Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Ватикан - площадь ватикана, собор святого петра, папские сады Памятник папе Пию VII

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

Ватикан хранит в себе огромное количество тайн и секретов, и если вы планируете поездку в Рим, рекомендую посетить музеи Ватикана и Собор Святого Петра с нашим гидом.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.


Вид на собор и

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.

Как добраться

Добраться до собора Святого Петра в Ваиткане: на – станция Ottaviano, далее пешком; на автобусе – 23, 34, 40 и 271

Карта

Отели в Ватикане

Ватикан это достаточно отдаленный район Рима, но если вы хотите быть подальше от городской суеты это будет отличным вариантом.

Площадь Святого Петра в Ватикане – одна из главных достопримечательностей Рима служит основным входом в маленький город-государство.

Территория, окружённая колоннадой, расположена перед Собором Святого Петра – самым большим храмом в мире.

На площади святого Петра традиционно собираются тысячи верующих для того, чтобы услышать благословение Папы Римского.

История площади

В начале нашей эры, на долине, проходящей между Ватиканским холмом и холмом Яникул, произрастали сады Випсании Агриппины.

На садовой территории при императоре Нероне был возведён цирк. На арене цирка проводились мученические казни и представления.

В 64 году, согласно летописи, произошла казнь большого количества людей, которых Нерон обвинил в поджоге города Рима.

Страдальчески погиб в цирке ученик Иисуса Христа – Святой Пётр. Он был распят на кресте головой вниз.

Апостола тайно похоронили рядом с цирком на кладбище.

Над могилой святого Петра был возведен первый алтарь, которому поклонялись верующие христиане.

В период с 319 по 336 года при императоре Константине на месте захоронения апостола была возведена первая Базилика Святого Петра.

Этапы создания площади Святого Петра:

  1. По приказу Константина рядом с первой базиликой выровняли большое пространство, сняв слой земли с Ватиканского холма. Территория перед храмом до XV века имела название – плато Санкти Петри.
  2. Папа Николай V поручил разработать проект новой площади итальянскому архитектору Бернардо Росселлино, который работал над реконструкцией базилики. Однако план так и не был осуществлён.
  3. В XVIвеке площадь представляла большую прямоугольную территорию от базилики до реки Тибр с перепадами высоты в 10 метров. Местность превращалась в болото во время разливов реки и дождей.
  4. При папе Юлии II с 1506 года началось строительство Собора Святого Петра по проекту знаменитого архитектора Донато Браманте. Грандиозная работа над храмом велась более века, с помощью лучших архитекторов и мастеров Италии.
  5. В 1626 году собор был освящён Папой Урбаном VIII. Площадь представляла собой незаконченную строительную территорию.
  6. При папе Александре VII в 1657 году площадь стала приобретать законченный вид.

Папа Александр VII поручил проектирование площади знаменитому итальянскому архитектору и скульптору – Джованни Лоренцо Бернини.

Перед архитектором стояла сложная задача создать величественную площадь перед собором, с учётом имеющихся непростых условий (рельеф, постройки, фонтаны и обелиск).

Бернини создал уникальный проект, по которому площадь состоит из двух частей:

  • трапециевидной, окруженной галереями;
  • овальной, оформленной колоннадами.

Изначально Лоренцо Бернини разработал план площади в форме трапеции, окруженной зданиями с арендой под магазины и гостиницы. Однако проект не одобрили священнослужители, посчитав, что площадь должна дополнять центральный христианский храм своей монументальностью.


Площадь Святого Петра XVIII век, картина Джованни Паоло Панини «Выезд герцога Этьенн Франсуа де Шуазёль».

Архитектура

Размер площади Святого Петра, измеренный по главным осям:

  • в длину – 320 метров;
  • в ширину – 240 метров.

Площадь покрыта каменными брусками из порфира темного цвета – сампьетрино.

Форма территории с высоты напоминает замочную скважину. По замыслу Бернини – ключи от скважины находятся в главном соборе мира.

