Монголия поездка на машине. Едем в монголию

Почему вдруг Монголия выбрана была мною для путешествия? Это страна, где девственная природа, нет толп туристов, а разнообразие ландшафтов просто поражает. Мне хотелось увидеть великую пустыню Гоби. Программа путешествия была очень насыщенна, но в целом ее можно разделить на две части: первая — пустыня Гоби, вторая — монгольский Алтай.

Хочу отметить, что мое путешествие началось в Барнауле. Первый день — знакомство с Алтаем. Он прошел по знаменитому Чуйскому тракту, который признан самой красивой дорогой нашей страны!

На второй день мы приехали в последний российский поселок — Ташанта. Долгая процедура пересечения границы. И вот нашему взору с перевала Дурбэт-Даба (2481 м) открывается бескрайняя, выжженная солнцем и истоптанная когда-то тысячами копыт непобедимого войска самого Чингисхана Великая монгольская степь.

Первое, что вызвало восторг, — это непуганые животные. На каменистых склонах то и дело мелькали неуклюжие сурки и проворные суслики. Но к вечеру небо затянуло серыми тучами, и безлесые хребты, которые в свете солнца играли красками, приобрели серый и немного устрашающий вид.

Уже под моросящим дождем прибыли к месту первой стоянки на берегу озера Толбо-Нуур. Толбо-Нуур — живописное горное озеро, которое лежит в окружении величественных гор на высоте 2079 метров. Это одно из самых больших озер Монголии. Утром, вылезая из мокрой палатки, я поразилась его размерами. Озера в этой стране можно сравнивать с морями и по размерам, и по минерализации воды, так как многие из них являются не чем иным, как остатками древних больших водоемов.

В Монголии почти нет асфальтированных дорог, поэтому наше 10-дневное путешествие в 1600 км проходило на УАЗе. Однако мы посмотрели лишь небольшую северо-западную часть страны.

Вот за окном автомобиля высокогорное плато с цветными хребтами. Горы, как на полотнах Николая Рериха, — яркие и живописные. Проехав город Ховд, мы продолжаем путь к озеру Хар-Ус Нуур, на берегу которого мы заночевали в палатках.

Здесь я по-настоящему узнала, что такое комары в степи. У воды в жесткой траве целые тучи этих крупных насекомых. Защититься от них практически невозможно. На песчаном берегу я наблюдала за юркими гекконами — хозяевами пустыни и сухой степи. Их следы и норки присутствуют везде, да и сами они невозмутимо снуют под ногами и смело позируют фотографу.

Дикие верблюды и пустыня Гоби

И снова долгий утомительный путь по сухой каменистой степи. Низкие колючие растения, маленькие невзрачные цветочки, пыльно, жарко. Удивление вызывают среди этой скудной растительности стада овец, коз, группы верблюдов и мохнатых яков. Нас развеселили сайгаки, которые устроили соревнования с нашим автомобилем, без труда обогнали нас и растворились в облаке пыли. По дороге мы встретили группу диких верблюдов, выскочили из машины и долго щелкали затворами фотоаппаратов.

В конце дня мы с восторгом окунулись в воды озера Дерген-Нуур, в котором высокое содержание соли, что осложнило наш быт. К берегам озера вплотную прилегают дюны самого большого по площади песчаного массива Монголии — Монгол Элс.

Море песков протянулось с юго-востока на северо-запад почти на 225 км, это один из самых крупных песчаных массивов. Вот она, пустыня Гоби, к которой я стремилась! На уроках географии я много рассказывала о ней, но не знала, как это чудо природы выглядит на самом деле. Два дня мы жили среди высоких песчаных дюн и барханов. Временами дул сильный ветер, который даже переворачивал палатки, и мелкий золотистый песок проникал всюду. Днем нас одолевала изнуряющая жара, а вечером — туча мошек.

Я долго бродила среди барханов. Чтобы полюбить пустыню, ее надо познать, почувствовать. Сначала даже растерялась, оказавшись среди пустоты и безмолвия. Пыталась взобраться на бархан, однако песок плыл под ногами. Но на рассвете открылась истинная красота пустыни: розовый свет наполнил пространство, и я увидела золотые пески Гоби.

Часами можно наблюдать, как ветер пересыпает песчинки и рисует замысловатые узоры на склонах барханов. Монотонный шум ветра не напрягает, а вносит какую-то размеренность и стройность в мысли. Гоби очень большая по размерам и многолика, она состоит из разных участков — песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных и холмистых, разных по цвету.

Но расставались с пустыней мы без сожаления, потому что... закончилась пресная вода. Огромный соленый водоем охлаждал тело, но не был источником утоления жажды.

На одного монгола — 13 лошадей

Путь наш лежал в красивейший уголок мира — в национальный парк Алтай Таван Богд, его территория включает в себя хребты монгольского Алтая. На берегу озера Хотон-Нуур мы прожили два дня. Это большое горное озеро, окруженное горами, здесь есть альпийские луга, высокие лиственницы, заснеженные вершины. И — маленькие, скромные эдельвейсы. Любители рыбалки ловили хариуса, а фотолюбители занимались съемкой окрестностей.

Многие километры степи безлюдны и пусты. Среди степи — редкие стоянки кочевников. Мы посещали юрты, наблюдали, как монгольская семья занимается хозяйством, пасет скот, доит коз, яков, делает сыр. В многовековой уклад жизни добавляются современные атрибуты. Пастухи увлеченно болтают по мобильнику, у юрты часто стоят солнечные батареи и спутниковые антенны.

А юрты здесь не пережиток прошлого, а полноценные, зачастую единственно возможные дома, которые отапливаются, как и в давние времена, кизяком. В настоящее время у монгола-кочевника имеется мотоцикл как основное средство передвижения. Лошадей много, на одного монгола их приходится примерно 13, монгольские лошади коренастого сложения, с относительно короткими ногами и большой головой.

Сами монголы — гостеприимный, открытый, добродушный, трудолюбивый народ. Среди местных жителей, кстати, немало казахов. Многие жители владеют русским языком, так как в прошлом с нашей страной были тесные связи.

Монголия — страна с богатой интересной историей, сейчас это демократическая республика. Во время нашего пребывания в ней проходили выборы в парламент.

Мы посетили лишь два небольших города и увидели, что продукты питания везут сюда из России — на прилавках российские рыбные консервы, тушенка, сгущенка, конфеты. Также много китайского товара.

Зато на экспорт Монголия отправляет медь и другие цветные металлы, плавиковый шпат, урановую руду, уголь, нефть, одежду, сельскохозяйственных животных, шерсть, шкуры, продукты животного происхождения, кашемир.

