Мумбаи, трущобы и пара достопримечательностей. Трущобы дхарави в мумбае Получают ли образование дети трущоб мумбая

Но сложно поверить и понять насколько сильны эти контрасты пока не побываешь здесь. В Мумбаи самые дорогие дома в мире легко могут соседствовать с помойкой. Чтобы увидеть как живет обыкновенный индиец, предлагаем отправиться в трущобы.

Трущобы это не какая-то особенность Мумбаи, они характерны для многих городов Индии. Мумбайские трущобы получили широкую известность благодаря фильму «Миллионер из трущоб» и книге «Шантарам», став при этом своеобразной визитной карточкой города.

В силу западного менталитета, нам казалось, что в трущобах должны жить аморальные личности, асоциальные элементы – бомжи, в общем. Но это заблуждение, которое очень сильно обижает гордых жителей трущоб, которые не готовы променять свое жилье ни на какое другое.

Одним из самых крупных районов с трущобами во всей Юго-Восточной Азии является мумбайский Дхарави (Dharavi) . Его площадь 2,17 кв. километра, а население около 3 млн. человек.

На самом деле, трущобы это западное изобретение, которое прижилось и ассимилировало в Индии. В процессе урбанизации и промышленной революции в развитых странах люди стали активно перебираться из деревень в города, зачастую с подачи государство (ярким примером такой политики в современно мире является ).

Новоявленных городских жителей расселяли по временным домам соответствующего уровня. Но мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Поэтому те «временные» прекрасно функционируют до сих пор.

Похожей участи не избежали и Мумбаи. Город рос, развивался и требовал все новых и новых вливаний рабочей силы, причем чем дешевле, тем лучше.

Количество городского населения быстро увеличивалось. Англичан это волновало крайне мало, дешевая рабочая сила есть, а где и как она живет – не их дело, до той поры пока она не попадается им на глаза и никак не влияет на плавное течение их размеренной аристократической жизни.

Поэтому пока центр Мумбаи застраивался в соответствии с градостроительными идеями лучших европейских архитекторов того времени, трущобы разрастались стихийно и хаотично, без плана и идеи, кто что хотел – тот то и строил.

Но так не могло продолжаться вечно. Все расставило по своим местам эпидемия бубонной чумы, которая почти в половину уменьшила население города. Болезнь не щадила никого, ни богатых, ни бедных.

Естественно, виновниками эпидемии были признаны жители трущоб. Отчасти это верно, ведь о соблюдении каких-то санитарно-гигиенических норм речи не шло. С другой стороны, европейскую знать тоже вряд ли можно считать чистюлями. Взять хотя бы , где вельможи справляли нужду в альковах и подтирались портьерами.

Тем не менее, английские наместники приняли решение локализовать поселения мумбайских рабочих и переселить их в какое-нибудь сильно отдаленное от центра, да и желательно и самого города тоже, место.

Таким местом и стал район трущоб Дхарави, который прекрасно существует и в наше время.

Мумбаи один из самых дорогих городов Индии, но трущобы дают шанс жить в нем самым бедным слоям населения. Посудите сами, здесь можно арендовать комнату за 3$ в месяц. Ну и что что она будет из говна и палок и размером с собачью конуру, зато есть крыша над головой и можно спокойно работать.

Трущобы – это город в городе. Здесь есть свои школы, больницы, своя власть. Тут есть даже проститутки на любой выбор. Хочешь девочку, девушку, парня, а можно найти и хиджру (так в Индии называются ).

А еще говорят, что Таиланд вместе с – гнездо разврата, да тайским катоям до индийских хиджру как до луны пешком (как-нибудь я расскажу о них по подробнее, а пока поверьте на слово).

Не вижу особого смысла жалеть жителей трущоб. Среднемесячный заработок здесь, если верить интернету и индусам, около 500$, а среднегодовой товарооборот составляет 650 миллионов долларов в год.

Мы не стали фотографировать жителей трущоб в их “естественной среде обитания”, все же они не животные в зоопарке. Но глядя на них, сложилось ощущение, что они чувствуют себя вполне счастливыми и не горят желанием что-то менять.

Честно сказать, я не решила для себя до конца как относится к трущобам. С одной стороны, лучше хоть какое-то жилье, чем никакого.

С другой, опять это непонятное разведение срача вокруг себя как и в . Бедно ведь не равно засрано?! Или все таки равно?

Трущобы - один из главных туристически символов Бомбея. Во-многом благодаря фильму: «Миллионер из трущоб», который снимали здесь. Помните огромную трубу, которую жители использовали вместо дороги, все эти домики и т.д.? Вот это все Бомбей.

