Церковь на грузинской улице. Католический собор на малой грузинской, мессы, концерты

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Собор Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве относят к неоготическому стилю. Его считают найкрупнейшим католическим собором России. Это один из трех соборов Москвы, которые были построены до революции 1917 года. Он также входит в троицу ныне действующих католических храмов. Мессы в нем проводят на различных языках: латынь, польский, русский, корейский, французский, и пр.

Кроме того, это не только храм, но и центр культурной жизни столицы, так как там проводятся встречи молодежи, концерты органной, классической и церковной музыки. Также там есть библиотека, церковная лавка и благотворительный фонд.

История храма

Кафедральный собор Непорочного Зачатия поражает всех не только своим внешним убранством, но и внутренним наполнением. Впервые разговор о его строительстве зашел еще в 1894 году. Это было обращение о разрешении его строительства в связи с ростом католической общины города. Неоготический проект был рассчитан на 5000 человек.

Основной временной промежуток строительства попал на 1901-1911 года. Место было выбрано не случайно. Это квартал, где проживало большое количество поляков. Именно они и стали основными спонсорами постройки храма. Освятили его в конце декабря 1911 года.

Далее на протяжении 1911-1917 годов были собраны деньги на отделку и покупку церковной утвари, а также внутреннее оснащение храма. Но в 1938 году храм закрыли, как и большую часть прочих, имущество разворовали и устроили там общежитие. Немного пострадал он и в военное время, а после там разместили плодоовощную базу. Только в 1976 году был сделан новый проект реставрации, но его так и не удалось реализовать.

В 1989 году ассоциация московских поляков направила прошение о возвращении им строения храма, но удовлетворили его только в 1996 году. Они сразу приступили к работе по возобновлению прежней красоты собора. 1997-1999 – были годами усиленной работы. 12 декабря 1999 года секретарь Ватикана прибыл для того, чтобы освятить отреставрированный храм. А уже через 10 лет отмечали повторное освящение собора.

Музыка и собор

Обычные богослужения в основном сопровождаются органным аккомпанементом пением кантора. Кроме духового органа, есть еще и 2 электронных. Воскресное богослужение сопровождает пение непрофессионального Литургического хора, а вот праздничные торжественные богослужения проходят под сопровождение профессионального Академического хора при соборе.

Кроме того с 2009 года в стенах храма проводится курс «Западноевропейская духовная музыка» из-за проекта музыкально-образовательного благотворительного фонда «Искусство добра». Основная задача:

  • игра на органе,
  • григорианскому хоралу,
  • органной импровизации,
  • вокалу.

Кроме этого, в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии концерты являются достаточно частым явлением. Многие желающие могут посетить их и приятно провести время.

Еще при освящении собора 1999 году было сказано о том, что это сооружение будет не только домом для молитв, но и местом, где будет звучать музыка. Именно с того времени тут стали проводить концерты духовной музыки. Информация о таких событиях начала распространятся в официальных источниках, тем самым давая возможность прочим людям узнать об этом храме.

Те, кто посещал такие мероприятия говорили о том, что эта музыка помогла пробудить в сердце любовь и усилить веру в Господа. Помимо этого концерты являются еще и дополнительным источником доходов для храма.

Как добраться

Адрес Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы следующий: г. Москва, улица Малая Грузинская 27/13. Доехать до храма можно на метро.

Самые близкие станции: Белорусская –кольцевая, Краснопресненская, Улица 1905 года. Выйдя из подземки спросите любого прохожего, как добраться до храма и они Вам покажут правильную дорогу.

Это святое место поражает своей красотой и величеством. Многие туристические агентства включают его в свой экскурсионный маршрут. Большинство отмечает, что смотря на него, они будто переносятся куда-то в другую страну. Данное сооружение является прекрасным показателем того, как можно строить и восстанавливать здания, независимо от вероисповедания и национальности.

Храни Вас Господь!

В Москве, в давние времена существовала небольшая обособленная территория — грузинская Слобода, которой владел царь этого государства Вахтанг VI. С тех давних времён остались только названия улиц — Грузинский переулок, Грузинский Вал, Грузинские Малая и Большая улицы.

