История весны вулович, стюардессы, которая выжила после авиакатастрофы. Истории людей, выживших в авиакатастрофах Девушка выжившая после крушения самолета

Далее история о том, как простой советской студентке посчастливилось выжить в страшной авиакатастрофе. Власти СССР засекретили сам факт трагедии, а потому о единственной выжившей в ней стало известно лишь многие годы спустя.

В августе 1981 года супруги Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой после свадебного путешествия. Они женились еще весной, но решили перенести медовый месяц на лето, ведь Лариса была студенткой и не хотела прерывать учебу. Молодожены вылетали из Комсомольска-на-Амуре в родной Благовещенск. Они устроились в хвостовой части самолета и мирно задремали во время полета… Внезапно Лариса проснулась от страшного удара. На высоте 5 200 метров их самолет столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16! У пассажирского лайнера оторвало крылья и срезало верхнюю часть фюзеляжа…

«Повсюду были слышны крики. Я повернулась к мужу, и увидела, что он уже мертв - его убило осколками. Я попрощалась с Володей и стала ждать смерти», - вспоминает Лариса о тех событиях. «Пока мы падали, у меня перед глазами внезапно промелькнули кадры из американского фильма “Чудеса еще случаются”, который мы недавно смотрели с Володей в кинотеатре. Там девушка также попала в авиакатастрофу и, вжавшись в свое кресло, падала над джунглями. По ее примеру я перебралась к креслу возле иллюминатора, чтобы видеть, сколько осталось до земли, и вцепилась в него мертвой хваткой.»

Через несколько часов после падения Лариса пришла в себя. Она оказалась единственной выжившей из 38-ми пассажиров. «Когда я открыла глаза, то прямо перед собой в нескольких метрах увидела своего мужа. Казалось, что он хотел меня видеть и таким образом попрощался со мной», - рассказывает Лариса о минувших событиях. В результате падения женщина получила многочисленные травмы. У нее были сломаны позвоночник, рука и несколько ребер, выбиты зубы, а также было серьезное сотрясения мозга. Но из-за шока Лариса не чувствовала боли. Она соорудила себе небольшой убежище, грелась при помощи чехлов от сидений и укрывалась куском полиэтилена от дождя и комаров. Три долгих дня Женщина провела в тайге, прежде чем ее обнаружила наземная поисковая группа. До этого ее несколько раз видели пилоты вертолетов, но восприняли ее за кухарку геологов. Никто и подумать не мог, что после такой аварии могут быть выжившие.

Советская власть засекретила факт авиакатастрофы. Ни в одной газете о произошедшем не написали ни строчки. А возле палаты, где в течение трех месяцев Лариса приходила в себя, постоянно дежурило двое людей в штатском, не пуская к ней никого из друзей. «От родителей я узнала, что они уже вырыли для меня могилу. Родственников всех пассажиров того рейса оповещали об их смерти по списку. Кроме того, родители посоветовали мне никому не рассказывать о произошедшем. С ними провели работу соответствующие органы и пригрозили молчать», - рассказывает Лариса.

После ужасной авиакатастрофы Лариса Савицкая два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатострофе - 75 рублей

После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала. Позже Лариса узнала, что после авиакатастрофы для нее с мужем уже была готова могила, ведь она оказалась единственной выжившей. В 1986 году Лариса родила сына Гошу, и они вдвоем долгое время существовали на пособие по уходу за ребёнком. В двухтысячных годах Лариса Савицкая давала интервью, хотя и неохотно. Сложными в ее жизни, возможно, были не те дни в тайге, которые она провела рядом с остатками самолета и телом мужа, а все последующие годы. «Жить всегда лучше, чем не жить». Сомневалась ли она с этим утверждением в тяжелые минуты – неизвестно. Но однажды, в одном из интервью, Лариса Савицкая сказала: «Если меня здесь оставили, значит, что-то еще я должна сделать…».

То самое место падение самолета...

В некоторых случаях пассажиры даже не получали сколько-нибудь серьезных травм. Некоторые просто опаздывали на трагический рейс, отменяли полет по какой-либо причине, другие же оставались в относительной целости и сохранности после крушения. Были и случаи, когда жертвами катастрофы становились те, кто не присутствовал на смертельном борту, а погиб под его обломками.

Четырехлетняя американка, которая выжила в катастрофе

В августе 1989 года американский лайнер, следовавший по маршруту Сагино - Детройт - Финикс - Санта-Ана, совершал взлет из аэропорта в Детройте. Через несколько минут после того, как самолет оторвался от земли, он начал крениться в стороны, врезался в несколько фонарных столбов и загорелся. Лайнер рухнул на дорогу, проехал по ней, ударился в железнодорожную насыпь и врезался в путепровод. Самолет полностью разрушился. В этой катастрофе погибли полторы сотни пассажиров и членов экипажа. На земле погибли два человека, находившиеся в автомобилях, которые разбил самолет.

Четырехлетняя американка Сесилия Сечан получила значительные травмы, но выжила в этой катастрофе. Ребенок, выживший после авиакатастрофы, летел вместе с родителями и старшим братом. Девочку заметил пожарный Джон Тьед, который работал на месте крушения. Сесилия получила перелом черепа, ожоги третьей степени, перелом ключицы и ноги. Девочка перенесла несколько операций, но смогла полностью восстановиться. Фото девочки, выжившей после авиакатастрофы, тогда облетели всю Америку.

Сесилию Сечан воспитали ее дядя и тетя. Она никогда не давала интервью, но нарушила свое молчание в 2013 году, снявшись в документальном фильме «Единственная выжившая». Девушка говорит, что не боится летать на самолетах. Она руководствуется принципом: если это произошло однажды, то уже не случится снова. Кроме того, девушка сделала татуировку в виде самолета на руке, которая напоминает ей о том одновременно трагичном и счастливом дне.

