Крушение «Боинга» в Эфиопии: Правда ли, что США испытывают новейшие самолеты в странах третьего мира. Как человек умирает при крушении самолёта, и говорят ли пассажирам, что лайнер падает? Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия

ДУШАНБЕ, 21 мар - Sputnik. Гендиректор корпорации Boeing Деннис Мюленбург опубликовал открытое письмо, в котором подчеркнул, что "обеспечение безопасных и надежных полетов на наших самолетах — непреходящая ценность и абсолютный приоритет компании".

Между тем авиационные эксперты во всем мире говорят о технических проблемах 737 MAX, обернувшихся гибелью 346 человек за полгода.

О том, почему падают новые Boeing , — в материале РИА Новости .

Программа катастрофы

"Мы знаем, что жизнь людей зависит от работы, которую мы выполняем, и наша команда каждый день относится к этой работе с глубоким чувством ответственности. Трагические потери рейса 302 Ethiopian Airlines и рейса 610 Lion Air затрагивают всех нас, объединяя людей и целые народы в общем горе", — утверждает глава Boeing в письме, адресованном авиакомпаниям, их пассажирам и всему авиационному сообществу.

По словам Мюленбурга, "Boeing занимается авиационной безопасностью уже более ста лет" и постоянно старается "сделать безопасные самолеты еще более безопасными".

"Вся наша команда посвящает себя качеству и безопасности самолетов, которые мы проектируем, производим и поддерживаем. И мы продолжим предоставлять лучшие продукты, проводить обучение и оказывать поддержку нашим клиентам и пилотам всех авиалиний мира", — отмечает гендиректор авиаконцерна.

Мюленбург пообещал, что Boeing вскоре выпустит "обновление программного обеспечения и соответствующую программу подготовки пилотов для 737 MAX, которые позволят устранить проблемы, обнаруженные после аварии рейса 610 Lion Air".

Таким образом, глава корпорации косвенно признал, что причина катастроф — программное обеспечение.

Однако многие эксперты не готовы с этим согласиться.

"Это не проблема программного обеспечения, это была, в первую очередь, экономическая проблема, связанная с тем, что двигатели Boeing 737 потребляли слишком много топлива", — полагает специалист по авиационному программному обеспечению, глава компании Mentality.ai Дэвид Каммейер.

По его словам, компания решила поменять двигатели на более мощные и эффективные, с увеличенным диаметром турбины.

В результате в 2016 году появился Boeing-737 MAX. Однако из-за размера новые двигатели невозможно было установить на место прежних — пришлось вынести вперед и закрепить выше. В результате нарушилась центровка, и самолет начал задирать нос в полете.

Для исправления этого дефекта специалисты компании разработали специальную компьютерную программу MCAS, которая при чрезмерном задирании носа самолета автоматически его опускала, переводя воздушное судно в пикирование.

Секретное оружие

В ситуации с MCAS разработчики Boeing поступили весьма нестандартно — никому не сообщили об этой новинке. До индонезийской катастрофы об этой программе не знали ни пилоты, ни технические службы, ни руководители авиакомпаний.

Как отмечает пилот Денис Окань, с 2005 года летающий на различных модификациях Boeing-737, включая MAX, в руководстве по летной эксплуатации этого самолета MCAS упоминалась ровно один раз — в списке аббревиатур.

Мало того, система устроена так, чтобы программу было трудно обнаружить: MCAS беззвучно включалась, когда компьютеру казалось, что нос задирается слишком сильно, работала несколько секунд, направляя самолет к земле, а потом снова "засыпала" до следующего выхода на критический, по мнению компьютера, режим.

Практически все специалисты искренне недоумевают по поводу такой секретности, отмечая, что именно это послужило одной из главных предпосылок произошедших катастроф: зная о MCAS, экипаж мог бы просто выключить автоматику и продолжать полет в ручном режиме.

Однако некоторые американские эксперты уверены, что Boeing держал в тайне свою новинку вполне сознательно — чтобы не тратить время и деньги на ее сертификацию.

​Теперь можно представить, как происходили катастрофы 737 MAX. При взлете самолета компьютер в какой-то момент решал, что нос задран слишком высоко, и включал MCAS.

