Красоты индии по версии юнеско. Наследие юнеско в индии Интересные природные и культурные объекты в индии

Что такое объекты всемирного наследия и почему их охраняют?

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial, исп. Patrimonio de la humanidad, нем. Weltkulturerbe) - природные или созданные человеком объекты особой культурной, исторической или экологической значимости. Главная цель списка всемирного наследия - сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде.

По состоянию на 2015 год в Списке всемирного наследия - 1031 объект, из которых 802 являются культурными, 197 - природными и 32 - смешанными. Они находятся в 163 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Для внесения объектов в список всемирного наследия были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного наследия - этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами в списке наследия появились природные объекты и для них был составлен свой перечень критериев из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них.

Культурные критерии

1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.

2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.

3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.

4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).

Природные критерии

7. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

8. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

9. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

10. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.

Список и описание объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии

Недалеко от садов мавзолея Тадж-Махал расположен важный памятник XVI в., относящийся ко времени Великих Моголов и известный как Красный форт Агры. Эта мощная крепость, построенная из красного песчаника, окружает своими стенами длиной 2,5 км столичный город могольских правителей. Здесь расположен целый ряд сказочно прекрасных сооружений, таких как дворец Джахангира и Кхас-Махал, построенный Шах-Джаханом, зал для аудиенций – Диван-и-Кхас, а также две очень красивых мечети.


Первые буддийские памятники в пещерах Аджанты относятся к II и I вв. до н.э. Во времена правления Гуптов (V-VI вв.) много других, более богато декорированных, пещерных храмов прибавилось к первоначальной группе. Росписи и скульптуры пещер в Аджанте признаны шедеврами буддийского религиозного искусства, имеющими огромное художественное значение.

Эти 34 монастыря и храма, растянувшиеся на расстояние более 2 км, высечены друг за другом в стене высокого базальтового обрыва недалеко от города Аурангабада в штате Махараштра. Благодаря Эллоре, с ее непрерывной преемственностью в формировании наследия в период 600-1000 гг., следы древней индийской цивилизации дошли до наших дней. Эллора – это не только комплекс уникального художественного творчества и технических достижений. Это также иллюстрация духа терпимости, характерного для древней Индии, что подтверждается расположенными рядом святилищами буддизма, индуизма и джайнизма.



Великолепный мавзолей из белого мрамора был возведен в Агре между 1631 и 1648 гг. по приказу могольского императора Шах-Джахана в память о его любимой жене. Тадж-Махал – это жемчужина мусульманского искусства в Индии и один из всеми признанных шедевров всемирного наследия.


Освещаемый лучами восходящего солнца, храм в Конараке на берегу Бенгальского залива – это монументальное воплощение колесницы бога Солнца – Сурьи, увлекаемой упряжкой из шести лошадей. Ее 24 колеса украшены символическими изображениями. Этот храм, воздвигнутый в XIII в., является одним из наиболее известных брахманских святилищ в Индии.

Этот парк, расположенный в центре штата Ассам, является одной из немногих в восточной Индии областей с нетронутой человеком природой. Здесь обитают однорогие носороги (самая крупная в мире популяция этого вида), тигры, слоны, пантеры и медведи, а также огромные скопления птиц.

Эти бывшие охотничьи угодья махараджи, преобразованные затем в охраняемую территорию, служат одним из важнейших мест зимовки для огромного числа перелетных околоводных птиц из Афганистана, Туркмении, Китая и Сибири. Приблизительно 364 вида птиц, включая редкого сибирского журавля, зарегистрировано на территории парка.


На пологих склонах в предгорьях Гималаев, где покрытые лесом холмы соседствуют с тростниковыми зарослями и тропическим лесом, отмечено исключительное разнообразие диких животных, включая множество редких и исчезающих видов, таких как тигр, карликовая дикая свинья, однорогий носорог и индийский слон.


Церкви и монастыри Старого Гоа, бывшей столицы Португальской Индии (особенно церковь Бон-Иезус, где находится саркофаг с мощами Св. Франсиска Ксавье), являются яркой иллюстрацией процесса христианизации Азии. Эти памятники содействовали распространению стилей мануэлино, маньеризма и барокко во всех странах Азии, где существовали португальские миссии.


Фатехпур-Сикри (или «Город Победы»), построенный во второй половине XVI в. императором Акбаром, был столицей империи Моголов всего около 10 лет. Комплекс памятников и храмов, выполненных в едином архитектурном стиле, включает одну из крупнейших в Индии мечетей – Джама-Масджид.


Величественный комплекс Хампи был последней столицей последнего великого индуистского государства – Виджаянагар. Его сказочно богатые правители воздвигли дравидские храмы и дворцы, которые вызывали восхищение путешественников в XIV-XVI вв. Завоеванный в 1565 г. союзом мусульман Декана, город был отдан на разграбление в течение шести месяцев, а затем заброшен.


Храмы Кхаджурахо были сооружены во времена династии Чанделла, апогей власти которой пришелся на 950-1050 гг. Здесь сохранилось порядка 20 храмов, которые образуют три отчетливых группы и принадлежат к двум различным религиям – индуизму и джайнизму, демонстрируя органичное сочетание между архитектурными формами и скульптурой. Храм Кандарья декорирован множеством скульптур, которые признаны одними из величайших шедевров индийского искусства.

Этот «Город Пещер», расположенный на острове в Аравийском море близ Мумбаи (Бомбея), содержит целое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. Здесь искусство Индии получило одно из своих наиболее совершенных выражений, особенно на огромном горельефе в главной пещере.

Великие храмы Чола (штат Тамилнад)

Большой храм Брихадисвара в Танджуре (Танджавуре) был сооружен между 1003 и 1010 гг. во времена правления царя Раджараджа, основателя империи Чола, которая охватывала весь юг Индии и прилегающие острова. Окруженный двумя стенами, имеющими в плане форму квадрата, этот храм (построенный из гранитных блоков и частично из кирпича) увенчан пирамидальной 13-ярусной башней – «виманой», имеющей высоту 61 м, с монолитом-луковкой на вершине. Стены храма богато украшены скульптурой. В 2004 г. в объект наследия были включены еще два храма, также относящиеся к временам империи Чола: Гангайкондачолисварам и Айраватесвара в городе Дарасурам. Храм Гангайкондачолисварам, построенный Раджендрой I, был закончен в 1035 г. Его 53-метровая «вимана» имеет заглубленные углы и грациозные, устремленные вверх изогнутые формы, контрастирующие с прямой и суровой башней в Танджавуре. Шесть пар массивных монолитных статуй «дварапала» охраняют вход, а внутри находятся исключительно красивые предметы из бронзы. Храмовый комплекс Айраватесвара, построенный Раджараджа II в Дарасураме, известен 24-метровой «виманой» и каменной скульптурой Шивы. Храмы являются свидетельством великолепных достижений государства Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье.


Эти памятники, расположенные в штате Карнатака, представляют собой яркий пример эклектичного искусства, которое в VII-VIII вв., при династии Чалукьев, достигло гармоничного сочетания архитектурных форм, свойственных северной и южной Индии. Здесь можно увидеть группу из девяти индуистских храмов, а также джайнское святилище. Одно святилище стоит отдельно от других – это храм Вирупакши, сооруженный в 740 г. царицей Локамахадеви, в честь победы ее мужа над правителями южной Индии.