Лариса Савицкая, выжившая в крушении над Завитинском

В 1981 году советская студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем рейсом Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, который выполнял самолет Ан-24. Билеты у молодоженов были в среднюю часть самолета, но так как в салоне было много свободных мест, они решили занять места в хвосте.

В ходе полета самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Причин тому было несколько. Это и ошибки наземного персонала аэропорта, диспетчеров, и в общем неудовлетворительная организация полетов в районе Завитинска, и несоответствие требованиям правил безопасности, и нечеткое взаимодействие между гражданскими и военными самолетами. Все, кто был на борту обоих самолетов, погибли, кроме единственной девушки, выжившей после авиакатастрофы.

В момент столкновения самолетов Лариса спала в своем кресле. Девушка проснулась от ожога, вызванного разгерметизацией салона, холодного воздуха (температура упала до -30 градусов) и сильного удара. После разлома фюзеляжа девушку выбросило в проход, она потеряла сознание, но через несколько мгновений очнулась, добралась до ближайшего кресла и вжалась в него, не пристегнувшись. Лариса Савицкая, выжившая после авиакатастрофы, позже утверждала, что в этот момент ей вспомнился фильм «Чудеса еще случаются», героиня которого чудесным образом спаслась в крушении, вжавшись в кресло. Но девушка тогда не думала о спасении, она просто хотела «умереть не больно».

Часть самолета упала на березовую рощу, которая значительно смягчила удар. Лариса падала на обломке 3 х 4 метра. Впоследствии было установлено, что падение заняло восемь минут. На землю девушка упала без сознания.

Когда она очнулась, увидела перед собой кресло с телом умершего мужа. Лариса получила травмы, но все еще могла передвигаться самостоятельно. Двое суток девушке пришлось провести в лесу, в одиночестве, среди трупов и обломков самолета. Девушка была в краске, которая слетала с фюзеляжа, волосы были сильно спутаны ветром. Она соорудила временное убежище из обломков, согревалась чехлами сидений, укрывалась от комаров целлофановыми пакетами.

Все это время шел дождь, но поисковые работы все же велись. Лариса махала пролетавшим вертолетом, но спасатели, не ожидая найти выживших, приняли ее за геолога из лагеря неподалеку. Ларису Савицкую, а также тела ее мужа и двух других пассажиров нашли последними. Она была единственной выжившей.

Медики определили, что у девушки сотрясение мозга, переломы ребер, руки, травмы позвоночника, кроме того, она потеряла практически все зубы. Несмотря на травмы, она не получила инвалидность. Позже Ларису парализовало, но она смогла оправиться. Лариса стала человеком, получившим минимальную сумму компенсации, то есть всего 75 рублей.

Сербская стюардесса, выжившая в авиакатастрофе в 1972 г.

Стюардессы, которые выжили после авиакатастрофы, не редкость. Однако единственные выжившие - это уже шанс один на миллион. Такое чудо произошло со стюардессой рейса, следовавшего из Копенгагена в Загреб. Самолет взорвался в воздухе над деревней Сербска в Чехословакии. Причиной крушения следствие назвало бомбу, которая была заложена хорватскими террористами.

Когда взрывчатка детонировала, самолет разорвался на несколько частей, начал падать. В среднем отсеке тогда была стюардесса Весна Вулович, которая подменяла свою коллегу Весну Николич. Удача девушки, выжившей после авиакатастрофы, заключалась в мягком падении и том, что первым ее обнаружил крестьянин, который в годы войны работал в полевом госпитале и умел оказывать первую помощь.

Девушка, которую вскоре доставили в стационар, провела в коме 27 дней, затем - 16 месяцев на больничной койке. У нее была амнезия, девушка какое-то время забывала каждый прошедший день. Но она все-таки выжила. Ее чудесное спасение врачи объяснили низким давлением. Когда человек оказывается на большой высоте, у него разрывается сердце от высокого давления. Но Весна, у которой всегда было очень низкое давление, смогла спастись от смерти в воздухе. Ей помогло и то, что девушка потеряла сознание. А вот как стюардессе удалось выжить при ударе о землю, не знает никто.

После трагедии стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, уволилась и больше никогда не летала на самолетах. Они призналась журналистам, что еще до той катастрофы была на грани жизни и смерти восемь раз. Это было, когда Весна отдыхала в Черногории и встретилась с акулой, которых вообще не должно было быть в тех водах, когда спорила со своим психически больным соседом о политике (мужчина взял нож и попытался напасть), когда у нее был тяжелый случай внематочной беременности и так далее.

Девятилетняя девочка, выжившая в катастрофе над Картахеной

В январе 1995 года американский самолет совершал рейс из Боготы в Картахену с 5 членами экипажа и 47 пассажирами на борту. При заходе на посадку отказал высотомер, самолет рухнул в болотистой местности. Девятилетняя Эрика Дельгадо летела вместе с родителями и младшим братом. Выжившая девочка после авиакатастрофы рассказала, что из падающего самолета ее вытолкнула мама.

Самолет при падении взорвался и загорелся. Эрика упала в водоросли, что смягчило падение. Сразу после трагедии началось мародерство. Жители ближайшей деревни с живой девочки сорвали золотое ожерелье, проигнорировав ее просьбы о помощи. Через какое-то время выжившая девочка после авиакатастрофы была найдена фермером.

Полтора десятка выживших и 72 дня борьбы с природой

Осенью 1972 года произошла катастрофа самолета, который следовал из Монтевидео в Сантьяго. У выживших практически не было шансов на спасение, но им удалось обмануть смерть. Несколько пассажиров остались в заснеженных горах, не зная, где они находятся и ищет ли их кто-то. В горах было холодно, люди пытались как-то согреться, спрятавшись в остатках фюзеляжа. К утру несколько пассажиров так и не проснулись. Пассажирам удалось найти немного провизии: крекеры, ликер, несколько шоколадок, сардины. Все понимали, что этого не хватит. Позже выжившие нашли радиоприемник и услышали, что спасательную операцию прекратили. Тогда они решили есть умерших.

