Нить Ариадны: Путеводитель ~ Бельгия ~ Брюссель ~ Дом-Музей Виктора Орта. Биография Виктор орта работы в стиле модерн

Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А. Бала. Первые самостоятельные работы – три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880–1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Сам Орта подчеркивал важность его контактов с художниками в процессе разработки новой архитектурной стилистики.

Не случайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию «ар нуво» в архитектуре модерна – особняк Тасселя в Брюсселе. Этот дом был первым на континенте действительно смелым по архитектурному решению зданием. Законченный в 1893 году, когда еще не существовало никаких признаков новой европейской архитектуры, дом Орты знаменует поворотный момент в развитии архитектуры жилища.

Дом по улице де Турин стоит в окружении рядовой жилой застройки Брюсселя. Так как он должен был соответствовать условиям, обязательным для других домов, то его размеры были такие же, как и у окружающих зданий. Фасад его имеет протяженность всего семь метров. План здания, разработанный исходя из этих заранее заданных соотношений, был решен совершенно оригинально.

В типичном брюссельском доме весь нижний этаж просматривается непосредственно от входа. Орта избежал традиционного приема, расположив этаж в различных уровнях. Таким образом, гостиная расположена на пол-этажа выше, чем холл, который ведет в нее. Разница в уровне – лишь один из способов, которые Орта применил, чтобы придать гибкость планировке нижнего этажа. Он сделал полым массивный корпус дома, введя световые шахты, которые служили новыми необычными источниками освещения при таком узком фасаде. Фотографии не могут передать поразительных соотношений, которые существуют между этими расположенными на различных уровнях помещениями.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических стилей. Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

«Сейчас, в 1898 году, в Брюсселе живет самый вдохновенный из современных архитекторов – Виктор Орта… Его известности ровно шесть лет, она началась со строительства дома г. Тасселя на улице де Турин. Это один из первых известных современных домов, который так же подходит его владельцу, как безупречно скроенное платье. Этот дом идеально обеспечивает «среду обитания» тому человеку, для которого он построен. Дом очень прост и логичен. Но – и отметим это – в нем ни малейшего подражания какому-либо историческому стилю. Его линии и изогнутые поверхности обладают редким очарованием».

Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных".


Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных искусств, где занимался у А.Бала. Перв

ые самостоятельные работы - три дома на улице Дуз Шамбре в Генте. С 1890 года построил большой ряд домов в Брюсселе, в том числе особняк Тасселя на улице Турин.

Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Не сл

учайно поэтому, что именно бельгийцу удалось создать сооружение, начавшее линию "ар нуво" в архитектуре модерна - особняк Тасселя в Брюсселе.

Домом Орты восхищались по двум причинам: он точно соответствовал вкусам владельца, и в нем полностью отсутствовали какие-либо черты прежних исторических с

тилей. Пять лет спустя после того, как дом был построен, Людвиг Хевеши, австрийский критик, опубликовал статью, из которой видно, какое значение придавали современники дому, построенному Ортой.

Архитектура фасада дома на улице де Турин так же оригинальна, как и интерьер. Эркер - стандартная дета

ль каждого дома в Брюсселе - сохранен, но Орта превратил его в криволинейную поверхность с глубокими остекленными проемами. Гладкая стена незаметно переходит в эту выступающую часть фасада. Несмотря на новое моделирование, фасад для того времени, когда был построен дом, в достаточной мере консервати

вен: это просто обычный тип массивной каменной стены.

С 1897 года Орта преподавал в Брюссельской Академии изящных искусств. В том же году он построил в Брюсселе Народный дом. Свежесть замысла, столь характерная для здания на улице де Турин, еще сильнее проявляется в Народном доме. В начале ХХ ве

ка Орта построил несколько торговых зданий. В 1901 году применил при постройке здания магазина "Нововведение" (Брюссель) открытый железный каркас.

В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания первой мировой войны. В 1922-1928 годах архите

ктор создал проект Дворца изящных искусств для Брюсселя.

Орта сделал блестящую карьеру. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Для стиля Орты характерна подчеркнутая новизна и даже сенсационность. Он не только создал новый архитектурный декор, но и активно использовал

те формы, которые уже широко бытовали, но пользовались статусом "новых", "современных". Поэтому в творчестве Орты возникло сочетание эстетики символизма иррационалистического "органического" начала и рационалистических тенденций. Соединение этих противоположных течений можно наблюдать в решении глав

ного фасада Народного дома, который имеет "органический" свободный план, а в вертикальной плоскости являет собой типичный пример рационализма конца XIX века.

