Озеро светлояр - маленькая русская атлантида. Озеро Светлояр – русское зазеркалье

09.07.2016 год. Маршрут озеро Светлояр - Нижний Новгород мы открыли для себя случайно.

Жара. Июнь. Хотелось провести выходные на природе, отдохнуть где-то у воды. После Индийского океана купаться на пляжах города почему-то не хотелось, а на Горьковском море зацвела вода. Из пяти ближайших водоемов наш выбор случайно пал на озеро Светлояр. В основном из-за того, что туда было просто добраться. Мы сразу и не поняли в какое не обыкновенное место попали. Но все по порядку...

Где находится озеро Светлояр

Озеро Светлояр находится по адресу: Нижегородская область, Воскресенский район, село Владимирское. В 130 км на Северо-Восток от Нижнего Новгорода.

Как добраться до озера на машине и общественном транспорте, расписание движения автобусов и электричек, эти и другие вопросы подробно освещены в отдельной статье.

На схеме села Владимирского можно более детально рассмотреть расположение озера Светлояр и окружающих его достопримечательностей, а также правила поведения в охраняемой зоне.

Oзеро Cветлояр Hижегородская oбласть - фото

Наша земля - это бездонное небо, васильки в полях, березовые рощи, потемневшие деревянные церкви, дымок из труб, топящихся бань, туман над водой...и жемчужина края - озеро Светлояр. С давних времен красоту этих мест отмечали все побывавшие здесь. Сейчас озеро Светлояр - это любимое место отдыха для жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Летом в выходные дни купающихся бывает так много, что на глубину не протолкнешься, как будь-то попадаешь на морской пляж в фильме "Спортлото 82".

В начале березовой аллеи, ведущей к озеру, по субботам и в воскресеньям можно встретить экскурсовода с именем, как у древней святой - Вера. Она является сотрудником историко-художественного музея "Китеж" и проводит интересные экскурсии, обязательно стоит послушать. Стоимость экскурсии чисто символическая - 100 рублей с 1 человека.

В музей "Китеж" также стоит зайти. За такую же сумму (100 рублей) Вы увидите три тематических экспозиции: о Светлояре, о быте в древнеславянской избе и историко-археологическую. Редкие экспонаты дополняются интересным рассказом. Входной билет еще дает возможность осмотреть выставку керамики местных мастеров "Град Светлый".

Она состоит также из 3 частей: древнеславянские легенды, православие и техники гончарного искусства. Замечательная выставка, мировой уровень экспонатов, а у мастеров по настоящему "золотые руки".

Однажды субботним вечером, отдыхая на берегу, мы неожиданно попали на концерт гусляра Сергея Балакина и его фолк-дуэта "Зелен Холм". Более часа старинные, шуточные и серьезные песни далеко разлетались над притихшей водой. У исполнителя замечательный инструмент, отличный голос и соответствующий внешний вид. Его заслуженно приглашают на различные творческие встречи. И вообще он человек интересный и разносторонний.

Также в селе Владимирском работает музейно-туристический комплекс "Град Китеж", там проходят различные фольклорные выступления и мероприятия. А по воскресеньям открывает двери 5D-кинотеатр.

Мы регулярно стали ездить на Светлояр озеро из Нижнего Новгорода и заметили такую закономерность: погода там всегда лучше, чем в столице Поволжья. Вода чистая и прозрачная, ее можно пить. На дне водоема бьют холодные ключи. На глубине 10 метров температура воды составляет всего 4 градуса. Но к поверхности успевает прогреться до температуры комфортного купания. По размеру оно сравнительно не большое: 300 на 500 метров. Глубина более 30 метров.

Происхождение - скорее всего метеоритное. Холмы с одной стороны вероятно образовались при ударе космического тела о поверхность Земли около 10 000 лет назад. Из некогда популярной песни мы знаем, что "в Подмосковьи водятся грибы, ягоды, цветы..." Здесь в Нижегородской области на озере Светлояр они не просто водятся - они не пере-водятся, не пере-носятся и не пере-возятся. Здесь очень богатые места на дары леса.

Озеро Светлояр гостиницы - где остановиться

В селе Владимирском, ближайшем населенном пункте от цели нашего путешествия, есть несколько гостиниц, гостевых домов и сдающихся комнат.

Первый раз мы останавливались в гостинице "Святогор" . Одноэтажное бревенчатое здание. Парковка для путешествующих на автомобиле.

В гостинице около 12-ти двух местных номеров: просторных и аккуратных. В каждом номере туалет и умывальник. На этаже две душевые комнаты, кухня со всем необходимым. Бесплатный чай, кофе + гостеприимство хозяев - что еще нужно! Стоимость номера при стандартной комплектации - 1740 рублей. Эконом вариант стоит 1400 рублей за сутки проживания. В чем разница - не знаю, эконом был сдан. Время выезда стандартное - 12.00. Из недостатков: свободные места летом в выходные могут быть не всегда и цену поменьше бы. А так, просто супер!

Практически в лесу, гостеприимно распахнул двери гостевой дом "У истока" .

Загородный комплекс "У истока" предоставляет 1-2-3-4 местные номера, туалет в каждом номере, есть все необходимое для комфортабельного отдыха. Настоящий лесной терем. Новые бревенчатые постройки радуют глаз. В сезон грибы можно собирать прямо на территории. Я сам там нашел один белый. Интернет и вай-фай к услугам гостей.

Гостевой дом "Белая дача" - достаточно большая частная гостиница.

Находится на территории села Владимирское не далеко от музея. Пользуется, очевидно, заслуженной популярностью у приезжих групп. Цены за размещение на сутки 1 человека - 900 рублей. С 1 сентября действует сезонная скидка - 100 рублей. Судя по ценам, с удобствами на "Белой даче" тоже все в порядке. Хозяйка гостиницы дала расплывчатый ответ о наличии интернета.