На следующий день произошла лавина, часть людей оказалась под снежными завалами. Выбраться из-под завалов удалось через три дня. Спасения люди ждали 72 дня. Каждый новый их день был похож на предыдущий. Вскоре трое выживших решились пойти на поиски какого-нибудь населенного пункта. Им было тяжело дышать и передвигаться по снегу, вскоре один из группы решил вернуться обратно к самолету.

Добравшись до вершины горы, они увидели вокруг только заснеженные горы. Они думали, что уже нет надежды, но решили, что лучше умереть в дороге, чем возле самолета. Тем более мать и сестра одного из парней погибли ранее, и он знал, что если вернется, то придется есть их мясо.

На девятый день пути молодые люди нашли реку, с другой стороны они увидели пастуха. Тот принес бумагу и ручку, перекинул с камнем на другой берег. Выжившие написали все, что с ними произошло. Пастух перебросил молодым парням сыр и хлеб, а сам отправился в ближайшее поселение, идти до которого было 10 часов. Обратно он вернулся уже с военными.

Спасательная операция заняла двое суток. Сначала военные спасли двух молодых людей, которые отправились на поиски поселения. Первую пресс-конференцию выжившие дали еще в горах. Молодым людям пришлось рассказать все, что было. Но пресса оказалась безжалостна, газеты пестрили заголовками «Они ели мертвых», «Обнаружены следы каннибализма» и так далее. Но и спасатели, и сами выжившие понимали, что другой возможности выжить у них не было.

Семнадцатилетняя школьница Джулиана Дилер Кепке

Авиакатастрофа произошла ночью. Когда девушка очнулась, стрелки ее часов ходили, время было около девяти утра. Выжившая девушка говорила потом, что у нее очень болели глаза и голова. Она сидела в том же кресле. Джулиана несколько раз теряла сознание. Девушка видела спасательные вертолеты, но не могла дать какой-то сигнал.

Семнадцатилетняя Джулиана сломала ключицу, у нее была глубокая рана на ноге, царапины, правый глаз заплыл от удара, все тело было покрыто кровоподтеками. Девушка оказалась в глухом лесу. Ее отец был зоологом, в детстве он научил Джулиану правилам выживания, она смогла добить пищу, а вскоре нашла ручей. Через девять дней Джулиана Дилер Кепке сама вышла к рыбакам.

На основе истории чудесного спасения Джулианы был снят художественный фильм «Чудеса еще случаются», который позже помог выжить Ларисе Савицкой.

Выжившая в самолете, который упал в Индийский океан

Люди, выжившие после авиакатастрофы, как правило, могли полностью оправиться от трагедии. В 2009 году рейс из Парижа на Коморские острова рухнул в Индийский океан. Тринадцатилетняя Бахия Бакари летела с матерью к бабушке и дедушке на Коморские острова. Девочка не знает, как именно ей удалось выжить, так как в момент катастрофы она спала. Девочка получила переломы и множественные ушибы при падении. Но ей нужно было продержаться еще до прибытия спасателей. Она забралась на один из обломков, который держался на плаву. Бакари нашли только через четырнадцать часов после катастрофы. Девочку доставили в Париж специальным рейсом.

«Счастливая четверка» в самой большой по числу жертв катастрофе

В Японии в 1985 году произошла самая масштабная по числу жертв катастрофа с участием одного самолета. "Боинг" вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось более пятисот пассажиров и члены экипажа. После взлета оторвался хвостовой стабилизатор, произошла разгерметизация, упало давление, отказали некоторые системы лайнера.

Самолет был обречен, он стал неуправляем. Пилотам удалось удерживать лайнер в воздухе еще более получаса. В итоге он потерпел крушение в ста километрах от столицы Японии. Самолет упал в горах, спасатели смогли найти обломки только на следующее утро, выживших обнаружить они, конечно, вовсе не надеялись.

Но группа спасателей обнаружила целую группу выживших. Ими были стюардесса, пассажирка Хироко Ёсидзаки и ее восьмилетняя дочь, двенадцатилетняя Кэйко Каваками. Последнюю девочку нашли на дереве. Все четверо выживших находились в хвостовой части самолета, именно там, где произошел разрыв обшивки лайнера. Но в катастрофе могло выжить больше пассажиров. Кэйко Каваками позже утверждала, что слышала голоса пассажиров, в том числе своего отца. Многие пассажиры погибли уже на земле от полученных ран и травм. Жертвами трагедии стали 520 человек.

Девочка, выжившая в катастрофе самолета L-410

Выжившая девочка после авиакатастрофы в Хабаровске - трехлетняя Жасмина Леонтьева. Девочка летела вместе со своей учительницей по маршруту Хабаровск - Нелькан, самолет должен был приземлиться, но пошел на посадку, накренился и упал недалеко от ВПП. Два члена экипажа и четыре пассажира, которые находились на борту, погибли. Девочку, которую нашли под обломками самолета, сразу же доставили в больницу, а потом специальным бортом переправили в Хабаровск. Там родители выжившей девочки после авиакатастрофы уже ждали Жасмину в больнице.

Борттехник, который выжил в катастрофе Як-42

Несколько лет назад произошла катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. В этой страшной трагедии удалось выжить борттехнику. Выживший после авиакатастрофы («Локомотив») Александр Сизов давал показания в суде. Рассматривалось дело Вадима Тимофеева, который отвечал за безопасность на воздушном транспорте в компании «Як Сервис».