Площадь Святого Петра (Пьяцца Сан Пьетро) состоит из трёх основных частей:

  1. Пьяцца Ретта – трапециевидная часть площади, расположенная у входа в главный собор. Бернини создал проект этой части с опорой на работу Микеланджело Буонарроти – площадь Капитолия в Риме.
    Для уменьшения четырёхметрового перепада у собора была построена сужающаяся лестница длиной в 75 метров.
  2. Пьяцца Обликва – овальная часть, окруженная с двух сторон полуовальными зданиями с галереями, которые оснащены колоннадой.
    Колоннада представлена:
    • 284 доритическими колонами;
    • 80 столпами из травертина;
    • Аттиком, украшенным 140 скульптурами.

      Сочетание фонтанов и обелиска на овальной части площади создаёт неповторимый эффект нахождения в эллипсоидном пространстве.

  3. Пьяцца Рустикучи – главный вход достопримечательности, с которого открывается вид на всю площадь и собор Святого Петра. «Парадная» площади возводилась в XX веке на месте разрушенных дворцов.

В центре эллипсоидной части площади расположен египетский обелиск, окруженный полосами, от которых отходят восемь лучей. Между лучами помечены стороны света и названия ветров Средиземноморья.

Тень обелиска служит стрелкой солнечных часов, а площадь – циферблатом.

Справа от достопримечательности находятся солнечные маркеры в форме дисков. Они помеченные датами, которых касается в полдень тень от штыка.

Интересный факт! Площадь Святого Петра вмещает около 400 тысяч человек!


Что посмотреть на площади Святого Петра

Пьяцца Сан Пьетро богата уникальными шедеврами искусства.

Главные достопримечательности:

  1. Фонтаны.
  2. Статуи и скульптуры.

Возведена в период с 1656 года по 1667 года по проекту Лоренцо Бернини.

Полукружные сооружения ограждают площадь с двух сторон.

Четыре ряда колонн расположены параллельно друг другу, скрывая расположенные за ними здания и вход в Апостольский дворец. Тем самым образуется три внутренних прохода.

Общее число установленных колонн – 284. Их высота – 13 метров.

Каждая колона с внутренней стороны увенчана статуей святого. Всего – 140 скульптур.

Интересный факт! С двух сторон от обелиска на площади расположены круглая плита из мрамора, установленная в каменном покрытии земли, с надписью — CENTRO DEL COLONNATA. Став на эту плиту, колоннада параллельно сходится, и открывается вид на здания.

Сооружение украшено шестью парапетами с гербами папы Александра VII.

Колоннада соединяется с собором двумя галереями:

  1. Константина Великого.
  2. Карла Великого.

Длина каждого этого крыла – 120 метров.

В правой галерее Шарлеман проходят выставки посвящённые праздникам Ватикана.


Достопримечательность была доставлена из Египта по приказу императора Калигулы в I веке нашей эры.

Обелиск служил украшением цирка Нерона, в котором казнили Святого Петра.

В эпоху Ренессанса произошло несколько попыток переноса обелиска, однако грандиозные размеры затрудняли его перенос и установку.

Интересный факт! Существует предание, что в бронзовом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Однако, при переносе шар был снят и мифы развеялись.

В 1586 году при папе Сиксте V и архитекторе Доменике Фонтане обелиск перенесли на площадь Святого Петра, которая находилась на этапе строительства.

С помощью крепкой платформы и роликов около 900 рабочих со 140 лошадьми переместили древнейший памятник.

На интересное зрелище собралась толпа, разговоры в которой строго запрещались. За шум грозилась казнь.

Интересный факт! Бытует легенда – при установке обелиска канаты стали рваться. Один капитан крикнул рабочим: «Воду на канаты!». Благодаря влаге верёвка сжалась, и штык успешно был поднят на пьедестал. Капитан получил благодарность от папы Римского.

Египетский штык сохранился с древних времён в хорошем состоянии.

В Риме расположены 12 схожих обелисков.

Описание обелиска:

  • высота штыка – 25,5 метров;
  • материал – красный гранит;
  • установленный крест на вершине высотой – 15,5 метров.

Фонтаны

С двух сторон от Египетского обелиска располагаются два идентичных фонтана:

  1. Фонтан «Антика». Украшал еще площадь Санкти Петри с 1490 года перед базиликой при Константине. Расположен с правой стороны от обелиска. В 1614 году фонтан подвергся реконструкции архитектором Карло Мадерно.
    Он внёс в фонтан следующие изменения:
    • изменилась высота достопримечательности;
    • верхняя чаша заменилась выпуклой стороной вверх;
    • добавились элементы барельефов, изображающих символику папы
  2. Фонтан Бернини. Возведён по проекту Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Материал сооружения сделан полностью из гранита. О тличается от «Антика» только изображениями папской символикой.