Ветер странствий

Но вот и закончилось мое путешествие, я вернулась в родной поселок Тульский с новым багажом впечатлений и знаний.

Что дало мне путешествие в дружественную страну? Оно раздвинуло границы моего мира, обогатило новыми знаниями, очистило от усталости, наполнило яркими впечатлениями. А еще у меня появились новые друзья, с которыми я делила радости и тяготы пути.

Меня спрашивали по возвращении домой, в Адыгею:

— Тебе понравилось путешествие?

— Да, Монголия прекрасна! — отвечала я.

— А еще поедешь?

— Меня ждут новые дороги, ведь наш мир так прекрасен и разнообразен. Да поможет и вам ветер странствий!

Нина Костарнова, преподаватель географии, автор книг по краеведению, член Русского географического общества

Приехали с нашего почти трехнедельного путешествия на машине.

Подготовка к путешествию

Подготовка нашего путешествия началась почти полгода назад, за это время мы немного подготовились для нашей поездки, а именно:

  • Установили шноркель.
  • Купили автономную зарядку - повербанк (проверенно на монголах, работает).
  • Накупили кучу запасных частей:
  • тормозной шланг - 1 шт. - не понадобился,
  • шаровая — 1 шт. - не понадобилась,
  • ремкомплект для тормозного суппорта с поршнем - не понадобился,
  • прокладка клапанной крышки - не понадобилась,
  • герметик двигателя - не понадобился,
  • хомуты металлические 3 шт. - один понадобился для крепления скобы втулки стабилизатора, вследствие утери болта крепления,
  • ремень приводной - не понадобился,
  • ремень на вискомуфту - не понадобился,
  • фильтры (салонный, воздушный, масляный) - заменил воздушный фильтр после замены масла в двигателе;
  • масло в двигатель - поменяли масло в г. Улан-Удэ (отличная СТО на выезде, название не помню),
  • антифриз - не понадобился,
  • тормозная жидкость (помог монголам на микроавтобусе, у которых была пробита тормозная трубка). В последствии она мне самому понадобилась… Пришлось докупать в с. Акташ.
  • Свечи 4 шт. - не понадобились,
  • ремкомплект для ремонта шин - не понадобился, доехали без проколов, хотя ехали более 30 км по острым камням в местах, где заблудились!
  • Активатор топлива Моторесурс 200 мл. - 3 шт. на 600 литров топлива (использовали только 1,5 упаковки).
  • Получили международные права - так и не понадобились, никому они не нужны там. Монгол вертел их, вертел и решил отпустить нас, все равно ничего не добился.
  • Поменяли масло и фильтр в АКПП.

Начну с того, что наш маршрут по пути следования менялся в основном в большую сторону, с заездами в интересные места.

Часть 1. Дорога по России

День первый

Наше приключение-путешествие началось 17 июня в 15.00, старт из г. Новосибирска (Академгородок).

Заправили полный бак АИ92, одну канистру 10 л., и поехали…

В первый день почти ничего интересного, кроме досадных трещин на лобовом стекле от бешенной «воровайки», которая, не доезжая Журавлево, выехала на обочину во время укладки асфальта. От нее и прилетело два камня размером с куриное яйцо… Думал, разобьет сильнее, но отделались паутинкой 2.5 х 2.5 см. Нужно будет засверлить, пока нет трещин по всему стеклу.
Первая ночевка у нас была на озере недалеко от г.Мариинска.

День второй

С утра муж пробовал поймать рыбу, результата ноль, у соседа пару карасей с ладошку. Позавтракали и выдвинулись дальше.

Большинство крупных городов проходили в обход. Так было и с Красноярском.
Следующая наша ночевка была на реке Бирюса (наконец-то узнал, где протекает речка, в честь которой называется холодильник у меня дома).

Кстати, не зря холодильник был назван в честь этой речки. Остановились сразу, переехав мост. Водичка чистенькая, берег, правда, весь в мусоре, пришлось немного прибраться… Часть увезли до ближайшей урны, часть сожгли на месте.

Одно из мест, которые мы хотели увидеть - это озеро Байкал.

В планах у нас было проехать по берегу оз. Байкал и остановиться в городке Байкальск, но мы решили изменить свой маршрут и посетить о. Ольхон.

В итоге мы выехали из Иркутска в село Сахюрта, от куда идет паром до о. Ольхон. Добрались до деревни примерно в 22.45, в селе, недалеко от парома, нас остановил экипаж ДПС, проверили, что водитель трезвый, и отпустили нас. Очереди нет, заехали на паром примерно в 22.50 и сразу же направились на другой берег.

Паром оказался бесплатный. Добравшись до берега, мы поехали по навигации Maps Me до села Хужир. Дорога, мягко сказать, плохая… Порой ехать можно было не более 20 км/ч, не додумались сразу снизить давление в шинах.

Приехали в Хужир, покружили по улицами, пытались выехать на берег… Но, т.к. на дворе ночь, дороги не нашли. Поехали на окраину села… Показался сосновый лес, решили переночевать прямо в лесу.

День третий. Байкал

Наутро поехали, купили продукты и сувениры в самом крупном супермаркете на острове. Заехали на ул. Байкальская, 58, отведали самые вкусные позы, которые были приготовлены специально для нас.

Ну и, конечно же купили омуля г/к, х/к и вяленого (от 100 руб. за шт.).

Для того, чтобы покататься и сделать фото Байкала, взяли на прокат 3 велосипеда, стоимость 100 руб./час за шт.

Посетили местный пляж… Попытались искупаться, но не тут-то было - температура воды +9°С. Муж с сыном заходили по колено, дальше не рискнули. Я же окунулась полностью. Секунд на 10, больше мой организм неподготовленный не позволил. Хотя я люблю контрастный душ, но тут он запротестовал.

Еще одну ночь провели на острове, но уже ближе к парому, на песочном берегу в безлюдном месте.
На следующий день удачно добрались до села Сахюрта на пароме, встретили экспедицию из Китая на 5 машинах, они путешествуют из Маньчжурии до Байкала и обратно.

Пока ждем паром, решили поддуть колеса для асфальта. Местные внаглую рвутся без очереди. Кстати, автобусы, маршрутки и спецмашины на паром пропускают без очереди.

Выехали в сторону г. Улан-Удэ. Сделали фото Байкала с обзорной площадки.

До Улан-Удэ добрались уже ближе к вечеру. Оказывается, еще и время на час вперед надо было перевести.