Воздушный транспорт является одним из самых безопасных, но и там время от времени случаются трагедии. К счастью, даже в авиакатастрофе есть шанс выжить, хоть и один на миллион. Свидетельства тому - советская стюардесса, выжившая после авиакатастрофы, единственная выжившая в крушении над Индийским океаном, трагедии над Картахеной, «счастливая четверка» в Японии и другие люди.

Ве́сна Ву́лович родилась 3 января 1950. 26 января 1972 года. В воздухе над городом Сербска Каменице (тогдашняя Чехословакия) от взрыва бомбы, подложенной террористами, вдребезги разлетелся пассажирский самолёт «Югославских авиалиний». Авиалайнер следовал по маршруту из Копенгагена в Белград.Все 29 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, погибли. Вернее, почти все. Уцелела лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович - упав на землю с высоты 10 160 метров (!), она чудом осталась в живых. Её случай был

столь уникален, что девушку занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

не летала НИКОГДА.

.

- Врачи дают какое-то объяснение тому, что вы выжили? - У меня всегда было очень низкое кровяное давление. Когда человек резко оказывается на большой высоте, где совсем нет кислорода, он умирает практически сразу - у него разрывается сердце. После взрыва я потеряла сознание - это вкупе с низким давлением спасло меня от быстрой смерти в воздухе. А вот почему я осталась цела, упав на землю, - этого я и сама не знаю. Я всегда занималась спортом, тело было гибким, гнулось в любую сторону - вероятно, из-за этого я получила меньше переломов, чем могла бы.- Есть ещё версия, что заснеженные кроны деревьев «придержали» куски самолёта. - Нет, тогда вообще не было снега - он выпал позже. Очень хорошо, что на обломки авиалайнера вскоре наткнулся местный житель - немец Бруно, во время войны служивший в вермахте. Он обнаружил, что у меня есть слабый пульс, и оказал первую помощь. Всё делал очень правильно - например, не пытался двигать моё тело, заметив, что у меня сломан позвоночник. Если бы не Бруно - мы бы тут с вами не сидели.- Травмы были серьёзными? - Ещё бы! Я сломала левую руку и ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп. И после этого находятся люди, которые мило улыбаются и говорят: «О, ты счастливица. Как же тебе повезло!» Ненавижу это слово.- Почему? - Если бы мне действительно повезло, я бы вообще не села в этот самолёт. А так я упала с небес, переломала себе все кости, потеряла память, четыре с половиной года училась ходить, и при этом мне ещё и завидуют! Да уж - отличное везение, нечего

сказать.«Место падения очень важно»

- Как отнеслась к чудесному спасению ваша семья? - Они полагали, что меня спас святой Георгий: он считался нашим семейным покровителем. Когда я была совсем маленькой, бабушка со стороны матери покрестила меня в церкви - тайно, потому что родители были коммунистами. И когда авиакатастрофа случилась, бабушка сказала отцу: «Вот видишь! Ты говорил, что Бога нет, а я покрестила Весну - и она выжила». Отец впечатлился - начал верить в Бога, вышел из компартии. И ещё знаете, что я вам скажу? В случае авиакатастрофы очень важно выбрать место, где именно упасть (смеётся). Чешская медицина уже тридцать лет назад была лучше нашей. В палатах для больных полы с подогревом: в Белграде до сих пор такого нет.- Вы чувствовали какую-то тревогу перед ТЕМ полётом? - Нет, абсолютно. У меня весь январь был такой отвратительный, а этот день как раз выдался весёлый. А вот члены экипажа, напротив, были очень мрачны, не улыбались. Капитан наотрез отказался идти в город и на целые сутки заперся в своей комнате. Один человек из нашей команды сказал мне: «Я чувствую - завтра что-то произойдёт».- То есть у вас в голове осталось - вы стоите у трапа самолёта, потом бац - и просыпаетесь в госпитале, вся в бинтах. О чём вы первым делом подумали? - Я увидела мать и отца и страшно удивилась. «Что случилось, почему вы здесь и где я сама нахожусь? Куда вы дели мою собаку и мою кошку?» Моя память тогда жила ровно один день - наутро я опять всё забывала и задавала родителям те же самые вопросы: целый месяц подряд. Я не различала, день или ночь сейчас, - в общем, всё было смутно. Когда память вернулась, пришло чувство вины: боже мой, все мои коллеги погибли, а я осталась жива… как стыдно. Какое-то время я жалела, что не умерла вместе с ними.

