Где получить высшее образование? Выбираем вуз и формат обучения. Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования 1 высшее образование

Высшее экономическое образование в Москве
Кафедра 502 "Экономики промышленности" инженерно-экономического института ИНЖЭКИН МАИ, продолжая и развивая лучшие традиции своей более чем 80-ти летней истории, в настоящее время проводит обучение и выпускает бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент», профиль «Антикризисный менеджмент».
Заведующий кафедрой В.П. Панагушин: "Наша первостепенная задача сегодня - готовить конкурентоспособные кадры для конкурентоспособной экономики и промышленности России."

Кафедра ведет обучение по Государственным стандартам III поколения по направлению:

  • 1 ступень - Бакалавр менеджмента (4 года обучения), профиль «Антикризисный менеджмент»
  • 2 ступень - Магистр по направлению «Менеджмент», программа «Антикризисное управление» (на базе бакалавра - 2 года)
  • с углубленным изучением бизнес-курса иностранного языка и сдачей экзамена по TOEFL Квалификация выпускника: "Бакалавр менеджмента". Срок обучения: 4 года.

После получения диплома бакалавра обучение можно продолжить для получения диплома магистра.

Квалификационная характеристика.
Кафедра готовит бакалавров, специалистов и магистров по профилактике и раннему выявлению признаков финансовых и экономических кризисов для того, чтобы предупредить их наступление. Поэтому наши выпускники работают в подразделениях и службах компаний, которые ведут аналитическую, контрольно-ревизионную и аудиторскую работу. Наличие углубленных знаний английского языка позволяют выпускнику предлагать себя для работы в зарубежных компаниях, аккредитованных на российском рынке.

Выпускники подготовлены к профессиональной деятельности и умеют:

  • оценивать, анализировать и прогнозировать экономическое и финансовое состояние предприятия, осуществлять мониторинг финансового состояния; проводить диагностику кризисного состояния предприятий; разрабатывать и внедрять программы финансового оздоровления;
  • повышать конкурентоспособность продукции и предприятий, рационально управлять финансово-экономической деятельностью, организационным и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм;
  • применять специальные процедуры антикризисного управления на предприятиях и в организациях в соответствии с существующим законодательством;
  • восстанавливать и контролировать ведение бухгалтерского учета и отчетности;
  • обосновывать инвестиционные проекты, определять объемы и источники необходимого финансирования, и их результативность для компании;
  • оценивать имущество предприятия, вести работу по его консервации и продаже;
  • имеют хорошие знания английского языка (разговорный курс и бизнес-курс).
  • Диплом бакалавра соответствует общепринятым международным стандартам, что позволяет нашим выпускникам в соответствии с достигнутой договоренностью между нашей кафедрой и немецкими университетами: г.Ингольштадт (Ingolstadt , земля Бавария) и г. Хайльбронн (Heilbronn, земля Баден-Вюртемберг), продолжить обучение в Германии для получения диплома магистра.

Наши выпускники имеют возможность после окончания бакалавриата выбирать один из трех путей:

  • получить диплом магистра международного бизнеса в вышеуказанных немецких университетах и других университетах Европы,
  • продолжить обучение в МАИ и получить степень магистра менеджмента по программе «Антикризисное управление»,
  • начать работу с полученным дипломом бакалавра.

Мы учим конкретной экономике и потому учебный процесс включает:

  • большой объем практических занятий, а это залог успешного продвижения по карьерной лестнице после окончания института;
  • разбор теоретического материала и практических примеров из российской практики;
  • возможность общения с преподавателями по сети интернет;
  • учебные пособия и раздаточные материалы к каждой учебной дисциплине.

Виды профессиональной деятельности: аналитическая, управленческая, контрольно-ревизионная, аудиторская, организационная, финансово-экономическая, экспертная, консультационная, реструктуризационная, предпринимательская.

Основные дисциплины для получения квалификации бакалавра:

  • "Экономика предприятия";
  • "Бухгалтерский учет";
  • "Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности";
  • "Правовое обеспечение процедур банкротства";
  • "Экономика недвижимости";
  • "Финансовое оздоровление";
  • "Управление затратами".

