Задержка рейса возмещение убытков. Что обязаны предоставить

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

Задержка рейсов - частое явление среди авиаперевозчиков. Туристы готовы ждать свой самолёт, лишь бы улететь в отпуск, который даётся им всего 1-2 раза в году. Но что, если бы за задержку или ещё хуже - отмену рейса - платили компенсацию? К сожалению, не все путешественники знают о своих правах. Поэтому наши коллеги из compensair.com подготовили советы на тот самый злосчастный случай.

Кому и по какой причине отказывают в Шенгене?

18 апреля 2019

Как выжить в палатке на музыкальном фестивале

18 апреля 2019

Гигантский путеводитель по Грузии: море, города, горы и еда

17 апреля 2019

Что делать если перевернулся катамаран во время сплава

17 апреля 2019

Куда поехать беременной отдыхать: рассказываем за 2 минуты

16 апреля 2019

Клуб Путешествий: как живут в самом солнечном регионе Италии?

Кому положена компенсация от авиакомпании?

Если в течение последних 6 лет у вас была:

  • задержка рейса более, чем на 3 часа;
  • отмена рейса;
  • либо Вам отказали в посадке;

то есть большая вероятность, что авиакомпания должна вам до 600 евро компенсации.

Задержка рейса или отмена вылета – довольно часто случающиеся неприятности, которые способны привести в замешательство даже опытного путешественника, особенно если путешествие включает в себя пересадки и стыковки. В случае, если рейс задерживают, пассажир может воспользоваться своими правами, а их у него немало. Причем абсолютно не имеет значения, какая авиакомпания задерживает вылет: лоукостер или национальный авиаперевозчик, а рейс – регулярный или чартер. Права пассажира в этих случаях регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) и Воздушным Кодексом России, в которых четко прописаны все возможные ситуации и способы их разрешения.

Пассажир имеет право знать

Согласно положениям ФАП, представители авиаперевозчика, осуществляющего полет, должны проинформировать клиентов о причинах и продолжительности отсрочки взлета даже, если произошла задержка вылета чартерного рейса. Информация должна быть объявлена диспетчером по громкой связи и обозначена соответствующим текстом на табло в здании аэропорта (п. 92 ФАП).

Также на регистрационной стойке авиакомпании ее представитель должен давать исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах и причинах изменения времени вылета. Если в данном аэропорту нет представительства компании-авиаперевозчика, осуществляющей перелет, на все вопросы пассажиров обязаны ответить представители аэропорта на информационной стойке. Пассажир вправе потребовать от представителя воздушной гавани предоставление полных данных по рейсу.

Важно! Приобретая авиабилет на самолет, клиент заключает с перевозчиком договор на предоставление транспортных услуг, письменным доказательством этого факта становится бланк авиабилета.

Важно! Клиент вправе требовать соблюдения своих прав на информацию (п. 74 ФАП).

Если рейс отложен

Что делать пассажиру при задержке рейса, можно узнать из положений действующего законодательства и ФАП. Клиенты авиаперевозчиков должны требовать их соблюдения. В случае отсрочки вылета авиакомпания обязана:

  • Пассажирам, путешествующим с детьми, не достигшими 7 лет, дать доступ в комнату матери и ребенка;
  • Обеспечить бесплатное хранение багажа.

Когда вылет задерживается дольше двух часов, пассажирам должны обеспечить:

  • 2 бесплатных телефонных разговора и отправку двух писем по электронной почте;
  • Предоставление напитков.

В случае, если отлет задерживается дольше четырех часов, авиаперевозчик должен организовать горячую еду пассажирам с интервалом 8 часов днем и 6 – ночью. Обычно выдаются талоны в определенные рестораны в аэропорту.

Если задержка вылета самолета дольше, чем 6 часов ночью и 8 днем, компания-авиаперевозчик должна бесплатно:

  • разместить своих пассажиров в ближайших отелях;
  • обеспечить транспорт из аэропорта в отель и обратно.

Важно! Пассажиров не имеют право селить в номерах вместе с незнакомыми людьми, распределять по разным номерам членов семьи без их согласия и т.д.

Дополнительная информация. Если пассажира не устраивает гостиничный номер, предоставляемый авиакомпанией, он может поселиться за свой счет и впоследствии предъявить платежные документы для возмещения в головной офис авиаперевозчика.