КСТАТИ В мире насчитываются всего десятки случаев, когда люди, упав с огромной высоты, оставались живы. Большинство из них приходится на Вторую мировую войну: тогда самолёты сбивались тысячами.● В 1942 году с высоты 7000 метров упал пилот подбитого Ил-4 Иван Чисов - он попал в овраг, полный снега, что спасло ему жизнь.● В марте 1944 года над Германией был сбит самолёт англичанина Николаса Элкимейда. Рухнув с высоты 5000 метров на деревья, тот не пострадал.● В августе 1981 года на Дальнем Востоке столкнулись пассажирский самолёт Ан-24 и бомбардировщик Ту-16. Упав в кресле с высоты 5000 метров, выжила Лариса Савицкая: её нашли в тайге.«Я притягиваю к себе смерть»- Вы не задали себе вопросы: «почему я?» и «каким образом?»? - Со мной такие вещи происходят постоянно. Кроме авиакатастрофы я была на грани смерти семь или восемь раз. Первый раз - в 12 лет, когда отдыхала на морском пляже в Черногории. Плыву на надувном матрасе, и тут к нему подплывает… акула. Я в шоке - откуда она взялась? Там отродясь никаких хищных рыб не водилось. Но оказалось, что эта акула следовала за одним крупным кораблём издалека и достигла наших берегов. Акулу отогнали, меня спасли. Второй раз - я поспорила со своим психически больным соседом о политике. Мужик достал нож и бросился на меня. Убежала. В третий - у меня была внематочная беременность, тяжёлый случай. Однако врачи откачали. Видимо, я притягиваю к себе смерть, но в последний момент кто-то неведомый отводит беду.- Террористов, которые подложили бомбу в ваш авиалайнер, арестовали? - Их имена установили, но не смогли отыскать за границей: ответственность за взрыв взяло на себя «Хорватское национальное движение». В 1991 году эти боевики вернулись в Югославию участвовать в гражданской войне и все погибли, кроме одного человека, который уехал в Аргентину. Меня часто спрашивают: это Бог их наказал? Я не знаю.- После длительного лечения вы вернулись на работу в «Югославские авиалинии», трудились в главном офисе. Это верно, что вам категорически запретили летать? - Да. Я не знаю, почему, но мне отказали в том, чтобы снова стать стюардессой. Казалось, одно моё присутствие на борту было бы хорошей рекламой, что самолёт не упадёт никогда: снаряд два раза в одну воронку не попадает. Однако чиновники - это чиновники: им было желательно, чтобы катастрофа поскорее забылась. Официально я больше не летала - только как турист.«Безопаснее всего - в середине самолёта»- Как вы считаете, какое место наиболее безопасно во время полёта? - Ну, если брать мой случай, то это середина фюзеляжа - именно там меня и нашли среди обломков. Но все, кажется, знают - опаснее всего сидеть в «носу» авиалайнера. Хотя, если постоянно думать о катастрофах, «накручивать» себя, тогда вообще летать не надо. По ТВ круглосуточно муссируется - бен Ладен, террористы-камикадзе, взрывчатка. Раньше подобные случаи были редкостью, а сейчас стали нормой жизни. Даже я ловлю себя на мысли: а как бы я сейчас чувствовала себя в самолёте? Машешь рукой - ой, нет, лучше на поезде поехать. Впрочем, я уже давно не сидела в салоне авиалайнера - моя пенсия $400, из них половину плачу за квартиру: с такими доходами не до полётов.- Ваше спасение стало широко известно по всему миру, и в родной Югославии на вас обрушилась небывалая слава. Получается, она не принесла вам ничего? - Нет. А что такое популярность? В итоге она приводит к тому, что некоторые люди начинают тебя ненавидеть - просто так, на ровном месте. Стояла я как-то на остановке, ждала автобус: смотрю, один человек читает газету, где напечатано интервью со мной. А рядом две женщины злобно обсуждают: нет, ты посмотри, опять эта Весна, фу-ты ну-ты, деваться от неё некуда. Я разозлилась и десять лет подряд не общалась с журналистами. О нет, один плюс всё-таки есть: в Лондоне на получении приза Книги рекордов Гиннесса я познакомилась с моим кумиром - Полом Маккартни! Попросила у него автограф, а он сказал: конечно, но сначала ты, Весна, дай мне свой автограф!- Я слышал, вас сначала даже не пускали на церемонию… - Правильно. Устроители ожидали, что упавшая с небес женщина приедет на инвалидной коляске, вся переломанная, на костылях, а тут я прихожу на своих ногах, они меня и не узнали. Правда, на приёме пришлось очень тяжело. Я была одета в платье из дешёвого шёлка за сто долларов и боялась сесть - всё сомнётся сзади. Провела на ногах целых 10 часов. Ко мне подошла бельгийская королева и любезно спросила, почему я не сажусь. Говорю: да вот, с платьем выйдет неудобно. Она мне: я, мол, в ещё худшем положении, моё платье стоит десять тысяч, а я всё равно не могу сесть - по этикету не положено!- Я поражён, что после ТАКОГО вы можете ходить, лишь чуть прихрамываете. - Всегда следует быть оптимистом. Я упрямая по жизни. Врачи утверждали: «У вас сломан позвоночник, скажите спасибо, что живы остались, вы никогда не сможете ходить», я спорила: «Ничего подобного - захочу и пойду». Так и вышло, я встала на ноги в день святого Саввы - это главный святой Сербии. С тех пор каждую годовщину этого события прихожу в храм поблагодарить Савву за исцеление. До недавнего времени я чувствовала себя более-менее нормально: 8 лет не ходила в медицинский центр на упражнения для позвоночника, но теперь сломанные кости стали болеть, реагируют на погоду. Чувствуете запах моих духов? Они называются «Чудо». Ну что ещё могло спасти меня при падении с 10 000 метров, кроме чуда? Я не должна была выжить, все доктора говорят. Но я сижу перед вами. Значит, это судьба.- Так и знал, что под конец интервью вы скажете: «Теперь я верю в судьбу». - А вы бы на моём месте не поверили?

Шансы выжить в подобных катастрофах ничтожно малы, и обычно сообщения о них заканчиваются одинаковой фразой: «Все находившиеся на борту погибли». Но в этот раз мир облетела сенсация — двадцатидвухлетняя стюардесса Весна Вулович, упав с огромной высоты, осталась жива. Относительно «мягкую» посадку ей «обеспечили» заснеженные кроны деревьев, которые смягчили удар. Правда, в себя девушка пришла лишь через месяц.