Общая площадь района Сундарбан, как называется внешняя часть общей дельты рек Ганг, Брахмапутра и Мегхна, составляет около 1 млн. га. Более половины этих водно-болотных угодий приходится на территорию Индии, а остальные располагаются в Бангладеш. Здесь произрастают самые обширные мангровые заросли в мире. В парке обитает целый ряд редких и исчезающих видов животных, среди которых – бенгальские тигры, некоторые водные млекопитающие, птицы и рептилии.


Национальный парк Нанда-Деви, занесенный в Список ЮНЕСКО в 1988 г., является одним из самых живописных и диких районов на западе Гималаев. Его наивысшая точка – пик Нанда-Деви – имеет высоту более 7800 м. В парке нет постоянного населения, и именно благодаря своей труднодоступности местность осталась в значительной мере нетронутой. Национальный парк «Долина цветов», также находящийся в западной части Гималаев (хребет Заскар), однако обладающий уже не столь сильно расчлененным и высокогорным рельефом, вошел в состав данного объекта наследия в 2005 г. Особую ценность представляют альпийские луга этого парка с их эндемической флорой. Кроме того, местность выделяется исключительной живописностью. Оба парка на протяжении вот уже сотни лет пользуются большой известностью среди альпинистов и ученых-ботаников, а у индийцев эти горы давно уже почитаются как священные. Здесь отмечен целый ряд редких и исчезающих видов животных, например, снежный барс, гималайская кабарга, голубой баран, азиатский черный медведь.


Комплекс Санчи расположен на холме, окруженном равнинами, приблизительно в 40 км от города Бхопал. Он состоит из группы буддийских памятников (монолитных столпов, дворцов, храмов и монастырей), которые имеют различную степень сохранности и в основном относятся к II-I вв. до н.э. Это самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до XII в.


Это захоронение, сооруженное в 1570 г., имеет особое культурное значение, поскольку было первой во всей Индии усыпальницей с садом. Ее сооружение вдохновило на создание нескольких значительных архитектурных продолжений, кульминацией которых было строительство Тадж-Махала.

Объект включает три железные дороги.

Гималайская железная дорога Дарджилинг была построена самой первой. Она и поныне является выдающимся образцом пассажирской железной дороги, проложенной в горах. Открытая в 1881 году, дорога отличается смелыми и остроумными инженерными решениями, примененными для обеспечения эффективного железнодорожного сообщения в чрезвычайно живописной горной местности. Первоначально строительство горной железной дороги Нилгири - одноколейного пути длиной в 46 км в штате Тамил Наду - предполагалось завершить в 1854 году. Однако в связи с трудностями строительства в горной местности работы были начаты только в 1891 году, а завершены в 1908 году. Эта железная дорога с перепадом высот от 326м до 2203м строилась в соответствие с самыми высокими требованиями железнодорожного строительства того времени. Одноколейная железная дорога Калка-Шимла длиной в 96 км, заканчивающаяся у высокогорного города Шимла, была построена в середине 19 века. В ней воплотились технические и материальные усилия, позволившие преодолеть изоляцию местных жителей от остальной части страны.

Все три дороги все еще находятся в нормальной эксплуатации.

Храмовый комплекс Махабодхи – это одно из четырех священных мест, связанных с жизнью Будды и, в особенности, с обретением им просветления. Первый храм был построен императором Ашокой в III веке до н.э., а существующий храм относится к V-VI вв. Это один из самых ранних буддийских храмов, построенных полностью из кирпича, все еще сохраняющихся в Индии от периода поздних Гупта.


Скальные жилища Бхимбетка находятся у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях.


Воздвигнутая в начале XIII в. в нескольких километрах к югу от Дели башня из красного песчаника Кутб-Минар имеет высоту 72,5 м, диаметр 2,75 м в верхней части и 14,32 м у подножья, и поверхность, орнаментированную выступами попеременно угловатой и закругленной формы. Прилегающая археологическая зона содержит бывшие ранее погребенными здания, к примеру, великолепные ворота Алаи-Дарваза, шедевр индо-мусульманского искусства (построенные в 1311 г.), и две мечети, включая Кувват-уль-Ислам – самую старую в северной Индии, построенную из материалов, взятых из примерно 20 разрушенных брахманских храмов.


Вокзал Чхатрапати-Шиваджи в Мумбаи (Бомбее), ранее известный как Виктория-Терминус, – это выдающийся пример викторианской неоготической архитектуры в Индии, сочетающийся с мотивами, заимствованными из традиционной индийской архитектуры. Здание, спроектированное британским архитектором Ф.У. Стивенсом и строившееся в течение 10 лет, начиная с 1878 г., стало символом Бомбея как «города готики» и главного международного торгового порта Индии. Его замечательный каменный купол, башенки, стрельчатые арки и замысловатый план близки к традиционной архитектуре индийских дворцов.


Дворец-крепость Шахджаханабад - новая столица Шах-Джахана (1628-1658), 5-го императора династии Моголов. Своим именем "Красный форт" обязан красному песчанику, из которого выстроены его мощные крепостные стены. Он выстроен по соседству с крепостью Салимгарх, которая была сооружена Исламом Шахом Сури в 1546 году. Вместе они составляют ансамбль "Красного форта". Жилые апартаменты представляют собой череду дворцов, связанных каналом, который называют Нахр-и-Бихишт, или Райской рекой. "Красный форт" считают вершиной строительного творчества моголов, империя которых достигла расцвета при Шах-Джахане. Планировка дворца несет следы исламского влияния, но каждое из строений украшено типично могольскими элементами архитектуры - смесью персидских, тимуридских и индуских традиций. Новаторский для той эпохи архитектурный стиль "Красного форта", особенно его внутреннее убранство и сады, оказали заметное влияние на строительство и парковую архитектуру более поздних построек в Раджастане, Дели, Агре и соседних районах.


Джантар Мантар в Джайпуре - это астрономическая обсерватория, построенная в начале восемнадцатого века. Она включает около двадцати стационарных инструментов наблюдения. Сделанные из кирпича, ее инструменты обладают непреходящей исторической ценностью. Сконструированные для астрономических наблюдений невооруженным глазом, они отличаются множеством технических и архитектурных новшеств. Все это делает ее самой мощной, полной и наиболее сохранившейся из старинных обсерваторий Индии. Она свидетельствует о высоком уровне развития астрономической науки и знаниях в области космологии, получивших распространение в окружении просвещенного князя Савай Джай Сингха II, правившего в конце эпохи Великих Моголов.


Более древняя, чем Гималаи, горная цепь Западных Гатов представляет огромное значение своими геоморфологическими особенностями и уникальными биофизическими и экологическими процессами. Высокогорные лесные экосистемы оказывают влияние на образование индийского муссона. Модерируя тропический климат региона, гаты представляют один из лучших образцов муссонной системы на планете. Они также обладают исключительно высоким уровнем биологического разнообразия и эндемизма и признаны одной из восьми "горячих точек" биологического разнообразия. Леса этой местности - одни из лучших представителей неэкваториальных тропических вечнозеленых лесов, в которых проживает по меньшей мере 325 представителя флоры, фауны, птиц, земноводных, рептилий и рыб, находящихся под угрозой исчезновения.


Комплекс, расположенный в штате Раджастхан, включает в себя шесть величественных фортов в Читторгархе, Кумбалгархе, Савай Мадхопуре, Джхалаваре, Джайпуре и Джайсалмере. Эклектичная архитектура фортов, некоторые из которых доходят до 20 километров в диаметре, свидетельствует о силе раджпутских княжеств, процветавших в этом регионе с 8 по 18 вв.. Крупные городские центры, дворцы, торговые площади и другие здания, включая храмы, находятся в пределах оборонительных стен, которые часто предшествуют укреплениям. Эта развитая и продуманная оборонительная система способствовала развитию образования, музыки и искусства. Некоторые городские центры, так же как и множество храмов и других священных построек, заключенные в укрепления, сохранились до наших дней. Форты использовали также естественную защиту: холмы, пустыни, реки, и густые леса. Они также имеют обширную водопроводную систему, все еще широко использующуюся и сегодня.