Костел на Малой Грузинской сильно выделяется на фоне остальных зданий, расположенных рядом

Сейчас на Малой Грузинской в здании 27/13 расположился уникальный костёл — Кафедральный римско-католический Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

Построенное в неоготическом стиле здание храма выделяется среди рядом расположенных сооружений строгим и величественным видом с необычной архитектурой.

Своему названию костёл на Малой Грузинской обязан одному из важнейших персонажей христианской веры — Деве Марии (Пресвятая Богородица, Царица Небесная, земная мать Иисуса Христа).

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Свою историю храм начинает в 1894 г. В то время католическая диаспора Москвы заметно росла. Вследствие этого ее представители поставили перед московским губернатором вопрос о необходимости постройки большего храма, способного вместить большое число верующих. К этому времени в Москве уже имелось 2 католических храма.

Московские власти разрешение на строительство культового сооружения выдали, однако выдвинули определённые условия. Возводить собор нужно было подальше от православных святых мест и не в центре города. При этом, на здании не должны присутствовать какие-либо изваяния и башни.

Костёл на Малой Грузинской проектировал архитектор Ф. Богданович-Дворжецкий.

Он разработал и представил общественности проект собора в неоготическом стиле, который мог вместить 5000 прихожан. При этом, выдвинутые условия по отсутствию изваяний на фасаде и башен им были проигнорированы.

Несмотря на это, проект на конкурсе одержал победу, его рекомендовали для строительства. Под возведение собора был приобретён на улице Малая Грузинская участок земли.

История строительства

Купленный участок имел определённое значение для католиков. Именно здесь проживала основная польская диаспора. Представители этой общины и собрали основные средства для возведения собора. Всего же общая стоимость храма равнялась 300 тыс. руб. серебром.

Строить культовое сооружение начали в начале XX века. Продолжалось его возведение почти 10 лет. Завершилось в конце 1911 года. Зимой (21 декабря) костёл освятили.

Внутренняя отделка велась и после открытия, вплоть до революционных событий 1917 года. В первый период становления Советского Союза католический костёл не закрывался почти 20 лет. В нём осуществлялись регулярные богослужения.

Однако ситуация в стране все же привела к тому, что в 1937 году кафедральный собор закрыли.

Имущество культового сооружения разграбили и уничтожили. Разрушению подверглись орган, алтарь. Фасад здания был обезображен.

В дальнейшем строение отвели под общежитие и в нём началась перепланировка. Во времена Великой Отечественной войны собор пострадал от немецких авиабомб. Ряд башен и шпилей погибли. После войны главный шпиль храма разобрали. В здании была продолжена перестройка.

В 1956 году в бывшее здание католического собора переселился научно-исследовательский институт «Мосспецпромпроект» . Эта структура продолжала капитальные внутренние перестроения изменив его до неузнаваемости, создав 4 полноценных этажа.


Костел до реставрации

В 1976 году власти Москвы решили на базе сооружения создать органный зал. Но заведения, которые находились в здании костёла, а их насчитывалось около 15, переезжать категорически отказались, что привело к отказу от реализации культурных замыслов.

Однако католики Москвы, которых объединил под своим началом ассоциация «Польский дом», продолжили деятельность, направленную на возвращение культового сооружения верующим. В 1989 году они подали официальный запрос московским властям на возврат здания храма римской католической церкви.

Власти города к просьбам верующих отнеслись благосклонно и в 1990 году перед храмом была отслужена первая месса. Она стала знаковой, первой почти за 60 лет.

Однако до полного возвращения собора во владение католической епархии столицы пришлось ждать ещё 5 лет. НИИ «Мосспецпромпроект» выселяться из здания отказывался.

Окончательная точка в процессе возврата костёла верующим была поставлена 1996 году, когда Московская католическая епархия получила от властей города документальные материалы, подтверждающие право бессрочного пользования зданием.