Стюардессой Весна Вулович стала случайно. Окончив среднюю школу, она поступила в университет. Как многие молодые люди того поколения, девушка была зачарована песнями «Битлз» и, чтобы понимать своих кумиров, пошла учиться на английское отделение. После первого курса Весна отправилась на стажировку в Англию. А после возвращения произошла встреча, круто изменившая её жизнь. Один из школьных товарищей Весны, ставший к тому времени пилотом, летал на самолётах югославской компании JAT. Он-то и посоветовал девушке освоить специальность стюардессы международных авиалиний, чтобы раз в месяц можно было наведываться в столь любимый ею Лондон. Да и в финансовом отношении эта работа была неплохим подспорьем для студентки. И в 1971 году Весна впервые поднялась в небо…

25 января 1972 года экипаж, в котором стажировалась Вулович, прибыл в Копенгаген, где должен был сменить пилотов, пригнавших самолёт из Стокгольма. Как впоследствии вспоминала Весна, у неё сложилось впечатление, что её более опытные коллеги как будто что-то предчувствовали — они много говорили о своих семьях, покупали сувениры. Незадолго до взлёта девушка обратила внимание на одного из рабочих, который загружал багаж в самолёт. Внешне он был похож на выходца с Балканского полуострова, а его поведение резко контрастировало с работой других грузчиков — он суетился, громко говорил. Вулович считает, что именно он и подложил в самолёт бомбу. Но эта мысль пришла гораздо позже — когда она очнулась в больнице.

Весне повезло не только в том, что самолёт упал на заснеженные деревья, но и в том, что первым на месте аварии оказался один из местных жителей, в годы Второй мировой войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь. Он-то и обнаружил едва дышащую стюардессу среди мёртвых тел пассажиров и помог ей. Вероятно, это и спасло девушке жизнь. Но врачи ещё долго не верили, что она выживет. Даже когда Весна пришла в себя, они сомневались в этом. Но шли дни, и молодой организм всё уверенней и уверенней справлялся с полученными травмами.

Спустя два месяца после аварии Вулович на самолёте отправили из Праги в Белград. Были опасения, что полёт может негативно отразиться на психическом состоянии девушки — всё-таки падение с такой высоты не могло пройти бесследно. К счастью, всё обошлось благополучно — Весна ничего не помнила из событий того страшного дня и поэтому никак не отреагировала на новый полёт. Не боялась она летать и впоследствии. А в белградской больнице у входа в её палату постоянно дежурил полицейский — власти опасались, что хорватские террористы попытаются расправиться с опасной свидетельницей: Вулович была единственной, кто видел предполагаемого преступника, и дала его описание. Кстати, так и неизвестно, удалось его арестовать или нет — чудесное спасение затмило собой все остальные подробности той катастрофы. Этот случай даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый высотный прыжок без парашюта.

Любопытная деталь. Когда Весна приехала в Лондон на церемонию вручения сертификата о занесении в Книгу рекордов, одновременно с ней аналогичный документ получал Пол Маккартни, кумир её юности.

В сентябре 1972 года Вулович выписали из больницы. Летать ей запретили, но она продолжала работать в авиакомпании JAT — занималась оформлением грузовых контрактов. Своё рабочее место Весна покинула спустя восемнадцать лет из-за несогласия с политикой тогдашнего югославского лидера Слободана Милошевича.

В 1977 году Весна Вулович вышла замуж и пятнадцать лет счастливо прожила в браке. Потом, как говорит она сама, также «счастливо» развелась. Вот только детьми Весна так и не смогла обзавестись.

Два журналиста в Праге расследовали легендарную историю 36-летней давности, когда югославская бортпроводница Весна Вулович (ей было тогда 22 года) чудесным образом выжила после падения с высоты 10 тысяч метров. По версии правительства Югославии, самолет был взорван над территорией Чехословакии хорватскими националистами, однако Питер Хорнунг и Павел Тейнер считают, что эта история была сфабрикована коммунистами, чтобы скрыть ошибку.

Самолет компании «Югославские авиалинии», летевший рейсом JU 367, разбился 26 января 1972 года рядом с деревней Сербска Каменице (нынешняя территория Чехии). Весне Вулович единственной удалось выжить в этой катастрофе, унесшей жизни 27 человек. В 1985 году она попала в Книгу рекордов Гиннесса за выживание при падении без парашюта с рекордной высоты.

Однако пражские журналисты, основываясь на засекреченных документах чешской гражданской авиации, утверждают, что самолет был сбит на меньшей высоте, и не хорватскими националистами, а чехословацкими ВВС. Это было сделано по ошибке, и чтобы скрыть ее, тайная полиция выдумала версию о падении с рекордной высоты, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The Guardian.

Журналисты заявляют, что, судя по всему, самолет из-за неполадок отклонился от курса. По словам Хорнунга, «он начал резкое снижение и оказался рядом с засекреченной военной зоной» - всего в двух минутах полета от хранилища ядерного оружия. По данным расследования, самолет распался на части на высоте примерно 800 метров, а не 10 тысяч, как утверждается официально.

В пользу теории о том, что самолет был принят за источник военной угрозы, говорит тот факт, что в момент инцидента в воздухе предположительно находились советский лидер Леонид Брежнев и его коллега из ГДР Эрих Хонеккер, возвращавшиеся с конференции в Праге.

По официальной версии, Вулович в момент катастрофы находилась в хвостовой части самолета, однако очевидцы неоднократно упоминали, что она была найдена в его средней части, в районе крыльев.

Кроме того, жители деревни Сербска Каменице говорили, что видели самолет еще не поврежденным, но в огне, и он находился ниже края облаков. Лишь затем он взорвался. Очевидцы также утверждают, что в небе в тот момент находился еще один самолет.

История до сих пор остается загадкой, черные ящики самолета так и не были найдены.

Сама Вулович о катастрофе ничего не помнит. После падения у нее был поврежден череп, сломаны ноги и три позвонка. Она была временно парализована, но затем смогла вернуться к нормальной жизни и стала национальной героиней Югославии. Вулович опять вернулась в авиацию, и была уволена лишь в 1990 году - за участие в демонстрациях против Слободана Милошевича.

Как пишет издание, ходят слухи, что ее не арестовали только из-за того, что она уже была легендарной личностью и национальной героиней.

Сейчас 59-летняя Весна Вулович живет в Белграде и занимается политикой, протестуя против сербского национализма. Прошлым летом в интервью газете The New York Times она сказала о себе: «Я как кошка… у меня девять жизней. Но если националисты победят в этой стране, мое сердце разорвется».


