Провоз багажа и ручной клади. Безбагажные тарифы разгрузят кошельки Невозвратные авиабилеты багаж

Что можно взять с собой в самолет

Самолет обладает определенной грузоподъемностью, поэтому нормы веса багажа ограничены. Нормы ручной клади установлены еще и для того, чтобы свободно разместить вещи на багажных полках или под сиденьем. В противном случае вещи могут помешать при эвакуации пассажиров.

Ручная кладь регистрируется одновременно с регистрацией пассажира на рейс. Регистрация в любом аэропорту обычно начинается за 2-3 часа и заканчивается за 1 час - 40 минут до вылета. Узнать наверняка, когда начинается и заканчивается регистрация на ваш рейс, можно в представительстве авиакомпании, у которой вы приобрели билет. Чтобы спланировать поездку более точно, ознакомьтесь со способом проезда до аэропорта вылета на .

Ручная кладь — это вещи, которые вы можете взять с собой в салон самолета. Предельный вес ручной клади определяет авиакомпания. Норма веса ручной клади может варьироваться от 5 до 10 кг. В тариф билета ручная кладь может не включаться — она может быть платной.

Вне зависимости от того, включена в тариф ручная кладь или нет, на рейсах российских авиакомпаний в салон самолета можно взять с собой следующие предметы:

  • дамская сумочка или портфель;
  • букет цветов;
  • верхняя одежда;
  • детское питание для ребенка во время полета;
  • костюм в портпледе;
  • детская люлька/складная детская коляска при перевозке ребенка (использование коляски возможно до трапа ВС, в дальнейшем коляска передается для перевозки в багажно-грузовом отсеке);
  • костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского кресла (при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью).

Авиакомпания Победа разрешает провоз вещей из этого списка, если их габариты и ручная кладь суммарно не превышают размеры 36x30x27 сантиметров. Если ручная кладь превышает указанные габариты, её можно сдать в багаж за дополнительную плату.

В сумке, которую вы берёте с собой в салон самолёта (ручная кладь), не должно быть ножей, ножниц (даже маникюрных), лекарств (кроме жизненно необходимых препаратов), ингаляторов, аэрозолей, косметических средств (кремов, гелей).

Нормы провоза багажа

Багаж — это те вещи, которые вы сдаете при регистрации на рейс. Они полетят в багажном отсеке. Нормы веса и количества мест багажа у авиакомпаний разные. У некоторых авиакомпаний есть тарифы, по которым багаж не включен в стоимость билета и оплачивается отдельно как дополнительная услуга. Эти данные указаны в тарифных правилах авиабилета. Также при покупке авиабилета на Туту.ру вы можете установить фильтр и выбрать или только билеты с разрешенным багажом, или без багажа.

Если превышена норма провоза багажа, установленная авиакомпанией, например, багаж весит 30 кг при ограничении в 23 кг, то такой багаж считается сверхнормативным и за него необходимо будет доплатить. Есть тарифы, которые ограничивают багаж не только весом, но и местом — то есть один человек может провезти бесплатно одну сумку или чемодан. Если ваш багаж укладывается в норму по весу, но запакован в две сумки, вам придется оплатить еще одно багажное место.

Правила оплаты устанавливает авиакомпания, чаще всего багаж или ручную кладь можно оплатить онлайн на сайте авиакомпании или позвонив в ее контакт-центр, а также в аэропорту.

Младенец в самолете

Младенец в самолете — тоже пассажир, поэтому некоторые авиакомпании разрешают вместе с ним бесплатно провезти 10 кг багажа. Все детские люльки или автомобильные кресла любых размеров при перевозке ребёнка до 2-х лет, а также коляски при перевозке ребёнка в возрасте до 11 лет (включительно) провозятся бесплатно сверх стандартной нормы багажа или в дополнение к ручной клади. Складывающаяся коляска-трость сдаётся в багаж.

Провоз спортивного инвентаря

Если вы летите со спортивным инвентарем (лыжи, сноуборд, доска для серфинга, велосипед), то нужно обязательно проинформировать об этом авиакомпанию. Ознакомьтесь с условиями провоза спортивного инвентаря на сайте вашей авиакомпании. Позвоните или напишите представителям авиакомпании, которой собираетесь лететь. При оформлении авиабилета на нашем сайте мы можем запросить для вас услугу провоза спортивного оборудования (горнолыжное снаряжение, снаряжение для гольфа, серфинга, дайвинга, парапланеризма, велосипед).