Рани-ки-Вав, находящийся на берегу реки Сарасвати, был изначально построен как памятник царю в 11-м веке нашей эры. Колодцы являлись особой формой подземных водных ресурсов и систем хранения на Индийском субконтиненте, и были построены в 3 тысячелетии до нашей эры. С течением времени они развивались от ямы в песчаном грунте до многоэтажного произведения искусства и архитектуры. Рани-ки-Вав был построен в соответствии с высочайшим принципами строительства колодезных систем в архитектурном стиле Мару-Гуржара. Он отражает непревзойденное владение этой сложной техникой и необычайную красоту детализации и пропорций. Задуманный как перевернутый храм, колодец подчеркивает святость воды. Он разделен на семь уровней с помощью лестницы со скульптурными панно высокого художественного качества. Колодец содержит более 500 основных скульптур, совмещенных с более чем 1000 дополнительных и содержит религиозные, мифологические и светские образы, часто заимствованные из литературных произведений. Четвертый уровень является самым глубоким и ведет в прямоугольный бак, находящийся на глубине 23 метра. Колодец расположен в самой западной части территории и состоит из вала 10 м в диаметре и 30 м в глубину.

Уникальные природные и культурные объекты дают возможность сохранить те неповторимые уголки природы и рукотворные памятники, которые демонстрируют богатство природы и возможности, так называемого, человеческого разума.
Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии

В столице Индии г. Дели Красный форт - историческая цитадель Дели эпохи Великих Моголов. О былой славе двора Великих Моголов сегодня можно судить прежде всего по величественному комплексу Лал Кила (Красного форта). Высокие бастионы цитадели (в среднем высота - 11 м, периметр стен - 2 км), были свидетелями одного из самых ярких, но не всегда счастливых этапов индийской истории.

Гробница Хумаюна-о дно из самых замечательных сооружений Дели построенный в 1565 г. мавзолей императора Хумаюна, отца Акбара. Проект усыпальницы принадлежит известному персидскому архитектору того времени Мирзе Гийасу. Гробница Хумаюна - первый пример зрелой могольской архитектуры. Гробница Хумаюна стала усыпальницей дома Тимуридов. На этом же месте в 1857 году сдался в плен англичанам последний из Великих Моголов - Бахадур Шах.

Минарет Кутаб-Минар - Великая мечеть Дели, была построена Кутбуддином Айбаком, основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190 году. Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

Штат Утар-Прадеш

Тадж-Махал - мавзолей-мечеть, «жемчужна мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров». Стены мавзолея сложены из полированного полупрозрачного мрамора с инкрустацией из самоцветов. Для украшения были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Построенный из мрамора храм имеет такуюособенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым.

Фатехпур-Сикри город в районе г.Агра . Бывшая столица Империи Великих Моголов во время правления Акбара I в 1571-1585 годах. Из-за цвета камней Фатехпур-Сикри часто называют «Красным городом». Каждая эпоха наложила отпечаток на стиль архитектуры и искусства Фатехпура. Посещение многочисленных исторических достопримечательностей Фатехпура дает довольно полное представление о богатейшей истории Индии.

Красный форт Агр ы - крепость эпохи империи Великих Моголов, резиденция правителей. Строительство форта началось в 1565 году по инициативе Акбара Великого, наследники Акбара продолжали расстраивать и укреплять форт до начала XVII века.

штат Махараштра

ПещерыАджанты - буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий - в III-VII веках. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке.

Пещеры Эллора система пещер и многочисленные,создание которых датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Пещерные храмы острова Элефанта. «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы.

штат Тамилнад

памятники в г. Мамаллапурам , возникшийв VII веке н. э. как главный порт царства Паллава.С эпохи Паллавов (VII-IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами:

· прибрежный храм - смыт в море во время цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;

· небольшой скальный храм Вараха;

· рельефы со сценами покаяния Арджуны и сошествия с неба Ганга;

· храм Панча Рата - пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.

Храмы Чола , воздвигнутые в период правления династии Чола. К этим храмам относятся: храм Брихадишвары в Танджавуре, храм Гангайкондачолишварам и храм Айраватешвары в Дарасурам.

штат Орисса

Храм солнца , построенн ыйво время правления царя Нарасимхи I на берегу Бенгальского заливав городе Конараке, известный также как Чёрная Пагода. Храм состоит из трёх частей- танцевального павильона,зала для молящихся и святилища.

штат Ассам

Национальный парк Казиранга основан ный в 1905 году.Площадь территории составляет 688 кв. км. В парке находятся тропические леса, реки, великолепные луга, а так же большая популяция однорогих носорогов. Здесь проживаюттигры, слоны, губачи, бенгальские кошки,гауры и многих других диких животных.В Казиранге насчитывается более 40 видов черепах, ящериц и змей. В парке есть заповедники птиц и тигров.

Заповедник Манас - место обитания редкого вида золотого лангура и значительной популяции тигров.Также в заповеднике можно увидеть индийского носорога, дикого буйвола, слона, болотного оленя, индийского и дымчатого леопардов. Парк также имеет богатую и разнообразную популяцию птиц.

штат Раджастхан

Национальный парк Кеоладео на севере страны, к югу от Дели . Создан в 1981 году. Интересен богатейшей фауной птиц, которых здесь насчитывается почти четыреста видов. Среди них пеликаны, ябиру, редчайшие журавли-стерхи, цапли, утки, бакланы, змеешейки, аисты, колпицы, ибисы, а также хищники - орлы, соколы, ястребы и совы.Кроме того, здесь обитают различные виды оленей, дикие буйволы, антилопы, макаки-резусы, шакалы, мангусты, дикие коты, полосатые гиены и индийские выдры. Пресмыкающиеся представлены черепахами, тигровым питоном и различными ядовитыми змеями, включая кобру.

Штат Гоа

В старом Гоа сохранилось множество памятников культуры К достопримечательностям относятся собор Собор Се (1511 г.), базилика Бом-Джесус, монастырь св. Франциска Ассизского (перестроенная в 1661 году в мечеть), церковь св. Каетана.

штат Карнатака

Руины Виджаянагара«памятник Хампи» - расположен посреди руин Виджаянагара - бывшей столицы Виджаянагарской империи. Здесь находятся множество памятников, являвшихся частью древнего города. В Хампи расположен ряд важных индуистских храмов, действующих по сей день. Самым знаменитым является посвящённый Шиве храмовый комплекс Вирупакша, также известный как храм Пампапатхи. Он появился ещё до основания Виджаянагарской империи. У входа в храм стоит гопура высотой в 48 метров. Кроме Шивы, в храме также поклоняются индуистским богиням Бхуванешвари и Пампе.

Памятники Паттадакал известный комплекс архитектурных монументов VIII века, которые представляют собой кульминацию развития стиля индуистской храмовой архитектуры весара.

штат Мадхья-Прадеш

Храмы Кхаджурахо - комплекс храмов 954-1050г.г.. Сохранилось ококоло 20 храмов, крупнейший из которых Кандарья-Махадева, построенный в XI веке. Известен своими изящными скульптурами, изображающими сексуальные сцены из кама-сутры, а также сцены группового секса и зоофилии. Часто посещаем туристами. Город в период с 950 по 1050 был столицей династии Чандела.