Стрижели - частная усадьба. Находится за гостиницей "Святогор", чуть дальше от дороги. Сдаются комнаты в различных постройках. Удобства во дворе. Можно договорится о питании, поездить на лошадях - 250 рублей за 10 минут. Есть лекционный зал, небольшой контактный зоопарк, регулярно проводятся различные мастер классы. Стоимость проживания 500 рублей за сутки с одного человека. Хозяйка с редким именем Альфина в красивом сарафане с орнаментом радушно встречает гостей.

Ремесленное подворье - небольшая крепость в миниатюре.

Сдается 1 отдельный домик. В планах постройка второго. Там можно поучиться пострелять из лука, покидать копье и много чего еще.

Комнаты в частном секторе .

Их достаточно много. Это и сдающиеся комнаты, расположенные над магазином "Анна" и комната для двоих в аккуратном доме в самом конце села у реки Люнда и очевидно есть еще не обнаруженные нами. Стоимость доступного ночлега везде одинакова - 350 рублей за койка-место. Над магазином "Анна" нам предложили даже проходную комнату, это нас немного удивило.

Мы сами останавливались на ночлег не доходя пару домов до гостиницы "Святогор" от центра села. Летние комнаты для 2-4 жильцов. Все просто, чисто и опрятно. Стоимость проживания 350 рублей с человека. Общая летняя кухня, чай, малина, смородина, баня. Стоимость бани 300 рублей с одного любителя дубовых или березовых веников. Минимальное число участников по-русски традиционно - 3 человека. Правда удобства во дворе. Но для тех кто "там" засиживаться не собирается - это не так существенно.

Кровати не большие и расчитаны для людей до 185 см. Высоким гостям, выше 185 см, можно комфортно расположиться просто сдвинув кровати.

Из не проверенных источников известно, что на праздник Ивана Купалы здесь собирается несколько тысяч человек. Если планируете приехать в эти дни, то места для ночлега обязательно нужно бронировать заранее. Из-за наплыва гостей легко можно остаться ночевать под открытым небом.

Паломничество на озеро Светлояр

Озеро Светлояр издавна считалось священным и наделенным особыми свойствами. Легенды донесли до нас о различных удивительных событиях, происходивших на его берегах. Из разных мест, из близких и далеких, паломники приезжали сюда: кто за исцелением, кто для обретения душевного покоя, а кто просил защиты и помощи у высших сил. Не все получали желаемое, но надежду получали все побывавшие тут, хотя бы временную.

Людской поток не прекращается и сейчас.

Берега Светлояра посещают как отдельные паломники в частном порядке, так и организованные группы, совершающие паломнические туры. Маршрут озеро Светлояр - Нижний Новгород - это направление, набирающее все большую популярность. Паломничество на озеро Светлояр включает в себя обязательное посещение нескольких святых мест. Паломники приезжают рано утром, около 6:00, а то и раньше. И в первую очередь идут по березовой алее к священной водной глади.

Само озеро является основным объектом паломничества. В это время на его берегах малолюдно. Только взошло солнце, тишина, нет ни ветерка. Вода прозрачна и неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается вся красота Нашей Земли.

До конца не известны причины образования озера Светлояр, события происходившие на его берегах покрыты множеством тайн и легенд, вода, имеющая "обычный химический состав", не портится годами и обладает целительными свойствами. Это место обладает какой-то притягательной силой. Люди, побывавшие здесь, возвращаются сюда вновь и вновь.

В деревянной церкви Казанской Божьей Матери

есть несколько достаточно редких и интересных икон. В церкви можно приобрести свечи, образки и другие религиозные предметы. Женщина, работающая в церкви, с удовольствием рассказывает посетителям о каждой хранящейся реликвии: историю иконы, что изображено и "от чего помогает". Это профессиональный, одухотворенный рассказ, вселяющий надежду. Она много может всего порассказать.

Больше всех нам понравилась икона "Всевидящее Око Господне". Ее еще называют "Икона всех икон". Фантастическая икона, особенно в мерцающем полумраке горящих свечей. Фотографировать в храме запрещено. Поэтому размещаем лишь фотографию репродукции понравившейся иконы. Оригинал напоминает лишь отдаленно.

Церковь работает каждый день с 12:00 до 15:00 кроме понедельника и вторника. В выходные и праздничные дни с 11:00.

Левее от входа в Казанскую церковь есть еще одна реликвия, притягивающая паломников и верующих - это камень с отпечатком следа Богородицы. Устоявшейся традиции преклонения пока нет. Кто стоит рядом молится, кто это делает на коленях встав на камень, кто просто дотрагивается до него.

Я стал свидетелям, как один мужчина налил в следок Богородицы воды из святого источника, встал на колени, снял с себя массивную золотую цепь с крестом и опустил ее в воду. Вынул цепь из воды поцеловал крест, перекрестился и одел его себе на мощную шею.

Этот камень появился не так давно, после окончания восстановления храма. Кто побывает там и захочет, тот сможет узнать о нем более подробно. В наших путешествиях мы уже сталкивались с отпечатками стоп различных святых.

Каждую субботу в 12:00 вокруг озера Светлояр совершается крестный ход .

От Казанской церкви расположенной на высоком берегу настоятель Владимирской церкви начинает свой еженедельный обход и несет икону. За ним, с зажжёнными свечами, следуют верующие и приехавшие паломники. В определенных местах маршрута стоят кресты, там верующие молятся, отдыхают, совершают омовения. Для удобства весь путь выстелен деревянным настилом. Считается, что заветное желание обязательно сбудется, если обойти Светлояр по часовой стрелке. Его обходят паломники и обычные отдыхающие. В старые времена многие верующие обползали его на коленях. Купаться раньше в священной воде было запрещено.