Пилоты видели, как опускается нос самолета, и, не понимая, что происходит, тянули штурвал на себя, безуспешно пытаясь преодолеть сопротивление автоматики. Через несколько секунд MCAS отключалась, сопротивление на штурвале пропадало — и самолет резко задирал нос, теперь уже по-настоящему. После этого автоматика снова просыпалась и направляла самолет в пике.

Единственный способ защититься от самоуправства MCAS — выключить автоматику и пилотировать в ручном режиме.

До этого догадался экипаж авиакомпании Lion Air, выполнявший полет в Джакарту 29 октября 2018 года. В аэропорту пилоты сообщили о проблемах техникам, те проверили работу "железа", неполадок не нашли и, ничего не зная про MCAS, успокоились.

А затем пришел новый экипаж, и в 6:21 утра этот же самолет вылетел в Панкалпинанг. Примерно через четыре минуты после взлета воздушное судно начало "скакать", резко меняя высоту, а еще через семь — самолет свалился в крутое пике и рухнул в океан. На борту находился 181 пассажир (в том числе трое детей) и восемь членов экипажа.

Через две недели представители Boeing разослали в авиакомпании первое официальное сообщение о системе MCAS, которая "выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирование", и объяснили, как ее отключить.

Пилотов предупредили, что работа MCAS, помимо опускания носа самолета, может сопровождаться автоматическим отключением автопилота и невозможностью его включить, непрерывной или прерывистой тряской штурвала, сообщениями компьютерной системы о критическом значении скорости, угла атаки и крена.

При этом сам момент включения MCAS по-прежнему остался тайной для экипажа.

Поэтому, заметив, что нос самолета опускается, пилоты просто тянули штурвал на себя, безуспешно стараясь перебороть автоматику и парировать беспрестанные сигналы о снижении высоты, скорости и критических значениях угла атаки и крена. Судя по всему, именно это произошло с самолетом.

Еще одна пикантная деталь. Как сообщается, Boeing предлагает авиакомпаниям опцию для 737 MAX — дополнительный датчик угла атаки (задирания носа), а также индикатор, сигнализирующий пилотам о включении MCAS. Однако это дополнение — платное, так что многие авиакомпании не согласились его приобретать. В том числе Ethiopian Airlines и Lion Air.

Возвращение в небо

После того как стало известно о схожести авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, во многих странах запретили поднимать в воздух Boeing 737 MAX. Дольше всех отрицали проблему, естественно, США. Однако 13 марта и Дональд Трамп приостановил полеты этих машин.

По одной из версий, американцы до последнего надеялись спустить скандал на тормозах и защитить Boeing от гигантских убытков. Помешало лишь то, что на разбившемся эфиопском лайнере находились 22 сотрудника ООН с привилегированными страховками.

Страховщики ООН пустили в ход все лоббистские возможности, чтобы добиться выплаты компенсаций с виновника катастрофы. В роли которого они, судя по всему, видят только Boeing.

По оценкам экспертов, всего на компенсации в связи с авиакатастрофами в Индонезии и Эфиопии авиакорпорации придется потратить до трех миллиардов долларов. Еще несколько миллиардов предстоит выплатить авиакомпаниям по всему миру в рамках возмещения убытков из-за запрета на полеты Boeing 737 MAX.

Если же выяснится, что Boeing химичил с сертификацией, речь пойдет уже не только о финансовых потерях, но и о судебном преследовании топ-менеджеров компании.

Однако это не означает, что Boeing 737 MAX больше не будут летать. Дело в том, что у авиаперевозчиков просто нет выбора.

Компания Airbus на этой неделе официально сообщила, что все ее производственные мощности заняты заказами на несколько лет вперед и предоставить замену авиалайнерам Boeing невозможно при всем желании. А других производителей самолетов аналогичного класса в мире просто нет.

Так что в апреле на Boeing 737 MAX обновят программное обеспечение, сделав MCAS менее чувствительной и своевольной.

Летчиков научат определять моменты, когда компьютер берет управление на себя, и при необходимости отключать автоматику.