Буддийские памятники Санчи.

Санчи-деревня, где сохранились выдающиеся памятники ранней буддийской архитектуры - храмы, ступы, монастыри.

Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа.

Среди построек I-го тыс. н. э. особенной славой пользуется Храм датируемый V в. н. э., - один из самых ранних буддийских храмов Индии.

Скальные жилища Бхимбетка находятся у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях.

штат Западная Бенгалия

Сундарбан -самый большой по территории мангровый лес на Земле. Расположен в дельте Ганга в Индии и Бангладеш.Территория Сундарбан составляет 10 000 км², из которых 6000 км² находятся в Бангладеш. Регион является местом обитания легендарного бенгальского тигра, а также оленей, крокодилов, змей и множества видов птиц.

штат Уттаракханд

Нанда-Деви- национальный парк в Индии в районе Западных Гималаев.

В заповеднике сохранились в диком виде такие редкие виды, как голубые бараны, снежный барс, чёрный медведь, некоторые птицы-нектарницы. На альпийских лугах есть эндемичные виды растений. Другая часть национального парка - ледники, расположенные на высоте выше 6000 м. Весь парк, за исключением нескольких долин и ущелий, находится на высоте свыше 3500 м.

Долина цветов - национальный парк, флора парка представлена берёзами и рододендронами, произрастающими в альпийских лесах, а также красивоцветущими травянистыми растениями (орхидеи, маки, примулы, календулы, маргаритки, анемоны и другие).

штат Бихар

Храм Махабодхи - знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая, расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг Просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи.

Храм был восстановлен англичанами. В результате храм был восстановлен в прежнем виде.

Горные железные дороги Индии

Несколько железных дорог в Индии, построенные в горных районах: Дарджилинг-Гималайская железная дорога, Горная железная дорога Нилгири , Железная дорога Калка-Шимла.

Эти дороги были признаны Всемирным наследием с формулировкой «выдающийся пример смелого, хитроумного технического решения проблемы создания эффективного железнодорожного сообщения в пересеченной, гористой местности».

штат Гуджарат

Археологический парк Чампанер-Павагадх - территория паркацелый заброшенный мусульманский город, не изменившийся с домогольского времени. Это единственный подобный объект, сохранившийся до наших дней. В связи с уникальностью и концентрацией археологических и исторических объектов (более 100 памятников) являетсяобъектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк содержит доисторические памятники, укрепления и жилые постройки, культовые здания и дворцы периода VIII-XIV веков; редкие объекты индуистской архитектуры XVI века, такие как замки, религиозные, военные и сельскохозяйственные сооружения в древней столице штата, построенные султаном Гуджарата Мехмудом Бегда.

Вокзал Чхатрапати Шиваджи - исторический вокзал в индийском городе Мумбаи, один из самых многолюдных вокзалов Индии. Здание представляет собойсочетание неоготической архитектуры с мотивами индо-сарацинского стиля. Внутри вокзал украшен резьбой по дереву, железными и медными перилами.

Главной достопримечательностью страны, входящей во Всемирное наследие, и считающейся одним из чудес света является, конечно, Тадж-Махал. Невероятной красоты дворец, украшенный минаретами и стройными мраморными аркадами, ежегодно привлекает миллионы туристов. Исключительная архитектурная и историческая ценность этого здания опередила его место в числе общемировых достопримечательностей.

Не менее красивы и пещерные храмы в Аджанте. Этот уникальный комплекс расположен в штате Махараштра. Внутри можно найти удивительные наскальные росписи, аналогов которым нет нигде в мире. Именно благодаря уникальной архитектуре самих храмов и их внутреннему убранству комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО в Индии. Самые ранние рисунки датируются II и I веками до нашей эры. К сожалению, природные условия не позволили сохранить многие из них, но все-таки в тринадцати храмах из двадцати четырех их еще можно увидеть.

Удивительно красивы и святилища Чола. Они находятся в штате Тамил-Наду на юге страны и были возведены в эпоху правления одноименной династии Чола. Их невероятно отточенный и выверенный внешний вид говорит о больших успехах, которые достигли архитекторы того времени и о величии правителей, которые могли позволить себе воздвигнуть обширный храмовый комплекс. Крупнейший храм Брихадисвара был построен в XI веке.

Объекты ЮНЕСКО в Индии не ограничиваются исключительно архитектурными памятниками. В стране есть и уникальные природные заповедники. В частности, в список Всемирного наследия входят национальные парки Нанда-Деви и «Долина цветов». Это уникальные природные зоны, на территории которых индийская природа расцветает пышным цветом. В частности, это можно сказать о «Долине цветов». А вот парк Нанда-Деви расположен в горах и представляет собой несколько грандиозных ледников. Здесь находится Озеро Скелетов, названное так из-за того, что в нем было найдено большое количество человеческих останков. Считается, что причиной гибели многих людей мог стать крупный град. Если говорить о «Долине цветов», то этот уникальный заповедник стал настоящим украшением западных Гималаев. Всего здесь произрастает свыше пятисот различных видов цветов.

Путешествие на поезде — один из лучших способов увидеть главные достопримечательности страны с комфортом и насладиться уникальной атмосферой отдыха под стук колес. Увлекательный тур «Наследие Индии» — наиболее насыщенный и роскошный по своей атмосфере из маршрутов поезда Maharajas’ Express .

Maharajas’ Express предлагает своим гостям купе четырех категорий: Deluxe , Junior Suite , Suite и Presidential Suite . В каждом купе есть панорамные окна, чтобы гости могли сполна насладиться пейзажами великой Индией. Весь поезд оснащен камерами видео наблюдения, противопожарными системами и профессиональным сопровождением, благодаря чему пассажирам гарантируется уединение и безопасность.

Каждое купе располагает кондиционером, телевизором с плоским экраном, DVD-плеером, интернетом WiFi, отдельной ванной комнатой с душем/ванной, туалетно-косметическими принадлежностями премиум класса и другими удобствами.


Программа тура Наследие Индии на поезде Maharajas’ Express:

День 1. Мумбаи.

Посадка в поезд Maharajas’ Express.

Регистрация и размещение в купе выбранной категории.

Отправление в Аджанту.

Ужин в ресторане поезда.

День 2. Аджанта.

Прибытие в Аджанту.

Посещение пещер Аджанты - 29 буддистских храмов, многие из которых берут свое начало со второго века до нашей эры. Изначально они использовались буддистскими монахами, как молитвенные залы и монастыри, но после девяти столетий были неожиданно брошены и находились в забвение, пока не были открыты вновь в 1819 году, а с 1983 года пещеры Аджанты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих знаменитых пещерах хранятся лучшие шедевры буддистского искусства в Индии.

Обед и

День 3. Удайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в город-оазис Удайпур — жемчужина засушливого Раджастана, раскинувшаяся на побережье трех озер, которые зрительно соединяются в одно и напоминают реку.

Неторопливая прогулка на лодке по озерам.

Роскошный обед в индийском стиле.

Посещение Стеклянной Галереи и Городского Дворца Удайпура , который состоит из 11 дворцов, 7 входных ворот, музея и многих других зданий, которые связаны между собой дворами и запутанной сетью переходов. Этот дворцовый комплекс — настоящий город в городе, созданный в результате уникального смешения средневековой индийской, европейской и китайской архитектуры.

Возвращение в поезд, ужин в вагоне-ресторане.