В этом смысле Орта продолжал весьма устойчивую во Франции традицию - романтическую интерпретацию готики, когда формы готической архитектур

ы сравнивались с формами растительного мира. Готическая ажурность, свойственная многим произведениям этих архитекторов, шла из этого источника. "Я хочу уже в фасаде выразить план и конструкцию здания так, как это делалось в готике, - говорил Орта, - и подобно готике выявить материал, а природу отобр

1873
Поступил в школу архитектуры в Академии изящных искусств в Генте.
Продолжали посещать Athénée Королевская в том же городе с 1874 по 1877 год.

1878
Уехал в Париж, где поступил в студию дизайнера Jules Debuysson. "Мое пребывание в Париже, гуляя на улицах города, посещение памятников и музеев бросил широко открытыми окнами моей артистической души Ни одна школа могла бы сделать больше для шин меня увлечение архитектурой, чем просмотр и расшифровка этих памятников - энтузиазм, никогда не покидала меня ". (Мемуары, с.8)

1881
Виктор Орта вступил в свой первый брак и переехал в Брюссель, где он поступил в Королевскую Академию изящных искусств. Началось обучение у архитектора Балата, служившего у Леопольда II. Это был любимый архитектор короля , строивший теплицы в Лакене.

1884
Победил в архитектурном конкурсе, спроектировал новое здание парламента.

1885
Разработал проект трех домов в Генте .

1887
Победитель трехгодичного конкурсе, организованном Брюсселе Академию изящных искусств для своих бывших студентов со своим проектом для естественного здания музея истории.

1889
Посетил выставку в Париже, ознакомился с конструкцией Эйфелевой башни, Галереи. Скульптор Блат помог Виктору получить заказ на проектирование павильона к скульптуре "Человеческих Страстей".

1890
Родилась Симоне Орта .

Построил дом по улице Рю де Бордо в Брюсселе.

1892
Назначен профессором на факультете прикладных наук в Университете Свободного Брюссельского, эту должность он ушел в отставку в 1911 году.

1893
Построил Античный Дом в Брюсселе.

Дом Тасселя, по улице Поль-Эмиль в Брюсселе.

1894
Стал президентом Центрального Общества Архитектуры в Бельгии.
Дом с Фризами, по улице Либо - 37, в Брюсселе.

Особняк Сольве, 224 авеню Луиз в Брюсселе.


1895
Особняк Ван Эвельде, на четвертой Авеню Пальмерстона в Брюсселе (расширен в 1898-1901).

Народный дом в Брюсселе (снесен в 1965-1966).

Детский сад, 40 Rue Saint-Ghislain в Брюсселе.

Депре-Ван де Вельде особняк, 3-авеню Пальмерстона в Брюсселе.

1898
Дом и студия, Сен-Жиль (которая стала музеем Орта в 1969).

1899
Особняк Аубек , 520 авеню Луиз в Брюсселе (снесена в 1950).

Дом Карпентье в Ронсе .

1900
Магазин "Иновацци" , Рю Нев в Брюсселе (уничтожен пожаром в 1968).

1901
Особняк Роджера 459 авеню Луиз в Брюсселе (полностью преобразуется).

Дом Дюбуа , 80-авеню Бругманн , Брюссель.

Дом Braecke, в Брюсселе.

1902
, 346 авеню Луиз в Брюсселе.

1903
Музей изящных искусств в Турне (завершена в 1928).

Магазин "Анспач" в Брюсселе (снесен).

"Гранд Базар Анспач " во Франкфурте-на-Майне (снесен).

1906
Орта развелся со своей первой женой.
Магазин Waucquez, 20 рю де Сабль в Брюсселе (Бельгийский центр Газа).

Больница Бругмана в Джетте (завершена в 1923).

1908
Вторая жена Виктора Орты, шведка , Юлия Карлссон.

1909
Магазин Вольферс, улица Аренберг в Брюсселе.

1912
Орта дана задача реорганизации курсов в Академии изящных искусств в Брюсселе.

1913
Был назначен директором этой академии на три года .

1916
Участвовал в реконструкции Бельгийского Конгресса в Лондоне. Немецкие власти узнали о его пребывании в Англии. Не имея возможности вернуться в Бельгию, Орта уехал в Америку, где он оставался до января 1919 года.

