Тайны Атлантиды. Истоки легенды

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: почему люди тысячелетиями ищут мифическую Атлантиду? Чем эта выдумка древнегреческого философа Платона лучше других

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: почему люди тысячелетиями ищут мифическую Атлантиду? Чем эта выдумка древнегреческого философа Платона лучше других? За долгую историю человечества появилось и исчезло много цивилизаций. Так нет, все почему-то стремятся найти именно Атлантиду! И находят – на бескрайних просторах от Арктики до Антарктиды, от Америки до Японии.

Первым, кто заговорил о паранормальной причине катаклизма, уничтожившего Атлантиду, был Эдгар Кейс. Его называют самым выдающимся экстрасенсом XX века, и столь же часто – «Спящим пророком».

Дело в том, что свои откровения Кейс получал в состояниях транса, во время которых он созерцал различные видения. И вот в последние 25 лет своей жизни (1920-1945 годы) его полностью захватили картины затонувших городов и разрушенных храмов под толщей воды. Кейс также видел время, когда они еще были на поверхности, когда по их улицам ходило множество людей, отмеченных печатью красоты и мудрости. Тогда пришло осознание - это Атлантида! А через некоторое время один образ вытеснил все остальные: кристаллы. Вырезанные из прозрачного кварца, они светились внутренним светом. Потом все чаще стал появляться один огромный кристалл. В нем чувствовалась неудержимая сила. Вскоре пришло озарение - вот истинная причина гибели древней цивилизации атлантов!

"Еще Платон в своих Диалогах говорил, что атланты сами навлекли на себя беду. Однако его рассказ обрывается, историк не раскрывает тайны трагедии. Возможно, сделать это удалось именно Кейсу. Атланты использовали кристаллы для мирских и духовных целей, - рассказывал он. - Эти кристаллы представляли собой мощнейшие накопители энергии от солнечного излучения и звездного света. Их энергия помогала атлантам возводить дворцы и храмы и развивать в себе экстрасенсорные способности. Но не таков был главный кристалл - Туаой - Огненный Камень. Он аккумулировал энергию Земли, и его лучи прожигали самые мощные стены."

В своих видениях Кейс увидел большой зал, где помещался Туаой. Он назывался «Зал Света». Там собирались служители тайного культа и использовали кристалл для черной магии и оккультных ритуалов. Вред их деятельность наносила не только людям, но и всей планете. И вот в какой-то момент многострадальная природа восстала.

В начале XX столетия выдающийся поэт и писатель Валерий Брюсов назвал атлантов «учителями учителей», имея в виду, что Атлантида была колыбелью всех знаний и умений (эзотерических и обычных наук, сельскохозяйственных, промышленных и иных технологий и т.п.), которые переняли у нее цивилизации Средиземноморья. Причем, надо заметить, переняли и поняли лишь малую часть, но, тем не менее, возвысились над всеми окружающими народами. А обрывки их знаний, многие в искаженном виде, дошли уже до Европы.

Как во всем другом, человечество в своих поисках Атлантиды стремится докопаться до истины – до источника и происхождения всего сущего. Ну и, конечно, обрести тайные знания, великое могущество и бессмертие…

Великая тайна

Древняя, во многом загадочная цивилизация атлантов оставила нам огромное наследие, а ведь многие даже и не слышали о когда-то существовавшем и процветающем материке. Не говорят о ней ни на уроках истории в школах, ни в университетах. А между тем в Атлантиде были созданы основы всего, чем так гордится наша цивилизация, что составляет ее суть.

Вы спросите: откуда все это известно? Из древних источников, которые официальная наука либо не замечает, либо не признает, считая их переводы неверными. Из сообщений тех людей, кого часто презрительно называют «контактерами». Но вдумайтесь, какая это грубая ошибка, ведь контактерами были все, начиная с Иисуса, Будды, Магомета, весь сонм святых и пророков, ибо разговаривали с Всевышним без посредников, то есть без священников. И мы, уже лишенные этого великого дара, читаем их слова и трактуем, так или иначе. Какую же картину рисуют нам контактеры?

«Приблизительно миллион лет тому назад, когда Атлантическая раса находилась в своем расцвете, континент Атлантида занимал большую часть Атлантического океана», - говорится в эзотерических преданиях. И, действительно, наукой установлено, что срединные хребты дна Атлантического океана - это горы некогда опустившегося материка. В предании говорится также: «Северной своей окраиной Атлантида простиралась на несколько градусов восточнее Исландии, включая Шотландию, Ирландию и северную часть Англии, а южной до того места, где сейчас находится Рио-де-Жанейро, включая Техас, Мексику, Мексиканский залив и часть Соединенных Штатов Америки. Теперешние Азорские острова были недосягаемыми вершинами наивысшей гряды континента Атлантиды».

Атланты достигли высокого уровня знаний, находясь под руководством Божественных Учителей - Иерархии Сил Света на нашей планете. Именно от них народы древнего континента восприняли веру в высшее космическое существо, проникающее во все сущее. В предании говорится, что «таким образом был установлен культ Солнца, как символ этого наивысшего понятия. Для прославления светила атланты возводили на вершинах гор сооружения, по которым определяли годовое вращение Солнца». Известные мегалиты Стоунхенджа (Англия) являются таким культовым сооружением: острова Великобритании были некогда высокогорной частью древней Атлантиды. Зороастризм и другие солнечные культы берут свое начало из Атлантиды.

Великая благодать

История свидетельствует, что все древние культуры имели периоды расцвета и упадка. Так было и в древней Атлантиде. Народ Атлантиды - толтеки создали могущественную империю. После долгих междоусобных войн отдельные племена объединились в одну большую федерацию, во главе которой стал император. В течение тысяч лет царствовали толтеки над всем континентом, добившись огромного могущества и богатства. Это была эпоха мира и процветания всей расы. В течение всей эпохи Посвященные - посланники Иерархии Света, императоры, жрецы, ученые справедливо управляли народами. Под их руководством процветали науки и искусства. Та эпоха была золотым веком Атлантиды.

О столице Атлантиды - городе Золотых Врат, как и о самом континенте, повествует в диалогах «Тимей» и «Критий» древнегреческий философ Платон, узнавший от египетских жрецов о существовании некогда цветущей страны атлантов. Платон, обучавшийся в Египте, также выведал у жрецов о существовании и размерах последнего оплота Атлантиды - острова Посейдонис. Научно установлено, что слова «атлант» и «атлантический» не греческие, и их нельзя отнести ни к одному языку старого мира. Но в языке толтеков, ныне живущих в Америке, мы сразу же находим корень «атл», который означает: воду, войну, макушку головы. От этого корня происходит ряд слов, таких как «атлан» - край среди вод, откуда получилось прилагательное «атлантический».

«Главным направлением искусства была в то время архитектура, - повествуют эзотерические тексты. - Общественные и жилые здания, окруженные прекрасными садами, поражали своей массивностью и гигантскими размерами. Храмы состояли из огромных зал, похожие на гигантские залы Египта».

Для образного представления возьмем архитектуру храма древнеегипетского города Карнака. «Ни один современный народ не возвысил искусство архитектуры до таких масштабов, до такой величины и грандиозности, как египтяне, унаследовавшие красоту и величие зданий от древних атлантов. Воображение, которое взлетает выше наших портиков, останавливается и обессилевшее падает у подножья колоннады Карнака из 140 колонн. В одном из его залов мог бы поместиться весь собор Парижской Богоматери, он еще бы не доставал до потолка и считался бы малым украшением в зале»,

После ролика осмотрите комнату отдыха, в которой находитесь. Слева на столе около стены лежат щипцы для орехов, на соседнем столе (если развернуться) - монеты, левее у прохода в коридор - пепельница на ножке. Возьмите все предметы, пройдите к окну и пепельницей разбейте стекло, за которым висит молоток. Идите в коридор.