Основные дисциплины для получения квалификации магистра менеджмента по программе "Антикризисное управление":

  • "История и методология науки об антикризисном управлении";"
  • Корпоративная экономика";
  • "Диагностика кризисного состояния предприятия";
  • "Управление поведением персоналом в организации";
  • "Бизнес-планирование";
  • "Арбитражно-процессуальное регулирование процедур банкротства";
  • "Международные стандарты финансовой отчетности";
  • "Инвестиционное проектирование для модернизации производства";
  • "Бюджетирование предприятия"; "Реструктуризация предприятия";
  • "Информационные технологии в антикризисном управлении";
  • "Финансовое оздоровление низкорентабельных и убыточных предприятий";
  • "Управление стоимостью предприятия";
  • "Методы антикризисного управления на предприятии";
  • "Корпоративное управление в условиях глоболизации рисков";
  • "Сделки с недвижимым имуществом предприятия"

Прохождение производственной и преддипломной практик, подготовка выпускной работы бакалавра и магистерской диссертации будет осуществляться в представительствах зарубежных компаний, аккредитованных на российском рынке, на предприятиях и в организациях промышленности, а также в банках и консалтинговых компаниях.

Наши преимущества:

  • полная адаптация учебных программ к российским условиям бизнеса;
  • углубленное изучение делового иностранного языка ("Бизнес-курс"), позволяющего в дальнейшем сдать экзамен по TOEFL, GMAT для дальнейшего обучения в магистратуре европейских университетов;
  • обеспеченность учебных дисциплин конспектами лекций и методическими указаниями, использование современных методов обучения и компьютерных технологий;
  • привлечение преподавателей-практиков по профилю читаемых дисциплин из консалтинговых компаний, банков и юридических фирм;
  • производственная и преддипломная практика на рабочих местах;
  • участие успешно успевающих студентов в консалтинге и аудите на предприятиях совместно с преподавателями кафедры в разработке бизнес-планов финансового оздоровления, восстановлении бухгалтерского учета, реорганизации предприятий на центры финансовой ответственности;

Диплом бакалавра соответствует общепринятым международным стандартам, что позволяет нашим выпускникам в соответствии с достигнутой договоренностью между нашей кафедрой и немецкими университетами: г.Ингольштадт (Ingolstadt, земля Бавария) и г. Хайльбронн (Heilbronn, земля Баден-Вюртемберг), продолжить обучение в Германии для получения диплома магистра. Студенты, имеющие высокий рейтинг успеваемости и владеющие немецким языком, направляются по обмену в указанные университеты на 1-2 семестра на стажировку с получением стипендии. В соответствии с договорами об обмене студентов каждый учебный год на нашей кафедре проходят обучение от 2 до 4 немецких студентов указанных университетов.

В учебном процессе по магистерской программе участвуют преподаватели из университета города Хайльбронн: Prof. Dr. Olaf Hengerer (проф., доктор Олаф Хенгерер), Doc. Katharina Sperl (доцент Катарина Шперль).

Условия приема:

В 2012 году абитуриенты принимаются на основании сданного ЕГЭ по следующим дисциплинам:

Математика

Русский язык

Обществознание

Стоимость обучения:

Стоимость обучения (бакалавриат) в семестр 50000 руб.

Стоимость обучения (магистратура) в семестр 60000 руб.

Преподаватели:

Вам будут преподавать специалисты из организаций, успешно работающих в бизнесе! Они практики и их методика преподавания - не чтение сухой теории, а разбор жизненных примеров и рабочих ситуаций! 40% - преподаватели кафедры, многие из которых активно участвуют в работах по государственным контрактам с Аппаратом Правительства РФ, Правительством г. Москвы, разработки которых используются во многих дисциплинах.

· «Экономика предприятия» - генеральный директор консалтинговой фирмы «ИВАКО-Аналитик», д.э.н., профессор Валерий Панагушин;

· «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» и «Диагностика причин несостоятельности (банкротства) предприятия» - аналитический эксперт в области мониторинга финансового состояния и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, к.э.н., доцент Елена Лютер;

· «Финансовое оздоровление» - доцент, зам. заведующего кафедрой «Экономика промышленности» МАИ Надежда Чайка;

· «Планирование на предприятии» - начальник отдела АСУП ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» Илья Сафонов;

· «Система налогов» - профессиональный консультант и аудитор, к.э.н., доцент Вера Сокуренко;

· «Организация работы антикризисного управляющего» - ар-битражный управляющий Некоммерче¬ского Партнерства «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», к.э.н. Мария Старкова;

· «Управление качеством» и «Ресурсосберегающие технологии» - генеральный директор ООО «МАТИ сервис», к.т.н., профессор Евгений Мачнев;

· «Маркетинг» - директор по маркетингу ООО «Ростар», к.э.н. Галина Орлова;

· «Менеджмент» и «Организация внешне¬экономической деятельно-сти» - начальник планово-экономического управления ОАО «ОКБ «Сухого», к.э.н. Владимир Иванисов;