Ключик Кибелек - это еще одно место для обязательного посещения. Дорога к святому источнику начинается от камня со следком Богородицы. Тропинка ведет через лес, выходит на поле и поворачивает на право. По дороге есть указатели. В конце поля виднеется дремучий лес. Вам туда. Часть пути по лесу выложена деревянным настилом. Есть скамеечки для отдыха. В конце пути на развилке слева будет освященная купальня , прямо, чуть дальше увидите Ключик Кибелек.

Здесь можно отдохнуть, испить воды и запастись ею впрок. Считается, что вода из источника обладает исцеляющими свойствами.

Перед его посещением желательно запастись емкостью для переноски и хранения воды.

В селе Владимирском есть церковь, она также вызывает сильный интерес у многих паломников. Будет возможность - не забудьте посетить.

Паломничество на озеро Светлояр - это явление, происходящее на наших глазах. Здесь побывать должен каждый, постараться узнать что-то новое о себе и своей родной Земле.

У нас славян древнейшая история: забытая, переписанная, искаженная. Свою жизнь мы измеряем по чужому, чуждому нам календарю, из которого выкинуты более 5000 лет жизни и борьбы наших предков. Озеро Светлояр - это наша реликвия, форпост нашей памяти, при бережном отношении к которому начнется возрождение родной Земли.

Дорога к возрождению проходит здесь, через озеро Светлояр и наши сердца.

Сейчас 7525 год по древнеславянскому календарю. Озеро Светлояр существовало уже тогда. Сейчас оно ждет тебя.

Помните, истина в цифрах. Удачи!

Озеро Светлояр в Нижегородской области - одно из великолепнейших и загадочных мест в России. Находится в 130 километрах от Нижнего Новгорода. Несмотря на дальность расстояния, оно всегда привлекает к себе многочисленные группы туристов, его часто посещают паломники.
Водоем является поистине уникальным местом, имеет положение памятника природы федерального значения. Статус получен в 1997 году. На Нижегородской земле это исключительное место с таким значением. Является предметов постоянных научных изучений. Природное пространство привлекает людей своей таинственностью.

Чтобы к нему подойти, требуется миновать березовую аллею. Далее открывается поражающий красотой вид. Слева стоит деревянная часовенка, работники которой могут поведать много историй об озере. Недалеко от часовни лежит камень с углублением, называют его Стопочка Богородицы. Местные говорят, что это след самой Богородицы. Считается, можно положить руку в углубление и загадать желание, оно обязательно исполнится. Сам водоем круглой формы, это хорошо видно с высоты птичьего полета. По окружности лежат мостки для удобства.

Происхождение озера Светлояр окутано легендами, многие их которых передаются из поколения в поколение. Великий князь Юрий Всеволодович построил на берегу Волги небольшой городок Малый Китеж, вполне возможно, что как раз город Городец. Идя дальше, увидел небольшое озерцо. Местность настолько восхитила его, что он приказал заложить Большой Китеж. Спустя несколько лет появился каменный город с изобилием православных церквей. Когда татары во главе с ханом Батыем взяли Малый Китеж, дружинникам пришлось отойти в лес неподалеку от Большого Китежа. Орда пришла и туда. Трое дружинников, охранявшие ворота, погибли в схватке. В том месте возник родник, существующий до сих пор. Убили Великого князя, горожане предались молитвам Всевышнему. Тогда поселение скрылось под водой, не доставшись татарам, которые отступили. Остался виден один из церковных куполов под водой, но со временем и он скрылся. И сейчас люди поговаривают, что в хорошую безветренную погоду можно услышать колокольный звон и песнопения.

Озеро Светлояр легло в основу картин великих живописцев, а также произведений литературных деятелей.

Существует много научных гипотез. Одни считают, что озеро Светлояр является ледниковым озером, другие, что оно появилось в результате разрушения земной коры и размывания пород, также есть мнения, что ему присуще карстовое происхождение. Ученые утверждают, что дно состоит из огромных террас. Есть и такие мнения, что возникновение связано с падением метеорита. Аквалангисты спускались с оборудованием под воду, но испугавшись того, что нет у озера дна, поднялись наверх. Довольно часто проводятся экспедиции по изучению дна.

Участники одной из них заключили, что срединная впадина озера Светлояр образовалась предположительно более 1200 лет назад, а самая нижняя терраса погрузилась 8 столетий назад. И именно это очень совпадает по времени с периодов ухода под воду Большого Китежа.

Озеро Светлояр обладает мощной энергетикой

Уфологи полагают, что озеро является достаточно мощным источников энергии, четвертым измерением. Энергетические потоки образует столб, который могут видеть далеко не все. В действительности озеро очень завораживает и притягивает, заставляет вернуться туда снова. Туристы отмечают, что после купания поднимается настроение, известны случаи излечения от тяжелейших заболеваний, в том числе и онкологических. Вода в нем кристально прозрачная, пробивающиеся со дна родники видно даже с берега. Вода из этого источника не портится долго время.

Нет ничего удивительного в том, что данное место постоянно посещают паломники. Еще до внедрения христианства здесь проводились поклонения языческому богу Яриле, отсюда и название Светлый Яр. Ежегодно, в начале июля паломники совершают обход озера во имя Владимирской иконы Божьей матери. Приезжающие на язычески праздники воду бросают венки из цветов, опять-таки поговаривают, что если загадать желание, оно обязательно сбудется. Ранее озеро Светлояр обползали на коленях. Сейчас обходят, обязательно молча. Есть мнение, что если обойти его три раза, желания сбываются.

Купание и экологическая ситуация

На данный момент купания не приветствуются. Местные жители и экологи бьют тревогу. За последние несколько лет озеро несколько сократилось в размерах. Венки, брошенные в воду в праздники, потом в обязательном порядке вывозят на машинах, иначе начинает портиться вода, а именно цветет. Паломники рвут цветы на берегу, тем самым нанося ущерб святому месту. Жители этих мест полагают, что купания в озере должны быть запрещены, так как вода наполняется отрицательной энергией и целебных свойств в ней становится все меньше и меньше.

Молитва на озере светлояр

Максимум Online сегодня: 652 человек.

