Самый загадочный остров курильской гряды. Подземный японский город на краю света: какие еще тайны прячут в себе сопки острова Матуа (12 фото)

С недавнего времени упоминание о небольшом острове Матуа Курильской гряды стало частым не только в российских, но и зарубежных СМИ. Так чем же этот «таинственный остров» так прославился?

«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа.

Напомним, в начале мая к самому малоизученному курильскому острову Матуа отбыла научная экспедиция, в составе которой шесть (!!!) военных кораблей Тихоокеанского флота, на борту которых более двухсот человек - ученых и специалистов, оснащенных тяжелой техникой, средствами подземного поиска, различными материалами и оборудованием.

Экспедиция организована не общественниками или полуподпольными искателями сокровищ, что случалось не раз, а впервые совместно Русским географическим обществом (РГО) и самим Министерством обороны РФ. Напомним также, что генерал армии Сергей Шойгу не только министр обороны Российской Федерации, но плюс к этому президент РГО. Согласитесь, это наводит на определённые мысли.

«Много загадок, много интересного, остров таинственный», - напутствуя участников экспедиции сказал президент РГО и министр обороны, отметив, что на Матуа множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, дорога, идущая к вулкану... Он не скрывал, что в экспедиции - спелеологи, исследователи подводных миров, военные специалисты.

«И по военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения советских войск. И куда исчезли две трети гарнизона, который находился на этом острове», - напомнил Сергей Кужугетович.

Такая степень осведомленности высшего должностного лица военного ведомства России говорит о том, что обстановка изучена и решение на рекогносцировку принято.

Да и возглавляет экспедицию заместитель командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмирал Андрей Рябухин. А это уже прямое целеуказание на «разведку боем местности».

Полностью приоткрыл занавесу таинственности командующий войсками Восточного военного округа (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин: «Российские военные рассматривают возможности базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) на острове Матуа Курильской гряды» – заявил он.

1. Остров Матуа – одна из геологических и исторических жемчужин Курильской гряды. Остров вытянут меридионально в форме овала, выпуклого на восток, слегка вогнутого с запада. Длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км, площадь 52 км2.

Большую часть острова занимает конический действующий вулкан Фуё (пик Сарычева) высотой 1485 м, постоянно дымящийся и временами выбрасывающий потоки лавы, стекающие из кратера по северо-восточному склону.

Имя своё вулкан получил в честь почётного члена Петербургской Академии, адмирала Г.А. Сарычева. Этот полярный исследователь первым наиболее точно установил положение острова Матуа.

К берегу они приобретают вид холмов и, все более снижаясь, переходят в плоское песчаное прибрежье с двумя мысами; продолжением последних являются подводные рифы до 1,8 км длиной.

Склоны горы Фуё расчленены ложбинами, но большей частью покрыты каменными россыпями, особенно мощными у подошвы.

Примерно третью часть подножия вулкана занимают низкорослые кустарники. Свой карликовый рост, не более метра, они, очевидно, компенсируют необыкновенной плотностью. Заросли такие густые, что не продерешься.

На высокогорье начинается полоса альпийских лугов. А ещё выше – неустойчивый шлак и камни. На предвершинье гидросольфаторы обильно выбрасывают в воздух струи водяного пара.

Кратер, из которого с шипением и гулом вырываются сернистые газы, до краев заполнен лавой. С юго-восточной стороны его стенки возвышаются над его кипящим нутром на 40 м. С восточной стороны они почти сходят на нет, а на западе практически сравнялись с уровнем вулканической воронки.

Есть версия, что с этой стороны часть кратера специально была подорвана японцами, чтобы при извержении лава стекала в Охотское море. С 1760 года известно не менее десятка извержений вулкан.

Так 1946 г. взрывной волной ужасающей силы вулканические бомбы выбросило через пролив Двойной (1,6 км) на остров Топорковый. Пепел извержения достиг аж самого Петропавловска-Камчатского. Раскалённые лавины в тот год стекли в бухты, сформировав три новых мыса.

В другой стороне острова гигантская волна цунами, проникшая вглубь пологого побережья бухты Айну, принесла и нагромоздила огромные стволы деревьев, смыла слой грунта и открыла входы в старые полузатопленные штольни. Подобные сооружения пробиты в скалах по всему острову.

Самый южный мыс острова Матуа носит название Юрлова по имени шкипера, который входил в состав Второй Камчатской экспедиции и перезимовал на острове в 1756-1757 гг. Правда, в карты закралась опечатка, и теперь это место часто называют мысом Орлова.

Полностью закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем.

На практике же удобное и относительно безопасное место есть. Это то пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы.

Подходы к островам с моря всюду безопасны на расстояние до 0,18 км от берега. Якорные стоянки - в двух бухтах.

Бухта Айну (Айну, Ainuwan) расположена на юго-западе острова и служит убежищем немногим судам при штиле и восточных ветрах. Глубина 14-25 м; грунт песчаный. Высадка удобна на песчаный берег близ устья речки Хесупо.

Бухта Ямато (Ямото). Расположена между островами Мацува и Иваки. Лучшая из всех бухт гряды. Перемычкой, соединяющей острова, она делится на две части. Пройти из одной бухты в другую можно по ложбине близ о. Иваки, глубиной 9 м.

Грунт в обеих частях бухты песчаный. В зависимости от ветров можно пользоваться то северной, то южной частями бухты

Несмотря на близость весьма беспокойного и грозного вулканического «соседа», айны с незапамятных времён обустраивали на Матуа свои жилища, которые располагались на берегу единственного пресного ручья. Последние айнские семьи японцы переселили на Шикотан в начале ХХ века.

После русско–японской войны 1904–1905 годов, по Портсумскому договору острова Курильской гряды и половина Сахалина отошли Японии. Японцы давно положили глаз на остров Матуа из-за его удачного серединного – географического положения, не туманного климата и удобства якорных стоянок судов различного типа.

Они оборудовали на Матуа рыболовные станы, звероводческую станцию и морской заповедник. Тогда здесь были сооружены сторожевой пост, метеостанция, синтоистский храм.