Данную услугу необходимо заказать более чем за 72 часа до вылета рейса:

  • позвонив нам по телефону 8-495-587-43-05 (будьте готовы назвать номер бронирования, заказа или номер телефона, указанный при оформлении в заказе);
  • прислав письмо на почту [email protected] или сайт с указанием номера бронирования, заказа или номера телефона, указанного при оформлении заказа.

Также необходимо указать пассажира, для которого необходима услуга, габариты длина*ширина*высота и общий вес оборудования.

Авиакомпании понадобятся 24 часа, чтобы дать ответ. Мы обязательно проинформируем вас о подтверждении или отказе в этой услуге.

Самые распространенные правила провоза багажа и ручной клади в российских авиакомпаниях

Победа

Уральские авиалинии

Общий размер предметов из списка и ручной клади должен быть не более 36х30х27 см.

Ручная кладь

Бесплатно 1 место с размерами до 36х30х27 см (включая предметы из списка).

«Эконом базовый» - бесплатно 1 место до 10 кг с размерами до 55х40х20.

«Эконом Гибкий» - бесплатно 1 место до 10 кг с размерами до 55х40х20.

«Бизнес базовый» - бесплатно 1 место до 15 кг с размерами до 55х40х20.

«Бизнес гибкий» - бесплатно 1 место до 15 кг с размерами до 55х40х20.

«Минимум» - бесплатно 1 место весом не более 5 кг с размерами до 40х30х20 см.

«Оптимум» - бесплатно 1 место весом не более 5 кг с размерами до 40х30х20 см.

«Премиум» - бесплатно 1 место весом 5 кг с размерами до 40х30х20 см. и 1 место весом не более 10 кг с размерами до 55х40х22 см.

«Бизнес» - бесплатно 1 место весом 5 кг с размерами до 40х30х20 см. и 1 место весом не более 10 кг с размерами до 55х40х22 см.

«Промо» - бесплатно 1 место весом до 5 кг с размерами не более 55х40х20.

«Эконом» - бесплатно 1 место весом до 5 кг с размерами не более 55х40х20.

«Премиум эконом» - бесплатно 1 место весом до 5 кг с размерами не более 55х40х20.

«Бизнес» - бесплатно 2 места общим весом до 15 кг с размерами не более 55х40х20.

«Бизнес Лайт» - бесплатно 2 места общим весом до 15 кг с размерами не более 55х40х20.

«Эконом Базовый» - платно.

«Эконом Гибкий», «Бизнес базовый» - бесплатно 1 место до 23 кг не превышающее 203 см в трех измерений.

«Бизнес Гибкий» - бесплатно 2 места до 32 кг каждое.

«Минимум» - платно.

«Оптимум» - 1 место до 20 кг не более 203 см в трех измерениях.

«Премиум» - 1 место до 20 кг не более 203 см в трех измерениях.

«Бизнес» - 2 места до 30 кг не более 203 см в трех измерениях.

«Промо» - бесплатно 1 место багажа до 10 кг.

«Эконом», «Премиум эконом» - бесплатно 1 место до 23 кг.

«Бизнес лайт» - бесплатно 1 место до 32 кг.

«Бизнес» - бесплатно 2 места по 32 кг.

Выбор места в самолете

Платно в тарифе «Эконом Базовый»

Платно в тарифах «Минимум» и «Оптимум», бесплатно в остальных тарифах

Платно в тарифах «Промо» и «Эконом», бесплатно в остальных тарифах

Правила провоза багажа и ручной клади в Аэрофлоте

1. Для некоторых направлений могут действовать особые правила применения, а также отличаться доступность услуг.

2. Разрешается только на стойке регистрации с доплатой в зависимости от направления, на отдельных направлениях могут действовать исключения.

3. Для Эконом Промо внесение изменений разрешено только до времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием платы.

Для Эконом Бюджет внесение изменений разрешено до времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием платы. Внесение изменений после времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, не разрешено.

