Закон о провозе багажа в самолетах. Новые нормы и правила провоза багажа и ручной клади в самолете

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.

С 5 ноября 2017 года для всех авиакомпаний РФ начали действовать новые правила перевозки багажа. Теперь установлен максимальный и минимальный вес багажа, который может перевозить перевозчик. Плюс, под влиянием санкций и контра санкций изменилось и таможенное законодательство. Что нужно знать путешественнику перед тем, как собирать багаж? Давайте разбираться.

Правила

Основной нормативный акт («Общие правила воздушных перевозок»), ранее определявший требования к деятельности авиакомпаний, отличался довольно неточными положениями. Некоторые авиаперевозчики устанавливали довольно жесткие нормы, другие же делали послабления. Но 5 октября 2017 г. был подготовлен ФЗ О внесении поправок в главный документ (5 ноября он вступил в силу).

Законом установлены следующие типы тарифов для перевозчиков:

  1. Возвратный с багажным местом.
  2. Невозвратный с нормой багажа.
  3. Невозвратный без нормы бесплатного багажа.

Под багажом понимают сумки, коробки, чемоданы, которые пассажир сдает на хранение в багажное место, предварительно взвешивая во время регистрации.

Итак, законом установлено, что максимальный вес одного багажа равен 30 кг (ранее багажное место могло весить не более 32 кг.). Но эта норма может меняться в зависимости от того, по какому тарифу был приобретен билет. Скажем, бизнес-класс не имеет таких ограничений, которые действуют для эконом-класса.

Согласно прежним правилам, каждый перевозчик мог устанавливать свои правила провоза багажа. Сейчас же ввели единые нормы для всех авиакомпаний нашей страны (исключение – лоукостер «Победа»). При этом учтите, что положения закона распространяются только для российских компаний! Зарубежные организации действуют в рамках законодательства своего государства.

Разрешено поделить весь багаж по весу:

  • До 10 кг (бесплатно).

Причем порог веса, при котором перевозка багажа осуществляется бесплатно, действует для всех кампаний (прежде каждая фирма самостоятельно устанавливала данную норму). Так что перевозчик обязан вам предоставить отделение, рассчитанное на 10 кг, даже если ваш багаж весит меньше. Однако это является минимально допустимым весом: сам авиаперевозчик может в тарифе увеличить верхний предел.

  • 10-30 кг.

В данном случае авиакомпания самостоятельно определяет некоторые нюансы: следует предварительно ознакомиться с тем, какой вес багажа допускается согласно выбранному тарифу перелета. Верхний предел также может устанавливаться самостоятельно (допустим, 20, 22 и т.д., но, не превышая при этом 30 кг).

  • Больше 30 кг.

Все чемоданы и сумки, превышающие 30 кг и установленные габариты, признаются тяжеловесным грузом. За лишние килограммы также придется доплатить, но уже по особым расценкам, рассчитанным на тяжелый груз. Цена также устанавливается компанией.

Смотрите виде о новом законе провоза багажа:

Новые правила сохраняют право объединить вещи двух и более пассажиров в одно багажное место (для этого нужно сложить все вещи в один чемодан или коробку). Оно также не должно быть больше 30 кг.

Помните о том, что некоторые тарифы не включают в себя провозку багажа. Такие билеты намного дешевле, но в таком случае вы можете лететь только с ручной кладью. Узнать о том, какие возможности включены в тот или иной тариф, можно на сайте перевозчика (в разделе «Провоз багажа»).

Есть ряд общепринятых норм, касающихся провозимых в багажном месте вещей:

  • Чемоданы, сумки и коробки должны быть в исправном состоянии: без трещин, поломок и т.п.
  • Не желательно провозить в багаже предметы и литературу какого-либо религиозного содержания.

Сколько стоит перевес?

Перевес – это ситуация, когда при взвешивании в аэропорту было определено, что багаж весит больше той нормы, что установлена перевозчиком в тарифе. Иначе говоря – сверхнормативный вес. В таком случае пассажир доплачивает за лишние килограммы. Либо же превышено количество багажных мест.

Цена и порядок оплаты лишних килограмм вычисляется согласно тарифу перелета. Соответственно, для бизнес-класса стоимость будет выше, чем для эконом класса.