Фортификационные сюрпризы, военные тайны и политические загадки острова Матуа

В годы Великой Отечественной войны японцы превратили Матуа в военно-морскую крепость – чудо фортификационного исскуства.

Всё побережье острова по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению.

Причём их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвлённую сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

В одной из береговых скал многочисленные военнопленные китайцы и корейцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Её стены были аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

Ещё более тщательно сооружался аэродром острова.

Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолёты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления по трем (!!!) взлетно- посадочным полосам (ВПП) шириной до 85 метров и длиной до 1850 м.

Японские инженеры предусмотрели и "антиоблединительную " конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлётной полосы японским лётчикам не грозило, и самолёты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

Большая часть фортификационных работ тщательно замаскирована и до сих пор. Вот частное мнение исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: "Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре. Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека.

Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.»

Но и эти бросающиеся в глаза или замаскированные грандиозные сооружения - только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более 70 лет, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа.

По своим фортификационным данным военно - морская крепость Матуа теоритически, да и практически неприступна. Уж поверьте на слово автору – по военному образованию офицеру- фортификатору.

Однако 26 августа 1945 года 40 советским пограничникам «доблестно» сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров.

Но трофеи составили всего лишь 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98 гранатометов, что явно «не густо» . К тому среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа, отсутствовали артиллерийские орудия, зенитные установки и танки.

Почему? Где продукты питания, запасы обмундирования и средств связи гарнизона. А куда исчезли около 10 000 военно-пленных китайцев и корейцев?

Вообще-то, вопросов в истории высадки советских войск на Матуа множество. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: "Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас и пленных, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение".

Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться.

И ли вот еще. На Потсдамской конференции 1945 года Президент США Гарри Трумэн, не с того не с чего обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, которые должны быть заняты советскими войсками – Матуа.

«Для друзей ничего не жалко!» - ответил генераллисимус. Но в качестве «аллаверды» попросил один из Алеутских островов.

Чем же маленький островок Матуа так привлёк президента Америки? Разгадку этому, возможно, стоит искать в тайнах разработки и овладения ядерным оружием США, СССР, Германии и Японии. Да, да и Японии.

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако.

По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч.Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о разработке японцами ядерного оружия на одном из островов Курильской гряды (Матуа?) и о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этих объектах в тайне от СССР.

Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолёты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалёку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошёл взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости Матуа действительно шли разработки самого страшного оружия XX века - ядерного, то это даёт ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Может быть и интерес американского президента к Матуа, и не вовремя проснувшийся вулкан, и отказ японцев в предоставлении материалов - не случайная цепь событий? И может быть, в тайных, ещё не найденных подземельях острова-крепости скрывается не только проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

Скажете – выдумки. Тогда прошу обратить внимание на самые свежие факты. Не успела означенная экспедиция отправиться к Большой Курильской гряде, как премьер-министр Японии вдруг поспешил отправится...

Вовсе не в Вашингтон, а Сочи, к президенту России Владимиру Путину, проигнорировав настойчивые рекомендации «старшего брата» - президента США - воздержаться от подобного шага. Подробности сей высокой встречи так и остались «тайной за семью печатями». Не думаю, что это случайное совпадение фактов и событий. В прочем время покажет.

Лучше поздно чем никогда

Разгадка сюрпризов, тайн и загадок острова Матуа дождалась таки своих исследователей. В сегодняшней экспедиции принимают участие корабли Тихоокеанского флота - большой десантный корабль «Адмирал Невельской» и киллекторное судно КИЛ-168.

На борту - представители министерства обороны, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота, а также Русского географического общества, московские специалисты в сфере почвоведения, геоморфологии, палеогеографии и других наук.

«Японцы создали на Матуа внушительное количество объектов противодесантной обороны, возвели многочисленные долговременные огневые точки, - рассказал один из участников экспедиции Игорь Самарин. - Наша задача найти их, описать, нанести на карту. Я уже дважды бывал на Матуа, занимался этой работой. Но там ещё столько неизученных объектов, не на одну такую экспедицию хватит».

Кроме научных задач, военное руководство рассматривает возможность перспективного базирования там сил Тихоокеанского флота. А пока на острове развёрнута вся инфраструктура, необходимая для обеспечения жизнедеятельности участников экспедиции.

Силами военных ВВО на Матуа уже оборудован полевой лагерь, организованы водо- и электроснабжение, созданы узел связи и пункт материально-технического обеспечения. Одна из задач, которую озвучили - оценка состояния местного аэродрома.

Экспедиция обустраивается на о. Матуа, май 2016-го...

В штабе Восточного военного (ВВО) округа отмечают, что ВПП аэродрома неплохо сохранились. «Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», - информировала пресс-служба ВВО.

"Полноценной авиационной базой российских Воздушно-космических сил (ВКС) со временем станет аэродром на острове Матуа Курильской гряды", – считает экс-главком ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

П.Дейнекин отметил, что одним из важных критериев по оценке воздушной мощи государства является наземная инфраструктура. «В военном деле имеется такое понятие как оперативная плотность базирования. Когда на одном аэродроме находится большое количество авиационной техники, она может быть выведена из строя за один ракетный удар или авиационный налет противника. И чтобы не повторился авиационный погром 1941 года, наша аэродромная сеть расширяется».

Научно-изыскательская экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по восстановлению аэродрома на острове Матуа в центре курильской гряды, передает Минобороны России.

Проведено обследование взлетно-посадочной полосы (ВПП), подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов.

Аэродром имеет три ВПП длиной более 1200 м и шириной 85 м с бетонным и асфальтовым покрытием.

«Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу», - заявил П.Дейнекин.

Штаб Тихоокеанского Флота (ТОФ) информирует, что экспедиция министерства обороны и Русского географического общества начала на острове Матуа инженерные работы по востановлению причальных соооружений острова Матуа, а также исследует укрепления времен Второй Мировой войны.

Первоочередная задача – подготовки прибрежного участка острова в бухте Двойная для подхода большого десантного корабля "Адмирал Невельской" к берегу способом «на упор» для проведения полноценных погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме того специалисты уже приступили к обследованию ранее обнаруженных подземных фортификационных сооружений.