Для Эконом Оптимум и Комфорт Оптимум внесение изменений разрешено до времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием платы.
Внесение изменений после времени отправки рейса, указанного в оформленном билете не разрешено, кроме перевозок:
— от пунктов Ближнего и Среднего Востока в пункты РФ/Европы/БЗ при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием 85 USD;
— от пунктов США, при условии уведомления об отказе от перевозки до времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием 40 USD.

Для Бизнес Оптимум внесение изменений разрешено до и после времени отправки рейса, указанного в оформленном билете, при условии наличия мест по оплаченному тарифу с взиманием платы:


4. Для Эконом Промо и Эконом Бюджет — возврат провозной платы не разрешен, кроме перевозок от пунктов Республики Корея, при уведомлении об отказе от перевозки до окончания установленного времени регистрации на указанный в билете рейс, с удержанием платы 40 USD.

Для Эконом Оптимум и Комфорт Оптимум возврат провозной платы разрешен при уведомлении об отказе от перевозки до окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс с удержанием платы. Возврат провозной платы при уведомлении об отказе от перевозки после окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс не разрешен, кроме перевозок от пунктов Ближнего и Среднего Востока в пункты РФ/Европы/БЗ, с удержанием платы 85 USD.

Для Бизнес Оптимум возврат провозной платы разрешен при уведомлении об отказе от перевозки до и после окончания установленного времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, с удержанием платы:
— 2300 руб. для перевозок по РФ;
— 35 EUR/ 40 USD для международных перевозок, кроме перевозок от пунктов Японии;
— 4500 JPY для перевозок от пунктов Японии.
Страны БЗ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Украина, Грузия.

5. Для Эконом Промо и Эконом Бюджет услуга не предоставляется, за исключением участников программ лояльности авиакомпаний — членов альянса SkyTeam уровней Elite и Elite Plus (Silver, Gold, Platinum).

Для Эконом Оптимум и Эконом Премиум пассажирам, помимо участников программ лояльности авиакомпаний — членов альянса SkyTeam уровней Elite и Elite Plus (Silver, Gold, Platinum), услуга предоставляется только после оформления авиабилета путем выбора мест через сервис онлайн-услуг (проверить бронирование).

6. Для Эконом Оптимум, Комфорт Оптимум и Бизнес Оптимум разрешено при длительности пересадки до 72 часов, при длительности более 72 часов — не разрешено. Для Эконом Премиум, Комфорт Премиум и Бизнес Премиум разрешено вне зависимости от длительности пересадки.

7. Разрешено только в рамках одной и той же тарифной группы путем доплаты разницы между оплаченным тарифом и тарифом другого класса обслуживания.

8. На стойке регистрации предоставляется на один сегмент в пункте вылета. Предварительное повышение предоставляется заранее как для перевозки в одну, так и в обе стороны полета. Услуга предоставляется за мили программы «Аэрофлот Бонус».

9. Регистрация и оформление багажа пассажиров класса Комфорт производится на специально обозначенной стойке регистрации (в зоне класса Эконом) либо на стойке (в зоне SkyPriority).

Если что-то пошло не так и отпуск приходится отменять или переносить, первым возникает вопрос о возвращении денег за авиабилеты. Некоторые можно спокойно вернуть или обменять, для других это невозможно, и при отказе лететь вы потеряете всю их стоимость. Вместе с коллегами из сервиса путешествий OneTwoTrip разбираемся в тонкостях возвратных и невозвратных тарифов.

Как было раньше

До июня 2014 года все авиабилеты российских авиакомпаний были возвратными: пассажир мог вернуть билет даже непосредственно перед вылетом, и в этом случае получал назад 75 процентов стоимости (при возврате менее чем за сутки авиакомпания удерживала в виде штрафа 25 процентов). Если возврат оформлялся за несколько суток до вылета, то обходилось вообще без финансовых потерь.

Были, правда, сервисные сборы за возврат, у каждой авиакомпании свои, но в целом можно было получить практически все потраченные на билеты деньги. Риски отказа пассажиров от перелета закладывались в тариф, соответственно билеты стоили дороже.

После вступления в силу поправок к Воздушному кодексу появились так называемые невозвратные билеты. Предполагалось, что поправки создадут в России условия для развития лоукостеров. Но в результате все авиакомпании сделали свои самые дешевые билеты невозвратными. Также на рынке распространились гибкие тарифы - не только невозвратные и необменные, но и без багажа. В итоге цена на перелеты по внутренним направлениям снизилась примерно на четверть.