Спуститесь по лестнице и пройдите вдоль стены, по дороге сняв с креплений переносную лестницу. Откройте дверь в машинный отсек. Познакомьтесь с Лу Гаретти, который даст первую информацию. Выяснится, что у вас в Нью-Йорке назначена встреча с мистером Фостером, но один из двигателей дирижабля вышел из строя. Вам, как инженеру, предлагается его отремонтировать.

Пройдите между двух насосов и поверните направо. На трубе висит манометр, осмотрев который, вы выясните, что где-то прорвана труба. Вернитесь к Гаретти и развернитесь - утечку дает труба на правом насосе.


Шагните вперед, приставьте к насосу лестницу и поднимитесь по ней. Перекройте пар, нажав на рычаг. Теперь трубу нужно заменить.

Для этого вернитесь к Гаретти, развернитесь и шагните вперед к четырем красным вентилям. Закрутите все вентили, кроме крайнего правого. Примените щипцы для орехов на трубу под самым левым вентилем (вы открутите кусок трубы). Идите в коридор, и, не поднимаясь наверх, пройдите дальше. Слева - дверь в радиорубку. Откройте ящик стола и достаньте болты. Вернитесь в машинный отсек и поднимитесь к разорванной трубе. Открутите болты щипцами, стукните по трубе молотком и поставьте новую трубу. Прикрутите новые болты. Спуститесь к вентилям и покрутите третий и четвертый слева вентили (если они включены, под ними идет пар). Поднимитесь к готовой трубе и поверните рычаг вверх. Если все правильно, прозвучит звуковой сигнал, означающий, что задание выполнено.

Доложите Гаретти. Тот скажет, что теперь насос нужно включить. Идите к вентилю за правым насосом и нажмите на рычаг. Лопнет ремень внизу трубы (если посмотреть вниз, вы увидите две вращающихся шестерни). Сходите к Гаретти и попросите у него ремень. Вернитесь к вентилю, опустите рычаг и повесьте ремень на остановившиеся шестерни. Поднимите рычаг и доложите Гаретти.

Теперь он попросит отправить радиограмму (когда вы были в радиорубке, наверняка обратили внимание на то, что радио не работает). Поднимитесь на верхний этаж и пройдите в левый освещенный коридор. На стене висит телефон. Дважды примените на него монету и снимите провод. Идите в радиорубку, рукой снимите клеммы с телетайпа и шкафа рядом с ним. На телетайп примените телефонный провод, затем нажмите на клавиатуру. Заберите ответ и отнесите Гаретти. Он расскажет, что дирижабль сядет на крыше небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, в котором работает Фостер.

2. Нью-Йорк

Вы окажетесь около лифтов на 82-м этаже небоскреба (этаж можно посмотреть на круглой табличке на любом углу). Необходимо попасть на прием к Фостеру, который работает на 14-м этаже.

Познакомьтесь с лифтером в красной куртке, который объяснит, что лифтом можно пользоваться, только имея жетон (бейджик). Жетоны выдают на 1-м этаже, но лифты сейчас не работают. По аварийной лестнице тоже нельзя спуститься, т.к. ее открывают только в крайних случаях. Ситуация, на первый взгляд, патовая.

Чтобы свободно ориентироваться на этажах небоскреба, обратите внимание, что с одной стороны от лифта есть окно, а с противоположной стороны - глухая стена. Здесь могут помещаться кафе, офисы или диваны для отдыха. За лифтами - два коридора с кабинетами и информационными досками или шкафами.

Найдите в одном из коридоров стену со шкафчиками служащих. Вас должна заинтересовать ячейка лифтера (его фамилия Элмер). Внутри лежит записка, прочитать которую можно, нажав на нее в инвентаре ПКМ. Выяснится, что Элмер в недавнем прошлом что-то натворил и может лишиться работы. Слева от шкафчиков на стене висит плакат, в котором указано, что аварийные лестницы открывают в случае пожара. Это надо использовать.

Сначала отдайте Элмеру записку, затем соберите необходимые предметы. Из урны рядом со шкафчиками возьмите смятые бумажки, затем пройдите к кафе и слева от стойки подберите урну. В коридоре рядом с кафе стоит неприметная коричневая тумбочка, в ящике которой лежит зажигалка. Скомбинируйте урну и бумажки, затем найдите активную точку на полу(на углу, слева от стены со шкафчиками). Подожгите бумажки и идите к лифтеру (если до поджога не отдать Элмеру записку, он погасит пожар, и не будет заниматься вашей эвакуацией, тогда поджигать придется снова).


Автоматически вы окажетесь на 1-м этаже. Поговорите с секретаршей, но она не сможет выдать жетон. Развернитесь и подойдите к репортеру, который хочет взять интервью у Греты Гарбо.Еще раз поговорите с секретаршей и идите к лифтам (нужно зайти за угол). Здесь стоит лифтер в зеленой куртке. Поговорите с ним о Грете Гарбо и, когда нужно будет выбрать одного из трех лифтеров, укажите на человека в красной куртке. Вернитесь к репортеру и объясните, что Грета Гарбо скоро спустится. Попросите у него жетон, затем покажите жетон лифтеру.

Лифт приедет на 18-й этаж. Идите налево к картине над зеленым диваном и дальше направо по коридору. Завернув за угол, постучите в дверь напротив шкафа (в этом шкафу надо найти лупу). Познакомьтесь с секретаршей по имени Эллен, которая объяснит, что ремонтом лифтов занимается ее начальница по фамилии Хэтчит. Поговорите с Эллен о моде и современных прическах.

Выходите в коридор. Встаньте спиной к двери (она останется открытой), повернитесь направо и идите по коридору мимо картины и зеленого дивана. Дойдите до конца коридора, и, не поворачивая за угол, постучите в дверь справа. Это кабинет Хэтчит (тетка окажется очень вредной и не захочет помогать). Выходите в коридор, идите налево к картине и зеленому дивану. Здесь есть аварийная лестница, по которой вы подниметесь на 19-й этаж.

Пройдите к офису в глубине экрана и посмотрите налево. Коридор охраняет тип в черной шляпе (охранник Греты Гарбо). Чтобы получить от него полезную информацию, придется пойти на хитрость: охраннику нравится секретарша с 1-го этажа, но он не знает ее имени. Вернитесь на 18-й этаж, спуститесь на лифте на 1-й и спросите у секретарши ее имя. Тем же путем вернитесь к охраннику. Скажите имя девушки. У вас в меню диалогов появится новый вопрос о подозрительных людях и диверсии с лифтами. Вы узнаете, что охранник видел на 12-м этаже субъектов, которые ждали мистера Ланского.

Познакомьтесь с секретаршей модного журнала и расскажите о Эллен с 18-го этажа. Развернитесь и заберите со стойки модный журнал. Вернитесь на 18-й этаж, отнесите журнал Эллен. В ответ та распустит волосы. Заберите со стола заколку.

Поднимитесь на 19-й этаж. Здесь работают два лифта: на этаж "-2" и на 12-й этаж. Сядьте в лифт 4. Вы окажетесь на -2-м этаже. Здесь пока нет ничего интересного, кроме огнетушителя на одной из стен. Вернитесь на 19-й этаж и сядьте в лифт 3.

Приехав на 12-й этаж, поинтересуйтесь у сидящей у окна очередной секретарши, не знает ли она Ланского. Та объяснит, что офис Ланского - напротив доски объявлений. Идите в противоположный от окна коридор. Дверь Ланского одна-единственная, которая имеет замочную скважину. Поковыряйте замок заколкой.

В офисе нужно подойти к окну со стороны большого сейфа и отодвинуть картину. Вы подслушаете разговор бандитов, которые разговаривают о лифтах и этажах (Брукс запишет цифры на листок).

Осмотрите сейф и сохраните игру.