Допустим, гражданин приобрел билет на рейс СПб-Москва Эконом-класса. В стоимость данной услуги учли перевозку багажа до 25 кг. Если во время определили, что багаж весит 28, то лишние килограммы придется оплатить или оставить. Стоимость определяет сама авиакомпаний.

  • Коляски и велосипеды.
  • Бытовые приборы.
  • Музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.

Предметы данной категории не должны превышать следующие габариты: 2 м. (суммарно) и 30 кг. Данный груз необходимо указывать в предварительной заявке, т.е. при бронировании. Если при осмотре будет установлено, что требования к размеру и массе были нарушены, перевозчик имеет право отказаться провозить такой багаж.

Цены по авиакомпаниям

Цена за багаж и его размеры складывается из следующих параметров:

  1. Тарифного плана билета.
  2. Параметров самого багажного места: количество, вес, размер и т.п.

Пассажиры имеют право вернуть деньги за багажное место, если оно не было использовано. Это же касается случая, если было куплено два места, но по факту воспользовались одним.


Некоторые компания предлагают скидки на билеты пассажирам, относящимся к категории получателей льгот. Для этого нужно предоставить подтверждающие документы.

Авиакомпании часто предлагают своим клиентам бесплатный провоз спортивной экипировки и инвентаря. Узнать об этом можно из новостей на официальном сайте. Плюс, на рейсах дальнего перелета могут вводиться дополнительные послабления к другим предметам.

Аэрофлот

Подробнее о правилах провоза багажа авиакомпании Аэрофлот читайте по .

S7 (тариф базовый эконом)

Максимальный вес одного багажного места – 23 кг. В компании действуют различные цены на билеты в зависимости от дальности перелета и статуса пассажира (существует система карт для участников, которые предоставляют им ряд привилегий).

Узнать точную стоимость перелета и провоза багажа можно на официальном сайте S7 Airlines, в разделе «норма провоза багажа», воспользовавшись калькулятором багажа.

Ютэйр

Компания предлагает сразу четыре тарифных плана, в которые входит различные услуги:

  • Лайт – максимально дешевый билет и простой тариф: цена около 2 000 рублей.
  • Промо – самый популярный тариф. Одно багажное место (23 кг). Стоимость чуть больше 3 500 рублей.
  • Стандарт – пакет с расширенным сервисом. От 7 500 рублей.
  • Гибкий – тариф с комплексом нескольких услуг. Цена – 10 000 рублей.

Последние два тарифных плана действуют в категории бизнес-класс, с еще большим количеством возможностей. Максимальная цена – до 23 000 рублей.


Тарифы на провоз сверхнормативного багажа с 1.12.2017 года.


Нормы бесплатного провоза ручной клади:


Победа

Расценки у этого перевозчика начинаются от 500 рублей за 10 кг.

Требования к багажу максимально низкие, что вытекает из принципа работы low-cost перевозчиков – стремление сделать цену на билет как можно ниже, что снижает количество предоставляемых услуг.

Внимательно прочитайте правила и требования на официальном сайте. В ряде случаев перелет может обойтись дороже, чем по билету другой, не лоукост компании.

Уральские авиалинии

Стандартная стоимость провоза 23-килограммового багажа по России – 2 000 рублей. По СНГ – около 25 евро. А вот международные рейсы обойдутся в 50 евро. Сверхнормативный багаж по России выйдет в 2 000 рублей, в пределах СНГ уже в 25 евро, а вот при путешествии международными рейсами – уже 100 евро.

Белавиа

За сверхнормативный багаж (увеличение количества мест, веса, превышение габаритов) компания взимает 50 евро. За часть предметов и вещей также придется доплатить, если она превышает установленный вес.

Нормы бесплатного провоза зарегистрированного багажа

Нормы провоза ручной клади на одного пассажира составляют:

Что можно провозить?

Жидкости

Все жидкости (которые не являются запрещенными), хранящиеся в емкостях больше 100 мл, необходимо складывать в багаж. Причем делать это нужно, даже если они заполнены не полностью.

