX века на площади возобновляется различная деятельность. Реставрация медресе была проведена в XX веке: началась во время Советского Союза, а завершилась уже в годы независимости Узбекистана. При работах были соблюдены древние узбекские традиции, а также организованы исследования архитектуры и истории площади.

Сейчас на площади проходят крупномасштабные мероприятия и праздники. В торговом куполе Чорсу , построенном на площади еще в XV веке, работает галерея с работами местных художников и скульпторов, а в Средние века здесь был большой рынок.

Для туристов работают лавочки с изделиями, сделанными местными мастерами. Вход на площадь — платный, для иностранных туристов стоит от 25 000 до 35 000 сум, для местных цены значительно ниже. Билеты нужно приобретать в кассе возле главного входа, а не у подходящих к туристам охранников. На входе предлагаются также услуги экскурсоводов, которые рассказывают историю площади и проводят по лучшим сувенирным лавкам. По мнению некоторых путешественников, площадь становится похожа на большой сувенирный рынок из-за большого количества продавцов.

Туристы в отзывах отмечают особенно красивый вид площади Регистан, когда включается подсветка, поэтому рекомендуют вернуться сюда вечером после 19.00 часов. Однако стоит помнить, что внутрь медресе можно пройти с 09:00 до 17:00 часов. Иногда на площади проводится лазерное шоу, рассказывающее об исторических событиях (начало — в 21:00).

Как добраться до площади Регистан в Самарканде

Площадь находится по улице Регистанской, в старом центре города. Обычно именно с Регистана начинается осмотр достопримечательностей города. Доехать сюда можно на автобусе:

  • № 41, 92, остановка «Площадь Регистан»;
  • № 1, 5, 9, 10, 19, 22, 23, 27, 31, 33, 35, 44, 45, 54, 56, 60, 64, 88, 89, 99, остановка «ул. Дагбитская».

До площади можно доехать на такси: в Самарканде работает сервис Maxim, а также местные службы iTaxi, Taxi OK.

Панорама площади Регистан на Google Maps:

Видео о площади Регистан в Самарканде:

Площадь Регистан в Самарканде является культурно-историческим центром и сердцем города с тысячелетней историей. Ее формирование началось на стыке 14-15-х веков и продолжается поныне. Достоянием мирового масштаба является ансамбль из трех изящных медресе Шердор, Улугбека и Тилля-Кари, представляющих собой непревзойденный шедевр персидской архитектуры. С 2001 года архитектурный комплекс находится под защитой ЮНЕСКО.

Описание

Городов с площадью Регистан в Средней Азии достаточно много, но именно самаркандская является самой большой и самой ценной с точки зрения культурного наследия. Расположена она в историческом центре Самарканда, одного из важнейших населенных пунктов Узбекистана.

Фото площади Регистан впечатляет, с одной стороны, красотой, с другой - величием расположенных здесь объектов. Бирюзовые купола возвышаются над покрытыми восточной вязью университетами-медресе, а огромные входные арки словно приглашают в неизведанный мир знаний. Видимо, не случайно Самарканд во времена Средневековья являлся ведущим мировым культурно-просветительским центом, где, помимо Корана, философии и теологии, изучали математику, астрономию, медицину, архитектуру и прочие прикладные науки.

Название

На арабском «рег» означает один из типов песчаных пустынь. Отсюда напрашивается вывод, что местность некогда была покрыта песком. Здесь и начинаются научные предположения о происхождении названия площади Регистан.

По одной из версий, раньше тут пролегал ирригационный канал. На его дне скопилось много песка, и когда в результате застройки города воду осушили, территория стала напоминать участок пустыни.

По другой версии, еще со времен завоевателя Тимура площадь служила местом публичных казней. Чтобы кровь не растекалась и не воняла в условиях жаркого климата, грунт засыпали слоем песка. Впрочем, подтвердить либо опровергнуть данные версии не представляется возможным. Известно только, что на момент смерти Тимура (1405 год) ни одного из ныне существующих сооружений еще не было построено.

Ранняя история

Площадь Регистан первоначально представляла собой типичный средневековый городской квартал, застроенный жилыми хижинами, лавками, мастерскими, торговыми рядами. Не было и намека на архитектурное планирование. К площади со всех сторон сходились 6 радиальных улиц Самарканда (Мараканды). На пересечении четырех из них (в частности, ведущих к Бухаре, Шахрисабзу и Ташкенту) женой Тимура, которую звали Туман-ага, в конце XIV века был построен небольшой торговый пассаж купольного типа Чор-су (Чорсу). В переводе с узбекского он так и звучит: «четыре угла».