1919
Продал свой дом и студия на улице Américaine. Спроектировал фасад Дворца изящных искусств в Брюсселе (открыт в 1928).

Назначен профессором Hoger Instituut Вур Шене Kunsten в Антверпене.

1925
Архитектор Бельгии представил Павильон Почетного легиона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже.

Назначен директором Королевской Академии изобразительных искусств Бельгии .

1932
Орта был произведен в бароны .

1937
Заключительные планы Центрального железнодорожного вокзала в Брюсселе.

1939
Начал писать свои Мемуары.

1945
Сгорела часть его личного архива .

Бывший дом Виктора Орта

Виктор Орта для Брюсселя - как Гауди для Барселоны, а этот музей - его бывший дом. Если думаете, что ар-нуво вас не интересует, это место заставит вас поменять свое мнение. По соседству с музеем щедро раскиданы другие жемчужины ар-нуво, так что прогулка обещает быть занимательной.
Музей не работает по понедельникам.

Виктор Орта – жизнь и творения

Стиль модерна, или по-другому ар-нуво, появился в искусстве и архитектуре в конце 19 начале 20 века. Особенностью этого художественного стиля был отказ от прямых, жёстких линий и обращение к более естественным и живым изгибам. Нередко источником вдохновения для создания новых творений, выполненных в данном стиле, служила сама природа, различные растения.

Искусство зачастую отражает стремления человеческого духа, однако бывает трудно объяснить, как дух времени влияет на соответствующий тип искусства. Каждое крупное произведение - выражение какого-либо аспекта жизни общества или человека. Стиль модерн стал проявлением желания отойти от строгости готических сооружений и привнести в форму здания больше естественности и гибкости линий. В архитектуре этот стиль проявился в особой эстетичности наряду с функциональностью строений.

Тщательно прорабатывались все элементы здания: лестницы, балконы, двери. При этом не меньше внимания уделялось интерьеру - всё должно было быть выдержано в одном стиле.

Одним из первых архитекторов, отклонившихся от строгой готики к стилю ар-нуво, был Виктор Орта . Он родился в Бельгии, в Генте, 6 января 1861 года. Виктор Орта начал своё обучение в консерватории города Гента, однако интерес к изобразительному искусству и архитектуре оказался сильнее привязанности к музыке и позднее он поступил в академию художеств на архитектурное отделение. Будучи ещё совсем молодым человеком, он работал во Франции, у архитектора Ж. Дюбуйссона. Далее он продолжил обучение в Брюсселе, в академии изящных искусств. Его учителем был А. Бала. С 1897 года Виктор Орта начал преподавание в этой академии, а в 1927 году он её возглавил.

Первой самостоятельной работой Виктора Орта стали три дома в родном городе Гента. Потом появился ряд домов в Брюсселе, а также особняк Тасселя. Этот знаменитый дом профессора Брюссельского университета стал одним из первых шедевров молодого архитектора. Особняк Тасселя это воплощение богатой фантазии и художественного вкуса его создателя. Он отличался новизной - в его внешнем виде отсутствовали черты прежних исторических стилей. Здание полностью отвечало запросам владельца и даже превосходило их. Интерес представляют металлические колонны в интерьере особняка, которые полны орнаментального смысла и одновременно имеют конкретную функциональность. Виктор Орта радикально изменил пространство внутри здания, открыл его. Он заменил перегородки хорошо выполненными металлическими конструкциями. Искусно комбинируя стекло и металл, архитектор достиг эффекта прозрачной плёнки, благодаря чему свет проникал повсюду, а лестничная площадка превратилась в освещенный центр жилого помещения. Комнаты особняка были просто залиты светом. Большую часть площади первого этажа дома, со стороны двора, Виктор Орта отвёл под зимний сад, а непроходные комнаты верхних этажей расположил вокруг центрального холла и внутренней лестницы, освещённой стеклянным фонарем. Лестница, ведущая на второй этаж, потрясает изяществом изогнутых линий и напоминает хрупкость и красоту природы - травы и деревьев. Его фантазия в отделке интерьера переходит границы архитектуры и стремится к свободе живописи. «Я спрашивал себя, - говорил мастер, - почему архитекторы не могут быть столь же независимыми, как художники?» Металл для Орта - живой и способный превращаться в растения, травы и цветы, в струи воды, в живую мелодию природы. На колоннах, как на стволах деревьев, «растут» металлические сплетения, напоминающие ветви и листья. Их окружает тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, а также изящество ярких витражей, геометрический узор мозаичных полов и размеренность невысоких настенных панелей, разделяющих пространство на участки. Он стремился использовать металл и стекло так, чтобы выявить их органические качества и придать этим материалам новую архитектурно-художественную выразительность. В особняке Тасселя, Виктор Орта впервые применил линию, названную «удар бича», которая стала образным выражением напряжённого духа времени того периода, а её изящество - образцом графического искусства и стилизации в окнах и витражах зданий стиля модерн.