Спиртное

Любые спиртосодержащие вещества до 24% также складываются в багаж (независимо от количества бутылок). Алкоголь, содержащий от 24 до 70%, хранится в багаже в объеме не более 5 литров максимум.

Шампанское перевозить разрешается , но оно должно быть надежно упаковано. Надежнее будет приобрести его в аэропорту, в отделе дьюти-фри.


Лекарства

Строго запрещено перевозить наркотические и психотропные препараты. Особое внимание уделяется сильнодействующим лекарствам:

  • Антибиотикам.
  • Болеутоляющим.
  • Снотворному и таблеткам от укачивания.
  • Препаратам, содержащим в большом количестве спирт (обычно – в жидком виде).

Разрешается хранить в качестве ручной клади медицинские иглы, но только при наличии соответствующей справки от врача. В ней должно быть указано, что пассажиру необходимы уколы во время полета (к примеру, это касается диабетиков). Если такого документа нет, приборы складываются в багажное отделение.

Фрукты

Фрукты перевозить допускается, но тут есть некоторые нюансы. Если некоторые можно провозить безо всякой опаски (груши, яблоки и т.п.), то другие же во время транспортировки или переноса грузчиками (виноград и другие, нетвердые фрукты) могут испачкать ваш багаж и вещи других пассажиров. Поэтому желательно перевозить их в пластиковых контейнерах и других надежных тарах.

На международных рейсах сделать это сложнее, поскольку действует другое таможенное законодательство. Никто не знает, где пассажир взял эти фрукты, как они выращивались и насколько они опасны. Поэтому их (а также растения, орехи и овощи) перевозку нужно согласовывать с санитарной службой страны, куда человек отправляется.

В РФ из-за введенных мер «контр санкций» запрещено ввозить фрукты из нескольких десятков стран. Поэтому заранее проконсультируйтесь по этому вопросу с компанией перевозчиком. В противном случае вам может грозить штраф (как на нашей границе, так и в другом государстве).


Что нельзя провозить?

Есть некоторые предметы и вещи, запрещенные к провозу в багаже, по причине нарушения безопасности. Было зафиксировано, что нельзя перевозить в багажном отделении:

  • Инфекционные, радиоактивные, намагниченные и токсичные вещества.
  • Кислоты, щелочи, растворители ртуть и т.п.
  • Оружие и сигнальные устройства.
  • Батареи.
  • Зажигалки, лаки для волос и иные возгорающиеся вещества.

Оружие (холодное и огнестрельное) можно провезти только при наличии разрешительной документации.


Вопрос-ответ: можно ли провозить?

Здесь будет рассказано, можно ли провозить:

Нож

Разрешается провозить, если он подходит под установленные нормы (длина лезвия хозяйственного ножа должна быть не более 10 см, а складного – не больше 6 см). При этом его нужно надежно упаковать. Можно провозить сувенирные ножи, но владелец должен предоставить сертификат от продавца, подтверждающий такое предназначение предмета.

Ноутбук

Можно провозить, как и другие электронные гаджеты . Однако они должны быть надежно упакованы. Чаще всего его берут с собой, как ручную кладь.

Сигареты

Их провозить разрешается. Таможенная служба постановила, что в страну не следует перевозить больше 200 сигарет, 50 сигар или 250 гр. табака. Схожие требования действуют и в пределах Евросоюза, и в США.

Мясо, колбаса, консервы

Разрешается провозить еду, если она не является скоропортящейся: т.е. разрешено складывать консервы, колбасы, приготовленное мясо и т.д.

Шампуни, дезодоранты

Можно, а также другие предметы личной гигиены можно складывать в багаж, если они не являются возгорающимися веществами. А вот лезвия, бритвы и маникюрные ножницы следует хранить только в сдаваемый багаж, поскольку являются опасными предметами.

Правила провоза острых предметов в ручной клади и багаже:

Несмотря на изменения в законодательстве и введение норм веса, перевозчик самостоятельно определяет, какие услуги он предоставляет в рамках того или иного тарифа, и многие вопросы по-прежнему нужно заранее согласовывать с авиакомпанией. Причем опираться при перевозе багажа нужно не только на воздушное, но и на таможенное законодательство страны.