Также ведется активный поиск точек входа в подземные коммуникации и переходы между сооружениями.

Заключение

Естественно это лишь открытая для общественности часть собранной экспедицией информации.

Даже спустя более 70 лет со дня освобождения Матуа, на острове возникает вопросов больше чем имеется на них ответов.

Борис Скупов

Долгий путь

− Парни, собирайте вещи, завтра по плану - вылет на Матуа, - позвонили нам из пресс-службы Восточного военного округа.

Этот звонок мы восприняли без особого энтузиазма - шел уже седьмой день ожидания благоприятной для полета погоды на острове Итуруп. И надежда попасть на таинственный остров таяла с каждым затянутым молочным туманом утром. Сколько продлится нелетная погода - не знал никто. А знающие «утешали», мол, и месяц можете просидеть здесь. Даже сюда, на Итуруп, дорога была непростая. Путешествие «авиалиниями Минобороны» из Москвы в Хабаровск через Екатеринбург, Новосибирск, Улан-Удэ и Читу - «самолет летит со всеми остановками». Перелет на сахалинский аэродром «Сокол». С него - рывок на итурупский «Буревестник»...



До этого момента все шло по-военному четко и без задержек. Но на Курилах в наше строгое расписание вмешалась природа. Когда погода была у нас, ее не было на Матуа, до которого - около трех часов лету на вертолете. Когда солнце появлялось над Матуа, оно исчезало у нас, накрывая Итуруп мрачной облачностью. Когда было хорошо и там, и там, летчикам не хватало времени для успешного перелета - вездесущие циклоны могли перехватить «вертушку» по дороге.





В мае этого года необитаемый остров Матуа внезапно для себя вдруг обрел статус стратегической точки, «зоны особого внимания». Министерство обороны направило на него мощную экспедицию, с техникой, профессиональными поисковиками, медиками, биологами... Официально - целей две. Первая - понять, насколько остров пригоден как одно из мест возможного базирования частей Тихоокеанского флота. Вторая - исследование наследства, оставленного прежними хозяевами. 70 лет назад Матуа был тоже стратегической точкой - Японии. Между строк, конечно, читается и третья цель России - обозначить свое присутствие на тихоокеанских рубежах.



Перед поездкой мы прочитали практически все отчеты о немногочисленных послевоенных экспедициях на этот остров. И, как вы понимаете, по дороге на Матуа, у нас было достаточно времени для анализа. Вопросов было много. Чем занимались японцы на этом небольшом вулканическом острове, где были оборудованы сразу две взлетные полосы? Почему сдали его без боя советским войскам? Куда подевалось все вооружение и техника?



Мотого, Мутово, Мацува и Матуа!

У острова четыре названия от разных эпох, и, как показалось корреспондентам «КП», нынешнее ему тоже не подходит. Для русского уха. Кому не скажешь: «Еду на Матуа», - все завистливо вздыхают, мгновенно представив себе коралловый рай атоллов южных морей. Пишем эти строки в палатке, которую рвет ветер, и хихикаем. На улице – немыслимое для средней полосы России сочетание – ветер 13 метров в секунду и туман, видимость двадцать метров. Причем, ветер должен туман разгонять, а вместо этого натягивает все новые и новые волны водяной аэрозоли.

Остров с чужим, неподходящим ему именем, вчера показался нам милым и уютным. Пилот приветливо распахнул дверь кабины, чтобы мы видели, как на вертолет наплывает величественный вулкан Сарычева, весь в подтеках сахарного снега, как пасхальный кулич в глазури. Остров оказался невелик – всего 11 километров в длину и 6,5 в ширину. Под куцыми вертолетными крыльями мелькнул каменистый пляж, на котором резвилась парочка сивучей, потом пошли зигзаги траншей в полный профиль, капониры береговых батарей и, наконец, серый бетон взлетки японского аэродрома. На краю поля стояла встречающая нас «мотолыга», урчала дизелем. На башенке без пулемета сидел военный. При виде нас, он радостно закричал:

− Лысые! Сюда! – и снял форменную кепи. Солнце на секунду отразилось в блестящей, глянцевой коже его головы, как проблесковый маяк у входа в тихую гавань. Это был командир экспедиции, вице-адмирал Андрей Рябухин.



Броневик заревел, и мы неспешно загремели железом по острову. То, что сверху казалось милой зеленью, в реальности оказалось кривой северной ольхой, невысокой – в человеческий рост, и абсолютно непроходимой для пешего человека. Один из открывателей острова Мутова – казачий сотник Иван Черный, называл ее «коренья». И, судя по его запискам, остров его ни чем не поразил и не заинтересовал.

На Матуа не было источников пресной воды – лишь ручейки с талой водой, из-за их ничтожности, рыба не приходила сюда на нерест. Мыши и лисы – весь животный мир. На острове влачило жалкое существование племя айнов, балансировало на грани вымирания, но в конце 30-х годов на Мацуа обратили внимание японские военные. Остров не был интересен императорскому флоту – он не имел бухт, поэтому Мацуа решили превратить в крепость. Активные строительные работы круглосуточно шли около трех лет. Северная часть Мацуа, занятая вулканом-высотой 1485 метров, обороняла сама себя сложнейшим рельефом. Все остальное японские инженерные службы буквально вывернули наизнанку.

− Мне показывали американские аэрофотснимки 43-года – рассказывает нам Андрей Владимирович. – Съемку делали зимой, здесь достаточно высокий снежный покров – ольху скрывает почти до верхушек. И я обратил внимание, что весь белый снег – в черных точках. Это трубы от печек в блиндажах, дырки протаяли!



Деловой древесины на острове не было, поэтому японские инженеры рыли траншеи и норы, выдалбливали потерны в сопках, отливали из бетона колпаки дотов и здания.

На Матуа можно в любом месте свернуть с дороги и сразу же наткнуться на извивающуюся траншею, которая через десяток метров пересечется с другой траншеей, потом пойдут блиндажные городки, капониры, огневые точки – обязательно двойные, на случай если один из пулеметов наступающие подавят… Такой объем фортификационных работ потряс военных историков 21-го века. За одержимым трудолюбием японцев они увидели какую-то сверхцель, сверхзадачу или тайну.