Скоро, кстати, этого символа может и не стать. Трущобы сейчас реконструируют, на месте муравейника ветхих домиков появляются многоэтажки, а вместо узких лабиринтов улиц эстакады и широкие дороги

Самая знаменитая и большая трущоба Бомбея — Дхарави. Одно время она была самой большой трущобой в мире, потом в Азии, но времена меняются и теперь это просто очень большая трущоба. Сколько тут живет народу — никто не знает. Одни говорят миллион, другие три. Площадь района всего 215 гектаров. Здесь расположены производства, школы, больницы, склады и, конечно, тысячи лачуг. Средняя площадь домика здесь — 10 квадратных метров. На этой площади часто умещается большая индийская семья, иногда до 15 человек

01. Начнем с самых низов. Беднейшие жители Бомбея живут в палатках. Палатки строят около моря или совсем близко к железным дорогам, там, где нельзя возвести нормальные домики. Здесь же готовят, здесь же выбрасывают мусор и моют посуду.

02. Жизнь таких палаток недолгая, их сносит ветром, они сгорают, когда жители пытаются согреться холодной ночью.

03. Местами можно встретить целые кварталы и тряпок, и брезента, и фанеры.

04. Внутренний дворик в одном из кварталов таких трущоб

05. Местные жители

06. Несмотря на грязь вокруг, сами жители стараются следить за собой, одежда чистая, все регулярно моются, девушки наряжаются. Встреть их в другом месте, даже не подумаешь, что они могут жить в палатках среди помойки.

07. Также стараются поддерживать чистоту в самих жилищах и проходах между ними

08. Стирка

10. Основной тип бомбейских трущоб — это вот такие многоэтажные домики из металлических листов и фанеры. Начинается все с одноэтажных домиков, а потом растет вверх. а встречаются и 10-этажные трущобы!

11. Слева один из кварталов

13. Разобраться в этих домиках невозможно. Где заканчивается один и начинается другой никто не знает. Конечно, здесь нет никаких адресов и ни на одной карте мира нет этих домов.

14. Такие трущобы ужасно живописны!

16. Жители

17. Давайте зайдем внутрь. Узкие проходы, где иногда сложно разминутся двум людям. Солнечный свет сюда почти не попадает. Многочисленные лесенки, которые ведут на верхние этажи.

18. Вход в одно из жилищ. Жилище здесь — это фактически спальня-гостиная. Едят, готовят, справляют нужду на улице.

19 Внутри самих трущоб текут канавки с водой, куда обычно сливают отходы. Дети гадят прямо в эти канавки.

20. Малую нужду справляют где придется

21. Еще один тип трущоб — вдоль железных дорог.

22. Строят их в непосредственной близости от железной дороги.

23. Идет индийский поезд

24. Жители трущоб разбегаются с рельс. Интересно, ведет ли кто-нибудь статистику, сколько людей погибает тут под колесами поезда?

25. Рельсы часто используют как единственную дорогу, по которой можно выйти из муравейника трущоб.

26. На рельсах играют дети

28. Окраина трущоб и знаменитая большая труба

29. Смотрите, как уютно!

30. Один из дворов

31. Белый дом.

32. Некоторые трущобы расположились на берегу рек и каналов. В обычных города близость реки или берег моря скорее является плюсом. В Индии все наоборот. В реки сваливают мусор, пляжи используют как большой туалет, так что на берегах живут самые бедные слои общества.

33. Иногда реки не видно, так как все завалено мусором.

34. Обратите внимание, что мусор тут выбрасывают прямо из задней двери одного из домов. То есть, люди могли жить на берегу канала, но они решили жить около смердящей помойки

35. Это тоже канал, полностью заваленный мусором. Где-то там внизу течет вода… Мусор разлагается и гниет, вонь ужасная.

36. Вот так!

37. Но людям нравится

39. Вот такой житель. Обезьянка оказалась злой и чуть меня не сожрала!

40. Давайте заглянем внутрь жилища. Как видите, там очень чисто.

42. Гостиная

44. В некоторых домиках располагаются предприятия по пошиву одежды или приготовлению еды. Может быть где-то здесь шьют ваши любимые джинсы!

45. Сейчас трущобы активно застраиваются. На месте ветхих домиков строят многоэтажные дома, вместо узких проходов делают эстакады. Так что, скоро знаменитые трущобы Бомбея увидеть вы сможете только на стары фотографиях.

47. Обязательно погуляйте здесь

48. Не пожалеете.

49. Я плохого не посоветую.