Через какой-то сайт по бронированию гостиниц забронировали номер в маленьком отеле под названием «Кемпинг» (находится практически сразу на въезде в город, в район Советский). Приехали на место - администратор удивилась тому, что у них можно что-то забронировать в интернете. В общем, заселились в полулюкс за 1100 руб +200 руб. ребенок (до 7 лет бесплатно), за это мы получили: туалет, душ в номере и чистая постель, это все, что нам нужно на ночь. Правда, с горячей водой нам не повезло. Ну, я-то натренированная Байкалом, я и так помыться смогла.

День четвертый. Граница

На выезде из Улан-Удэ заехали на СТО поменять масло. Поменяли за 20 минут, масло и фильтр свое. Льем уже на протяжении 50 тыс.км ZIC X7 LS 5w30, покупаем 6-ти литровую канистру — очень удобно, остатка после замены как раз хватает на доливку до следующей замены 9-10 тыс.км. Расход до 1 л. на 10 тыс.км. считаю нормальным, тем более, эксплуатация порой бывает тяжелая.
По пути к границе вот такая красота стоит в Бурятии, почти возле дороги.

Теперь наш путь лежит в приграничный городок Кяхта.

Ура! Мы в г. Кяхта.

Заправились, накупили продукты в местном магазине типа Метро, отправились на прохождение таможни. Простояли минут 20 перед первыми воротами. Монголы внаглую едут напролом на грузовичках.

Нас запустили, мы поехали на досмотр… К нам подошла женщина с экшн-камерой и проверила содержимое наших вещей, также узнала у нас, не везем ли мы чего запрещенного. Вещи из багажника пришлось выложить. Там был подозрительный чемодан с нашими вещами и спорт. сумка с инструментами. И, кстати, действительно в чемодане лежали фейерверки сына, которые я на днях забирала с РЦР. На этом досмотр был окончен. Все работники, хочу заметить, к русским относятся очень приветливо. У нас с собой было 3 канистры: 1- 20 л. с водой, 2- 20 л под бензин пустая, 3 - 10 л. с бензином, ранее читали, что привезти можно только 10 л бензина. Однако у нас не проверяли ни что в канистрах, ни то, наполнены они или нет. Осмотр машины прошли, пошли оформлять документы и проходить паспортный контроль.

В машине установлена стационарная рация 27мгц (СИ-БИ) и 2 переносных рации — несколько раз спрашивал, нужно ли их как-то декларировать, ответили, что нет.

При оформлении документов, если вы собираетесь выезжать через другой пункт перехода, то обязательно укажите на это. Вам выдадут небольшую наклейку с бар-кодом, она вам понадобится, когда будете проходить границу обратно в Россию, иначе вроде как ваша машина будет стоять на контроле в таможне.

Далее, сразу за нашей таможней, располагается монгольская таможня, после шлагбаума и пересечения мутного брода (вроде как дезинфекция) возьмите бумажку, сразу на въезде будет будка. Далее опять проходите досмотр, но уже монгольской стороной, опять выворачивать машину, проходите паспортный контроль, заполняете мини-анкету, далее платите 60 руб. за грязную лужу, по которой проезжали.

Ставите все необходимые печати и выезжаете за пределы границы.

Сразу после шлагбаума к вам бежит женщина, которой нужно заплатить транспортный налог 10 000 тугриков или 300 руб. (лучше сначала поменять рубли в тугрики, будет дешевле, поменять можно буквально в 20 метрах в обменном пункте). Оформление страховки находится в 10 метрах. Я заплатил 1150 руб. (указал реальный объем). Поменяли рубли в тугрики… Стали миллионерами - курс 1 руб. = 39 тугрикам. (на границе с Ташантой курс был 1 руб. = 41 тугрику, в г. Мандал Гоби курс был 1 руб. = 37.75 тугрикам).

Ура! Наконец мы прошли границу… Из-за того, что мы протупили с бродом и не взяли сразу бумажку - мы проторчали 2 часа.

Что нужно из документов для прохождения границы в Монголию:

  • Заграничный паспорт на всех пассажиров и водителя.
  • Документы на авто - свидетельство о регистрации (тех. паспорт) - пластиковая карточка.
  • !Обязательно, чтобы вы являлись собственником авто, или в крайнем случае была оформлена нотариально заверенная доверенность.

Затраты : 10 000 бензин, Пробег: 2500 км.

Мы въехали в Монголию....

Часть 2. Монголия

Основная наша задача была - посетить памятник Чингисхана на окраине Улан-Батора, посетить пустыню Гоби и половить рыбу на чистейших озерах и реках. Мы выехали в сторону памятника Чингисхана на коне. Погнали...

Первый город был Сухбаатар, его мы проехали, не останавливаясь.

Что бросается в глаза при посещении Монголии - это безумное количество машин тойта приус и количество шиномонтажек на каждом углу - по-монгольски “Дугуй засвар”.

День пятый

Проснулись как-то рановато, в 4 утра, но уже было довольно светло, и вовсю паслись рогатые. Неподалеку стояли юрты.

За 100 км до Улан-Батора мы еще раз останавливались на ночевку.

День шестой. Улан-Батор

Город Улан-Батор встретил нас небольшим дождиком. Движение в городе отвратительное, да еще и в пробках провели часа два. Про движение в Улан-Баторе: на светофоре все останавливаются… на этом все правила заканчиваются. Пешеходный переход - как в Тайланде, если успел проскочить, тебе повезло… Но хотя может и повезти, и одна машина из ста тебя пропустит. При перестроении сигнал не включают. Правила проезда кольца наоборот, не так, как у нас. Перед нами по городу ехало учебное авто, доверху набитое начинающими водителями… Как же им было тяжело. Для общественного транспорта есть отдельная полоса, и даже ее умудряются занимать легковые машины, но автобусы едут без пробок.

В целом привыкнуть к такому движению можно через полчаса. Если есть опыт вождения у нас по центру города. Я старалась по городам не ездить, отдавала руль мужу.

В Улан-Баторе увидели вывески KFC и Бургер кинг - оставили в переулке домов авто и пошли по магазинам. Зашли в KFC, т.к. сын любит гамбургеры, а их здесь больше нигде не купишь. Сделали заказ: гамбургер и напиток 7500 тугриков (192 руб). Ребенок потом своим одноклассникам по вотсапу чек высылал, чтобы одноклассники поахали. Мы с женой решили попробовать буузы, зашли в первое попавшиеся кафе, там и отведали местную кухню - буузы и цай (зеленый чай с маслом и солью), на удивление чай понравился, отдали за все около 5000 тугриков - 130 рублей.
Моонтун бууз (600 тугриков за 1 шт.) мне больше понравились (чем-то на пянсе тесто похоже). Цай 300 тугриков.
Двух штук мне хватило, чтобы объесться.