На сейфе 6 стрелок (золотые, серебряные и бронзовые) и 6 регуляторов. На неподвижной части сейфа - 6 рисок. Очевидно, нужно отрегулировать стрелки так, чтобы они указывали на риски своего цвета. Каждый регулятор также имеет свой цвет. Если попробовать нажать на любой из них, вы увидите, что повернется стрелка такого же цвета. Регуляторы поворачивают стрелки и вправо, и влево. Верхний ряд регуляторов поворачивает стрелки на 7 позиций, нижний - на 5. Начальное положение всех стрелок - вверху справа от черной кнопки.



Золотые стрелки (нужно повернуть на 1 вправо от начальной позиции): верхний регулятор направо, нижний налево, верхний направо, нижний налево, верхний направо, нижний 2 раза налево.

Серебряные стрелки (нужно повернуть на 11 вправо от начальной позиции): верхний регулятор направо, нижний налево, верхний направо, нижний налево, верхний направо.

Бронзовые стрелки (нужно повернуть на 6 вправо от начальной позиции): верхний регулятор направо 2 раза, нижний налево, верхний направо, нижний налево 2 раза.


Заберите из сейфа ключ. Прежде, чем выйти из офиса, проверьте пиджак на вешалке и заберите листок с планом действия бандитов. Выходите в коридор и осмотрите доску с объявлениями ("рабочий день служащих длится с 9 утра до 6 вечера"). Шагните налево и через лупу осмотрите фотографию, сделанную в день открытия Эмпайр Стейт Билдинг (1 мая 1931 года). Больше здесь делать нечего. Идите в лифт. Через 19-й этаж и аварийную лестницу спуститесь на 18-й этаж.

Загляните к Хэтчит. Тетка лежит на полу в бессознательном состоянии. Позовите на помощь Эллен, затем вернитесь в кабинет Хэтчит. Ее уже забрали врачи, но оставили на полу блокнот. Рядом на стуле стоит сундук с кодовым замком, в блокноте - подсказки к коду (переведены отвратительно и с ошибками).

Здесь пригодится собранная информация:

Двери лифта: их 8;

Технический этаж: нужно спросить Эллен, где находится технический этаж (4-й);

Время прихода персонала: как вы уже знаете, это 9 утра;

Ремонтный этаж: нужно выйти из кабинет Хэтчит, пойти направо, и на одном из шкафов в коридоре найти черную книжку. Внутри - запись технической службы, расположенной на 5-м этаже небоскреба (а должно быть: ремонтной службы).


В итоге, код к сундуку: 8-4-9-1-5.


Заберите Т-образный ключ. Через аварийную лестницу, 19-й этаж и лифт 4 спуститесь на

2-й этаж. Увидев прячущегося человека, идите к нему и поверните налево за угол. Найдите единственную дверь на примыкающей к лифтам стене, на которую нужно применить ключ из сейфа Ланского. Вы окажетесь в комнате управления.

Пройдите направо к ящику на стене, разбейте замок огнетушителем и заберите перемычки. Развернитесь и подойдите к панели управления лифтами (их всего четыре, остальные лифты не работают). Вставьте в панель управления Т-образный ключ и поверните. Рядом положите перемычки.

Осталось соединить лифты в порядке, который говорили бандиты за стеной офиса Ланского:-2, 8, 13, 7, 14.


Сделать это нужно так:

на первом лифте поставить перемычку на -2 и 8, на втором - на 8 и 13, на третьем - на 13 и 7, на четвертом - на 7 и 14.


Если все правильно, рядом с номерами лифта наверху загорятся зеленые лампочки, а вы услышите уже знакомый звуковой сигнал. Идите в лифт - теперь он привезет вас на 14-й этаж.

Пройдите вперед к офису Фостера. Поговорив с секретаршей, идите к миллионеру. Тот не захочет сразу разговаривать и предложит поиграть.

Смысл игры: ходить зеленой фишкой так, чтобы съесть три зеленые фигуры по краям поля и одновременно убежать от фишки Фостера. Вы можете ходить только по белым клеткам и по диагонали. Если вы проиграете, еще раз нажмите на Фостера и начните снова.


Решение (ходы для первой фигуры красного цвета, для второй - синего, для третьей - желтого):


Затем Фостер отдаст Бруксу бронзовый медальон и расскажет о сделанной им фальшивке, которую украла банда Ланского для некоего Эллиота. Нужно найти еще два медальона, которые находятся у двух разных людей. Выходите в коридор, поговорите с секретаршей и идите на выход. Вы отправитесь в Китай.

3. Макао

Идите вперед и спуститесь по лестнице. Оказавшись в игорном зале, пройдите к человеку в белой рубашке и галстуке, который хочет выиграть на крысиных бегах. Он даст немного денег, но когда вы подойдете к кассе слева от лестницы, то услышите храп. Вход в кассу находится справа от лестницы, но закрыт дверью с "пятнашками".

Это задание на время. Как только вы увидите, что охранник-китаец поворачивает голову в вашу сторону, отойдите от двери на шаг и вернитесь снова. Тогда картинка останется в прежнем состоянии, в противном случае (если увлечься, охранник выкинет вас вон) картинка поменяется.


Для тех, кто не справился, есть сейв (сейв 0).


Прежде, чем будить кассира, вытащите из-под мешка, на котором лежит его голова, листок с подсказкой. Затем нажмите на кассира и отдайте ему деньги. Еще раз поговорите о крысиных бегах и заберите листок со ставкой. Отнесите листок человеку в галстуке. Посмотрите на забег, еще раз поговорите с игроком и заберите выигрыш. Спросите его об археологе мисс Салливан. В ответ игрок расскажет о незнакомке по имени Иштар и игре в покер.

В игорный зал спустится Иштар. Познакомившись с ней, вы поймете, что нужно на минуту выключить свет в игорном зале. Поговорите с барменом и спросите о генераторе (он находится за его спиной). Полюбезничайте с девушкой у стойки (она хочет выпить) и попросите бармена ей налить. Еще раз поговорите с барменом на все темы (он должен признаться, что влюблен в девушку у стойки). Во второй раз поговорите с девушкой и пообещайте, что заглянете к ней чуть позже. В меню диалогов должно появиться лицо бармена: девушка попросит заказать бутылку вина. Дайте бармену деньги - на стойке появится бутылка. Поболтайте с охранником, затем запустится ролик: бармен заснет от выпитого.

Идите за стойку, откройте дверцу в служебное помещение и дерните за рычаг генератора. Сразу же спрячьтесь за занавеской (если вы этого не сделаете, появится охранник и выгонит с джонки, а эпизод придется начинать заново). Если вы сидите за занавеской, дождитесь, пока охранник снова не включит свет, и выходите в игорный зал.

Поговорите с Иштар (которая, на самом деле, и есть мисс Салливан). После разговора на все темы она вручит деньги для игры в покер и продемонстрирует оловянный медальон. Ваша задача - выиграть половину барельефа, необходимого для дальнейших поисков.

Пройдите к охраннику и покажите деньги. Тот спросит, кто сегодня выиграет.На помощь придет листок кассира. Нужно определить, какое сегодня число. Календарь висит в кассе на стене у шкафа: сегодня 10 апреля, суббота, луна в 3-й четверти.

Пароль для охранника: леопард, пара (два короля), туз.

Получив второй листок с подсказкой, доложите об этом мисс Салливан. Вы окажетесь на палубе перед свернутым парусом. Парус управляется тремя рычагами, повороты указаны на подсказке охранника. Сначала нужно определить количество поворотов каждого рычага.

Составьте уравнения:

Выразив одну переменную через другую в первом уравнении

и подставив в него значение Zиз третьего уравнения

X = 2 * (X - 1) - 1,

Согласно подсказке, первый рычаг (X)нужно поворачивать направо, средний рычаг(Y) - налево, третий рычаг (Z) - направо.


Окончательное решение:

левый рычаг повернуть направо до 3, средний рычаг - налево до -4, правый рычаг направо до 2.