· «Антикризисное управление на предприятии» - директор по консалтингу фирмы «ИВАКО-Аналитик», д.э.н., профессор Владимир Лапенков;

· «Управленческий учет» - Финансовый директор «ВЕДИС ГРУПП» Денис Бородако;

· «Внутренний контроль и аудит» - вице-президент компании ТНК-ВР по управлению эффективностью деятельности и контролю Игорь Москалец;

· «Организация производства на предприятиях отрасли» - Начальник отдела информационной поддержки административно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО "ММП им. В.В. Чернышева" Владимир Кабаков

· «Бюджетирование предприятия» - Директор департамента разыития и финансового контроля ЗАО «Синтерра-Медиа» Сергей Агапов

· «Финансовый менеджмент» - профессор, д.э.н. Василий Потапенко

· «Финансы и кредит» - профессор, Валентина Фомкина

· «Организационное поведение» - профессор, зам.директора ИНЖЭКИН МАИ, к.э.н., профессор Андрей Еропкин

С 1996 года после введения двухступенчатой системы до сих пор многие задаются вопросом, бакалавриат это полное высшее образование или нет. Это волнует не только будущих студентов, но и родителей, так как всем необходимо полное понимание, будет обучаться молодой человек.

В федеральном законе от 22.08.1996 №125-Фз, дополненном в 2003 и 2012 г.г., четко обозначены две образовательных ступени, после завершения которых человек получает диплом о высшем образовании:

  • бакалавр;
  • магистр или специалист.

Данные изменения в системе подготовки специалистов связаны с необходимостью приблизить высшую школу к общеевропейскому стандарту и облегчения интеграции в него .

После окончания школы абитуриент может поступить только на программу бакалавриата, и лишь закончив, продолжить учебу в магистратуре. Диплом бакалавра дает возможность не только продолжить обучение за границей, там работу.

Таким образом, законченным высшим образованием считается диплом об окончании любой из двух ступеней обучения. На какой стадии заканчивать учебу, решать каждому студенту в отдельности, в зависимости от целей, выбранной профессии и предполагаемого места работы.

  1. Бакалавриат – первая степень высшей формы обучения, получение базовых профессиональных знаний, необходимых для практической работы. Как правило, достигается уровень уже после 4 лет учебы в ВУЗе. В дипломе указывается степень и специальность, например, « ».
  2. Специалитет – уровень высшего образования с присвоением квалификации по специальности. Это классическое обучение, при котором помимо углубленных теоретических знаний даются узкие практические навыки по профессии. Актуален для России. Привычная всем форма советского образования. Стоит понимать, что это не промежуточный уровень, а полноценное образование в традиционном понимании. Постепенно специалитет уходит в небытие, оставляя только две ступени высшего образования.
  3. Магистратура – углубленное изучение специальных предметов с научным уклоном. Магистратура может являться продолжением образования, если поступление осуществляется после начальной ступени по той же специальности. Дает возможность получить дополнительное высшее образование, если выбрано другое направление или уже имеется диплом специалиста. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе.

Бакалавриат как начальная степень высшего образования, имеет ряд преимуществ:

  • сокращенный срок обучения (в большинстве случаев 4 года) позволяет раньше начать трудовую деятельность или кардинально сменить профессию без потери времени;
  • возможность продолжить образовательный процесс за границей;
  • общая направленность образовательного процесса без углубления в узкие дисциплины дает широкий выбор при выборе работы или специальности. При этом зачастую достаточно лишь окончить курсы повышения квалификации.

Основные минусы:

  • невозможно заниматься научными изысканиями или продолжать обучение в аспирантуре;
  • ограничения при выборе работы или низкая конкурентноспособность по сравнению с магистрами;
  • невозможность получить доступ к ряду государственных должностей, а также в сфере образования;
  • отсрочка от армии заканчивается сразу после окончания уровня.

Диплом первой академической степени выдается только после защиты выпускной работы, подтверждает освоение фундаментальных знаний и общих научных основ. Данная степень присутствует во всех сферах, кроме медицинской.

Бакалавры в первую очередь практики, которые могут успешно заниматься самообразованием или совершенствованием в рамках профессии без отрыва от производства.

Бакалавр на рынке труда

Кадровики до сих пор ошибочно считают, что бакалавриат – это то, что раньше называлось незаконченное высшее образование. Многие работодатели не знают, бакалавриат это полное или нет высшее образование, из-за этого часто устанавливают ограничения для кандидатов на вакансии. На самом деле, это полное образование, требующее продолжения лишь в отдельных случаях в зависимости от стремлений студента.