Подкрепились и решили поискать достопримечательности.

Пытались сначала найти на карте, в какой стороне находится знаменитый памятник Чингисхану на коне, но монгольская карта не очень-то помогла нам. Интернета нет, мобильная связь стоит в районе 100-150 руб. за минуту, поэтому её отключили сразу после въезда в эту чудесную страну. Решили искать прохожих, которые говорят по-русски, т.к ездить по городу - это самоубийство (с таким движением и пробками). Через час был найден такой человек. Он рассказал, как проехать к памятнику, и даже показал на своем телефоне фото, мы сразу поняли что это то, что мы ищем.
После выезда из Улан-Батора,в сторону Баяндэлгэра через 40 км мы доехали до первой остановки.

Памятник действительно поражает своими масштабами.

Вход для нас троих вышел чуть больше 20 000 тугриков (530 руб.), детям дешевле.
При входе вас встретят гиды, которые разговаривают на английском и русском языках - расскажут вам все бесплатно.
На первом этаже располагаются магазины с сувенирами, цены, кстати, вполне адекватные - низкие. Рядом есть прокат национальной одежды всего за 3000 тугриков (75 руб.). Здесь же располагается самый большой монгольский сапог и кнут.

На втором этаже есть ресторан и туалет. Выше располагается лифт и лестница для подъема на смотровую площадку, которая располагается в голове у коня.

На цокольном этаже располагается музей с двумя комнатами, в одной из которых можно посидеть за столом, как настоящий хан, и сделать замечательные фото, а в другой находятся редкие артефакты, и фотографировать нельзя…

Пустыня Гоби

В г. Мандалгови мы поняли что тех денег, что мы поменяли на границе - 10 000 руб. = 390 000 тугриков нам до конца не хватит. Решили заехать в банк и поменять.
Нашли в навигаторе банк и поехали к нему. Около входа в банк была небольшая толпа.

Внутри, конечно, же никакого табло с курсом обмена не висит… Подходите, показываете свои бумажки и меняете, взяв электронную очередь.
Мы попали, похоже, в такой день, когда все население города пришло получать пенсию, пособия, зарплату и прочие выплаты. Люди пожилого возраста одеты в национальную одежду - они в ней ходят постоянно, а не только по праздникам. Одна из монголок отдала нам корешок электронной очереди, что сократило наше ожидание примерно на 1-2 часа. Мы показали наши бумажки по 5000 р. оператору и ждали положительного ответа с ее стороны. В итоге поменяли 15 000 рублей на 550 000 тугриков.

В банках самые невыгодные условия. Но делать нам было нечего, деньги на исходе, а мы отправляемся в сердце пустыни.
По дороге заехали в придорожное кафе. Мы, как обычно, с мужем буузы заказали с цаем. А сыну попросили мясо с рисом и липтон.
Вот что нам принесли.

Ребенок, конечно же, все этого не съел, а стоит это блюдо 5500 тугриков.
Буузы тут по 500 тугриков.

На въезде в Даланзадгад нас остановили полицейские. В этот момент я была у руля. После остановки муж открыл окно с пассажирской стороны, передал полисмену страховку и международные права свои, хотя я за рулем… Полисмен посмотрел на страховку, отдал назад, посмотрел на права, не разворачивая (внутри есть фото и указанны доступные категории), судя по виду, не понял, что же ему передали - вернул права и ушел. А мы двинули дальше.

Вот первое и последнее знакомство с полицией Монголии. Ни одного полицейского с феном (радаром) на нашем пути обнаружено не было…
После того, как мы проехали город Даланзадгад, асфальт сказал нам "пока".

В районе Даланзадгад или Гурвантэс (уже смутно помню) наш навигатор завел нас в тупик. Ну как тупик… Попросту перед нами оказался бархан высотой с 4-5 этажный дом. Оставили машину и пошли делать красивые фото.

Бензин на исходе… В канистрах 29 литров, а еще надо выбираться.

Поехали назад, навигатор растерялся. Поехали с монгольской картой спрашивать дорогу у ближайшей юрты. Подошел к нам монгол и его дочь, посмотрели карту… Но ничего не смогли на ней показать. Попросил бумажку и ручку (по-русски не говорит и не понимает), нарисовал нам примерный путь… Мы ничего не поняли. Махнул на нас рукой, сел на мотобайк и показал ехать за нами. Проехали километров 30, он остановился и показал следовать по линии электропередач. Спросил, откуда мы, мы сказали - из России. Правда, слово "Россия" не понял, но после слова "Москва" он улыбнулся и показал “класс”.
Ура! Мы вышли на дорогу, которая есть в нашем навигаторе.

Проезжая пустыню Гоби и вообще, катаясь по грунтовкам Монголии, можно увидеть много пустых бутылок от водки (по-монгольски - Архи), откровенно пьяных за рулем увидели только в г. Ховде, точнее, на выезде из города. Стояла машина полицейских, похоже, была “облава”, рядом стоял 200 крузак, водитель которого еле-еле держался на ногах… Тут пахло как минимум 1-2 выпитыми бутылками «архи».

Заезжая в монгольские города, а тем более, села, мы всегда были в центре внимания, иногда даже люди из домов выходили, чтобы на нас посмотреть, как будто цирк с клоунами приехал.
В городе Баруун Баян Улан мы в очередной раз просили помощи у местных. Но такое чувство, что они первый раз карту своей страны видят.

Кое-как поняли направление, двинулись опять по высоковольтным столбам. Но мужу захотелось попасть на озеро, на которое он так стремился после Даланзадгада, недалеко от Богд сум, озеро Орог. Но до него мы так и не доехали, там очень плохая дорога, ямы и холмики, по которым нужно ехать до 5км\ч. И пока мы пытались приблизиться к этому озеру, мы снова наткнулись на пески.

Здесь песок мелкий и белый. Вечерело, и мы решили ставить палатку на песках.
Вечером песок холодный, а днем босыми ногами не встать, очень раскаленный.

День седьмой

Утром мы направились в г. Богд, в сторону г. Баянхогор. В степи встретили одинокостоячий указатель.

В Богте мы затарились напитками в магазине.

Рядом перекусили в местном кафе.
Ребенок ел сосиски в кляре (1000 тугриков), я, как обычн,о буузы (500 тугриков) с цаем, а муж заказал себе блюдо за 5500 тугриков.

Двинулись в сторону г. Алтай. В Баянхогор мы не заезжали. Там ведутся дорожные работы. Кладут асфальт.