Теперь можно войти в комнату, где играют в покер. За столом сидит ваш враг Эллиот, китаец (владелец барельефа) и человек в галстуке, который расскажет о правилах игры.

Вам предстоит пройти пять раундов покера. В первом раунде всегда принимайте ставку, чтобы выиграть деньги. Во втором и третьем раундах сразу сдайтесь. В четвертом раунде всегда принимайте ставку. В последнем раунде дважды поднимите ставку (у китайца закончатся деньги, и он выложит на стол барельеф), затем принимайте ставку.

Когда вы выиграете, Эллиот скроется с барельефом, заодно похитив мисс Салливан. Выходите через игорный зал на пирс, пройдите два шага вперед и познакомьтесь с капитаном Блэквудом, владельцем медного медальона. Вы вылетите в Индию, чтобы разыскать мисс Салливан и найти вторую половину барельефа.

Атлантида считалась столицей и обителью Посейдона, где жили русалки и водяные. Об Атлантиде стало известно благодаря записям Платона, который слышал разговор о загадочном континенте во время своих путешествий. Теперь, когда Атлантида находится глубоко под водой, многие все еще задаются вопросом, реально ли она существовала, зная, что есть определенные объекты под водой, которые могут быть остатками этого однажды красивого острова.

В диалогах античного мыслителя Платона все же есть зерно, говорящее о реальности легендарного острова. Больше двух тысяч лет живет легенда об Атлантиде. Но лишь несколько десятилетий назад люди, отчаявшиеся найти следы некогда процветавшего государства, причислили сочинения Платона к утопиям. И вот сенсационный поворот: в наши дни некоторые историки и археологи признали, что в диалогах Платона все же содержится зерно реальных фактов. Представляем три новейшие гипотезы, предполагающие, где и когда погибла Атлантида.
Платон, пересказывая египетское предание об Атлантиде, подробно описал столицу поглощенного океаном острова. Следуя его тексту, современный художник воспроизвел панораму загадочного города.

Предание древних жрецов
В 421 году до н. э. греческий философ Платон в двух своих сочинениях — «Тимей» и «Критий» — изложил историю и печальный конец островного государства Атлантида. Рассказ в форме диалога ведет прадед Платона, Критий: он передает содержание беседы со своим дедом, тот услышал рассказ об Атлантиде от современника, Солона, афинского законодателя и поэта, который, в свою очередь, узнал об Атлантиде от египетского жреца. И Платон в своих текстах не раз подчеркивает, что это не миф, а правдивое повествование об исторических событиях.

Атлантида, по словам Платона, — огромный остров, лежавший в океане за Геркулесовыми столпами, то есть за Гибралтаром. В центре острова возвышался холм, на котором стояли храмы и царский дворец. Акрополь — верхний город — защищали два ряда земляных насыпей и три водных кольцевых канала. Наружное кольцо соединялось с морем 500-метровым каналом, по которому во внутренний порт заходили корабли. Жизнь Атлантиды предстает полной благополучия.

Храм главного божества островитян — Посейдона, повелителя морей, был, повествует Платон, выложен золотом, серебром и орхилаком (недавно разгаданное слово означает сплав меди с цинком). Другой храм, посвященный Посейдону и его супруге Клейто, прародительнице всех атлантов, обнесен золотой стеной. Стояли также золотая статуя Посейдона и золотые изваяния Нереид — многочисленных дочерей морского божества. Атланты имели бронзовое оружие и тысячи боевых колесниц. Недра давали медь и серебро.

Народ развлекался конскими скачками, к его услугам были термальные бани: на острове били два источника — холодной и горячей воды. Корабли спешили в гавань Атлантиды с керамической посудой, пряностями, редкостными рудами. Для снабжения порта пресной водой русло реки было повернуто.

Остров принадлежал мощному союзу царей. И вот настал момент, когда он решил подчинить себе другие страны, в том числе и Грецию. Однако Афины, показав в войне доблесть и силу, победили. Но, как говорит Платон, олимпийские боги, недовольные воюющими народами, решили их наказать за жадность и насилие. Чудовищное землетрясение и наводнение «в один ужасный день и одну ночь» погубили афинское войско и всю Атлантиду. Воды океана поглотили остров.

Через 47 лет после смерти Платона житель Афин Крантор отправился в Египет, чтобы убедиться, действительно ли там находятся истоки сведений, использованных философом. И он нашел, по его словам, в храме Нейт иероглифы с текстом об изложенных событиях.

Поиски

Искать Атлантиду начали уже в самом начале новой эры — в 50-м году от Рождества Христова. Почти за две тысячи лет с того времени появилось множество гипотез о местонахождении Атлантиды. Многих манили упомянутые Платоном богатства. Подумать только: завладеть золотыми стенами и статуями! Большинство толкователей «Крития» и «Тимея» указывало на ныне существующие острова Атлантического океана. Но были и другие ориентиры. Среди 50 точек на Земле, определенных энтузиастами для поисков Атлантиды, встречаются и совсем фантастические, например Бразилия или Сибирь, о существовании которых древний философ и не подозревал.

Новый взлет интереса к поискам легендарного острова возник после Первой мировой войны. Усовершенствованная в военное время подводная техника побудила авантюрных дельцов организовать компании в нескольких странах для поиска таинственной Атлантиды. Например, во французской газете «Фигаро» появилась такая заметка: «В Париже создано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». Компании, разумеется, лопались одна за другой, но русский писатель Александр Беляев нашел в газетной публикации сюжет для своей фантастической повести «Последний человек из Атлантиды».

Проблеме утонувшего острова посвящено более 50 тысяч публикаций. Кино и телевидение тоже внесли в этот сюжет свой вклад. Свыше 20 экспедиций обследовали места, где, по представлениям их организаторов, когда-то благоденствовал народ Атлантиды. Но все они вернулись с пустыми руками.

К двум главным вопросам — где? и когда? — уже в нашем веке добавились возражения археологов, посчитавших фантазией рассказ об изобилии на острове золота и серебра. К выдумкам Платона они отнесли и сеть каналов — круговых и ведущего к морю, внутренний порт и другие гидротехнические сооружения: не по силам, де, были в те времена столь крупномасштабные дела. Исследователи же философского и литературного наследия Платона сочли, что, повествуя о процветающей Атлантиде, древний мыслитель -идеалист тем призывал современников построить образцовое государство без диктатуры и тирании. И в этом смысле Платона называют творцом жанра утопии. (Платон действительно в некоторых своих сочинениях призывал к построению идеального государства, основанного на добре и справедливости. Он три раза ездил из Афин в Сиракузы, последний раз — глубоким стариком, напрасно рассчитывая внушить тамошним тиранам гуманные идеи.) Что же касается времени гибели острова в океанской пучине, то Платон назвал противоречащую всем данным современной науки дату: по его сведениям, катастрофа произошла 11500 лет назад до наших дней или 9000 лет, считая до времени самого Платона. 12-10 тысяч лет назад человечество только выходило из палеолита, древнего каменного века, и трудно представить, что где-то жил народ, в своем развитии обогнавший род людской на многие тысячи лет. Первоисточником такой ошибки могли быть неправильные определения возраста египетского государства, проведенные в античные времена. Например, Геродот насчитал Египту 11340 лет.

Неужели Атлантида?

«Русские нашли Атлантиду!» — такими сенсационными аншлагами многие газеты Западной Европы сопроводили в 1979 году фотографии морского дна. На снимках под слоем песка отчетливо были видны вертикальные гряды, напоминающие стены разрушенного города. Впечатление о древних городских развалинах усиливалось тем, что по дну проходили другие гряды под прямым углом к первым.