День 4. Джодпур.

Завтрак в вагоне-ресторане.

Прибытие в Джайпур.

Посещение местного деревенского сафари (дополнительная экскурсия ).

Обед в вагоне-ресторане.

Экскурсия в Форт Мехрангарх — удивительный замок в центре Джодхпура, второго по величине города индийского штата Раджастхан. Он стоит на краю пустыни Тар на 125-метровом скалистом холме, словно грозный страж, охраняющий человека от смертельного дыхания раскалённых песков. За его стенами укрыты живописные сады, здания суда, несколько дворцов, известных своими резными статуями и вместительными внутренними дворами, тщательно продуманными балконами, выгнутыми галереями и роскошными помещениями.

Пеший тур по рынку старой часовой башни.

Роскошный ужин в одном из эксклюзивных ресторанов города.

День 5. Биканер.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в Биканер.

Отдых в поезде или дополнительная экскурсия в храм Карни Мата — древний храм крыс, расположенный в городе Дешнок в 30 км к югу от Биканера. Храм был построен в честь индуской святой Карни Мата, которая была воплощением богини власти и победы - Дерги. Существует легенда: после смерти своего пасынка, святая обратилась с просьбой к богу Яме воскресить мальчика, но он отказал. Тогда Карни Мата провозгласила, что мужчины ее касты после смерти будут принимать тело крыс, а в последующем рождении станут людьми. Сегодня в этом храме обитают тысячи крыс, каждая из которых считается священной.

Экскурсия в крепость Джунагарха , которая оставалась неприступной более 500 лет и сегодня считается одной из главных достопримечательностей Индии.

Поездка на верблюдах в пустыню с последующим ужином и шоу народных танцев в окружении песчаных дюн.

День 6. Джайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Посещение форта Амбер , который был построен в 16 веке для раджи Ман Сигха I. Крепость располагается на вершине холма, на расстоянии 11км от города Джайпур, в окружение массивных стен. Форт Амбер сочетает в себе силу и неприступность крепости с тонкостью и очарованием настоящего архитектурного шедевра, в котором явно просматривается влияние мусульманской культуры.

Катание на слонах.

Обед в ресторане.

Вечерний отдых и СПА-процедуры в роскошном пятизвездочном отеле (в стоимость тура не входит и оплачивается дополнительно).

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 7. Национальный парк Рантхамбор.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Увлекательное сафари в Национальном парке Рантхамбор — заповедник, основанный в 1980 году может похвастаться богатым растительным миром и несколькими озерами. На территории площадью 392 квадратных километра обитают тигры, леопарды, шакалы, мангусты, крокодилы. Рантамбор считается лучшим местом в Индии, где можно увидеть тигров в их естественной среде обитания. Заповедник может похвастаться богатым растительным миром - на его территории присутствуют джунгли, озера.

Обед в вагоне-ресторане поезда.

Экскурсия по дворцовому комплексу города Фатехпур-Сикри , который во время правления Акбара I был столицей Империи великих Моголов до ее переноса в Агру. С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 8. Агра — Дели.

Утренняя экскурсия в Тадж-Махал — дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также самая популярная достопримечательность в стране.

Завтрак с шампанским.

Переезд в Дели.

Окончание программы.

Даты начала тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express:

  • 20 октября 2018 года
  • 17 ноября 2018 года
  • 15 декабря 2018 года
  • 12 января 2019 года
  • 9 февраля 2019 года
  • 9 марта 2019 года
  • 6 апреля 2019 года

Стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express на человека:

  • От 7 176 USD Deluxe Cabins
  • От 11 352 USD при двухместном размещении в Junior Suite Cabins
  • От 16 560 USD при двухместном размещении в Suite Cabins
  • От 28 440 USD при двухместном размещении в Presidential Suite Cabins

входит:

  • Размещение в купе выбранной категории
  • Питание по системе All Inclusive в рамках всего тура
  • Домашние вина, пиво и крепкие спиртные напитки
  • Входные билеты во все достопримечательности, указанные в программе тура
  • Некоторые дополнительные экскурсии
  • Услуги гида по программе тура

В стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express не входит и оплачивается дополнительно:

  • Авиаперелет
  • Медицинская страховка
  • Оформление визы и консульские услуги
  • Личные расходы

1. Главные черты индийской культуры. Ни одно из явлений индийской культуры не может быть понято без учёта его широкого социокультурного контекста, так как в ней неразрывно связаны религиозные верования, ритуал, нормативная мораль, эстетические идеалы, социальные институты. Этот внутренний синкретизм (смешение, слияние разнородных элементов) культуры свойствен и самой человеческой жизни, что отражено в древнеиндийском учении о тривáрге – трёх целях человеческой жизни: дхарме, áртхе и каме. Дхарма предполагает следование закону Долга, артха – достижение материального благосостояния, а кама – чувственное наслаждение, к которому относили и все виды искусства. По традиции считалось, что человек должен преследовать все эти цели поочерёдно на разных этапах жизни – ашрáмах. Учение об ашрамах разводит во времени разнонаправленные усилия и стремления человека. Согласно ему, каждый человек проходит в жизни четыре стадии: ученика, домохозяина, лесного отшельника и отрёкшегося от мира аскета. Совмещая в своей жизни полноту реально ощущаемого бытия и иллюзорную реальность, чувственность и аскетизм, стремление к открытию истины и мистицизм, индиец, осознавший свою индивидуальность, добродетельность, таланты, вместе с тем в процессе формирования личности и самоутверждения культурной идентичности становился частью той социокультурной системы, которая при помощи семьи, общины, варны (касты) определяла круг поступков и занятий человека, поведенческие стереотипы, социальные функции и роли. Эта взаимосвязанность конкретного жизненного опыта индийца с комплексной по характеру культурой, где воедино сплетались религиозные, эстетические и социальные аспекты, наиболее ярко прослеживается в сфере художественного творчества. Оно всегда воспринималось не отдельной областью культуры, а частью религиозных и социальных ритуалов. Художник при этом превращался в провидца, который для выражения единства и гармонии образов – главных художественно-эстетических критериев – обращался к личному чувственному опыту и эстетическим переживаниям.

Вся творческая деятельность в Древней Индии подпадала под категорию «кама», поэтому её цель воплощалась в достижении творцом счастья и удовольствия. Хотя индийские эстетики объясняли любовь и красоту через их родство с высшим состоянием духа, свободного от земных желаний, большая часть индийского искусства – это гимн чувственной любви и земной красоте. Таким образом, творческая деятельность представляла собой соединение чувственного и духовного, в том числе религиозно-философского опыта творца.

2. Древнеиндийская литература. Литературное творчество – одно из важнейших направлений культуры, созданной в Древней Индии. Древнеиндийская литература занимает одно из самых почётных мест в истории всемирной литературы. Она отличается разнообразием жанров, поражает глубиной и оригинальностью содержания. Важнейшей особенностью литературного наследия индийцев была его глубочайшая пронизанность религиозными идеями, которые не только определяли направления авторского мышления во всём многообразии его социокультурных связей, но и оказывали самое значительное влияние на формирование цивилизационной модели развития Древней Индии.