Недалеко от города Жинст стоит малебн.

Карта показывала там хорошую асфальтированную дорогу. К 12 часам ночи мы все-таки добрались до нее. За 40км до города Дэлгэр. Поставили палатку на ночь. Погода начала портиться. До России совсем недалеко. Об этом нам напоминал ветер и собиравшиеся на небе тучки.

Следующую остановку планировали на озере возле города Ховд.

Недалеко от города Ховд есть замечательное озеро Хар-Ус нуур . Нашли место около берега и поставили палатку. Наутро удалось поймать всего 3 рыбки на удочку… Потому что рыба клевала только на муху (живую), а они кончились Что за рыба, мы так и не поняли… Но похож на Османа.

В связи с усталостью экипажа было принято решение ехать в сторону границы с Россией.

Снова граница

Подъехав к границе в г. Цагааннуур в 17.45, узнали, что время работы подходит к концу, и нас не успеют пропустить.
Развернулись и поехали искать ближайшее место ночевки.
Приехали в районе 12 часов, конечно же, попали на обеденный перерыв. Пообедали рядом в кафе. В меню только буузы и чай зеленый с молоком. Взяли 5, потом еще 5 и еще 7, в итоге съели на троих 17 бууз и выпили 1,5 литра чая.
Буузы маленькие, по 300 тугриков за шт.

За нами выстроилась колонна из 6 машин с русскими номерами - 42, 174 регионы. Оказалось, они тоже путешествовали по Монголии. Рассказали, что недалеко от того озера, на котором мы останавливались, есть озеро Хяргас Нуур, на котором рыбу можно ловить руками. Причем довольно крупную. Мне, как рыбаку, хотелось вернуться, но жена и сын хотели в Россию. Есть повод поехать в Монголию еще раз, теперь я уже знаю, куда нужно обязательно заехать.
Монгольскую сторону таможни прошли довольно быстро, на этом пункте много кто разговаривает по-русски, всегда подсказывали что нужно делать. Досмотр быстрый, поверхностный.
Монгольская сторона пройдена.
Выехали за забор, опять разбитая грунтовая дорога.
Добравшись до российской стороны, проверили паспорта и передали на российскую таможню кол-во человек в машине, чтобы по пути никто не убежал. Как только въехали в российскую пограничную зону, начался отличный асфальт.
На российской таможне первой нас встретила представитель роспотребнадзора. В форме похожа она была на Мэри Поппинс из фильма. Пройдя контроль роспотребнадзора, отправились на паспортный контроль и досмотр.
Все прошли. Машину с контроля сняли.
Ура! Мы вернулись в Россию… То чувство, когда готов целовать родной асфальт.

Теперь наш ждет Горный Алтай.

По поводу чистой питьевой воды - ее мы всегда покупали в супермаркетах. 5-литровые канистры, стоят в районе 50 руб. Ну и, конечно же, прохладительные напитки - Фанта со вкусом ананаса, персика, яблока, винограда. Спрайт с мятным вкусом… Это вам не Спрайт со вкусом огурца, как в России.
Что понравилось из еды, купленной в супермаркетах: лапша б/п корейская (мы ее хорошо знаем, т.к. пару лет назад занимался оптовой продажей подобной продукции на территории РФ), паштет из чьей то печени (монгольского производства), верблюжье молоко, вкусный хлеб. Очень дешевый и хороший зеленый чай. В г. Улгее даже в продаже были куриные яйца производства наукограда Кольцово (сосед Академгородка в г. Новосибирске). Очень много корейских и китайских продуктов, все вкусное. Мне понравилось местное мороженое (может, потому что я в положении была, 16 недель) по 600 тугриков, вкус специфический, кисленький.
На подарки привезли пару бутылок водки "Чингисхан", в районе 14 000 тугриков (360 руб.) за шт., самая дешевая водка почти как у нас, от 190 руб. за 0,5.

Цифры:
Потрачено в рублях:
Топливо - 8 000 руб. или 312000 тугриков

Страховка монгольская - 1 150 руб. (если заезжаете со стороны г. Кяхта через Алтан Булаг, без нее могут не выпустить… Да и мне было спокойно с ней, кстати, объем двигателя не занижал, хотя можно было и меньше сделать, было бы дешевле).
Транспортный налог - 300 руб. (по сути можно и на 150 договориться).
Проезд по дорогам между городами (стоит будка со шлагбаумом - 150 руб. - один проезд 1000 тугриков (25 руб.) - можно объехать, так делает часть монголов.
Общий пробег - 7480 км. (ориентировочно около 1000-1500 км по грунтовкам, из них 300 км. по ужасным дорогам - камни, ямы где скорость не могла превысить 20 км.)
Топлива сгорело - ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).
Заправка почти полного бака обходилась в 100 000 тугриков.
Цены на бензин в Монголии - от 1500 до 1800 тугриков (т.е. от 36.5 до 44 руб. за 1 литр АИ92). Качество топлива не хуже нашего… проблем не было. Выше 92 найти можно только в крупных городах. Дизельное топливо дешевле 92 бензина. А газ с его монгольским наименованием «АХУЙ» стоит, как бензин АИ92.

Вот она, заключительная часть нашего маршрута.

Первый населенный пункт в России - Ташанта, делать здесь нечего. Доехали до Кош-Агача, тут закупились продуктами и заправились топливом.
Первым делом думали поехать на плато Укок, но, как всегда, не вовремя. Пропуск уже заказать не успеем, т.к. рабочий день в пятницу сокращенный, а на кпп вроде как сразу не оформляют. Ничего страшного, Алтай мы очень любим и готовы приехать еще раз.
Далее, т.к. карту с основными достопримечательностями мы благополучно оставили дома, ищем их по программе Maps ME в телефоне. Первое что нашли… Марс-2. Дорога составила менее 50 км, но какой интересной дороги… с учетом усиливающегося дождика. По дороге были и очень крутые подъемы, и крупные камни, не говоря про то, что нас несколько раз стягивало в кювет. Мы все-таки добрались до данной точки… Но, к сожалению, наши мечты не оправдались.