Возможно, авиакорпорацию даже заставят сделать бесплатной опцию по установке дополнительных датчиков угла атаки и индикаторов включения MCAS.

В любом случае через несколько месяцев авиапассажиры вновь будут спокойно летать на Boeing-737 MAX, а катастрофы в Индонезии и Эфиопии останутся лишь очередными трагическими страницами в истории мировой авиации.

10 марта в Эфиопии потерпел крушение самолет компании Boeing 737 MAX 8 - это вторая за полгода авиакатастрофа с участием одной и той же модели американской корпорации. В обоих случаях погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Причиной крушения в Индонезии стали проблемы в новой системе управления судном, что случилось в Эфиопии - неизвестно, расследование продолжается. Эксперты и работники авиационной отрасли усматривают связь между двумя событиями. Именно поэтому до конца расследования и выяснения причин крушения страны ЕС, Азии и Африки закрыли свое воздушное пространство или приостановили полеты этой модели. «Новая газета» рассказывает, что произошло с момента трагедии.

Что произошло?

10 марта около 8:44 по мск в Эфиопии самолет Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби. Проблемы с управлением лайнер начал испытывать уже через две минуты после начала полета. На борту лайнера находились восемь членов экипажа и 149 пассажиров, все они погибли.

Среди жертв крушения — граждане 33 государств, в том числе Кении, Эфиопии, Канады, Италии, Китая, США, Великобритании, Франции и других. В числе погибших жена, сын и дочь депутата парламента Словакии Антона Грнка.

Этим же рейсом летели трое туристов из России. Супружеская пара Александр и Екатерина Поляковы в Сбербанке. «Они были совсем молоды, вместе учились, а последние годы работали в компании “Сбербанк Лизинг”. В Африку Екатерина и Александр поехали на отдых, который столь трагично оборвался», — сообщили в компании. Третий россиянин, Сергей Вяликов, работал инструктором по прыжкам с парашютом в Твери.


Фото: AP/TASS

Есть ли связь этой катастрофы с крушением в Индонезии?

Предварительные причины крушения в данный момент неизвестны, идет расследование. Однако эксперты отмечают схожесть катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 в Индонезии. 29 октября у побережья острова Ява упал лайнер индонезийской компании Lion Air через 13 минут после вылета из аэропорта Джакарты. Все 189 пассажиров и членов экипажа погибли.

Причиной катастрофы назвали новую компьютеризированную систему управления, в частности проблемы с отсчетом высоты и скорости. После взлета приборы командира и второго пилота стали показывать разную скорость.

Кроме того, стабилизатор самолета начал автоматически менять положение. Нос борта уводило вниз не менее 20 раз, его положение приходилось вручную каждый раз вытягивать обратно. Пилоты не смогли отключить автоматическое управление, борт перешел в пике и на большой скорости врезался в море.

Как The Wall Street Journal со ссылкой на источники, Boeing могла скрыть от авиакомпаний информацию о потенциальных рисках, связанных с новой системой контроля полетов. Собеседник газеты утверждал, что новые функции не были описаны в учебных материалах для пилотов, которые летали на последних моделях американской корпорации.

Как на падение самолета отреагировала мировая индустрия?

«Безопасность является приоритетом номер один для Boeing. Мы полностью уверены в безопасности 737 MAX. Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков», — заявили в Boeing 12 марта. Накануне корпорация пообещала представить новое программное обеспечения для самолетов, чтобы сделать полет «еще более безопасным».

Власти стран, эксплуатирующие самолеты модели 737 MАХ 8, к заявлениям корпорации отнеслись скептически. Об этом свидетельствует то, что

к среде практически все государства, в авиапарках которых есть лайнеры этого типа, временно закрыли для них свое воздушное пространство.

Первым временный запрет для самолетов Boeing 737 MАХ 8 ввел Китай, который усмотрел «определенную схожесть двух катастроф», произошедших на стадии взлета лайнеров. Следом «в качестве дополнительной меры предосторожности» полеты этой модели приостановила авиакомпания Ethiopian Airlines. Позднее к «бойкоту» присоединились Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Оман.