Исходной основой литературного творчества многих поколений стали Веды – «священные» книги индоариев, окончательная письменная редакция которых сложилась в первые века нашей эры. Веды породили богатую литературу, связанную с толкованием их мистико-магического содержания. Так, в поздневедический период (X–VII вв. до н. э.) были составлены «Брáхманы» – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические комментарии ко всем четырём Ведам. Сборник «Араньяки» содержал наставления для отшельников-аскетов, долгие годы проводивших в благочестивых размышлениях, в поисках истины, познания тайн Вселенной. «Араньяки», в свою очередь, стали тем истоком, с которого началась литература «Упанишáд» – философских текстов Древней Индии. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям, постигать скрытый, тайный смысл текста. «Упанишады» возникли на основе дальнейшей и более тщательной разработки тех мест из «Брахманов» и «Араньяков», в которых разъяснялся сокровенный смысл магии и символики жертвенной обрядности, а также освещалось эзотерическое значение отдельных понятий и категорий (карма, Брахман, Атман). Написанные в форме бесед, «Упанишады» содержали рассуждения жрецов и аскетов-отшельников о наиболее кардинальных проблемах бытия: мироздании и космогонии, взаимосвязях человека – космоса – мира богов, жизни и смерти и т. п.

Помимо религиозно-философских сочинений в Древней Индии существовала и чисто философская литература, лишённая мистических абстракций. Например, представители школы локаята выступали против основных положений религиозно-философских доктрин, в том числе против идей индивидуального религиозного освобождения (кармы) и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие.

Большим достижением древнеиндийской философии было анатомическое учение школы вайшéшика, имеющее аналогии с учением Демокрита в Греции. Основатель школы йоги Патанджáли большое внимание уделил разработке вопросов человеческой психологии. Один из крупнейших философов Нагарджуна выступил с концепцией «всеобщей относительности», или «пустоты», которая оказала влияние на судьбу буддийской философии в Тибете и Китае.

Но всё же религиозно-философская мысль древних индийцев заметно преоблада над философскими концепциями. Так, именно религиозно-философские идеи лежат в основе двух великих поэм индийцев «Махабхараты» и «Рамаяны». Они написаны в жанре героического эпоса, который занял в литературе Индии значительный по времени период: основной сюжет поэм закладывался в середине первого тысячелетия до н. э., а запись завершилась в первые столетия нашей эры. Содержание этих поэм, охватывающее почти тысячелетие, настолько обширно и многообразно, что их называют подлинной энциклопедией древнеиндийской жизни. В этих ставших священными эпопеях содержится богатейшая информация о самых различных аспектах культурно-исторического развития индийцев, от их мифологических представлений до описания брачно-семейных отношений и даже интимных сторон человеческой жизни.

Канонический статус «Махабхараты» и «Рамаяны» проявляется в том, что эти поэмы остаются до сих пор одним из главных средств массового образования и культурного просвещения индийцев. Они способны формировать мысли, характеры, эстетическое и религиозное сознание даже неграмотных людей, приобщая их к философским, социальным и политическим идеям. Утверждаемые в них истины сосредоточены в формуле «Добро – Истина – Красота», которая составляет глубинные основы индийской культуры, определяет суть взаимоотношений человека и социума. В поэмах содержатся призывы руководствоваться высшим смыслом в своей жизни, выполнять свой долг вне зависимости от результатов действий. Став стержневыми текстами древнеиндийской культуры, «Махабхарата» и «Рамаяна» выполняли роль проводника культурных ценностей для многоэтничного населения Индии, содействовали формированию идеальных образов мужчины (воплощения истины и морали) и женщины (олицетворения непорочности, терпения).

«Махабхарата» состоит из ста тысяч двустиший; её авторство приписывается мудрецу Вьясе. «Махабхарата» – это предание большого объёма с великим множеством вставных эпизодов и огромным количеством действующих лиц: богов, полубогов, демонов, героев, отшельников, мудрецов, красавиц, нимф, воинов, слуг. Сюжет «Махабхараты» сложен и разветвлён, ряд сюжетных линий перекликается с мотивами иных эпосов, в том числе «Илиады». В кратком виде содержание этой поэмы – великой истории битвы богов и героев – сводится к следующему. Пятеро братьев Пáндавов, сыновей царя Пáнду, женатых на красавице Дрáупади, в силу ряда сложных перипетий на много лет лишены возможности вернуться в родные края. Они терпят лишения, совершают подвиги, но их соперники, кузены рода Кáуравов, отказываются вернуть им половину царства, как было условлено. Началось великое сражение царей и воинов, богов и героев, людей и зверей, и сама битва приобрела космический размах. В ответственный момент Кришна посоветовал предводителю Пандавов Арджуне пойти на хитрость, которая и позволила братьям одержать победу над противником. Пандавы возвратили своё царство, которым впоследствии правили потомки Арджуны.

В основе повествования «Рамаяны» – любимой поэмы индийцев – описание приключений царевича Рáмы, изгнанного из родительского дома в результате козней младшей жены царя Дашарáтхи, которая была одержима идеей передать престол своему сыну Бхáрату. Огорчённый Рама вместе с женой Ситой и младшим братом Лáкшманой живут в лесу, куда является демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Рáваны, прельщая его красотой Ситы. Равана похищает Ситу. Рама с помощью животных и духов, в том числе сына обезьяны и бога ветра Ханумáна, пускается в поиски жены. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от острова Цейлон, и на Цейлоне находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Цейлон и в битве одолевает демонов-ракшасов. В поединке с Раваной Рама побеждает противника, освобождает Ситу, но начинает сомневаться в её целомудрии. Оскорблённая Сита восходит на костёр, однако пламя не коснулось её – Сита оказалась невинна. Рама возвращается в своё царство, и Бхарата отдаёт ему престол. Однако, получив власть, Рама не обрёл душевного спокойствия, потому что в народе возникают худые толки о Сите: раз её касались руки демона, она осквернена. Сита покидает дворец и вдали от Рамы рожает ему сыновей-близнецов. Но народ по-прежнему требует доказательства её невинности. Сита клянётся, и земля, подтверждая её клятву, принимает жену Рамы в своё лоно. Рама остаётся один и соединяется с Ситой только после смерти.

«Рамаяна», авторство которой приписывается поэту Вáльмики, в высшей степени отражает образ жизни и мыслей индийцев, их этические и художественные стандарты. Рама стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно устраиваются праздники – Рам-лилы, играют драмы на сюжет «Рамаяны».

Образы и сюжеты эпических поэм вошли составной частью в общенациональную традицию Индии; начиная с эпохи Средневековья к ним обращались и обращаются до сих пор выдающиеся деятели театра, музыки, изобразительного искусства.

К эпическим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна», которые вошли в сокровищницу мировой литературы, примыкают произведения, получившие название «пурáны». Это сказания о богах, героях, царях и мудрецах, представляющие собой художественную и религиозно-философскую обработку древнейших легенд и сюжетов реальной истории.

В первые столетия нашей эры в развитии древнеиндийской литературы появился жанр авторского художественного творчества. Наиболее крупными его представителями были драматург Ашвагхóша, на санскрите создавший поэму «Жизнеописание Будды» (I–II вв.), и самый прославленный поэт Древней Индии, живший при дворе Чандрагупты II, Калидáса. Его перу принадлежит много пьес, эпических и лирических произведений. Наиболее известной из них является драма «Шакунтала» («Узнанная по перстню Шакунтала»), повествующая о верной, преодолевающей все преграды любви красавицы Шакунталы и молодого царя Душьянта.

В Древней Индии высокого уровня достигла и теория литературного творчества, в том числе поэзии, которая обобщала наиболее удачный опыт в поэтическом языке и подробно рассматривала правила стихосложения. Одно из самых ранних сочинений по поэтике принадлежало Бхáмахи и называлось «Поэтические украшения» (IV–V вв.).