Что делать при задержке вылета

Бывает так, что пассажир следует по сложному маршруту, включающему в себя один и более стыковочных рейсов. В такой ситуации опоздание на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего по вине авиаперевозчика рушит все путешествие.

Есть несколько нюансов, которые надо знать пассажиру:

  1. Если все рейсы совершает одна компания, и оформлен один билет. В таком варианте пассажир не должен ни о чем беспокоиться – авиакомпания обязана за свой счет отправить своего клиента в пункт назначения другими своими рейсами и чем быстрее, тем лучше, потому что промедление увеличивает расходы авиаперевозчика (питание, проживание пассажира и т.д.);
  • Если оформлен один авиабилет, а рейсы выполняют две компании. Здесь тоже нет повода волноваться. Так как такие стыковочные рейсы осуществляют компании-партнеры, то компания-виновник опоздания пассажира на стыковочный рейс обязана уладить все проблемы со своим партнером за свой счет и отправить пассажира следующим же рейсом в аэропорт назначения;
  • Стыковочные рейсы оформлены разными билетами, выполняются одной или разными авиакомпаниями. Пассажир должен знать, что приобретая разные билеты и самостоятельно выбирая стыковки, он сильно рискует, т.к. в этом случае он не является транзитным пассажиром. Если первый рейс задерживается, то билет на стыковочный попросту пропадает.

Важно! Если пропадает билет на стыковочный рейс, купленный туда и обратно, то аннулируется и обратный авиабилет, как в случае если бы пассажир не явился на рейс.

Сразу же после объявления о задержке вылета нужно ставить на авиабилете штамп – соответствующую отметку у представителя авиакомпании. Далее надо связаться с другой авиакомпанией, на чей рейс пассажир опаздывает, и попросить оформить бронирование на следующий рейс и при этом не аннулировать обратный билет. Чаще всего авиакомпании идут навстречу своим клиентам.

Если не получилось избежать неприятных последствий, и обратный билет аннулирован, то придется покупать другие авиабилеты за свой счет, при этом сохраняя все чеки и квитанции, а также билет с отметкой о задержке рейса.

Впоследствии можно будет направить в офис авиакомпании-виновника опоздания письменную претензию с требованием возместить возникшие расходы, приложив к ней все финансовые документы и билеты. Но по правилам в этом случае компания не обязана компенсировать пассажиру денежные потери, и он может рассчитывать только на возмещение ущерба за задержку рейса виновной компании.

Важно! Претензия в письменном виде должна быть подана авиаперевозчику в течение 6 месяцев после инцидента, не позднее.

Рассмотрим, в каких случаях авиаперевозчик не несет ответственность за задержку рейса. Существует ряд объективных причин, снимающих с авиакомпании вину за откладывание вылета, вне зависимости от того, чартерные рейсы или регулярные. К ним относятся следующие:

  • ухудшение метеоусловий;
  • авиалайнер технически неисправен;
  • загруженность аэропорта;
  • иные форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, ограничения на выполнение полетов и т.д.).

Во всех других случаях компании-авиаперевозчики ответственны за своевременную доставку своих клиентов в пункт назначения, в частности:

  • ошибочно составленное расписание полетов;
  • авиалайнер либо экипаж самолета не готов к полету;
  • ситуация, именуемая овербукинг: когда авиабилетов продают больше количества посадочных мест в авиалайнере данного рейса (часто авиакомпании продают билетов больше, т.к., согласно статистическим данным, несколько пассажиров всегда отменяют свои поездки в последний момент);
  • продано мало билетов, и полет нерентабелен (часто случается с чартерными рейсами);
  • во всех остальных случаях, если не доказано, что это форс-мажор.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то ситуация может быть разрешена следующим образом:

  • отправка пассажиров до места назначения другими рейсами;
  • денежная компенсация убытков и потерь.

Важно! Пассажиру следует помнить, что если авиакомпания отправляет его другим рейсом, даже другой авиакомпании, то никаких дополнительных денег брать с него не должна, даже в случае, когда маршрут становится длиннее, а авиабилет дороже.