Как узнать, какой тариф у вашего билета

Сумма, которую вы платите за билет, формируется из двух частей: тариф плюс сборы и таксы. Тариф - это стоимость перелета. Тариф устанавливается компанией в зависимости от протяженности маршрута, сезона и класса бронирования (эконом или бизнес). Но есть еще аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов, топливный, страховой и сервисный сборы.

Перед покупкой изучите информацию на сайте, где приобретаете билеты, и найдите правила тарифа. Обращайте внимание на следующие фразы (в правилах они всегда написаны на английском):

TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW - билет невозвратный, если пассажир отменил поездку или не явился на посадку. То есть вернуть такой билет без весомой причины не получится. Может быть указана и только первая часть формулировки - Ticket is non-refundable. Смысл тот же.

CHANGES NOT PERMITTED - билет не подлежит обмену.

CHANGES ANY TIME CHARGE EUR 50.00 - обменять такой билет можно, но за 50 евро. Сумма может варьироваться у разных авиакомпаний.

NAME CHANGE NOT PERMITTED - изменить имя в билете нельзя.

WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE - Здесь «YQ/YR» обозначает таксы. Имеется в виду, что если тариф билета невозвратный, то таксы также не подлежат возврату.

Как называются невозвратные тарифы у российских авиакомпаний

У есть два невозвратных тарифа: «Эконом промо» и «Эконом бюджет».

Не принимает обратно билеты, которые продают по тарифу «Базовый», в том числе «Эконом базовый» и «Бизнес базовый».

У невозвратные тарифы - «Лайт Эконом».

У « » невозвратные билеты продают по промотарифам.

«Победа» предлагает невозвратные билеты по тарифам «Стандарт» и «Пакет плюс».

У Nordwind Airlines - тариф «Промо».

А что у зарубежных авиаперевозчиков?

Там все иначе. У иностранных авиакомпаний нет постоянных невозвратных тарифов. Обычно нельзя вернуть билеты, купленные в рамках акций и распродаж. В остальных случаях нужно изучать правила тарифа.

Исключение - компании-лоукостеры. У них большинство билетов невозвратные по умолчанию. Иногда, правда, перевозчик разрешает сменить имя пассажира в билете за дополнительную плату.

Насколько выгоднее невозвратные билеты

У большинства авиакомпаний возвратные и невозвратные тарифы есть и для эконом-, и для бизнес-класса. Возвратные и невозвратные билеты в одном классе отличаются только возможностью вернуть билет, если вдруг вы отмените перелет. Все остальное - кресла, меню - такое же.

Возвратные билеты всегда дороже. Например, у «Аэрофлота» по направлению Москва - Рим с вылетом 11 августа невозвратный билет тарифа «Эконом бюджет» стоит 14 890 рублей. Если хотите взять возвратный билет, есть два варианта: тариф «Эконом оптимум» (18 155 рублей, за возврат удержат 70 евро) или «Эконом премиум» (22 640 рублей, возврат и обмен бесплатные).

Как вернуть билет

Если улететь не получается, сразу сообщите о необходимости возврата в службу поддержки сервиса, в котором купили билет. Дело в том, что за возврат в некоторых случаях все же придется заплатить штраф: обычно это прописано в правилах тарифа. И чем ближе к вылету, тем больше штраф - иногда до половины стоимости билета. Крайним сроком возврата считается момент окончания регистрации на рейс (в некоторых авиакомпаниях - время вылета).

При обращении в службу поддержки максимально четко сформулируйте запрос: хотите вы вернуть билет (и не полетите совсем) или обменять на другие даты. Специалисту поддержки нужно точно знать, что от него требуется.

Некоторые авиакомпании возвращают или обменивают билеты только в офисе продаж, другие позволяют все оформить дистанционно. С этим, опять же, желательно ознакомиться заранее, прочитав правила тарифа. Если же вы покупаете билет в сервисе по продаже билетов, возврат обычно осуществляется через сервис.

Когда можно вернуть невозвратный билет

В некоторых случаях вернуть деньги за невозвратный билет все же можно. Это называется «вынужденным возвратом». Причин может быть две: смерть или тяжелая болезнь одного из пассажиров, либо нарушение авиакомпанией условий перевозки.