Высота обоих знаменитых фонтанов – 8 метров.

Папский фонтан (фонтан «Тиары») – малоизвестная достопримечательность, расположенная со стороны правой колоннады, за пределами Ватикана. Создатель – Пьетро Ломбарди, в XX веке. Фонтан украшают четыре тиары и ключи. Вода в фонтане питьевая, её можно набрать в бутылку, если настигла жажда.

Интересный факт! В период засухи в Италии 2017 года Ватикан первый отключил все свои фонтаны в целях экономии водных ресурсов.


Статуи и скульптуры на площади

Перед входным фасадом собора Святого Петра расположены две статуи:

  1. Статуя Святого Петра. В ыполнена итальянским скульптором Джузеппе де Фабрисом.
  2. Статуя Святого Павла. Автор – Адамо Тадолини.

Скульптуры были установлены в 1847 году.

Наверху главного фасада находится статуя Иисуса Христа, несущего крест. Рядом расположены 11 апостолов.

Колоннаду украшают 140 статуй святых, созданных по эскизам Джованни Лоренцо Бернини.


Представители швейцарской армии – особая «визитная карточка» Ватикана.

Яркая форма солдат привлекает внимание всех туристов. Однако не все знают об уникальной отваге и верности гвардейцев.

Швейцарская гвардия служит охраной города-государства в центре Рима.

От швейцарских солдат посетители площади могут получить информативные сведения.

Где можно увидеть швейцарских гвардейцев:

  • у Бронзовых ворот на входе площади;
  • у входа в собор (дальний угол слева на площади);
  • за левой колоннадой;
  • у ворот улицы Sant’Angelico.

Солдаты сразу заметны благодаря своей цветной желто-сине-красной полосатой форме.


Музеи рядом с площадью Святого Петра

Рядом с площадью располагаются известные во всём мире музеи Ватикана.

Ватиканские музеи – знаменитый комплекс залов с уникальными экспонатами выдающихся мастеров.

Огромное количество галерей наполнены невероятными произведениями искусства.

Основные части музеев, которые стоит посетить:

  • музей Пия-Климента;
  • Сикстинская капелла;
  • станцы и лоджии Рафаэля;
  • музей Кьярамонти;
  • Египетский музей;
  • Этрусский музей;
  • Ватиканская пинакотека.

Каждый Папа Римский внёс свой вклад в содержание музейного комплекса.

Музейные залы расположены в Апостольском дворце. Вход во дворец – со стороны правой колоннады через Бронзовые ворота.


Религиозные мероприятия на площади Ватикана

Каждое воскресенье на площади Святого Петра выпадает уникальный шанс увидеть и услышать благословение Папы Римского. Ровно в полдень понтифик обращается к верующим с окон Апостольского дворца, читая молитву «Ангелус».

Общественная аудиенция – официальный приём, проводимый на площади в 10 часов утра по средам. В случае непогоды собрание переносится в Зал Аудиенций.

В дни католических праздников на площади Святого Петра проводятся торжественные мессы. На празднике обязательно присутствуют швейцарские гвардейцы, одетые в праздничную форму.

Как попасть на мероприятия, проводимые на площади?

Попасть на общественный приём и праздничные литургии возможно только с помощью билета.

Билет бесплатно приобретается в здании возле Бронзовых ворот у входа в Апостольский дворец.


Понтифик – римский папа

Со стороны правой колоннады Бронзовые ворота открывают вход в Апостольский дворец, где размещается руководство города и официальная Резиденция Папы Римского.

Папские помещения расположены на верхнем этаже дворца. Во втором окне справа – личный кабинет понтифика, именно отсюда он благословляет собравшихся на площади верующих.

Рядом с воротами вмонтирован в брусья камень красного цвета – пометка о покушении на папу Иоанна Павла II 13 мая 1981 года.


Часы работы

Время посещения площади Святого Петра: с 7.00 до 23.00 ежедневно.

В праздничные дни на площади собирается большое количество верующих, поэтому посетить достопримечательность рекомендуется в будние дни.

(Источник — Traveller87).

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.

Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
    • ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
    • ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
    • ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  4. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  5. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  6. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Расположение площади на карте

Адрес: ул.Piazza San Pietro, Ватикан.

Площадь Святого Петра – сердце Ватикана, центр католицизма и место паломничества верующих христиан.

Туристы со всего мира приезжают в маленькое город-государство, чтобы побывать на площади и увидеть главу католической Церкви.

Достопримечательности площади хранят в себе многовековую историю, ознакомиться с которой приезжают не только верующие, но и путешественники.

«Мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу».

Аврелий Августин

Март 7, 2019

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая большая церковь в мире используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Константиновская базилика

Точная хронология строительства древней палеохристианской церкви неизвестна, однако согласно приведенных в Liber Pontificalis (Книга Понтификов) сведений, историками установлено, что она была возведена императором Константином во время понтификата Сильвестра Первого (314-335). Работы, предположительно, начались между 319 и 326 гг. на месте старого цирка Нерона. Здесь, помимо всевозможных состязаний, император Нерон с особой жестокостью казнил первых уверовавших в Спасителя христиан.

Некоторые историки предполагают, что именно на этом месте, у подножия Ватиканского холма, в 64 г.н.э. был распят апостол Петр – ученик и последователь Иисуса Христа. Захоронение христианского мученика, отмеченное скромной надгробной плитой, в течение следующих двухсот лет стало местом массового, но тайного паломничества. В IV веке н.э. по указу Константина Великого (первого из императоров, прекратившего всяческие гонения на христиан) здесь была построена базилика, названная именем Святого Петра.

На протяжении двенадцати столетий базилика Константина являлась главным центром паломничества христиан Рима. Лишь в конце XIV века церковь вместе с Ватиканским комплексом зданий стала резиденцией понтификов и была обогащена многими произведениями искусства.

Интерьер Константиновской базилики на фреске Рафаэля «Пожертвование Рима» в зале Константина в Музеях Ватикана

Взошедший на папский престол в марте 1447 года Николай V (Томазо Парентучелли, 1397-1455) решил частично реконструировать Ватиканский дворец и обветшавшую Константиновскую базилику Святого Петра. В 1452г., проконсультировавшись с архитектором Леоне Баттиста Альберти, он поручил Бернардо Росселино разработать проект, который сохранял бы важное древнее наследие. Однако смерть понтифика прервала начавшиеся работы на длительное время.

Возможно Вас заинтересует:

Архитекторы Собора Святого Петра

В начале XVI века папой Юлием II было принято решение о сносе старой церкви, чтобы освободить место для нового, грандиозного по своим масштабам здания. Его строительство было начато 18 апреля 1506 года по проекту (Донато Анджело ди Паскуччо, 1444-1514) и закончилось более полутора столетий спустя. По замыслу итальянского архитектора оно должно было представлять собой величественное сооружение, которое могло бы не только вмещать большое количество прихожан, но и подчеркнуть могущество Церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и уничтожение почтенного палеохрестианского храма, Браманте дали издевательское прозвище «Maestro ruinante», т.е. Мастер разрушений. Кроме этого, в 1507 году возник грандиозный скандал в связи с раздачей Папой Юлием II индульгенций тем, кто жертвовал денежные средства на новое строительство.

В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось построить купол, поддерживаемый четырьмя гигантскими колоннами. Возведение стен началось вскоре после утверждения проекта, однако уже через несколько лет работы были приостановлены в связи с кончиной папы Юлия II, а через год и самого архитектора.

Проекты собора Святого Петра в плане

С 1514 года проект по возведению базилики возглавил Рафаэль Санти совместно с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известного как Фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон сооружения, тем самым приблизив его форму к более традиционной форме латинского креста. Позже, после смерти Рафаэля в 1520 г., пост главного архитектора занял Антонио да Сангалло-младший, а руководство строительными работами было возложено на Бальдассаре Перуцци. Тем не менее, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работа не двигалась – каждый из них предлагал свой, считая его лучшим. Строительство возобновилось лишь в 1538г., которое продолжалось вплоть до смерти Антонио да Сангалло в 1546-м.

