Храм в комягино расписание. Откуда на Комягинской церкви масонская лучезарная дельта? Усадьба любимовка с сергеем безруковым в главной роли

Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

Современный вид храма:
Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: http://sergeyurich.livejournal.com/901377.html ).

Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

Интерьеры храма:

Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

Фотографии 1953 года (

Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.

В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.

Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде».

Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.

Хотя в житии нет истории, которую рассказывают в Комягино, там есть намеки на то, что нечто подобное могло произойти. В частности в житии говорится о разногласиях между родителями и сыном, когда тот в первый раз захотел начать свой духовный подвиг. Когда юный Сергий попросил отца и мать отпустить его для отшельнической жизни, то получил от них отказ: «Мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами…когда в гроб нас положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». У Сергия было еще два брата, но, по словам родителей, те не могли позаботиться о родных, потому что «женились и думают, как угодить женам». Повинуясь долгу, Сергий остался в отцовском доме и ухаживал за стариками до самой их смерти. Когда родители умерли, Сергий и его старший брат Стефан вместе «обошли по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода». Из этого краткого указания видно, что до прихода на холм Маковец, Сергий осматривал и разные другие варианты. Возможно, среди них было и Комягино.

Так или иначе, устное предание о связи села с преподобным Сергием Радонежским устойчиво сохранялось среди его жителей на протяжении нескольких веков. В конце семнадцатого века новый владелец села строит церковь, которую посвящает Святой Троице, подобно главному собору монастыря, ставшего потом Троице-Сергиевой лаврой. Один из приделов нового храма назвали в честь Сергия Радонежского, поэтому в народе церковь всегда называли «сергиевской». Более того, некоторое время село даже в документах называлось не Комягино, а Сергиево. Получилась забавная перекличка с историей названия города Сергиев Посад. Несколько десятилетий город сходным образом назывался Сергиев, а железнодорожная станция и вовсе называлась точно также – «Сергиево».

Владимир Губский – местный житель, рассказавший легенду, поделился также интересными подробностями, связанными с каменным храмом: «Сергиевскую церковь построил стольник царя Алексея Михайловича по фамилии Акинфиев. Он привез с собой крестьян из Вологодчины, где у него было имение. Говорят, дом барина стоял когда-то на другом берегу оврага, а на стороне церкви жили крестьяне. От имения ничего не осталось, кроме храма. Когда я строил здесь свой дом, нашел одну интересную вещь. Случайно откопал в земле старинное приспособление, похожее на строительный отвес. Кто знает, может его использовали, когда строили храм».

Иконы и другие святыни сергиевской церкви в Комягино, к сожалению, пропали в советские годы. Очевидцы вспоминали, что их просто выбросили в овраг. На внешней стене храма уже в наше время были сделаны две красивые мозаики: одна изображает Троицу, а вторая – Сергия Радонежского. Мозаичная икона Сергия копирует образ святого с известного шитого покрова первой четверти XV века, который хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Этот старинный покров считается самым ранним изображением лица святого, он был сделан всего через тридцать лет после его смерти. Вполне возможно, что эти черты, скопированные и на мозаике в Комягино, имеют портретное сходство с реальным обликом преподобного, ведь в написании лица могли принимать участие еще живые ученики святого.

Интересна еще одна деталь, расположившаяся над мозаикой. В треугольную нишу стены над образом вставлен изразец в виде глаза. Символ глаза в треугольнике обычно ассоциируется с масонской эмблемой «лучезарная дельта». Дельта – это название греческой буквы «Д», которая имеет форму треугольника. Однако не стоит думать, что на церкви в Комягино поместили масонский символ. Эмблема изначально появилась именно в христианской среде. Этот символ называется «Око Господне», он иллюстрирует текст тридцать второго псалма: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих… Он создал сердца всех их и вникает во все дела их… Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Треугольник же символизирует Троицу. Глаз в треугольнике можно увидеть снаружи или внутри и других православных церквей, хотя большого распространения он не получил (должны отметить, что редакция портала придерживается другой версии происхождения ЛД — прим. редакции).

Нельзя исключать, что стольник Акинфиев построил свой каменный храм, сохранившийся до наших дней, на месте более старой деревянной церкви. Обычай обновлять храмы был тогда повсеместным. Кто знает, быть может, первый храм в честь святой Троицы срубил в Комягино сам Сергий во время своего недолгого пребывания в селе. Именно так он поступил, когда вместе с братом нашел подходящее место на холме Маковец, на котором потом возникла Лавра. Первым делом братья срубили деревья и сложили небольшую клеть, которую нарекли церковью во имя святой Троицы.

Фото: Церковь Сергия Радонежского в Комягино

Фото и описание

Каменная Сергиевская церковь в Комягино была выстроена в 70-е годы XVII столетия. Точнее, в тот период времени село носило другое название - Сергиево. Оно являлось вотчиной стольника Н. И. Акинфова.

В XX веке зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. Храм признан одним из лучших памятников древнерусского зодчества, находящихся в Подмосковье. Бесстолпное здание выстроено из кирпича, увенчано пятью главами, над ним высится шатровая колокольня. В настоящее время в церкви существует лишь один придел. Первоначально их было два, но второй придел был разобран в XVIII столетии. Тогда же перестала существовать и крытая паперть.

На одной из церковных стен (возле жертвенника) сохранились имена всех, кто строил храм или пожертвовал средства на его возведение. Священнослужители до сих пор поминают эти имена во время литургий.

В конце 20-х годов XX столетия богослужения в церкви были прекращены. Храм был разграблен, старинные иконы были сброшены в овраг. В середине XX века церковь была отреставрирована. Руководил реставрацией Л. А. Давид. Акт осмотра здания, составленный перед реставрацией, сохранился до настоящего времени. Согласно этому акту, полы церкви были разрыты, своды потрескались, кокошники разрушились.

После реставрации здание было снова разорено - это произошло в 70-е годы XX века. В 80-е годы в храме вновь были проведены реставрационные работы, ими руководил Б. Л. Альтшуллер.

До начала 90-х годов XX века в здании располагалась мастерская, где изготавливалась керамика. Затем храм был передан верующим.

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.



Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.

Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга – крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников.


В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике».

Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.
Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин.
В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. – священник Иван Герасимов; в 1720 г. – священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. – Сергей Феодорович Костин.
На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, бесследно исчезли старинные кресты – мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.
В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь. Храм в селе Комягино -один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта Воскресная школа для детей.
За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.




Особо торжественные дни в храме:
18 июля - Обретение мощей прп. Сергия Радонежского
7 августа - Память прп. Макария Желтоводского
8 октября - Преставление прп. Сергия Радонежского

Как найти церковь преподобного Сергия Радонежского

Адрес и телефон храма : Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.
Как доехать общественным транспортом
: От ст. "Пушкино" Яросл. ж/д авт.№ 47, от г. Ивантеевка Яросл. ж/д авт.№ 6
Как доехать на машине
: Из Москвы по Ярославскому ш. до поворота на Красноармейск, далее до поворота на Ивантеевку через с.Левково.
Расписание богослужений
: Пятница, суббота: 8:00 Утреня,Часы,Литургия.
Воскресные и праздничные дни: 8:30 Часы, Литургия.
Накануне Всенощное бдение в 16:00

Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

Современный вид храма:
Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: ).

Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

Интерьеры храма:

Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

Фотографии 1953 года (

Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.