Если случилось несчастье и вы не можете лететь из-за болезни или смерти другого пассажира, необходимо как можно быстрее сообщить об этом авиакомпании. Вас снимут с рейса и попросят прислать документы, подтверждающие невозможность перелета. Важно связаться с перевозчиком до окончания регистрации на рейс.

Нарушением условий договора перевозки считается длительная задержка или отмена рейса. Продолжительность задержки в разных авиакомпаниях своя, все описано в правилах.

Отметим, что решение о вынужденном возврате принимает авиакомпания. Например, многие зарубежные перевозчики не считают отказ от перелета по медицинским причинам основанием для вынужденного возврата. Дело в том, что в Европе и США хорошо развита культура страхования, в том числе путешествий. И в случае непредвиденных обстоятельств покрывать издержки за несостоявшийся перелет придется страховой компании.

Можно ли получить назад хотя бы часть невозвратного билета?

Да. Напоминаем, цена билета складывается из двух частей - тариф и аэропортовые сборы. Согласно Воздушному кодексу, невозвратной является только тарифная часть, так что топливный и аэропортовый сборы вы можете получить назад, если иного не прописано в правилах тарифа. Например, у S7 Airlines для тарифа «Эконом базовый» не подлежат возврату таксы YR (сервисный сбор за бронирование) и YQ (топливный сбор), а также сбор за оформление авиабилета; вернут только аэропортовые таксы и сборы по неиспользованным участкам перелета.

Но даже если возместить все таксы, сумма получится небольшая.

Когда стоит покупать невозвратный билет

Вы точно уверены, что полетите, и не боитесь потерять деньги, если путешествие все же придется отменить? Выбирайте невозвратный билет. Во всех других случаях имеет смысл потратить чуть больше денег, но купить билет по возвратному тарифу.

Кто выиграет от этой ситуации?

В разгар летнего сезона, когда россияне стремятся улететь в теплые края, не умолкают споры вокруг того, что теперь за авиабагаж при невозвратных билетах придется платить. Накануне соответствующий . Коллизия еще и в том, что в списке вещей, разрешенных для бесплатного провоза, не оказалось фотоаппаратов, зонтов, мобильных телефонов, верхней одежды.

В правительстве уверены, что новое багажное правило снизит стоимость билетов и поддержит лоукостеры. Эксперты авиарынка заявляют, что выгодополучателями от законопроекта являются перевозчики. Кто же выиграет от этой ситуации - авиакомпании или их клиенты?

Тарифы с невозвратными местами чаще всего предлагают лоукостеры, хотя такая опция есть и в классических авиакомпаниях. По существующему законодательству РФ и в соответствие с Федеральными авиационными правилами, провоз багажа до 10 кг и ручной клади включен в любые тарифы, в том числе невозвратные. В частности, обязанность включать в тарифы провоз багажа возложена и на единственный лоукостер в стране - авиакомпанию «Победа».

Однако новая норма, предложенная Минтрансом и одобренная парламентом, может помочь пассажирам сэкономить, если они собираются в путешествие налегке. По крайней мере, в низкобюджетной авиакомпании «Победа» заявили о готовности снизить базовые цены на авиабилеты в случае изменения законодательства в части провоза багажа. Как отметили представители лоукостера, снижение тарифов может достичь 20%. В авиакомпании считают, что перевозчики должны иметь возможность самостоятельно, но с учетом интересов клиентов, устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы или предоставлять более выгодные тарифы тем, кто хочет сэкономить на перелете.

В то же время эта мера необходима для успешного развития лоукостеров, ценовая политика которых и основана на отказе от многих услуг. В европейских низкобюджетных перевозчиках такие услуги, как багаж в багажный отсек, регистрация в аэропорту, дубликат посадочного талона не включены в минимальный тариф в отличие от российского лоукостера. Например, в британской EasyJet эти опции стоят от £13 до £45, а в венгерской Wizz - от € 10 до € 50. Ручная кладь в этих авиакомпаниях обычно включена в тариф, но всё сверх нормы оплачивается отдельно. В «Победе» же, наоборот, за вещи, пронесенные в салон самолета, пассажиры доплачивают, но за дамскую сумочку, ноутбук, зонт, коляску и некоторые другие предметы сверх нормы лоукостер денег не берет. Получается, что люди, летающие налегке, с той же сумочкой или портфелем, вынуждены оплачивать свой несуществующий багаж, поскольку он автоматически включен в тариф. По данным лоукостера, таких пассажиров у авиакомпании около 40% и они от снятия багажного обременения только выиграют.