Со временем властителем державы Тимуридов стал внук Тимура - Мирзо Улугбек. В отличие от воинственного дедушки (также известного под именем Тамерлан), он проявлял живой интерес к наукам и впоследствии стал выдающимся просветителем своего времени.

При Улугбеке начинает формироваться нынешний облик площади Регистан. В самом начале XV века здесь был построен первый крупный объект - тим (крытый рынок) Тильпак-Фурушан. Он стал привлекать торговцев со всего региона, для их постоя рядом был возведен караван-сарай Мирзои. Четыре года спустя Великий хан строит богато украшенную ханаку - обитель для дервишей (странствующих монахов).

Медресе Улугбека

Постепенно площадь Эль-Регистан из торговой стала превращаться в парадные ворота Самарканда. Началом преображения стало строительство медресе. Улугбек, увлекавшийся астрономией, повелел возвести на месте крытого рынка крупнейший на востоке духовно-просветительский центр, совмещенный с обсерваторией.

Даже в теперешнем состоянии медресе Улугбека впечатляет гармоничным сочетанием монументальности и изящества. Но на момент постройки в 1420 году оно было еще прекраснее. Четырехугольное в плане здание размерами 51x81 м венчали четыре купола бирюзовых оттенков. В каждом из углов возвышались трехъярусные минареты. Согласно восточной традиции зодчества в центре находился закрытый двор 30x30 м. Основная аудитория, она же мечеть, располагалась в задней части. Вопреки ожиданиям, там же был главный вход. Гигантская арка, обращенная к площади, выполняет декоративно-символические функции, олицетворяя силу знаний.

Горькие уроки истории

К сожалению, Медресе Улугбека не дошло до нас в первозданном виде. Виной тому и землетрясения, и человеческое безразличие, и военные конфликты. После 200 лет процветания, будучи крупнейшим и самым уважаемым средневековым университетом, учебное заведение стало постепенно приходить в упадок. Виной тому перенос столицы государства Мавераннахр из Самарканда в Бухару.

В XVI веке во время правления эмира Ялангтуша Бахадура медресе было отреставрировано. Однако в XVIII веке регион охватили междуусобицы и народные волнения. Власти распорядились снести второй этаж здания, дабы повстанцы не могли обстреливать сверху правительственные силы. Таким образом, исчезли чудесные купола цвета весеннего неба. Также пострадала отделка. Позже начали падать минареты вследствие природных катаклизмов и по причине воровства местными жителями кирпичей из основания кладки. После сильного землетрясения, произошедшего в 1897 году, сооружение превратилось в руины.

Возрождение

Сохранились старые фото площади Регистан в Самарканде начала XX века. На них видно, что медресе Улугбека находилось в плачевном состоянии. Уцелели арка и первый этаж основного корпуса, а также нижние (самые высокие) ярусы передних минаретов. Отделка фасадов была сильно повреждена.

К тому времени в регионе устанавливалась советская власть, уделявшая большое внимание просвещению. В 1918 году северо-восточный минарет начал быстро накреняться, угрожая упасть на многочисленные лавочки и торговые ряды, ютившиеся поблизости. Комиссия Туркомстариса по надзору за сохранением исторических памятников разработала план спасения уникального сооружения. К проекту подключился выдающийся инженер Владимир Шухов, который предложил оригинальный способ выравнивания минарета, который с успехом был осуществлен.

Позже архитектурный комплекс был поставлен на реставрацию, которая заняла 70 лет. Пик работ пришелся на 1950-1960 годы. В 1965-м выпрямили и укрепили юго-восточный минарет. В 90-е силами уже Узбекистана восстановлен второй этаж.

Медресе Шер-Дор

Не менее впечатляющим памятником архитектуры площади Регистан является медресе Шер-Дор. Его возвели на месте обветшавшей ханаки Улугбека по указанию Ялангтуша Бахадура в 1636 году. Строительство велось 17 лет под руководством зодчего Абдул Джаббара, за роспись и декор отвечал Мухаммед Аббас.

Конфигурацией здание походит на стоящее напротив медресе Улугбека. Фасад парадной арки украшают снежные барсы (символ древней Мараканды), несущие на спине солнце. Они и дали название университету: Шер-Дор - «обитель львов». Отличительной особенностью комплекса являлся непропорционально большой центральный купол. Под его весом сооружение через несколько десятков лет начало деформироваться.

Впрочем, медресе продолжает славные традиции персидских зодчих. Ажурная позолоченная вязь цитат из Корана переплетается с геометрическими спиралевидными узорами из глазурованного кирпича и утонченной мозаикой. Отделка стен сохранилась достаточно хорошо, но часть минаретов была разрушена.