11 марта временный запрет на эксплуатацию Boeing 737 MAX 8 ввели власти Германии, Франции, Австрии и Великобритании. К вечеру о закрытии воздушного пространства в интересах безопасности пассажиров Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) на всей территории Европы. После этого временные ограничения ввели Новая Зеландия, Фиджи, Казахстан, Индия, Турция, Ливан и Египет.


Фото: AP/TASS

Сейчас в международном воздушном пространстве находятся 38 лайнеров типа Boeing-737 Max 8. Единственными странами, которые продолжают эксплуатировать самолеты остались Канада (Air Canada, WestJet) и США (American Airlines, Southwest Airlines). Свое решение американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) объяснило тем, что до сих пор его оценка «не выявила системных проблем в функционировании» самолетов.

Несмотря на это, американские сенаторы и авиационные работники призвали власти США временно остановить полеты лайнеров по примеру других стран. Глава Boeing Деннис Мюленбург, как передавала The New York Times, лично позвонил президенту США Дональду Трампу и заверил его в безопасности самолетов.

Краткий разговор, утверждало издание, состоялся после того, как американский лидер написал в своем официальном твиттере: «Самолеты становятся слишком сложными для полета. Скорее нужны не пилоты, а компьютерные специалисты из Массачусетского технологического института».

Эксплуатирует ли Россия модель 737 MAX 8?

Boeing 737 MAX 8 используется на коммерческих рейсах с мая 2017 года и является одной из самых свежих, рассказывает независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич: «Она имеет специфические особенности в системе управления. В частности, у самолета возникали проблемы с механизмом перестановки “угла атаки” хвостового стабилизатора (это стало причиной крушения самолета в Индонезии . — «Новая». ). Если говорить в общем, то проблемы с управлением возникают тогда, когда случаются внештатные ситуации, например, из-за плохой видимости и метеоусловий».

В России самолеты этой модели эксплуатирует авиакомпания S7 Airlines, в ее парке находились два лайнера этой модели. Оба воздушных судна приостановили полеты до получения более подробной информации о причинах крушения в Эфиопии. Перевозчик сообщал, что это решение не повлияет на регулярность рейсов.


Фото: AP/TASS

При этом источник Интерфакса в органах управления воздушным движением утверждал , что Россия не будет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией: «Таких распоряжений не поступало. Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется».

Как сообщало РИА Новости, ранее ряд российских авиакомпаний планировали приобрести самолеты 737 MAX 8 и после катастрофы не пересмотрели свое решение. 28 лайнеров заказала «Ютэйр», 20 — «Победа» и 14 — «Уральские авиалинии». Последняя компания заявила, что «не планирует отказываться от заказов», стоимость которых составила больше 1,5 млрд долларов.

Как крушение повлияло на репутацию Boeing?

«Это была последняя капля, у всех лопнуло терпение. Индонезия прекратила полеты, потому что полгода назад у нее произошел похожий случай. Китай прекратил полеты, можно сказать, отчасти из-за конкурентной борьбы: там на массовый рынок выходит Comac C919, который работает в той же нише, что и 737 MAX 8», — рассказывает Лукашевич.

По его словам, мировой рынок гражданской авиации поделен между «двумя гигантами» Boeing и Airbus, и когда самолеты одной из компаний терпят крушение, это всегда хорошо для конкурента.

Сейчас можно ожидать увеличения заказов моделей Airbus, предполагает эксперт.

Катастрофа может повлиять на перераспределение доли Boeing и Airbus на рынке гражданской авиации, но незначительно, считает эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В этом он усматривает две причины: во-первых, рынок достаточно консервативен, во-вторых, замена типа базовых самолетов требует серьезных издержек. По мнению Борисова, для корпорации будет некритично восстановить 350 машин (столько Boeing поставила авиакомпаниям по состоянию на январь 2019 года «Новая». ) в случае, если расследование покажет неполадки в самолетах и если доработки не окажутся фундаментальными.