Подводные снимки были сделаны научно-исследовательским судном Московского университета «Академик Петровский». Действия разворачивались там, где и указывал Платон, — «за Геркулесовыми столпами». Выйдя в Атлантический океан, корабль остановился над отмелью, чтобы испытать свое подводное оборудование. Чистый случай помог выбрать место для стоянки как раз над подводным вулканом Ампер. Удалось установить, что вулкан Ампер когда-то выступал из воды и был островом.

В 1982 году советское судно «Рифт» здесь же опустило в океан подводный аппарат «Аргус». «Нам открылась панорама развалин города, так как стены уж очень похоже имитировали остатки комнат, улиц, площадей», — сообщал в Институт океанологии Академии наук командир «Аргуса» В. Булыга. К сожалению, столь обнадеживающие впечатления акванавта следующая экспедиция «Витязя», состоявшаяся летом 1984 года, не подтвердила. С одной из стен подняли наверх два камня довольно правильной формы, но их анализ показал, что это не творение человеческих рук, а вулканическая порода. Командир экипажа «Аргуса» доктор геолого-минералогических наук А. Городницкий пишет: «Скорее всего, камень представляет собой застывшую лаву, некогда вылившуюся через трещины вулкана». Была обследована и еще одна подводная гора, Жозефин, тоже древний вулкан, а в прошлом — остров.

А. Городницкий предложил свою модель грандиозной геологической катастрофы далекого прошлого. Возникла она из-за резкого смещения в северном направлении африканской тектонической плиты. Столкновение ее с европейской плитой вызвало на востоке извержение вулкана Санторин, а на западе — погружение в океан упомянутых вулканических островов. Эта гипотеза не противоречит геолого-геофизическим данным современной науки. Однако в очередной раз Атлантида оказалась не увлекательной гипотезой, а всего-навсего мифом: ученые не нашли никаких следов остатков материальной культуры атлантов.

Новые факты

Новейшие методы: сверхточные измерения, чувствительные датчики, усовершенствованные способы определения возраста находок, использование проникающих излучений — все это в последние годы пришло в археологию. Раскопки недавних лет помогли узнать много удивительных сведений о технических достижениях далеких предков, живших 10-5 тысяч лет тому назад.

Археолог из Швейцарии Эберхард Цанггер решил посмотреть на факты, приведенные Платоном, опираясь на новейшие открытия в археологии. Например, экспедиция Брауншвейгского университета обнаружила в древних странах Востока рукотворные озера, гавани и другие гидротехнические сооружения, даже большие по размерам, чем те, о которых речь идет в диалогах Платона. За тридцать веков до н. э. фараон Менес приказал перегородить могучий Нил каменной плотиной и заставил реку обтекать столицу древнего царства с юга. Еще более удивительных масштабов достигли постройки в Урарту — туннели для сбора грунтовой воды, штольни высотой в человеческий рост, тянувшиеся на многие десятки километров. В Египте, Шумере, Вавилоне — всюду наталкиваются современные археологи на остатки грандиозных сооружений, действовавших задолго до Гомера и Платона. Так почему же рассказ древнего философа об Атлантиде надо относить к мифу или утопии?

Платон писал о золотых зубцах на крыше храма, о стене, покрытой благородными металлами, о золотых статуях. Когда археолог Е. Пуш в столице фараона Рамзеса II (1271-1209 до н. э.) расчистил от грунта 180 квадратных метров каменного пола, мерцающего металлическим, золотым, покрытием, ученые вспомнили про древнеегипетский гимн, в котором есть слова о позолоченных воротах и мостовых в резиденции монарха. Значит, гимн запечатлел истину.

Изучение позолоты плиток раскрыло ее технологию. Древние строители истирали золото в тончайший порошок, смешивали его с негашеной известью, и этой пастой покрывались плиты пола и стен. По оценкам нынешних специалистов, этот способ золочения отличается большой экономичностью.

Было найдено и объяснение странной датировке катастрофы, погрузившей остров в воды моря. Некоторые археологи убеждены, что или жрецы, или же Солон ошиблись: в основе их заблуждения лежат неверно прочитанные египетские иероглифы. В их системе число «9000» изображается девятью цветками лотоса, а число «900» — девятью веревочными узлами, по виду очень схожими с лотосом, и позднейшие переписчики вполне могли перепутать дату, отодвинуть ее на тысячи лет назад.

В один ряд с названными материальными доказательствами правдивости сочинения Платона современные исследователи выдвигают и другое, так сказать моральное, обстоятельство. Платон принадлежал к роду весьма чтимого греками законодателя Солона, которого народная традиция относит к мудрейшим из «семи мудрецов». Известно, как оберегали древние греки чистоту, незапятнанность своего рода. Память о предках была для них священной. Мог ли Платон, ссылаясь на Солона, выпустить в свет вымысел, настойчиво утверждая, что это правда?

Атланты и «народы моря»

Упоминавшийся уже археолог из Швейцарии Цанггер, сопоставляя некоторые данные, относящиеся к двум государствам, к Атлантиде и Трое, делает вывод об их тождественности. Важные совпадения воодушевили искателей. У Платона флот Атлантиды насчитывал «двенадцать сотен кораблей», у Гомера Троя имела 1186 галер. В Атлантиде дули сильные северные ветры, но тем же отличались и окрестности Трои, отчего гребным судам и был затруднен проход в Черное море. Конечно, здесь нельзя исключить случайных совпадений, но исторические рамки обоих государств поразительно (кроме сомнительной платоновской датировки) повторяют друг друга.

Некоторые историки дополняют эти соображения. Они видят первопричину упомянутого Платоном похода жителей Атлантиды на Грецию в экспансии таинственных «народов моря» на восток Средиземноморья — одной из темных и кровавых глав человеческой истории. Египетские иероглифы донесли до нас детали этой жестокой агрессии. В 1200 году до н. э. армии захватчиков с севера, двигавшиеся в Египет по суше и по морю, уничтожили на своем пути многие государства Востока: империю хеттов, Крит, Микены, Левант. Только Египту удалось отбить атаку северного агрессора. Было это в 1180 году до н. э., при фараоне Рамзесе III. После такого разорения многие страны надолго пришли в упадок. Всюду царил голод, а землетрясения и потопы довершили трагедию. Прервалось развитие культуры. В Греции была утеряна письменность.

В Библии и у Гомера можно найти намеки на то, что во времена бронзового века уже существовали цветущие города, грандиозные плотины и каналы. Многие археологи считают, что произведения Платона отражают взлет цивилизаций именно в те времена и их крушение из-за нашествия «народов моря». Но если эти предположения верны, тогда Атлантиду надо искать на востоке Средиземного моря. Подкрепляется это утверждение тем, что именно там — на островах Эгейского моря и на берегах западной Анатолии — в те времена были поселения пиратов. Троя должна входить в их число.

Совсем недавно богатый английский спортсмен Т. Северин решил повторить подвиг аргонавтов — доплыть на галере, построенной по греческому образцу, до Кавказа. Судно имело 20 гребцов и простой парус. Прежде чем войти в Мраморное море, гребцы на широте Трои много раз выбивались из сил, борясь со встречным северным течением, вырывавшимся из пролива Дарданеллы. Такое природное препятствие позволяло Трое крепко держать важную торговую артерию. Во всяком случае у города были постоянные источники богатства, была и потребность в большом флоте и большой гавани — об этом говорит и Платон.

Швейцарский ученый Цанггер и его немецкие коллеги с помощью вертолета, оборудованного магнитометром, способным с высоты различать расположение слоев грунта до 150-метровой глубины, планируют в ближайшее время предпринять исследования, чтобы убедиться, был ли пробит в Трое канал от моря до внутреннего порта длиною 500 метров. Глубина канала, как сообщает Платон, говоря об Атлантиде, составляла 30 метров. Но глубины явно недостаточно, чтобы в него из моря свободно заходили корабли: во времена, к которым относят Атлантиду, уровень моря был на пять метров ниже, чем теперь. Цанггер, однако, считает, что в канал суда втягивали на прочной раме, а непрошеным кораблям пути не было. Античные греки знали такой способ, он описан Гомером в «Одиссее». Есть и исторический пример: до того как был прорыт канал у Коринфа, через узкий Пелопоннесский перешеек суда тянули на раме по каменной дороге.