Слева направо: Донато Брамантэ, Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци, Джулиано да Сангалло, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерно

С 1546 года должность главного архитектора занял семидесятилетний Микеланджело Буонарроти. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, создавшим невероятную купольную конструкцию Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Микеланджело сумел спроектировать еще более внушительное сооружение. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, конструкция Микеланджело имела более изящную форму, так как в ее основе лежит шестнадцать граней. К сожалению, увидеть результат своей работы Микеланджело так и не удалось. В 1564г., после смерти мастера, продолжение строительства возложили на архитектора Джакомо делла Порта (1533-1602), который завершил сооружение купола Микеланджело.

Внутренний вид купола в Соборе Святого Петра

В 1603 году, после ухода из жизни Джакомо делла Порта, новым руководителем работ по возведению базилики Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629). Он приходился племянником известному архитектору Доменико Фонтана и к тому времени зарекомендовал себя как подающий большие надежды динамичный мастер. Мадерно, используя предварительные эскизы Микеланджело, спроектировал фасад грандиозного здания. Тем не менее, его работа всегда подвергалась серьезной критике. Дело в том, что удлиненный неф базилики и, как следствие, вынесенный вперед ее гигантский фасад высотой более 45 метров, скрывали потрясающий купол, и всю красоту новой церкви можно было увидеть только издали.

Строительство нового собора Святого Петра было закончено в 1626 году – 18 ноября папа Урбан VIII (Маффео Винченцо Барберини, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой поражают до сих пор – при длине 220 метров, ее высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а при проведении богослужений, она вмещает более 20тыс. верующих.

На что обратить внимание при посещении

Собор Святого Петра в Риме поражает воображение каждого, кто впервые переступает порог этого грандиозного сооружения. Под сводами главного христианского храма находятся бесценные произведения искусства, которые стремятся увидеть приезжающие со всего мира путешественники, туристы и паломники. Однако, ограниченные во времени, многие не успевают в полной мере насладиться многовековым наследием прошлого. В этом коротком разделе статьи наш сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми шедеврами, на которые стоит обратить внимание при посещении базилики в первую очередь.

Пьета Микеланджело

Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений искусства, находящихся в базилике Святого Петра, является скульптурная композиция Пьета, выполненная выдающимся художником, архитектором и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. В переводе с итальянского «пьета» означает «жалость, сострадание», и является термином, использующимся в изобразительном искусстве для обозначения сцены оплакивания Иисуса Христа его матерью.

Скульптура была изготовлена Микеланджело в 1499 году, когда ему было всего 25 лет, и которая принесла молодому мастеру невиданную популярность и признание. О нем заговорили не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Многочисленные копии шедевра сегодня можно встретить во многих храмах, музеях мира и частных коллекциях. Скульптура установлена в первой от входа часовне в правом нефе собора Святого Петра и защищена стеклом.

Капелла Святого Себастьяна

В правом нефе базилики расположена еще одна примечательная часовня, посвященная Святому Себастьяну. Здесь расположена гробница Папы Римского Иоанна Павла II, занимавшего Священный Престол в период с 1976 по 2005 год.

В 2011 году, после проведения обряда беатификации, тело понтифика из Священных Грот Ватикана было перенесено в капеллу Святого Себастьяна. В правой части капеллы установлена мемориальная скульптура Папы Пия XI – основателя Ватикана. Именно в период его понтификата, согласно Латеранских соглашений, были определены границы государства Ватикан.

Балдахин Бернини

Непосредственно под куполом базилики находится громадный бронзовый навес (иначе называемый киворием или балдахином), располагающийся над главным алтарем собора Святого Петра. Разработанный по заказу папы Урбана VIII он монументальным образом должен был обозначить место захоронения апостола Петра.

Работа над его возведением началась в июле 1624 года и продолжалась почти десять лет. Это 29-метровое сооружение является настоящим шедевром – балдахин из позолоченной бронзы опирается на четыре 20-ти метровые спиралевидные колонны, покоящиеся на высоких, почти в человеческий рост, каменных основаниях. Долгое время считалось, что используемая для литья бронза была изъята с купола древнего Пантеона, однако это не так – ее доставили из Венеции, а бронзовое покрытие Храма Всех Богов послужило для отливки 80 пушек замка Святого Ангела.