Некоторые социологи опасаются существенного снижения уровня качества высшего образования в России из-за сокращения сроков обучения, а значит, получения меньшего количества знаний. К тому же многие институты не спешат переходить на новую систему, придерживаясь традиционного обучения специалистов. Но количество лет обучения вовсе не свидетельствует, что выпускник станет хорошим специалистом. Скорее, это зависит от личностных характеристик человека, а также его способности и желания обучаться и качественно выполнять свою работу.

Крупные заводы и предприятия не ставят во главу угла наличие у молодого специалиста степени магистра. Большинство из них ценят способность к обучению, предпочитают принять работника с основными необходимыми знаниями и прививать ему практические знания непосредственно на рабочем месте.

Вместе с тем, построить карьеру лишь с дипломом первой ступени достаточно сложно. На рассмотрении у депутатов находится законопроект, который не позволит бакалаврам занимать руководящие посты.

Вопрос о приеме на вакантную должность бакалавра или магистра, решает только работодатель, также, как и возможность дальнейшего профессионального роста своего работника. Некоторые места требуют глубоких знаний, предполагают наличие навыков научной работы, поэтому занимать их могут только магистры.

Студенты, которые закончили учебное заведение по программе бакалавриата, должны хорошо представлять себе свое будущее, чтобы решить, нужно ли им продолжать обучение.

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.

В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок обучения для получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.

История

Выделение высшей ступени образования произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н. э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV -XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики . Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени - Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа - Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени - Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский , Л. Вивес, Ф. Рабле , М. Монтень - выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в в.

Михайловский - Инженерный замок. Где с 1823 года располагалось одно из первых высших инженерных учебных заведений России - Николаевское инженерное училище, сейчас вблизи него на месте основания расположен Военный инженерно-технический университет

Первые высшие Инженерные учебные заведения начали создаваться только после коренного инновационного перелома 1810 года, произошедшего в Главном инженерном училище Российской империи, когда офицеров стали продолжать доучивать дополнительные два года. Первым высшим инженерным учебным заведением России, после добавления старших офицерских классов, в отличие от всех других кадетских корпусов, стало в 1810 году Главное инженерное училище , а ныне Военный инженерно-технический университет , что сделало программу обучения инженеров пятигодичной и породило существующую до сих пор систему двухступенчатого разделения инженерного образования между старшими и младшими курсами. Как писал знаменитый ученый механик Степан Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», именно эта система Главного инженерного училища позволила обеспечить качественную теоретическую подготовку во время обучения на младших курсах, чтобы позднее приступать к более глубокому изучению инженерных дисциплин на старших курсах. В дальнейшем в течение всего девятнадцетого века продолжился переход наиболее передовых инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе высшего инженерного образования, сопровождавшийся дальнейшим её качественным развитием, прежде всего по причине того, что практически каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого программу своего собственного нового направления или специализации высшего инженерного образования, позитивно заимствуя передовой опыт других, по братски сотрудничая, обмениваясь инновациями и взаимо обогащая друг друга. Выдающимся организатором и символом этого процесса был Дмитрий Иванович Менделеев .

Главный корпус Казанского университета

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет . Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нём сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания» (ныне ). Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века , на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. После принятия хартии Роджерс стал искать средства, развивать учебную программу и подбирать подходящее место для института. План Роджерса, как он сейчас известен, базировался на трёх принципах: образовательная ценность полезных знаний, необходимость обучения через действия и объединение профессиональных и гуманитарных наук. МИТ стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Его философия - «обучение не в манипуляциях и мгновенных деталях науки, которые можно применить лишь на практике, а в знании и понимании всех основных научных принципов с их объяснениями». Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона .

Большой толчок к развитию, сближению и гармонизации высшего образования в Европе был дан т. н. Болонским процессом . Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» , или «Болонскую декларацию». В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В реализации основных направлений Болонского процесса участвуют вузы России, Украины, Казахстана и всех стран СНГ и Европы.

Высшее образование по странам

Россия

Австрия

Основная статья: Высшее образование в Австрии

Высшее образование в Австрии трёхуровневое и длится от 3 до 9 лет.

Закон об университетском образовании 1966 года и Закон об университетах 1975 года заложили основу высшего образования. Федеральное министерство науки и исследований финансирует и контролирует университетское образования. 23 общественных и 11 частных университетов обладают высокой степенью свободы и предлагают широкий выбор образовательных программ. Обучение в университетах Австрии бесплатно. Но имеются и платные учебные заведения.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. Обучение бесплатно.