Совет федерации одобрил закон об отмене обязательной нормы провоза багажа, включенного в стоимость невозвратного авиабилета. Нововведения вступят в силу осенью.


Какие нормы действовали до сих пор


Ст. 106. Воздушного кодекса РФ предусматривает, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. При этом «нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира». Конкретные правила устанавливались авиакомпаниями.

Какие изменения одобрены Советом федерации


В одобренном законопроекте предусматривается, что «договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы... может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа». Конкретные правила устанавливаются перевозчиком, который «обязан информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади». Таким образом, полная отмена бесплатного провоза багажа будет применяться только к невозвратным тарифам.

Кроме того, вместо «вещей, находящихся при пассажире», в кодекс введено понятие «ручная кладь». Отдельно оговаривается право «бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком».

Закон вступит в силу через 60 дней после подписания президентом и опубликования.

Что предлагает Минтранс


Министерство транспорта разработало свой проект поправок в Федеральные авиационные правила, направленных на регулирование вопросов перевозки пассажиров по договору, не предусматривающему норму бесплатного провоза багажа. Им, в частности, предусматривается:

- Минимальный вес ручной клади , который авиакомпании устанавливают для пассажиров, должен быть не менее 5 кг. Перевозчики могут изменять эту цифру в сторону увеличения.

- Дополнительно без предъявления для взвешивания пассажир сможет провезти только дамскую сумочку или портфель, детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, складную кресло-коляску.

При этом в Минтрансе пояснили , что пассажирам также не запрещено брать в ручную кладь предусмотренные действующими правилами папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру. Все эти вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг.

Данные правила в настоящее время находятся на стадии публичного обсуждения , по итогам которого в них могут быть внесены изменения.

Какие правила действуют в российских авиакомпаниях


Авиакомпании до сих пор трактовали законодательную норму о 10 кг бесплатного багажа по-разному.

«Аэрофлот»

Правилами (тариф «Бюджет») предусматривается бесплатный провоз в багажном отсеке одного места багажа до 23 кг (двух мест на ряде дальних направлений), а также бесплатный провоз в салоне ручной клади массой до 10 кг. Платный провоз багажа (превышение количества мест при норме провоза одного места) стоит 2,5–7,5 тыс. руб. (€50–200, $50–200 на иностранных направлениях). Также действуют отдельные доплаты за превышение веса и размера по сумме трех измерений - 2,5–7,5 тыс. руб. (€100–200, $100–200).

«Победа»

Допускается бесплатный провоз 10 кг багажа в багажном отсеке. В салоне можно бесплатно провозить только следующие вещи: одну дамскую сумочку либо один портфель (не превышающие 75 см по сумме трех измерений), папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки или кресло-коляску). Платный провоз багажа до 10 кг в салоне - 999–2 тыс. руб. (до €35 на иностранных направлениях). Платный провоз в багажном отсеке до 20 кг - 1,5–3 тыс. руб. (€45), до 32 кг - 2,3 тыс. руб.

Пассажир S7, купивший билет «Базовый эконом», может провезти бесплатно в ручной клади коробку или сумку весом до 10 кг и размером не более 55х40х20 см, а также горные лыжи или сноуборд весом до 23 кг. Багаж оплачивается отдельно по тарифной сетке, разделенной на 31 географическую зону. Доплата может составлять до 27,9 тыс. руб. в зависимости от направления, веса и количества мест сверхнормативного багажа. Дороже всего обойдется провоз багажа из Японии в Европу.

Как регулируется провоз багажа за рубежом


В большинстве других стран (в том числе в США и ЕС) регулирование норм багажа отдано на усмотрение авиакомпаний.

Lufthansa

На всех межконтинентальных рейсах пассажиры экономкласса могут бесплатно провозить одно место багажа массой до 23 кг, одну ручную кладь массой до 8 кг (55x40x23 см). На рейсах малой и средней протяженности авиакомпании действуют новые европейские тарифы «Light», «Classic» и «Flex». Самый дешевый тариф «Light» позволяет путешествовать только с ручной кладью и не дает права на перебронирование или возврат билета. Провоз одного места багажа массой до 23 кг оплачивается отдельно. На внутренних рейсах он стоит от €15 (при покупке на сайте компании) до €55 (у выхода на посадку), на международных - €25–55.