Капитуляция острова без сопротивления, лишь напустила тумана, которого здесь и так хватает. В последних числах августа 45-го года, гарнизон Матуа сдался советским десантникам без боя. Почему остров, не имеющий ключевого стратегического значения, подчинялся напрямую императорской ставке на Хоккайдо?Пока не известно, а японцы молчат. К слову, командующий гарнизоном Матуа, умер, не оставив после себя никаких мемуаров, в отличии от своих коллег...



Через два года после войны, остров пережил извержение вулкана Сарычева. Он и сейчас ощутимо попыхивает сероводородным дымком, и лагерь нашей экспедиции ставили в расчете на возможное извержение лавы или цунами.

В середине 20-го века на Матуа стояла часть ПВО, потом была погранзастава – ее сняли в 2001 году и остров опять стал необитаемым на целых 15 лет. Но история если уж не таинственного, то странного острова Матуа, еще не написана до конца. Именно в эти дни, «белые пятна» заполняются новыми данными, а фантазии опровергаются или получают логическое объяснение.



Две скучные загадки

Вся экспедиция разбита на несколько групп. Геологи, например, уже закончили работу и пакуют образцы и пробы по ящикам. В сопках ухают взрывы, ревет техника. Мы бросаем рюкзаки в лагере и спускаемся к побережью – там работает сразу несколько групп. В отлив есть возможность осмотреть найденные останки японского порта. Изначально считалось, что Матуа снабжали с помощью десантных «Дайхацу», которые подходили к пляжам острова и по аппарелям сбрасывали грузы. Когда береговую полосу взялись изучать серьезно, выяснилось, что у японцев здесь был полноценный порт с причальными стенками, к которым с высокого, отвесного берега спускалась дорога-серпантин. Руководитель экспедиции рассказывает нам, что мосты на этой дороге строили из специального «каменного» дерева – кругляш на пробу отпиливали несколько часов – пила не цепляла зубьями древесину. Берег укреплен стенками из обработанных камней, а вот сами причалы японцы просто взорвали. Они хорошо знали, как важен порт для острова, на котором «нет погоды» для авиации чуть ли не половину дней в году. Бредем по камням вдоль берега туда, где несколько десятков бойцов вгрызаются в жирную прибрежную землю. С помощью грубой физической силы экспедиция пытается найти ответы на два важных вопроса: как гарнизон Матуа получал топливо и воду? Засилье бочек на острове – наследие советского периода. Встречаются и немецкие бочки с надписью «Вермахт».



На основе этих бочек некоторые исследователи строили головокружительные теории о сотрудничестве Третьего рейха и Японии, погружаясь в буйных фантазиях все глубже и глубже – до самых центрифуг, на которых обогащали уран в подземельях острова Матуа. На самом деле, качественных немецких бочек для топлива после войны осталось несколько миллионов – их использовали в народном хозяйстве СССР везде, пока они отслужили свое. Японский гарнизон, скорее всего, снабжали топливом, перекачивая его с танкеров. Насосные станции и резервуары взорвали, а вот сеть трубопроводов осталась. Остались и части насосов. Вторая тайна Матуа прячется здесь же – в бухте Двойной. Источников пресной воды на острове нет – а для многотысячного гарнизона ее нужно очень много. У береговой полосы сохранились бетонные резервуары и сеть керамических (а значит - вечных) труб, задвижек, насосов. На каждом агрегате - японская маркировка иероглифами. Но, как выразился вице-адмирал:

− Мы еще не понимаем точно, что и куда втекало, и откуда вытекало.

Звучит прозаически и скучно, но для освоения острова вода важнее трофеев и сокровищ, скрытых в недрах сопки Круглая. Японцы эту проблему успешно решили, но как?



Призрак «Отряда 731»

Медицинская лаборатория на базе ЗиЛ-131 с прицепом стоит на отшибе лагеря - от греха подальше. Именно в ней специалисты ведут исследования воды, почвы и находок поисковиков. Биологи подтверждают: проблема водоснабжения есть. И решения ее пока нет.

− На острове мы нашли только три пригодных источника, - рассказал нам начальник санитарно-эпидемиологической группы Вадим Симаков. - Причем, два уже исчерпали. Вода в принципе чистенькая, но нуждается в дополнительной минерализации. В основном - паводковая, за счет талого снега, осадков. Еще по системе японской армии она накапливается в различных бункерах. Но строения уже ветхие, система полностью не функционирует, поэтому резервуары больше напоминают болотца. Если же говорить о находках, то в пробирках, бутыльках обнаруживались в основном растворители, спирты, биологических агентов не было. Информация об этом месте была скудная, особенно настораживали неподтвержденные сведения о наличии тут бактериологического оружия. С учетом того, что прошло уже 70 лет, можно было предположить, что сохраниться здесь могли только споры сибирской язвы. Исследовали и и мышей, и воздух, и почву, в ДОТах, рядом с ними. Следов сибирской язвы, как и других опасных вирусов, мы не обнаружили.



− О наличии здесь каких-то химических лабораторий можно было судить со слов - военнопленных малограмотных японских солдат, - подтверждает Игорь Волков, врач бактериолог главного центра санэпиднадзора Минобороны. - Предпосылки были. Япония во время войны активно работала с биологическим оружием, но на территории Маньчжурии. Знаменитый отряд 731 численностью около 4000 сотрудников занимался его испытаниями на советских и китайских военнопленных. У отряда было шесть филиалов. Основное направление - чума. Объяснялось это просто - Европа боялась чумы. Хотя в Маньчжурии они применяли многие возбудители, но особых успехов не достигли. Испытывали на людях и чуму, и сибирскую язву, и холеру, и даже дизентерию. Но дело ведь не только в выведении боевого штамма. Необходимы средства доставки, нужно, чтобы возбудитель сохранялся во время взрыва. И на эти изыскания японцы потратили очень много времени. Его-то им для полноценного применения не хватило. Кстати, американцы перехватили руководителя отряда 731, и он долгое время еще работал в США. На Матуа же, по легендам, был либо склад этого отряда, либо какая-то маленькая лаборатория. Но пока следов ни того, ни другого не обнаружено. Должны быть признаки - пробирки, колбы, определенные длинные столы, фрагменты оборудования, автоклавы, которые ни с чем не перепутать. Например, «бактериологическая петля».