Максимум Online за все время: 3772 человек.

(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)

Всего на сайте: 24665 статей в более чем 1732 темах,

а также 107984 участников.

Сегодня: 19 12 2017, 01:44:07

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА “АДОНАИ”, кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра “Адонаи” и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно “АДОНАИ” или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

© Эзотерический портал Константина Адонаи “Мир Эзотерики”, 2006-2014.

Священный Светлояр исполняет желания и хранит древнюю тайну

– Главное, во время такого обхода сосредоточиться на своем желании, – говорит одиннадцатиклассница Полина Бредихина. – Сейчас мы про ЕГЭ загадываем. А когда аттестаты получим, будем просить, чтобы озеро помогло нам поступить в университет. Чтобы желание исполнилось наверняка, лучше обходить озеро босиком. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили, и в позапрошлом тоже. Да у нас во Владимирском все выпускники учатся там, где загадали. Готовятся, конечно. Но если бы не озеро, нам бы так не везло.

Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода. Умыться его водой, обойти с просьбой приезжают люди со всего мира.

По легенде, когда-то на месте озера стоял град Китеж. Во время нашествия монголо-татарского хана Батыя город ушел под воду.

– До сих пор верующие люди – и местные, и приезжие – слышат звон подземных колоколов, – рассказывает жительница села Владимирское, биолог Ирина Панкратова. – Был здесь город или нет, до сих пор неизвестно. Прошло 800 лет, а ученые так и не определились.

Исследование озера Светлояр началось еще в конце XIX века, сюда приезжали экспедиции из Казанского университета. В ХХ веке озеро изучали ученые из Петербурга.

– Аквалангисты выяснили, что озеро состоит из нескольких ступеней, – рассказывает Ирина. – Южная терраса – самая молодая и неглубокая, возникла она всего 400 лет назад. А самая глубокая, северная, появилась 800 лет назад. Именно там под слоем ила были найдены древесные щепки. Сделали анализ и обнаружили, что они обработаны резцом, а значит, над ними трудился человек. Ученые назвали это место аномальной зоной К – по первой букве названия древнего города. Так что, возможно, град Китеж – это не только легенда.

До сих пор существовало несколько версий возникновения озера. Самая правдоподобная – метеоритное происхождение. Место, куда упал огромный метеорит, заполнилось водой, а холмы по берегам – это выбросы земли. Также ученые не исключают, что именно здесь проходит субконтинентальный разлом земной коры. Начинается он на Карпатах, пересекат Харьков, Нижегородскую область и идет к Сибири.

– Тем не менее Светлояр по-прежнему остается одним из самых загадочных мест, – говорит биолог Панкратова. – Сама я звона колоколов не слышала. Но как-то, находясь на Светлояре, чувствовала благоухание ладана. А ведь кроме меня там было всего несколько человек, и никто с зажженными свечами не ходил. А недавно я наблюдала такую картину. Недалеко от озера есть у нас камень со стопой Богородицы. Приехали школьники с учителями на экскурсию, все зашли в церковь. Молоденькая учительница раньше других оказалась на улице и решила освятить крестик в ступе – там после дождя воды на два сантиметра было. Я сама видела, как она цепочку снимала и крестик опускала в воду. И вдруг он пропал! Всем классом искали – не нашли. Я потом верующим людям об этом рассказала. Предположили, что кто-то в группе не поверил в чудодейственность озера, и, чтобы люди уверовали, Господь решил сотворить чудо. Второе объяснение было таким: возможно, эта женщина несла тяжкий крест и на святом месте освободилась от него.

Сейчас каждое лето берег Светлояра усеян отдыхающими, сюда приезжают купаться со всей России.

– Люди пытаются двух зайцев убить: и отдохнуть на полную катушку, и попросить что-нибудь у озера. Но ведь так не бывает. Давно замечено, что Светлояр помогает людям, которые приходят сюда с верой. Причем неважно, к какой конфессии принадлежит этот человек. Те, кто верят, обходят озеро молча, просят за своих близких. Поэтому мы запрещаем плавать по озеру на матрасах. Нехорошо, когда те, кто считают Светлояр святым местом, видят посреди озера загорающих голых людей.

Священнослужители вообще хотят запретить купание на Светлояре. Считается, что люди оставляют в воде свои грехи, и она теряет целительные свойства.

– Раньше ведь как было: придут люди на озеро, помолятся, обойдут его, а потом зачерпнут воды, чтобы умыться, – говорит местный священник отец Владимир. – Причем умываются над землей, чтобы ни одна капелька не упала в святое озеро. Сейчас так поступают только пожилые люди и верующие.

Особенно много народу приезжает на озеро Светлояр 6 июля. Верующие – на праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Все остальные едут встречать ночь Ивана Купалы.

– И для нас, и для нашего озера нашествие людей – настоящее бедствие, – считает завуч сельской школы Елена Баталова. – Отдыхающие, которые едут отмечать языческий праздник, плетут венки. Цветы рвут вокруг озера, в результате страдает местная флора. Потом эти венки бросают в озеро. А мы их вывозим грузовиками! Собирать их надо обязательно, иначе они начинают гнить и озеро заболевает. В эти дни столько народу одновременно купается, что нам, местным жителям, становится больно за водоем. Как наш бедный Светлояр все это выдерживает, непонятно!

Кстати, экологи уже бьют тревогу. Три года назад Светлояр начал цвести. Обычный человек этого цветения пока не замечает, но анализ воды с каждым годом все хуже.

– Появляются микроскопические сине-зеленые водоросли, которые можно рассмотреть только через микроскоп, – говорит биолог Ирина Панкратова. – Вода меняет цвет, становится зеленоватой. И если хотя бы не сократить число туристов, жаждущих искупаться в водах Светлояра, скоро цветение будет более буйным, что губительно для водоема. Раньше местную воду заливали в аккумуляторы, пили, не процеживая. Теперь лучше этого не делать.