51. Завтра Бомбей будет таким!

2017-11-10 19:07:11

Миллионы людей умудряются существовать здесь в халупах из пластика, снимаемых за 300 рублей в месяц, при этом сохраняя оптимизм и отличное настроение. Вот тут призадумаешься: не слишком ли часто мы жалуемся на жизнь?


Смотреть все фото в галерее

Всего в индийском мегаполисе Мумбаи (до 1995 года - Бомбей) проживает 21 миллион 300 тысяч человек, из них примерно 40 процентов - именно в таких «квартирах», как на фотографиях. Странно, но и во мраке трущоб существует разница между обитателями. Самые бедные просто ставят на земле палатку, ютясь там десятилетиями: даже в период сезона дождей, когда город заливает море воды с небес. «Домик» из пластика стоит в аренду 330 рупий (300 рублей) в месяц: просто крыша над головой - никаких условий. Туалет - в ближайшей сточной канаве или на помойке, мыться - окунайтесь в загрязнённое отходами от кораблей море. Каменная «клетушка» посреди гор мусора, не протекающая в ливень - жильё для богатых, тут уже надо выложить 3000 рупий.


Поселения похожи друг на друга, как близнецы… десятки таких районов разбросаны по всему Мумбаи.


27-летний Мохаммад Гуджарати, протискиваясь между верёвок с бельём, показывает мне свой «дом». Жилищем это можно назвать только с жуткой натяжкой: раскисший от дождей земляной пол, внутри старый матрас, стены и крыша из квадратных кусков пластмассы обтянуты синим целлофаном, чтобы на голову не лилась вода. Мохаммад живёт тут вместе с женой 5 лет — в пластиковой халупе у него родились двое детей. «Холодов в Мумбаи не бывает, лето круглый год, тёплые вещи не нужны, — радостно сообщает он. — Помыться можно в море, еду готовим во дворе». Он работает на одном из подпольных предприятий в трущобах, где шьют джинсы — подделки известных брендов, и получает 2500 рупий (примерно 2250 руб.), из которых 330 рупий (300 руб.) ежемесячно отдаёт за так называемую «квартиру». «Как видите, я живу отлично». — «Отлично?!» — «Ну да, а что вас удивляет?» Признаюсь честно — меня поразил «позитив» обитателей трущоб Мумбаи. Почти все, кого я опросил, несмотря на нищету, считают себя счастливыми. Интересно почему?

Жизнь в целлофане.


Не всем «трущобникам» везёт, как Мохаммаду, ведь в его «хоромах» проживают всего 4 человека. Средняя площадь пластиковой клетушки в Дхарави (там, где снимали блокбастер «Миллионер из трущоб») — 102 м, и порой внутри теснятся 10-15 (!) человек — родители, дети, бабушки, дедушки. Жизнь проходит на улице, домой приходят исключительно спать. Когда семья большая, подрост­ков в 16 лет выселяют наружу: гуляй там в сезон дождей под куском целлофана, пока не найдёшь работу и не арендуешь своё жильё… в общем, взрослеют в Дхарави рано. В трущобах существуют и свои олигархи — по подсчётам властей, среди гор мусора и полусгнивших отходов работают 13 000 однокомнатных «фабрик» и 5000 (!) нелегальных цехов, штампующих кроссовки, одежду, кожаные аксессуары.


«Вот эту «Шанель» делал лично я, — 17-летний «кустарь» Хамид показывает на лежащую в углу чёрную сумочку из мягкой козь­ей кожи. — По утрам появляются оптовики и всё забирают. Кстати, из России бизнесмены тоже приезжают — наша продукция у вас хорошо продаётся в самых лучших магазинах Москвы и этого… Петербурга». Я представляю, как российская модница покупает за безумные деньги в бутике «Шанель» сумочку, произведённую рядом с огромной помойкой руками трудолюбивого Хамида, и мне становится весело.

«А на что жаловаться?!»


В трущобах живут 40% от 21-миллионного населения Мумбаи: 60% индусов, 30% мусульман и остальные христиане. «Дома» кроме уже упомянутого пластика часто лепят из брезента, тряпок (!) и фанеры. Не поверите, но такие халупы бывают даже многоэтажными, настраиваются одна на другую. К постоянному запаху гнили и тухлых яиц привыкают через неделю, больше не замечая его. Районы трущоб — мусорная свалка, любые отходы сбрасывают в гигантскую канаву, которая когда-то была рекой, или просто отгребают немного подальше от хижин. Остатки еды, пластиковые пакеты, очистки годами затем валяются у стен и разлагаются на солнце. Среди «улиц» (то есть в проходах между трущобами) течёт нечто вроде арыков — туда справляют нужду (прямо на людях, не стесняясь). Из-за готовки пищи на кострах постоянно вспыхивают пожары с большим числом жертв. Господи, как вообще можно здесь выжить?