Мифы сменяются фактами

«Охотники за Атлантидой» не чураются новых догадок, опирающихся не на платоновские диалоги, а на факты нашего времени. Сравнительно недавно некоторые исследователи перенесли поиски Атлантиды из неоправдавших надежд далей земного шара в окрестности самой Греции. Например, французский археолог Луи Фигье в 1872 году исследовал островок Тира, находящийся в 120 километрах к северу от Крита. Этот маленький остров — все, что осталось от вулкана, именуемого теперь Санторин. Остров в прошлом называли Стронгили (круглый) или Каллисте, то есть наипрекраснейший. Не отвечает ли этот эпитет превосходным оценкам, которые дал Платон Атлантиде?

Одна из таких гипотез принадлежит доктору геолого-минералогических наук Е. Милановскому — геологу, тектонисту, не раз бывавшему на островах Эгейского моря: на Крите, на Тире и других. У Платона в его диалогах можно найти указание, что Атлантида состояла из двух островов — большого, прямоугольного в плане (этому отвечает план Крита), и более скромного по размерам, округлого (сейчас такой остров называется Тира).

Как мы уже знаем, Платон описывает порт Атлантиды, расположенный в кольцевидном морском заливе или канале. Этот внутренний водоем выходил в море узким проливом (или каналом) и был защищен от бурь гористым берегом. «Многие факты и детали, сообщаемые Платоном, — пишет в своей статье, опубликованной в одном из сборников МГУ, Е. Милановский, — позволяют опознать в древней метрополии Атлантиды, состоящей из нескольких, как бы «вложенных» друг в друга округлых кольце- и подковообразных в плане гористых островов и проливов, полигенный, то есть длительно, многократно действовавший вулкан центрального типа».

Каждое извержение вулкана завершалось частичным проседанием центральной вулканической постройки, превратившейся в кальдеру — котловину, оставшуюся после извержения. Многократные выбросы вулкана нагромоздили кальдеры как вставленные друг в друга чаши разных размеров. Промежутки между краями чаш — это и есть те кольцевые каналы, если говорить о строении порта Атлантиды.

«С позиций геологии с достаточным основанием можно считать, что описанный Платоном остров или архипелаг с концентрическим устройством рельефа и термальными источниками, — продолжает Е. Милановский, — его внезапное обрушение в морскую пучину, сопровождавшееся землетрясением, цунами и появлением на месте провала больших масс плавающей «окаменевшей грязи» (пемзы), вполне соответствуют тому, что стало известно геологам в последние 100-150 лет».

В своих записках Е. Милановский излагает аргументы в пользу полного соответствия геологических событий на острове Тира тому, о чем писал, говоря о катастрофе, Платон. Вместе с тем ученый дал впечатляющую картину благополучной, одухотворенной жизни островитян до того, как взорвался вулкан. Засыпанный пеплом город Акротири занимал несколько гектаров, примерно половина его раскопана и сегодня закрыта от непогоды высоко поднятой крышей, часть которой — из стекла. Дома — в два-три этажа, есть четырехэтажные. Первые этажи — торговые лавки, мастерские, просто хранилища продовольственных запасов. Второй и третий этажи — жилые.

«Поразительно, — пишет Е. Милановский, — почти в каждом доме стены были украшены живописными многоцветными орнаментами или картинами по сырой штукатурке». На всех этажах были туалетные комнаты, канализационная система выводила нечистоты за пределы города. Археологами найдены вещи, рассказывающие о быте горожан.

Во время раскопок не было найдено ни одного ценного предмета — изделий из золота, серебра, драгоценных камней, в отличие от Помпеи, на которую несчастье свалилось внезапно. На Тире при первых толчках, до катастрофы люди, видимо, успели покинуть остров. Здесь не обнаружено останков людей, погибших при извержении, а, как известно, в Помпее жертвами стали 2000 человек. На дне бухты Тиры не найдено свидетельств гибели флота. В этом убедился известный исследователь Жак-Ив Кусто, экспедиция которого изучала Эгейское море в 1981 году. В своей книге «В поисках Атлантиды» он прослеживает многие параллели между Атлантидой Платона и Критом в пору его расцвета в минойское время, в 2700-1500 годы до н. э.: «Короче говоря, как и Атлантида, описанная в «Тимее» и «Критии», Крит был в период расцвета могущественной империей, федерацией царств, имеющих тесные культурные и религиозные связи с островом-метрополией».

Предположение Е. Малиновского недавно подтвердил греческий сейсмолог Г. Галанопулос. Изучая кальдеру на острове Тира, он убедился в том, что здесь произошел вулканический взрыв, вероятно, самый мощный за всю историю человечества. Он вызвал цунами высотой до 100 метров, волна смыла все с лица земли на берегах восточного Средиземноморья.

Материалы, которые получил Кусто, дали ему возможность построить собственную гипотезу:

«Могущество минойской империи покоилось на ее приморских городах, ведущих торговлю. Поэтому, даже если дворцы и города, расположенные в центре острова (Крита), не пострадали, если погибли не все критяне (как, впрочем, и жители критских колоний в Греции, на Кикладах или в Малой Азии), если не все поля были засыпаны пеплом, с величайшей цивилизацией царя Миноса было покончено…

О Крите стали забывать. Из реальной жизни критяне перешли в область мифа. Их превратили в полулегендарный народ и изгнали из истории… В Египте они стали атлантами: Солон или Платон уже забыли о величии Крита, когда с уст жрецов богини Нейт записывали рассказ о величии и падении Атлантиды… Есть и другие данные, которые говорят в пользу отождествления Крита с Атлантидой».

Ученый ссылается на Библию, в которой записаны притчи о «десяти казнях египетских», изложенных в книге Исход. Притчи позволяют толковать их как описание последствий грандиозной катастрофы в восточном Средиземноморье.

Гипотезы русского и французского ученых поддерживают одна другую, работают в одном направлении. Есть ли смысл продолжать поиски Атлантиды в других местах?

Если вам интересно всё неизведанное, раздел создан для вас.

Исследователей вдохновил Платон. Они по крупицам разбирали его работы, вычисляя координаты острова. Предполагал ли такое развитие событий древнегреческий философ, неизвестно. В «Диалогах» он рассказал о противостоянии Афин с могущественным государством атлантов в период бронзового века. Атлантиду Платон расположил неподалеку от побережья Испании за Гибралтарским проливом. Из «Диалогов» читатель узнал о величественных дворцах, скульптурах из золота и других атрибутах роскошной жизни атлантов. Атлантида развязала войну против Афин, после чего разгневанный Зевс вызвал землетрясение. Остров ушел под воду. История о добродетельных афинянах и развращенных роскошью атлантах могла выполнять воспитательную функцию, полагают исследователи. Платон стремился приблизить читателя к образу гражданина идеального государства. Ввел автор и стройную мифологическую концепцию: покровителем атлантов он назвал Посейдона. Мыслитель также приводил данные о площади островного государства: «больше, чем Азия».

Исчезнувшая цивилизация будоражила умы ученых. В XVII столетии ботаник и анатом Улоф Рудбек перенес столицу Атлантиды в Швецию. Он утверждал, что европейская культура зародилась именно здесь, и написал обширное сочинение на эту тему. По мнению атлантолога, имя «Геркулес», которое в древнегреческой мифологии носил сын Зевса и Алкмены, происходило от шведских слов här и kulle (в переводе «войско» и «голова»). Проекты Рудбека финансировала сама королева. поощряла деятельность мыслителей, которые искали символы национальной идентичности.