Пока минерализированная вода Светлояра по-прежнему считается целебной. По мнению ученых, в Светлояре содержатся серебро и медь, а они действуют как антисептики.

– Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.

Ученые и правда пока теряются в догадках. Специалисты из петербургского Института озероведения в одну из последних экспедиций никак не могли определить глубину озера.

– Прибор показывает 34 метра, – рассказывает краевед Алексей Гроза. – И вдруг неожиданно совсем рядом уже четыре метра. Сначала думали, что аппаратура сломалась. Проверили – все работает. Ученые были в шоке – им показалось, как будто они нащупали купола церквей древнего города. Водолазы исследовали дно, но ничего не нашли.

В старину озеро Светлояр обползали на коленях.

– Во время войны из села всех мужиков на фронт забрали, – вспоминает жительница села Владимирское Лидия Павловна. – Наш отец тоже пошел воевать. Так женщины в праздники собирались и обходили озеро на коленях, молились, чтобы их мужья вернулись живыми. И зарок давали, что, если так случится, они снова придут на Светлояр. Наш отец вернулся, и мама снова обползла озеро. Я-то уже не ползаю на коленках, 85 лет все-таки в этом году исполнилось. Но обходить – обхожу. И обязательно про себя читаю народную молитву: «Святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога о нас». Я за себя никогда не прошу – только за детей и внуков.

Подземный звон жители села Владимирское слышат постоянно. На эту тему здесь шутить не любят. Считается, что «подземные люди» могут обидеться.

– Когда я маленькой была, мы с бабушкой на озеро приходили, – рассказывает другая жительница села Анна Алексеевна. – Она часто просила меня: «Ну-ка, внученька, прислони ушко к холму. Может, услышишь звон китежских колоколов». И я слышала. А теперь постарела, слух уже не тот. Давно уже я этого чудесного звона не слыхала.

Те, кому святое озеро Светлояр помогает, обязательно возвращаются сюда снова, чтобы поблагодарить его.

Пять километров на коленях. Вокруг озера – с молитвой и верой

– Недавно вот женщина приезжала со взрослым сыном, – рассказывает биолог Ирина Панкратова. – Родился этот симпатичный юноша в 1988 году. У него были серьезные проблемы с дыханием, врачи говорили, что не выживет. Пока мать была в роддоме, бабушка малыша исчезла из дома на два дня. И где-то в это время в больнице случилось невероятное – малыш вдруг задышал. Врачи не могли понять, в чем дело. И только недавно бабушка рассказала, что тогда ездила на Светлояр, обползла его трижды и вымолила выздоровление для внука. Тогда мать и сын тоже приехали, чтобы поклониться святому озеру.

Воду из озера верующие набирают в бутылки и привозят с собой. Считается, что она не портится десятилетиями. Те, кто верят в его чудодейственную силу, используют ее бережно – добавляют по капельке в обычную воду и пьют.

Озеро Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода.

Площадь водоема составляет 12 гектаров. Озеро имеет форму овала.

Расстояние по периметру Светлояра вдоль кромки – 1 километр 324 метра. По деревянным мосточкам – 1 километр 800 метров.

Исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстовом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом – метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озер.

4 комментария

Так что приезжайте, просите, молитесь, да исполнится Вам по вере Вашей.

Всегда есть место в нашей жизни чуду, порой только мы его не замечаем. или не хотим замечать. но чудеса случаются. Моему чуду уже 1,8 года)))

Новый комментарий

Хостинг от uCoz ParanormalNews © 2007 – 2017

Молитва на озере светлояр

В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому – Люнды) расположено озеро Светлояр. Некогда на его берегу стоял город Китеж, тот самый. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.

Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града поколениями русских интеллигентов. Интеллигентская чушь разнообразна и простирается от простодушных утверждений, что Светлояр это вход в Шамбалу, до возвышенных теорий о том, что под чистой водой Светлого Яра скрыта потаенная душа русского народа.

Исконная местная мифология, конечно, куда интересней этих интеллигентских бредней, поскольку вырастает прямо из культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера. Это как раз довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в "Китежском летописце". Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям 13-го века, но зато – имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо – если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то – надо говрить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.

Павел Мельников-Печерский, который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже, начинает четвертую часть своего заволжского эпоса "В лесах" с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского – абсолютный синоним Купалы. Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Ивана Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, особенно – сексуальные радения молодежи. Но что они могли сделать, если сами были под прессом. И сами молились березам. На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно – и дереву. Слышали на Светлояре даже такую молитву: "Ой, березка матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!" Церковь тут мыслится ушедшей под землю, а над главой этой церкви – береза.

Собственно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой настоящий град Китеж. На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт русской культуры. И не только русской. До славян здесь жила чудь, та самая, которая по летописным преданиям "под землю ушла". По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, которым поклонялись предки марийцев, росли священные рощи. Когда пришли русские со своими попами и стали гнать идолопоклонников, те не ушли с насиженных мест, а заживо погребли себя на берегу своего священного озера.

Разумеется, не вся местная чудь ушла под землю. И не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас немало по деревням, особенно – за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им – как родня. Заметив это, я стал расспрашивать туземцев о священных рощах.

В деревне Большая Юронга мужики, сидевшие у магазина, рассказали, что помнят, как родители уже после войны брали их на кереметь (это такая роща, где поклонялись Керемету, духу, создавшему зло, но поддерживающему добро), как там пили ритуальное пиво и ели жертвенную кашу. Один из них, мариец Василий вызвался показать кереметь, где бывал в детстве. Мы долго бродили по лесу. Василий как бы прислушивался к себе. Потом плюнул, сказал: "Нет, не найду, ничего не осталось, не помню". Что ж, леспромхоз поборолся с марийской религией почище, чем христиане или воинствующие безбожники. Срубил священную рощу. Сколько Василий к себе ни прислушивался, ничего не нашел. Или не захотел найти (что вернее). А мой песик, натасканный на поиски мест силы, нашел: весь извалялся, пока мы бродили по этому лесу и рассуждали о том, какое отношение имеет угро-финское слово "кереметь" к фамилии Шереметьевых.