Сразу после передачи костёла в нем началась реставрация. Она затянулась на 3 года. В конце 1999 года посланец Папы Римского — кардинал Содано осветил собор. Через несколько лет в нём поставили орган.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство собора впечатляет. Так шпиль центральной внутренней башенки украшен крестом, в боковые шпили которого вставлены гербы Иоанна Павла II и архиепископа Кондрусевича Тадеуша. В притворе храма имеется скульптурное изображение Христа, распятого на кресте. У чаш со святой водой в стены вставлены кирпич Лютеранской Базилики лютеранской и специальная медаль от 2000 года.

В центральной части костёла имеется два сектора со скамейками. Их разделяют проходы. Рядом с боковыми проходами установлены комнаты для исповеди — конфессионалы. С одного карая нефа левого (неф – часть помещения, ограниченная колонами) расположена часовня. Внутри неё стоит дарохранительница с алтарём Даров.

Боковые нефы отделяют от зала колоннады. Их потолки представляет своды в виде креста, созданные арками. Каждый неф в отдельности поддерживается пятью колонами-контрфорсами. Общее количество их – 10, что символизирует 10 главных христианских заповедей.


Орган собора

Окна собора стрельчатые, с витражными оконными проёмами. Под ними имеется 14 барельефов которые символизируют 14 «стояний» на Крестном пути. Рядом с первой потолочный аркой, выше нартекса (входная зона притвора храма), возведены хоры. Ранее проект собора предполагал размещение на них около 50 певчих. Однако на этом месте установили хоральный орган.

Святыни, иконы, мощи храма

На центральном месте костела находится главный его элемент — алтарь. Он обложен мрамором тёмно-зелёного цвета.

В ней размещены частицы святых, которые принадлежат:

  • Первоапостолу Андрею ;
  • святому Зенону (Зенон Веронский), покровителю детей и рыбаков;
  • святому Григорию Назианскому (Богослов или Григорий Назианзин) почитается как один из основателей Церкви, Константинопольский архиепископ;
  • святым Косьме и Димиану (братья, бессребреники, творители чудес и врачеватели);
  • частица покрова Девы Марии , подаренная костёлу Веронской епархией.

По правую сторону от алтаря находится амвон. Он также в темно-зелёном мраморе. В пресвитерии, в задней его части, имеется возвышения состоящее из 3 ступеней. Оно примыкает к апсиде (полукупольный храмовой выступ). Тут оборудованы места для нахождения священнослужителей, а также кафедра епископа.

В пресвитерии располагается Распятие. Оно достигает 9 метров в высоту. На кресте Иисус Христос высотой 3 метров. По бокам распятия скульптуры из гипса: евангелиста Иоанна и Божьей Матери.

Духовенство, наставники

Костел на Малой Грузинской располагает своим штатом духовенства. Представлен митрополитом московской Архиепархии, генеральным викарием, настоятелем собора, соборными администраторами, двумя приходскими викариями, тремя священниками, отвечающих за помощь в переходе. Имеется духовное лицо, представляющее армянский католический приход и священник испанской общины.

В штате есть 6 сестер. Они представляют 3 монашеских ордена: Салезианцев Дона Боско; Дочерей Марии Помощницы Христиан; Конгрегации Святейшего Сердца Иисуса.

Приход и хор

Приход костёла обширен. В него включены все католики, проживающие на западе и юге Москвы. Формально это прихожане приходов Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Святого Семейства.

У костёла имеется свой хор, приходской, литургический. В цокольном этаже собора имеется класс хорового пения. В нем раз в неделю, в среду, проводятся занятия. Кроме того, желающие могут попробовать свои силы в молодёжном вокально-инструментальном ансамбле.

Интересные факты про собор, что в окрестностях

Известен костёл на улице Малая Грузинская своими колоколами. Они расположены с левой стороны фасада, за аркой. Колоколов всего 5. Их изготовили в Польше на всемирно известной фабрике Фальчинских. Подарены собору епископом Скворцом. Наибольший достигает веса более 900 кг.

Каждый колокол имеет своё название (в порядке убывания по весу):

  1. «Фатимская Божья Матерь».
  2. «Иоанн Павел II».
  3. «Святой Фадей».
  4. «Юбилей – 2000».
  5. «Святой Виктор».