Не планируют вводить безбагажные тарифы и крупнейший российский перевозчик - «Аэрофлот». В авиакомпании заявили, что цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, а новое правило даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать билеты за меньшую стоимость. «Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам», - сообщили «МК» в авиакомпании.

Принимая законопроект Минтранса на заключительном заседании весенней сессии Совфеда, сенаторы отметили необходимость его доработки. По убеждению членов верхней палаты, запрещать бесплатно провозить зон и телефон - безответственно. В любом случае, документ одобрен, теперь главное, чтобы не получилось «как всегда», когда «хотели как лучше».

25 июля Совет Федерации подписал закон об отмене бесплатного багажа для невозвратных авиабилетов. Этот законопроект был внесен в Госдуму еще три года назад, но лежал без движения, а на прошлой неделе его неожиданно быстро приняли. Эксперты считают, что пролоббировать документ могла компания «Победа», ведь возможность свободно регулировать тарифы особенно актуальна для лоукостеров. Тем временем крупные российские авиакомпании говорят, что пока не собираются менять условия своих тарифов.

Согласно новым поправкам в Воздушный кодекс, тариф билета, который нельзя вернуть, «может не предусматривать» бесплатный багаж. Предусматривать ли возможность невозвратных билетов без багажа, решает сам перевозчик. Норму по весу бесплатного багажа также определит авиакомпания, но есть строгий минимум: 10 кг и (или) два места багажа на одного пассажира. Также в тексте закона прописано, что у перевозчика есть право на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с его отказом, например, уже в аэропорту оплатить провоз багажа. При этом сам перевозчик обязан проинформировать пассажира о том, нужно ли ему будет оплачивать багаж. И сделать это авиакомпания обязана еще до покупки билета.

Глава Министерства транспорта (Минтранс) Максим Соколов отметил, что закон позволит снизить цены на билеты на 10—20%. Авиакомпания «Победа» уже выступила с заявлением о том, что готова снизить базовые цены до 20%: «Победа» считает разумным решением предоставление клиенту возможности отказаться от ненужных ему услуг». В компании отмечают, что почти половина пассажиров, летающих «Победой», путешествуют «налегке» и не пользуются правом провоза багажа до 10 кг. При этом в прошлом году разразился скандал, когда пассажиры «Победы» не могли пройти в салон с рюкзаками: сотрудники компании отказывались признавать их ручной кладью и требовали сдавать в багаж, доплачивая за услугу уже в аэропорту.

Компания «Аэрофлот» заявила, что в настоящее время не планирует вводить «безбагажные тарифы». «Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся, — гласит ответ, который прислала в редакцию пресс-служба компании. — Данный законопроект позволит гармонизировать российское законодательство с международными практиками и крайне необходим для общего развития лоукост-перевозок в России. В частности, низкобюджетная авиакомпания «Победа», входящая в Группу «Аэрофлот», сможет существенно снизить базовые тарифы. Также стоит отметить, что закон, прежде всего, отвечает интересам пассажиров. Он даст возможность пассажирам, осуществляющим перелет без багажа, покупать авиабилеты за меньшую цену. Необходимо дать пассажиру право выбирать услуги, которые ему предпочтительны на данном рейсе. Важно, что билеты по безбагажному тарифу будут альтернативой, а не заменой обычным билетам».

— Конечно, закон пролоббировали сами авиакомпании, — считает Андрей Крамаренко , ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

— Здесь не может быть интереса пассажира. Сделано это для дополнительной прибыли, которую компания получает за пользование допуслугами. Кроме того, это закон не только о багаже, но и о ручной клади.

Минтранс утвердил перечень вещей, которые кроме ручной клади пассажир может взять с собой на борт самолета. Многих удивило, что в списке нет мобильного телефона, фотоаппарата, ноутбука и верхней одежды. Тех вещей, которые пассажиры чаще всего берут с собой в полет. То есть все это должно будет входить в норму 5 кг, выделенную на ручную кладь.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила с резкой критикой перечня вещей, включенных в ручную кладь: «Вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду». В Минтрансе Матвиенко ответили, что «оптимизация» перечня проведена на основе исследований, выявивших «менее востребованные» предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.