Фото: AP/TASS

«До тех пор пока не будет произведено расследование, крушение, вероятно, никак не отразится на репутации Boeing. Если выяснится, что сработал человеческий фактор, то последствий не будет, на продажах катастрофа вряд ли скажется, — рассказывает Борисов. — Люди, которые закупают лайнеры, неэмоциональные. Они смотрят на экономику и базовые показатели. Кроме того, есть публичная репутация, она существенна и долгосрочна. Сейчас все взбудоражены, но важно понять, действительно ли в том, что случилось, есть вина Boeing».

Тем не менее, по данным Американской фондовой биржи, корпорация уже понесла материальный ущерб. На следующий день после крушения акции Boeing на открытии торгов подешевели более чем на 11% — до 371,27 долларов за бумагу. По информации Bloomberg, это стало самым большим падением акций в течение дня с момента теракта в США 11 сентября 2001 года — тогда цены на бумаги рухнули на 13%. 12 марта акции поднялись на 3,6% до 384,7 долларов за бумагу.

На его борту находились 189 человек: 181 пассажир, включая троих детей, и восемь членов экипажа. Все они погибли, сообщили индонезийские власти.

По данным местных СМИ, на борту находись более 20 служащих Министерства финансов. По предварительным сведениям, среди пассажиров не было российских граждан.

Детали

Лайнер принадлежал авиакомпании Lion Air. Он летел по внутреннему маршруту из Джакарты в Панкалпинанг. Однако рухнул в Яванское море близ западного побережья острова Ява. Очевидцы сообщили, что видели падение самолета в море.

Связь с пилотами пропала через несколько минут после вылета из столичного аэропорта. Перед падением они передали, что хотят вернуться. Причины решения пилоты сообщить не успели.

В настоящее время в районе крушения продолжается поисковая операция. Ее участники обнаружили фрагменты лайнера, тело одного пассажира и личные вещи летевших.

Причины

Информации о причинах падения самолета пока нет. Упавший «Боинг» начал летать всего два месяца назад, его сдали в эксплуатацию в этом году. В компании заверили, что он был пригоден к полету. Отмечалось, что у лайнера возникла техническая проблема во время пердпоследнего рейса. Специалисты устранили ее и самолет вернулся в строй после проверки. Оба пилота были опытными. В районе, где они пролетали, была хорошая погода.

Власти Индонезии подчеркнули, что изучат все данные, включая сведения с бортовых самописцев, и назовут причины происшествия.

Крушение индонезийского лайнера стало первым для модели Boeing 737 MAX 8, которая является новым поколением. На коммерческих пассажирских полетах ее начали эксплуатировать в прошлом году.

Соболезнования

Индонезийский президент Джоко Видодо выступил с обращением к гражданам страны по телевидению. Он выразил соболезнования родственникам и близким погибших. Он отметил, что правительство сосредоточилось на поисковой операции в районе крушения лайнера. Глава государства также добавил, что экстренные службы выясняют причины происшествия.

Российский лидер Владимир Путин обратился к главе и гражданам Индонезии с соболезнованиями. По его словам, в России «разделяют скорбь тех, кто потерял своих родных и близких в этой катастрофе». Он также пожелал им «мужества и стойкости».

Версия – теракт

Авиационный эксперт и бывший военный летчик Владимир Попов назвал теракт одной из возможных причин крушения Boeing-737.

По его словам, экипаж самолета не просто так запросил разрешения на посадку. «Это говорит о том, что какие-то неполадки заставили их принять такое решение», – цитирует Попова ФАН ссо ссылкой на Nation News .

Попов отметил, что члены экипажа не объясняли причину. Он уточнил, что пилоты не смогли полностью передать информацию именно из-за теракта.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption

Эксперты в Индонезии, занимающиеся расследованием причин крушения лайнера авиакомпании Lion Air, в результате которого погибли все находившиеся на борту 189 человек, заявили, что по своему техническому состоянию самолет не должен был подниматься в воздух, и его следовало вывести из эксплуатации.

Предварительное расследование выявило, что в ходе предыдущих полетов на лайнере был обнаружен ряд технических неисправностей.