В целом можно отметить, что разнообразие жанров, высокое художественное мастерство, глубина содержания произведений свидетельствуют о больших успехах, достигнутых древнеиндийским народом в области литературы, которая по праву занимает одно из наиболее почётных мест в истории всемирной литературы.

3. Пластические искусства. Лучшие образцы древнеиндийской архитектуры, скульптуры и живописи отличаются такой живой силой воздействия и такой самобытной красотой, что их невозможно спутать с памятниками другой страны. Дело в том, что культура Древней Индии складывалась в условиях величественной тропической природы, что и наложило на её формирование особый отпечаток. Праздничная и жестокая, цветущая и грозная, с непроходимыми чащами, глубокими горными ущельями, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, ядовитых змей и дурманящих растений, природа Индии содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии: богов-исполинов, тремя шагами обходящих мир и выпивающих разом целые реки; героев, наделённых космической силой; добрых и злых духов, обитающих в каждом дереве, горе, водоёме. Они обрели бессмертие благодаря неистощимой фантазии безвестных мастеров, вложивших в создание их изображений свои поэтические представления о красоте земли и волшебстве её таинственных сил.

Вера в чудодейственные силы природы и стала основой всей индийской культуры, и изобразительного искусства в том числе.

Художественная жизнь Древней Индии достигла зрелости и полноты своего расцвета в конце первого тысячелетия до н. э., когда была создана обширная держава Маурьев. От этого времени дошло немало произведений архитектуры и скульптуры, поскольку, в отличие от предшествовавшего времени, когда главным строительным материалом было дерево, храмовые и мемориальные сооружения стали выполняться целиком из камня. Однако о самой столице империи Маурьев городе Паталипутра мы можем почерпнуть сведения только из описаний грека Мегасфена. По его записям, Паталипутра, окружённая деревянными стенами с шестьюдесятью четырьмя воротами и обведённая рвом, была красивейшим городом. Семьдесят дозорных башен были возведены для того, чтобы оберегать покой горожан, размещавшихся в двух- и трёхэтажных строениях, и царский дворец, представлявший собой многоэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. По фасаду дворца тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами. От дворца к Гангу спускались сады с фонтанами и бассейнами. На трёх этажах дворца один за другим располагались огромные многоколонные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, светящимися золотом изображениями растений и животных. Особой достопримечательностью царских покоев были высокие колонны, выполненные из отполированного гранита. Они напоминали колонны персепольских царских залов, и потому свидетельствовали о некогда близких контактах Индии и Ахеменидского Ирана.

Огромные средства Маурьи тратили и на постройку культовых сооружений, особенно связанных с буддизмом, который при Ашоке стал государственной религией.

Основными буддийскими сооружениями были ступы, стамбхи, скальные храмы.

Ступа – грандиозный полусферический холм, лишённый внутренних помещений, расположенный на высоком каменном барабане и имеющий реликвáрий – место для хранения мощей Будды. Напоминая огромную перевёрнутую чашу, ступа своей округлостью и мягкостью очертаний имитирует живую плоть и потому хорошо согласуется с идеями плодородия, могущества природных сил земли.

Одним из самых известных буддийских сооружений была ступа в Сáнчи, возведённая в III–I вв. до н. э. Тяжёлое и грузное, облицованное каменными блоками монолитное тело ступы имело диаметр основания около тридцати двух метров. Каменная ограда, окружавшая её, имела четверо ворот – торана, ориентированных по четырём направлениям света. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой. Самая высокая завершалась фигурами гениев-охранителей и буддийскими символами – колесом закона и крылатыми львами. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним сюжетам индийской мифологии, жанровым сценам, повествующим о жизни народа, осаде городов, жителях волшебных стран, описания которых даёт древнеиндийский эпос. Между этими композициями размещены звери и птицы, священные животные, цветы. При всём разнообразии мотивов имеется и ряд объединяющих повторов. Так, все ворота высятся на спинах четырёх слонов, несущих на себе, подобно античным атлантам, тяжёлую массу каменных перекладин. Боковые части ворот украшены фигурами духов плодородия – якшинь, изображённых в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях деревьев.

Все фигуры выполнены в разных масштабах и техниках. Они показаны то в плоском рельефе, то в объёмных формах круглой скульптуры, что создаёт богатую игру света и тени на поверхности ворот, подчёркивает высокое пластическое мастерство резьбы по камню.

Вторым видом буддийской монументальной скульптуры были стáмбхи – монолитные столбы с эдиктами царя Ашоки и буддийскими моральными изречениями. Капитель стамбхи украшалась цветком лотоса или фигурами почитаемых в буддизме животных: льва, быка, слона или лошади.

Наиболее знаменита созданная в III в. до н. э. каменная капитель стамбхи в Сарнáтхе, изображавшая четырёх львов, которые на соединённых спинах несут буддийское колесо закона. Внушительностью своих форм и тщательностью проработки всех деталей сарнатхская капитель утверждала идею могущества буддизма и всего государства Маурьев.

Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и новые формы храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигавшие подчас внушительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы – вихáра, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чáйтьи. Помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы, делились двумя рядами колонн на три нефа (коридора), украшались скульптурой и росписями. У закруглённой стены напротив входа в храм помещалась ступа – хранилище реликвий.

Процесс создания скальных сооружений был очень длительным и исключительно трудоёмким. Он начинался с верхней части отвесной скалы, где вырубались ступени лестницы, фасадная площадка, световое окно, через которое вынимались породы, и постепенно продолжался в толще и нижней части горных пород. Строителям при этом не требовались леса и лестницы: они, как кроты, освобождали скалу от «лишней» массы.

Одним из самых красивых образцов скального зодчества является чайтья в Карли (I в. до н. э. – I в. н. э.). Длина храма составляла 41 метр, ширина – 15,5 метра, высота – 15 метров. Пол и колонны чайтьи были отполированы до блеска. Восьмигранные колонны, помещённые вдоль стен, увенчивались капителями в форме перевёрнутой чаши лотоса, на которой восседали коленопреклонённые слоны с фигурами гениев на спинах. Архитектурный облик храма дополняла расположенная в глубине зала ступа.

Ни ведическая, ни индуистская религии не концентрировали своё внимание на создании образов богов и тем более – изображений царствующих особ. Это тормозило развитие скульптуры. Кроме того, статуи, если и воздвигались, то были недолговечными, так как художественные каноны Индии предписывали использовать камень только для культовых целей, поэтому статуя, созданная из дерева, не выносила испытания временем. Видимо, по этим причинам в Индии не обнаружено большого количества скульптуры, а известные нам образцы имеют культовое предназначение. Они появились в маурийскую эпоху.

Древнеиндийские мастера, изготавливая антропоморфные изображения, были обязаны соблюдать следующие художественные принципы:

а) «саджива» (быть живым) – попытки передать дыхание и течение «жизненного сока»;

б) акцентирование внимания на конструкции плечевого пояса; перемещение центра тяжести тела к плечам, лишение ступней тяжести торса;

в) обращение к поэтическим формулам как к основополагающему техническому руководству;

г) изготовление скульптуры на определённый срок – пока она обладает «божественной сутью» и уничтожение её после истечения этого срока.

В I–III вв., когда Северная Индия вошла в государство Кушанов, произошло реформирование буддизма, и Будду стали считать божеством (раньше к нему относились как к учителю, наставнику). Появились его первые изображения (раньше Будда воспроизводился через символы), кроме того, искусство Индии обратилось к изображению чувств людей, раскрытию внутреннего мира человека.