Денежное возмещение ущерба

В Российской Федерации

Если рейс задержали, то пассажирам положена денежная компенсация. По законам России расчет суммы возмещения ущерба, причиненного задержкой вылета, рассчитывается по МРОТ: за час отсрочки вылета начисляется по 3% от цены авиабилета (Закон «О защите прав потребителей»), и по 0,25% от МРОТ за час ожидания, при этом максимально возможной суммой компенсации является 50% цены авиабилета («Воздушный кодекс» РФ).

В странах ЕС

Иначе рассчитывается компенсация за отложенный вылет в Евросоюзе. Специальное постановление Европарламента регламентирует обязанности авиаперевозчиков и порядок расчета величины компенсационных выплат.

Данным правилам обязаны подчиняться:

  • все авиаперевозчики, начальным пунктом маршрута которых является аэропорт в стране ЕС (даже, к примеру, Аэрофлот или любая другая российская компания-авиаперевозчик, вылетающие из Европы);
  • авиакомпании, имеющие регистрацию в качестве авиаперевозчика в любой из стран Еврозоны, если конечным пунктом маршрута является аэропорт, находящийся в Евросоюзе.

Согласно этому документу, сумма компенсации к выплате пассажиру определяется, исходя из времени ожидания отложенного рейса и дальности перелета.

Расчет суммы компенсации

Attention: The internal data of table “45” is corrupted!

Важно! При ожидании вылета дольше 5 часов пассажиру по его просьбе должны возместить всю стоимость авиабилета даже, если потребуется вернуть его в исходный пункт путешествия.

Компенсационная выплата положена пассажиру в том случае, если отменили вылет, но оповестили его об этом меньше чем за 13 дней до даты путешествия. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности ожидания альтернативного рейса, его протяженности.

В США

В Штатах ситуация с задержанными и отмененными рейсами несколько иная. Законодательством практически не предусматривается возмещение ущерба от отмены или долгого ожидания вылета, за исключением случаев, когда пассажир не попадает на борт самолета из-за овербукинга.

На практике авиакомпании стараются отправить клиентов ближайшими рейсами, но если авиабилет стоит больше, пассажир доплачивает сам. Нет преференций ни в виде бесплатных звонков по телефону, ни электронных писем, ни питания, в отличие от правил РФ и Евросоюза.

Документы для возмещения затрат

Что делать пассажиру, вылет которого откладывается? Первым делом нужно обратиться на стойку регистрации авиакомпании и узнать, почему вылет отложен, попросить поставить на билете отметку о том, что рейс задерживается. При этом представитель компании должен поставить на авиабилет печать или фирменный штамп. Потом, при посадке в самолет, нужно поставить отметку о времени вылета, также заверенную штампом. Таким образом, при подаче претензии в центральный офис авиаперевозчика будет официально подтверждена задержка рейса.

Важно! В том случае, если в аэропорту нет представительства авиаперевозчика, штамп могут поставить на информационной стойке представители аэропорта. Но даже если отметки о задержке не будет, она подтверждается многими документами, оформляемыми как в соответствующих службах аэропорта, так и в самой авиакомпании.

После размещения в отеле за свой счет нужно сохранить все платежные документы об оплате номера и трансфере между аэропортом и отелем.

По возвращении нужно составить и подать в центральный офис компании претензию с требованием о выплате компенсации, приложив к ней все подтверждающие документы (авиабилет с отметками, документы по дополнительным непредвиденным расходам и т.д.).

Важно! Следует помнить, что подать претензионное письмо необходимо до истечения 3 месяцев с момента инцидента. Авиакомпания должна дать ответ в течение 1 месяца с даты получения претензии.

Важно! При подаче претензионного письма его нужно оформить в 2 экземплярах и получить от представителей компании отметку с входящим номером и датой получения на втором, оставляемом себе экземпляре письма.

При рассмотрении жалобы пассажира разбор дела происходит по законам той страны, где произошел инцидент, вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик. Так, если инцидент произошел в российском аэропорту с компанией «Люфтганза», то разбирательство будет проходить в России, если ответчиком является российская компания-авиаперевозчик по случаю на территории Евросоюза, то дело будет рассматриваться в соответствующей стране Еврозоны и по действующим там законам и правилам.

Видео

Если задержали рейс, если маршрут сложный, между стыковочными перелетами слишком мало времени, и путешествие под угрозой срыва, не стоит паниковать. Зная свои права и обязанности авиакомпании перед клиентами, можно не только успешно добраться в пункт назначения, но и получить материальную компенсацию за причиненные неудобства.