Врач демонстрирует нам проволочку - с одной стороны ручка, с другой - колечко-петелька. Показывает точными движениями, как с помощью этого примитивного устройства, можно «заразить» сразу десяток пробирок.

− Проволока, как правило из платины, сгнить в земле не могла. Ничего подобного мы здесь не нашли. Биологические боеприпасы тоже специфические. Они маленькие, не больше пяти литров. Но главное - они делались из глины и фарфора. Этого тоже нет.

Впрочем, до полного обследования острова пока далеко. Практически на наших глазах экскаватор и бульдозер срезают склон сопки рядом с полевым лагерем. Сверху, на спутниковых снимках, она выглядит идеально круглой, что уже породило легенды о ее рукотворном происхождении. В Интернете можно найти массу «свидетельств» о том, что внутри сопки спрятаны 54 этажа секретных коммуникаций. Но это из области народных мифов. Хотя, в гору ведет мощный силовой кабель, а значит внутри что-то все-таки есть. Ковш выгребает кубометры земли, пока на поверхности на показывается расщелина. По деревянным распорам сразу видно, что отверстие в скальной породе - дело рук человеческих. Вход был подорван японцами, сквозь узкую щель, фонарик выхватывает вырубленный в горе длинный коридор в человеческий рост. Первыми внутрь уходит группа армейских разведчиков... Хотя, «уходят» - громкое слово. Скорее - проползают змеями.

Продолжение следует...

67 лет назад, 2 сентября 1945 года, на американском линкоре Миссури был подписан акт о капитуляции Японии. Считается, что именно в этот день закончилась Вторая Мировая война. Последние её залпы прозвучали неподалёку от берегов Камчатки. О том, как Красная армия штурмовала остров Шумшу, известно довольно много. О том, что происходило на других Курильских островах — неизвестно практически ничего…

Ушли — и не вернулись

Матуа справедливо называют самым загадочным из островов Курильской гряды. Небольшой, живописнейший клочок суши (примерно 6 на 12 километров) расположен в самом центре архипелага. Но интересен остров главным образом не своей заповедной природой, а огромным количеством военных сооружений, построенных японцами накануне Второй Мировой. Несмотря на то, что многие из этих объектов отлично сохранились, их никто толком не изучал. Хотя на Матуа стояла советская погранзастава. Пограничники начали было осматривать японские укрепления, проникать в подземелья. Но после того, как несколько бойцов из путешествий по острову не вернулись (они просто исчезли неизвестно куда), командиры запретили прогулки вне пределов заставы. А в 2000 году застава сгорела. Пограничников вывезли на большую землю — остров стал необитаем…

Развалины. Фото: АиФ / Владимир Хитров

По-настоящему исследовать Матуа начали только в 2003 году. На его берег тогда высадилась группа камчатских путешественников во главе с Евгением Верещагой (ныне руководителем представительства Министерства иностранных дел РФ в Петропавловске-Камчатском). Увиденное настолько их поразило, что они в последствие возвращались на таинственный остров снова и снова, организовали 15 экспедиций, последняя из которых завершилась летом этого года.

Исследователи глубин. Фото: АиФ / Владимир Хитров

И крепость, и музей

- Чем Матуа так привлёк ваше внимание, — поинтересовался я у Евгения Верещаги?

В первую очередь монументальными сооружениями, о существовании которых мы даже не подозревали. На острове, например, есть насыпная сопка — 130 метров высотой и полкилометра в диаметре. Когда-то это была естественная возвышенность, но японцы её облагородили и приспособили для своих нужд. Мы полагаем, что внутри холма оборудованы ангары или хранилища, но не можем туда добраться - все входы и выходы засыпаны многометровым слоем грунта. В сопку врезается узкокалейная железная дорога, по которой, судя по всему, в подземелье доставляли различные грузы.

Военные сооружения нарушают гармонию природы. Фото: АиФ / Владимир Хитров

На острове есть шикарный аэродром, построенный с учётом розы ветров. Самолёты могут взлетать и садиться на него при ветре любого направления. Ветераны-пограничники говорят, что раньше взлётные полосы отапливались термальной водой — то есть не замерзали даже зимой.

Взлётная полоса. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Уже в ходе первой экспедиции мы обнаружили массу интересных объектов: дороги, коммуникации, противотанковые рвы по 10-15 метров глубиной, шестиметровые доты. По нашим оценкам, Матуа был защищён значительно лучше, чем остров Шумшу, на котором шли активные боевые действия.

- Но, насколько я знаю, на Матуа японцы капитулировали практически без боя...

Это действительно так. Причём, при капитуляции они сдали только автоматы, пулемёты и патроны. Выяснилось, что тяжёлого вооружения на острове нет.

Хотя я, например, не верю, чтобы в такой мощнейшей крепости, какой являлся Матуа, не было предусмотрено тяжёлых орудий. Зачем в таком случае там противотанковые рвы рыли? Не автоматами же императорский гарнизон намеревался от танков отбиваться. Если же орудия были, возникает вопрос: куда они подевались? Судя по всему, их либо вывезли, либо законсервировали. Я больше склоняюсь ко второй версии. Потому что на острове масса подземных объектов. Но входы в большинство из них - взорваны…

В годы войны на Матуа была непреступная крепость, а сейчас это уникальный музей под открытым небом.

Музей под открытым небом. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Сложно, но можно

В своё время, побывать на Матуа довелось и журналисту «АиФ — Камчатка». Могу сказать, что обилие военных построек на относительно небольшом пространстве действительно впечатляет. Остров вдоль и поперек изрыт рвами и окопами. Доты здесь хорошо сохранились, а аэродром, пожалуй, можно использовать и сегодня. В одной из скал трудолюбивые японцы вырубили пещеру, где легко может спрятаться подлодка. В холме замаскирована, как полагают исследователи, резиденция командования гарнизона. Её стены изящно выложены камнем, неподалеку есть бассейн и подземная баня…

Удивительно, почему всё это «богатство» не вызывало интереса у учёных на протяжении десятилетий?