Черты буддийского искусства наиболее ярко проявились в Северо-Западной Индии – там, где после завоеваний Александра Македонского жили греки, бактрийцы и малоазийцы, обогатившие индийскую культуру греческими и эллинистическими художественными традициями. Именно здесь под влиянием греческой пластики появились первые скульптурные образы Будды в виде идеально прекрасного мужчины, пребывающего в состоянии глубокого созерцательного покоя.

Для передачи божественного облика Будды были разработаны сложные изобразительные приёмы и правила выражения признаков святости. Их насчитывалось более тридцати, в том числе – миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей – признаки благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеские одежды, символические жесты.

Юные помощники Будды – бодхисаттвы, оставшиеся на земле ради спасения людей, под резцами мастеров гандахарской художественной школы превратились в святых, полных величественного покоя и глубокой душевной значимости.

Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на 320–450 гг. – время существования империи Гуптов. Буддийские храмы в это время превратились в своеобразные музеи, где живопись, скульптура, декоративные ремёсла выступают в более тесном, чем прежде, содружестве. Впервые подлинного расцвета достигла живопись, как культовая, так и светская.

Примером синтеза разнообразных видов художественного творчества индийцев стал один из самых известных пещерных монастырских комплексов Индии – Аджáнтский. Это целый пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих вдоль живописной реки Вагхора. Аджантский комплекс создавался много лет разными поколениями мастеров. Здесь был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли широкое отражение мифологические сюжеты, брахманистские и буддийские религиозные мотивы.

Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы – вихара, окружённые монашескими кельями.

Фасады пещер, выполненные в эпоху Гуптов, пышно декорировались скульптурой. Многочисленные статуи Будд и бодхисаттв заполняли все углубления стен, стояли вдоль рядов колонн. Кроме буддийских образов, в скульптуре и рельефе были представлены и более древние божества и духи в виде растений, животных, полулюдей-полуживотных, но они стали более зрелыми по мастерству, более свободными в пластике движений, чем их скульптурные прототипы прежних времён.

Внутренние помещения пещер Аджанты почти сплошь, включая потолки, покрывались росписями на сухой штукатурке, которые прекрасно сохранились до наших дней, так как древнеиндийские художники владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для росписей грунт состоял из двух слоёв, для связки которых употребляли пчелиный воск, патоку, камень; после высыхания внешнего грунта стену лощили, поливали известковым молоком.

В теории живописи нашли отражение руководства по танцевальному искусству, музыке, пантомиме.

Изображение строилось на основе двух принципов: системе пропорций (примана) и системе позиций (стхана). Основой организации композиции было разделение её на группы, располагающиеся по кругу или овалу вокруг центральной фигуры. Канон определял цветовую раскраску: цари и боги изображались белым цветом, флора и фауна имели естественный цвет, всё остальное было условно окрашено. Основным средством художественной выразительности считался контур с мягкой подцветкой, который выявлял объёмность форм. Художники знали воздушную перспективу. Сочные, тёплые краски усиливали свой эффект при помощи зеркал, улавливающих свет, что создавало ощущение осязаемой жизни. В росписи преобладала повествовательность, подробное развёртывание сюжетов на темы из царской и повседневной жизни индийцев. Картины мифологического характера, эпизоды из жизни Будды до «просветления», иллюстрации индийского эпоса – всё это, сплетаясь в единую панораму вымышленных и реальных событий, передаёт легендарно-мифологическое ощущуение мира, направлявшее творческие порывы художников.

Хотя традиционная иерархия пространственных искусств в индийских трактатах отводила живописи последнее место, совершенство росписи в Аджанте опровергает эту классификацию. Реализм и выразительность созданных сюжетов и образов доказывают, каких вершин достигло искусство стенной росписи в Индии к началу Средневековья. Не случайно поэтому традиции Аджанты оказали воздействие на искусство Цейлона, Китая, а принципы художественного творчества, сформированные в архитектуре и скульптуре, распространились в Корее, Японии и других юго-восточных странах.

4. Научные достижения. Древние индийцы достигли больших успехов в математике, астрономии, медицине.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы счисления с применением нуля. Это новшество сложилось не только в результате развития собственно математической традиции, но и под влиянием философского понятия «пустота», введённого мыслителем Нагарджуной.

Десятичная система была заимствована арабскими учёными, а затем распространилась по всему миру.

Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы, высокого уровня развития достигла алгебра. Именно в этой области (в отличие от античной науки, где основное внимание уделялось геометрии) древние индийцы достигли исключительных успехов. Алгебраические сочинения математиков Древней Индии были широко использованы в Средние века арабскими учёными, а через них стали достоянием и европейских народов. Некоторые математические термины: «цифра», «синус», «корень» – индийского происхождения.

Трактаты по астрономии древнеиндийских учёных также были популярны ещё в эпоху Средневековья. Одним из наиболее важных открытий в этой области следует считать догадку Арьябхаты о вращении Земли вокруг своей оси.

Большим уважением в древности пользовались врачи Индостана, которые занимались как теорией медицины, так и совершенствованием методов лечения. Пытаясь выяснить природу заболевний, древнеиндийские медики разработали учение о трёх главных «жизненных соках», изменение состава и консистенции которых приводило к нарушению работы всего организма. Большое внимание уделялось антропогеографии – влиянию на человеческий организм природных условий, а также учениям о наследственности и врачебной этике. На высоком уровне стояла древнеиндийская хирургия. В медицинских трактатах первых веков нашей эры упоминается о трёхстах различных операциях и ста двадцати имеющихся в распоряжении специалистов хирургических инструментах. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях индийской «Аюрвéды» (науки о долголетии).

В Древней Индии развивались и гуманитарные науки: лингвистика, литературоведение, юриспруденция. Шедевром политико-юридической мысли считается трактат «Артхашáстра» («Наука о достижении полезного»), который, хотя и не является научным текстом с современной точки зрения, содержит описание государственного устройства Индии эпохи централизованной империи; он богат рекомендациями о наилучших методах управления, осуществления судопроизводства, организации экономической, культурной, внешнеполитической деятельности, адресованными царю и его приближённым.

Подводя итог, отметим, что за почти три тысячи лет своего существования Древнеиндийская цивилизация создала уникальную культуру. Обобщая и приумножая свой культурно-исторический опыт, народ Древней Индии достиг больших успехов в точных и описательных науках, в практическом и прогностическом знании. Религиозно-философские идеи и концепции, литературно-художественные ценности, мастерство, технологические приёмы, художественный вкус архитекторов и скульпторов Древней Индии стали ощутимым вкладом в сокровищницу мировой цивилизации, пользовались большим влиянием в Юго-Восточной Азии, привлекали к себе внимание выдающихся деятелей культуры Европы и России.

Индийская культура едина и многообразна одновременно. Основанная на религиозно-философских учениях, культура поощряла интеллектуальный изоляционизм, развивала умозрительное индивидуальное начало человека, в то же время в рамках цивилизационной модели индиец оставался прежде всего элементом институциональной структуры, общины, касты и т. д. В результате очень сложных взаимоотношений между индивидуальными и социальными аспектами человеческого бытия и возникают известные парадоксы индийской культуры, в которой сосуществуют аскетизм и чувственность, активное участие в земной жизни и стремление к уходу от неё. Решение этих парадоксов было выработано в самой культуре Индии в форме учения об ашрамах. Переплетение социальных, духовных и художественных элементов в индийской культуре делает сложным процесс её восприятия для представителей иных культурных традиций, но в то же время именно эта синкретичность и превращает культуру Древней Индии в уникальную, неповторимую.