Delta Airlines

Бесплатно можно провозить одну ручную кладь (дамская сумочка, портфель, фотоаппарат в чехле, пакет с подгузниками, ноутбук) и одну личную вещь (пиджак, зонт, еду или напиток, купленные после сдачи багажа, покупки из duty-free, коляску, переносное детское кресло, инвалидную коляску или костыли). Размеры ручной клади по длине-толщине-ширине не должны превышать в сумме 114 см. Тарифы на багаж различаются в зависимости от направлений. На внутренних американских рейсах одна сумка до 23 кг стоит $25, вторая - $35. На большинстве международных рейсов первый багаж весом до 23 кг - бесплатно, за второй доплата может достигать $100.

Елена Миклашевская, Елена Федотова, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко

5 ноября 2017 года вступили в силу изменения Правил воздушных перевозок пассажиров, грузов и багажа, внесенные приказом Минтранса РФ 5 октября того же года. Изменения коснулись не только норм бесплатного провоза ручной клади, но также и перечня предметов, разрешенных к бесплатному провозу сверх нормы ручной клади и багажа. Обо всем подробнее читайте далее.

Новые нормы бесплатного провоза ручной клади

С 5 ноября норма бесплатного провоза ручной клади снизилась вдвое — с 10 кг. до 5 кг. Норма может быть увеличена авиакомпанией в качестве конкурентного преимущества, но по закону не может быть уменьшена.

К сожалению, как видите норма снизилась, аж, в 2 раза. Но радует то, что расширен список предметов, которые можно провозить бесплатно сверх нормы ручной клади. Впрочем, 5 кг. — хороший вес, и для пассажиров, путешествующих налегке этого обычно вполне достаточно.

Список предметов сверх нормы ручной клади

Дополнительно к норме ручной клади бесплатно можно провозить следующие предметы:

  • мужской портфель;
  • дамская сумочка;
  • верхняя одежда;
  • одежда в портпледе;
  • букет цветов;
  • детское питание;
  • детская коляска;
  • лекарства;
  • рюкзак;
  • товары из магазинов «дьюти-фри».

Обратите внимание, что в привычный список внесены рюкзаки и покупки в «дьюти-фри» (а также лекарства). Это случилось благодаря долгим и острым обсуждениям между общественностью, авиакомпаниями и контролирующими организациями.

Однако, имейте ввиду, что габариты (размеры и вес) разрешенных к бесплатному провозу рюкзаков устанавливаются самой авиакомпанией. Так что, перед перелетом внимательно изучайте правила и нормы авиакомпании, с которой летите. Дабы, неприятных сюрпризов в аэропорту не было. И не пришлось бы переплачивать втридорога за то, что не входит в нормы, установленные перевозчиком.

Важно: в списке предметов, разрешенных к бесплатному провозу сверх нормы ручной клади нет ноутбука, видео- и фотокамеры, телефона, планшета, смартфона, электронных книг и других электронных устройств, поскольку они могут быть убраны в сумку, портфель или рюкзак. Но перевозить их на борту можно, и бесплатно.

Зонт из списка исключен. Так что, за него могут потребовать дополнительную плату. Имейте ввиду. Лучше спрятать его в сумку.

Еще одно важное изменение, которое вступило в силу 5 ноября 2017 года — отмена маркировки ручной клади для тех пассажиров, которые прошли электронную регистрацию на рейс. То есть, если вы летите только с ручной кладью и уже зарегистрировались, вам не нужно выстаивать очередь, чтобы получить бирку на ручную кладь. Но, имейте ввиду, что служба авиакомпании все также будет контролировать размеры и все ручной клади. Для этого будет производиться взвешивание (и замеры при необходимости) перед посадкой пассажиров.

Новые нормы провоза багажа

Для невозвратных тарифов с багажом введена минимальная норма бесплатного провоза багажа в 10 кг. Авиакомпании могут увеличивать эту норму, но меньше она быть не может. По любому из установленных тарифов: невозвратные без багажа, невозвратные с багажом, возвратные с багажом — пассажир имеет право на бесплатный провоз ручной клади весом до 5 кг., а также предметов сверх нормы провоза ручной клади.