Колокольный звук извлекается посредством электронного автомата.

Недалеко от места расположения костёла на Малой Грузинской улице имеются и иные достопримечательности столицы:

  • московский зоопарк;
  • памятник матери Терезы.
  • посольство Польской Республики;
  • Грузинский парк;
  • Ваганьковское кладбище;
  • городская усадьба Щукина.

Социальная работа, повседневная жизнь

В Кафедральном соборе проводятся бесплатные экскурсии. Но исключительно по предварительной записи. Время их проведения — вторник, среда, пятница, тогда, когда служений не ведётся. Посещать храм могут и экскурсионные посторонние группы. Но и для них требуется предварительная договорённость.

В храме осуществляются мероприятия катехизации (обучение основам католической веры и чину церковной жизни). Открыты для желающих церковные лавка, библиотека. Работает столовая для малоимущих. В соборе нашла пристанище редакция вестника «Свет Евангелия».

Концерт Ave Maria в соборе:

Костёл на Малой Грузинской фондом «Искусство добра» регулярно используется под органные концерты. Вход платный. Цена билетов от 300 до 3000 рублей. С расписанием представлений можно ознакомиться на сайте фонда.

Воскресная школа

Воскресной школы в соборе не имеется. Здесь можно лишь получить дополнительные знания в области английского языка. Занятия проводится в детских группах, так как основные получатели информации — дети. Их набирают в возрасте от 3 лет.

Курсам английского языка присущи такие особенности как игровая форма преподавания, доброжелательная атмосфера, естественность в освоении языка. К занятиям привлекаются преподаватели, имеющие опыт работы с детьми возраст, которых начинается с 3 лет.

Престольные праздники

Храм на Малой Грузинской – это религиозная культовая структура римско-католической церкви. Мессы, службы, престольные праздники проводятся в строгом соответствии с положениями календаря католических дат. Подробно с перечнем мероприятий костёла на год можно ознакомиться на сайте храма.

Расписание служб, режим работы

Римско-католический кафедральный собор работает ежедневно. Он открыт для посещения с 8:00 до 20:00. Закрывается на технический перерыв с 12:45 до 15:30, кроме воскресных дней.


Католическая пасха

Богослужения в храме проводятся ежедневно. Расписание приведено в таблице.

Расписание работы костёла

День время Название мессы, язык службы
Воскресенье 8.30 — 20.00 на языках польском, русском, корейском, на латинском, детская месса, армянская литургия
Понедельник ​7.45 – 19.00 на языках русском, польском,

поклонение дарам

Вторник ​7.45 – 20.45 на языках русском, польском

поклонение дарам

Среда 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам
Четверг 7.45 — 19.00 на языке русском, польском
Пятница 7.45 – 19.00 на языке русском, поклонение дарам, вечерня
​ Суббота 7.45 – 18.00 на языке русском, поклонение дарам, воскресная на языке русском

Информация для паломников

Лицам, желающим посетить костёл на Малой Грузинской, паломникам, проживающими за пределами Москвы, нужно помнить, что собор мест для проживания не предоставляет. Необходимо заранее подумать о том, где предстоит проживать. Также загодя нужно ознакомиться с режимом работы и с мероприятиями, которые в нем проводятся.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Собор находится по адресу: город Москва, улица Малая Грузинская, дом 27/13 . Это культовое учреждение имеет свой официальный сайт Catedra_ru

Наиболее удобным способом, согласно которому до костёла можно добраться без задержек, является следующий:

  1. Вначале необходимо выйти на станции метрополитена «Краснопресненская».
  2. Далее двигаться по улице Красной Пресне в западном направлении, к Третьяковском Валу.
  3. Через 500 метров необходимо свернуть на Малую Грузинскую улицу пройдя по которой около 600 м и цель будет достигнута.

Иным популярным способом является выбор наземного маршрутного транспорта. До собора, который расположен рядом с улицей Климашкина, следует автобус номер 116. Его маршрут начинается у Белорусского вокзала.

Рядом с костёлом по улице Малая Грузинская имеются остановки и иного общественного транспорта. Так можно воспользоваться автобусами 12, 18, 35, 39, 40, 53, 64, 66, 69, 125, 567. Троллейбусом: 54. Маршрутным такси: 254М.