Авиационные происшествия появились вместе с воздухоплаванием, но только к 40-м годам 20 столетия эти случаи стали фиксироваться. В рейтинг попали люди, выжившие в авиакатастрофах. Рассмотрены 10 случаев, когда из всех пассажиров в живых остался только один человек.

10. Джулианна Диллер Кёпке (24 декабря 1971 г.) - единственная выжившая в авиакатастрофе семнадцатилетняя девушка. В ту страшную ночь она находилась на борту лайнера перуанской авиакомпании вместе с родителями. Началась гроза, и в самолет ударила молния. Воздушная машина стала разваливаться на высоте 3200 метров и упала в тропический лес. Обломок, на котором было установлено кресло Джулианны, отвалился еще в воздухе. Он летел вниз через бушующую стихию и вращался с бешеной скоростью по кругу. Обломок вместе с Джулианной приземлился на кроны деревьев, что и спасло девушку. У нее оказалась сломана ключица, и были многочисленные раны. Выжившая нашла в себе силы, чтобы встать и идти искать помощь. Наткнувшись в джунглях на ручей, она пошла вниз по его течению. На десятый день Джулианна вышла к поселению. История героической девушки легла в основу нескольких художественных фильмов.

9. Весна Вулович (26 января 1972 г.) - двадцатидвухлетняя стюардесса, выжившая в авиакатастрофе и попавшая в книгу Гиннеса за падение с высоты в 10 километров без парашюта. В момент, когда авиалайнер пролетал над Чехословакией на высоте 10160 метров, на судне произошёл взрыв. Югославская стюардесса по воле судьбы оказалась в этот день на борту - она подменяла свою коллегу. Ветки деревьев, на которые упала девушка, смягчили удар. Вулович почти месяц не приходила в себя и полтора года пролежала на больничной койке. Несмотря на это вынужденная рекордсменка смогла вернуться к обычной жизни и продолжила работу в авиации, но только в наземной службе.

8. Лариса Савицкая - выжившая в авиакатастрофе двадцатилетняя девушка (24 августа 1981 г.). Вместе со своим мужем молодая женщина возвращалась домой из свадебного путешествия. Над городом Завитинском на высоте 5220 метров в их самолет АН-24 врезался бомбардировщик. Погибли все люди в двух самолетах (37 человек). Девушка находилась в хвостовой части разломившегося АН-24. С пятитысячной высоты Лариса падала на большом обломке. Падение продолжалось 8 минут. Кусок авиалайнера вместе с пострадавшей упал на берёзовые насаждения, что смягчило силу удара. Выжившая в авиакатастрофе Лариса в одиночестве провела две ночи в лесу. Несмотря на сотрясение мозга, многочисленные ссадины и травмы, она могла самостоятельно передвигаться. Для всех пассажиров были подготовлены могилы, в том числе и для Ларисы. Поисковики опешили, увидев ее живой. Женщина попала в Книгу рекордов Гиннеса дважды: как человек, единственно выживший в авиакатастрофе и, как пассажир, получивший минимальную компенсацию – 75 рублей.

7. Джордж Лэмсон (21 января 1985 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в США, штате Невада. Семнадцатилетний парень возвращался с отцом на самолете Локхид Л-188 Электра с горнолыжного курорта. Неожиданно воздушное судно сильно накренилось на один бок и стало падать. Джордж прижал колени к груди в тот момент, когда самолет ударился о землю. Вместе с сиденьем его вынесло из фюзеляжа за мгновение до взрыва. Именно этот фактор и спас жизнь юноше. Причиной случившейся трагедии, в которой погибло 70 человек, стала ошибка пилотирования в оценке обстановки, в результате чего Локхид Л-188 Электра потерял скорость и упал.

6. Сессилия Сичан (16 августа 1989 г.) - четырехлетняя девочка, выжившая в авиакатастрофе, произошедшей в Детройте и унесшей жизни 154 человек. Самолету так и не удалось набрать высоту. Еще на взлете он зацепил крылом башню освещения, отчего оно отвалилось и загорелось. Лайнер повело вправо, и вторым крылом он пробил крышу здания. Воздушное судно просто развалилось на куски, которые разбросало почти по километровой площади. Сессилию нашел под обломками пожарный. После многочисленных переломов и ожогов девочка смогла восстановиться. Родители Сессилии стали жертвами этой же трагедии. Сейчас девушка летать не боится, считая, что «снаряд не бьет в одно место дважды».

5. Девятилетняя Эрика Дельгадо (11 января 1995 г.) оказалась в списке людей, единственно выживших в авиакатастрофах благодаря своей матери. Вместе с семьей она находилась на борту, совершающем рейс из Боготы в Картахену (Колумбия). Причиной страшной катастрофы стала неисправность приборов судна, которое рухнуло на землю при заходе на посадку. В момент падения мать вытолкнула ребёнка из разваливавшегося лайнера, и девочка упала в озеро, заросшее водорослями. Спас ее местный фермер, услышав крики о помощи. Эрика отделалась переломом руки, остальные пассажиры и члены экипажа (52 человека) погибли.

4. Юсеф Джиллали (6 марта 2003 г.) - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей в городе Таманрассет (Алжир). Самолёт Boeing 737-200 потерпел крушение при взлёте из-за отказа двигателя. Находясь в воздушном пространстве из-за возгорания мотора, судно начало стремительно терять скорость. Боинг упал в каменистой местности, неподалёку от аэродрома и разлетелся на части. Из 104 человек экипажа удалось спастись только двадцативосьмилетнему военнослужащему Джиллали. Пострадавший получил множество переломов и находился в коме. Но спустя сутки молодой человек пришёл в себя, и его жизнь находилась вне угрозы.