— Я не вижу причин жаловаться — ах, какой я страдалец, — усмехается обитатель трущоб Вишну Капур. — Я не умираю с голоду, хватает еды на каждый день, я одет и даже скопил на мобильный телефон (он показывает кнопочную китайскую дешёвку). Моя меня любит, а дети считают образцом для подражания. Совсем нет долгов — ибо какой банк сойдёт с ума, чтобы выдать мне кредит? Я вегетарианец, не пью и не курю. Конечно, я хочу лучшей жизни — а кто не хочет? Но понимаю — для этого нужно много работать, ничего с неба не свалится. Я не ворую, оправдывая себя своей бедностью, стараюсь хорошо заработать. Через пару лет планирую переехать в каменное жильё.

Уснуть под поездом.


Я нигде не видел столько улыбок, как в мумбайских трущо­бах. Люди просто светятся. В хижинах очень чисто, всё вымыто и выметено. Жители трущоб обязательно моются (запахов немытого тела нет), прямо на ходу чистят зубы, девушки одеты в нарядные выстиранные платья и сари. Фотоаппарат, конечно, их в восторг не приводит — могут и выругаться, и камнем кинуть. «После успеха «Миллионера из трущоб» к нам стали ежедневно водить туристические группы, — недовольно рассказывает мой сопровождающий. — Приезжают богатые люди, ходят и смотрят на нас, как на животных в зоопарке, фотографируют без разрешения — извините, им тут не сафари в Африке». Меня приглашают в комнатку в трущобах, кладут угощение: чуть варёного риса и кусочек лепёшки с соусом — я пробую, чтобы не обидеть хозяев. Владелец жилища объясняет структуру здешних семей — мужчины зарабатывают деньги, а женщины занимаются домашним уютом и деть­ми. «Если мужик не работает, значит, это не мужик, — сурово подытоживает пожилой глава семейства. — У нас лентяи не задерживаются».


В Мумбаи имеется специальная трущоба, называемая Дхоби Гхат, — приют для 700 семей, стирающих бельё для всего города, чаще всего руками. В основном прачками становятся «неприкасаемые» из низшей касты. Но и там я встретил весьма довольных граждан. «Какие у меня планы? — удивляется 12-летний Радж. — Конечно, продолжить бизнес своего папы. Я уже сейчас помогаю ему сушить бельё». Отец обнимает мальчика и обращается ко мне: «Когда я был маленький, знал, чем буду заниматься и что у меня будет любимая работа. Это, разумеется, круто — сидеть в офисах под кондиционером, но кто же тогда станет обеспечивать людей чистыми простынями?»


…через пятнадцать-двадцать лет с рук слезает кожа.


Вечером в трущобы слетаются тучи комаров — мудрые индийцы защищаются от них, натерев кожу апельсиновыми или лимонными корками. Многие дома расположены прямо у моря (случись шторм — смоет) или вокруг железной дороги: грохот поезда не мешает спать, рядом с рельсами играют дети. У нас бытует популярное мнение: дескать, в России живут хуже всех. Тот, кто это говорит, ничего не знает о плохой жизни. Разумеется, следует всегда равняться на лучшее, а не на худшее. Но именно в трущобах Мумбаи приходит осознание: вполне можно быть счастливым и без богатства.


У многих жителей России имеются сложности — кредиты, проблемы на работе, разборки дома. Хоть на один день забудьте о них. Крепко поцелуйте любимого человека. Обнимите родителей. Поиграйте с детьми. И вы поймёте — ваша жизнь вовсе не так плоха, как она сейчас кажется.

Трущобами называют бедные районы города, в которых частично или полностью отсутствует инфраструктура (свет, газ, вода и т.д.), необходимая для нормального существования человека. Несмотря на современный прогресс и строящиеся повсюду небоскребы, в мире еще встречаются неблагополучные районы с ветхим жильем. В Индии, например, около 93 миллионов жителей проживает в районах для бедных. Давайте вместе совершим прогулку по грязнейшим трущобам мира:

Фото 10. Улочка шанхайских трущоб [by Joezgc ]

С давних времен Шанхай являлся портовым городом с грязными улицами, опиумными притонами и складами, окруженным полями из риса. В 19 веке в городе происходят изменения, благодаря приходу инвестиций с Запада: возводятся современные районы с финансовой и торговой инфраструктурой. Сегодня Шанхай превратился в крупный мегаполис с банками, торговыми центрами, магазинами класса люкс, технологическим транспортом. Но, несмотря на это, до сих пор существуют бедные кварталы Шанхая.