Медресе Тилля-Кари

Относится к тому же историческому периоду, что и Шер-Дор. Оно занимает центральное место на площади Регистан. Построено в 1646-1660 годах на месте караван-сарая Мирзои. Благодаря особенностям отделки оно получило название Тилля-Кари - «украшенное золотом». Медресе также выполняло функции соборной мечети.

Здание значительно отличается архитектурным стилем:

  • передний фасад украшают два яруса худжр (келий), обращенных к площади арочными нишами;
  • вместо неустойчивых минаретов по углам возвышаются небольшие башенки с куполами, называемые «гульдаста»;
  • заднюю часть занимает мечеть с большим куполом.

Центральный портал также монументален, как и у соседних медресе. В отделке широко использована майолика и мозаика с характерным растительно-геометрическим орнаментом.

Из глубины веков

Как ни печально, но из-за гражданских войн, вторжения соседей и набегов кочевников Самарканд к середине XVIII века был практически заброшен. В отдельные годы в городе не оставалось жителей. По улицам бродили разве что охотники за сокровищами, дервиши да дикие звери. Медресе неумолимо разрушались, а площадь занесло 3-метровым слоем песка, что символично, учитывая ее название.

К 1770 годам власть стабилизировалась, и в Самарканд потянулись жители. Регистан, как в лучшие годы, оглашали крики торговцев, ремесленники представляли свое умение, а многочисленные покупатели приценивались к товарам. Царские власти в 1875 году провели «большой субботник». Сняли наносной грунт (достигавший толщины 3 метров), очистили нижние этажи зданий, замостили площадь и прилегающие улицы. С приходом в 1918 году Советской власти медресе были закрыты и превращены в музеи. Весь последующий период большие средства направлялись на реставрацию регистанского архитектурного ансамбля.

Сегодня он является главным символом древней Мараканды и Узбекистана в целом. Согласно отзывам туристов, комплекс сохранил дух старины. Находясь рядом с ним, человек чувствует свою сопричастность с великой историей. Несмотря на монументальность, здания не давят своими размерами. Они выглядят изящно, а воздушная вязь орнаментов словно устремляется в небо.

: 39°39′17″ с. ш. 66°58′32″ в. д.  /  39.65472° с. ш. 66.9755556° в. д.  / 39.65472; 66.9755556 (G) (Я)

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком . Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории , принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем . Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью , над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола , а по углам здания располагались четыре минарета . Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом , выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами . В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми , Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши , Ал-Кушчи , а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека , возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол , что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана , на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика , а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда . Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар , поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку . Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани , который в 1500 году , с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару , свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов . После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент . В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан . Шейбаниды остановили наступление Сафавидов , которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации .

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено . В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века . Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году , на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

    Ulugbek Madrasa 2007.jpg

    Registan - Sherdor madrasa.jpg

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

См. также

Напишите отзыв о статье "Регистан (Самарканд)"

Примечания

Литература

  • Веймарн Б. Регистан в Самарканде. - М., 1946. 104 с. (Серия «Сокровища зодчества народов СССР »).
  • Регистан (парадная площадь) - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки


Отрывок, характеризующий Регистан (Самарканд)

Она обращалась к нему всегда с радостной, доверчивой, к нему одному относившейся улыбкой, в которой было что то значительней того, что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо. Пьер знал, что все ждут только того, чтобы он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. Тысячу раз в продолжение этого полутора месяца, во время которого он чувствовал себя всё дальше и дальше втягиваемым в ту страшившую его пропасть, Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Он хотел решиться, но с ужасом чувствовал, что не было у него в этом случае той решимости, которую он знал в себе и которая действительно была в нем. Пьер принадлежал к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуют себя вполне чистыми. А с того дня, как им владело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны, несознанное чувство виноватости этого стремления парализировало его решимость.
В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы.
Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда то красивая, представительная женщина сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости – старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели домашние, Пьер и Элен, – рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа, подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней и ее смех; с другой – рассказ о неуспехе какой то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам, с шутливой улыбкой на губах, последнее – в среду – заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичем Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа, и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.
– Так таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? – спрашивала одна дама.
– Да, да, ни на волос, – отвечал смеясь князь Василий. – Сергей Кузьмич… со всех сторон. Со всех сторон, Сергей Кузьмич… Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей … всхлипывания… Ку…зьми…ч – слезы… и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы… так что уже попросили прочесть другого.
– Кузьмич… со всех сторон… и слезы… – повторил кто то смеясь.
– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.