Между прочим, слово "яр" в названии Светлояра не имеет отношения к Яриле и ярости. Согласно этимологическому словарю Фасмера это – "крутой обрывистый берег". А марийцы мне объяснили, что слово "яр" на их языке означает озеро. Действительно, есть много озер, содержащих в названии такое окончание. Одно из них Нестиар. Это недалего от Светлояра. Могу засвидетельствовать: тоже мощное озеро силы.

Но, конечно, Светлояр посильней будет, не зря вокруг него такой ажиотаж. Это, может быть, самое сильное место на Русской равнине. Даже самый тупой человек, погуляв здесь немного, начинает что-то чувствовать. Я наблюдал одного, по виду – начальника. Обойдя вокруг озера, он проникся высокой идеей его чистоты, подошел к местному мужику и стал говорить назидательно: "Какие же у нас несознательные люди – выпивают прямо в святом месте". В ответ мужик, который, судя по всему, постоянно пасется на берегу и никогда до конца не просыхает, сказал: "Тут я с вами не соглашусь. Человек, может, за 120 километров едет, из самого Нижнего Новгорода. Почему же ему не сесть на травку и не отдохнуть культурно. Святости он, может, не наберется, а здоровья себе прибавит".

Прибрежный философ прав. На Светлояре как-то сами собой расправляются плечи, дыхание становится мерным и глубоким, в результате гипервентиляции легких ты перебираешь кислорода и становишься как бы чуточку пьяным. Краски ярче, проблем никаких, настроение лучше некуда.

И еще: ты там как бы все время пребываешь на грани сна и яви, в состоянии, когда еще видишь сон, но уже понимаешь, что это именно сон, иная реальность. Ты при этом можешь следить за этой реальностью и анализировать ее почти что сознательно. В голову лезут нетривиальные мысли. По крайней мере, так кажется. Но раз кажется, значит оно так и есть. Ведь проблема кажимости и действительности состоит только в том, удается тебе (или нет) сохранить ощущение необычности в тот момент мыслимого. И извлечь из него нечто такое, что не исчезнет в следующую секунду. Сможешь ли ты сохранить это и каким-то образом воплотить: объяснить другому, использовать для создания твердой мыслительной конструкции. Или это увиденное и почувствованное исчезнет в следующий миг, как наваждение, забудется, как сон, растворится в банальности будней. Обычно растворяется. И вот ты уже не можешь даже вспомнить, почему эта мысль казалась тебе такой интересной и важной. Однако ведь это не значит, что она была изначально пустой. Дикая мысль пустой быть не может.

Мне, например, показалось, что на Светлояре надо как-то отметиться. Как? Ведь не привязывать к дереву ленточку. Я решил, что где-нибудь здесь обязательно надо посрать. Во-первых, потому, что это действие исполнено глубокого магизма (почитайте хотя бы Бахтина) А во-вторых, как только в мою башку втемяшилась эта не обусловленная никакой физиологией мысль, так я сразу почувствовал: это надо сделать прямо сейчас, не откладывая, так сказать, в долгий ящик.

Направился в ельник у озера, присел под его зелеными плотными лапами, скрылся напрочь, но – мог видеть людей, идущих по деревянному настилу, проложенному вдоль берега по всей окружности озера. На Светлояре есть такой ритуал: нужно посолонь трижды пройти (а лучше проползти на карачках) вокруг озера, читая молитву. Я еще не закончил, когда показалась процессия: две женщины впереди, а за ними мужчина. Шли гуськом, бормотали молитвы. Поравнявшись со мной, мужик попутно, между словами молитвы, заметил: "Кто-то уже насрал". Это была оценка деяния. Признаться, стало немного неловко. Мой ритуальный позыв был чистой импровизацией, подсказанной, так сказать, сердцем, а они тут ходят по кругу со знанием дела.

Оторванный от коловращения масс я размышлял о том, что любой ритуал как-нибудь да начинается. Как знать, быть может, когда-нибудь контакт, который я только что установил с этим местом, принесет плоды, станет повальной необходимостью для приходящих. В конце концов, те легенды и ритуалы, что сложились вокруг Светлояра, тоже были извлечены из измененных местом силы состояний сознания тех, кто бродил по берегу Светлого озера. Людей посещали светлые мысли. И вот уже готова теория о заволжской Шамбале. Или – о последнем настоящем русском царе Михаиле Алексеевиче Романове (брате Петра Великого), который настолько тайно ушел в раскол, что историкам об этом персонаже вообще ничего неизвестно. А молва о нем все идет.

Доброхоты мне посоветовали сходить к источнику, забившему на том месте, где этот раскольничий царь сжег себя вместе с сыновьями, когда правительственные войска их настигли. Это в трех километрах от озера. Источник называется Кибелек. По другой версии – Георгиевский, в честь защитника Китежа, князя Георгия Всеволодовича, который по преданию погиб от руки татар в этом месте.

На самом деле, конечно, князь Георгий не строил и не защищал Китежа. И погиб не здесь и в другое время. Но это важно лишь для истории, а для мифологии – нет. По большому счету для нее не имеет значения даже имя героя. Георгий, Михаил, еще кто-то – какая, собственно, разница? Разночтения лишь придают достоверности мифу, суть которого в том, что кто-то ушел от преследования. Как Колобок от бабушки с дедушкой. Нас не догонишь. Потому что мы меняем форму, когда нас преследуют, становимся, деревом, камнем, источником, чем еще там – цветком. У Овидия в "Метаморфозах" масса таких превращений. Здесь кто-то стал родником. Над ним теперь навес, сруб колодца. А недалеко от него – поляна. И на ней три креста. Под крестами – могилы, в них лежат три богатыря, которые первыми вышли навстречу преследователям и погибли. Это особо чтимое место. Земля с могил обладает чудесными свойствами. Все прекрасно ухожено – ни пустых бутылок, ни ленточек на деревьях.