Кроме дороги, до данного места ничего интересного. Назад мы ехали по методу моего мужа… Он видел, где можно срезать и ехать по прямой. В одном из мест, где была раскисшая земля, нас начало стягивать в рядом протекающую речку Чаганузун, решили вернуться назад и ехать через перевалы. Фото не делали, лил дождь.
Далее поехали на наше место ночевки, около села Кош-Агач на реке Чуя. Поставили палатку, сверху дополнительно натянули тент. Так тент натянули не совсем правильно, утром слили литров 20-30 дождевой воды.
Рыбалка на сплетню опять в пролете. Пробовали накопать червей на удочку… Их тут тоже нет.
Далее едем в сторону Акташа, но вспоминаем, что год назад мы хотели посмотреть на ледник Актру. Возвращаемся до села Кызыл-Таш и едем в сторону перевалки альплагеря. Дорога не совсем плохая, до альплагеря иногда даже добираются пузотерки, правда, без потерь у них не обходится. На пути до перевалки машины встречаются только буханки, 469 уазы, уралы… значит, мы на правильном пути. По пути встретили: 1 мост, 3 брода (глубина не более 50 см, можно без шноркеля), далее началась дорога с крупными камнями и крутыми подъемами.

В броде находятся очень большие камни… Наезд незакрытой раздаткой о такой камень - возможность остаться здесь надолго. Как по закону подлости, ни одной машины, чтобы посмотреть, по какому из бродов лучше ехать.
Принимаем решение идти пешком, примерно 17 км туда-обратно. Ставим машину на перевалке и идем. Взяли в машине воды, забродники. Речка очень холодная и камни скользкие, я проверяла. Меня и сына перенес муж через брод на другой берег. Дорога до альплагеря тяжелая, подъемы, спуски, скользкие камни. На полпути начинается дождь, часть маршрута идет по лесу, немного промокли.

Сын не ожидал такой подставы. Если б знал, остался в машине сидеть.
Остается менее 1 км, уже отчетливо виднеется ледник.

Через 2,5 часа мы добрались. Жена с сыном отправились искать кафе, чтобы согреться и перекусить. Я направился до родника, чтобы пополнить запасы воды на обратный путь. Дождь усилился, я сделал пару фото памятника разбившемся сноубордистам в мае 2002 г. и памятнику всем погибшим альпинистам.

До самого ледника в такую погоду мы не пошли, да и время уже ближе к вечеру, а по темноте идти по тропе в лесу рискованно.
Выпив вкусного травяного горячего чая с блинами в кафе, мы отправились назад к перевалке.
Путь назад был намного легче, так как в основном были спуски, подъемов очень мало. Забродники мы оставили в начале пути, чтобы не тащить лишний вес. Находим их в сохраненных метках навигационной программы, забираем и идем к броду.
В целом, дорога хоть и сложная, но, имея хорошую защиту и шноркель, проехать можно.
Далее едем к гейзерному озеру. Доезжаем до базы "Отдых", проход к нему идет через болото, отдаем по 30 руб. за взрослых, дети бесплатно, и идем метров 300 до озера.

Делаем фото замечательного гейзерного озера и отправляемся дальше в сторону Акташа.
Добравшись до с. Акташ, поворачиваем в сторону Улагана, едем в сторону красивейшего из перевалов Горного Алтая - Кату-Ярык. Расстояние от Акташа до п. Кату-Ярык ориентировочно 100 км в одну сторону. Путь проходит через еще одну достопримечательность - Красные Ворота, но тут мы уже фотографировались год назад, едем дальше. По пути располагается большое количество баз отдыха. Все близлежащие озера находятся в аренде, поэтому с рыбалкой опять в пролете. Ближе к перевалу дорога портится, пузотерки плетутся по 15-20 км, аккуратно обгоняем их и едем дальше… Наша скорость по такой дороге 70-80 км, подвеска позволяет ехать комфортно. Большая часть маршрута проходит по асфальту, грунтовки всего 30%. Доехав до перевала, делаем фото, прикручиваем потерянный по дороге болт крепления стабилизатора.

По перевалу не спускаемся, смысла нет. Дорога через перевал идет к югу Телецкого озера, на которые мы не поедем, уже были. Еще одна причина, почему не едем в сторону озера - остаток бензина, который не позволит вернуться назад.
Далее наш путь проходит через водопад Девичьи слезы (Ширлак), здесь мы были, но решили еще раз посетить.

Останавливаемся у памятника шоферу, который мы обычно проезжали.

"Памятник за селом Белый Бом. Установлен герою известной песни про Кольку Снегирева. Посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте."

Останавливаемся на месте слияния Катуни и Чуи.
Перевал Чике-Таман проходим легко, машине со шноркелем дышать легче. Покупаем на перевале сувениры, чаи в подарок.
Перевал Семинский также на одном дыхании, здесь не останавливаемся, очень много народа. Монгольские товары продают в 5 раз дороже.
Ближе к с. Онгудай спускаемся к реке Урсул, спуск очень крутой, если будет дождь, то заехать назад будет трудно. Находим отличное место для ночевки.

По пути домой докупаем медовухи, чтобы отметить дома путешествие.

Далее едем домой, остановок больше нет.
При подъезде к Черепаново начался сильный дождь. Вот так нас встретил Новосибирск, отмыл от грязи. 4 июля в 22.00 мы приехали домой.
Огромная благодарность нашей машине, которая привезла нас домой и не доставила проблем в дороге!

После приезда первая мысль - куда едем в следующий раз.

Цена вопроса: 10 000. Пробег: 1050 км

31.08.17,
Aнечka ,
Новосибирск


Отличный рассказ! Но у меня вопрос по расходу бензина,
Топливо потрачено – 8 000 руб. , Топлива сгорело – ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).Цены на бензин 36.5 до 44 руб. за 1 литр.
Получается расход на бензин примерно 35 т. рублей, а у вас написано 8 000 руб.

В мае 2016 года состоялось наше с Аней первое большое путешествие на автомобиле. Поездка получилась настолько нераспланированной по дням, что приходилось импровизировать на ходу. Каждый день мы куда-то ехали, не зная, где и как остановимся вечером на ночевку.

Незабываемая ночь в пустыне Гоби. Фантастическое место, похожее на другую планету.


Для посещения Монголии мы выбрали маршрут через Иркутскую область и Бурятию. Конечно же, можно было поехать через соседнюю Туву, но по другую сторону госграницы дороги пока почти не заасфальтированы.

В этой поездке я впервые в жизни увидел Байкал. Вот его первый кадр:

За три недели мы проехали 7,5 тысяч километров.
Цена литра 92-го бензина в Монголии - около 70 рублей.

В Монголии все асфальтированные дороги платные. Оплата производится на въезде и выезде из городов.

Талончики за оплату проезда по монгольским дорогам. Тысяча монгольских тугриков - это около 30 рублей.

Трасса через пустыню Гоби в сторону Китая. За все время пребывания в Монголии, мы не встретили ни одной машины с российскими номерами.