Сверх установленных норм пассажир также может провезти бесплатно один из следующих предметов:

  • трость;
  • костыли;
  • складное кресло-коляска;
  • ходунки.

В зависимости от размеров перечисленных предметов, они могут быть размещены в салоне, либо сданы в багаж сверх бесплатной нормы.

Важно: еще одно важное изменение коснулось правил объединения багажа пассажиров, следующих вместе. Теперь, по просьбе следующих вместе пассажиров — один рейсом, в один и тот же аэропорт (это могут быть коллеги, члены семьи, друзья) — сотрудники авиакомпании обязаны применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа. Это правило относится только к бесплатной норме провоза багажа.

МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Принятый 25 июля закон, предусматривающий отмену условно бесплатного багажа для невозвратных билетов на самолеты, должен снизить стоимость авиабилетов на 10-20%. Однако некоторые эксперты видят в этом законе и в поправках в Федеральные авиационные правила, разработанные в рамках законопроекта, лишь возможность для авиакомпаний нарастить доходность авиаперевозок. Минтранс при этом обещает, что права пассажиров нарушены не будут, а условия перевозки пассажиров не ухудшатся.

Совет Федерации 25 июля на пленарном заседании одобрил закон, который позволяет не брать с авиапассажира деньги за перевозку багажа в случае, если он летит только с ручной кладью. Закон вступит в силу по истечении 60 дней после дня его официального опубликования. Более того, накануне Минтранс на официальном сайте раскрытия правовой информации опубликовал проект поправок к Федеральным авиационным правилам (ФАП), регламентирующий правила провоза ручной клади.

По сути, закон отменяет обязательство перевозчика условно бесплатно провозить багаж в 10 кг на каждого пассажира. На данный момент стоимость перевозки багажа включена в стоимость билета по определению, она не выносилась как отдельная услуга, доплаты требовал только сверхнормативный багаж. Согласно законопроекту, новая норма будет распространяться только на невозвратные билеты.

Как сообщил ТАСС министр транспорта Максим Соколов, норма направлена исключительно на удешевление стоимости авиаперевозок для пассажиров и может снизить стоимость билетов по невозвратным тарифам авиакомпаний на 10-20%.

Букет, зонт и телефон

Более того, существует перечень из 16 предметов, которые разрешены к бесплатной перевозке в салоне самолета. В него входят, в том числе, дамская сумочка или портфель, папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, книги или журналы, мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, костюм в портпледе, детская люлька, костыли, складная коляска. Но новые поправки Минтранса вводят обязательство для перевозчика по невозвратному тарифу провозить не менее 5 кг ручной клади на пассажира. Также поправки в ФАП значительно сокращают перечень бесплатных для провоза предметов, в том числе из перечня исключены мобильные телефоны, книги и ноутбуки.

Если законопроект по отмене условно бесплатного багажа для невозвратных билетов уже, кажется, получил поддержку на всех уровнях, то поправки Минтранса стали поводом для дискуссии как и чиновников, так и экспертов отрасли.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уже назвала проект поправок в ФАП "глупостью" и "коллективной безответственностью". В Минтрансе же, в свою очередь, пояснили, что министерство предлагает оптимизировать набор ручной клади не исключая из нее привычные вещи для пассажира на борту. Список предметов хоть и сокращен, но, как пояснили в пресс-службе министерства, "в то же время пассажиру не запрещено убирать в ручную кладь: папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру, что, по сути, всегда и находится в ручной клади у пассажира". Таким образом, перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг, отмечают в Минтрансе.

Как сообщил ТАСС Соколов, Минтранс РФ намерен в течение двух месяцев завершить работу над обновленными ФАП.

При этом в Общероссийском объединении пассажиров посчитали, что поправки не отражают интересов пассажиров.

"В нынешней редакции данные поправки не отражают интересов пассажиров, а учитывают только интересы авиакомпаний", - говорится в обращении объединения, направленном в Минтранс (его копия есть у ТАСС).