Выйдя на эту поляну, я вдруг содрогнулся. Ибо ясно понял, что это и есть кереметь, место силы языческой чуди. И ничего, что оно отмечено крестами. Керемет давно привык к христианской символике, она его не смущает. Это дух широких взглядов и выдающегося человеколюбия. Когда я вернулся на озеро, местный философ (тот, который говорил, что святости на Светлояре, не наберешься, а здоровья – пожалуй), подошел ко мне и спросил: "Ну что, видел?" Я пожал плечами. "Врешь", – сказал он, а потом, обратившись к моему черному псу, подытожил: "Видел".

Авантюрно-визионерская повесть Михаила Глушецкого «Священная шутка» обречена (не) стать событием в литературном мире. Уже хотя бы по той причине, что в своей прекрасной безбашенности, легкости и свободе она слишком близка к жизни и слишком далека от того, что принято нынче считать литературой. Убедитесь сами.

Расположение: Нижегородская область

Озеро Светлояр – одно из самых красивых и загадочных в центральной части России. Оно имеет форму практически правильного овала с размером 500х350 метров, а глубина его местами достигает 40 метров. Однако не своей правильной формой знаменит Светлояр, а легендами о таинственном городе, некогда стоявшем на его берегах и покоящемся на его дне. По легенде город бесследно исчез во времена татаро-монгольского нашествия. В свою очередь учеными было установлено, что свою окончательную форму озеро получило примерно 700-800 лет назад, что только подтверждает возможное существование города, на этих берегах.

В 20-ом веке местные легенды привлекли в эту местность большое количество исследователей, которые желали доказать или опровергнуть древнюю легенду. На берегах Светлояра были найдены стоянки древних людей, относящиеся к каменному веку, однако следов крупного города так и не было найдено. Ученые произвели раскопки повсеместно, однако следов недавней бурной деятельности человека в этом регионе найти не смогли.

Так же ученым не удалось точно установить происхождение и самого озера. Котловина Светлояра как две капли воды похожа на лунные кратеры, с характерными для них особенностями. По периметру местами присутствует небольшой вал, а соотношение сторон, их угол и глубина говорят о том, что образование прошло не без помощи метеорита. Так же именно метеоритный взрыв мог «вскрыть» дно кратера своим взрывом, образовав множество трещин, которые в свою очередь превратились в родники, наполнившие котловину Светлого Яра.

По второй гипотезе, что подтверждено исследованиями, озеро образовалось в месте разлома фундамента, на котором стоит вся европейская части России. Именно в таких местах очень часто наблюдается характерно высокая природная энергетика, которая выходит из глубин земли. Так же именно благодаря высокой концентрации энергии, многие люди часто наблюдают здесь различные миражи, а так же слышат подобие колокольного звона, доносящегося со дня озера.

Испокон веков место это являлось священным, но не только благодаря красивой легенде. Самая его главная отличительная особенность, это исключительная чистота воды. Вода из Светлояра может очень долго находиться в закрытом сосуде, и при этом не терять своей исключительной чистоты. Озеро питается от родников, бьющих на дне, именно это и обуславливает чистоту его вод.

Второй его главной особенностью является тот факт, что именно в этом месте долго укрывались старообрядцы, а сам Светлый Яр был для них священным и культовым. По старообрядческим преданиям было установлено, что каждый холм, каждая тропинка здесь имели для них сакральное, культовое значение и имели свои названия. Во все времена местные берега притягивали не только старообрядцев, но и представителей других направлений христианства, а Светлый Яр стал в своем роде зоной свободомыслия и преображения душ человеческих.

Легенда о городе Китяже.

Легенда о славном городе уходит в далекий 13-ый век, во времена правления Князя Юрия Всеволодовича. В те времени шло активное освоение новых земель, строительство городов и крепостей. Путешествуя по Владимирско-Суздальское земле, князь прибыл в Малый Китеж (ныне Городец) и повелел отстроить город. Позже князь направился в восточные земли и наткнулся на неповторимое по красоте Озеро, названное Светлым Яром. Юрий Всеволодович повелел построить здесь город и в течении трех лет наказ Князя был исполнен.

По легенде Китеж имел двести сажен в длину и сто в ширину, однако недолго суждено было ему простоять на берегу озера. Случилось в 1237 татаро-монголськое нашествие на Северные княжества Руси. Не обошло оно стороной и славный город Китеж. Хоть и скрыт он был в лесах, и неведом монголам, однако от пленников узнали они о тропах, ведущих к озеру и граду. 10 дней длилась осада крепости, но не желали сдаваться монголам жители. Когда силы защитников были на исходе, взмолилась он господу с просьбой о помощи. В очередное утро пошли монголы на очередной штурм города, однако не обнаружили они в старом месте крепостных стен, лишь только увидели они отражение белокаменного града в водах Светлого Яра. Долго не могли они понять, что произошло, и искали по округе славный Китеж, но так ничего и не нашли. И никто больше не видел города Китежа, от которого осталась только красивое предание, в котором говорится, что солнечную ясную погоду, можно увидеть его отражение на рассвете в водной глади и колокольный звон его белокаменных церквей, и что до сих пор стоит он дне, надежно укрытый водной гладью как одеялом.

Есть и гораздо более правдоподобная история святого града Китежа. Когда то давно, до последнего провала дна, были посреди озера небольшие острова, которые являлись центром языческого культа Ярило. На островах стояли его статуи и проводились обряды. Однако после христианизации Руси все статуи были уничтожены, а на самом большом островке была построена церковь, и выросло небольшое поселение, которое ушло под воду во время второго провала, что как раз совпадает по времени с нашествием монголов. Дно озера до сих пор не исследовано, и отметать эту версию пока не стоит.