В Монголии весьма необычное качество дорог. В России бывают хорошие дороги, где ездить - сплошное удовольствие, а бывают плохие. По плохой российской дороге просто едешь без проблем не спеша, объезжаешь ямы и кочки.
В Монголии же ситуация немного другая. Все дороги с виду отличные. Летишь на большой скорости по идеальному асфальту, и вдруг неожиданно глубокая яма, причем такая, что ее не объехать сбоку! Страшный удар, маты... Сбрасываешь скорость до 60 км/ч, едешь так дальше по абсолютно идеальному асфальту, километров через двадцать-тридцать это надоедает, постепенно разгоняешься до сотни и тут снова такая же огромная яма! Аааааа! Или вдруг налетаешь на лежачего полицейского посреди пустынной степи, где нет никаких населенных пунктов и предупреждающих знаков об этом полицейском.
В общем, асфальт в Монголии какой-то контрастный, другой характеристики и не подберешь.

Монголы не знают зачем нужен ближний свет фар, все ездят исключительно на дальнем. А еще по правилам не принято включать фары в светлое время суток. Все встречки моргали нам, думая, что мы забыли выключить свет, хотя он был включен специально: безопасность важнее правил.

Первое монгольское выражение, которое невольно пришлось выучить - «дугуй засвар» - шиномонтажная мастерская. Про монгольские реалии я еще много чего расскажу, но, забегая вперед, хочу отметить, что во всей стране ни в одной шиномонтажке нет аппарата для балансировки колес. Монголы про такой прибор даже не слышали, зачем вообще балансировать колеса они не знают.

В Монголии мы посетили заброшенные в пустыне советские военные базы и городки.

Удивительные места и объекты! Как же я такое люблю...

В сельской местности многие монголы до сих пор живут в юртах.
На фото - придорожная закусочная. Причем семья, которая ее содержит, живет в этой же юрте!

Столица страны - Улан-Батор. Современный развивающийся город среди степей и пустынь. Здесь живет большая часть населения страны.

Мир с каждым годом становится все более одинаковым. Невиданными темпами традиционное монгольское жилье заменяют стандартными безликими многоэтажками. Страна скоро станет похожей на Китай, очень уж сильное здесь экономическое и культурное влияние южного соседа. Успевайте посетить Монголию, пока еще сохраняется национальный колорит и самобытность.

Посещенные населенные пункты в рамках этой поездки: Канск, Тулун, Ангарск, Иркутск, Тальцы, Листвянка, Слюдянка, Байкальск, Бабушкин, Улан-Удэ, Тарбагатай, Десятниково, Иволгинск, Гусиноозерск, Кяхта, Алтан-Булаг, Дархан, Улан-Батор, Налайх, Баянтал, Чойр, Айраг, Сайншанд, Замынь-Уд.