Соломоновы колонны

Колонны балдахина над главным алтарем базилики Святого Петра имитируют форму мраморных Соломоновых колонн. В IV веке император Константин привез в Рим несколько колонн, взятых им, как считается, из второго Храма Соломона, существовавшего на Храмовой горе в Иерусалиме между 586г. до н.э. и 70г. н.э. Они являлись частью интерьера старой базилики Константина и использовались как пергула (разделительная структура пространства храма). Создавая внутреннее убранство нового собора Святого Петра в Риме, Бернини разместил их в нишах четырех больших пилонов церкви.

Кафедра

В центральной апсиде базилики за главным алтарем можно увидеть еще один шедевр Джованни Лоренцо Бернини – кафедру Святого Петра, изготовленную из бронзы и являющуюся ценным реликварием. Внутри грандиозной алтарной композиции хранится одна из главных реликвий собора – оригинальный деревянный трон Первого Папы Римского апостола Петра. Его передал в дар Папе Иоанну VIII король франков Карл II по случаю своего коронования 25 декабря 875года.

Работа представляет собой сложную скульптуру, центральным элементом которой является Трон Петра. Парящий в воздухе, его как бы поддерживают расположенные внизу трона монументальные фигуры великих церковных деятелей, чьи труды повлияли на формирование и развитие Церкви: святых Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского и Святого Августина.

Бронзовая статуя Апостола Петра

В последнем пилоне центрального нефа находится знаменитая бронзовая статуя Святого Петра, выполненная итальянским скульптором и архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Древняя скульптура изображает восседающего на троне апостола, который своей правой рукой благословляет верующих, а левой держит ключ от Царства Небесного. Паломники, посещающие церковь, относятся к ней с особым почитанием – согласно поверью, считается, что если коснуться его правой ноги и с верой просить исполнения задуманного желания, то оно непременно сбудется. За многие годы правая ступня настолько истерлась, что на ней уже неразличимы пальцы ноги статуи.

Мозаика «Преображение» по картине Рафаэля Санти

Алтарь Преображения Христова, расположенный в левом нефе, украшен великолепной мозаикой, выполненной по знаменитой картине Рафаэля, являвшейся одной из последних работ художника. На сегодняшний день, сам оригинал картины находится в Музеях Ватикана.

В нашей короткой статье, конечно же, невозможно описать все, что нужно посмотреть в соборе Святого Петра в Ватикане и описать его великолепие. Наш сайт сайт предлагает читателям посмотреть демонстрировавшийся на телеканале «Культура» фильм, отснятый немецкими кинематографистами, где рассказывается об истории базилики, государстве Ватикан, а также о находящихся на его территории уникальных произведениях искусства.


Часы работы и правила посещения

В летний период – с апреля по сентябрь включительно, базилика открыта ежедневно с 07:00 до 19:00. С октября по март – с 07:00 до 18:00. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

  • Запрещено проносить с собой крупногабаритные сумки и рюкзаки, режуще-колющие предметы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся жидкости. На входе производится досмотр.
  • При посещении рекомендуется не облачаться в вызывающие неприятие у окружающих фривольные одежды. В частности, чтобы не нарушать церковные каноны и не оскорблять чувств верующих, женщинам следует прикрывать обнаженные плечи шалью или любой другой одеждой.
  • Фотографирование в храме не запрещено, однако при этом не следует пользоваться фотовспышкой.

Купол

Посещение обзорной площадки купола собора пешком (551 ступенька!) возможно ежедневно с 08:00 до 18:00 в период с апреля по октябрь, и с 08:00 до 16:45 с октября по март. Стоимость билета составляет 8 евро.
Подняться на купол можно, также, на лифте, который доставит до обзорной площадки открытой террасы. Стоимость услуги – 10 евро.

Гроты Ватикана

Ватиканские гроты открыты каждый день с 07:00 до 18:00 с апреля по сентябрь, и с 07:00 до 17:00 с октября по март. Доступ осуществляется из трансепта базилики.

Некрополь

Собор Святого Петра в Ватикане: история, архитекторы, фото


Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54"07.7"N 12°27"12.0"E

Содержание:

Краткая история

К северу от центра Рима , на территории карликового государства Ватикан , на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра - крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы - об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры . По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра - одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.

Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра - творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.

Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле . Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт - он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Вид на собор с реки Тибр

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я - Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.

Общий вид собора

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь - символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами - на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней . Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан . Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.