Ревекка Фрумкина Искусство архитектуры существует в ритме медленных изменений. Точнее, так мы мыслим динамику стилей и предпочтений в этой сфере. Поэтому история архитектуры, как правило, не слишком внятно отвечает на вопросы о том, кто первым построил дом из N этажей (безопорный мост с пролетом Х метров, использовал пандусы вместо лестниц, строил только из стекла и железа, открыл для нас стиль неоготики и т. д.).

Тем более приблизительны высказывания об основателях того или иного стиля в архитектуре. Однако же основателем стиля ар-нуво (l"Art nouveau) единодушно признается бельгийский архитектор Викто́р Орта́ (Victor Horta, 1861−1947).
Орта в своем рабочем кабинете Виктор Орта родился в Генте, в ранней юности увлекался музыкой, однако после нескольких лет учебы в Париже занялся рисованием и в дальнейшем избрал для себя профессию архитектора. Учился в Королевской Академии изящных искусств в Брюсселе, его профессором и наставником стал известный бельгийский архитектор Альфонс Балат (Alphonse Balat), архитектор короля Леопольда II, создавший впоследствии знаменитые Королевские оранжереи в Лакене (Laeken). Орта работал у Балата в качестве помощника, что сыграло немаловажную роль в его профессиональном становлении. Купол Королевских оранжерей Королевские оранжереи представляли собой обширный комплекс построек из стекла и железа, над которыми проектировавший их Балат работал более двадцати лет. Многие решения, найденные в процессе этого строительства, были в дальнейшем использованы в качестве своего рода азбуки стиля ар-нуво; таким образом, для Орта этот опыт был бесценным.

Профессиональная биография Виктора Орта слагается из двух периодов — до Первой мировой войны и после нее. Наиболее «радикальные» свои постройки, прежде всего особняки для частных лиц, Орта успел завершить до войны. Но многие крупные работы — строительство вокзала, больничного комплекса и т. п. — пришлось отложить, и в дальнейшем они оказались в целом более «классичными».

Виктор Орта был архитектором-универсалом и удивительным новатором в самых разных областях архитектуры, дизайна и строительной техники. «Новый стиль», каким Орта его создал и воплотил в материале, предполагал одновременно использование новых принципов планировки и новых материалов.

Итак, «новый стиль» явил миру новые понятия о пластической гармонии. И хотя Орта не был ни проповедником этого стиля, ни философом, он проектировал не только новое здание, но и иное отношение к качеству материального окружения человека.
Перила лестницы в доме Орта Доступные нам фотоматериалы позволяют составить представление преимущественно о домах, построенных Виктором Орта для частных лиц и для себя самого, — в его доме в Брюсселе теперь находится Музей Орта.
Дом Тасселя Подчеркнем, что ни в одном из построенных особняков Орта не стремился выделиться из уже существовавшего архитектурного фона. И его дома на первый взгляд не так уж отличаются от соседей. А ведь задача архитектора и в доме Тасселя, и в доме Сольве, и в особняке, построенном Орта для своей семьи, чрезвычайно осложнялась тем, что архитектурно новаторскую постройку следовало «уместить» между уже имевшимися домами.
Дом Сольве При этом в конструктивном аспекте Орта всякий раз предлагал откровенно дерзкие решения. Это прежде всего так называемый открытый план, когда комнаты плавно перетекают одна в другую, а междуэтажная лестница не помещена в лестничную клетку, но включена в разомкнутую композицию. Это еще и подчеркнутое единство стиля в оформлении всех деталей, включая силуэты оконных рам, дверные ручки и форму светильников. При этом в работах Орта стилистическое единство никогда не переходит в навязчивость.
Дверная ручка Из построек Виктора Орта лучше всего сохранились особняки частных лиц — именно они вошли в наследие ЮНЕСКО.