3. Воскресным утром (27 августа 2006 г.) в штате Кентукки на борту самолета, совершавшего рейс Лексингтон-Атланта, начался пожар. Машина рухнула в километре от аэропорта. Все пассажиры и члены экипажа (49 человек) погибли. Пожар был настолько сильным, что не было возможности опознать тела. Лишь второму сорокачетырёхлетнему пилоту Джеймсу Полехинке удалось спастись. Пожарные вытащили его из кабины горящим. Причина случившейся катастрофы - использование пилотами более короткой взлетной полосы. В результате этого воздушная машина, протаранив железное ограждение и врезавшись в дерево, разрушилось и загорелось.

2. Тринадцатилетняя Бахия Бакари - единственная выжившая пассажирка, летевшая рейсом Париж - Коморы (30 июня 2009 г.). За считанные минуты до посадки воздушное судно стало стремительно падать и рухнуло в воды Индийского океана. Девочка не может описать обстоятельства произошедшего, так как спала. Предположительно, ее выбросило через иллюминатор. Бахия 14 часов ждала помощи спасателей, дрейфуя в открытом океане на не утонувшем обломке лайнера. Так она оказалась единственной уцелевшей из 153 человек.

1. Бортинженер Александр Сизов - выживший в авиакатастрофе, случившейся 7 сентября 2011 года под Ярославлем. В тот роковой день воздушное судно Як-42 должно было доставить хоккеистов «Локомотива» на матч в город Минск. Проскочив всю взлётную полосу, самолёт начал подниматься с грунта, резко завалившись на левое крыло. После этого машина рухнула, разлетевшись на части, которые отбросило на несколько сотен метров в округе. В себя Александр пришёл только, когда оказался в горящей от керосина реке. Несмотря на многочисленные переломы и последующие операции пятидесятидвухлетнему пассажиру удалось выжить. Причиной трагедии, случившейся на борту Як-42, стала ошибка экипажа при взлете самолёта.

В августе 1981 года супруги Лариса и Владимир Савицкие возвращались домой после свадебного путешествия. Их свадьба была еще весной, но медовый месяц решили перенести на лето - ведь Лариса была студенткой и не могла прерывать учебу.
Молодожены вылетали из Комсомольска-на-Амуре в родной Благовещенск. Они устроились в хвостовой части самолета Ан-24РВ и мирно задремали…
Внезапно Лариса проснулась от страшного удара. На высоте 5 200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Ту-16! У пассажирского лайнера оторвало крылья и срезало верхнюю часть фюзеляжа… «Повсюду были слышны крики. Я повернулась к мужу, и увидела, что он уже мертв - его убило осколками. Я попрощалась с Володей и стала ждать смерти», - вспоминает Лариса о тех событиях.
«Пока мы падали, у меня перед глазами внезапно промелькнули кадры из американского фильма “Чудеса еще случаются”, который мы недавно смотрели с Володей в кинотеатре. Там девушка также попала в авиакатастрофу и, вжавшись в свое кресло, падала над джунглями. По ее примеру я перебралась к креслу возле иллюминатора, чтобы видеть, сколько осталось до земли, и вцепилась в него мертвой хваткой.»
Через несколько часов после падения Лариса пришла в себя. Она оказалась единственной выжившей из почти сорока пассажиров.

«Когда я открыла глаза, то прямо перед собой в нескольких метрах увидела своего мужа. Казалось, что он хотел меня видеть и таким образом попрощался со мной», - рассказывает Лариса о минувших событиях.
В результате падения женщина получила многочисленные травмы. У нее были сломаны позвоночник, рука и несколько ребер, выбиты зубы, а также было серьезное сотрясения мозга. Но из-за шока Лариса не чувствовала боли. Она соорудила себе небольшой убежище, грелась при помощи чехлов от сидений и укрывалась куском полиэтилена от дождя и комаров.
Три долгих дня Женщина провела в тайге, прежде чем ее обнаружила наземная поисковая группа. До этого ее несколько раз видели пилоты вертолетов, но приняли за кухарку геологической экспедиции. Никто и подумать не мог, что после такой аварии могут быть выжившие.


Советская власть засекретила факт авиакатастрофы. Ни в одной газете о произошедшем не написали ни строчки. А возле палаты, где в течении трех месяцев Лариса приходила в себя, постоянно дежурило двое людей в штатском, не пуская к ней никого из друзей. Впрочем, то была обычная практика: самолеты в СССР тех лет падали по несколько штук в год, а любая информация о катастрофах в Союзе всегда скрывалась.
«От родителей я узнала, что они уже вырыли для меня могилу. Родственников всех пассажиров того рейса оповещали об их смерти по списку. Кроме того, родители посоветовали мне никому не рассказывать о произошедшем. С ними провели работу соответствующие органы и настойчиво попросили молчать», - рассказывала Лариса.


После ужасной авиакатастрофы Лариса Савицкая два раза внесена в книгу рекордов Гинесса:
- как выжившая после падения с высоты 5200м,
- и как получатель минимальной суммы компенсации ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей
По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и четверть ее - 75 руб. для выживших.
После авиакатастрофы Ларису парализовало, но она все же смогла выкарабкаться, хотя и вынуждена была перебиваться случайными заработками и даже голодала.
В 1986 году Лариса родила сына Гошу, и они вдвоем долгое время существовали на пособие по уходу за ребёнком.
В двухтысячных годах Лариса Савицкая давала интервью, хотя и неохотно. Сложными в ее жизни, возможно, были не те дни в тайге, которые она провела рядом с остатками самолета и телом мужа, а все последующие годы. Но, необыкновенное везение в сочетании с не менее необычным хладнокровием выручило ее и здесь.
А однажды, в одном из интервью, Лариса Савицкая сказала: «Если меня здесь оставили, значит, что-то еще я должна сделать…».


То самое место падение самолета