Собор св. Петра, в том виде, в котором мы его сейчас знаем – это результат перестроек, осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Теперь это самый большой собор в мире. Собор стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. О месте захоронения упоминается около 200 года в письме одного римского христианского священника, Гайя.

Это письмо цитирует Евсевий Памфил в своей «Церковной истории»: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь» (2. 25. 7; имеются в виду захоронения апостолов Петра и Павла; это именуется «Трофей Гайя»). Во второй половине II столетия над этим местом был установлен небольшой памятник, который и является центром собора.

Последующие столетия вносили свои реконструкции во все архитектурное обустройство пространства вокруг этого памятника. Когда во времена императора Константина на этом месте было решено возвести церковь, засыпали древний некрополь под памятником Петра (320 г.). Вскоре была построена базилика, которую освятил папа Сильвестр I, как считается, в 326 году.

Мы опустим рассказ о более чем тысячелетней истории перестройки церкви и перенесемся в эпоху Микеланджело, когда на этом месте был воздвигнут Собор св. Петра.


Кликабельно 1920 рх , взял себе на обои …

Нужно заметить, что вся истории строительства собора св. Петра — это история борьбы двух архитектурных концепций — собора в виде греческого креста и храма в виде латинского креста Греческий крест – равносторонний крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.]. Причем, как свидетельствует история, значимые проекты строительства собора, которое велось, к слову сказать, 160 лет, в том, что касается лежащей в его основе фигуры креста – греческого или латинского, — чередовались в шахматном порядке.

И конечно, такие «качания» в самом что ни на есть принципиальном вопросе дизайна, как мы теперь сказали бы, не могли не тормозить общее строительство. Даже беглый взгляд на эти планы дает представление о том, что решение этого ключевого вопроса являлось первостепенным для всех остальных проблем, связанных с трактовкой и декором пространства. Для ясности представления о периодичности смен архитектурных решений мы помещаем в левой части полосы архитектурные планы, в основе которых греческий крест, и с правой — с латинский.

Когда в начале XVI столетия папа Юлий II (понтификат: 1503 — 1513) на месте старой базилики решил построить новый огромный собор, он пригласил для этой работы в качестве архитектора Браманте. Браманте начал с того, что сломал половину старой базилики (теперь мы можем судить о ней по сохранившейся фреске школы Рафаэля).

Официальная дата закладки Собора — 18 апреля 1506 года. Браманте «приступил к работе, — пишет Вазари в биографии архитектора, — с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте, искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и окрашенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. С обычной быстротой он заложил фундамент и до смерти папы и своей собственной равномерно довел строительство до высоты карниза под арками всех четырех столбов и вывел самые арки с величайшей быстротой и искусством.

Вывел он также и свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля». Сорок лет спустя Микеланджело в одном из писем воздаст должное проекту Браманте (хотя к самому архитектору он питал сложные чувства): «Нельзя отрицать, что Браманте был силен в архитектуре, как никто другой со времен древних и до наших дней. Он оставил первый план Санто Пьетро, не запутанный и простой светлый и со всех сторон обособленный, так что он ничему во дворце не мешал. И почитался он вещью прекрасной, как это и сейчас всем очевидно. Поэтому всякий, кто отклонился от названного решения Браманте, как это сделал Сангалло, отклонился от истины». (На этом сейчас прервем цитирование и возвратимся к нему ниже, когда речь пойдет о проекте Сангалло).

Браманте руководил строительством Собора с 1506 до своей смерти в 1514 году. Перечисленное Вазари, хотя и кажется весьма значительным, но пропорционально собору в целом, каков он теперь, это количественно не так много. После смерти Браманте его детище подверглось множеству перестроек. В 1514 году руководителем строительства Собора был назначен — уже папой Львом X (понтификат: 1513 — 1521) — Рафаэль. С июля 1515 он становится главным архитектором собора.

В этой должности он оставался пять лет, до своей смерти (1520). Несмотря на то, что Рафаэль многим был обязан Браманте и высоко ценил художественную завершенность его проекта, под натиском духовенства, желавшего видеть собор с длинным центральным нефом (форма латинского креста представлялась не столько более предпочтительной с художественной точки зрения, сколько более символически значимой с теологической), ему пришлось существенно изменить проект Браманте. Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

После смерти Рафаэля работами руководил сиенский художник и архитектор Балдассаре Перуцци. Он приехал в Рим в 1503 и в то время находился в окружении Браманте. Примечательно, что почти все сохранившиеся рисунки с ранними проектами Собора принадлежат именно Перуцци, но представляют архитектурные идеи Браманте. Став во главе работ по строительству Собора, он вернулся к разработке плана по типу греческого креста.