О геологической катастрофе повествует эпос разных народов. Так, например, в скандинавских текстах рассказывается о гибели слуг верховного бога Одина в природной катастрофе. Африка, Япония, Куба — где только не искали мифический остров! Затонувшая Атлантида для многих художников, мыслителей и поэтов символизировала недосягаемый идеал.

Именно такой она представлялась Фрэнсису Бэкону. Ученый, которому принадлежит изречение «Знание — сила», верил: руины городов Атлантиды следует искать в Южной Америке. При этом «Диалоги» Платона он считал художественным вымыслом: «(Платон) описал великолепный храм, дворец, город и холм, многочисленные судоходные реки, опоясывавшие город точно кольцами; хотя все это поэтический вымысел, одно, во всяком случае, верно: эта Атлантида, так же как Перу (в то время называвшееся Койя) и Мексика (носившая название Тирамбель), были мощными и гордыми державами, которые славились войском, флотом и богатствами. Великая Атлантида была разрушена до основания — не землетрясением, но частичным потопом или наводнением. Наводнение это не было, однако ж, глубоким, во многих местах покрыв землю не более чем на сорок футов; так что хотя люди и животные были уничтожены, некоторым диким лесным жителям удалось спастись. Уцелели и птицы, взлетевшие на вершины деревьев и холмов. Не удивляйтесь поэтому редкому населению Америки, а также грубости его нравов; ибо нынешних обитателей Америки надлежит считать молодым народом, не менее чем на тысячелетие моложе остальных народов мира».

Почти через три столетия после смерти Фрэнсиса Бэкона его соотечественник возобновил поиски Атлантиды в Бразилиии. Он опирался на «Рукопись 512» середины XVIII века. В этом документе рассказывается о древнем городе высокоразвитой цивилизации; здесь и руины храма с «великолепным фасадом», и инкрустированные в камне портреты, и золотые месторождения. Фосетт исчез, так и не обнаружив город «Z». По одной из версии, его убили индейцы, по другой — мужчина добровольно остался жить у берегов Амазонки.


Ученые обратили внимание на следующую деталь: в трудах Платона Атлантида напоминает кальдеру, остров отграничивают от моря вулканические горы. Это натолкнуло исследователей на мысль, что легенда отражает реальные события. По одной из версий, она связана с извержением вулкана Санторини на одноименном острове в 120 километрах от Крита. В результате извержения большая часть острова погрузилась под воду. Многие минойцы стали жертвами цунами. Возможно, именно об этих событиях рассказывал Платон. Кроме того, из «Диалогов» следует, что сведения об Атлантиде были получены от египетских жрецов. Выжившие в стихийном бедствии, возможно, отправились в Египет, отсюда и сведения о катастрофе. В результате археологических раскопок удалось выяснить, что город на острове Санторини частично соответствовал описанию Платона. Философ также рассказывал, что атланты умели обрабатывать железо. Между тем, обработка металлов была известна минойцам, что могло бы служить косвенным свидетельством версии о «взрыве» на Санторини.


В 2016 году греческие и французские ученые вернулись к этой гипотезе. Исследователи установили, что извержение произошло очень быстро. За одно столетие магмой заполнились пустоты под островом Санторини. Расплавленные породы смогли до такой степени расшириться, что буквально разорвали остров на части. Магма прорвалась на поверхность в лагуне, расположенной в центральной части Санторина, где она смешалась с морской водой. После этого произошел взрыв, в результате которого остров мгновенно затопило водой. Затем вершина вулкана обрушилась и превратилась в кальдеру, заполненную водами Эгейского моря, — воронку, занимающую несколько десятков квадратных километров.

Оккультные увлечения на политическом олимпе

В существование Атлантиды верил и Валерий Брюсов. «В распоряжении Платона были материалы (египетские), шедшие от глубокой древности», — подчеркивал поэт. Об Атлантиде писал — художник, философ, археолог и писатель. Неординарным взглядом на события минувших дней отличался общественный деятель и оккультист Игнатиус Доннелли. Он выдвинул гипотезу о гибели Атлантиды в результате столкновения с кометой.

Стоит отметить, что Доннелли был известной фигурой в американской политике. Оккультные дела для него оставались приятным хобби. В 1860 году Игнатиус занял пост вице-губернатора Миннесоты, спустя 14 лет стал членом Сената США. Он обладал талантом преподносить невероятные теории в изящной литературной форме, и его книги хорошо продавались. Доннелли отличал широкий круг интересов: один из сборников был посвящен авторству шекспировских пьес. Игнатиус доказывал, что шедевры принадлежат перу Фрэнсиса Бэкона. Писал об Атлантиде и археолог Людвиг Борхардт, обнаруживший в начале XX века бюст Нефертити. Он указал еще один «адрес» потерянной цивилизации — Тунис.

Ной и его ковчег

По мнению ученых, предание об Атлантиде также может быть связано с теорией черноморского потопа. В соответствии с ней, уровень Черного моря значительно поднялся после прорыва вод из Средиземного. Эту теорию сформулировали в 1996-м году американские геологи Райан и Питмен. В 2011-м швейцарские ученые восстановили историю Черного моря, исследовав сталактиты. Изотопы кислорода позволили им получить информацию о дождевой воде в разные периоды. Эксперты пришли к заключению: вода вливалась из Средиземного моря в Черное не меньше 12 раз. Они не исключают, что история о всемирном потопе могла отражать эти события.


Сторонники теории черноморского потопа приводят различные доказательства. Так, например, упоминаются железные кольца в прибрежных скалах в Крыму (к ним можно было привязывать лодки). Утверждается, что со временем старые кольца заменяли новыми в память о трагедии.

В Советском Союзе слово «атлантология» ввел в обиход ученый-химик Николай Феодосьевич Жиров. Он публиковался не только в отечественных, но и в зарубежных изданиях. Жиров стремился к тому, чтобы атлантологию признали наукой. «Ее можно считать одним из разделов биогеографии современного, четвертичного периода геологической истории Земли, притом той части его, которая хронологически относится ко времени становления разумного человека». Жиров предполагал, что Платон несколько приукрасил быт атлантов и уровень развития их государства, но здравое зерно в «Диалогах» имеется.

В 1984-м году советская экспедиция исследовала горную систему Horseshoe на дне Атлантического океана в нескольких сотнях километров от Гибралтарского пролива. Участник экспедиции, доктор геолого-минералогических наук Александр Городницкий рассказал о подводных сооружениях, напоминающих руины города. Он предположил, что остров располагался именно здесь. Городницкий — один из ведущих российских геологов.

В 2003-м было учреждено Русское общество по изучению проблем Атлантиды (РОИПА). В одном из интервью глава РОИПА Георгий Нефедьев заявил: «Мешают две проблемы. Одна связана с необходимостью финансирования исследований на самом высоком государственном и международном уровне. Вторая — скептическое отношение традиционной науки. Даже если бы мы представили сейчас огромное количество артефактов, это никак не повлияло бы на стену непонимания, поскольку многие ученые считают атлантологию лженаукой».

Источники

  1. А.М.Кондратов. «Тайны трех океанов»
  2. А.М.Кондратов. «Атлантиды пяти океанов»
  3. С. И. Вавилов, И.А.Резанов. «Атлантида: фантазия или реальность?»
  4. Статья Александра Евдокимова «Атлантиду следует искать неподалеку от Кубы» от 11.09.2018, «Независимая газета»
  5. Изображение для анонса материала на главной странице и для лида: wikipedia.org

Первое (и фактически единственное) упоминание об Атлантиде было сделано две с половиной тысячи лет назад. Но лишь последние несколько десятилетий это легендарное государство-остров, якобы ушедшее под воду, стало настоящей иконой для всех приверженцев альтернативных исторических гипотез, теорий заговора, оккультистов самого разного пошиба и сторонников паранормальных версий. Без апеллирования к «цивилизации атлантов» не обходится ни один сенсационный материал, открывающий человечеству глаза на «подлинную» версию истории Земли. Можно выделить десять загадок Атлантиды, не вдаваясь при этом в совсем бездоказательные и фантастические измышления.