Что теперь будет с ценами на авиабилеты? Олег Пантелеев , глава аналитической службы информационно-аналитического агентства «АвиаПорт», полагает, что тарифы, не позволяющие провозить багаж, будут дешевле рублей на 200—400, при этом «багажные» тарифы, как возвратные, так и невозвратные, могут подорожать на 2—3 тысячи. Пантелеев считает, что авиакомпании убедили правительство изменить действующие правила, чтобы компенсировать большие убытки, которые отрасль несет в последние годы. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в 2016 году их совокупный убыток составил 10 млрд рублей — это на 17,6% больше, чем годом ранее (8,5 млрд). Заинтересована в изменениях больше других была компания «Победа».

— Сейчас авиаперевозчики сталкиваются с неблагоприятной ситуацией: сложившийся на рынке уровень цен не обеспечивает окупаемость перевозок, — говорит Пантелеев. — Инициировали изменение правил в первую очередь авиаперевозчики, при этом наши законодатели видят, что так или иначе безбагажные тарифы присутствуют в мировой авиационной практике, так что ничего сверхъестественного в этом нет. Вопрос только в том, как известную и практикуемую в мире систему, которая предусматривает существование безбагажных тарифов, реализовать так, чтобы дать возможность сэкономить пассажирам, которые летают налегке, и не создавать дополнительных ловушек и подводных камней для тех, кто берет с собой багаж.

Федор Борисов , ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, не доверяет сведениям об огромных убытках авиаперевозчиков:

— На мой взгляд, это была ошибка в расчетах. Первая пятерка перевозчиков (группа «Аэрофлот», включая «Россию», S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии») закончила 2016 год с прибылью, из первой тридцатки половина пошла с прибылями. По мнению Борисова, законопроект является оправданным компромиссом, приближающим российскую отрасль авиаперевозок к современным стандартам:

— Лоукостер — это не авиакомпания низких цен, это компания невысоких издержек. Пассажиру предлагается самому формировать пакет услуг, которые он хочет получить. Возможность для бизнеса самостоятельно определять нормы провоза багажа — это один из необходимых атрибутов для развития лоукоста. В разных странах есть разное регулирование, но в целом это вопрос качества услуги, и он регулируется рынком. Поэтому никакой катастрофы не произошло. Потребители изменений даже не почувствуют: давно уже есть безбагажные тарифы, которые авиакомпании применяют, нарушая законодательство, а сейчас они будут их применять, не нарушая законодательства. Цена определяется не законами, она определяется спросом и предложением. Вы и сейчас не бесплатно возите багаж, просто эта цена забита в тариф.

— На данный момент Минтранс предлагает правила, которые не включают в вес ручной клади такие вещи, как компьютер, телефон, планшет, фотоаппарат, верхнюю одежду, — на мой взгляд, это будет создавать конфликтные ситуации. Есть вещи, которые являются необходимыми атрибутами путешествия. А например, за компьютерами — будущее системы развлечений на борту: сейчас в сиденьях есть телевизионные экранчики, а в будущем будет вай-фай на борту с возможностью скачивать контент, это позволит снизить вес самолета и улучшить эргономику.

Закон вступает в силу через 60 дней после дня его официального опубликования. Будет ли пересмотр списка «запрещенки» после критики, прозвучавшей от сенаторов, пока неизвестно. «Новая» отправила запрос в правительство РФ с просьбой устроить встречу с тем конкретным чиновником, кто разрабатывал этот перечень, — вот у него и спросим.

Подвиги Минтранса

Чиновники Министерства транспорта в последние месяцы добились еще двух «крупных успехов».
  1. В тесном сотрудничестве с депутатами Госдумы Минтранс спровоцировал коллапс перевозок на общественном транспорте и такси. Дума приняла закон о том, что с 1 июня водители с иностранными правами не могут работать на территории России. Цены на такси начали расти, иностранцы работали нелегально, автобусные парки заставляли водителей-россиян работать сверхурочно. В Думе спокойно объясняли, что во всем виноват Минтранс — там, мол, не разработали к моменту принятия закона регламент, регулирующий выдачу прав российского образца на основании иностранных.
  2. Минтранс ввел обязательную регистрацию дронов весом от 250 граммов — теперь при покупке беспилотника гражданин должен будет ставить его на учет в специальном госучреждении и запрашивать разрешения на полеты. Так что увидеть дачи коррупционеров будет сложнее, а попутно, кажется, закроются все профильные детские кружки: в небо нам не нужно — его контролирует товарищ майор. (Подробнее об этом — в ближайших номерах «Новой».)