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
– выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
– ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах – специальным правам заимствования – привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день – 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете – эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело – проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации “рейс задерживается” и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа – Китай в основном), в меньшей – заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции – это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
– авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

– тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот – из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали “непредвиденные” обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под “непредвиденными обстоятельствами” подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические “непредвиденные” обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо – пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )

Воздушный транспорт, несомненно, является самым быстрым, удобным и безопасным, поэтому вовсе не удивительно, что большая часть путешественников выбирает для поездок именно самолет. Но к сожалению, не все авиакомпании полностью справляются со своей работой. В частности, некоторые задерживают рейс, причем не из-за капризов погоды.

С такой довольно неприятной ситуацией, наверное, приходилось сталкиваться многим, но не все, как показывает практика, знают права пассажиров при задержке рейса. Попробуем проанализировать эту тему более тщательно, чтобы каждый при необходимости смог самостоятельно разобраться с насущной проблемой.

В первую очередь следует понимать: купленный авиабилет выступает в роли договора с перевозчиком, который в дальнейшем должен обслуживать пассажиров. А основная его обязанность – доставить клиента своевременно в нужное место и позаботиться о его безопасности. Учитывая ранее установленные правила относительно защиты прав потребителей, авиакомпания при задержке рейса обязана:

  1. Пассажирам с маленькими детьми, возраст которых не превысил 7 лет, бесплатно предоставить комнату для матери и ребенка, причем вне зависимости от того, на 30 минут или на 6 часов отложен вылет воздушного транспорта.
  2. Взрослым и маленьким пассажирам перевозчик, задерживающий вылет на 4 часа, обязан безвозмездно предоставить горячее питание. Для этого клиентам выдаются талоны, по которым можно заказать обед в ресторанах или кофейнях, действующих на территории причала.
  3. Если вылет лайнера задерживается на более длительное время, примерно на 7-8 часов, виновник задержки обязан предоставить своим клиентам места для отдыха в гостиничном комплексе. При отсутствии гостиницы на территории аэроузла трансфер оплачивает авиакомпания, а также контролирует сохранность багажа всех пассажиров.

К сожалению, не многие компании стремятся предоставить своим клиентам как напитки, так и талоны на питание. Поэтому пассажирам следует самостоятельно проявить инициативу, обратившись к представителям, чтобы напомнить об обязанности авиакомпании при задержке рейса.

При каких обстоятельствах виновником считается перевозчик?

Изначально нужно разобраться, действительно ли вылет воздушного транспорта задерживается по вине компании. В Гражданском кодексе Российской Федерации четко указаны причины, из-за которых перевозчик будет рассматриваться в качестве виновника:

  • при нестыковке в ранее утвержденном расписании;
  • если авиалайнер или члены экипажа не готовы обслуживать клиентов;
  • при отказе пассажиров пользоваться услугами перевозчика из-за так называемого овербукинга: то есть, если компания решит посадить на борт самолета больше клиентов, чем предусмотрено в салоне пассажирских мест.

Невиновным считается перевозчик, если своевременно выполнить свои обязанности ему помешают следующие причины:

  • неблагоприятные, резко изменившиеся погодные условия;
  • всевозможные стихийные явления – к примеру, пожар или наводнения;
  • действия военного значения;
  • запрет на транспортировку грузов или перевозку пассажиров в выбранном направлении.

Также авиакомпания не будет виновной в отсрочке, если экипаж выявит неисправность в транспортном средстве, которая может стать причиной крушения авиалайнера.

На что можно рассчитывать пассажиру?

Определенно, у авиакомпании имеется ответственность перед всеми своими клиентами. В зависимости от того, на сколько часов будет отложен вылет воздушного транспорта, зависят действия сотрудников авиакомпании:

  1. Если взлет самолета переносится на пару дней, виновная сторона может предложить своим клиентам два способа решения этой проблемы:
  • перелет в нужном направлении на другом транспорте, обслуживаемым этим же перевозчиком;
  • возврат полной суммы денежных средств, потраченных на покупку авиабилета. В этой ситуации следует иметь в виду, что вернуть деньги, потраченные на билеты в оба направления, можно будет лишь в том случае, если купленные билеты будут отмечены на едином бланке.
  1. Если вылет транспорта задержан после того как клиенты прибыли в аэропорт, и в настоящее время они проходят регистрацию, то в первую очередь перевозчик должен сообщить о времени задержки, а также предложить несколько вариантов, чтобы выйти из неприятной ситуации. Чаще всего пассажиров просто просят отправиться в полет, воспользовавшись услугой другой авиакомпании, без внесения дополнительной оплаты, если виновником является выбранный ранее перевозчик.