Люк. с надписями на намецком Фото: АиФ / Владимир Хитров

- Что нового вы узнали о Матуа за прошедшие 9 лет? — спросил я у Евгения Верещаги.

Откровенно говоря, немного. Вопросов у нас по-прежнему куда больше, чем ответов. Тем не менее, сейчас мы можем с высокой долей вероятности утверждать, что здесь было развёрнуто какое-то серьёзное военное производство. Мы находили здесь контейнеры, похожие на автоклавы, которые выдерживают высокое давление. На них по-японски написано «секретное изделие».

Ещё мы можем сказать, что консервировать остров начали задолго до августа 1945 года. Поэтому найти здесь что-либо ценное — сложно. Но можно. Я в этом не сомневаюсь. Если бы в подземных бункерах ничего не осталось, зачем бы тогда японцы столь тщательно их замуровывали?

Комментаторы в Интернете высказывают предположения, что здесь, то ли атомную бомбу делали, то ли спрятали золото японского императора…

Я, конечно, читал об этом. Но отношусь к подобным версиям не слишком серьёзно... На острове после войны происходили события, объяснить которые сложно. Возможно, поэтому такие истории и возникают.

- Какие события вы имеете в виду?

Мы ведём переписку с пограничниками, которые в разное время служили на Матуа. Они пишут, что японцев на острове замечали ещё в 60-е годы прошлого века. Но это, так скажем, слова, проверить которые мы не можем… Однако некоторые интересные рассказы подкреплены фактами. В 1989 году, со склона вулкана Пик Сарычева, который расположен в центре острова, бил зелёный луч света, как от прожектора. Погранзаставу подняли по тревоге, доложили о происшествии в Петропавловск. К вулкану отправили группу пограничников. Прожектор они не нашли, людей — тоже... Что там происходило — до сих пор не известно.

Диск с иероглифами. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Сталин — Трумэну

В том, что остров Матуа таит в себе немало загадок, уверен камчатский писатель и историк, автор книги «К тайнам туманных Курил» Александр Смышляев.

Думаю, что какие-то хранилища на острове остались, - говорит он. — Известно, что после войны один прапорщик постоянно приносил на погранзаставу импортное спиртное: саке или виски. Где он их брал, никто так и не узнал… Ещё ветераны говорят, что самыми распространёнными животными на острове были крысы. Они людям буквально житья не давали. Это тоже косвенно подтверждает, что где-то под землёй находились хранилища с продовольствием… Кстати, на острове Парамушир склад с запасами риса был найден совсем недавно. Причём, произошло всё случайно. Бульдозер раскопал какой-то бугор, а под ним, как оказалось, был склад».

Камчатские исследователи Курил неоднократно пытались установить связь с японскими учёными, чтобы получить хоть какую-то информацию о Матуа. Но всякий раз натыкались на стену непонимания. Все их запросы остались без ответа...

На острове много ходов и туннелей. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Интересно, что в своё время глаз на Матуа положили американцы. Об этом свидетельствует переписка Сталина с Гарри Трумэном. Президент США выразил желание «располагать правами на авиационные базы для наземных и морских самолетов на одном из Курильских островов, предпочтительно в центральной группе». Речь, судя по всему, шла именно о Матуа, ведь на других островах «центральной группы» аэродромов нет. Сталин, в принципе, Трумэну не отказал. Но в ответном письме попросил у него взамен один из островов Алеутской гряды, дабы разместить на нём советскую военную базу. Тема после этого была закрыта. Но вопросы, как говориться, остались. И ответить на них непросто. Как минимум для этого надо организовать на Матуа крупную научную экспедицию и основательно поработать в московских архивах. У камчатских исследователей нет для этого ни сил, ни средств. А кроме них тайны острова Матуа в нашей стране, похоже, мало кого интересуют…

Красота Матуа завораживает. Фото: АиФ / Владимир Хитров

Побывать на острове Матуа прямо сейчас вы можете с помощью .

Уважаемый в городе человек, организующий на спонсорские деньги (кто ж такие интересно?) и при участии военных и РПЦ (куда ж без них) поездки на Курилы и потом выставляющий в местных заведениях на показ то, что удалось умыкнуть с островов, но не удалось загнать. Результатом его "экспедиции" на Матуа стал фильм с его участием , снятый чудо-мастерами нашего прославленного канала Рен-тв (ну может и не самого канала, но показанный на Рен-тв). Для тех 100% читателей, которые не захотят ознакомиться с шыдевром отечественной тележурналистики изложу вкратце суть передачи...

Так выглядят из космоса укрепления острова и аэродром:

По мнению авторов и господина В. остров Матуа - неприступная японская супер-крепость, где находится секретный дворец самого императора Хирохито, склады японских атомных бомб (тут в фильме нам демонстрируют японский армейский прибор для очистки питьевой воды с иероглифом, который В. трактует как "секретно"), биологическое сверхоружие Японии (отряд 731 , куда ж без него!), сверхмощный подводный флот в высеченной в скале острова подводной бухтой и т.д. Также, господин В. уверяет, что сам Гитлер лично прибывал на этот остров на подлодке для секретной встречи с императором Японии (такой вывод делается на основании нехитрой логической цепочки, понятной из фото ниже):

А вот этот пупырь справа с антеннами ПВО господин В. приписывает японскому инженерно-строительному гению. Вот серьезно, он в фильме говорит, что это насыпали бедные японцы и их военнопленные корейцы и китайцы. Не иначе под ним дворец императора и склады ядерных бомб.

Эту ахинею в фильме с умными лицами несут сам господин В., некий военный - ex-нач. заставы на Матуа, как он представляется (когда его смотришь, складывается ощущение, что на острова ссылали профнепригодных, психически нездоровых военных), а также некие "ученые" - члены экспедиций господина В.

