Средневековая архитектура и скульптура. Скульптура


Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое значение.


«Каролингский ренессанс» (от франц. «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).


Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.


Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения – плоскостными.


После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Церкви строили по образцу римских базилик. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.


Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.


В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.



  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик...


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто.


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто иллюс... подробнее ».


  • Живопись , архитектура и скульптура Средневековья . Образцом для миниатюристов служила римская живопись . Автор средневековой миниатюры – не просто.


  • Театр, живопись , архитектура , скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры. Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски...


  • Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взро. Живопись , архитектура и скульптура серебряного века.


  • Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелым. Живопись , архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в. Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений.


  • Живопись , архитектура и скульптура ХХ в. Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями


  • Живопись , архитектура , скульптура и вазопись античной культуры. Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.

Найдено похожих страниц:10


В искусстве средневековья последовательно сменили друг друга романский стиль, характерный для X-XII веков, и готический (XII-XV века). Идеология и культура средневековья опирались на феодально-церковные основы. И романский стиль , и готика развивались в областях, где господствовала католическая церковь. Искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический характер его художественных образов.

Если для древних греков и римлян внутренний мир и телесный облик человека были лишь различными сторонами человеческой сущности, то в сознании людей средневековья душа и тело чаще всего воспринимались как два противоположных начала. В отличие от ваятелей античности мастера раннего средневековья стремились передать не телесную красоту человека, а возвышенные чувства его души.

Ведущее место в средневековом искусстве занимала архитектура : замки, монастыри и соборы. Романский замок представлял собой массивную крепость, расположенную часто на неприступном месте. Однообразные толстые стены, маленькие окна-бойницы, простые по очертанию арочные проемы - весь суровый облик замка соответствовал образу жизни тех воинственно настроенных феодалов, которые жили в его мрачных стенах.

Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть массивность построек предшествующего романского периода. Собор стал средоточием городской жизни, где наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания граждан.

Огромное, подавляющее своими масштабами пространство собора, устремленность в небо его башен и сводов, подчиненность, слияние скульптуры с архитектурными формами, таинственное свечение витражей оказывали сильнейшее воздействие на верующих.

В период готики начали быстро развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни), складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Узкие готические фасады двух-пятиэтажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.

Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система религиозных сюжетов намного шире, стройнее, логичнее. В ней отразились все средневековые представления о мире. Основным выразительным средством в готике была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы получили богатое художественное содержание - застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу, к зрителю. Для готической скульптуры, словно слитой с вытянутыми формами соборов, была характерна некоторая условность пропорций человеческого тела, выразительность ритмов и силуэтов.

Власть церкви сказывалась на творчестве средневековых художников, ограничивая их возможности в создании образов, приближенных к повседневной, реальной жизни. Но лучшие создания готики свидетельствуют о высоком художественном вкусе безымянных народных мастеров.

История мировой и отечественной культуры Константинова С В

16. Живопись, архитектура и скульптура Средневековья

Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор, он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду и ее символическое значение.

«Каролингский ренессанс» (от франц. «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными, изображения – плоскостными.

После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Церкви строили по образцу римских базилик. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. С Х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.

Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.

В Средневековье развивается и скульптура. На франкских рельефах VII–VIII вв. изображены христианские мученики. С Х в. появляются первые изображения Христа, Богоматери, святых. Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

7. Музыка, живопись, архитектура и скульптура Древнего Египта Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками

Из книги Этруски [Быт, религия, культура] автора Макнамара Эллен

10. Живопись, архитектура, скульптура и вазопись античной культуры Эпоха классики, особенно высокой (450–400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами – в человеке все должно быть совершенным.Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

12. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры Особую эстетическую функцию выполняют в театре великолепные, роскошные одеяния актеров и маски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств.

Из книги автора

18. Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие

Из книги автора

20. Литература, Общественная мысль, музыка, мода, живопись, архитектура и скульптура эпохи нового времени Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на

Из книги автора

22. Живопись, архитектура и скульптура ХХ в Живопись ХХ столетия очень разнообразна и представлена следующими основными направлениями:1) авангард (импрессионизм, модерн, кубизм, фовизм);2) реализм;3) поп-арт;4) паблик-арт и др.Термин «поп-арт» (англ. «популярное,

Из книги автора

31. Живопись и архитектура в России в XVI в В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к

Из книги автора

39. Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре был барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины,

Из книги автора

45. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века русской культуры (вторая половина) 9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии. Оказавшись без мастерских и без

Из книги автора

47. Живопись, архитектура и скульптура серебряного века В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление, представителями которого были И. Репин, Товарищество передвижных выставок и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к

Из книги автора

49. Живопись, архитектура и скульптура 20-30-х гг. XX в Развитие искусства также характеризовалось существованием борьбы различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие

Из книги автора

54. Живопись, архитектура и скульптура в Советской культуре 1950-1980-х гг В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, и уже в 1950-х гг. в области изобразительного искусства утвердилась жесткая учебно-производственная система. Будущий художник обязательно должен был пройти

Из книги автора

56. Литература, кино, театр, СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг Продолжает развиваться литература. Появляются новые имена:1) Петрушевская (новый стиль – «серым по серому»);2) Сорокин («натурализм»);3) Пелевин (модернизм);4) Б. Акунин (детективный

Из книги автора

Из книги автора

Скульптура и живопись Египетское искусство, подобно искусству других стран, развивалось неравномерно. Не в каждом периоде появлялись великие художники и новые направления в искусстве, поэтому было необходимо определить характерные черты произведений искусства,

Искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:
дороманское искусство (V-Хвв.),
романское искусство (XI-XII вв.),
готическое искусство (XIM-XV вв.).
Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:
религиозный характер (христианская церковь - единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);
синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. История культуры Средневековья - история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.



В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.

Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. Для этого стиля характерны толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны. Архитектура готическая являлась более совершенной. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Обильные выпуклые украшения - статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба - богато украшали готические здания изнутри и снаружи.

Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции - собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник - собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпохуВозрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Литература средневековой Европы

Средневековая европейская литература - это литература эпохи феодализма, которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада, распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III-IV вв.). Этот период завершается в XIV-XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике, становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.

В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III-X вв.) и средневековье зрелое (XII-XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV-XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые (ранневозрожденческие) явления, а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.

Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII-IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны.

В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098- 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок. 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.

Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» - рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» - пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной.

Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос, куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские «хуглары»). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X-XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.

Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» - «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой, политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека.

В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Его родина - Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер - Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.

Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.

Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человечества.

представляли собой единство зодчества, ваяния и живописи. Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены.


Резец и камень

Внутри храма, верующий шел к алтарю мимо сводов, колонн, капителей, стен, также украшенных каменной резьбой и фресками. В основу изображений были положены сюжеты из Священного Писания, однако главной всегда оставалась фигура Бога Вседержителя, беспощадного к нераскаявшимся грешникам и торжествующего над врагами. Именно так представляли Создателя люди Средневековья. Неслучайно храмы, построенные в романском стиле, называли «Библией в камне».

В скульптуре того периода, как и в живописи, происходит усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной композиции. Однако монументальное ваяние, унаследованное от Античности, было полностью подчинено архитектурным формам. Поэтому огромная роль в украшении базилик отводилась каменной скульптуре, создаваемой обычно на фоне рельефов. Как правило, ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Во фризах – декоративных композициях, преобладали фигуры приземистых пропорций, а на столбах и колоннах – удлиненных.


Особенности ваяния

Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт. В центре изображения находится фигура Христа, вершащего суд. По правую руку от него стоят ликующие праведники, по левую – дрожащие грешники. Самое примечательное в данном рельефе – разнообразие человеческих чувств. В движениях, позах и на лицах отражается страх или надежда. Главным для мастера было создать не правдоподобные фигуры, а изобразить всю гамму переживаемых чувств.

В каждой стране ваяние имело свои национальные особенности. Например, в Германии, в отличие от Франции, фасады и внешние стены храмов почти не декорировались. Немецкая скульптура романского стиля строга и аскетична, сурова и достаточно абстрактна. Пример тому – церковь Лаахского аббатства Святой Марии.


Аббатство Святой Марии (Германия)

В скульптурном декоре романских храмов проявилась не только любовь к духовному, но и к необычайному, фантастическому. Здесь можно увидеть каменные орнаменты редкой красоты и сложности: кентавров, крылатых драконов, обезьян, играющих в шахматы, и пр. Фигурки сказочных существ, заимствованных из преданий германских племен, нередко украшали фасады и капители колонн романских базилик.



«Французская манера»

Романский стиль и готический, пришедший ему на смену в XIII столетии, наложили огромный отпечаток на развитие европейской культуры Средних веков. Если романика представляла собой сочетание строгости и монументальности (никаких фантазий, только ясная геометрия и молитвенное настроение), то готика отличалась легкостью и возвышенностью.

Она зародилась в XII в. на севере Франции, а затем распространилась почти по всему континенту: от Португалии до Литвы. В то время ее называли «французской манерой», а впоследствии новое направление получило название «готика». Во многом архитектура готического собора сохраняла традиции романского стиля. Почти все его элементы остались, но в измененной форме: вместо толстых столбов появились тонкие пучки изящных колонн, полукруглые арки вытянулись вверх, маленькие окна стали огромными, наполняя храм светом.