Важно! Компенсация за задержку рейса самолета положена всем пассажирам, которые осуществляют перелет в воздушном пространстве Евросоюза.

Размер компенсации в Российской Федерации

Если компания не сможет доказать свою невиновность относительно отсрочки вылета воздушного транспорта, то, согласно действующему законодательству нашей страны, она должна выплатить своим клиентам 3% от общей стоимости авиабилета за каждые 60 минут вынужденного ожидания. Сумма денежных средств при иных обстоятельствах рассматривается как компенсация за задержку. Также виновник обязан оплатить 25% МРОТ в качестве штрафа за каждые 60 минут, однако полная сумма выплаты не должна превышать половину стоимости приобретения.

Согласно закону нашей страны, иные виды компенсации пострадавшей стороне не положены. Но пассажир вправе как требовать возврат суммы, потраченной на билет, так и воспользоваться услугами альтернативного рейса, предложенного виновником.


Какие действия нужно предпринять при задержке вылета самолета?

Итак, вылет воздушного транспорта задержан. В первую очередь необходимо найти офис виновного перевозчика или обратиться к его представителю. Сотрудника можно найти у регистрационной стойки или в кассах аэропорта. Если пассажир уже пройдет паспортный контроль, то предстатель может находиться у специального гейта, от которого по ранее утвержденному плану и должен взлетать самолет.

Если найти представителя не удастся, следует узнать на информационной стойке, где возможно разыскать сотрудника, или позвонить в офис авиакомпании, узнав телефон на официальном сайте перевозчика.

Найдя представителя, от него нужно получить все, что требуется пострадавшей стороне, учитывая время задержки рейса: напитки, талоны на питание и номер в гостинице. И в обязательном порядке нужно получить от сотрудника отметку, в которой четко будет указано, на какой срок задерживается вылет воздушного транспорта. Поставить соответствующую отметку может и сотрудник аэроузла, обслуживающий клиентов у информационной стойки.

Чаще всего отмечается время отсрочки на маршрутной квитанции, и здесь же указывается, что именно получила пострадавшая сторона – к примеру, талоны на питание и так далее. Даже если не удастся поставить подтверждающую отметку, преждевременно волноваться не стоит, ведь задержка будет документально зафиксирована, а это значит, что по приезде пассажиры вправе направить письменную претензию в офис виновной авиакомпании.


Получение компенсации

Не менее важно разобраться, как получить компенсацию. Данный процесс довольно прост, ведь для этого потребуется иметь на руках отметку о задержке рейса по вине перевозчика. Вернувшись из путешествия, пострадавшая сторона должна обратиться в авиакомпанию, имея при себе следующие документы:

  1. Заявление, написанное по специальному образцу, ознакомиться с которым можно на интернет-ресурсе авиаперевозчика.
  2. Талон на посадку.
  3. Отметку о задержке вылета, поставленную на бланке посадочного талона.

Точного времени возврата денег не указано в российском законодательстве, поэтому перевозчик вправе сам вносить коррективы, конечно, в разумном понимании, относительно этого вопроса. Как показывает практика, чаще всего материальная компенсация поступает пострадавшим пассажирам через 2-3 месяца после подачи документов. Однако нередко рассмотрение дела может затянуться на 6-7 месяцев.

Вне зависимости от того, на сколько времени авиакомпания перенесет рейс, нужно постараться собрать как можно больше подтверждений данного факта для получения компенсаций. То есть получить отметку о задержке, собрать чеки, выдаваемые за покупку еды и напитков, и даже сфотографировать табло взлета и посадки ранее выбранного рейса для подтверждения изменения ранее установленного статуса. Чем больше будет собрано доказательств, тем выше шанс получить материальную компенсацию пострадавшей стороне.

Вконтакте