Болгария

Высшее образование базируется на Акте о высшем образовании от 1995 года и состоит из четырёх уровней. Сеть высших школ в Болгарии включает в себя университеты, специализированные высшие школы и колледжи.

Великобритания

После прохождения двухгодичного курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование.

Профессиональное образование (Further education - FE) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education - HE) включает в себя программы по получению степени бакалавриата, последипломные программы (магистратура , докторская степень) и MBA . Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах , колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

Германия

Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов . Всего в Германии 409 вузов, из них 104 университета и 203 вуза прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. Плата за учёбу и её размер устанавливается федеральной землёй, например, в Баварии платным является даже первое высшее образование, а в Берлине высшее образование бесплатно. В других землях может взиматься плата со студентов, превысивших предписанный срок учёбы на несколько семестров ("несколько" опять же в каждой земле по разному) или делающих второе высшее. Общее количество студентов в Германии составляет почти 2 млн, из которых 48 % женщины, 250 000 иностранные студенты. Профессорско-преподавательского состава около 110 тыс. человек. Примерно 69 000 немцев учится за границей. До 2010 года в ходе болонского процесса немецкие вузы должны были перестроить свои учебные программы по новому образцу.

Значительное число вузов - государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного - 69.

Египет

В Египте имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения . Государственное высшее образование в Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже.

Основные университеты Египта: Каирский университет (100 000 студентов), Александрийский университет, Университет Айн-Шамс, Университет Аль-Азхар (старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей).

Ведущие частные университеты Египта: Американский университет в Каире , Немецкий университет в Каире, Французский университет Египта.

Ирландия

Высшее образование в Ирландии называют «образованием третьего уровня» (Third Level education). По окончании ВУЗа выпускнику присваивается степень бакалавра (Bachelor Degree). Получение высшего образования возможно в государственных университетах, различных колледжах.

Италия

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями. Система образования трёхступенчатая.

Кипр

Молодые люди посещают университеты, другие государственные высшие учебные заведения и колледжи, предлагающие различные программы обучения.

Мальта

Высшее образование на Мальте предоставляется только Мальтийским Университетом, имеющим огромное количество отделений, филиалов и представительств.

Монако

В Монако есть только одно высшее учебное заведение - Международный институт Монако.

Республика Корея

В высшие школы (고등학교, 高等學校 ) Республики Корея поступают в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Школы могут быть разделены на специализированные отделения, соответствующие интересам того или иного студента и совпадающие с его карьерным путём. К примеру, существуют «научные» высшие школы (Science high school), школы изучения иностранных языков и искусствоведческие школы. Все они требуют для поступления сдачи достаточно сложных экзаменов. Высшие школы могут быть также поделены на общественные (публичные) и частные. Такие школы не дают какую-то специальность, но просто готовят своих учеников для поступления в колледж. Для студентов, которые по каким-либо причинам не хотят получать образование в колледже, существуют профессиональные училища, которые специализируются в области технологии, агрикультуры или финансов, куда студенты могут поступить сразу после выпуска из школ. Расписание высших школ зачастую составлено так, что после интенсивной сессии «самообучения» в такой школе студенты возвращаются домой после полуночи. Учебная программа, которая включает около одиннадцати предметов, зачастую признаётся весьма тяжёлой, поэтому некоторые студенты предпочитают поступать в частные академии, называемые «хагвонами» (학원, 學院 ), чтобы приумножить свои академические знания. В перечень основных предметов входят корейский и английский языки, математика, различные общественные и естественные науки. Конкретные предметы и уровень их преподавания могут варьироваться от школы к школе, в зависимости от специализации таких учебных заведений.

В отличие от средней школы получение образования в высшей школе не является обязательным. Тем не менее, по оценкам OECD в 2005 году 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран.

США

Несмотря на многие проблемы в области среднего образования, высшее образование в США считается одним из лучших в мире. В США более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. В в них учились 515 000 иностранных студентов из 17,5 миллионов в целом, из которых 60 % - из Азии . Однако в последнее время образование в вузах, как частных, так и государственных, становится всё дороже. Плата за год обучения - от 5 000 долларов в университете штата до 40 000 долларов в Гарварде , и хотя бедным студентам даются щедрые стипендии, их часто недостаточно для студентов среднего класса, чьи семьи теряют пропорционально больше всего из своих доходов. С 2002-2003 по 2003-2004 учебный год плата за обучение в вузах штата выросла на 14 %, а в частных - на 6 %, что всё равно больше уровня инфляции за то же время.

В американской разговорной речи все вузы обычно называются college , даже если они не колледжи, а университеты.