737 Max является новейшей моделью "Боинга 737" и считается у авиаперевозчиков одним из самых популярных лайнеров.

В предварительном отчете об авиакатастрофе содержится информация о том коротком промежутке времени, когда самолет после взлета находился в воздухе, однако, по словам следователей, это не позволяет сделать точный вывод о причинах аварии.

Что именно говорится в отчете?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption По словам представителя Национального комитета по безопасности на транспорте Нуркахио Утомо, разбившийся"Боинг" нельзя было отправлять в рейс

В Национальном комитете по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии пришли к выводу, что компания Lion Air продолжила эксплуатацию самолета несмотря на то, что в ходе предыдущих полетов уже были отмечены проблемы.

Пилоты не могли справиться с автоматической системой, предотвращающей задирание носа самолета и как результат - потерю тяги и срыв в штопор. Эта система впервые появилась именно в линейке 737 Max.

В ходе полета 29 октября автоматическая система постоянно опускала нос, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это происходило по вине неисправного датчика.

Пилоты пытались выправить положение, задирая нос, но система упорно опускала его, и так повторялось более 20 раз. Пока неясно, почему пилоты не выполнили штатную процедуру по отключению этой автоматической системы.

По словам Нуркахио Утомо, представителя Национального комитета по безопасности на транспорте страны, "еще слишком рано делать вывод о том, послужил ли сбой автоматической системы причиной аварии самолета".

"С нашей точки зрения, самолет был технически неисправен и не должен был эксплуатироваться", - заявил чиновник. Однако в отчете самого комитета такой вывод не озвучивается.

В отчете говорится, что в авиакомпании Lion Air должны изменить отношение к вопросам безопасности и обеспечить выполнение всех инструкций "с целью повысить культуру безопасности".

В документе также сказано, что перевозчик обязан добиться того, чтобы "все эксплуатационные документы должным образом заполнялись и учитывались".

Что говорят в Boeing?

В своем заявлении Boeing подчеркнула, что "глубоко опечалена" гибелью рейса Lion Air.

"Наши клиенты и их пассажиры продолжают каждый день летать на 737 Max в сотни пунктов назначения по всему миру. Мы заверяем их в том, что 737 Max надежен так же, как и любой другой из когда-либо летавших самолетов".

Там также упоминается, что из предварительных отчетов следует, что правильные действия для выравнивания носа самолета уже осуществлялись во время рейса из Денпасара за день до катастрофы.

Однако, добавляют в компании, остается неясным, выполнялись ли эти действия в ходе полета 29 октября.

В интервью Би-би-си Нуркахио Утомо поставил под сомнение заявление компании Boeing о полетных инструкциях.

"В этих инструкциях мы не обнаружили информацию по новой системе, установленной на 737 Max, касающуюся функций системы горизонтальной стабилизации", - заявил он.

В американских СМИ появились сообщения, что некоторые пилоты также жаловались, что им не предоставили информацию о разнице между последней системой стабилизации и предыдущими ее моделями.

Как разворачивалась трагедия 29 октября?

Пассажирский самолет Boeing-737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение над морем у западного побережья острова Ява вскоре после вылета из Джакарты в Панкалпинанг.

Полет должен был длиться один час. Пилоты запросили разрешения лечь на обратный курс и вернуться в аэропорт всего через несколько минут после взлета.

Следователям, выясняющим причины крушения, стало известно, что в ходе предыдущих рейсов у самолета уже отмечались проблемы с показателями высоты и скорости полета. Датчик, отвечающий за измерение угла атаки за день до катастрофы был заменен.

Бортовой самописец уже удалось поднять со дна моря, однако следователи надеются найти второй черный ящик из кабины пилотов, который мог бы предоставить больше информации о реакции летчиков на разворачивавшиеся события.

Родственики жертв авиакатастрофы уже подали иски против Boeing. Они обвиняют компанию в технических просчетах с автоматической системой безопасности.

Чем известна Lion Air?

В последние годы бюджетная авиалиния Lion Air стала важным игроком на рынке бюджетных авиаперевозок в Юго-Восточной Азии.

У этой компании, которая также управляет Batik Air и Wings Air спорный послужной список в области безопасности: у ее самолетов было больше поломок, чем у любой другой авиакомпании страны.