Загадка первая – откуда мы знаем про Атлантиду?

Знаем мы про неё из одного лишь источника, пусть этим источником и является великий древнегреческий философ и писатель Платон, живший во второй половине V – первой половине IV веков до нашей эры в Афинах. Упоминается Атлантида в двух диалогах, якобы описывающих беседы Сократа, учителя Платона. В обоих из этих текстов об Атлантиде говорит не Платон, автор текста, и не Сократ, главное действующее лицо, а афинский политик Критий. Он приводит пример Атлантиды в качестве иллюстрации возникшей в ходе беседы темы об идеальном устройстве государства.

Причём происхождение сведений об Атлантиде не просто туманно, оно совсем призрачно: якобы Критий слышал эту историю от своего деда, тому в свою очередь рассказал её афинский законодатель Солон, а сам Солон услышал её от египетских жрецов во время путешествия в Египет. Таким образом, сам Платон невольно указывает на то, что никаких письменных источников у истории об Атлантиде нет, другие же античные авторы лишь повторяют сведения Платона.

Загадка вторая – зачем Платону нужна была идея Атлантиды?

Вымышленный характер Атлантиды более чем вероятен. Отсутствие чётких источников, «молчание» по этому поводу египетской историографии, явная фантастичность рассказываемых событий – за 9 тысяч лет до Платона Атлантида не могла воевать с Афинами, потому что никаких Афин и вообще греков ещё и не намечалось. Встаёт вопрос о мотивах Платона, выдумавшего могущественное таинственное государство. Ответ на этот вопрос содержится в тех же самых трудах античного философа.

Дело в том, что тема Атлантиды всплыла в контексте разговора об идеальном устройстве государства.

Платон считал таковым афинский вариант и нуждался в приведении «конкретного» примера эффективности такого устройства в борьбе с могущественным соперником. Для этого и была придумана могущественная Атлантида, представлявшая собой первый вариант государства – государство божественных атлантов, сыновей Посейдона. Правда, Платон как талантливый писатель, увлёкся описанием Атлантиды и создал столь привлекательный и красочный образ, что потом был вынужден срочно «сворачивать» свою выдумку. Для этого он придумал прогневавшихся на атлантов за их гордость богов, которые в наказание и погубили великое государство.

Загадка третья – видел ли кто-нибудь ещё Атлантиду?

Самая очевидная из всех загадок: как бы ни было жаль сторонникам всевозможных альтернативных историй, но Атлантиду никто не видел. При допущении существования столь величественной цивилизации и объективности сведений Платона неизбежно должны были быть и другие источники информации.

Автономных, то есть не связанных с платоновскими текстами, упоминаний об Атлантиде в исторических источниках нет, что с позиции логического мышления ставит реальность острова-государства под большое сомнение.

Загадка четвёртая – была ли Атлантида в Средиземном море?

Одним из немногих реальных прототипов легенды об Атлантиде могла быть Минойская цивилизация середины II тысячелетия до нашей эры, центр которой располагался на острове Крит. Минойцы в самом деле создали развитую цивилизацию, которой было далеко до сказочного описания Платона.

Однако за прошедшую тысячу лет гиперболизация объяснима.

К тому же весьма созвучны обстоятельства гибели Атлантиды и заката Минойской цивилизации: около XVI век до нашей эры произошла грандиозное на острове Фера. В результате цепь землетрясений и огромных цунами нанесли непоправимый ущерб Криту, который вскоре после этого был захвачен греками-ахейцами.

Загадка пятая – была ли Атлантида в Атлантическом океане?

Атлантический океан получил своё название именно благодаря легенде об Атлантиде: в тексте Платона местонахождение великой цивилизации прямо указывается за Геркулесовыми столбами, то есть на запад от Гибралтарского пролива. К тому же, если буквально следовать описанию Платона, остров достигал размеров примерно 530 километров на 350 километров. Остров таких масштабов мог существовать, а затем исчезнуть только в океане, а никак не в небольшом Средиземном море. Однако к настоящему моменту нет никаких достоверных сведений, указывающих на возможные следы Атлантиды в Атлантическом океане.

Загадка шестая – была ли Атлантида в Чёрном море?

Черноморский бассейн в исторические времена пережил глобальную катастрофу, связанную с масштабным наводнением. В VI тысячелетии до нашей эры в результате прорыва Босфорского перешейка водами Средиземного моря уровень Чёрного моря в течение короткого отрезка времени (не более года) поднялся на несколько десятков метров. В результате были затоплены большие прибрежные районы, а население было вынуждено мигрировать, тем самым началась индоевропейская колонизация окрестных земель.

В некоторых гипотезах это событие связано с ближневосточным мифом о Всемирном Потопе, нашедшем своё самое знаменитое воплощение в Ветхом Завете. Румынские историки выдвинули версию, что Платон под видом Атлантиды описывал лежащую западнее Чёрного моря Нижнедунайскую равнину, размеры которой как раз составляют около 530 на 350 километров.

Загадка седьмая – была ли Атлантида в Антарктиде?

Наиболее экзотическая версия о местонахождении Атлантиды гласит, что Платон описывал Антарктиду. Якобы тысячелетия назад материк Антарктида находился гораздо севернее, в районе Экватора, ледяного покрова на нём не было, была богатая растительность и та самая высокоразвитая цивилизация. Затем в результате смещения литосферных плит Антарктида сдвинулась в сторону полюса и покрылась льдом.

Данная гипотеза объясняет, почему следов Антарктиды не найдено нигде более, но она совершенно противоречит всем данным науки, в частности, о скорости и направлении движения литосферных плит Земли – настолько быстро материк проделать такое расстояние не мог.

Загадка восьмая – была ли Атлантида в Южной Америке?

Одной из последних возникла версия, согласно которой Атлантида могла располагаться на территории Южной Америки. При этом не брались в расчёт указания Платона, что Атлантида была островом (мол, за 9 тысяч лет философ мог что-то и напутать), а также его расчёты (такой же аргумент).

Фактически атлантическая теория в привязке к Южной Америке является одной из попыток аргументации альтернативой истории Доколумбовых цивилизаций. Многие до сих пор не в силах поверить, что грандиозные инженерные и архитектурные сооружения инков, майя и ацтеков были детищем примитивных индейцев, так что легенда о древней погибшей Атлантиде весьма пригодилась.

Загадка девятая – как погибла Атлантида?

Дело в том, что в платоновском тексте нет прямого указания на то, каким именно образом была уничтожена могущественная Атлантида. Описано, как Зевс собрал на совещание олимпийских богов, чтобы решить, как наказать гордых атлантов – и на этом повествование заканчивается.

Из обрывочных сведений в других местах платоновских диалогов становится понятно, что государство-остров ушло под воду. Но вот как именно это могло произойти, энтузиасты спорят по сей день. Наиболее популярная версия – масштабное землетрясение, в результате чего остров провалился под воду. Рассматриваются также варианты с колоссальным цунами и с падением прямиком на Атлантиду крупного астероида.

Загадка десятая – почему не найдено следов Атлантиды?

Атлантиду ищут, причём за последние полвека особенно тщательно. Любую мало-мальски интересную и неоднозначную находку на морском дне тут же объявляют связанной с Атлантидой, случись она у восточного побережья США, на Гавайских островах или в Японском архипелаге.

Однако все подобные сенсационные находки впоследствии не подтверждаются. Скептики видят в этом наглядное подтверждение вымышленного характера Атлантиды, использованной Платоном лишь в качестве фигуры речи и неудачного аргумента в философском споре. Энтузиасты утверждают, что Атлантида реальна, просто нужно слегка скорректировать данные Платона. В любом случае, на сегодняшний день никаких материальных доказательств существования Атлантиды не представлено.

Александр Бабицкий