Господина В., который, как оказывается, помимо подвижнического исследования Курил, является еще и генеральным директором "Курилы-Тур" и для налаживания туризма прикупил (чи арендовал?) себе этот островок у военных, что проливает свет на вот такие вот результаты его "исследований":

"Командующий Северо-Восточным пограничным управлением береговой охраны ФСБ России
генерал-лейтенант Валерий Путов подписал договор о передаче острова Матуа в центре
Курильской гряды туристической фирме «Курилы-Тур».
На острове несколько лет назад сгорела погранзастава, а побывавший здесь летом
с инспекционной поездкой на сторожевом корабле «Воровский» командующий принял
решение о нецелесообразности ее восстановления.
Между тем на предыдущего командующего генерал-лейтенанта В. Проходу были нападки
как со стороны СМИ, так и со стороны контрразведки за вывоз с территории Северных
Курил раритетной авиатехники, оставшейся здесь со времен войны. Лейтмотивом этих
выступлений было то, что нужно показывать раритеты, а не продавать их «в тихую»
на сторону, пользуясь статусом закрытой пограничной зоны."
( - кстати интерсный портал и про нашего героя Верещагу там есть)

Такая вот смычка бизнеса и науки чисто "по-русски".

Результаты работы товарисча, упомянутого выше:

Ну а теперь, с грустью посмеявшись, как говориться, послушаем правильный ответ. Остров Матуа - это аэродром. Да, да, обычный аэродром подскока для японской авиации, снабжавшей основные оборонительные силы японцев на острове Шумшу, который прикрывал Японию от вторжения американцев, которые могли использовать Курилы как плацдарм для атаки с севера, двигаясь через гряду Алеутских островов. Километровый бетонный аэродром - это главная и основная ценность острова.
Кто-то пустил слух, что аэродром обогревается термальными водами и это даже вошло в википедию . Что дало повод к таким предположениям для меня загадка, ибо на острове не известно выходов термальных источников, а обычные дренажные каналы по краям полосы даже теоретически не могли оттаивать полосу хоть кипяток по ним пропускай. Если кто-то думает, что под полосой проложены трубы по типу современного обогрева стадионов, то он-таки будет не прав - ничего такого там нет.

Однако, супер-ценности этот аэродром для Японии, очевидно, не представлял - да, он удачно расположен почти по середине Курильской гряды и позволял авиации контролировать все острова, но практическая ценность этого была потеряна, когда стало ясно, что американцы будут наступать на Японию с юга. Это хорошо видно из всей инфраструктуры: открытые, абсолютно незащищенные стоянки для самолетов, минимум защищенных бункеров для складирования припасов и убежищ для личного состава. Да на острове есть подземные укрытия и склады, сети туннелей, ну а на каком острове, оборонявшемся японцами этого нет? Вспомните, например, фильмы про десант на Иводзиму: "Иводзима" и "Письма с Иводзимы".

Как и на любом крупном острове Курил, бухты, удобные для высадки десанта минимально прикрываются легкими береговыми укреплениями - пулеметными и орудийными дотами. На Матуа можно все же наблюдать некоторую избыточность оборонительных сооружений, которую легко объяснить тем, что оборона острова создавалась в годы, когда менялись принципы обороны островов. Первоначально планировалось уничтожать корабли десанта на подходе и для этого строились мощные противокорабельные орудийные ДОТы. Однако, практика быстро показала неэффективность такой обороны, ибо такие точки легко обнаруживались и подавлялись корабельной артиллерией и авиацией. Тогда было принята доктрина борьбы непосредственно с высаженным на берег десантом, для чего строились прежде всего фланкирующие пулеметные точки (типа как на фото ниже) и легкие орудийные точки. Естественно, что уже построенные противокорабельные ДОТы оставались, с них просто демонтировали орудия.

Кроме того, как и во всех армиях мира, когда на одном пятачке сходятся интересы разных родов войск (а здесь это сухопутные и флот), возникает чехарда и неразбериха в планировании укреплений. Вот допрос командира 91 ПД Цуцуми Фусаки:

"
В.Какое значение в системе Курильских островов о. Матуа?

О. Остров Матуа расположен в центре Курильской гряды и является промежуточной
авиабазой, а также базой для стоянки судов. С захватом этого острова может
быть создана хорошая база для действий против Хоккайдо и перерезается
коммуникация с северными островами. Американцы были заинтересованы этим островом,
поэтому на острове мы держали много сил и строилась хорошая оборона.

В.Как осуществлялось взаимодействие с соседом -41-м отдельным пехотным отрядом
острова Матуа?

О.41-й пехотный отряд подчинялся непосредственно штабу 5 фронта, со мной связи не
имел, поэтому взаимодействие не осуществлялось."


Еще один важный момент: остров не имеет бухты удобной для якорной стоянки.

Вот тоже один из примеров пулеметной точки:

На острове есть некоторая сеть вырубленных тоннелей, часть из которых японцы взорвали после капитуляции гарнизона. Кстати, во время Курильской десантной операции 25-го августа 1945 года гарнизон острова (3811 солдат и офицеров) капитулировал сорока советским пограничникам без боя. Задолго до этого японцы вывезли с острова почти все тяжелое вооружение, танки и большую часть личного состава для обороны центральных японских островов, так как американцы решили атаковать Японию с юга и стратегическое значение Курил сошло не нет.

Говорят, что именно Матуа имел в виду Трумэн, предлагая Сталину уступить один из островов гряды для военно-морской базы США. После ответной просьбы выделить один из Алеутских островов для советской базы вопрос больше не поднимался.
Сейчас по всему острову видны следы присутствия наших доблестных вояк-ПВОшников: раздолбанныне станции ПВО и ГОРЫ, ГОРЫ, ГОРЫ бочек с соляркой:

А это вид на вулкан Сарычева (1446 м), который собственно и образует остров. Извержения вулкана были в 1760, 1878-1879, 1923, 1928 (сильное), 1930 (сильное), 1946 (сильное), 1954, 1960, 1965, 1976 (сильное) и 2009 (сильное). Характер извержений - как спокойная эффузия, так и взрывные процессы. В ходе сильного извержения вулкана Сарычева в 1946 году пирокластические потоки достигли моря.

Вот такую карту тоннелей составили "чудо-исследователи". Никого не смущает что они нарисованы проходящими через столь активно действующий вулкан?

Супер-укрепления японцев.

Один из укрепленных складов.

Матуа - небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР.