Фото 9. Разрушенное поселенцами здание Bassac apartments в Камбоджи [rupert-england.blogspot.ru ]

Bassac apartments был одной из архитектурных жемчужин Камбоджи. Инновационный жилой комплекс был построен в 1960 году. Сейчас, к сожалению, мы наблюдаем разрушенное строение.


Фото 8. Дети играют в деревне Beilu, Линьфень [flickr.com ]

Линьфэнь расположен в провинции Шаньси в Китае. Примерно 3 миллиона людей живут в этом загрязненном городе. У людей наблюдаются постоянные проблемы со здоровьем, но уехать оттуда они не могут, так как нужны деньги для переезда, которых у них нет.

7. Трущобы Могади́шо, Сомали


Фото 7. Улицы Могадишо.

MAGADISHU (Могади́шо) является крупнейшим городом в Сомали, главный порт страны, культурный, финансовый и индустриальный центр с населением примерно два миллиона жителей. Сотни тысяч людей бежили из города из за затянувшегося на долгие года конфликта. Большинство жителей в Могадишо голодают и бедствуют, надеясь на помощь благотворитедьных организаций.

6. Фавелы Рио-де-Жанейро, Бразилия


Фото 6. Фавела Рио-де-Жанейро, Бразилия

Фавелы (так называют бразильские трущобы) Рио-де-Жанейро управляются как правило наркобаронами. Регулярные перестрелки между торговцами наркотиками и полицией приводят к высокой смертности местного населения.


Фото 5. Трущобы Каракаса, Венесуэла [wikimedia.org ]

Каракас – столица Венесуэлы, город с высоким уровнем преступности. Жителям рекомендуется не выходить на улицы в ночное время и быть бдительными в транспорте и на улице. Одним из самых криминализированных районов города является Петара.

4. Кения, Африка


Фото 4. Трущобы в Кении [by Amnesty International ]

Трущоба Deep See в Кении.

3. Джакарта, Индонезия


Фото 3. Трущобы Джакарты, Индонезия [http://www.worldvision.com.au/ ]

В городах Индонезии одной из самых больших проблем является получение чистой воды.

2. Трущобы Манилы, Филиппины


Фото 2. Трущобы в Манила, Филиппины

Мани́ла является столицей государства Филиппины, ощущается контраст между бизнес-центром города и бедными районами.

1. Трущобы Мумбая: Дхарави


Фото 1. Трущоба Дхарави в Мумбаи, Индия [sarahcolekammerer.com ]

Мумбаи (раньше называли Бомбей) – многонаселенный город, крупный фмнансовый и экономический центр Индии. Несмотря на это, существует множество бедных районов – трущоб в Индии, одним из которых является Дхарави.

May 27th, 2012

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, когда-то я жил в Москве, но было это до того, как я отправился в путешествие из Индии в Аргентину. Сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей благодаря замечательной книге «Шантарам». Под катом 55 фото, сделанных 23 мая 2012 года в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около.

Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление - Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь.


Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу - сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

2.

3.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка - их бесчисленное множество.

4.

5.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся - это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно - и улица, как общая спальня.

6.

7.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.

8.

У всех у них выработана беспрекословная покорность - они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.

9.


Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав это страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья - супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.

10.

В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого и, пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».

11.


Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус - он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.

12.

13.

14.

15.

16.


Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!

17.

Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.

18.

Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков - два этих совершенно разных мира существуют бок-о-бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.

19.

Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, - это, что называется, класика жанра.

20.

Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь - жилые «кварталы».

21.

22.

23.

24.

После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы.

25.

К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей - те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.

26.

27.

28.

После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея - внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

29.

30.

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина - большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.

31.

Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!

32.

33.

34.

Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни - мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!

35.

И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас!

36.

Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»

37.

Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

38.

39.

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»

40.

41.

Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.

42.

Проститутки в аляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам - боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.

43.

Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры - древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).

44.

Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.

45.

Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

46.

47.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад - в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем - шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса - на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).

48

К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!

49.

В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.

50.

На автобусной станции обычная радушная толпа!

51.

Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии - поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.

52.

А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад - в Бомбей тем же путем.

53.

На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.

54.

Ну и окончание этого необыкновенного дня, как и почти всегда в моем путешествии, за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

55.