Реакция авиакомпаний

Авиакомпания "Победа" (входит в группу "Аэрофлот", которая активно лоббировала принятие поправок - прим. ТАСС) уже заявила, что готова снизить базовые тарифы в случае отмены существующей обязанности всех авиакомпаний включать в любые тарифы, в том числе невозвратные, провоз багажа.

"Снижение тарифов может достигать 20%, - говорится в сообщении компании.- Такая мера необходима для успешного развития лоукостеров, один из основных принципов работы которых заключается в возможности предложить клиенту низкую плату за перелет в обмен на отказ от большинства услуг, в которых клиент не нуждается".

Сейчас около 40% пассажиров "Победы" путешествуют налегке и не пользуются правом провоза 10 кг багажа и большинства личных вещей, предусмотренных федеральными авиационными правилами, отмечается в сообщении компании.

В "Аэрофлоте", который поддерживает имидж премиального перевозчика, ТАСС сообщили, что не планируют вводить безбагажные тарифы. "Цены на авиабилеты в эконом-классе в связи с принятием нового закона не изменятся. Кроме того, наша авиакомпания планирует оставить без изменений норму провоза ручной клади в салоне самолета", - сообщили ТАСС в пресс-службе компании.

В авиакомпании "Сибирь", третьей по количеству перевезенных пассажиров компании, ТАСС также сообщили, что не планируют изменять систему тарифов.

"Нас положения законопроекта устраивают, но менять свою систему тарифов мы не планируем", - сообщили ТАСС в пресс-службе компании. Правда, сейчас у авиакомпании и так есть безбагажный тариф, который допускает провоз только ручной клади в салоне самолета. Недавно суд города Обь в Новосибирской области признал незаконным такой тариф.

Без багажа - дешевле?

По мнению генерального директора агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилла Фаминского, после отмены бесплатного провоза багажа и сокращения допустимого объема ручной клади стоимость авиаперелетов может, наоборот, увеличиться.

"Я рассматриваю это решение как шаг в сторону либерализации рынка, - говорит он. - Это даст дополнительные преимущества для пассажиров лоукостеров и снимет проблему трактования воздушных правил. Но в целом, безусловно, это увеличит стоимость перелета, так как первым и самым очевидным решением для авиакомпаний будет снижение допустимой нормы ручной клади до минимума и взимание платы за превышение".

Снижение нормы бесплатного провоза ручной клади позволит компаниям увеличить доходность перевозок, но при этом может повлечь за собой нарушение прав пассажиров, считает сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

"Несмотря на рост перевозок, доходность авиакомпаний в 2017 году снижается: основной рост производственных показателей сейчас обусловлен ценовым демпингом. Попытка отменить бесплатную норму ручной клади - один из инструментов наращивания доходности", - считает он.

По словам эксперта, в России, скорее всего, найдутся перевозчики, которые решат буквально читать закон и введут на рейсах дополнительную плату за провоз верхней одежды или ноутбука, который не влезает в разрешенный портфель или дамскую сумочку.

Как сообщил ТАСС Соколов, новые правила не предполагают ухудшения условий для пассажиров. Чтобы при реализации новой нормы законодательства гарантировать права пассажиров в части провоза ручной клади, в федеральных авиационных правилах будут содержаться требования к перевозчику, отметил он.

По мнению директора по развитию OneTwoTrip Аркадия Гинеса, в краткосрочной перспективе отмена обязательного багажного места в 10 кг может также спровоцировать борьбу за пассажиров, наиболее критичных к стоимости билетов.

"Это, в свою очередь, может привести к снижению стоимости авиабилетов самых дешевых безбагажных тарифов", - отмечает он.

Сейчас докупка одного дополнительного места багажа по текущим "безбагажным" тарифам в среднем обходится в 2000 рублей или €50 (на международных рейсах - прим. ТАСС) за чемодан весом до 23 кг, говорит Гинес.

Для сравнения, крупнейший в мире лоукостер Ryanair разрешает бесплатно проносить на борт небольшой чемодан на колесах размерами 55х40х20 см и весом не более 10 кг и одну небольшую сумку в 35х20х20 см. Если пассажир нарушает правило, то компания штрафует его на £50. Условно бесплатного багажа у компании нет, стоимость багажного места в отсеке, в зависимости от тяжести багажа, варьируется от €10 до 60.