Наше время

В наше время Светлояр так же является культовым и священным местом. Ежегодно здесь проводятся различные этнофестивали и праздники, в том числе и большое количество церковных праздников. В 1997 году ему присвоен статус памятника природы федерального значения, так же он имеет статус памятника ЮНЕСКО и находится под особой защитой. С 2002 озеро вошло в состав биосферного резервата «Нижегородское Заволжье».

Как добраться

На машине проще всего добираться из Нижнего Новгорода. Необходимо выехать по трассе р-159 на север, до деревни Боковая, в самом конце которой свернуть направо по направлению в село Владимирское, котором нужно будет свернуть направо по советской улице, которая и вдет к озеру.

Своим ходом так же легче всего добраться из Нижнего. Ежедневно ходят рейсовые автобусы, которые направляются до Воскресенского и проезжают мимо села Владимирского, где вам и необходимо выйти.

Адрес: Россия, Нижегородская область, с. Владимирское
Глубина: около 34 м.
Координаты: 56°49"07.3"N 45°05"34.5"E

Содержание:

Краткое описание

В 130 км от Нижнего Новгорода , на окраине села Владимирского, стоящего на берегах реки Люнды, расположено таинственное озеро Светлояр. Иногда это озеро называют маленькой русской Атлантидой.

Озеро Светлояр с высоты птичьего полета

Со Светлояром связана легенда о граде Китеже, дошедшая до наших дней в литературной обработке старообрядцев . «Китежский летописец» сообщает, что князь Юрий Всеволодович, странствуя по Волге на корабле, воздвиг город Малый Китеж (предположительно, нынешний Городец). Миновав реки Узолу, Санду и Керженец, князь приехал к озеру Светлояру. Очарованный красотой этого места, Юрий повелел выстроить на берегах озера град Большой Китеж.

За три года строительства (1165 - 1168 гг.) из камня воздвигли величественный город и соорудили в нём много православных церквей. В 1239 году на Русь двинулись войска нечестивого и безбожного хана Батыя. Вскоре орды татаро-монголов захватили Малый Китеж, а князь Юрий со своей дружиной укрылся в лесах близ Большого Китежа. Один из пленников Батыя, Гришка Кутерьма, не выдержав пыток, предал соотечественников и указал врагам путь к великому граду. Батый нашёл пристанище Юрия и убил его.

Березовая аллея к озеру

И здесь легенда тесно переплетается с реальностью - в действительности, великий князь сложил голову в неравной битве с монголами на реке Сити в 1238 году. Согласно преданию, накануне нападения Батыя дозор в Китеже несли три богатыря, предупредившие горожан об опасности. Много народа пало от мечей врагов, погибли и три богатыря, преграждая путь ханскому воинству. А на том месте, где три воина стояли насмерть за свой град, появился святой родник Кибелек, вода в котором бьёт до сих пор.

На берегу озера Светлояр

Жители Китежа не воздвигли никаких укреплений и даже не пытались защищаться, они обратились с горячей молитвой к Богу не допустить к ним чужеземцев. Бог внял молитве, и когда орды ринулись в атаку, из-под земли вдруг забили многоводные источники, которые начали затапливать город. Монголы в страхе отступили.

Подобно Атлантиде, город погрузился под воду, лишь один одинокий купол собора виднелся над озёрной гладью, но вскоре исчез и он. Но Китеж выжил: в ясную, тихую погоду из глубин Светлояра доносится протяжное пение людей и колокольный звон, а в прозрачных водах озера можно разглядеть маковки церквей и монастырей.

Тропа вокруг озера

Светлояр - священное озеро древней Руси

Ещё до принятия Русью христианства озеро считалось священным - на его берегах устраивали ритуалы в честь славянского бога солнца Ярилы, откуда и пошло название - Светлый Яр. В наши дни озеро Светлояр является центром паломничества, как для язычников, так и для православных. Каждый год 6 июля на Светлояр приезжают христиане со всей России и совершают крёстный ход вокруг озера в честь праздника Владимирской иконы Божией Матери. К вечеру здесь начинается языческое торжество - в ночь с 6 на 7 июля народ празднует день Ивана Купала .

Церковь Казанской иконы Божьей Матери на берегу озера

Люди разжигают костры, пускают по водной глади венки и обходят озеро со свечами в руках. Существует поверье, что если загадать желание и обойти озеро вокруг 3 раза, то задуманное обязательно исполнится. В годы Великой Отечественной войны женщины совершали паломничество вокруг озера Светлояр, молясь о спасении жизней сыновей и мужей, ушедших на фронт.

Гипотезы о возникновении озера Светлояр

Загадочности озеру прибавляет и тот факт, что происхождение Светлояра не выяснено до сих пор. Естествоиспытатель В. В. Докучаев относил его к озёрам карстового происхождения. Геолог Г. И. Блом после бурения скважины сделал вывод о том, что Светлояр - типичное ледниковое озеро, являющееся остатком древнего русла реки Люнды.

Камень со стопочкой Богородицы на озере Светлояр

Также высказывалась гипотеза о том, что котловина водоёма образовалась в результате разломов земной коры и размыва пород. В 2009 году Святослав Енгалычев, сотрудник петербургского Всероссийского научно-исследовательского геологического института, опубликовал результаты своих исследований, подтверждающих версию о том, что своим возникновением озеро обязано упавшему на землю метеориту. В 1968 году экспедиция, организованная «Литературной газетой», детализировала сложный рельеф дна Светлояра.

Вид на озеро Светлояр

Центральная глубоководная чаша обрамляется двумя подводными террасами. Участники экспедиции предложили гипотезу, согласно которой озеро является весьма молодым в масштабах геологического времени. Так, центральная котловина образовалась примерно 1200 лет назад, а погружение нижней террасы под воду произошло около 8 веков назад , что довольно точно соответствует тому времени, когда затонул град Китеж, чудом спасшийся от монголо-татар.