Полезное видео по теме

История собора:

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.

Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии — третий католический храм, действующий в Москве до революции 1917 года. Два остальных: на Малой Лубянке — костел Святого Людовика Французского, и в Милютинском переулке — Святых Апостолов Петра и Павла. К концу XIX века численность католиков в Москве достигла 30000 человек и принадлежавшая им небольшая церковь Святых Апостолов Петра и Павла уже не вмещала всех прихожан.
В 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм. После получения разрешения властей на строительство «филиального» храма, приходской комитет в Милютинском переулке начал сбор средств. Деньги собрали поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за рубежом, в том числе — рабочие ткацких фабрик, железнодорожники, строители Транссибирской магистрали, сосланные в Сибирь, на Дальний Восток и Азию, а также многие католики иных национальностей, включая русских.

В архивах Москвы (ЦГИА г. Москвы) и Петербурга (ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающих о деятельности строительного комитета, в том числе Акт покупки за 10000 рублей золотом десяти гектаров земли для нового храма в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса. ...неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Проект храма разработал прихожанин церкви Святых Апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, и архитектор Л. Ф. Даукша. Здание было спроектировано в готическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере (Англия). Костел непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строили в 1901—1911 гг. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви. Строительство обошлось в 300000 рублей золотом. Дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковного инвентаря. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма Главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в Церкви организаций. В 1989 году московские католики и культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, заявили о необходимости возвращения Храма его естественному и законному владельцу — католикам и их Римско-католической Церкви. В январе 1990 года группой московских католиков был учрежден приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, но еще 8 декабря священник Тадеуш Пикус отслужил первую разрешенную властями Святую мессу на ступенях Церкви. На мессе присутствовало несколько сот человек.

21 апреля 1991 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части, издал декрет о восстановлении католического прихода Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии при одноименной Церкви на Малой Грузинской улице в Москве. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета. С 7 июня 1991 г. каждое воскресенье во дворе Храма стали проходить Святые мессы.





С 29 ноября 1991 года в Храме служат сестры-салезианки, которые проводят катехизацию, преподают основы Христианства. Одновременно началась благотворительная деятельность, в частности помощь больным и нуждающимся. В 1993—1995 гг. в помещениях Церкви располагалась католическая Высшая Духовная Семинария — Мария Царица Апостолов. 1 февраля 1992 года было подписано решение мэром Москвы Ю. М. Лужковым о постепенном, в течение двух лет, освобождении Храма под церковные требы. Однако передача Приходу хотя бы нескольких помещений так и не состоялась. 2 июля прихожане вошли в Храм и самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма. Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист. 9 марта архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б. Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал 7 марта 1995 года давно подготовленное постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу года.

Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о. Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате Храма и посту. По четвергам и пятницам в Храме стали совершаться поклонения Святым Дарам и молитвенная процессия вокруг Храма по воскресеньям. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из храма. А 2 февраля приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на вечное пользование Храмом. Основную тяжесть возврата и восстановления Храма с Архиепископом и Настоятелем несли также о. Казимир Шиделко, директор Детского приюта им. Иоанна Боско, и многие прихожане. Окончанием реставрации с августа 1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Генеральный проект восстановления Храма и авторское сопровождение реставрационных работ принадлежат фирме «PKZ». Проект алтарей, часовни и интерьера в целом разработал профессор Ян Таихман (г. Торунь). Постоянную материальную помощь оказывала фирма «EnergoPol», директор Казимир Вершилло. Все три дарителя из Республики Польша. Орган «Rodgers» подарен католической организацией «Помощь Церкви в России», США. Благодаря пожертвованиям благотворительных организаций и католиков многих стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь приобрел всю свою первозданную красоту. 12 декабря 1999 года Храм был освящен Легатом Папы Иоанна Павла II, Государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал Кафедральным собором Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

13 апреля 2001 года в Соборе торжественно отметили десятилетие восстановления структур Римско-католической Церкви в России.