Минобороны России принимает беспрецедентные меры по развитию военной инфраструктуры на Сахалине и Курилах. Экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по исследованию фортификационных сооружений на курильском острове Матуа. Об этом сообщил начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.“На склонах сопок и у подножия вулкана Сарычева начато освобождение потерн (подземных коридоров для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов) и складов от завалов”, – сообщил Гордеев. -Пять групп поисковиков “проводят земляные работы с использованием бульдозера, экскаватора и другой специальной техники”.
По мнению участников военно-исторической экспедиции, проведение научных изысканий поможет найти ответы на многие вопросы и “развеять ореол таинственности острова Матуа”. Перед началом работ в каждом фортификационном сооружении берутся пробы воздуха, которые в лаборатории тщательно анализируются на наличие отравляющих веществ.До окончания Второй мировой войны Япония активно осваивала эти острова, включая и загадочный остров Матуа, находящийся в центре Курильской гряды. На этом острове Япония добывала какие-то ценные полезные ископаемые. После окончания Второй мировой войны Трумэн даже обращался к Сталину с просьбой передать остров Матуа США. Остров не отдали, но и сами его подземельями не пользуемся почему-то.Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океана все, что принадлежало Японии, обходила Магуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, занятых советскими войсками. Чем же маленький островок Матуа так привлек президента Америки?Матуа - небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Война действительно началась, но в 1945 году 3811 японских солдат и офицеров «доблестно» сдались 40 советским пограничникам.
Остров, который достался СССР, был вдоль и поперек изрыт рвами, окопами и искусственными пещерами. Многочисленные доты и ангары сооружались на совесть. Все побережье Матуа по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению. Причем их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвленную сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.Еще более тщательно сооружался аэродром острова. Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолеты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления. Японские инженеры предусмотрели и «антиснежную» конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлетной полосы японским летчикам не грозило, и самолеты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Ее стены были аккуратно выложены камнем, неподалеку есть бассейн и подземная баня.
Одна из тайн острова - бесследное исчезновение всей военной техники. Несмотря на тщательные поиски, которые ведутся с 1945 года, на острове ничего не было обнаружено. Причем имеется удивительная, прямо-таки мистическая закономерность - люди, которые пытались заниматься поисками, гибли в пожарах, которые на острове часто случались, попадали в снежные лавины.В конце 1990-х годов в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы, руководивший этими поисками. А когда попытались восстановить разрушенные коммуникации, неожиданно проснулся вулкан, находящийся в центре острова. Извержение происходило с такой силой, что вылетавшие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, паривших за сотни метров от кратера!Вот мнение о неразгаданных тайнах острова Матуа исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: «Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре.Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека. Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолетов. На ее склоне отчетливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.Кроме этого на острове разбросаны сотни ржавых бочек из-под горючего - в основном немецкие, причём абсолютно целые и с горючим времён фашистского Третьего рейха. В переводе маркировка на них гласила «Горючее вермахта, 200 литров». И даты - 1939, 1943 - вплоть до победного 1945 года.Значит, обогнув земной шар, союзнические подлодки Гитлера швартовались у Матуа и доставляли грузы!?
Кстати, о вулкане. Вопросов, куда исчезла военная техника, которой, судя по подземным сооружениям, был буквально нашпигован остров-крепость, было много. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: «Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение. Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться».

Но все эти бросающиеся в глаза грандиозные сооружения - только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более полувека, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа. Понять странный интерес к острову американского президента тоже не удалось.Что же скрывает в своих глубинах курильский остров? А что если и гибель военных исследователей острова, и не вовремя проснувшийся вулкан, и интерес американского президента к Матуа, и отказ японцев в предоставлении материалов - не случайная цепь событий? Может быть, в тайных, еще не найденных подземельях острова-крепости скрывается не проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако. По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.
Заявление Ч. Стоуна о том, что во время Второй мировой войны Япония вела работы по созданию атомной бомбы и добилась успеха, было встречено с большими сомнениями многими учеными США. Более осторожно к этой информации отнесся военный историк Джон Дауэр.По мнению этого известного ученого, полностью исключить вероятность того, что на рассвете 12 августа 1945 года в Японском море у побережья Кореи была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, нельзя. Свидетельством этого может служить огромный секретный военный Хыннамский комплекс, располагавшийся на территории современной КНДР. Он был достаточно мощным и оборудованным всем необходимым для производства атомной бомбы.Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч. Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.
В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этом объекте в тайне от СССР. Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолеты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалеку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошел взрыв неизвестного ядерного устройства!Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости действительно шли разработки самого страшного оружия XX века - ядерного, то это дает ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.Почему президент Трумэн, обращаясь к Сталину, просил передать США именно остров Матуа?Еще до окончания Второй мировой войны американцы начали готовиться к вооруженному столкновению с СССР. После рассекречивания материалов о Второй мировой войне в британском архиве была найдена папка с надписью «Немыслимая операция». Действительно, о такой операции не мог помыслить никто! На документе дата - 22 мая 1945 года. Следовательно, разработка операции была начата еще до окончания войны, В документе самым подробнейшим образом расписывался план… массированного удара по советским войскам!
Основным козырем при военном столкновении могло быть ядерное оружие, имеющееся только у США. Советские танковые дивизии, прошедшие Вторую мировую войну, находились в центре Европы. Если бы Сталин получил к своему превосходству в сухопутных силах еще и ядерное оружие, созданное японскими учеными, то в случае военного столкновения исход войны был бы предрешен и Европа стала бы полностью социалистической.Почему японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа?А как же они должны поступать?
Если на острове Матуа был бы обнаружен подземный засекреченный центр, в котором разрабатывалось ядерное оружие, и не только разрабатывалось, но и технология его изготовления была доведена до практической реализации, то это привело бы к переоценке событий Второй мировой войны. Атомная бомбардировка японских городов оказалась бы оправданной: американские летчики просто опередили будущие атомные налеты японских. Требования о возвращении Южных Курил можно было бы рассматривать как желание продолжить работы по созданию секретного оружия, остановившиеся в результате поражения Японии.И вот на этом загадочном острове, Тихоокеанский флот России развернул беспрецедентные изыскания.