Госдума приняла законопроект, который позволит авиакомпаниям запрещать пассажирам с невозвратными билетами бесплатный провоз багажа.

Неужели мы больше не сможем летать с чемоданами? Авиабилеты станут ещё дороже? Долой панику, давайте вместе во всём разбираться.

Что такое невозвратные билеты и насколько бесплатен “бесплатный багаж”?

Невозвратные билеты отличаются от возвратных тем, что пассажир, отказавшись от перевозки по собственному желанию, не сможет вернуть потраченные на билет деньги.

Новый закон касается только невозвратных билетов. Для возвратных билетов сохраняется бесплатная норма провоза багажа минимум в 10 кг.

Вообще “бесплатный” багаж не такой уж и бесплатный: его стоимость изначально включена в тариф авиабилета. Поэтому Минтранс предложил сделать часть билетов безбагажными. Согласно статистике авиакомпании “Победа”, 40% пассажиров лоукостера летают налегке. А благодаря новому закону людям больше не придётся платить за то, чем они не пользуются.

Как именно будет работать закон?

На самом деле многие авиакомпании уже давно ввели безбагажные тарифы. Например, если Вы покупаете самые дешёвые невозвратные билеты от UTair, за багаж Вам придётся доплачивать в аэропорту. А теперь это будет подтверждено законом. То есть, авиакомпания сама сможет решать, убрать багаж из невозвратных билетов или оставить.

Самое главное - перевозчик обязан сообщить пассажиру об условиях перевозки вещей до покупки билета.

Безбагажные авиабилеты уже давно продаются, только теперь они будут официально подтверждены законом

А что будет с ручной кладью?

Пассажиры по-прежнему будут иметь право на провоз ручной клади весом до 5 кг. Помимо этого без дополнительных плат с собой на борт можно взять портфель, дамскую сумочку, портплед с костюмом, костыли, люльку и детское питание.

Аэрофлот и S7 не планируют менять тарифную политику, а Победа обещает снизить цены на билеты без багажа

Что говорят авиакомпании об изменениях в Воздушном кодексе? Представители S7 Airlines и Аэрофлота приветствуют принятие закона о невозвратных безбагажных билетах, но менять свою тарифную сетку не собираются.

Напомним, что у S7, UTair, Нордавиа и других перевозчиков уже есть билеты без багажа: в тариф базовый эконом включена только бесплатная ручная кладь до 10 кг. Билеты на самолеты Аэрофлота предусматривают бесплатный провоз и багажа, и ручной клади при покупке любых тарифов.

А вот лоукостер “Победа” обещает снизить цены на свои билеты на 20%, когда новый закон вступит в силу.

Что делать, если я купил невозвратный билет с багажом, а после принятия закона авиакомпания поменяла тариф на безбагажный?

Клиенты FlyNow задают вопрос, что делать, если билеты уже куплены? Придётся ли доплачивать за чемодан в аэропорту? Не придётся! Закон не имеет обратной силы, то есть, на каких условиях были куплены билеты, на таких вы и полетите. В общем, бояться нечего: ваш багаж останется при вас.

Если билеты куплены по условиям, действующим до принятия закона, то никаких проблем не возникнет

Как узнать условия провоза багажа при покупке авиабилетов через интернет?

Покупая билеты в авиакассах FlyNow, наши сотрудники предупредят вас о возможности провоза багажа и помогут выбрать оптимальный для вас вариант перелета.

Если же вы покупаете билет самостоятельно на сайте, то обратите внимание на информацию, размещенную после информации о самом рейсе.

На сайте бронирования авиабилетов FlyNow указывается подробная информация о возможности обмена, возврата авиабилетов и о норме багажа, разрешенного к бесплатному провозу.

Вот, например, вариант вылета по невозвратному билету с разрешенным к провозу багажом. Указана возможность обмена билета на другую дату вылета и бесплатный провоз одного места багажа.