При папе Павле III (понтификат: 1534 1549) руководителем работ строительству был назначен Антонио да Сангалло Младший. Сохранился его деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту; он был отреставрирован в 1994 году, но не выставлялся для широкой публики). Как и предыдущие архитекторы, Сангалло занимал этот пост до своей смерти (1546).

Здесь уместно продолжить цитирование письма Микеланджело с того места, где мы остановились: Сангалло «благодаря тому закруглению, которое делает снаружи, прежде всего, лишает план Браманте всех источников света. И не только это. Он и сам по себе не предусматривает никакого источника света.

У него между верхом и низом столько темных закоулков представляющих великие удобства для бесконечного количества бесчинств, как то: для укрывательства людей, преследуемых законом, для производства фальшивых монет, для оплодотворения монахинь и других бесчинств – что по вечерам, когда церковь нужно запирать, потребовалось бы двадцать пять человек для разыскивания спрятавшихся в ней злоумышленников, да и найти их можно было бы с трудом».

В 1546 Антонио да Сангалло Младший умер. Теперь всеми работами стал руководить Микеланджело. Он всячески отказывался от этого, говоря, что архитектура не его дело (вспомните, он и живопись считал не своим делом и неохотно поначалу согласился взяться за роспись потолка Сикстинской капеллы). Вазари посвящает этой истории яркий рассказ в биографии Микеланджело. В тот год Микеланджело было 72 года. Он возглавлял работами до самой своей смерти в 1564, то есть 18 лет. Микеланджело вновь возвращается к фигуре греческого креста.

Но на Микеланджело колебания в выборе основного пана Собора не закончились. Нужно было дождаться прихода Карло Мадерно, чтобы собор св. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. В 1605 папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф. Таким образом, в основе пана собора опять оказался латинский крест.

Теперешний фасад о и портик Собора — творение Карло Мадерно. 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII освятил собор.

Но вернемся к Микеланджело. Именно он спроектировал тот купол, который, в конце концов, увенчал Собор. Задуман купол был еще Браманте. Но к моменту его смерти закончены были только пилястры и соединяющие их арки.

Все восемнадцать лет работы Микеланджело были отданы строительству купола. В качестве модели Микеланджело остановился на куполе Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. При этом он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свидетельству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые или винтовые лестницы с пологими ступеньками, по которым вьючные животные доставляли материалы до самого верха, а также и люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня». Это интересная деталь, хотя бы до некоторой степени проясняющая вопросы инженерного решения постройки этого уникального по своим масштабам здания.

Хотя Микеланджело и спроектировал купол, но увидеть собор завершенным ему не суждено было. Он успел возвести лишь барабан для купола. Круглый свод был закончен лишь в 1590. В венчающем купол так называемом глазе помещена надпись, прославляющая папу Сикста V, в последний год понтификата которого было завершено строительство собора св. Петра. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м.

Можно подвести итог: удлинение нефа, вызывавшее множество обсуждений и споров, нарушило гармонию первоначального проекта Браманте. Однако церковь в виде латинского креста больше соответствовала римской традиции.

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытыми фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с делла Кончильяционе.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся виа к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Святые ворота. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина - 115 м Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».

Рельефы крайнего левого портала - «Врат смерти» - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Правый неф. В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная «Пьета». Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Надгробие Александра VII работы Бернини. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Интересные факты

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонарроти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.

Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство[источник?] христианских храмов.

Крупнейшая в мире христианская церковь - базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.

При Соборе Святого Петра работала собственная мозаичная мастерская. В 1803 году папой Пием VII художник Винченцо Камуччини был назначен директором этой мозаичной мастерской.

В фильме 2012 показано, как во время католической молитвы о конце света, читаемой Папой Римским, Собор рушится на части и хоронит под своими обломками сотни тысяч человек, в том числе итальянского премьер-министра с его семьёй.

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

можно посмотреть много удивительных картин этого художника.