Автомобильное путешествие по Монголии


Свершилось, мы побывали в Монголии.
Мы – это я, Алексей, 56 лет и Стас, 31 год – работники одного из пермских заводов.
О поездке в эту страну начали задумываться примерно за полгода до ее осуществления, начитавшись интернетовских рассказов о почти девственной природе, малолюдности, отличной рыбалке в чистейших озерах и реках. Захотелось все увидеть своими глазами и, как говорится, испытать на собственной шкуре.
Из-за недостатка времени (в нашем распоряжении был только двухнедельный отпуск) и ограниченных возможностей имевшейся машины, решили пройти кратчайшим от границы и, как нам казалось, наиболее легким маршрутом (как мы ошибались!!!), познакомиться только с Северо-Западной частью страны.
Административно она относится к территории Баян-Ульгийского аймага (района), а географически расположена в горах Монгольского Алтая на высотах от 2000 до 2500 м над уровнем моря. На Севере этот аймаг граничит с российской Республикой Алтай, на Западе и на Юго-Западе - с КНР. Основное население – казахи, переселившиеся сюда еще в царское время.
Нашей конкретной целью было посещение и, по возможности, рыбалка на горных озерах Хотон, Хурган, расположенных почти на границе с Китаем, а также поездка на озеро Толбо в 70 км южнее столицы аймага – городка Баян-Ульгий.
Первоначально намеревались на собственной машине доехать до Баян-Ульгия, а там присоединиться к группе российских туристов, для которых одна из сибирских турфирм организовывала сплав по реке Ховд, вытекающей из озер Хотон-Хурган.
С руководителем этой турфирмы была достигнута договоренность о том, что нас вместе с группой на монгольских УАЗах доставят на озера, а дальше мы нанимаем один из них и путешествуем самостоятельно.
Однако, буквально в последние дни перед отъездом приходит сообщение, что выезд группы откладывается и мы остаемся наедине со своими планами.
К этому времени визы уже получены, снаряжение собрано, отпуска подписаны, поэтому решаем ничего не менять и попытаться осуществить поездку самостоятельно.
Выехали из Перми 22.05.09 после работы, в ночь. До российско-монгольской границы от Перми 3000 км, и по Монголии от границы до озер через Баян-Ульгий порядка 250 км.
Наше средство передвижения – инжекторная "девятка" 2001 года выпуска, слегка модернизированная для этой поездки. На ней были установлены пониженная главная передача и самоблокирующийся дифференциал, что существенно увеличило проходимость.
Кроме этого взяли с собой две запаски, минимально необходимые для возможной замены запасные части и датчики, ремонтные материалы и инструмент. Из жидкостей – масло и тосол.
За первые сутки миновали города Екатеринбург, Тюмень, Омск, без перерыва в четыре руки преодолели 1700 км и заночевали на берегу речки Омь (Фото 1).
Дальше позади остались города Новосибирск, Бийск, Горно-Алтайск и, лишь при одной, более-менее продолжительной, остановке на реке Катунь (Фото 2), следующей ночью в четыре часа утра по местному времени были на пограничном пункте пропуска "Ташанта", что находится в Республике Алтай.
Перед закрытыми воротами КПП уже стояла одна машина из Казахстана. Для пояснения: родственники «монгольских» казахов вынуждены ездить из Казахстана через территорию России, так как через Китай нужна виза, а общей границы у Монголии с Казахстаном нет.
Так вот, пристроившись за казахом, кстати, отличным компанейским парнем, остаток ночи покемарили прямо в машине. В девять часов утра началось какое-то шевеление на пункте пропуска, а в десять нас запустили за ворота и началось прохождение границы.
Таможня, транспортный и паспортный контроль: вся процедура на российской стороне заняла часа полтора. Потом проехали двадцать километров ничейной полосы и все повторилось у монголов. Только по времени в два раза дольше. Ну, некуда ребятам торопиться: служба ведь идет!
Наконец, мы на земле Чингисхана (Фото 3). Стас - за рулем. По привычке поддал газу - на вид дорога была вполне ровная, хоть и гравийная - но через километр поняли, что надолго при такой езде машины не хватит. На самом деле дорога представляла собой натуральную стиральную доску, на которой всю душу вытрясало и колеса готовы были вот-вот оторваться. Пришлось сбавить обороты и тащиться со скоростью 20-25 км/час.
Однако, быстро сообразили, что можно съехать с основного дорожного полотна и двигаться по одной из бесчисленных боковых дорог, проложенных по степи в том же направлении (Фото 4). Среди них попадались довольно ровные, позволявшие держать скорость до 40-50 км/час.
За небольшим поселком Цаганнур в 20 км от границы горы, видневшиеся по бокам, заметно придвинулись к дороге, бескрайняя степь сузилась до межгорной долины, начался подъем. Гравийное покрытие с основной дороги на Ульгий исчезло и она стала неотличима от множества боковых дорог.
Одна из них увела нас в горы и только когда машина стала греться, сориентировались по компасу и поняли, что едем не туда, куда нужно.
У нас собой был навигатор, но без карты Монголии. Ее не смогли найти даже в Москве. Зато имелась бумажная карта 20-тикилометровка всей страны с координатной сеткой через градус, городами, поселками дорогами и т.д.
Еще дома я каждый градус расчертил на сто частей, так что координаты любого объекта на карте можно было определить с точностью около 0,01 градуса. Пришлось прибегнуть к помощи этой карты и навигатора, который позволял определить наши истинные координаты.
Оказалось, мы отклонились сильно на Восток от дороги. Ввели в навигатор координаты Ульгия и, используя функцию "движение напрямую», поехали вдоль нарисованной на экране линии. Так снова выбрались на главную дорогу и дальше уже всегда пользовались этим приемом.
Монголия начала удивлять с самого начала. Окружающие пейзажи просто ошарашили. Горы вокруг постепенно становились все выше, появились снежные вершины. Но самым необычным и непривычным для наших глаз было полное отсутствие на них какой-либо растительности и абсолютное безлюдье (Фото 5). Только встречавшиеся редкие птицы (Фото 6), да суслики напоминали о пригодности здешних мест для обитания чего-либо живого.
Спустившись с первого перевала высотой 2200 м, попадаем на асфальтовую дорогу (!!!) приличного качества (Фото 7). Весело прокатились по асфальту 30 км и, так же неожиданно, как начался, он закончился.
Снова пошли уже знакомые нам бесчисленные накатанные колеи. На 90 километровом участке дороги до Ульгия преодолели еще один перевал высотой порядка 2000 метров. Весь путь от границы до городка занял около четырех часов.
О самой «столице» аймага сказать особо нечего, кроме того, что через нее протекает река Ховд, одна из крупнейших рек Монголии. Берет она свое начало как раз из тех озер, куда мы стремились попасть. Городок же представляет собой скопище глинобитных хижин с плоскими крышами, вперемешку с юртами (Фото 8,9). И только в районе рынка есть пара десятков двухэтажных домов и несколько кое-как асфальтированных улиц, оставшихся, видимо, еще с советских времен.
На рынке, который нашли с помощью местных жителей, разменяли 1000 рублей на их тугрики и прошвырнулись по магазинам в поисках сувениров. Но ничего стоящего не купили.
Зато нашли стоянку УАЗиков - такси, которые развозят народ по окрестным деревням. Начали узнавать у них про доставку на озера Хотон-Хурган. Долго на пальцах объясняли, что нам нужно, пока не подошел один парень немного говоривший по-русски. В прошлый сезон он работал на российскую туристическую фирму, возившую туристов как раз на эти озера.
Он зарядил за свои услуги по 100 долларов в день, бензин наш. На вопрос,- где взять разрешения на посещение погранзоны и национального парка в районе озер, ответил неопределенно. Типа, я сам все решу. Ну, что ж, взяли у него телефон (в городке работает сотовая связь) и решили сначала съездить на озеро Толбо. Тем более, что свободен этот водила будет только через день.
Нашли выезд из города и потихоньку со скоростью 20-30 км/час покатили на Юг. 70 километров до озера преодолели без проблем. По дороге пообщались с местным населением.
Сначала оказали помощь казаху, который безуспешно пытался завести свой мотоцикл ИЖ. Когда он показал свечи больше похожие на головешки, я их выбросил и дал ему две свечи из своего запаса. Он их ввернул в мотоцикл, тот сразу завелся. После длинной тирады, из которой поняли, что Россия - Монголия - дружба, разъехались каждый в свою сторону.
Второй раз остановились возле моста через высохшую речку, чтобы сфотографировать какие-то огромные монгольские символы, выложенные из камней на крутом берегу (это сколько ж надо труда было приложить!) (Фото 10). Из юрты, расположенной неподалеку прибежала толпа ребятишек во главе с родителем. Пришлось откупаться от них кульком сушек.
Больше ничего интересного по дороге до Толбо не было, за исключением окружающих гор. Чем дальше мы продвигались на Юг, тем они становились суровее и выше (Фото 11,12). Лицезрение горных вершин вызывало некую дрожь в коленках и одновременно желание все дальше погружаться в их нагромождение. Наверное, похожие чувства испытывает кролик, стоящий перед открытой пастью питона.
Тем не менее, целыми и невредимыми достигли верхней части озера (Фото 13). Долго искали какую-нибудь впадающую в него речушку, предполагая, что рыбалка там может быть более результативной, но ничего не обнаружили.
Тогда решили найти хотя бы место, защищенное от ветра. В этот день с Севера вдоль озера дул холоднющий и очень сильный ветер.
Нам повезло. За грядой береговых скал, возле кошары, сложенной из камней, нашли карман, где только-только можно было поставить палатку, и недалеко - машину, так чтобы ее не было видно с дороги (Фото 14,15).
Остаток дня посвятили устройству лагеря, приготовлению еды - за весь день не ели ничего горячего, отдыху, посиделкам за бутылкой водки и фотографированию окружающих пейзажей. Не рыбачили. Спать легли рано: сказались дорога и впечатления прошедшего дня
Наутро поутихло, и с восходом солнца я отправился кидать блесну. Бродил вдоль берега часа полтора, прежде чем мне повезло. Вытащил османа (горный голец по-научному) килограмма на полтора. Вернулся к палатке, разбудил Стаса. Рыбу пожарили и большую часть выбросили, потому что невозможно справиться с таким количеством мелких костей.